Эмоциональная устойчивость как развить. Дети должны быть вовлечены в процесс решения проблем. Что значит – быть эмоционально устойчивой

    Остановитесь и сосредоточьтесь. Когда эмоции захлестывают нас, очень сложно понять, что мы чувствуем. Если эмоция положительная, то мы чувствуем себя прекрасно, но когда одолевают грусть и беспокойство, то такие чувства могут быстро выйти из-под контроля. Остановитесь и сосредоточьтесь на ваших пяти чувствах. Так вы сможете лучше контролировать беспокойство или гнев.

    Дышите. Когда вы испытываете сильные эмоции, ваш организм может соответственно реагировать. Чувство «бей или беги» имеет место тогда, когда ваша симпатическая нервная система активируется гормонами, например, адреналином. Учащается пульс и дыхание, а ваши мышцы напряжены. Дышите глубоко , чтобы расслабиться и вернуться к нормальному состоянию.

    Визуализируйте. Это успокаивающая и расслабляющая техника, которая поможет вам контролировать эмоции. Визуализация требует практики, но она поможет вам преобразовать негативные мысли в позитивные.

    • Начните с выбора «безопасного места». Это может быть любое тихое, безопасное и расслабляющее место, которое вы можете себе представить. Например, пляж, спа-салон, горная вершина.
    • Найдите место, где вы сможете практиковать визуализацию. Оно должно быть тихим и удобным. Там вас не должны отвлекать в течение нескольких минут.
    • Закройте глаза и представьте себя в безопасном месте. Представьте себе, как оно выглядит. Что там происходит? Какие запахи вы чувствуете? Какие звуки вы слышите?
    • Дышите медленно и равномерно. Постарайтесь расслабить мышцы, если они напряжены. Если вы чувствуете себя неловко или тревожно, не судите себя за это. Просто попробуйте представить себя в успокаивающем окружении и расслабиться.
    • Попытайтесь представить негативные эмоции в качестве материального объекта. Сначала вам будет неловко, но не прекращайте попыток. Представьте негативные чувства как что-то такое, от чего вы можете избавиться в воображаемом безопасном месте. Например, представьте, что ваш гнев - это пламя. Огонь не может гореть без кислорода. Представьте гнев в виде пламени и понаблюдайте, как оно потухнет. Или представьте стресс в качестве палки. Отбросьте палку подальше от вашего безопасного места и вообразите, что стресс исчез.
  1. Доброта по отношению к самому себе. Это противоположность самокритики. Нас часто учат стремиться к совершенству и тому, что отсутствие совершенства - это провал. Тем не менее лучше рассматривать себя (да и других людей) как «несовершенного» человека. Исследования показали, что перфекционизм мешает людям достигать успехов.

    • Вы будете эмоционально устойчивым, если будете относиться к себе, как к близким людям. Например, если ваш близкий человек совершит ошибку, вы, скорее всего, простите его. Поступайте так же по отношению к самому себе.
  2. Общечеловечность. Это противоположность самоизоляции. Возможно, вы думаете, что вы единственный, кому больно от ошибок и потерь (как будто другие люди не допускают оплошностей). Общечеловечность - это признание того, что боль и страдания присуще всем людям; так вы будете судить себя менее строго.

    Осознанность. Это противоположность эгоцентризма. Вместо отрицания или концентрации на негативных эмоциях осознанность позволит признать и принять все ваши чувства такими, какие они есть.

    Подумайте над образом «самый лучший я». Исследования показали, что такая визуализация приводит к возникновению позитивных чувств. Для создания такого образа требуется следующее: представляйте себя в будущем, когда вы добились своих целей, и продумывайте свои личностные черты, которые позволят вам добиться ваших целей.

    • Начните с воображения времени в будущем, в котором окажется ваш образ. Подумайте над самыми важными чертами личности (важно, чтобы образ создавался именно вами, а не под давлением других людей).
    • Воображайте позитивный образ. Представьте каждую мелочь. Вы можете думать об этом как о мечте, жизненной вехе или грандиозной цели. Например, если ваш образ - это успешный предприниматель, детально представьте его. Сколько у вас сотрудников? Какой вы начальник? Как много вы работаете? Что вы продаете?
    • Запишите подробности такой визуализации. Подумайте о том, какие характеристики присущи вашему образу. В нашем примере предприниматель должен быть творческим и упорным и уметь решать проблемы и налаживать связи.
    • Вспомните, какими чертами вы уже обладаете. Вы, вероятно, удивитесь! Затем подумайте, какие черты нуждаются в развитии. Представьте, как вы можете приобрести необходимые навыки.
    • Очень важно, чтобы такая визуализация не превратилась в самоосуждение. Не судите себя за качества, которыми вы обладаете или не обладаете в настоящий момент! Вместо этого сосредоточьтесь на образе человека, которым вы хотите стать.
  3. Не принимайте все на свой счет. Невозможно контролировать чужие мысли или действия, но можно контролировать свою собственную реакцию на поведение других людей. Помните, что в большинстве случаев высказывания или поведение других людей не имеет ничего общего с вами. Принимая что-то на свой счет, вы позволяете другим людям властвовать над вами.

Создание и следование здоровым привычкам

    Начинайте день с самоутверждения. Оно поможет вам в самосострадании. Когда вы чистите зубы или собираетесь на работу, повторяйте значимую для вас фразу.

    • Например, говорите что-то вроде: «Я принимаю себя таким, какой я есть», - или: «Я люблю себя».
    • Если у вас есть слабые места, например, вам тревожно или вы думаете о своем теле, во время самоутверждения сосредоточьтесь на них. Например, если вы испытываете чувство тревоги, повторяйте: «Я сделаю все, что в моих силах. Я не смогу сделать большего. Я не могу контролировать действия других людей». Если вы думаете о своем теле, попробуйте сосредоточиться на чем-то положительном: «Сегодня я буду добра к моему телу, потому что я заслуживаю доброту», - или: «Сегодня я выгляжу счастливой и здоровой».
  1. Это ключевой момент при развитии эмоциональной устойчивости. Уверенность в том, что вы уникальная и достойная личность, поможет вам контролировать ваши эмоции. Когда вы сталкиваетесь с трудностями, напомните себе, что вы в состоянии преодолеть их.

    Развивайте «эмоциональную выносливость». Вы можете повысить эмоциональную устойчивость, сосредоточиваясь на положительных эмоциях, таких как сострадание и благодарность. Такие эмоции помогут вам понять, что многие страхи и тревоги присущи не только вам, но и другим людям.

    Сочувствуйте другим людям. Это поможет вам построить сильные, здоровые отношения. Также при помощи сочувствия вы сможете лучше контролировать свои эмоции.

    Научитесь спокойно воспринимать неопределенность. Неопределенность страшит многих людей, поэтому является причиной эмоциональных проблем. Если вы не сможете мириться с неопределенностью, то будете постоянно беспокоиться, избегать неопределенных ситуаций и станете зависеть от чьих-то подбадриваний. Помните, что неопределенность неизбежна в жизни каждого человека. Вы укрепите вашу эмоциональную устойчивость, если научитесь спокойно воспринимать неопределенность.

    Не размышляйте об одном и том же. Такие размышления являются распространенной реакцией на некоторые эмоции, особенно на печаль или гнев. Когда человек размышляет об одном и том же, он становится одержимым - он думает о конкретной ситуации, мысли или чувстве снова и снова (аналогично испорченной пластинке). Размышления препятствуют нахождению решения проблемы. Кроме того, так можно попасть в ловушку цикла негативного мышления, что нередко приводит к депрессии и стрессу.

    Замените негативные мысли продуктивными. Зачастую человек размышляет над одной негативной мыслью. Вместо этого вообще избавьтесь от негативных мыслей! Переформулируйте негативные мысли в позитивные.

    • Например, если вы недавно расстались с вашим любимым человеком, наверняка вы размышляете над тем, что пошло не так. В результате вы можете прийти к выводу, что во всем виноваты именно вы. В подобной ситуации люди зачастую начинают задаваться вопросом: «Что, если…», - и начинают чувствовать, что в жизни у них ничего не получается.
    • Вместо этого попробуйте сосредоточиться на продуктивном, реалистичном мышлении. Например: «Мои отношения с этим человеком закончились. Я не хотела этого, но я смогу построить хорошие отношения с другим человеком. Для этого я воспользуюсь полученным опытом».
  2. Научитесь решать проблемы. Размышления зачастую фокусируются на абстрактных, неразрешимых вопросах, таких как: «Почему это всегда случается со мной?» - или: «Что случилось со мной?» Вместо таких размышлений сосредоточьтесь на поиске решения своихпроблем.

А если эмоции управляют человеком, он может быть эффективным менеджером (управленцем)?

Приведу всем знакомые ситуации. Утро, совещание. Начальник кричит, его лицо красное, искажено праведным гневом, он с трудом находит слова, заменяющие всем понятный русский мат. Сотрудники слушают, не потому, что им нравится, а потому, что от руководителя зависит их зарплата. Но внутри рождаются ответные эмоции, находятся слова, которые внутренний голос проговаривает без всякой цензуры, поскольку вслух они сказаны не будут. В результате негативно эмоционально заряженные сотрудники идут к клиентам и выплёскивают в виде эмоций на них всё содержание своего душевного подвала. Клиенты недовольны, они возмущены, поэтому эмоционально передают своё возмущение плохим обслуживанием тому самому начальнику.

Утро, совещание. Начальник кричит... И так каждый день. Бизнес рушится, здоровье уходит. А ничего не поделаешь — эмоции! Или что-то можно сделать? Хотя бы подумать.

Начальник кричит, потому что ему горько видеть, как клиенты несут деньги в другое место.
По теории психологов В. Джеймса и К. Г. Ланге,
Начальнику горько, потому что он кричит.
Ещё одно понимание ситуации:
Начальник кричит для того,
Чтобы повлиять на сотрудников,
а ему горько и плохо для того,
чтобы это сработало.

Как ни странно — срабатывает, каждый раз успешно приобретается негативный опыт, ведущий к развалу бизнеса и утрате последних остатков здоровья. Итак, подумали, правда ли, что ничего нельзя изменить? После изложения таких мыслей одной милой девушке, начальнице отдела продаж большого сетевого магазина, она изрекла: «У меня после этих размышлений вопрос в воздухе повесился!» Хорошо. Иногда вопросы важнее ответов, пока мы задумываемся, есть шанс всё изменить к лучшему.

Ещё ситуация. Так бывает, что девушки на работе больше «отношаются», чем работают. Для них важно, кто в чём пришёл, какие новости в личной жизни, кто кого бросил, как покрасилась, и обязательно нужно выяснить отношения с той, что посмела прийти на работу в таких же туфлях, как и у меня. Всё отношение передаётся с помощью богатых, чаще негативных эмоций, причём к обеду эмоции раскручиваются так, что работа уходит на второй план. Клиенты мешают, потому что внутри кипит масса невысказанного, а они со своими проблемами.

· Кто работает в женском коллективе, тот может это представить.

Конечно, не всегда и не везде так, но встречается. За всем этим неприятием и выяснением отношений стоят разные причины. Но при попытке руководства навести порядок, скандальные барышни приводят с их точки зрения железный аргумент, например такой: «после того как она мне это сказала, я просто не сдержалась и взорвалась!». Что в переводе означает, после того, как услышала некоторые слова, сняла с себя обязанность быть приличным человеком и разрешила себе эмоционально хулиганить.

· Потому что, когда пришли эмоции, они стали руководить человеком, а не он ими.

И если руководитель поверит в святое право подчинённых скандалить, а не работать, прикрываясь нахлынувшими эмоциями, то перспективы процветания бизнеса становятся весьма туманны.

Думаю, что хороший менеджер, это эмоционально устойчивый менеджер. Почему так? Ответ прост. Негативные эмоции дорого стоят. Во-первых, в денежном выражении, во-вторых, впустую растрачивается самое дорогое — здоровье. Клиенты, часто, несут деньги туда, где им рады, даже если покупают худшую продукцию, чем у мрачного и недружелюбного продавца, но предлагающего более качественный товар. Простая истина, улыбка, дружелюбие, радость — деньги притягивают. Другие эмоции и состояния — злость, раздражение, невнимание, деньги «отпугивают». Поскольку сознание и тело, очень связанные системы, то негативные эмоции сильно влияют на ухудшение здоровья. Если в голове постоянный негатив, а на лице эмоции раздражения и злости, то со временем, человек приобретает облик, который заслуживает. На лице появляется маска «Не влезай — убьёт!», тело становится как трансформаторная будка, постоянно гудит голова, потому что её тяжело носить в себе массу негативных переживаний. Такие люди уже не думают об успешной, эффективной, красивой жизни — выжить бы. А любой работодатель от таких людей старается избавиться, потому что — они не могут эффективно работать.

Но если негативные эмоции, мешающие работе, являются просто привычкой, что делать?

Научиться управлять своими эмоциями в Синтоне можно на тренинге «Мир эмоций: управление собой »

Как говорил Эпиктет: «Какое же против привычки можно найти средство? Противоположную привычку».

Властвовать над своими эмоциями, это такая же хорошая привычка, как чистить зубы по утрам, умываться, говорить — здравствуйте! Когда то мы были маленькими детьми и не умели делать ничего из вышеперечисленного, но научились. Хорошая новость в том, что начать управлять своими эмоциями никогда не поздно. Особенно, если понять, как это может быть выгодно.

Дикая кошка, попадая в капкан — молчит. Потому что — выгодно. Она знает, что если будет орать в лесу, быстро съедят в диком мире лесной конкуренции. Наступите на хвост домашней кошке — будет орать. Домашняя кошка в лесу не выживет, она надеется, что о ней будут заботиться всегда, кормить, ухаживать, оберегать. Сущность эмоций такова, что управление ими ведёт к успеху, отсутствие контроля — к зависимости и поражению.

Мир бизнеса — это дикий лес конкуренции, со своими законами, правилами, справедливостью. В нём выживают только тот, кто может управлять своим состоянием, своими эмоциями, своей жизнью. Тренинги которые так же помогут выжить и разобраться в мире бизнеса собраны в разделеах «

Справляться со стрессами намного проще, когда ребенок является эмоционально устойчивым. Чтобы добиться требуемого равновесия, родители должны придерживаться следующих правил.

Найдите время, чтобы выслушать

Когда вы находите время для того, чтобы поговорить с ребенком и выслушать его, это делает малыша более устойчивым в эмоциональном плане. Знаете ли вы, что тактика активного слушания раскрепощает подростка и делает его более открытым? Он осознает, что маме не безразлична его жизнь, и начинает охотнее делиться самыми сокровенными переживаниями. Отведите на разговоры по душам 10 минут в конце каждого дня. Спрашивайте о проблемах во взаимодействии с друзьями, о страхах, опасениях или ситуациях, которые могли бы повлечь за собой гнев. Расскажите, как справляться с социальными неудачами и как мириться с разочарованиями, делитесь собственными историями из детства.

Дети должны быть вовлечены в процесс решения проблем

Когда родители слишком опекают свое чадо, они доходят до того, что могут выполнить трудное домашнее задание или сделать за ребенка проектную работу. Это не принесет пользы для малыша, ведь когда он останется один на один с проблемой, он сникнет и опустит руки. Альтернативой гиперопеки видится стремление дать ребенку больше полномочий. Даже если кроха сталкивается с какими-то сложностями в выполнении заданий, не торопитесь делать все за него. Сначала спросите, есть ли у малыша идеи, которые могли бы помочь найти решение. К сожалению, родители редко предлагают сотрудничество, ссылаясь на нехватку времени, им проще сделать это самостоятельно.

Стимулирование мышления роста

Исследования показывают, что существует два типа мышления: фиксированный тип и мышление роста. В первом случае ребенок изначально знает, что он является "умным" или "не способным к обучению", и он несет эту модель на протяжении всей своей школьной жизни. Именно потому троечники не стремятся лезть из кожи вон, ведь они уверены, что не смогут улучшить свои результаты. Во втором случае дети знают, что успехи приходят с тяжким трудом и пропорциональны приложенным усилиям. Любой провал они умеют принимать философски, осознавая, что ошибки и неудачи - это неотъемлемая часть уникального опыта. При этом эмоциональная устойчивость этих детей очень высока. Они не боятся говорить родителям о двойках и делают все, чтобы исправить плохую оценку.

Фиксированное мышление приводит к тревожному давлению, где каждый провал является еще одним подтверждением низкого уровня интеллекта. Это полностью отбивает у школьника желание учиться и лишает его перспектив. Мышление роста, напротив, рождает мотивацию к улучшению результатов и является мощным способом тренировки ума. Интеллект можно сравнить с мышцами, которые становятся крепче и сильнее, если их чаще использовать.

Эмоциональная лексика

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок проявлял эмоциональный интеллект и умел доходчиво делиться собственными переживаниями. Работайте над увеличением словарного запаса. Чем больше оценочных определений, выражающих эмоциональное состояние, будет использовать малыш - тем лучше. Пусть он не стесняется говорить, как он безмерно счастлив, почему он зол или что побудило его расстроиться. Таким образом, он научится не только различать чувства и эмоции, но и лучше их описывать.

Не усердствуйте с похвалой

Похвала сравнима с кислородом, но в неумеренных количествах может лишить ребенка мотивации. Важно следить за тем, какие факторы вы предпочитаете оценивать и выделять. Считается, что интеллект дан ребенку от природы, поэтому не стоит его хвалить за то, что он умен. А вот приложенные усилия на пути к достижению успеха - это заслуга самого школьника, поэтому они должны быть оценены по достоинству. Родителям, которые не скупятся на похвалу и делают акцент на самых незначительных достижениях ребенка, небезынтересно будет узнать, что чрезмерная похвала способствует росту нарциссических качеств.

Избегайте злоупотреблений

Когда родители не только стремятся обеспечить ребенка всем необходимым, но и откровенно балуют его, это имеет разрушительные последствия для психики малыша. Исследования показывают, что избалованные дети, став взрослыми, испытывают определенные проблемы с самоуважением, доверием и любовью. Некоторые эксперты полагают, что баловство - это своеобразная форма детской безнадзорности. С помощью дорогих подарков, карманных денег и игрушек родители компенсируют нехватку любви и внимания.

Однако подобная модель взаимодействия лишает ребенка возможности формировать важные навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Дети должны знать, что материальные блага не сыплются с неба, их нужно заслужить упорным трудом. Также они должны знать, что нельзя все время получать все, что захочешь, а иногда приходятся мириться с разочарованием.

Научите принципам взаимопомощи

Перевести старушку через улицу, принести лекарства больной бабушке или попытаться снять котенка с дерева - все эти простые истины учат детей заботе и взаимопомощи. Поручайте старшим детям читать пред сном малышам, давайте посильные поручения в саду. Общественные работы не должны рассматриваться подростками как еще один шанс заслужить похвалу учителей. Хорошо, когда ребенок воспринимает это как уникальный шанс облагородить пришкольную территорию и внести свою посильную лепту в благоустройство.

Опасайтесь критики

Многие родители думают, что критика может быть полезной, но это не так. Когда вы указываете на недостатки или просчеты ребенка, это не вызывает в нем ничего, кроме озлобленности и злости. Он начинает дерзить в ответ, становится грубым и непочтительным. Такое дерзкое поведение не может остаться без внимания родителей, и они направляют в сторону незадачливого подростка вторую волну критики. На этот раз им не нравится дерзость и грубость. Проявите терпение и постарайтесь уважительно выслушать рассказ о причинах, которые повлекли за собой неудачу.

Управление эмоциями

Родители должны обладать навыками переговорщиков, но для этого стоит научиться адекватно реагировать на детские эмоции. Когда ребенок расстроен, мама тут же пристает к нему с расспросами. Она делает это из благих побуждений, стремясь защитить и облегчить боль советом. Однако, вместо того чтобы спрашивать малыша, по какой причине он так расстроен, поинтересуйтесь, чем вы можете помочь, чтобы решить ситуацию? Расскажите, что иногда людям приходится мириться с грустью и научите его распознавать эмоции на лицах близких людей.

Во взаимодействие с другими людьми каждый человек подвержен эмоциям, настроению своего собеседника. Если у партнёра по диалогу доброе расположение духа, общение происходит на позитивной ноте. И каждый из собеседников с чувством удовлетворения завершает диалог.

Но нередки случаи, когда один из партнёров чем-то огорчён, рассержен или зол, часто это даже не связано с собеседником, но негативный эмоциональный фон уже присутствует и резко сказанное слово или недовольный взгляд вызывает личные переживания:

  • «Может я что-то сделал (а) не так»;
  • «Он (а) злится на меня»;
  • «Со мной что-то не так, раз человек недоволен»;
  • «Что сделать, чтобы изменить отношение к себе?».

Подобные мысли усиливают тревожное состояние человека и общение становится всё более натянутым и напряженным. При этом данное состояние сохраняется даже после завершения диалога, мысли прокручиваются и ситуации додумываются. И всё это негативно влияет на самоощущения и самооценку человека. Усиливается недооценка себя и своих способностей, возникают сомнения в своей нужности и полезности, человек перестаёт видеть свою уникальность, акцент смещается с сильных личных сторон на собственные недостатки. Подобное состояние ухудшает и качество общения с другими людьми. Неуверенный в себе человек уклоняется от близкого общения, боясь показать свою никчемность или получить нежелательную реакцию в виде замечания или жёстко сказанного слова.

Что можно сделать, чтобы быть эмоционально устойчивым в общении с другими людьми (коллегой, супругой (ом), начальником)? Не подвергаться их настроению и состоянию?

  1. Разграничить личную ответственность и ответственность другого человека. Каждый человек сам хозяин своей головы и господин своего состояния. Собеседники могут в процессе взаимодействия влиять друг на друга, но они не определяют состояния и настроения другого человека. Степень влияния определяется самим человеком, который этому влиянию подвергается. Поэтому не стоит состояния других людей объяснять собой или своим поведением.
  2. Отслеживать и понимать собственное эмоциональное состояние. Если человек чувствует, что негативное состояние усиливается, то желательно отойти от человека, вызывающего подобное состояние и направить усилия на нормализацию своего эмоционального состояния. Например, вспомнить приятные моменты в жизни, послушать любимую музыку, посмотреть радостные фотографии и т.д.)

Непосредственно в процессе взаимодействия с человеком, состояние которого негативно, дискомфортно, желательно придерживаться одной из простых моделей поведения:

А) Если есть возможность, то на какое-то время отойти от человека, который находится в сильном эмоциональном состоянии.

Б) Если такой возможности нет, то использовать пространство для отделения от него - установить границу руками, сложив их перед собой, или что-то взять в руки, как образ преграды.

В) Полезно использовать технику «Прояснения», в ходе которой проясняется эмоциональное состояние другого человека. Например,

  • - Вы сейчас злитесь?
  • - Вы расстроены?
  • - Это как-то связано со мной или моей деятельности?
  • - Я могу в чём-то помочь? В чём-то поддержать?»

И в том и в другом случае будет возможность не переносить эмоциональное состояние другого человека на себя, а конструктивно отреагировать на него без ущерба для себя и собеседника.

3. Создавать собственный позитивный настрой. Во-первых, позитивный настрой будет своеобразной защитной оболочкой, которая поглощает и уменьшает негативные воздействия. Во- вторых, не только на человека влияют в процессе взаимодействия, но и сам человек своим настроем влияет на собеседника. И положительный настрой одного из партнёров по взаимодействию может позитивно повлиять на другого, который огорчён, расстроен, разозлён.

Соблюдение простого правила:

«На меня влияют другие люди, но только я сам определяю собственное эмоциональное состояние. Моё состояние такое каким хочу его видеть и чувствовать я!»

позволит более спокойно и комфортно себя чувствовать в общении с разными людьми!