Кратко о сравнении флотов россии и сша. По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только Дважды Краснознаменный Балтийский флот

Несмотря на некоторый рост в военном судостроении, обозначившемся после 2015 г., Россия пока так и не достигла уровня 2007-го, когда боевые возможности ВМФ РФ составляли 65% от американских. По данным военно-морского портала Mil.Press FLOT, за прошедший год эта цифра составила лишь 47%. Это больше, чем в 2016 и 2015 гг. (45 и 44% соответственно), но все равно статистика оставляет желать лучшего.

Этот показатель не отвечает на вопрос, кто победит в войне, так как с появлением ядерного оружия все стало намного сложнее. Однако цифры позволяют сравнить флоты двух сверхдержав и динамику роста.

В 2017 г. российские моряки получили только два больших боевых корабля – фрегат "Адмирал Макаров" проекта 11356 и корвет "Совершенный".

Корвет "Совершенный". Фото: mil.ru

По идее, на подходе фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков", который проходит государственные испытания. Но эксперты не берутся прогнозировать, когда корабль передадут ВМФ РФ. Слишком часто переносились сроки.

С кораблем той же серии "Адмиралом Головко" проблема еще серьезнее. Фрегат так и не получил двигатели, которые ранее поставлял украинский "Зоря-Машпроект".

Аналогичная ситуация сложилась с тремя фрегатами проекта 11356. Альтернативное производство турбин в Рыбинске еще не налажено. И корабли введут в строй в лучшем случае в 2020-2021 годах. Также неясна судьба большого десантного корабля "Иван Грен" – его тоже планировали передать флоту в прошлом году, но этого не произошло.

Десантный корабль "Иван Грен". Фото: mil.ru

Общую ситуацию немного поправили вернувшиеся из ремонтных доков атомные ракетоносцы "Рязань" и "Тула". Но эти хорошие подводные лодки 1980-х гг. не могут дублировать новые субмарины "Борей", которые должны составить основу стратегического флота.


В то же самое время американские моряки за прошедший год получили новый авианосец "Джеральд Форд", два ракетных эсминца класса "Арли Берк", две многоцелевые подлодки класса "Вирджиния" и три корабля прибрежной зоны типа LCS. Кроме того, испытания проходит второй эсминец-невидимка класса "Замволт" "Майкл Монсур", правда, дата его передачи ВМС США пока неизвестна.

Эсминец "Арли Берк". Фото: wikipedia.org

Зато абсолютно точно в этом году американцы получат три эсминца "Арли Берк", две подлодки класса "Вирджиния", десантный корабль класса "Сан-Антонио" и три LCS.


Россия могла бы существенно поправить ситуацию теми самыми "Мистралями", которые из-за санкций так и не достались ВМФ РФ. Теперь корабли придется либо закупать, например, у Китая, либо строить с нуля, что очень непросто.

Корабль прибрежной зоны LCS 2. Фото: GLOBAL LOOK press/Deven Leigh Ellis

Тем не менее Минобороны РФ медленно, но верно обновляет флот. От строительства нового авианосца пока решено отказаться по финансовым причинам. А все силы и средства сейчас брошены на новые подлодки и фрегаты, которые необходимо достроить любой ценой. Кроме того, не стоит забывать про модернизацию тяжелых атомных крейсеров "Петр Великий" и "Адмирал Нахимов", на которые планируется поставить самое современное вооружение.

Попалась мне недавно статья о военно-морских силах России и США, следует ее прочитать и подумать, зачем государству которое всегда декларирует правду, дружбу, любовь, сострадание, ДЕМОКРАТИЮ и МИР ВО ВСЕМ МИРЕ в конце концов, 11 авианосцев с экипажем в 5 тысяч человек в каждом. Я думаю, наверное, что бы эти великие чувства и концепции социального мироустройства тихо и мирно приняли другие страны мирового сообщества.

А как думаете Вы?

ВМФ США - 286 боевых кораблей, ВМФ РФ - 196.

Однако, сравнивать флоты США и РФ по количественным факторам - бессмысленно, так как со стороны РФ, предмет для сравнения цельно, качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

Оредний возраст кораблей ВМФ РФ превышает 25 лет, при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание - тех.состояние и боеспособность флота РФ представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно. Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ.

Смысл существования флота США - проекция силы в любую точку мира. Организационная структура, система базирование и вооружения - соответствуют этой задаче.

Смысл существования флота РФ, в том виде, как он есть сейчас - неясен.

Стратегический ядерный компонент:

Во флоте США, стратегическим компонентом является весь флот, в т.ч. и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

США - до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях, присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а следовательно, и применение, в любой точке мира.

Для флота РФ, ПЛАРБ - слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа, как компонент сил ядерного сдерживания - сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

Надводный компонент:

Авианосцы США: представлены во всех классах.

РФ - единичный ТАКР с авиагруппой единичного же состава, самолеты поколения 4+ - в принципе, ударным «авианосным» не является, несмотря на букву «А» в названии класса корабля. Причина - авиагруппа - несколько построенных единиц! Як-41М\Як?141, Су-27К, Су-25ТК и МиГов авианосного варианта, напасть она не в состоянии, а защищать им уже нечего - проводка конвоев неактуальна - некуда, незачем, да и торговые суда в основном попилены еще в 90-х, выведены в оффшоры, проданы, ушли на металл.

Крейсера УРО США: представлены во всех классах. Характерный пример - крейсера типа «Тикондерога», при практически фрегатском водоизмещении чуть более 10 000 тонн - только универсальных пусковых установок, из них возможна стрельба от «Асрока» до «Томагавка» - 127 штук, это помимо комплекса ПКР «Гарпун» и ПВО-ПРО «Стандарт» - «Иджис». Аналогов в ВМФ РФ не имеется и не строится.

РФ - ТАРК и РКР - Полдесятка доживающих свой век ракетных крейсеров советского периода, построенные более четверти века назад, заложенные более 30 лет назад, спроектированные по решениям, концепциям и на платформах полувековой давности. Современные западные эсминцы УРО превосходят их по всем параметрам, стоят дешевле, в содержании несопоставимо дешевле, по БИУС, по классу систем, по артиллерии - превосходят на порядки.

Противолодочные корабли - советское наследие, могут эффективно бороться с ПЛ прошлых поколений. Актуальность - почти нулевая, задачи по сопровождению сегодня отсутствуют, а чужим ПЛ нет смысла прорываться к нашим ВМБ - рубежи пуска КР с ПЛ противника вынесены так далеко, и настолько контролируются флотом вероятного противника, что боевая работа российских противолодочников для срыва ракетного удара - вряд ли возможна. К тому же, несмотря на приличное количество, разбросанность их по четырем флотам, нигде, кроме Балтики, не позволяет создать плотную противолодочную завесу, да и там она не актуальна - кто в здравом уме попрется на ПЛА в Маркизову лужу?

Эсминцы - так же древнее советское наследие, ТТХ ниже существующих западных аналогов постройки середины 90-х, не говоря уже о современных. Интеллектуальные системы - доисторические, дальнобойность и точность артиллерии - проигрыш в разы, о сотне универсальных ракетных контейнеров - не идет и речи, об интеграции в единую боевую сеть - так же можно только мечтать, корабли почти неавтоматизированы, экипажи раздутые, содержание дорогое.

Фрегаты и корветы УРО - новейшие корветы РФ - очень сильный класс, не уступающий, и даже превосходящий западные аналоги, например, проект 20380 перебалансирован по огневой мощи и более чем универсален - в дополнение к традиционным специализированным комплексам вооружений, имеет УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) на восемь мест, который может нести до 32 ракет различных типов в различных сочетаниях, БИУС «Сигма» построена по сетевому принципу, обеспечивает единое управление всеми средствами корабля, и одновременную работу по воздушным, морским, и подводным целям, несколько БИУС образуют общую сеть соединения. Планируется построить 20 единиц. Вот только заказано подобных кораблей - всего 5 единиц, на четыре возможных разнесенных ТВД, причем один из кораблей, вероятно, побил все рекорды по срокам строительства для своего класса - 7 лет. С фрегатами все несколько сложнее - наряду с современными, действительно универсальными и удачными кораблями проекта 22350, с непонятными целями строятся устаревшие по всем параметрам, кроме наличия одного комплекса «Клаб-Н», еще до спуска фрегаты проекта 11356, и совершенно необъяснимо строительство кораблей проекта 11540. Вероятно, очень захотелось использовать советский задел.

Сторожевые корабли - охрана границ, рыболовства, пограничный режим. Пока работают советские, замена на современные корветы и фрегаты - планируется в явно недостаточном количестве, см. выше.

Относительно сильный компонент - ракетные катера, так как по ПКР остался прекрасный советский задел, настолько мощный, что седые конструктора запенсионного возраста, уже практически не генерируя новых идей, до сих пор эффективно эксплуатируют его. Отсюда, так же сильный компонент - комплексы ПКР берегового базирование, в т.ч. мобильные.

Тяжелые ракетоносные платформы, корабли-арсеналы - отсутствуют во флоте РФ как класс, несмотря на разработанные и уже эксплуатируемые УКСК. С другой стороны, строить российские корабли подобного класса бессмысленно, так как ВМФ РФ не в силах организовать не только прикрытие таких кораблей в возможных позиционных районах, но, в отсутствие системы базирование, под вопросом даже их трансокеанский переход, например, в обстановке изоляции, сходной с имевшей место во время перехода II Тихоокеанской эскадры.

Морская авиация - несопоставимо, США, с авианосной авиацией ВМФ, с авианосной авиацией корпуса морской пехоты, и береговой патрульной- более 3800 самолетов.

Морская авиация берегового базирования РФ - сложно оценивать, вряд ситуация там сильно лучше, чем в ВВС.

ВТА, самолеты-заправщики, самолеты ДРЛО, самолеты РЭБ - несопоставимо, единичные экземпляры РФ против отлаженной работающей системы в США.

Морская пехота - сейчас добивается, судя по всему, ее постигнет судьба ВДВ, и бригад спецназа ГРУ. В отличие от американской, совершенно не располагает ни организацией корпусного уровня, ни собственной авианосной авиацией, ни компонентом ВКС, ни средствами класса EFV, способными стартовать за десятки километров от точки, не подвергая излишнему риску корабли носители, быстро достигать точки высадки, и выполнять огневые задачи в качестве легкой бронетехники, ни сотнями тысяч подготовленных профессиональных кадров, ни дистанционно управляемыми боевыми дронами типа «Крашер» или «Гладиатор».

Сильный компонент - десантные корабли, как количественно, так и качественно, на этом фоне непонятно, зачем покупать «Мистрали». С другой стороны, по причине отсутствия АУГ, невозможно их боевое применение, нереально прикрыть на переходе, во время высадки, и нечем обеспечить воздушное прикрытие и удары в ходе операции. Целесообразность их существование при отсутствии отечественных авианосцев как в строю, так и в строительстве - под сомнением. Выброшенные деньги.

Базирование - США - можно писать десятки, если не сотни диссертаций по системе базирования американского ВМФ.

РФ - полное отсутствие системы базирования в океанах, единственная договорная недо-база в Сирии - непонятного значения - Средиземное море закрыто Суэцем, Гибралтаром, а вход в него - Босфором с особым режимом прохода военными кораблями.

Информационное обеспечение - близко к нулевому, потеряны и зарубежные базы, типа Лурдеса и Камрань, и позиции. Спутниковые группировки - одна устаревшая и выработавшая все плановые ресурсы, и одна недоразвернутая - против нескольких работающих. Когда введено в эксплуатацию последнее «гидрографическое судно»?

Возможности развития:

Если в административно-командном тоталитарном СССР мощности судостроительных заводов были сопоставимы с американскими, а непревзойденная нигде в мире советская система образования позволяла быстро готовить обученные экипажи - то сегодня, в молодой демократической всего 20-летней Россиянии (так сказал Президент в новогоднем поздравлении), судостроение успело деградировать, квалифицированные рабочие кадры уничтожены, отечественное тяжелое судостроение уже отсутствует как класс, смежники ликвидированы, как категория, сколь-нибудь грамотные проектировщики и редкие инженеры, обученные частично выжившей профессурой советской школы, при первой же возможности сваливают на запад, да и на восток, а что касается подготовки кадров - из среднеобразованных ЕГЭ-тестеров, и высшеподготовленных юристов-менеджеров, массово производимых новой общностью - россиянским народом, априори невозможно готовить расчеты БЧ для сложных корабельных систем - через понимание не позволяет отсутствующее образование и функциональная неграмотность, а дрессировка - дело долгое, нудное, и неблагодарное - к тому же, любая серьезная модернизация нивелирует результаты предыдущей дрессировки. Основной костяк грамотных технических специалистов, непосредственно работающих на боевых постах - мичмана, находятся в плане на ликвидацию. Сержантская замена им предусмотрена, однако пока ее фактически нет.

Ситуация очень напоминает начало ХХ века - когда пяти процентов грамотного населения не хватало для укомплектования должностей, требующих технической грамотности.

Отличие ситуации в том, что тогда происходил рост, как промышленный, так и научный, а сейчас - все более ускоряющаяся деградация.

Отсюда, задача у флота может быть только одна - в мирное время - охрана исключительно прибрежных экономических интересов, в военное - противодесантная оборона первой линии, ценой однозначной собственной гибели, пока РВСН, сухопутные войска и авиация не раскачаются для отражения удара - это неопровержимо, любые другие задачи флот решать не в состоянии, противостоять флотам НАТО, или США, или Европы - или даже одной Турции - он не в силах, в случае потерь в затяжном конфликте - сегодня не могут быть восполняемы ни потери в кораблях, ни потери в людях, поэтому есть смысл строить в мирное время большое количество (десятки) кораблей классов корвет и фрегат, и скорейшим образом вывести из состава ВМФ всю бесполезную рухлядь, приспособленную только отвлекать на себя бюджетные средства.

Вконтакте

Способность проникать в морские глубины и незаметно вклиниваться в оборону противника. Выбирать наилучшее место и время для атаки. Выживать без значительных затрат на оборону, используя неопределенность и неоднозначность водной среды. Уникальные свойства подводных лодок позволяют обеспечить беспрецедентный эффект присутствия и сдерживания, далеко не пропорциональный размерам и количеству самих субмарин.

На сегодняшний день ВМФ России и ВМС США являются крупнейшими в мире операторами подводных лодок. На вооружении каждого из флотов находятся лучшие образцы подводного вооружения, представленные многочисленными типами подводных кораблей.

Подводная компонента ВМФ России

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН). Носители межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования, основа "ядерной триады" России.

Проект 955 и 955А "Борей"

В строю - 3, строятся - 3, планируемый состав серии - 8...10 подлодок.

Самый новый и современный проект подводного стратегического ракетоносца во всем мире. Конструктивные особенности и шумовые характеристики РПКСН пр. 955 позволяют отнести их к новому, четвертому поколению подводных атомоходов. Вооружение: ракетный комплекс Д-30 с 16-ю баллистическими ракетами подводного базирования Р-30 "Булава". Новые лодки "Борей" и твердотопливные ракеты открывают новую эпоху в отечественного подводного .

Проект 667БДРМ "Дельфин"

В строю - 7 единиц (1981-90 гг.).

Боевое ядро морских стратегических ядерных сил. Носители трехступенчатых баллистических ракет подводного базирования Р-29РМУ2 "Синева". Главным козырем "Синевы" по сравнению с твердотопливными "Трайдентом" и "Булавой" являются их выдающиеся энергомассовые характеристики (стартовая масса/дальность стрельбы/забрасываемый вес), обусловленные фундаментальными свойствами жидкого топлива.


К-407 "Новомосковск" (пр. 667БДРМ) после прохождения ремонта и модернизации

Проект 667БДР "Кальмар"

Три лодки, вступившие в строй в 1980-82 гг., вооруженные комплексом Д-9Р (16 пусковых установок шахтного типа с жидко-топливными ракетами Р-29Р). Ожидается, что устаревшие "Кальмары" будут постепенно выведены из боевого состава и заменены новейшими "Бореями".

Проект 941УМ

ТК-208 "Дмитрий Донской" - последний из тяжелых РПКСН типа "Акула", переоборудованный в пусковой стенд для испытаний БРПЛ "Булава".

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) - 8 единиц, все принадлежат к проекту 949А "Антей" (1986-96 гг.). Знаменитые "убийцы авианосцев", каждый из которых несет по 24 противокорабельные ракеты "Гранит".

Многоцелевые атомные подводные лодки - 21 единица. Разношерстое семейство, представленное представителями пяти проектов:

Пр. 671РТМ(К) - четыре подлодки. Запланирован вывод из состава флота;

Пр. 945 и 945А - четыре подлодки с корпусами из титана. Ведется глубокая модернизация с установкой современных систем и . Все "Кондоры" и "Барракуды" вернутся в строй к началу следующего десятилетия;

Пр. 971 "Щука-Б" - двенадцать кораблей. Девять в боевом составе, три в резерве и в затянувшемся на десятилетие ремонте. Еще одна подлодка (К-152 "Нерпа") передана в лизинг Индии. На момент постройки (80-90 гг.) "Щуки-Б" были самыми грозными и совершенными субмаринами в своем классе. Таковыми остаются и сегодня, с поправкой на возраст. Имеется несколько модификаций ("Улучшенная Щука"), некоторые представители проекта в настоящий момент проходят модернизацию по различным программам;

Пр. 885 "Ясень". Многоцелевая АПЛ четвертого поколения, оснащенная ракетным комплексом "Калибр". Лодка "Ясень" претендует на звание лучшей в своем классе среди всех зарубежных аналогов. В настоящий момент в строю находится один корабль этого типа (К-560 "Северодвинск"). На верфях - еще три корпуса, строящиеся по обновленному проекту 885М "Ясень-М". Планируемый состав серии - 8 субмарин;


К-560 "Северодвинск"

Атомные подводные лодки специального назначения - 2 единицы:

Носитель глубоководных станций БС-136 "Оренбург" (переоборудована из ракетоносца пр. 667БДР);

Атомная глубоководная станция АС-12 "Лошарик" (пр. 10831), предельная глубина погружения 6000 м, вооружение отсутствует.


Лодка-носитель БС-136 "Оренбург"

В настоящий момент по специальному проекту переоборудуют еще один недостроенный атомный ракетоносец К-139 "Белгород" (пр. 09852).

20 единиц, среди которых:

18 "Варшавянок" (пр. 877 и 636.3);

1 Б-585 "Санкт-Петербург" (пр. 677 "Лада") - в опытной эксплуатации на СФ;

1 Б-90 "Саров" (пр. 20120) - экспериментальная ДЭПЛ для испытания новых образцов вооружений.

В ближайшие годы отечественный ВМФ должен пополниться еще шестью ДЭПЛ, среди которых будут две "Лады"и четыре "Варшавянки".

Щука, Борей, Варшавянка!

Подводная компонента ВМС США

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ - соответствуют отечественным РПКСН). На вооружении единственный тип - "Огайо" . В строю 14 лодок, построенных в период с 1981 по 1997 г.

Связка "Огайо" - "Трайдент-2" может считаться эталоном морских ядерных вооружений. Носитель - уникальная лодка, до недавнего времени считавшаяся самой скрытной из существующих АПЛ. И твердотопливная ракета с непревзойденными массогабаритами и ТТХ (неслучайно, на борту не самой крупной "Огайо" поместились 24 БРПЛ).

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN) - 4 единицы. Были переоборудованы из ПЛАРБ типа "Огайо". На борту каждой 154 "Томагавка".

Многоцелевые атомные подводные лодки (или, по оригинальной классификации, fast attack submarine - скоростные подводные охотники). В настоящий момент на вооружении ВМС США находятся три основных типа многоцелевых АПЛ, среди которых:

41 лодка типа "Лос-Анджелес" (1981-96 гг.). Небольшие по размерам, скрытные и надежные подводные охотники уже 30 лет составляющие основу подводных сил США. Большая часть из сохранившихся "Лос-Анджелесов" принадлежит к подсерии "Улучшенный ЛА". Оснащены вертикальными пусковыми установками для хранения и запуска КР "Томагавк";

11 лодок типа "Вирджиния" трех разных подсерий (1997-2014 гг.). Новые американские лодки специализируются на боевых действиях в прибрежной зоне: разведка, проведение диверсионных операций и нанесение ударов по берегу. Как у их предшественников, "Лос-Анджелесов", в носовой части "Вирджиний" установлено 12 ракетных шахт для "Томагавков". Всего запланировано построить 30+ АПЛ данного типа, последние лодки (подсерия 5) получат возможность нести до 40 крылатых ракет;

Три "Морских волка" . Белые слоны американского флота, формально считающиеся самыми совершенными подводными охотниками и первыми в мире многоцелевыми АПЛ 4-го поколения. Фактически же представляют собой предельно дорогие, штучные конструкции, страдающие от множества "детских болезней". Последний корабль типа "СиВулф", "Джимми Картер", был введен в строй в 2003 г. в виде лодки для специальных операций.

Дизель-электрические подводные лодки

В связи c ярко выраженной наступательной направленностью американский флот полностью отказался от дизель-электрических подлодок. Последняя ДЭПЛ "Гроулер" была построена в 1958 году.


Экстренное всплытие АПЛ типа "Лос-Анджелес"


Современный военно-морского флот предназначен для выполнения трех основных задач: обеспечения стратегического сдерживания в виде одной из составляющих «ядерной триады», поддержки наземных войск в локальных конфликтах и выполнения «декоративных» функций, иначе называемых «демонстрацией флага». В отдельных случаях возможно :

Участие в международных операциях (разминирование Суэцкого канала или бухты Читтагонг);
- защита территориальных вод (вытеснение крейсера «Йорктаун»);

Поисково-спасательные операции (спасение экипажа «Альфа-Фокстрот 586» или поиск посадочных капсул космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане)

Специальные операции (уничтожение спутника USA-193 на низкой околоземной орбите или эскортирование танкеров в Персидском заливе во время Ирано-Иракской войны).

Исходя из вышесказанного, представляется любопытным узнать, как со своими задачами справляются два наиболее мощных флота в мире - Военно-морские силы США и Военно-морской флот Российской Федерации. И это отнюдь не нелепая шутка.
Российский флот по-прежнему является вторым по величине военным флотом, и, как ни странно, все еще способен выполнять поставленные задачи в ближней и дальней морской зоне.

Колоссальная разница в корабельном составе ВМФ России и ВМС США, обусловлена, в первую очередь, различием во взглядах на применение флота по обеим сторонам океана. Америка - преимущественно морская держава, отделенная от остального мира двумя глубокими «противотанковыми рвами» с соленой водой. Отсюда - очевидное стремление иметь мощный флот.

Во-вторых - об этом горят уже давно - мощь современных ВМС США избыточна. В свое время «Владычица морей» Великобритания ориентировалась на «Two power standard» - численное превосходство британского флота над двумя следующими по силе флотами. В настоящее время, американский флот имеет численное превосходство над всеми флотами мира вместе взятыми!

Но какое это имеет значение в век ядерного оружия? Прямой военный конфликт между развитыми державами грозит неминуемо перерасти в глобальную войну с уничтожением всей человеческой цивилизации. И какая разница, чем завершился бой между китайскими и американскими авианосцами, если ядерные боеголовки уже упали на Пекин и Вашингтон?
В то же время, для локальных войн сверхмощный ультрасовременный флот не требуется - «стрелять из пушки по воробьям» или «забивать гвозди микроскопом» - неистощимая народная фантазия уже давно подобрала определения для подобной ситуации. В существующем виде, ВМС США наносят больше ущерба самим Соединенным Штатам, чем их противникам.

Что касается России - мы исконно «сухопутная» держава. Нет ничего удивительного в том, что, несмотря на свои многочисленные подвиги и громкие слова во славу моряков, наш ВМФ практически всегда оставался на второстепенных ролях. Исход Отечественной войны 1812 года или Великой отечественной войны решался отнюдь не на морских просторах. Как следствие - ограниченное финансирование программ ВМФ (тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы иметь второй по величине флот в мире).

«Есть два типа кораблей - подлодки и мишени» - гласит морская мудрость. Подводная компонента - основа флота любого современного государства. Именно субмаринам доверена почетная должность «могильщиков Человечества» - невидимый и неуязвимый боевой корабль способен испепелить все живое на всем континенте. А эскадра ракетных подводных крейсеров стратегического назначения гарантированно уничтожит жизнь на планете Земля.

В составе ВМФ России находятся семь действующих РПКСН проектов 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», а также один новый ракетоносец проекта 955 «Борей». Еще два ракетоносца находятся в ремонте. Два «Борея» - в постройке, в высокой степени готовности.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


В составе ВМС США таких лодок 14 - легендарные стратегические ракетоносцы типа «Огайо». Опасный противник. Предельно скрытный, надежный, с боекомплектом из 24 ракет «Трайдент II».

И, тем не менее, … паритет! Незначительная разница в количестве субмарин уже не имеет значения: 16 выпущенных ракет с 667БРДМ или 24 выпущенные ракеты с подлодки «Огайо» - гарантированная смерть для всех.

Но чудес не бывает. По многоцелевым подлодкам ВМФ России в полном проигрыше: всего 26 многоцелевых АПЛ и подводных носителей крылатых ракет против 58 атомных субмарин ВМС США. На стороне американцев не только количество, но и качество : двенадцать лодок - новейшие АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» и «Сивулф», по совокупности характеристик являющиеся лучшими в мире. Еще четыре американские лодки - конвертированные ракетоносцы типа «Огайо», несущие вместо баллистических «Трайдентов» крылатые ракеты «Томагавк» - всего 154 ракеты в 22 шахтах + 2 шлюзовые камеры для боевых пловцов. Аналогов такой техники у нас нет.



Главный калибр!


Врочем, не все так безнадежно - в составе ВМФ России имеются атомные лодки специального назначения - одиозный «Лошарик» и его носитель - БС-64 «Подмосковье». Проходит испытания новая АПЛ проекта 885 «Ясень».
Кроме того, у российских моряков есть своя «козырная карта» - 20 дизель-электрических подводных лодок, в отличии от Америки, где ДЭПЛ не строят уже полвека. А зря! «Дизелюха» - простое и дешевое средство для операций в прибрежных водах, кроме того, в силу ряда технических причин (отсутствия мощных насосов контуров реактора и т.д.) - она значительно тише атомной подлодки.

Вывод: могло быть и лучше. Новые «Ясени», модернизация титановых «Барракуд», новые разработки в области создания малых ДЭПЛ (проект «Лада»). С надеждой смотрим в будущее.

Переходим к печальному - надводная компонента ВМФ России просто посмешище на фоне ВМС США. Или это иллюзия?

Легенда о Неуловимом Джо. В составе ВМФ России один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Авианосец или авианесущий крейсер? В принципе, от классического авианосца, советско-российский ТАВКР отличается только тем, что он слабее.

У американцев десять авианосцев! Все, как один, атомные. Каждый - вдвое крупнее нашего «Кузнецова». И…
И … неуловимого Джо поймать нельзя, потому что он никому не нужен. С кем собрались воевать американские авианосцы в открытом океане? С чайками и альбатросами? Или с недостроенной индийской «Викрамадитьей»?
Объективно, никаких противников для «Нимица» в открытом океане нет. Пусть бороздит бесконечную водную гладь и тешит американское самолюбие - пока Госдолг США не достигнет 30 трлн. долл. и не случится коллапс экономики Соединенных Штатов.



Но рано или поздно «Нимиц» подойдет к вражескому берегу и … нападёт на солнечный Магадан? Для сугубо континентальной России из всего американского флота опасны лишь стратегические подлодки «Огайо».
Впрочем, в любом из локальных конфликтов, атомный суперавианосец «Нимиц» оказывается малополезен. Что, впрочем, понятно - мощь палубного авиакрыла «Нимица» просто ничтожна на фоне тысяч боевых самолетов и вертолетов ВВС США, раздиравших в клочья Ирак, Ливию и Югославию.

А вот еще достойные представители класса авианосных кораблей - 17 универсальных десантных вертолетоносцев/кораблей доков типов «Тарава», «Уосп», «Остин», «Сан-Антонио»… Как российский перспективный «Мистраль», только вдвое крупнее.
На первый взгляд, колоссальная наступательная сила!
Но есть один нюанс: пусть все 17 этих кораблей попробуют высадить десант (17 тысяч морских пехотинцев и 500 единиц бронетехники) где-нибудь на побережье Ирана. А лучше - Китая. Кровь будет литься рекой. Второй Дьепп обеспечен.

Примечание. Дьепп - десантная операция, проведенная в августе 1942 года. Через три часа после высадки половина из 6000 десантников были убиты или ранены, союзники побросали танки, снаряжение и в ужасе эвакуировались с побережья Франции.

Десантные операции с использованием малых сил практически всегда обречены на неудачу. И американцы это знают лучше нас - к войне с Ираком они готовились полгода, два месяца терзали противника с воздуха, сбросив на него 141 тыс. тонн взрывчатки, а потом через границу Ирака из Саудовской Аравии хлынула лавина из миллиона солдат и 7000 единиц бронетехники.



USS Essex (LHD-2) - универсальный десантный корабль типа "Уосп"


Ввиду вышесказанного, боевая ценность десантных «Уоспов» и «Сан-Антонио» не слишком велика - их бесполезно использовать против сколь-нибудь серьезных стран. А применять такую технику против папуасов - глупо и расточительно, гораздо проще высадить десант в столичном аэропорту какого-нибудь Зимбабве.

Но как же воюют американцы? Кто доставляет на чужие берега тысячи танков и сотни тысяч солдат? Ясно, кто - быстроходные транспорты Командования морских перевозок. Всего у американцев в наличие 115 таких судов. Формально, не относятся к военно-морскому флоту, но всегда ходят в плотном кольце охранения из эсминцев и фрегатов ВМС США - иначе одна вражеская торпеда пустит на дно дивизию американской армии.



Эскадра быстроходных транспортов Military Sealift Command. Каждый размером с авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"


У ВМФ России таких кораблей, конечно, нет - зато есть Большие десантные корабли (БДК) Целых 19 единиц! Они старые, ржавые, медленные. Зато прекрасно справляются со своими функциями - продемонстрировать флаг и доставить в Сирию партию снаряжения и военной техники на глазах у всего возмущенного Западного мира. У БДК нет ни нормальной ПВО, ни крылатых ракет, - ничего, кроме примитивной артиллерии. Гарантия их безопасности - статус Российской Федерации, как ядерной державы. Попробуй тронь корабли под Андреевским флагом!
В реальный бой их гнать никто не собирается - там, где не может справиться 40 000-тонный «Уосп» нашему БДК (водоизмещение 4000 тонн) делать нечего.

Следующий важный момент - у ВМФ России на ходу всего 15 надводных кораблей дальней морской зоны: крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей. Из них лишь 4 могут обеспечить зональную ПВО эскадры в открытых морских районах - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и три ракетный крейсера проекта 1164 - «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов».

В составе ВМС США таких кораблей 84, в том числе: 22 ракетных крейсера «Тикондерога» и 62 эсминца типа «Орли Берк».
Американские крейсера и эсминцы несут от 90 до 122 ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых притаились крылатые «Томагавки», противолодочные ракетоторпеды ASROC или зенитные ракеты семейства «Стэндэрд», способные разить цели на дальности до 240 км и уничтожать объекты за пределами Земной атмосферы. Единая цифровая система управления оружием «Иджис» вкупе с современными радарами и универсальным вооружением делает «Тикондероги» и «Орли Берки» наиболее смертоносными из всех надводных кораблей ВМС США.



БПК "Адмирал Пантелеев" и USS Lassen (DDG-82)


15 против 84. Соотношение, конечно, позорное. При том, что последнего ровесника наших больших противолодочных кораблей - эсминец типа «Спрюэнс», американцы списали еще в 2006 году.

Но не стоит забывать, вероятность прямого военного конфликта между ВМС США и ВМФ России исчезающе мала - никто не хочет погибать в термоядерном аду. Следовательно, суперэсминцы «Орли Берк» могут лишь бессильно наблюдать за действиями наших кораблей. В крайнем случае - опасно маневрировать и атаковать ругательствами по радиосвязи.

В свое время, для нейтрализации суперкрейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») оказалось достаточно маленького сторожевого корабля «Беззаветный» и его смелого командира кавторанга В. Богдашина - советский сторожевик проломил американцу левый борт, деформировал вертолетную площадку, снес пусковую установку ракет «Гарпун» и приготовился к повторному навалу. Повторения не потребовалось - «Йорктаун» поспешно покинул негостеприимные территориальные воды Советского Союза.

Кстати, о сторожевиках и фрегатах.

В составе ВМФ России 9 фрегатов, корветов и сторожевиков, не считая сотни малых артиллерийских, противолодочных и ракетных кораблей, ракетных катеров и морских тральщиков.
У ВМС США таких кораблей, разумеется, побольше: 22 пожилых фрегата типа «Оливер Хазард Перри» и три боевых корабля прибрежной зоны типа LCS.



LCS, во всех смыслах, вещь инновационная - ход 45-50 узлов, универсальное вооружение, просторная вертолетная площадка, современная электроника. Ожидается, что в этом году состав ВМС США пополнится четвертым кораблем этого типа. Всего в планах озвучена постройка 12 морских супермашин.

Что касается фрегатов «Перри», они сильно ослабли за последнее время. В 2003 году с них было полностью демонтировано ракетное вооружение. Ежегодно списываются по нескольку кораблей этого типа и к началу следующего десятилетия все «Перри» должны быть проданы союзникам или пущены на слом.

Еще один важный момент - морская базовая авиация.

На вооружении авиации ВМФ России находится порядка полусотни противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142 (будем реалистами - сколько из них в летном состоянии ?)
В составе ВМС США 17 эскадрилий противолодочных самолетов, самолетов морской радиоэлектронной разведки и самолетов-ретрансляторов, всего в количестве полутора сотен машин, без учета резерва и авиации Береговой охраны.
На вооружении стоят легендарные P-3 Orion, а также их специальная разведывательная модификация EP-3 Aries. В настоящее время на вооружение начали поступать новые реактивные противолодочные самолеты P-8 Poseidon.



P-3 Orion и P-8 Poseidon. Смена поколений



Дальний противолодочный самолет Ту-142 в сопровождении "Фантомов"


Даже в теории, морская базовая авиация ВМС США второе превосходит патрульную и противолодочную авиацию ВМФ России. И это, по настоящему, обидно. Не уверен насчет противолодочных способностей «Орионов» и «Посейдонов» (куда они смотрели, когда в Мексиканском заливе всплыла «Щука-Б»?), но в плане поисково-спасательных возможностей - у американцев они выше на порядок.
Когда все еще способные подняться в воздух Ил-38 неделю ищут и не могут найти плоты с места кораблекрушения или льдину с рыбаками - нет, ребята, так нельзя.

Выводы во всей этой истории будут противоречивы: с одной стороны, ВМФ России в его сегодняшнем состоянии, не способен вести сколько-нибудь серьезных боевых действий вдали от родных берегов. С другой стороны, Россия не собирается и не планирует воевать на другом конце света. Все наши современные интересы находятся в ближнем зарубежье, на Кавказе и в Средней Азии.

Демонстрация флага, участие в международных морских салонах и военно-морских учениях, доставка военной помощи дружественным режимам, гуманитарные операции, эвакуация российских граждан из зоны военных конфликтов, охрана территориальных вод Российской Федерации (там, где паковые льды не подходят близко к берегу), охота на пиратские фелюги- ВМФ России умеет делать все (или практически все), что должен делать флот в мирное время.



Российский флот на международных учениях
(на нижней иллюстрации - в голове второй колонны идет БПК пр. 1155)



Дизельные ПЛ
(весовой коэффициент 3)

Комментарии по динамике 2016 – 2017 годов

В основном рейтинге Mil.Press FLOT принимает к сравнению только боевые корабли основных классов ВМФ России и ВМС США. В последние годы интенсивно усиливается и военно-морской флот Китая. Но официальный Пекин старается держать в секрете точные данные о своей кораблестроительной программе, поэтому оценить объективно боевые возможности ВМС КНР не представляется возможным.

На этот раз редакция внесла небольшие коррективы при оценке боеготовности ВМС США, сделав поправку на корабли, ушедшие на капремонт и модернизацию. Благодаря этому, по результатам не очень успешного для российского военно-морского судостроения 2017 года (ВМФ получил только два боевых корабля – фрегат " " и корвет " "), Россия избежала провала в табеле и даже незначительно улучшила свои позиции по сравнению с предыдущим годом.

Отметим, что за это же время американские ВМС получили авианосец нового поколения "Джеральд Форд" , два ракетных эсминца класса "Арли Бёрк", две многоцелевые атомные подлодки класса "Вирджиния" и три корабля прибрежной зоны типа LCS. Но в пользу России сыграли два инцидента на Тихоокеанском флоте США, в результате которых эсминцы " " и "Джон Маккейн " надолго выбыли из строя.

Если принять во внимание находящиеся в опытовой эксплуатации корабли, корабли и катера ремонта и резерва, суда вспомогательного флота, можно говорить о практически равном списочном составе сторон; при этом ВМФ РФ продолжает уступать ВМС США по боевому потенциалу чуть менее, чем на треть.

7. Показатель пересчитывается ежегодно.

2017 год для предприятий морского ВПК

25 января модернизированная дизель-электрическая подводная лодка "Комсомольск-на-Амуре" .

25 января на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки третьего корабля противоминной обороны проекта 12700, получившего название "Иван Антонов".

В феврале петербургский машиностроительный завод "Арсенал" заявил об успешном завершении полигонных испытаний модернизированной артустановки калибра 76,2 мм АК-176МА. Именно этой пушкой вооружат новые корветы, малые ракетные корабли и ракетные катера.

24 марта в срыве сроков сдачи новый боевых кораблей для ВМФ обвинили концерн "Алмаз-Антей" , отвечающий за готовность зенитных ракетных комплексов.

31 марта в Северодвинске на заводе "Севмаш" вывели из эллинга и спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку "Казань", ставшую первой построенной по усовершенствованному проекту 885М "Ясень-М".

6 апреля Центр судоремонта "Звёздочка" завершил работы по ремонту атомного подводного ракетного крейсера "Орёл" (проект 949А "Антей").

20 апреля на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге заложили третий серийный корабль противоминной обороны проекта 12700 "Владимир Емельянов".

25 апреля президент России Владимир Путин дал старт испытаниям газотурбинного агрегата ГТА М35Р-1 с новым морским двигателем М70ФРУ-2.

5 декабря на Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" спустили на воду опытовое судно "Ильмень" проекта 11982.

В декабре стало известно, что Феодосийский судомеханический завод передадут петербургской "Звезде" .

25 декабря флоту передан третий фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров".

28 декабря «Звездочка» завершила ремонт АПЛ «Тула».

29 декабря стало известно, что "Северная верфь" заключила контракт на постройку нового эллинга для строительства крупнотоннажных кораблей и судов.

В канун Нового года стало известно, что на 2018 год переносится передача ВМФ России фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков», большого десантного корабля проекта 11711 "Иван Грен", судна тылового обеспечения проекта 23120 "Эльбрус" и малого ракетного корабля проекта 21631 "Вышний Волочек".

От редакции

Легендарный главком ВМФ СССР Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков, говоря о сбалансированности ВМФ, утверждал, что она "заключается в том, чтобы все элементы, составляющие его боевую мощь, и средства, их обеспечивающие, постоянно находились в наиболее выгодном сочетании, при котором флот может полностью реализовать способность выполнять различные задачи в условиях как ядерной, так и любой возможной войны".

Центральный Военно-Морской Портал (ЦВМП) в течение ряда лет проводит независимое исследование состава и состояния флотов ведущих мировых держав, и в первую очередь – флота России, традиционно оценивая его боевой потенциал по отношению к военно-морским силам США.

В своем исследовании ЦВМП принимает к расчетам только те данные, которые становятся доступными в открытой печати: как отечественной (ВПК, журнал "Власть"), так и зарубежной (Jane"s), а также в электронных СМИ. Расчет численного состава обоих флотов выполнен также с определенными допущениями, о чем изначально были даны пояснения в отношении судов обеспечения, вспомогательного флота, кораблей резерва, методик расчета боевого состава ВМФ РФ и ВМС США. ЦВМП не является академическим изданием и считает возможные погрешности допустимыми.

Что касается расчета боевых возможностей флотов, то и здесь ЦВМП предпочел не следовать традиционным методикам, сознательно избежав расчетов боевого потенциала, тем более, что сам термин "боевой потенциал" насчитывает немало различных определений. Мы не беремся выполнить расчет боевого потенциала ВМФ и понимаем все сложность учета совокупности различных образцов вооружения и техники, систем управления и обеспечения, прочих факторов и составляющих такого расчета. Для этого есть Генеральный штаб.

ЦВМП применил свою методику расчета, позволяющую наглядно в табличной форме не только отразить все многообразие корабельного состава двух флотов, но сравнить их боевые возможности.

Каждой строке таблицы присвоен свой коэффициент, как и в традиционных методиках расчета боевого потенциала применяются средневзвешенные коэффициенты, отражающие совокупность показателей боевых свойств кораблей. Выбор значения коэффициентов выполнен не вполне произвольно, но исходя из оценки совокупности боевых свойств кораблей того или иного класса.

Атомным подводным ракетоносцам, несмотря на их исключительную огневую мощь, присвоен коэффициент 0. Мы сознательно исключили из расчета "морскую составляющую ядерного щита" не только потому, что "не предполагается их участие в неядерной войне", но и чтобы вывести из тени этого щита реальное соотношение боевых возможностей ВМФ России и ВМС США.

В отношении выбора значений других коэффициентов читатели в основном согласились.

Очевидная простота расчета дала результаты, позволяющие понять острую озабоченность общественности состоянием нашего флота.

Согласно принятой в конце 2010 года Государственной программе вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), на развитие армии и флота предусмотрено направить более 20 триллионов рублей, в том числе - на постройку 50 надводных кораблей, 8 стратегических подводных ракетоносцев и 20 подводных лодок, до 80 судов вспомогательного флота.