Мощные стены замка служили его защитой. Презентация "Средневековый замок" презентация к уроку по истории (6 класс) на тему Презентация на тему замки средневековья

Тема: За стенами замков

Цель: создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму; составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Ход урока:

Терминологический диктант:

1 вариант

Феод

Феодальная лестница

Вассалы

Сеньоры

Сословие

2 вариант

Барщина

Оброк

Десятина

Натуральное хозяйство

Феод

Пишут терминологический диктант

    Подведение к теме и цели урока

Задание: Прослушать отрывок из стихотворения и ответить на вопрос: О чем это стихотворение?

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Отвагой удалою.

Лишь только битва закипит,

Пусть каждый вслед за ним спешит,

Рискуя головою.

Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!...

Барон Бертран до Борн (1140-1215гг.)

Фронтальная беседа:

    А как иначе называют воинов Средневековья?

    Можете ли мне назвать имена известных рыцарей?

    Ребята, а откуда вам известны эти имена?

Скажите, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Какова тема? Какую цель поставим на урок?

Совершенно верно.

Слушают определяют тему и цель урока,

Ответы детей: О Средневековье, о воинах, турнирах, о подлости, смелости, благородстве.

Воинов Средневековья называют рыцарями.

Ответы: Айвенго, Дон Кихот, Ричард Львиное Сердце, Ланселот, король Артур и рыцари Круглого стола.

Ответы: из литературы, из исторических фильмов, из истории.

Предполагают тему урока. Речь пойдет о понятии «рыцарь», рыцарском замке, о рыцарских турнирах и т.д.

    Проблемное задание на урок

В конце урока ответят на вопрос

    Изучение нового материала

    Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы?

    А за что получали свои земли феодалы?

Слово учителя: Правильно, то есть феодалы тоже составляли свое сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь

Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне.

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

Слушают учителя, записывают определение в тетрадях.

    Использование презентации

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Работа с документом: Ответить на вопрос каким был рыцарь в бою?

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Отвечают на вопросы документа

    Слово учителя:

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.

    Работа с документом:

1. Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

2. А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Читают документы, отвечают на вопросы

    Работа с учебником:

Опишите замок

Отвечают на вопросы

    Закрепление:

Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом

1. жизни какого сословия?

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,

    а что такое сословия?

    Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Вывод

Урок № 12 § 12

Тема: За стенами замка.

Цель: Познакомить учащихся с жилищем и жизнью рыцарей феодальной Европы, используя при этом различные формы усвоения учебного материала.

Используется: М* - музыка;

П* - презентация;

В* видео проект.

План:

1.Цель урока. (П*М*). t*= /3 минуты/

2.Когда и как появился в Европе рыцарь? (П*вооружение рыцаря). t*=/10 минут/

3.За стенами замка. (Схема на доске). t* /7 минут/

4.Сказка о рыцаре.(Постановочный мини-спектакль).Термины. t*=/ 6 минут /

5.Развлечения рыцарей.(В*). t* = /6 минут/

6.Что запомнили? (Тест). t*=/8 минут/

7.Как настроение?

1. На фоне «Музыки Леса» появляются картинки рыцаря, рыцарского войска, средневекового замка.....(Фрагменты презентации 1 - 12).

Учитель спрашивает: Ребята, как Вы считаете о чем мы сегодня будем с вами говорить? Используя фрагменты презентации школьники отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Действительно мы познакомимся с вами с жилищем и жизнью рыцарей средневековой Европы. Мы узнаем не только как они жили, но и почему появились. На уроке мне потребуется от Вас не только дисциплина и внимание, но еще и помощь в создании мини спектакля о жизни юного рыцаря и его дамы сердца.

2. Учитель: Само понятие рыцаря появилось в Европе тогда, когда произошли существенные изменения в организации средневекового войска. Дело в том, что вначале войско было пешим и участвовать в бою мог любой человек владеющий мечом и щитом, но уже в VIII веке после вторжения арабов в Галлию для защиты от этих набегов понадобилось войско тяжеловооруженных воинов. Их стали называть Рыцарями* от немецкого Ritter - всадник.


Учитель использует Презентацию «вооружение рыцаря». Давайте поближе познакомимся с вооружением рыцаря.(Фрагменты презентации 13-17) № 13 определение Рыцарь*- …...... Для вооружения рыцаря нужно было потратить 45 коров!!! Могли ли быть рыцарями простые крестьяне?

№14 Изобретение - стремена!

Стремя появилось на бескрайних просторах Азии примерно в IV веке. Затем об этом уникальном изобретении стало известно в Европе. Рыцарь стал более устойчив, что позволило ему использовать тяжелое копье и длинный меч в бою.

№15 Кольчуга, копье меч.

№16 Палица и кистень.

№17 Шлем и забрало.

В: Изобретение стремени позволило тяжело вооруженному рыцарю сесть на коня и стать сильнее любого воина средневековья.

3. Но даже рыцари не могли противостоять страшной опасности которая пришла с севера начиная с VIII века. В Европе даже появилась поговорка:

«Боже, избавь нас от ярости норманнов». Так вот для защиты от «людей севера»

№ 18 Норманны

Феодалы стали строить вначале деревянные а затем и каменные крепости замки*- жилища и крепости феодалов.

№ 19 Кара средневековой Европы

Схема на доске: школьники перерисовывают ее в тетрадь, учитель показывает и рассказывает из каких частей состоит средневековый замок.

Замок Донжон

font-size:14.0pt">В*: Рыцарский з амок в XI-XIII вв. становится центром феодального землевладения в средневековой Европе. Кто владеет замком - тот владеет землей.

4. Сказка о рыцаре (постановочный мини-спектакль).

3.Здесь для большей важности нам два витязя нужны.

«я два года тренировался,

Фехтовал и упражнялся,

Песни пел, стихи читал,

И теперь я возмужал!»

Вот сеньор берет клинок:

«я своею волей знатной

Объявляю многократно

Ты не юноша теперь

Рыцарь, и герой булатный,

кодекс чести соблюдай

Господина почитай

Даму сердца спасай

Слабого защищай!»

5.Поединок был недолог,

Юный рыцарь победил.

Дама сердца спасена,

Свадьбу славную играют

И героя прославляют ну и нам друзья поклон, за спектакль

И намек добрым молодцам урок.

Всем спасибо, все садятся на свои места.

(оруженосец помогает рыцарю снять доспехи).


5.После свадьбы впору и развлечься. Давайте перенесемся на рыцарский турнир. Видео проект* «Рыцарский турнир»

Источник: Х/ф «Айвенго» США 1952 год.

Внимательно посмотрите отрывок и ответьте на вопросы:

а) Какая страна?* б) Кто такие глашатаи?

в) Кто является главным на турнире?

г) Зачем нужна корона на турнире?

д) Что получает победитель турнира?

е) Какую роль на турнире играли гербы?

Презентация

№ 22 Форма герба

№ 23 Гербы стран Европы

6.Что запомнили? Для закрепления пройденного материала школьникам предлагается ответить на вопросы.

Тест

1. С какого века в Европе начинают активно строить замки?

1.10

2.11

2.Что в переводе с немецкого означает рыцарь?

1.стремя

2.копье

3.господин

4.всадник

3.Что защищало рыцаря с головы до ног?

1.шлем

2.кольчуга

3.забрало

4.лошадь

4.Что получали победители рыцарского турнира?

1.доспехи побежденного

2.коня побежденного

3.славу

4.все выше перечисленное

5.Отличительный знак рода

1.герб

2.девиз

3.флаг

4.гимн

7.Как настроение?

6.Сегодняшний урок Вам

1.понравился

2.не понравился

3.не вызвал никаких эмоций

Учитель и учащиеся проверяют результаты теста и записывают домашнее задание. Д/з: § 12 составить рассказ о жизни рыцаря, знать термины.

Учитель: Сегодня на уроке Вы были не просто слушателями, а истинными творцами урока. Спасибо Вам за это.

Сказка о рыцаре (постановочный мини-спектакль). t*=/ 5 минут/

«В одной из средневековых стран жила была прекрасная дама.

(приглашается одна из девочек класса, она садится за приготовленное место).

1. Она была до такой степени красива и умна, что ее похитили и посадили томиться в темницу и приставили охранять злого норманна.

2. В той же местности жил молодой человек. (приглашается один из мальчиков, он два раза проходит мимо прекрасной дамы и влюбляется в нее).

Юный герой проходя мимо места заточения девушки увидел какая прекрасная.

Он поклялся спасти красавицу. Долго тренировался (берет гантели, отжимается, приседает).

3.Здесь для большей важности нам два витязя нужны.

(выходят два молодых человека, берут шиты и встают в торжественную позу).

Приближаемся к развязке переходим на стихи.

День настал и юный отрок в зал к сеньору отправляется и к нему же обращается:

«я два года тренировался,

Фехтовал и упражнялся,

Песни пел, стихи читал,

И теперь я возмужал!»

Вот сеньор берет клинок:

«я своею волей знатной

Объявляю многократно

Ты не юноша теперь

Рыцарь, и герой булатный,

кодекс чести соблюдай

Господина почитай

Даму сердца спасай

Слабого защищай!»

4.Юноша теперь герой, он зовет к себе пажа - оруженосца

(выходит еще один мальчик и помогает рыцарю одеть доспехи)

одевает он доспехи и выходит на врага.

5.Поединок был недолог,

Юный рыцарь победил.

Дама сердца спасена,

Свадьбу славную играют

И героя прославляют ну и нам друзья поклон,

За спектакль и намек

Добрым молодцам урок.

Slide_image" src="https://ppt4web.ru/images/1413/43114/640/img1.jpg" alt="Цель: рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков. Задачи:1.Рассмотреть причины появления замков в Европе.2.Рассмотреть различные оборонительные сооружениякрепости с точки зрения их целевого назначения.3.Построить модель средневековой к…" title="Цель: рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков. Задачи:1.Рассмотреть причины появления замков в Европе.2.Рассмотреть различные оборонительные сооружениякрепости с точки зрения их целевого назначения.3.Построить модель средневековой к…">





























1 из 30

Презентация на тему: Средневековые замки

№ слайда 1 https://ppt4web.ru/images/1413/43114/310/img1.jpg" alt="Цель: рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков. Задачи:1.Рассмот" title="Цель: рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков. Задачи:1.Рассмот">

Описание слайда:

Цель: рассмотреть оборонительную ценность средневековых замков. Задачи:1.Рассмотреть причины появления замков в Европе.2.Рассмотреть различные оборонительные сооружениякрепости с точки зрения их целевого назначения.3.Построить модель средневековой крепости.(Воссоздать модель средневековой крепости с помощью конструктора.)

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Появление замков в Европе Начиная с IX века, местные вожди начали строить укрепления в виде замков. Первые замки имели простую конструкцию и дизайн, но позднее они эволюционировали в мощные и красивые каменные строения. Поводом для постройки замков была защита территории от варваров, но истинной причиной было закрепление своего контроля над подвластной территорией. Это было возможно благодаря тому, что в Европе в то время не было единой стратегии обороны и не существовало ни одной сильной централизованной власти. Примером застройки Европы замками является французская провинция Пойто. Там было лишь три замка до начала рейдов Викингов в IX веке и 39 замков в XI веке. Подобные процессы происходили по всей Европе. Замки можно было построить очень быстро. До появления п ушек защитники замков обладали огромным преимуществом над теми, кто штурмовал замки. Но широкое распространение замков и создание огромных армий для их обороны не привело к перемириям между воинствующими сторонами, а наоборот еще сильнее распалило войны.

№ слайда 5

Описание слайда:

Оборона замков Основным принципом обороны замков было увеличение потерь атаковавшего врага при одновременном уменьшении отрицательных последствий для обороняющихся. Хорошо построенный замок могла эффективно защищать даже небольшая армия и удерживать его очень долго. Крепкая защита позволяла защитникам замка удерживать натиск штурма или осаду до тех пор, пока придет подкрепление, или пока атаковавшие войска не вынуждены будут отступить из-за нехватки продовольствия, болезней или потерь. Крепость: Крепость это маленький замок, часто входящий в большой замковый комплекс. Это сильно укрепленное здание, которое часто служило резиденцией владельца замка. В случае взятия врагом внешних стен замка, защитники могли отступить в крепость и продолжить обороняться. Многие замки разрастались из крепостей, которые были начальными укрепленными пунктами. Со временем замки расширялись и старые внешние стены замков становились внешней обороной крепости.

№ слайда 6

Описание слайда:

Защитники: В мирное время для охраны замка нужно было совсем немного воинов. На ночь мосты поднимали, а опускаемые решетки опускали, таким образом блокируя замок. В случае угрозы или штурма, к защите замка привлекалась гораздо более большая армия. Меткие лучники или арбалетчики могли обстрелами помешать врагу штурмовать замок или подготовиться к штурму. Также нужно было много людей для сбрасывания со стен камней и выливания на атаковавших горячих жидкостей. Немалое количество работников нужно было для починки поврежденных штурмом стен и тушения возгораний, вызванных огненными стрелами. Агрессивные защитники при случае совершали вылазку из замка и атаковали осадную армию. Эти молниеносные рейды позволяли оборонявшимся сжигать лестницы и леса осаждавших, снижая их боевой дух. В случае опасности, местные крестьяне принимались за защиту стен. Не обладая достаточными навыками владения мечем, копьем или луком, они могли выполнять много другой важной работы.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Барбакан: У мощных замков были внешние и внутренние ворота. Между ними было открытое пространство под названием Барбакан. Оно было окружено стенами и становилось ловушкой для врага, которому удавалось разрушить внешние ворота. Попав в Барбакан, враг становился очень уязвимым и мог либо отступать через внешние ворота, либо штурмовать внутренние. Защитники в это время щедро поливали нападавших смолой или кипящим маслом, забрасывали камнями и копьями.

№ слайда 10

Описание слайда:

Бойницы: Стены и башни были приспособлены, чтобы обеспечить максимальную защиту оборонявшимся. Платформа за верхней частью стены позволяла оборонявшимся стоять и сражаться. В верхней части стен были проделаны бойницы, чтобы защитники могли стрелять или сражаться, находясь под частичным прикрытием. У бойниц могли быть деревянные ставни для еще большей защиты. В верхней части стен часто строили зубцы с тонкими щелями, из-за которых лучники могли стрелять практически не подвергаясь риску. Во время штурма закрытые деревянные платформы расширялись от вершин стен и башен. С них защитники могли стрелять прямо вниз в нападавших или бросать на них камни и лить кипящие жидкости, оставаясь при этом защищенными. Эти деревянные постройки оббивали шкурами, чтобы не допустить возгорания дерева. Каменные версии этих лесов назывались навесными бойницами и иногда строились над воротами.

№ слайда 11

Описание слайда:

Стены: Каменные стены защищали замок от поджога, стрел и прочих снарядов. Враги не могли взобраться на гладкие стены без специального оборудования, такого, как лестницы или осадные леса. Защитники на стенах могли стрелять вниз или сбрасывать на атакующих тяжелые предметы. Атаковавшие, находившиеся на открытой местности и стрелявшие вверх были в очень невыгодном положении по сравнению с оборонявшимися, которые были защищены и стреляли вниз. По возможности оборонительную мощь каменных стен старались усилить, строя стены на холмах и обрывах. Ворота и двери в стенах замков были немногочисленными и сильно укрепленными.

№ слайда 12

Описание слайда:

Рвы с водой и подъемные мосты: Чтобы усилить преимущество стен, у их основания часто выкапывали рвы, полностью окружавшие замок. По возможности эти рвы заполняли водой. Такие рвы сильно затрудняли штурм стен. Солдаты в броне могли утонуть упав даже в мелкую воду. Рвы с водой также очень сильно затрудняли подкопы стен, так как вода могла размыть тоннель подкопа и затопить копавших. Часто нападавшим приходилось осушать рвы с водой, чтобы продолжить штурм. Часто ров также частично засыпали, чтобы установить лестницы или осадные леса. Подъемные мосты через рвы или рвы с водой позволяли жителям замка при надобности входить в замок и выходить из него. В случае опасности подъемный мост поднимали, таким образом отсоединяя замок от внешнего мира. Мосты поднимались механизмом внутри замка, хорошо защищенным от врага.

№ слайда 13

Описание слайда:

Опускаемая Решетка: Опускаемая решетка из толстых металлических прутьев намертво блокировала ворота замка в случае опасности. Ворота замка, как правило, были внутри специальной башни, которая была хорошо укреплена. Обход ворот (тайный подземный ход) также мог находиться в этой башне. Этот тоннель обычно был заблокирован несколькими мощными решетками. Механизм, поднимавший решетки, находился на верху башни и был сильно защищен. Опускаемые решетки могли быть комбинированы из железных прутьев и толстых бревен. Защитники и нападавшие могли стрелять друг в друга и колоть через решетки.

№ слайда 14

Описание слайда:

Потерна для доставки продовольствия с подъёмной рампой:Некоторые большие замки снабжались таким способом, чтобы избежатьнеожиданной атаки и одновременно случайного проникновения шпионов.Тяжёлые грузы и туши животных втягивались внутрь лебёдкой пополозьям, лежащим в середине настила.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Башни: По углам и часто через определенные промежутки вдоль стен стояли башни. Башни выступали за стены замка, позволяя защитникам из башен обстреливать стены замка. С угловых башен защитники могли обстреливать две стены. Ворота часто защищались башнями с обеих сторон. Некоторые замки начинались с простых башен и перерастали в ложные комплексы из стен, внутренней крепости и дополнительных башен.

№ слайда 17

Описание слайда:

Завоевание замков Завоевание и защита замков было основной военной деятельностью в эпоху Позднего Средневековья. В то время города быстро росли и развивались, имели большую стратегическую важность. Хорошо укрепленный город-замок мог оборонять и удерживать небольшой хорошо вооруженный отряд воинов, а для захвата такой крепости нужно было намного больше военной силы. Нападавшие должны были иметь достаточно большую армию, чтобы захватить и подчинить прилежащие к замку земли, подготовить позиции для штурма замка или хотя бы не давать защитникам замка передохнуть. Осада: Для предотвращения побегов или вылазок из замка неприятеля осаждающая армия занимала позиции вокруг этого замка. Близлежащие фермы и деревни захватывались осаждающими войсками. Повсюду выставлялись дозоры, чтобы они могли быстро приносить сведения о приближении неприятельской армии и для добычи продовольствия. Предводители дозоров исследовали ситуацию и решали, что предпринимать: либо просто осадить замок, либо активно готовиться к массивному штурму. Если они собирались взять замок при помощи голода, тогда они не нападали на замок, а давали возможность защитникам умереть с голоду, не подпуская к замку повозки с продовольствием и подкрепления.

«Замки и рыцари Средневековья» - Развитие замков. Ранние европейские замки строились преимущественно из дерева. Посвящение в рыцари. Рыцарь (нем. Уже тогда вокруг замков стали появляться рвы. На следующий день надевал коричневый плащ, исповедовался, причащался и омывался. Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Замки в культуре.

«В средневековом замке» - Список используемой литературы и ссылок на сайты. Интерьер замка. Отопление и освещение. Бадья из колодца замка Руннебург около 1250 года. Донжон. Сосуд для запасов и настольные горшки. Паровая баня 14 века. Стенной камин в замке Вилденберг. Охрана. Сбор урожая. Прислуга. Военное содержание. Мажордом.

«Рыцари и замки в Средние века» - Рыцарский турнир. Печатный станок. Миниатюра. Портрет Иоганна Гутенберга. Исав перед Исааком. Портрет Джотто. Б. Торвальдсен. Статуя Джотто. Бранль. Средние века. Расцвет настенной живописи.

«Замки» - В рыцарском замке. Турниры устраивали короли и знатные феодалы. Внутреннее убранство замка. Через ров часто был перекинут подъемный мост. Сначала замки строили из дерева, а потом стали сооружать из камня. Кодекс чести рыцаря. Рыцарский турнир. Обычно замок возводился на холме или высокой скале. Только после длительной службы отличившихся посвящали в рыцари.

«Феодалы и рыцари» - Воинское мастерство оттачивалось на турнирах- состязаниях рыцарей в силе и ловкости. Рыцарь должен был быть щедр. Рыцари- военное сословие средневековой Европы. Снаряжение рыцаря. Над всеми постройками возвышалась главная башня- донжон. Что такое рыцарский кодекс чести? Рыцарь- надежда слабых и униженных.

«Время рыцарей и замков» - Кoнныe pыцapи были caмoй cильнoй чacтью cpeднeвeкoвoгo вoйcкa. В своей деятельности рыцари видели воплощение принципов христианского рыцарства. Mиниaтюpa 13 в. Древняя часть замка - круглая башня. Здесь происходило состязание величайших поэтов-миннезингеров Средневековья. Замки. Слово «рыцарь» обозначает в переводе «всадник».

Всего в теме 20 презентаций