Название ремесла. Внеурочная деятельность на тему "праздники, традиции и ремесла народов россии". Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись


В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома


Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись


Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань


Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит


Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь


Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка


Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть


Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар


В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра


Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали


Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево


Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.

Шемогодская резная береста


Шемогодская резьба - традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник




Тульский пряник - русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие - ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

Слово «ремесло » произошло от латинского «ремес » (плотник) и обозначало разные виды ручных работ. Промыслы - от «промыслить », то есть подумать. В толковом словаре Даля «ремесло» объяснялось как «умение, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда ». Если оставить в стороне спорное утверждение о соотношении физического и умственного труда, то увидим, главное - это труд, приносящий доход. Ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.

Фото русской ремесленницы

Когда определенные навыки и средства выражения становятся привычными - возникает традиция. И случается это благодаря совместным стараниям разных людей, поэтому природа народного искусства - коллективная, но это не умаляет значения творчества наиболее талантливых и ищущих мастеров.


Русские ремесленники за работой. Старинное фото

Становясь массовым, промысел воспроизводил однотипные предметы, но при этом не терял уже найденные образцы. Промысел погибал, если не приносил дохода, как это и случилось с внедрением фабричного производства. Навыки ремёсел и промыслов передавались из поколения в поколение, оттачивались, постепенно достигая оптимального состояния для получения недорогой продукции, приемлемого для нужд местных потребителей качества. Не в каждом селе или деревне были мастера многих ремёсел. К примеру, только в относительно крупных поселениях можно было найти и чеботаря, и портного, и кузнеца, и пимоката сразу. Но деревни дореволюционной Руси и до периода «укрупнения» послевоенного периода 20-го века были часто совсем не большими; 5–10 дворов - уже деревня.


На ярмарке

При таком расселении типичным было развитие промыслов и ремёсел «по деревням». То есть в одном поселении жили гончары, в другом - плотники, в третьем - портные и так далее. А обмен продукцией производился естественным путём или на ближайшем рынке, натуральным образом или через деньги.

В крупных сёлах, уездных городках умельцы чаще объединялись в артели . Продукция артельного производства, как правило, была лучшего качества и стоила меньше. Это объяснялось тем, что в артели существовало разделение труда, кроме того, артель могла позволить себе покупку необходимого оборудования, что облегчало ручной труд, и закупку сырья оптом. Именно из артелей и возникли на Руси первые промышленные производства. Впоследствии практически все промыслы и ремёсла на Руси эволюционировали в промышленность за исключением некоторых художественных промыслов, где индивидуальное мастерство имеет основополагающее значение и позволяет работать мастеру частным образом или в составе небольших артелей и кооперативов.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики . Самыми мягкими и прочными считали лапти из липового лыка. В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Русский сапожник

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам.

Сапоги для мужика - самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог, - писал Д.Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5–6 рублей. Надо сказать, что для крестьянина это были огромные деньги, и чтобы собрать такую сумму, нужно было продать целую четверть ржи (около 200 кг).

Да и валенки тоже могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству. Мастеров, изготавливающих валенки, было немного, а секреты этого ремесла передавались из поколения в поколение. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами », в Тверской губернии - «валенцами », а в Нижнем Новгороде - «чесанками ».


Русские мастера за валянием

Как известно, в старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. И для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Русские ложкари

Особой популярностью пользовались расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник. А по будням довольствовались неокрашенными ложками.


Русская семья за изготовлением ложек

Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром. На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.


Плетение корзин для ложек

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек . Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализация: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).


Обоз с «ложечными» корзинами

Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна. Хлопковые и хлопчатобумажные ткани были фабричного производства и считались дорогими.


За ткацким станком

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли и связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.


Русские ремесленницы за сбором льна

Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.


Вымачивание льна

Следующий шаг - лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками.


Трепание льна

Результат - мягкое, чистое, шелковистое серое волокно. Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.


С льняными пасмами

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясо-молочной промышленностью. При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

Малороссийская крестьянка с прялкой

Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого станка, который хранился в разобранном виде. Перед тем как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа. Готовое полотно или отбеливали, или красили. Окрашивание было гладким, однотонным или набивным, то есть с рисунком.

Красильщики ткани

Беленную ткань часто украшали разнообразной вышивкой. Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных. Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монашеское облачение.


Вышивальщицы за работой на Руси

Кроме того, историки отмечают, что ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.


Русские мастерицы за работой

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева. В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства - постоянной статьёй экспорта.

Кроме изготовления обуви, одежды и посуды, важное место в русских народных промыслах играла игрушка. Именно ее считали очень важной для воспитания детей и производили в огромных количествах в основном из глины и дерева. Часто игрушки на Руси называли «потешками ». Самыми популярными сюжетами для них были барышни, солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.


Кроме того, в начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.


Плетение ремня на Руси

Существовало также великое множество столярных и гончарных промыслов. Процветало кузнечное дело и плетение корзин.

Столярная мастерская на Руси

В наши дни народное искусство не исчезло, оно во многом перешло в другую сферу, появилось и определение: декоративно-прикладное искусство . Слово «декор » означает «украшаю ». Основа декора - узор, орнамент. Прикладное - предмет должен иметь свое назначение. И, возможно, некоторые предметы теряют уже свою утилитарность, но при этом приобретают новое звучание - украшают быт и радуют глаз, наполняя наш мир красотой и гармонией.

Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, позволяющем производить высококачественные, часто .

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок . С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок - кустарной промышленностью. В русской Статистической литературе нередко все ремесленники XIX-XX вв. назывались кустарями.

Домашнее ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических обществ. Сельское население производило большую часть потребляемых им ремесленных изделий. Постепенно ведущую роль стало играть ремесло на заказ и рынок. В древней Греции, древнем Риме, в странах древнего Востока имелось значительное количество ремесленников, ведущих самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ или рынок.

Становление профессионального ремесла , особенно в городах, привело к возникновению новой сферы производства и нового социального слоя - городских ремесленников. Возникновение развитых форм их организации (цехи), защищавших интересы данного слоя, создало особо благоприятные условия для развития городского ремесла в Средние века. Ведущими отраслями городского ремесла были: сукноделие, производство металлических изделий, изделий из стекла и др. В процессе промышленного переворота (середина XVIII в. - первая половина XIX в.) фабрично-заводская промышленность, основанная на применении машин, вытеснила ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок) сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием индивидуальных нужд потребителя или с производством дорогих художественных изделий - гончарное дело, ткачество, художественная резьба и т. д.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Виды ремёсел

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

и многие другие.

В России после 1917 года число ремесленников и кустарей резко сократилось, они были объединены в промысловую кооперацию. Сохранились лишь несколько всемирно известных народных художественных промыслов: Гжельская керамика, Дымковская игрушка, Палехская миниатюра, Хохломская роспись и др.

Художественное ремесло

Художественное ремесло - культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. , поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло ) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен , где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда - нет.

История ремесел

Уже в древнем мире встречаются начатки ремесленной деятельности, проявляющейся в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов. О таком характере ремесленного труда в Греции мы имеем свидетельство Гомера.

При презрении греков к ремесленному труду, признававшемуся недостойным свободного человека, Р., как постоянная профессиональная деятельность, было делом весьма ограниченного контингента лиц, если не считать метойков и рабов, входивших в состав дома.

Некоторые ремёсла и в Греции, однако, поднялись на высокую степень, несмотря на применение самых простых орудий и инструментов. С течением времени получили распространение Р. не только по предметам роскоши, но и по удовлетворению обыденных потребностей низших классов населения.

Уже в Греции ремесленники испытывали иногда конкуренцию со стороны сравнительно крупных производств, возникающих с середины V-го столетия до н. э. Одинаковый, в общем, характер носит ремесленное производство и в Риме. При существовании обособленных, замкнутых хозяйств, удовлетворявших свои потребности с помощью специализации рабского труда, в Риме не было почвы для развития Р., как свободной профессиональной деятельности; за отсутствием контингента лиц, который бы постоянно нуждался в продуктах чужого труда и имел бы возможность их оплачивать, римские ремесленники, будлер и т. д. и (artifices) должны были пополнять ряды пролетариев. Только при наличии известного имущества, служившего источником доходов (обыкновенно - небольшой земельный участок), ремесленник мог безбедно существовать и в исполнении случайных заказов иметь подсобный заработок. С образованием крупных поместий, поглотивших значительную часть мелких земельных участков, ремесленники, ряды которых главным образом пополнялись вольноотпущенными, должны были искать работу на стороне и исполнять её на дому у заказчика.

С целью увеличения объёмов производства в какой либо артели, артель могли экономически поставить под контроль или приобрести в собственность один или несколько хозяев и тогда она перерастала в фабрику или в завод. С появлением в каком-либо ремесле всё большего количества сложных и энергоёмких машин и механизмов, и, особенно, с привлечением достижений науки, промысел перерастал в промышленность. Наличие сложных и многочисленных машин и механизмов и наукоёмких процессов - именно та грань, за которой кончается промысел и начинается промышленность. Примером здесь может служить превращение в XIX веке в России Иванова, ранее типичной слободы, состоящей, в основном из ткацких артелей, в город с большим количеством ткацких фабрик. Далее, с большим применением современных, научно обоснованных процессов, Иваново стал центром текстильной промышленности в России. Вот некоторые другие примеры «эволюции» промыслов в промышленность с возрастанием объёмов производства, усложнением и увеличением количества используемого оборудования и с привлечением науки:

  • пекарное и мельничное ремесло превратились, каждое в свою часть пищевой промышленности
  • сапожное ремесло превратилось с годами в обувную промышленность
  • ткацкое и прядильное ремесла вместе родили текстильную промышленность
  • портновское ремесло превратилось в швейную промышленность
  • кузнечное ремесло стало прародителем целого ряда промышленностей, связаных с обработкой металлов.

Тем не менее, многие ремёсла продолжают существовать наряду с рождёнными ими промышленностями, создавая профессиональную среду, из которой рекрутируется масса специалистов в соответствующую промышленность. Так, например, высококвалифицированные столяры или сапожники используют свой потенциал в мебельной, или в обувной промышленностях.

Обыденные представления о ремесле, как об устаревшем в современном обществе явлении обманчивы. И в наше время продолжают появляться новые ремесла. В сфере информационных технологий с началом развития социальных сетей появилось ремесло специалиста по SMM или, как его называют чаще, комьюнити-менеджера. Таких новых ремесел в можно насчитать не менее десятка.