Панорама из фотографий в фотошопе. Как сделать панораму из фотографий (урок Photoshop)

Пейзаж - один из самых популярных жанров в фотографии. Чтобы корректно передать зрителю состояние природы в вашей работе, кроме всего прочего, необходимо также подобрать нужные геометрические параметры для данной фотографии.

Один и тот же снимок выглядит совершенно по разному если подать его в разных вариантах кадрирования. Квадрат или панорама - выбирать вам, но главная задача фотографа заключается в том, чтобы зритель, разглядывая изображение, получал эстетическое удовлетворение от просмотра, как можно дольше не отрывал взгляд от вашей работы.

Панорамные снимки природы - фотосъемка

Панорамные снимки природы выглядят эффектно если грамотно расставить акценты при компоновке кадра, правильно позиционировать главные и второстепенные объекты в композиции. В рамках данной статьи эти вопросы рассматривать не буду. В этом материале рассмотрим лишь техническую сторону процесса создания панорам.

Прежде чем приступить к описанию процесса создания панорамы, напомню некоторые важные моменты на которые следует обратить внимание при съёмке.

Диафрагма и выдержка

Приступая к фотосъёмке, в данном случае съемка рассвета , фотоаппарат желательно устанавливать на штатив, т.к. рассвет и закат требует меньшего отверстия диафрагмы (в частности, для лучшей проработки деталей облаков) и, соответственно, более длительной выдержки. По гидроуровню штатива устанавливаем правильное положение горизонта.

Использование автоспуска

Для предотвращения, или существенного уменьшения вибрации камеры во время срабатывания затвора, рекомендую использовать автоспуск с 10-ти секундной задержкой, или тросик. В настройках камеры желательно установить режим задержки срабатывания затвора , если таковой поддерживается вашей камерой. Баланс белого (ББ) можно оставить в автоматическом режиме если вы снимаете в RAW.

Установка баланса белого

Точка замера экспозиции

Чтобы экспозиция всех кадров оставалась одинаковой, надо сначала произвести замер экспозиции в точке со средним уровнем яркости (это могут быть облака окрашенные в оранжевый цвет) см. рис.1, после чего перейти в ручной режим управления экспозицией (М), установив соответствующие параметры, и отснять все кадры с этой экспозицией. Режим замера для данной фотографии - матричный. Чувствительность - ISO 100.

Склейка панорамы - обработка

Загружаем все фотографии в окно редактора, в данном случае их три. Все исходные файлы формата RAW , если у вас Jpeg - не страшно, важно чтобы они были одинаковы по экспозиции и резкости. Но если не удалось снять всю серию снимков с одинаковой экспозицией, опять же, - не страшно, умный Photoshop сам сделает экспозицию во всех кадрах одинаковой.

Это также работает если в процессе конвертации некоторые кадры получились светлее или темнее по отношению к другим. Но не стоит уж слишком надеяться на сверхвозможности Фотошопа , для корректной работы программы надо иметь исходники оптимального качества, что позволит максимализировать эффективность обработки. Сохраняем файлы без обработки на рабочем столе (01, 02, 03), см. рис.2

Переходим в меню Файл > Автоматизация > Photomerge. В открывшемся окне нажимаем на кнопку «Добавить открытые файлы» и устанавливаем галочки как показано на рисунке ниже, см. рис.3

Нажимаем Ok, и ждем пока программа завершит процесс обработки.

На полученном изображении просматриваются вертикальные границы стыковки фрагментов, и если выключить один из слоев, контуры обрезки становятся доступными для просмотра. Очень редко, но бывает что программа не справляется с точной подгонкой отдельных мелких деталей, поэтому следует проверить по контурам склейки точность подгонки, см. рис.5

Вручную, процесс склейки панорамы занял бы намного больше времени.
Набираем комбинацию клавиш Ctrl+E (объединить слои), после чего фильтром «Пластика» немного подгоним границы изображения к краям рамки, см. рис.6, рис.7


Кадрируем изображение согласно правилам золотого сечения (

Теперь самое время склеить фотографии в Фотошопе. Сегодня у нас маленький сюрприз – я записала первый видеоурок о том, как сделать панораму в фотошопе , но думаю пошагово расписать очередность работы в фотошопе тоже не помешает. А делается на раз, два, три!

  1. Выбираем файлы, из которых собираемся делать панораму и открываем их все в фотошопе. В принципе можно и не сразу открывать, но по-моему, так удобнее. Заходим в пункт меню File -> Automate->Photomerge. Функция Photomerge появилась в фотошопе, начиная с версии CS, если у вас более ранняя версия, дайте знать, найдем решение!

Так вот перед вами появится вот такое окошко, где нужно будет выбрать файлы для панорамы, а также алгоритм склеивания.

Если вы уже открыли все фотографии в фотошопе, то просто нажимаете Add Open Files и все файлы сразу переместятся в это окошко, если же нет, то нажимаем Browse и выбираем те файлы, из которых собираемся делать панораму.

В столбике слева представлены алгоритмы склеивания изображений.

  • Auto (Авто) фотошоп автоматически подбирает наилучший режим для панорамы, трансформирует и сводит вместе исходные фото, а также корректирует цвета, при необходимости.
  • “Perspective” (Перспектива) придает эффект перспективы, используя один из исходников (по умолчанию, центральное изображения) в качестве основы и трансформируя остальные фотографии для придания эффекта перспективы общей картине.
  • Cylindrical” (Цилиндрическая) придает панораме цилиндрическое искажение, как если бы панорама вписывалась во внутреннюю часть цилиндра, а потом разворачивалась и размещалась на столе. Эта опция хороша для широких панорам.
  • Spherical (Сферическая) выравнивает и трансформирует изображения так, если бы они были вписаны во внутреннюю поверхность сферы — эта опция подходит для создания 360 панорам, если вы отсняли фотографии для панорамы в 360 градусов.
  • Collage (Коллаж) выравнивает и трансформирует изображения, но не искажает их, то есть только поворачивает и пропорционально увеличивает/уменьшает исходники.
  • “Reposition” (Только перемещение) просто устанавливает фотографии рядом друг с другом, как если бы вы разложили их на столе, при этом не изменяя и не искажая изображения.

В большинстве случаев вариант Auto прекрасно срабатывает, поэтому оставляем его, отмечаем галочкой внизу Blend Images Together, который находит оптимальные границы между исходными фотографиями панорамы, подставляет их друг к другу и корректирует цвета, а также отметьте Correct Geometric Distortions (Корректировка геометрических искажений). Чем больший охват панорамы, тем больше эти искажения, поэтому рекомендую все-таки галочку поставить. Если вы склеиваете в фотошопе всего 2-3 кадра, объекты на которых находятся примерно на одинаковом расстоянии от вас, то необходимости в подобной корректировке может и не быть.

Победно жмем кнопку … и ждем 🙂 В зависимости от мощности вашего компьютера, размера файлов и их количества, процесс их склеивания в фотошопе может занять некоторое время, иногда долгое – ведь фотошоп подбирает кусочки из всех ваших фотографий, копирует их в отдельный.psd файл как слои, и каждому слою прикрепляет маску, что достаточно удобно для последующей коррекции разных неровностей и возможных нестыковок.

2. Итак, когда обработка в фотошопе сделала свое дело, мы получили вот такую неровную картину с некоторыми белыми линиями. Для начала берем инструмент Crop и вырезаем кадр, захватывая заполненные области и кадрируя так, как нам надо.

3. Теперь остались белые полосочки, которые исчезнут как только вы объедините все слои, поэтому просто жмем на треугольничек во вкладке Layers (Слои) и выбираем пункт Flattern Image (Свести вмете слои)

Данная статья посвящена исправлению недостатков панорамы (после сшивки серии снимков) на этапе постпроцессинга в Photoshop.

С момента выхода Photoshop CS2, фотографы получили возможность с легкостью объединять серию фотографий в панораму.

Photomerge достаточно просто справляется со своей задачей и время ожидания результата сводится к нескольким секундам. В 90% случаев вы останетесь довольны итоговым изображением. Однако в некоторых случаях панорама может быть испорчена явными недостатками, которые видны на месте соединения между отдельными фотографиями.

Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите на изображение ниже. Это панорама из 7 снимков, собранная Photomerge. Как вы заметили, на воде присутствуют полосы, которые портят внешний вид. Это произошло из-за едва заметно разницы в цвете и экспозиции между изображениями.

Верхнее изображение: панорама собранная в Photomerge. Нижнее изображение: я выделил места с явными недостатками на соединениях между снимками.

В данной статье мы рассмотрим ряд простых шагов, которые помогут удалить видимое соединение между снимками, чтобы вписать их в панорамное изображение.

Примечание автора: я буду рассказывать лишь об устранении недостатков в панораме. Если вам нужен материал о том, как из серии снимков получить панораму в Photoshop, то рекомендую вам обратиться к данной статье, автор которой Jason Weddington .

Стоит отметить, что работу я начал с изучения проблемы, которая состояла значительном отличии экспозиции между левой частью изображения (съёмка была далеко от солнца) и правой (съёмка против солнца). Поэтому прежде чем делать панораму, я отредактировал каждое изображение в Adobe Lightroom, чтобы максимально совместить экспозицию между снимками. По окончанию редактирования, выбранные изображения были экспортированы в Photoshop, чтобы «сшить» панораму, используя настройку «Авто».

Переходим к редактированию панорамы...

Шаг 1

После того, как Photomerge собрал панораму, в Photoshop на панели слоёв вы увидите, такое кол-во слоёв, которое будет соответствовать числу снимков из вашей серии (в данном случае это 7). Каждый слой будет иметь маску. В большинстве случаев слои обычно сливаются для получения финального результата панорамы, но нас интересует исправление недостатков на начальном этапе работы.

Шаг 2

Создайте новый слой поверх всех слоёв. Выполните на новом слое заливку с 50% серого. Edit > Fill > 50% grey (Редактирование - Выполнить заливку - 50% серого).

Шаг 3

Измените режим наложения для слоя с заливкой на Перекрытие (Overlay). После смены режима наложения слой станет невидимым. Такой трюк используется при работе с осветлением/затемнением изображения.

Шаг 4

Выберем два смежных слоя, на которых в месте соединения нужно поработать над экспозицией (для удобства автор отключил видимость у остальных слоёв). Как видите, левое изображение нужно вручную сделать немного светлее, а правое наоборот немного темнее. Займёмся сначала исправлением того изображения, что слева.

Видимость включена только у двух смежных слоёв. Изображение слева нужно осветлить, а правое затемнить.

Шаг 5

Если использовать ctrl+клик/cmd+клик по маске соответствующего слоя (клик - кликнуть мышкой по чёрно-белой миниатюре на панели слоёв), то мы получим активное выделение, которое позволит редактировать изображение внутри него, не опасаясь внести изменения за пределами выделения.

Шаг 6

Убедитесь, что у вас активен слой с серой заливкой.

Шаг 7

Выберите инструмент Brush (Кисть). Вам понадобится большая мягкая кисть размером примерно 500px (я использовал данный размер для кисти, а вам нужно ориентироваться на размер вашей панорамы) и установил hardness (жёсткость) на 0%. Далее установил opacity (непрозрачность) на 3% и flow (нажим) на 20%.

Шаг 8

Чтобы осветлить слой, выделение которого мы получили, нужно использовать белый цвет для кисти (если хотите затемнить слой, то используйте чёрный).

Шаг 9

Используя кисть, пройдитесь ею по краю выделения. Таким образом мы будем открашивать белым цветом слой с заливкой в пределах нашего выделения. Идеальным вариантом будет, если середина большой мягкой кисти будет проходить непосредственно по соединению, тем самым вы получите градиент, дающий мягкий переход от одного цвета к другому.

Поскольку кисть мягкая с тонкими настройками, то первоначально изменения будут малозаметными. Но по мере работы вы увидите результат осветления.

Активное выделение позволяет работать только внутри выделенной области. Красным показано, как автор работал белой кистью на слое с серой заливкой.

Шаг 10

Не смотря на то, что процесс работы идёт не слишком быстро, я считаю данный метод наиболее подходящим для получения бесшовного соединения между изображениями, отличающимися по экспозиции.

После того, как вы отредактировали правое изображение, пора браться за левое. Для этого повторите шаги с 5 по 9. При этом не забудьте убедиться, что вы получили выделение нужного вам слоя, активным является слой с заливкой и что для кисти выбран чёрный цвет. Почему чёрный цвет? Потому что осветлив левое изображение мы будем затенять правое. Постарайтесь почувствовать кисть и работа пойдёт быстрее.

Если вы измените режим наложения для слоя с серой заливкой на Нормальный, то что вы увидите будет напоминать изображение ниже. Вы увидите свою работу чёрными и белыми мазками кисти на сером слое.

Вы видите изображение «До», слой с серой заливкой, изображение «После» (когда слой с заливкой установлен в режим наложения Перекрытие (Overlay)).

Повторив весь процесс действий для каждого соединения в панораме, слой с серой заливкой, в режиме наложения Нормальный (Normal), будет выглядеть так:

На слое с заливкой показана проделанная работа со всеми соединениями в панораме.

После того, как режим наложения будет изменён на Перекрытие (Overlay), все видимые ранее соединения между серией изображений в панораме исчезнут.

Вы видите панораму, где слой с серой заливкой установлен на режим наложения Перекрытие (Overlay).

Чем хорош этот метод правки, тем что он недеструктивный. Поскольку редактирование мы делали на отдельно взятом слое, то все исходные изображения у нас остались в первоначальном виде. Это даёт возможность легко и в любой момент внести изменения в наше редактирование, при этом исходные изображения будут не затронуты.

Финальная панорама: Llyn Cregennen, Северный Уэльс, Великобритания.

Я надеюсь, мне удалось доступно объяснить вам данный принцип работы. В конце концов это лишь ещё одна возможность использования слоя с серой заливкой в режиме наложение «Перекрытие» для недеструктивного редактирования изображения.

Так что не спешите использовать инструмент Штамп (Clon) или отправлять в корзину неудачную по экспозиции панораму. Возможно, используя данный метод, вы сможете исправить то, что не смог Photoshop.

Elliot Hook занимается фотографией ландшафтов и дикой природы в Хартфордшир, Великобритания. Стремясь узнать, как сделать свои фотографии лучше, он с удовольствием делится своими знаниями с другими людьми. Найти его работы можно на

Добрый вечер, читатели. Сегодня Вы увидите буквально магию фотошопа, так как он будет делать всю работу за Вас и выдаст Вам просто неожиданный результат. Давайте же сначала я расскажу что такое панорама.

По сути, это широкоформатное изображение, которое помогает зрителю увидеть больше чем на обычной фотографии.

Некоторые камеры эту функцию поддерживают, а большинство – нет. Раньше я как-то особо не интересовался темой панорам, ну, так, делал панорамы своим айфоном и все. Но недавно меня позвали в курортный поселок Коблево фотографировать отель, и так, как у меня самый широкоугольный объектив – это , то, естественно, я понимал что для номера мне угла не хватит, здесь справиться только фишай. У меня его, увы, нету. Цены на него не малые, особенно с нынешним курсом доллара. И я решил воспользоваться старым добрым фотошопом. И правда, он меня здорово выручил!

Так как я фотографировал номера, то обучение будет идти на примере номера. И да, в этом уроке я рассказываю как сделать панораму уже с готовыми фотографиями. Как фотографировать их, я расскажу в следующем уроке, там есть много нюансов! И поэтому Вам, скорее всего, понадобятся мои фото. Держите ссылку — Яндекс.Диск (Кликабельно)

Ну что, начнем?

Шаг 1. Итак, открываем фотошоп и сразу же переходим в “Файл –> Автоматизация –> Photomerge…”:

Шаг 2. Перед нами открылось окошко и теперь нужно выбрать фотографии из которых будет состоять наша будущая панорама. Выбираем свои, или в нашем случаи, скорее всего, мои фотографии. Для этого нажимаем кнопку “Обзор”.

P.S.: Выбрано через одну, так как первый формат – это JPEG, а другой .

Шаг 3. Теперь когда фотографии выбраны, проверяете свое окно, чтобы все было как у меня и нажимаете “Ок”. Галочку “Коррекция геометрического искажения” ставить необязательно, но я рекомендую в данном случаи с комнатами.

Все, пошел процесс. Кстати, он достаточно долгий и ресурса затратный. Поэтому не каждый компьютер сможет адекватно воспринять данный процесс.

В итоге у Вас получится что-то подобное:

Как-то страшновато, да? Но, не пугайтесь, это вполне нормально и так должно быть! И швы должны быть, они потом пропадут при сохранении.

Шаг 4. Убираем лишнее кадрированием (инструмент “Рамка”).

Вот примерно так:

И получилось у меня такое:

Заметьте, Вы сейчас сделали то, что делает объектив почти за 1000$. И, причем делали даже не Вы, а делала за Вас программа! Конечно, с объективом работать проще, да и качество там, скорее всего, будет получше. Но, как для аналога, то самое то.

Вот что вышло после маленькой цветокоррекции.

– это довольно просто, и сейчас мы в подробностях рассмотрим этот процесс. Вы можете скачать исходные файлы панорамы, чтобы потренироваться у себя на компьютере.
Но для начала несколько рекомендаций о съемке панорам.
Снимайте с достаточным перекрытием кадров , лучше всего, чтобы снимки перекрывали друг друга на 30-50%.

Заблокируйте фокусировку . После того как вы сфокусировались, просто отключите . Как правило, используется фокусировка на бесконечность.

При съемке горизонтальных панорам снимайте вертикальные кадры (в портретной ориентации). Это сделает ваши панорамы не такими узкими, хотя и потребует больше кадров.
Одной из проблем при съемке пейзажей вообще и панорам в частности является высокий контраст сцены, поэтому тщательно подбирайте экспозицию и снимайте в RAW. позволит сохранить максимальное количество деталей в светах и тенях.

Панорамы вполне можно снимать с рук, так, например, были сняты кадры этой панорамы. Если в панораме нет объектов на переднем плане, то даже при съемке с рук панорамы сшиваются без проблем. Если же в кадре есть объекты переднего плана, которые расположены на фоне заднего, то при смещении камеры возникнет эффект параллакса, что повлечет массу проблем при сшивке. В таких случаях нужно использовать штатив.

После того как панорама снята и файлы загружены на компьютер, вы можете конвертировать RAW-ы в своем любимом RAW конверторе или же запустить процесс сборки панорамы прямо из RAW файлов. В последнем случае конвертация будет осуществляться с помощью модуля Adobe Camera RAW, встроенного в . Нет принципиальной разницы, из каких файлов: JPEG, TIFF, PSD или RAW будет собираться панорама.

Откройте Photoshop. В меню File – Automate выберите команду Photomerge

Откроется окно сборки панорамы.

С помощью кнопки Browse … добавьте исходные файлы. Так же есть возможность добавить уже открытые в Photoshop файлы с помощью кнопки Add Open Files .

В левой части окна находится переключатель типов проекции панорамы. Автоматический способ, предлагаемый по умолчанию, обычно подходит лучше всего. Так же можно конкретно указать один из следующих видов проекции: Перспективная, Цилиндрическая, Сферическая, Коллаж, Расположение. Подробнее о типах панорамных проекций можно прочитать .

Внизу окна находятся три настройки:
Blend Images Together (смешивание изображений)
Vignette Removal (удаление виньетирования)
Geometric Distortion Correction (коррекция дисторсии)

Первый пункт отвечает за совмещение кадров по яркости, чтобы границы переходов между снимками были незаметны.
Виньетирование - это небольшое затемнение по краям кадра, включите этот пункт, если оно не было исправлено на этапе конвертации из RAW. Дисторсия – оптические искажения, при котором прямые линии в кадре искажаются. Различают подушкообразную и бочкообразную дисторсии. Искажения дисторсии (как и виньетирование) могут быть автоматически исправлены в RAW-конвертере.

Файлы для этой статьи я конвертировал без каких-либо коррекций дисторсии и виньетирования, поэтому отметьте все три галочки и нажмите кнопку ОК.

После чего начнет объединять файлы в полностью автоматическом режиме. Для этого ему потребуется время и довольно много памяти на жестком диске компьютера. По завершении расчетов ваша панорама откроется в собранном многослойном виде.

На этом скриншоте Photoshop версии CS6, но и в предыдущих версиях процесс выглядит аналогично. В палитре слоев будут находиться исходные фотографии, уже подогнанные друг к другу, с масками, скрывающими области перекрытия. При необходимости можно доработать панораму, изменив маски или трансформировав (сдвинув) слои. Но как правило такой потребности нет, и можно сразу слить все слои в один с помощью команды Layer – Flatten Image .

По существу панорама готова. Как видите сборка панорамы в Photoshop – это действительно просто . Но прежде чем закрыть эту тему, расскажу еще о паре моментов, с которыми вы можете столкнуться при создании панорам.

После сборки панорамы ее необходимо обрезать, заодно исправив небольшой завал горизонта влево. Берем инструмент Crop Tool и определяем границы нашей панорамы. Инструмент Обрезки в Photoshop CS6 стал значительно удобней, чем был раньше. Для точного выравнивания горизонта можно включить отображение сетки. Для этого в верхней панели инструмента в пункте View выберите Grid и (или Always Show Overlay ).

На этом этапе панорама не всегда может выглядеть так, как нам хочется. Горизонт может быть выгнут или искривлен каким-нибудь образом. Если такая проблема присутствует, воспользуемся инструментами трансформации. Например, если центр панорамы провален, выполним команду .

И в выпадающем меню Warp выберем трансформацию Arch (Арка) где вводя небольшие значения в поле Bend , 0,3 - 5 % исправим линию горизонта.

Зачастую при кадрировании панорамы остаются пустые углы, полностью обрезав которые придется лишиться значительной части изображения. Чаще всего пустоты можно аккуратно заделать Штампом и Лечащей кистью. Но в последних версиях Photoshop CS 5 - CS6 появился инструмент (Заливка с учётом содержимого) позволяющий автоматически решить проблему. Для этого необходимо лишь выделить пустые участки. Для чего щелкните по иконке слоя в палитре Layers с нажатой клавишей Ctrl (загрузится выделение используемых пикселов). Затем инвертируйте выделение командой Ctrl+Shift+I. После чего увеличьте выделение на один пиксел Select – Modify – Expand = 1. И примените команду Fill (Shift + Backspace) - Content-Aware.

Евгений Булатов .