Понятие общества. Общество как социальная система - в помощь студентам

(Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8-го класса. М., 2007, с. 9-16, §1)

1. Понятие общества.

В понятие «общество» вкладывается зачастую весьма различное содержание. Во-первых, это группа людей, объединившихся для общения и (или) деятельности. Подобное определение подразумевает любой коллектив, от первобытной родовой общины до фан-клуба, но незначительный по масштабу. Напротив, в широком, философском смысле слова, это понятие объединяет всё человечество в отличие от животных, растений и неживой природы (О.- это обособившаяся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей).

Употребляя термины «феодальное общество» или «индустриальное общество», мы подразумеваем некий исторический этап развития, характерный для различных стран и народов. А вот под «гражданским обществом» философы и политологи понимают сферу социальных отношений, связей, групп, независимых от государства. (В таком обществе граждане способны самостоятельно отстаивать свои общие права и интересы, решать проблемы местного значения и влиять на правительственную политику в государственном масштабе). И если раньше в состав «общества» включали только его элиту, то теперь это всё население страны.

В самом распространённом среди социологов значении общество - это социальная организация данной страны (или этноса), т.е. не просто совокупность населения, но и его структура, система взаимоотношений и связей. Следует отделить «общество» от политической организации данной страны - государства. Не стоит, между прочим, путать государство и с территорией, на которой оно действует - собственно, страной. Хотя очень часто политики, чтобы придать себе веса, вещают от имени всей страны - и государства, и общества, сознательно смешивая понятия географические, политические и социальные.

2. Признаки общества.

Заметим, что последнее определение общества подходит и к тем человеческим коллективам - роду, племени, союзу племён, - которые в древности ещё не «доросли» до создания государства. Однако если эта организация в некоторой степени самодостаточна и имеет «своё лицо», перед нами - общество. Вот его признаки:
- оно не является частью более крупной системы;
- браки заключаются между представителями данного объединения;
- оно пополняется преимущественно за счёт детей, рождённых в подобных браках;
- объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
- у него есть собственное название и собственная история;
- оно обладает собственной системой управления;
- объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
- его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов), которую называют культурой.

3. Сферы общества.

Что же собой представляет современное общество в этом значении? Существуют разные методы его структуризации или модели, способствующие более подробному анализу.

Во-первых, можно выстроить всевозможные слои или социальные группы по вертикали, сверху вниз, в зависимости от их богатства или близости к власти, иными словами - от их экономического и политического влияния. Тогда общество предстанет перед нами пирамидой, наверху которой - богатая и властная элита, в основании - «серое» большинство, и средний класс - между ними.

Во-вторых, можно представить общество как совокупность институтов, удовлетворяющих его важнейшие потребности в рамках сложившихся социальных норм (институт - лат. «установление»). Важнейшие социальные институты - это семья (с функцией воспроизводства населения), производство (создание материальных благ), государство (регулирование общественных отношений, охрана правопорядка и суверенитета и мн. др.), образование (накопление и передача опыта), религия.

Но самый распрастранённый подход предлагает нам изучать общество по его сферам (подсистемам): экономической, политической, социальной и духовной.

Экономика включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Политика объединяет институты, участвующие в решении важнейших проблем общества. Прежде всего, это государство - со всей его разветвлённой структурой органов власти - и партии, поскольку к политической сфере относится всё, что связано с борьбой за эту власть, за влияние на принятие стратегически важных решений. Зрелое общество имеет отрегулированные механизмы смены власти и политической борьбы.

Социальная сфера охватывает отношения между различными общественными группами, классами, слоями. Если бы общество можно было рассматривать само по себе, отдельно от экономики и политики, то эта его ипостась и была бы социальной сферой. Однако данный термин употребляется и в более узком смысле: например, чиновник называет подобным образом систему общественного транспорта и коммунальных услуг, образования и здравоохранения. Здесь «социальная сфера» - совокупность общественных учреждений, обслуживающих наши потребности. Ещё более узкое значение данного словосочетания - система общественной помощи незащищённым слоям населения (пенсионерам, безработным, инвалидам, сиротам и т.д.). Когда мы слышим о несовершенстве социальной сферы и её недостаточном финансировании, речь идёт о двух последних значениях термина.
И уж в последнюю очередь мы вспоминаем о духовной сфере! А сюда включена и наука, и образование, и все сокровища искусства вместе с музеями и библиотеками, а также религия и прочие формы интеллектуаль¬ной деятельности.

Разумеется, деление общества на сферы в некоторой степени условно: в реальной жизни все части этой сложной системы взаимосвязаны и переплетены между собой.

4. Мировое сообщество и глобализация.

В заключение нужно сказать, что общество - как социальная организация страны - в определённом смысле уже уходит в прошлое. Разве наше российское общество, так же как амери¬канское или японское, не является частью более крупной системы - мирового сообщества? Глобализация - процесс исторического сближения народов и превращения человечества в единую политическую систему, - всё шире охватывает страны и континенты. Начавшись в эпоху Великих географических открытий, побуждаемая капиталистическим развитием индустриальных стран, она связала мир вначале экономически, а теперь создаёт общее политическое, правовое и культурное пространство. Люди разных стран и континентов обсуждают одни и те же новости, слушают одну и ту же музыку, «болеют» за «своих» на всемирных спортивных состязаниях, отстаивают права, сформулированные ассамблеями ООН, и требуют определённых политических решений от своих представителей в Совете Безопасности, Евросоюзе, НАТО и десятках других международных организаций.

Слово «общество» известно каждому из вас. Но стоит задуматься - что оно обозначает?

Понятие общества

Современный человек не может существовать без других людей. В 5 классе вы узнали, что в человеке соседствуют два начала: биологическое и социальное. Последнее означает, что всю жизнь, от младенчества до старости, мы учимся жить в обществе, усваиваем правила поведения, осваиваем различные социальные роли.

Обратившись к историческому прошлому человечества, вспомним, что первобытные люди объединялись в родовые общины, чтобы совместно добывать пищу, заботиться о детях и стариках, спасаться от стихийных бедствий, защищаться от врагов и от нападений диких животных, осваивать новые территории. Люди всё это делали совместно, сообща. Отсюда и произошли понятия «сообщество», «общество». Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду.

Учёные считают, что общество, в котором мы живём, появилось одновременно с появлением на Земле «человека разумного» - или, как его ещё называют, человека современного вида. Это произошло около 40 тыс. лет назад.

Понятие «общество» чрезвычайно многообразно. Оно может включать в себя два десятка человек - 6 «А» класс, а может больше миллиарда - современные Китай и Индия.

Обществом могут называть объединения людей по интересам. Например, общество любителей подводного плавания или общество защиты дикой природы.

Обществом называют также народ, проживающий на территории данной страны, государства. Эти понятия следует различать: страна - географическое понятие, государство - политическое, а общество - социальное (от латинских слов socium - общество; socialis - общественный).


Общество исследует социология - наука, изучающая устройство общества, взаимодействие групп людей, входящих в него. Изучением стран занимается география, а государств - политология и правоведение.

    Страна - территория, имеющая определённые границы (например, Россия, Китай).

    Государство - это организация верховной власти со своей системой учреждений (парламент, правительство, армия, полиция, суды), осуществляющих свою деятельность и управление обществом на определённой территории.

    Общество может обозначать:

    • человечество в целом;
    • обществом называют людей, проживающих на территории какой-либо страны или государства (российское общество, французское общество и др.);
    • объединение людей по интересам (спортивное общество), по происхождению (рыцарское общество), по профессии (рабочие, учителя) и т.д.;
    • обществом называют конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны (например, первобытное общество, средневековое общество и др.).


Какие значения понятия "общество" отражают иллюстрации?

Общественные отношения

В 5 классе мы начали с вами разбираться в межличностных отношениях, которые формируются в малых группах людей (семье, ученическом коллективе и т.д.), лично знакомых друг с другом. Самых разных людей связывают в общество общественные отношения, которые складываются между людьми как представителями больших социальных групп и между большими социальными группами. Нации, городское население, рабочие, молодёжь, пенсионеры, школьники, врачи, учителя и т.д. - это всё большие социальные группы. Они включают в себя тысячи и миллионы людей. Коллективные (но не личные) отношения между людьми называются общественными отношениями.

    Общественные отношения - это отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, профессий, народов и др.). Они основаны на коллективных правилах, т.е. требованиях вести себя определённым образом.

В больших группах существуют общественные отношения, а в малой группе устанавливаются межличностные отношения

Приведём пример. Учитель может относиться к ученику с большой симпатией, но если ученик не выучил урок, то он ему поставит двойку. Учитель и ученик - это представители двух больших социальных групп, их отношения подчинены определённым правилам, у них разные социальные статусы (положение в обществе) и разные социальные роли (поведение, соответствующее статусу).

Общественные отношения регулируются законами, нравами, традициями, обычаями, т.е. коллективными нормами - представлениями о том, как, например, заключаются браки между людьми, как решаются трудовые споры, как подобает вести себя ученику в школе и многое другое, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Общественные отношения составляют основу общества. Они скрепляют множество людей в единое целое. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определённые отношения с учеником, а тот - с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом и т.д.

В окружающем нас мире существуют разнообразные формы общественных отношений: соперничество (конкуренция), взаимопомощь, сотрудничество, любовь, вражда. Например, политики соперничают друг с другом за голоса избирателей на выборах в органы государственной власти, школьные спортивные команды конкурируют за первое место в районной спартакиаде, спасатели разных стран сотрудничают, устраняя последствия землетрясения и помогая людям, и т.д.

    Приведите примеры того, как в жизни или в истории проявляются обозначенные на схеме формы общественных отношений.

У общественных отношений есть два обязательных свойства - устойчивость и изменчивость. Например, учителя и ученики существовали во все времена, по общественные отношения между учителем и учеником в Древнем мире или в Средние века были совсем другими, нежели в современном обществе. Раньше учитель имел право наказывать розгами нерадивого ученика, а родители поддерживали этот порядок, иногда «для верности» добавляя наказания дома. Ныне розги запрещены, как запрещено и многое другое. В современном мире общественные отношения строятся на уважении прав человека, неукоснительном соблюдении законов.

Подведём итоги

Общество - необходимое условие жизни человека. Учёные считают, что общество существует около 40 тыс. лет, со времени появления «человека разумного». «Общество» - многозначное понятие.

Отношения, складывающиеся между людьми как представителями больших социальных групп, называются «общественными».

Основные термины и понятия

Общество, страна, государство, общественные отношения.

Проверьте свои знания

  1. Объясните смысл понятий: «общество», «страна», «государство», «общественные отношения».
  2. Почему понятие «общество» имеет много значений? Какое из них вы считаете наиболее важным для изучения обществознания?
  3. Чем различаются общественные и межличностные отношения? Какие встречаются чаще? Приведите примеры.
  4. Объясните, что такое «социология», «правоведение», «политология». Что они изучают? При подготовке ответа обратитесь к словарю в конце учебника.

Практикум

  1. Используя знания об обществе, определите, в каком значении употребляются понятия: «древнее общество», «средневековое общество», «спортивное общество», «высшее общество», «российское общество».
  2. Какие понятия: «общество», «страна» или «государство» - пропущены в предложениях?
    1. ------ любителей фиалок организовало выставку-продажу.
    2. Власть в средневековых ----- чаще всего принадлежала монарху.
    3. ------ Египет находится в Африке.
  3. Подготовьте рассказ на тему «Путешествие в древнеримское общество».
  4. Прочитайте рассказ Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Как вы понимаете смысл названия этого рассказа?

Урок обществознания в 10 классе

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов

личностных:

— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характеристики общества);

метапредметных:

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения (на основе анализа знаний об обществе, полученных в основной школе);

предметных:

— владение базовым понятийным аппаратом социальных наук (в данной теме — понятиями «общество», «культура», «общественные науки»).

Задачи занятия:

1) дать научное представление об обществе как совместной жизнедеятельности людей, в процессе которой осуществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

2) раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

3) раскрыть соотношение понятий «природа» и «общество »;

4) охарактеризовать основные общественные науки.

II. Место темы в системе учебных занятий

Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов истории и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.

Необходима связь с уроком «Общество как форма жизнедеятельности людей», который был частью курса «Обществознание» в 8 классе.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78-84.

Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М., 2002. — Гл. 3.1 и 3.2.

Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001. — Гл. 6.

Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».

Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284- 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие общества».

Оборудование

Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, указанные ниже.

Технические средства для презентации таблицы «Общественные науки».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организуется практическое занятие — групповая работа по выполнению заданий и затем обсуждение практических выводов.

2-й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рассматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.

Ход занятия

Мотивационный этап

Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит выявить знания, на которые молено опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой высказываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.
  2. Общество и природа.
  3. Общество и культура.
  4. Науки об обществе.

1. Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.

Социологи дают такое определение: «Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. — М., 2008. — С. 330.)

В социальной философии даётся следующее определение: «Общество — сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)

Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В менее подготовленном классе можно начать с разбора определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определённые отношения. Последовательные действия людей, направленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с активностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно показать свойства человеческой деятельности. Это её сознательный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использовании орудий труда); коллективный характер (проявляется в кооперации и координации человеческих усилий).

Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (М., 1984. — С. 44-45).

Структура деятельности

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъекты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потребных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только правомерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охватить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно применительно к определённому периоду истории.

Вопросы и задания к тексту: 1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры деятельности в учебнике? Почему? 2. Как вы думаете, следует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ. 3. Приведите примеры известных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности. 4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.

Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.

Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их поможет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.

2. Второй пункт плана «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4-5).

Человек и природа

Погружённые в многообразие природы, люди долгие века видели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилизации и роста городов человек всё более отходил от природных условий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неисчерпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами…. Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» последствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собственный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.

Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им вещами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выражение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение автора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните. 3. Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.

Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной базой для самостоятельного изучения текста.

Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, можно провести по следующим вопросам: в каком смысле слово «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявляется обособление общества от природы? Почему такое обособление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключаются экологические проблемы современности?

Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:

  • общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства;
  • производительность труда;
  • развитие способностей человека;
  • темпы развития данного общества в целом;
  • экономические и политические отношения;
  • социально-психологический облик и настрой общества, т. е. его менталитет.

Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине XX в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.

На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».

3. Изучение пункта плана «Общество и культура» целесообразно провести путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. При этом им предлагается продумать вопрос: как соотносятся понятия общества и культуры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку общество — это совместная деятельность людей, культура неотрывна от общества.

Напомним, что культура — сложное явление и что существуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357-360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:

  • эмпирический, описательный подход, представляющий культуру как сумму, результат всей деятельности человека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;
  • оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень культурности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;
  • деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценностные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поколения к поколению.

4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колонке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.

Отрасль обществознания Характеристика отрасли
Философия Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу
Социология Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей
Политология Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем
Экономика Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества
Юридическая наука Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права
Культурология Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа
Историческая наука Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии
Социальная психология Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности

Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изучения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической историей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психологии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществляется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каждый такой объект всесторонне.

Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естественных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: общественные науки при всех их отличиях от естественных также дают знания, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогнозировать будущее, сознательно воздействовать на общественные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практическим выводам параграфа.

Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изучения каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в каких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для собственной успешной деятельности необходимо учиться сотрудничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.

Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?

Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в общество только через приобщение к культуре.

Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значимости изучения обществознания для каждого из них.

Задания к параграфу в зависимости от избранного варианта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.

Этап закрепления

Для закрепления изученного материала могут быть использованы следующие задания.

1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1) систему
2) часть природы
3) материальный мир
4) цивилизацию

2. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?
А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
Б. Природа — неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Общество, в отличие от природы,
1) подчиняется объективным законам
2) постоянно изменяется
3) является формой совместной деятельности
4) образует среду обитания человека

4. Вырубка тропических лесов в ряде африканских стран с целью увеличения пахотных земель является примером взаимодействия
1) общества и государства
2) экономики и политики
3) природы и общества
4) цивилизации и культуры

Домашнее задание

Вопросы для самопроверки учащиеся используют после домашней работы с текстом параграфа. Если был избран второй вариант планирования, эти вопросы могут стать со-держанием беседы на третьем уроке.

Учащимся, которые проявили повышенный интерес к теме, можно рекомендовать для дополнительного чтения соответствующие тексты из представленного выше списка литературы (по рекомендации учителя или по выбору учащихся).

Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. — М. : Просвещение, 2014.

Социальный институт

Формы социальных связей

Социальные отношения

Социальное действие и социальное взаимодействие

Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни.

Общество как система

Лекция №6

2. Этапы становления понятия «общество»

Что такое общество? Почему человек не может существовать вне общества? Маугли – это только красивая сказка Киплинга. Робинзон, даже если исключить его общение с Пятницей, уже нес культуру осмысленных и опредмеченных в виде орудий труда действий человеческого рода.

Как в индивидуальном развитии вслед за преодолением биологической, физической слитности с другим человеком стремление к свободе, к отделенности от себе подобных, заключенное в позиции ребенка «Я сам!», оказывается одним из этапов становления личности, так и понятие «общество» формируется по мере развития способности людей отделять себя от природы.

«Общество» - основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой, исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле – как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой – как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей, связанных разделением труда, а философ И.Кант – как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества.

Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию – как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

· оно не является частью какой-либо другой более крупной системы. Каждое общ-во являетсямаксимальной единицей соц. реальности, то есть не входит в каче­стве составной части в более крупное общество. Естествен­но, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения стано­вится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целост­ность общ-ва обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоят.государственность и т.д.

· имеет собственное название и историю, которая хранит­ся в его памяти.

· имеет собственную территорию; «Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и социальные взаимодействия между индивидами»

· пополнение идет главным образом за счет деторождения. Общество воспроизводит само себя за счет: детей от браков между признанными членами общества: в обыч­ном случае ребенок, рожденный членами общества, и сам становится членом данного общества. Естественно, насе­ление может пополняться за счет миграции, однако по­полнение происходит главным образом все равно за счет представителей того, что обычно называют «коренной на­цией». Это отличает общество от большинства других социальных общностей.

· имеет развитую собственную культуру. Культура общества тесно связана с национальным менталитетом (от позднелат. Mentalis – умственный) – образом мыслей, совокупностью умственных навыков и духовных установок, присущих представителям той или иной нации, того или иного народа.

Т.о., можно сказать, что общ-во – это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается опред.набор или комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной соц.группе и передаваемых из поколения в поколение. Для поддержания целостности общ-ва некоторые социологи называют такие необходимые его свойства, как коммуникация между его членами, производство и распределение товаров и услуг, защита членов общества, контроль за поведением.

· Общество «соткано» из различных форм взаимодействий людей, которые достаточно устойчивы и целостны.

Каждое конкретное общество создает определенные модели взаимоотношений индивидов и групп. Связь между людьми можно сравнить с каркасом здания, постоянно перестраивающегося, поскольку общество динамично. Взаимодействие людей в самом общем смысле сводится к тому, что его участники включаются в новую обстановку, в новую среду, к которой принадлежат другие участники этого взаимодействия, испытывают воздействие этой среды, в той или иной мере воздействуют на нее.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными. Рассмотрим основные на них:

2. Прежде всего это - непосредственная социальная связь : связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т. Е. воспринимающими друг друга непосредственно своими органами чувств. Чаще всего это - сотрудничество (выполнение общей работы), которое имеет широкое распространение и играет большую роль в жизни общества. Это материальная физическая связь между людьми. Каждый участник работы оказывает известное воздействие на других и испытывает их воздействие на себе. Такое воздействие содержит помимо материального психологический и идеальный моменты.

Сотрудничество возможно и на почве выполнения религиозного ритуала, игры, политического действия и др.

3. Другой тип взаимодействия людей в обществе - это опосредованная социальная связь , т. Е. связь между людьми, разделенными либо географическими, либо временными рамками. Если люди разделены лишь географическими рамками, но действуют в одно и то же время, то между ними возможно сотрудничество, например, на базе разделения труда. Крестьянин, производящий в деревне лен, сотрудничает с рабочим, перерабатывающим его в городе на пряжу, хотя они и не видели друг друга никогда; опосредованная связь возможна в области искусства, политической деятельности и пр.

Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое данное поколение людей в своем поведении связано с поведением предшествующих поколений: оно опирается на его культуру, накопленные им организационные методы и навыки, отталкивается от суммы идей, совокупности верований, духовных течений, добытых прошлыми поколениями. Эта связь есть действие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Назвав основные типы социальных взаимодействий, отметим, что формы их проявления чрезвычайно разнообразны. Это - и дружба между конкретными людьми, и отношения воспитания между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между учреждениями и пр.

Они могут быть слабыми или прочными, устойчивыми или нет, принимать разные формы. Но в той или иной степени связи существуют между всеми элементами общества, объединяют их в единую всеобъемлющую первоначальную совокупность, именуемую обществом.

2. Этапы становления и подходы к понятию «общество»

Выделим наиболее значимые исторические этапы становления понятия «общество», особенности эволюции которого привели к рождению социологии как самостоятельной науки об обществе.

1. Слитность человека с природой, с космосом нашла отражение в универсалистских представлениях древних об обществе. «Космическое мироощущение» было общечеловеческим явлением, существовавшим на протяжении тысячелетий в высокоразвитых цивилизациях древности: Египте, Вавилоне, Китае, Индии, Древней Греции. Слово «космос» в его донаучном смысле обозначало «порядок». Применялось оно для определения воинского строя, государственного устройства и даже по отношению к украшающей себя, приводящей себя в «порядок» женщине (отсюда - «косметика»). Применительно к «устройству мира» слово «космос» стало использоваться Гераклитом. О музыкально-математической гармонии космоса и как следствии разумной и упорядоченной жизни человеческого общества писал Пифагор.

Идеи о совместной эволюции космоса, биосферы и человеческого общества развивались русскими естествоиспытателями и философами конца XIX - начала XX вв. - Н. Ф. Федоровым, Н. А. Морозовым, К. Э. Циолковским, А. Л. Чижевским и др. Чижевский писал: «…астрономы, изучающие явления в Солнечной системе, открывают в ней явления, аналогичные функциям живого организма». Этот ученый стремился проникнуть в тайны человеческого общества, разрушая дисциплинарные перегородки между астрофизическими, биологическими и социальными науками.

2. Долгое время в социальной мысли общество отождествлялось с государством. У Платона общество характеризуют прежде всего политические функции государства - защита населения от внешних врагов, поддержание порядка внутри страны. Методологически важно полное совпадение характеристики устройства общества и души человека. Трем началам души - разумному, яростному и вожделеющему соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей. По Платону, государство - это своего рода «громадный человек».

3. Государственно-политические представления об обществе с позиций взаимодействия «власти, господства и подчинения» развивает вслед за Платоном Аристотель, который вычленяет и чисто социальные связи людей, рассматривая этические отношения, дружественность свободных и равных друг другу индивидов. Он подчеркивает приоритет индивидуальных интересов и считает, «что должно требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства». «Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя» («Этика»).

4. Социальная мысль Нового времени в трактовке общества исходит из концепции «естественного состояния» и общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Герберт Спенсер, Ф. Теннис), согласно которой в основу социальности положены рациональные договорные начала, формально-юридические понятия, взаимная полезность. Большое значение для становления науки об обществе имели труды О. Конта, которого называют отцом социологии. Он синтезирует представления об обществе, вырабатывает такие понятия, как «социальная статика», «социальная динамика», «закон трех стадий» и другие, выдвигает идеи социального прогресса, социального порядка.

5. В современных условиях переосмысление понятия «общество» связано с информационной революцией, с новым видением мира. Формируется всепланетная цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, плюрализма, множественности, относительной самостоятельности центров, народов, культур - с другой.

Проверенные ответы содержат информацию, которая заслуживает доверия. На «Знаниях» вы найдёте миллионы решений, отмеченных самими пользователями как лучшие, но только проверка ответа нашими экспертами даёт гарантию его правильности.

Общество - это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и постепенно включается в нее.
Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом?
Признаки общества таковы:
-Объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества) ;
-Браки заключаются между представителями данного объединения;
-Оно пополняется преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
-Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
-У него есть собственное название и своя история;
-Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом) ;
-Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
-Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов) , которую называют культурой.
Чтобы представить себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество.
Страна - это часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.
Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима политической власти (монархия, республика) , органы и структуру правления (правительство, парламент) .
Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т. д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя ее специфику и отделенность от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т. д.) характер.
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. несколько типов обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии:
-По паличию письменности - дописьменные и письменные.
-По числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) - простые и сложные.
-По способу производства, т. е. способу добывания средств существования - охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное.
-По способу производства и формае собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) - первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в своего рода синтезированную модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла (родился в 1919 г.)
Он подразделил всемирную историю на три стадии - доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество еще называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.