В этом разделе ты узнаешь, какие возможности предоставляет Вышка для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Маршрут, проложенный на карте возможностей, проходит через пять пунктов:
В первом из них ты узнаешь о доступной среде, которая создается в Вышке, и о том, кто такие учебные консультанты и как призвать их на помощь в случае затруднений.
Знак предрассудков проявляется в той мере, в какой студент воспринимает ее трудности и, без поддержки, начинает сомневаться в своем потенциале посещать университетские курсы. Затем он обобщается, связывая свои проблемы с потерями слуха с когнитивными вопросами. Возможность доступа к информации может помешать этому страданию, но, как отмечает Джанайна, я не вижу здесь ничего подобного в университете по поводу проблемы инвалидности. Тем не менее, в рамках учреждения, где она посещала ее обучение, существует хотя бы одна исследовательская группа по теме включения инвалидов, с опубликованными исследованиями и научными демонстрациями.
Второй пункт откроет тебе информацию об учебном процессе, контрольных и экзаменах всех видов и уровней. Ты узнаешь, что предпринять, если тебе требуются особые условия.
Наша третья остановка посвящена тому, как получить социальную и повышенную социальную стипендии, а также материальную, медицинскую или психологическую помощь.
Если эти действия были раскрыты на веб-сайте или стенах факультета, студент мог получить доступ к дополнительной информации о нем / немце. Как ни парадоксально, в этом же контексте у Джанайны была возможность встретиться со студентами, которые предпочитали его общительность: «цитаты». Это способствовало расширению его размышлений. Это сосуществование благоприятствовало мнению Янайны о том, что препятствия, с которыми сталкиваются «кавычки», были похожи на ее собственные, особенно вокруг вопросов академических достижений, открытия, которые позволили ей повысить ее самооценку.
Четвертая точка на нашей карте позволит заглянуть в будущее и узнать про имеющуюся в университете поддержку в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития.
Наконец, в финале мы подведем итоги модуля и расскажем, как оставаться на связи.
Поговорим о каждом пункте более подробно.
Вышка старается сделать образовательную среду максимально доступной и удобной для всех студентов. Территориальная доступность для маломобильных студентов — вопрос наиболее щепетильный и требующий тонких взвешенных решений со стороны администрации, так как многие здания являются архитектурными памятниками. Однако университет ищет оптимальные варианты реализации удобной среды и всегда открыт к диалогу.
Этот аспект, как правило, показывает, что учреждение с позитивными действиями для включения других категорий может способствовать включению учащихся с ограниченными возможностями через форму идентификации с другими учащимися в инклюзивной ситуации. В поездке Элвиса предрассудки проявляются через сложившиеся социальные практики и отношения, которые тонко или явно отрицают или делают невидимые конкретные образовательные потребности, связанные с инвалидностью. Студент показал в своем рассказе, как он идентифицирует знаки предрассудков.
Совет: если тебе потребуется узнать подробности, обратись в дирекцию нужного административно-учебного здания / комплекса или к менеджеру образовательной программы, интересующей тебя и расположенной в этом здании.
Я часто воспринимаю какую-то дискриминацию, которая является тишиной. Иногда мне помогает человек в противоположном направлении. Дискриминация через молчание, воспринимаемая Элвисом, показывает холодность в отношениях, переводимых как форма безразличия к уязвимости. Это безразличие, для Крочика, происходит от отрицания уязвимости, присущей каждому человеку.
В ходе Леонардо предрассудки проявляются в невозможности объявить его двойную гандикап, физическую и визуальную. Когда он поступил на вступительные экзамены в университет, он объявил себя инвалидом; но он задавался вопросом об ухудшении, указывающем, поскольку в форме не упоминалось полиандикап, и он в конечном итоге выбрал слабовидящих. Эта рационализация в идентификации, по-видимому, находится на службе статус-кво, представленной способом облегчения доступа к исследованиям для студентов, которым потребуется дополнительная поддержка как на момент в течение всего года.
Где описаны подробности: Список зданий и комплексов смотри на странице (список расположен справа на странице; нажав на название здания / комплекса, ты сможешь узнать контакты директора).
Стоит иметь в виду, что общежития и учебные корпуса зачастую удалены друг от друга, поэтому, выбирая ту или иную образовательную программу или курс, нужно заранее озаботиться вопросами, связанными с условиями проживания и территориальной доступностью
Студент выбрал конфронтацию и сумел нарушить административные процедуры, только угрожая подать в суд на университет. Для Тьяго знаки предрассудков в университете начинают появляться, когда он понимает, что он не может соответствовать профилю, ожидаемому университетской культурой. На этом этапе потеря слуха стала проявляться сильнее в его жизни.
Объявив свою потерю слуха, Тьяго предположил, что университет может предложить ему лучшие условия доступа к обучению. Однако это ничего не изменило. Таким образом, он утверждает, что администрация никогда не связывалась с ним, чтобы знать, нуждается ли он в чем-либо. Единственной корреспонденцией, полученной после его заявления, было приглашение принять участие в этом исследовании.
Совет: если тебе нужны особые условия проживания, стоит как можно раньше (желательно до поступления) сообщить о них ответственным за размещение; обсудить с ними все, что связано с доступностью учебных корпусов, общежитий, транспортной системы и т.п. Каждый случай рассматривается индивидуально.
Контакты: для прояснения общих вопросов можно написать на или по корпоративной почте начальнику , а также директору по управлению общежитиями, гостиницами, учебно-оздоровительными комплексами .
Предчувствия были очевидны в путешествии Самуэля, особенно когда он говорил о дискомфорте, который он испытывал при использовании средств доступности, которые должны были способствовать его обучению. На вопрос, что вызвало это чувство, он отрицал существование предрассудков: «Я никогда не чувствовал предрассудков или дискриминации, хотя есть определенная нечувствительность, возможно, естественная, но она не не редкость эта нечувствительность.». Это заставляет нас задуматься о том, в какой степени можно натурализовать нечувствительность к хрупкости человека.
Если у тебя есть ограничения, связанные с передвижениями по корпусу, и тебе необходима дополнительная помощь, сообщи об этом менеджеру своей образовательной программы.
Доступ родителей (опекунов) в здания Вышки : Бывает такое, что твоим родителям / опекунам необходимо прийти в университет по какому-то вопросу (сопроводить тебя или отдать какие-то документы). В таком случае следует заказать разовый пропуск.
В какой степени нечувствительность к слабости других, не способствующих маргинализации или сегрегации правонарушителя? Разве это бесчувственность - эта холодность - воспринимаемая Самуилом не форма предрассудков? Его позиция, отрицая предубеждение в этом контексте, кажется, подтверждает отражение Крочика, когда он указывает на холодность как на проявление худшего предрассудка, поскольку он обычно оставляет глубокие следы, обычно подавляемые, потому что очень трудно признать.
Адаптация к университету заставляет Самуила сомневаться в своих собственных восприятиях или даже отрицать их. Этот отказ может быть результатом опыта тех, кто испытывает инвалидность в университете. Ожидания относительно последующих исследований этого исследования, представленные во всех интервью, состоят в том, что он может помочь выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся с ограниченными возможностями в университетском контексте.
Что нужно: позвонить в учебный офис (или иную структуру, куда необходимо попасть родителю), объяснить цель визита и попросить сделать пропуск на нужную фамилию и дату с указанием примерного диапазона времени посещения.
Понадобится: предъявить документ, удостоверяющий личность родителя / опекуна, работнику охраны на входе.
Цели, изложенные в исследовании, проводились с намерением сделать предрассудки видимыми в высшем образовании как в форме сегрегации, так и маргинализации. Исследования также показали возможности интеграции в университеты, поскольку, наоборот, мы могли бы предусмотреть другие ситуации. В контакте с нетрудоспособностью возникают следы опыта и саморефлексии, что приводит к возможности для университетского образования, вопреки предрассудкам, поэтому, включительно. Следовательно, борьба с предрассудками привела к появлению инклюзивного образования, но в привязке и вписании в отдельных лиц, помимо любого институционального механизма.
Если ты чувствуешь, что нуждаешься в помощи по предмету или иным учебным вопросам, попроси предоставить тебе учебного консультанта.
Учебный консультант — это такой же, как и ты, студент твоей образовательной программы, который готов добровольно тебе помочь.
Совет: для получения помощи учебного консультанта обратись с заявкой в учебный офис своей образовательной программы. Заявить о своем желании воспользоваться услугой учебного консультанта ты можешь в любой момент, когда почувствуешь такую необходимость.
Действительно, учащимся с ограниченными возможностями приходилось находить альтернативные решения, чтобы обойти встретившиеся препятствия. Перекрестное оплодотворение данных показало, что за пределами форм неравенства, которые заставляют респондентов закрываться, другие сближают их друг с другом, такие как решительность, настойчивость и формулировка желания, мечта, что побудило их продолжить учебу и столкнуться с препятствиями, мешающими такому проекту.
В целом, проанализированные пути показывают влияние невидимости инвалидности, принятой большинством в контексте высшего образования. Адаптация, похоже, является лозунгом для этих студентов, чтобы они остались в университете. В этой связи следует подчеркнуть, что адаптация необходима для обучения, но не должна вызывать ненужные жертвы или страдания в личности. Очевидно, что формирование индивида требует определенных жертв. Но он становится регрессивным, если он не позволяет строить свою автономию, особенно в университетском контексте.
Где описаны подробности: смотри Справочник учебного процесса, раздел
Тем не менее, шесть человек, чьи маршруты были проанализированы, как представляется, признают необходимость корректировки и, в то же время, сопротивление жертвам, приводящим к формам социальной вылета. Несмотря на возникающие трудности, они открыли пространство в своем университетском обучении и тем самым подчеркнули необходимость того, чтобы формация проходила через пути, которые освобождают его от формы жесткости, которая, опыта, способствует возникновению предрассудков, особенно в сфере высшего образования.
Последнее, наоборот, должно в принципе всегда поощрять права человека, социальную справедливость и включение. Остальные участники идентифицируются одной и той же системой.
Заглянем в будущее и поговорим про те особые формы контроля, с которыми ты столкнешься на втором и четвертом курсе. Речь идет о независимом экзамене по английскому языку и государственной итоговой аттестации (ГИА). Регламент Вышки предусматривает их организацию с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Это исследовательское исследование, в котором участвуют семь преподавателей, участвующих в этой программе, представляет мотивы, удовлетворение и роль последних, их восприятие обучения, предлагаемого на уроках, проводимых мероприятиях и встречающихся трудностях. Данные были получены с использованием индивидуального интервью и анкеты. Результаты показывают, что преподаватели, похоже, довольны своим опытом, что, в свою очередь, способствует их профессиональному развитию. Однако преподаватели предлагают ввести более длительные надзорные меры во время университетской сессии.
Нужно заранее заявить о такой необходимости через учебный офис.
Итак, для создания особых условий при проведении независимого экзамена по английскому языку, необходимо следующее:
Сроки : за 2 недели до проведения письменной части экзамена.
Что нужно : письменное заявление с описанием необходимых условий.
Они связаны с трудностями, связанными с мотивацией преподавателей и руководством встреч. Они также указывают на проблемы в отделении обучения от образовательных стратегий и личных взаимоотношений с обученными учениками. В дискуссии предлагается несколько рекомендаций для университетов, использующих репетиторство как инструмент помощи учащимся с ограниченными возможностями.
Настоящая статья призвана описать программу обучения в Университете Квебека в Монреале и оценить оценки преподавателей данной программы. Последнее предназначено для студентов-тутеев с «невидимым препятствием» и предназначено для улучшения их стратегий обучения. В этом исследовательском исследовании семь участвующих преподавателей описывают их мотивацию, их удовлетворение, их роль, их восприятие фактического обучения, завершенных мероприятий и возникающих проблем. Данные были получены с использованием индивидуальных интервью и анкетирования.
Кому: на имя проректора, координирующего деятельность НИУ ВШЭ по вопросу реализации основных образовательных программ высшего образования (если ты не знаешь, кто этим занимается, уточни в учебном офисе, на чье имя нужно писать документ).
Куда
Совет : заранее поинтересуйся в учебном офисе, как, когда и каким образом тебя оповестят об ответе и утвержденной процедуре.
Результаты показывают, что преподаватели, похоже, довольны своим опытом, что, в свою очередь, способствовало их профессиональному развитию. Тем не менее, преподаватели предлагают больше надзорной деятельности во время академической сессии, поскольку они сталкиваются с проблемами в отношении мотивации и управления собраниями. Преподаватели также указали на вопросы, связанные с различием обучения от изученных стратегий и развитыми отношениями с преподавателями. Документ завершается рекомендациями университетам, желающим использовать репетиторство, чтобы помочь учащимся с ограниченными возможностями.
Где описаны подробности проведения независимого экзамена по английскому: смотри Справочник учебного процесса (тебе нужен раздел ) и Приложение 10 «Регламент организации и проведения независимого экзамена по английскому языку по технологии, приближенной к международным экзаменам» к (тебе нужен пункт 4.11 Приложения).
Если ты нуждаешься в индивидуальных возможностях проведения ГИА, необходимо следующее:
Сроки : не позднее чем за 3 месяца до начала проведения ГИА.
Что нужно: письменное заявление с описанием необходимых условий.
В заявлении указывается необходимость (при наличии таковой):
К заявлению нужно приложить ссылку на наличие медицинских документов, которые будут являться основанием для создания данных условий, в личном деле студента или сами медицинские документы, если их по какой-то причине еще нет в личном деле.
Кому : на имя академического руководителя образовательной программы.
Куда : предоставить в учебный офис своей образовательной программы.
Увеличение продолжительности
Что нужно: подать письменное заявление (смотри выше).
Продолжительность государственного аттестационного испытания может быть увеличена:
Где описаны подробности : смотри « (тебе нужен раздел 6).
Если по какой-то причине на твои запросы и просьбы не реагируют ни преподаватель, ни учебный офис, ты можешь обратиться к заместителю декана по учебной работе или декану (смотри сайт своего факультета). В экстренных случаях или конфликтных ситуациях следует обратиться напрямую в — к директору или курирующему проректору .
Помимо государственной академической и социальной стипендий студент может участвовать во всех стипендиальных программах, которые существуют в университете. Все они открыты и не имеют ограничений.
Ранее в курсе БЖД уже шла речь о социальных стипендиях. Напомним основные моменты, связанные с получением государственной социальной стипендии и повышенной государственной социальной стипендии детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы.
Сроки : в самом начале учебного года тебе нужно внимательно изучить информацию о размере государственных социальных стипендий и порядке их получения.
Cоциальные стипендии назначаются с того дня, когда ты подашь полный комплект документов (заявление + подтверждение льготы).
Что нужно: написать личное заявление и предоставить документы, подтверждающие льготу.
Куда : обратиться к сотруднику, курирующему социальные вопросы на твоем факультете / департаменте. Смотри актуальный (внизу страницы).
Совет : как правило, документы собираются организованно, и тебя об этом уведомляют. Если по какой-то причине ты пропустил этот момент, то необходимо самостоятельно обратиться к ответственным.
Где описаны подробности: смотри раздел на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или (тебе нужен раздел 3.3).
Контакты : если у тебя возникнут вопросы, ты можешь обратиться с ними в к менеджеру .
На всякий случай проверь свои документы — уточни, нужно ли тебе проходить переосвидетельствование или же инвалидность установлена бессрочно. Напомним, что тем, кто входит в категорию «ребенок-инвалид» и кому эта категория была установлена до совершеннолетия, по достижении возраста 18 лет необходимо пройти переосвидетельствование и обновить документы, подтверждающие инвалидность.
Два раза в год дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства могут получить материальную помощь.
Сроки : какого-то точного срока нет, так что действуй по обстоятельствам. Вопросы оказания материальной помощи рассматриваются не реже двух раз в учебный год (весной и осенью).
Что нужно : написать личное заявление, предоставить копию паспорта и документы, подтверждающие льготу.
Куда : предоставить в Факультетскую комиссию по работе со студентами (ФКРС).
Совет : есть и другие виды материальной помощи (в том числе помощь в экстренной ситуации), поэтому заранее внимательно прочитай подробности на сайте.
Где описаны подробности: смотри раздел на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или
Для получения своевременной медицинской помощи и реабилитационных мероприятий ты должен быть прикреплен к поликлинике. Текущее законодательство позволяет выбрать удобное учреждение и прикрепиться к нему самостоятельно. Для этого нужно обратиться в поликлинику по месту фактического пребывания в Москве, предварительно оформив СНИЛС и полис ОМС.
В случае экстренной ситуации, когда человеку требуется срочная медицинская помощь необходимо придерживаться такого алгоритма действий:
— Незамедлительно вызвать Скорую помощь(112 или 103).
— Если в здании есть медпункт, обратиться к медицинскому работнику.
— Попросить менеджеров в учебном офисе связаться с администрацией здания, чтобы Скорая помощь смогла быстро попасть в университет.
Дополнительную информацию о медпунктах и действиях в случае экстренных ситуаций смотри на сайте в разделе .
Знай, что в сложной ситуации ты можешь рассчитывать на получение бесплатной и анонимной квалифицированной психологической помощи.
Что нужно: записаться на консультацию через форму на сайте Центра психологического консультирования.
Контакты : по вопросам обращайся в .
Любой студент может обратиться в Центр развития карьеры за помощью в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития. В том числе Центр занимается содействием трудоустройству и предоставляет условия для раскрытия потенциала студентов с инвалидностью для их успешного старта на рынке труда.
Здесь можно:
Твой путь в Вышке только начинается, а наш небольшой маршрут тем временем завершен. Подведем его итоги:
Создадим доступную среду вместе!
Обратная связь: если у тебя остались вопросы, ты можешь написать письмо ученому секретарю НИУ ВШЭ , отвечающей за координацию социальной сферы, либо обратиться к администрации университета через .
В настоящее время актуальным стал вопрос о внедрении инклюзивного обучения в систему высшего образования Российской Федерации. В соответствие с ратификацией РФ конвенции «О правах инвалидов» вступил в силу приказ №1309 от 9 ноября 2015 г. Минобрнауки «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
В соответствии с декларацией о правах инвалидов, инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей . В федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» говориться, что лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
По мнению Сьюзен Д. П., инклюзия -это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала личности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» . Необходимо отметить, что под инклюзивным образованием понимается процесс обеспечения доступности в получении образования для всех студентов с особыми потребностями,создания безбарьерной образовательной среды для них.
Международный опыт показывает, что первые попытки создания инклюзии в системе образования не всегда были успешными (Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, США, Швеция). Так, зарубежные исследователи выявили ряд трудностей: 1) неготовность общества к данному процессу, неспособность и нежелание активно взаимодействовать с инвалидами или лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья; 2) негативное восприятие педагогами своей новой роли и возлагаемой ответственности; 3) отсутствие системы специальных образовательных услуг и условий для лиц с ОВЗ.Несмотря на это в международном сообществе достаточное время апробируется инклюзия: в Дании с 1969 года вводится инклюзивное образование, с 1977 года в Италии постепенно ликвидируются специальные учебные заведения для детей с ОВЗ, а дети обучаются в общеобразовательных школах, в США отсутствуют коррекционные школы и т.д.
Важно понимать, что в России лица с ограниченными возможностями здоровья обучались всегда, например, к данной категории студентов относят лиц с соматическими заболеваниями: заболевания сердца, почек и др. Неверно говорить о том, что внимание инвалидам стали уделять лишьв начале 90-х годов. Вопросами инклюзивного образования в нашей стране занимались Крыжановская Л.М., Левченко И.Ю., Ткаченко В.С., Яковлева Н.Н. и другие.К сожалению, в нашей стране наблюдается недостаток современных научных исследований в области инклюзивного образования, а также психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Безусловно, изменение общественной парадигмы и бурное развитие технических средств способствовали расширению возможностей для обучения лиц с ОВЗ. На сегодняшний день можно обнаружить тенденцию к расширению контингента обучающихся, причем не все из них способны усваивать программу в полном объеме, а также развивать профессиональные компетенции.
К задачам инклюзивного образования относят:
Создание равных условий для включения всех студентов в образовательный процесс;
Разработку подхода к преподаванию, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей студентов;
Развитие социальных отношенийстудентов через непосредственный опыт взаимодействия;
Создание благоприятных социально-психологических условий для преодоления «вторичных» дефектов, возникших вследствие инвалидизации;
Создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития лиц с ОВЗ.
В зависимости от нозологии выделяют следующие группы лиц с нарушениями в развитии: лица с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, лица с нарушениями интеллекта, ЗПР, лица с нарушениями соматического профиля, лица с множественными нарушениями (2-3 нарушения) .
На процесс включенности студента в образовательную среду будут оказывать влияние следующие факторы: тип заболевания, время возникновения заболевания,методы лечения, конституциональные особенности личности, семейные факторы, а также обучение и воспитание на ранних этапах онтогенеза.
Большая часть лиц с ОВЗ имеют ряд особенностей:
Они зачастую медленнее своих сверстников воспринимают информацию;
Связь с семьей у них намного сильнее, чем у других студентов, причем роль родителей и их психологические особенности оказывают колоссальное влияние на процесс инклюзии;
Чаще всего лица с ОВЗ имеют сформированную позицию «беспомощного», которая формируется в семье, они нуждаются в опеке и попечительстве со стороны взрослых;
Для них свойственны манипулятивные реакции;
Их «Я-концепция» имеет отличительные особенности: при компенсаторно завышенной самооценке у них наблюдается негативное самоотношение, низкий уровень самоуважения и самоинтереса .
Физический недостаток переживается и трактуется такими студентами как дефект личности. Испытуемые, имеющие ограничения имеют нарушения в социально-психологической адаптации, они не удовлетворены своими отношениями с миром и другими людьми. Как никто другой, обучающиеся с ОВЗ нуждаются в психологической поддержке и сопровождении. Психологическое сопровождение предполагает предоставление оперативной психологической помощи в кризисных ситуациях и поддержку в самосовершенствовании, самореализации. В психологическом сопровождении нуждаются педагоги школ и вузов, им необходимы психологическое просвещение по вопросам особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов, профилактическая работа эмоционального выгорания, повышение психологической компетентности педагогов.
С целью эффективного обучения студентов, имеющих особые потребности, преподаватели высшей школы должны знать их характерные особенности. Так, к характерным особенностям студентов, имеющих нарушения слуха, относят: сниженный объем внимания, утомляемость, эмоциональность, экстравертированность, склонность к демонстративности, хорошо развитая зрительная память, устойчивое внимание и развитое наглядно-образное мышление .Стоит сказать о положительных чертах данной категории студентов: они мотивированы к достижениям, у многих блестящая зрительная память, они многое запоминают.
Для студентов с нарушениями слуха необходима большая наглядность материала, усилители звука и сопровождение сурдопереводчиком. К слабым сторонам относят: недоразвитие письменной и связной речи. В связи с тем, что студенты с нарушениями слуха чаще прибегают к хитростям и манипуляциям, задания следует давать с четкими, жесткими инструкциями и в письменном виде. Исполнение заданий проверять следует сразу и быстро.
Преподавателю следует помнить, что общей проблемой для студентов с нарушениями слуха является быстрый темп речи, невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять инструкциипедагога.
Для студентов с нарушениями зрения характерны: высокий интеллект, интровертированность, ранимость, чувствительность, трудности координации движения, несогласованность движения руки и глаз.
Рабочее место для студента с нарушением зрения лучше располагать в центре аудитории на первой или второй парте. Желательно с дополнительным освещением.
Преподавателю следует говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы они смогли осознать их и вдуматься. Не следует торопить их с ответом (1-2 минуты).Темп работы у студентов с нарушением зрения замедлен, поэтому следует давать больше времени на выполнение заданий (особенно письменных). Помните, что нарушение зрения осложняет выработку красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку.
Материал для них следует делать крупным, хорошо видимым по цвету, контрасту, силуэту. Размешать объекты на доске следует так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.Следует давать больше времени для знакомства с зрительными образами, для осмысления и повторного рассматривания.
Студенты с нарушением речи отличаются: меньшим объемом запоминания и воспроизведения материала, быстрой отвлекаемостью,снижением познавательной деятельности, повышенной возбудимостью, раздражительностью, замкнутостью.Следует помнить, что у таких студентов наблюдается повышенная утомляемость, быстрая переключаемость внимания. С ними необходимо широко применять наглядные средства обучения.
Больше всего студентов имеют соматические заболевания (сердца, печени, почек, эндокринные заболевания, дыхательная система и др.). Для них характерны: астенические проявления, низкая работоспособность, низкая продуктивность; ипохондрические черты характера; уклонения от страхов и ответственности.
К особенностям познавательной деятельности относят: истощаемоевнимание, неустойчивое запоминание. Для них необходимо дозировать нагрузки, отбирать самый важный материал, давать меньше заданий, но сложнее. Стоит помнить, что они усваивают только тогда, когда нет перегруза.
Больше всего студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ДЦП. У них наблюдаются не только двигательные нарушения, но и психические, речевые расстройства. С возрастом и под действием лечения состояние таких людей улучшается.
Студент должен чувствовать себя комфортно для того чтобы проявлять самостоятельную активность. Так как у таких людей наблюдается сенсорная сверхчувствительность, следует избегать резких внешних воздействий. Им свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость.
Необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий не давать развернутый речевой ответ. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений. Таким студентам следует давать больше времени на подготовку.
Для реализации инклюзивного образования в России следует создавать не только материальную, техническую базу, но и внедрять комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Психологическое сопровождение должна осуществляться на протяжении всего обучения. Вдовузовский период сопровождение включает в себя профессиональную ориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии и интересов . При профориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья, следует настаивать на выборе профессии по их физиологическим и психологическим особенностям и способностям.
Таким образом, для реализации инклюзивного образования должна сложится отлаженная инфраструктура специальной психолого-педагогической помощи, необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. Психологическая поддержка и сопровождение выражаются в выявлении индивидуально-психологических особенностей каждого студента, определение его умений, ориентация на зону ближайшего развития и перспективу совершенствования профессиональных навыков.