Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.
Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:
Но когда технология выходит за рамки таких экспериментальных условий и используется в «реальном мире», вероятность непредвиденных эффектов, по-видимому, возрастает первоначально, особенно если рынок успешный; дальнейшие непредвиденные реакции могут возникнуть из-за использования технологии или продукта в приложениях вне руководства и, следовательно, из-под контроля. То есть, есть аспекты безопасности, которые компания не может принимать во внимание до тех пор, пока созданная технология не будет в контакте с обществом.
Во многих случаях неясно, в какой степени были проанализированы среднесрочные и долгосрочные побочные эффекты контролируемых испытаний новых технологий или что в таких испытаниях имеется достаточное количество доказательств для обеспечения их достаточного контроля. Еще одним важным моментом является информация о рисках и способности общества контролировать свободное перемещение технологий.
развитие производительных сил;
развитие науки и технологии;
увеличение свободы людей;
совершенствование человеческого разума;
нравственное развитие.
Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность общественного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приводить к регрессу в других.
То же самое происходит с оценкой стоимости, пока технология не вступает в контакт с обществом, неизвестно, каким будет ее влияние на стоимость. Например, когда государственная администрация или частный субъект решает инвестировать или поддерживать определенную технологию, это решение может перейти на другие технологии, которые использовались до сих пор. В этом контексте возникают ключевые проблемы, например, рассматриваются ли затраты на перемещение других технологий в процессе принятия решений или оцениваются ли затраты на глобальном рынке.
Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.
П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:
I .
1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий большинство сфер жизни.
Другие критерии для рассмотрения. Мы видели, что научная значимость, эффективность, безопасность, затраты и рыночные реакции являются базовыми и важными критериями, в то же время более сложными, чем мы могли бы изначально думать. Говоря о «измене науки и общества», мы имеем в виду необходимость рассматривать общество с самого начала на всех этапах процесса исследований и разработок для согласования НИОКР с социальными и экономическими потребностями и ценностями. в пользу условий, чтобы общество могло иметь истинную научную культуру, которая позволяет ему использовать результаты ИД в полном объеме.
Признаки революции:
коренное изменение существующего строя;
затрагивает все сферы общественной жизни резкое;
скачкообразное изменение.
2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.
Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).
Поэтому следует подчеркнуть, что научная культура является частью культуры и поэтому также определяет культурный уровень страны, которая неотъемлемо связана с ее демократическими ценностями. Поэтому демократия и наука часто идут рука об руку для устойчивого экономического и социального прогресса.
Концепция ответственных исследований и инноваций. Необходимо глобальное институциональное изменение, но нет единой меры, которая могла бы полностью решить эту задачу. «Социологическое» научное общество - это то, что нужно искать через множество инициатив и усилий, даже в процессе взаимного обучения.
Признаки реформы:
плавное изменение, не затрагивающее основ;
затрагивает, как правило, только одну сферу общества.
II .
1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые изменения, ведущие к качественному преобразованию.
2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие преимущественно количественный характер.
Социальное обязательство. Этот аспект направлен на то, чтобы все участники общества могли более активно участвовать в предыдущих дебатах и в принятии решений в отношении исследований и инноваций. Их вмешательство в процессы принятия решений может быть реализовано, например, с помощью инструментов участия, таких как так называемая «датская модель», и их следует применять, в частности, на ранних этапах развития и в новых технологиях.
Научные центры и музеи, а также другие неформальные среды, посвященные коммуникации науки и пропаганде научной культуры, должны находиться в поле, близком к обществу и науке, несомненно, являются идеальными местами для проведения которые интегрируют это первое измерение. Хотя все люди должны иметь право выступать и участвовать в обсуждении, ясно, что большая научная культура должна способствовать более информированному и менее манипуляционному участию такого участия. Поэтому важно значительно повысить научную культуру общества и особенно ответственных органов в процессе принятия окончательного решения в качестве политического и экономического класса, не забывая также о правовой и религиозной сферах.
Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что невозможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.
1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость технологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.
Многочисленные национальные научные общества могут и должны рассматривать раздел социального распространения между своей деятельностью и, возможно, в рамках своих регулярных научных конгрессов, с особым интересом к тому, чтобы оказать влияние на средства массовой информации и таким образом достичь общественного знания. Параллельно необходимо также расширить присутствие науки в средствах массовой информации. Хотя очевидно, что в последние годы он значительно увеличился, мы все еще далеки от того, что происходит в других странах с более научными традициями, такими как Франция, Германия, Великобритания, США, США и Канада.
2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная революция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социального статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуализация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.
Гендерное равенство и систематическое включение гендерных вопросов в содержание исследований и инноваций. Распределение управленческих должностей исследований, позиций и других соответствующих должностей должно оцениваться, а когда распределение не составляет 50%, выясните причины и примените необходимые корректирующие меры. Этот ключевой аспект включает в себя: настоятельную необходимость поощрения интереса детей к математике, науке и технике; и необходимость улучшения нынешнего процесса обучения будущих исследователей, с тем чтобы они могли действительно быть в состоянии полностью участвовать и взять на себя ответственность за исследования и инновации на протяжении всего их процесса.
3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ростом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значимость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.
Формальное образование и неформальное образование являются ключевыми игроками в этом измерении. Крайне важно срочно повысить средний уровень научных знаний учителей, особенно в области начального и среднего образования, поскольку его влияние в значительной степени определяет развитие и интеллектуальные интересы детей и молодежи страны. Включение более высокого уровня науки в преподавание и повышение необходимого уровня степени доступа к этой степени может помочь будущим учителям улучшить свои знания и, следовательно, также сформировать поколения молодых людей.