Каковы критерии общественного прогресса. Общественный прогресс

Общественный прогресс - движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.

Противоположное понятие - регресс - возврат общества к уже отжившим, отсталым формам.

Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса. В качестве таковых выделяют:

Но когда технология выходит за рамки таких экспериментальных условий и используется в «реальном мире», вероятность непредвиденных эффектов, по-видимому, возрастает первоначально, особенно если рынок успешный; дальнейшие непредвиденные реакции могут возникнуть из-за использования технологии или продукта в приложениях вне руководства и, следовательно, из-под контроля. То есть, есть аспекты безопасности, которые компания не может принимать во внимание до тех пор, пока созданная технология не будет в контакте с обществом.

Во многих случаях неясно, в какой степени были проанализированы среднесрочные и долгосрочные побочные эффекты контролируемых испытаний новых технологий или что в таких испытаниях имеется достаточное количество доказательств для обеспечения их достаточного контроля. Еще одним важным моментом является информация о рисках и способности общества контролировать свободное перемещение технологий.

    развитие производительных сил;

    развитие науки и технологии;

    увеличение свободы людей;

    совершенствование человеческого разума;

    нравственное развитие.

Поскольку указанные критерии не соответствуют, а зачастую, и противоречат друг другу, проявляется неоднозначность обществен­ного прогресса: прогресс в одних сферах жизни общества может приво­дить к регрессу в других.

То же самое происходит с оценкой стоимости, пока технология не вступает в контакт с обществом, неизвестно, каким будет ее влияние на стоимость. Например, когда государственная администрация или частный субъект решает инвестировать или поддерживать определенную технологию, это решение может перейти на другие технологии, которые использовались до сих пор. В этом контексте возникают ключевые проблемы, например, рассматриваются ли затраты на перемещение других технологий в процессе принятия решений или оцениваются ли затраты на глобальном рынке.

Помимо этого прогресс имеет такую черту как противоречивость: любое прогрессивное открытие человечества может обернуться против него самого. Например, открытие ядерной энергии привело к созданию ядерной бомбы.

П рогресс в обществе может осуществляться различными путями:

I .

1) революция - насильственный переход общества от одной общественно-политического строя к другому, затрагивающий боль­шинство сфер жизни.

Другие критерии для рассмотрения. Мы видели, что научная значимость, эффективность, безопасность, затраты и рыночные реакции являются базовыми и важными критериями, в то же время более сложными, чем мы могли бы изначально думать. Говоря о «измене науки и общества», мы имеем в виду необходимость рассматривать общество с самого начала на всех этапах процесса исследований и разработок для согласования НИОКР с социальными и экономическими потребностями и ценностями. в пользу условий, чтобы общество могло иметь истинную научную культуру, которая позволяет ему использовать результаты ИД в полном объеме.

Признаки революции:

    коренное изменение существующего строя;

    затрагивает все сферы общественной жизни резкое;

    скачкообразное изменение.

2) реформа - проводимые властью постепенные, преемственные преобразования отдельных сфер.

Выделяют два вида реформ: прогрессивные (полезные для общества) и регрессивные (имеющие отрицательное влияние).

Поэтому следует подчеркнуть, что научная культура является частью культуры и поэтому также определяет культурный уровень страны, которая неотъемлемо связана с ее демократическими ценностями. Поэтому демократия и наука часто идут рука об руку для устойчивого экономического и социального прогресса.

Концепция ответственных исследований и инноваций. Необходимо глобальное институциональное изменение, но нет единой меры, которая могла бы полностью решить эту задачу. «Социологическое» научное общество - это то, что нужно искать через множество инициатив и усилий, даже в процессе взаимного обучения.

Признаки реформы:

    плавное изменение, не затрагивающее основ;

    затрагивает, как правило, только одну сферу общества.

II .

1) революция - резкие, скачкообразные, непредсказуемые измене­ния, ведущие к качественному преобразованию.

2) эволюция - постепенные, плавные преобразования, носящие пре­имущественно количественный характер.

Социальное обязательство. Этот аспект направлен на то, чтобы все участники общества могли более активно участвовать в предыдущих дебатах и ​​в принятии решений в отношении исследований и инноваций. Их вмешательство в процессы принятия решений может быть реализовано, например, с помощью инструментов участия, таких как так называемая «датская модель», и их следует применять, в частности, на ранних этапах развития и в новых технологиях.

Научные центры и музеи, а также другие неформальные среды, посвященные коммуникации науки и пропаганде научной культуры, должны находиться в поле, близком к обществу и науке, несомненно, являются идеальными местами для проведения которые интегрируют это первое измерение. Хотя все люди должны иметь право выступать и участвовать в обсуждении, ясно, что большая научная культура должна способствовать более информированному и менее манипуляционному участию такого участия. Поэтому важно значительно повысить научную культуру общества и особенно ответственных органов в процессе принятия окончательного решения в качестве политического и экономического класса, не забывая также о правовой и религиозной сферах.

1.17. Многовариантность развития общества

Общество - настолько сложное и многостороннее явление, что не­возможно однозначно описать и предсказать его развитие. Однако в обществознании сложились несколько типов классификации развития обществ.

I. Классификация общества по основному фактору производства.

1. Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество. Основ­ной фактор производства - земля. Основной продукт производится в сельском хозяйстве, доминируют экстенсивные технологии, широ­ко распространено внеэкономическое принуждение, неразвитость тех­нологии. Социальная структура неизменная, социальная мобильность практически отсутствует. Религиозное сознание определяет все сферы жизни общества.

Многочисленные национальные научные общества могут и должны рассматривать раздел социального распространения между своей деятельностью и, возможно, в рамках своих регулярных научных конгрессов, с особым интересом к тому, чтобы оказать влияние на средства массовой информации и таким образом достичь общественного знания. Параллельно необходимо также расширить присутствие науки в средствах массовой информации. Хотя очевидно, что в последние годы он значительно увеличился, мы все еще далеки от того, что происходит в других странах с более научными традициями, такими как Франция, Германия, Великобритания, США, США и Канада.

2. Индустриальное (промышленное) общество. Основной фактор производства - капитал. Переход от ручного труда к машинному, от традиционного общества к индустриальному - промышленная револю­ция. Доминирует массовое промышленное производство. Развиваются науки и технологии, и они совершенствуют промышленность. Меняется социальная структура и появляется возможность изменения социально­го статуса. Религия отходит на второй план, происходит индивидуали­зация сознания, и утверждается прагматизм и утилитаризм.

Гендерное равенство и систематическое включение гендерных вопросов в содержание исследований и инноваций. Распределение управленческих должностей исследований, позиций и других соответствующих должностей должно оцениваться, а когда распределение не составляет 50%, выясните причины и примените необходимые корректирующие меры. Этот ключевой аспект включает в себя: настоятельную необходимость поощрения интереса детей к математике, науке и технике; и необходимость улучшения нынешнего процесса обучения будущих исследователей, с тем чтобы они могли действительно быть в состоянии полностью участвовать и взять на себя ответственность за исследования и инновации на протяжении всего их процесса.

3. Постиндустриальное (информационное) общество. Основной фактор производства - знания, информация. Доминирует сфера услуг и мелкосерийное производство. Экономический рост определяется ро­стом потребления («общество потребления»). Высокая социальная мобильность, определяющим в социальной структуре является средний класс. Политический плюрализм, демократические ценности и значи­мость человеческой личности. Значимость духовных ценностей.

Формальное образование и неформальное образование являются ключевыми игроками в этом измерении. Крайне важно срочно повысить средний уровень научных знаний учителей, особенно в области начального и среднего образования, поскольку его влияние в значительной степени определяет развитие и интеллектуальные интересы детей и молодежи страны. Включение более высокого уровня науки в преподавание и повышение необходимого уровня степени доступа к этой степени может помочь будущим учителям улучшить свои знания и, следовательно, также сформировать поколения молодых людей.


Понятие прогресса. - Идея общественного прогресса. - Прогресс и регресс. - Источники прогресса. - Фаталистическое, волюнтаристское, идеалистическое и материалистическое понимание источников прогресса. - Критерии общественною прогресса. Относительный характер прогресса, его противоречивый характер. - Прогресс и идеалы.
Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех)
Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить как применительно к системе в целом, так и по отношению к отдельным ее параметрам.
Представление о прогрессе - направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу оно носило в основном оценочный характер. Идея исторического прогресса родилась из отрицания христианской эсхатологии - религиозного учения о конечной судьбе мира и человека, цели космоса и истории. Прогресс был замечен сначала в сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на сферу социальных отношений.
Просветители связывали с понятием прогресса царство разума и в ранг конечной цели
истории возводили идеалы и иллюзии нарождающейся буржуазии. Невозможно не упомянуть имени итальянского философа 18 в. Вико, который наиболее тщательно разрабатывал идею общественного прогресса. Он утверждал, что все народы проходят три этапа своего развития: божественный, подчиненный жрецам, героический, реализующийся в аристократическом государстве, и человеческий, возможный в республике или представительной монархии. Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движение по нисходящей линии. Начинается эпоха упадка, а затем все повторяется вновь. Таким образом, внимание было обращено на циклический и противоречивый характер исторического развития. Поэтому понятие прогресса необходимо соотносить с его противоположностью,
понятием регресса (от лат. regressus - обратное движение, движение вспять).
В целом прогресс характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный закон исторического развития. Однако одной из существенных особенностей прогресса является присутствие в нем регресса отдельных элементов, связей и функций. Французский социолог Р. Арон в своей книге "Разочарование в прогрессе" ссылается на разрушительные войны, катастрофические феномены, общую деградацию человечества. Пессимистические выводы сопровождаются рассуждениями о перенаселении земли, биологическом вырождении человека в условиях научно- технической революции и ставят под сомнение саму идею прогресса.
Однако вряд ли возможно представить себе всемирную историю, осуществляющую свою поступь без катаклизмов и потрясений. Желание видеть мир исключительно упорядоченным, с напрочь упраздненной хаосомностью и спонтанностью, представлять естественно-исторический процесс в картинках всеобщего благоденствия более относится к области утопических прожектов, нежели теоретических прогнозов.
Еще Гесиод в античности представлял историю, прошедшую пять веков, где каждый век был хуже предыдущего. Речь шла о "золотом веке", где царствовали благочестие и высокая мораль, затем о "серебряном", в котором началось их падение. Оно завершилось самым худшим из веков - "железным", демонстрирующим полный упадок нравственности. В рассуждениях Гесиода четко прослеживалась идея регресса. Позиция его объяснима и понятна: он жил в эпоху распада общинно-родового строя, и именно крушение старых устоев нашло отражение в его рассуждениях.
И хоть с общественным прогрессом всегда связывали восходящее поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней к высшим, долгое время подлинная сущность, законы и движущие силы исторического прогресса оставались невыясненными. Идеалистически ориентированные философы и социологи отыскивали источник прогресса в духовном начале, в бесконечной способности к совершенствованию интеллекта, в уровне развития морали и правовых идей. Однако оставалось непонятным, что же заставляет развиваться эти высшие духовные силы.
Фаталистическое понимание прогресса, когда последний принимается как нечто неизбежное, настраивает на пассивность, созерцательное, безынициативное отношение к жизни. Волюнтаристское понимание прогресса связано с отрицанием объективных законов всемирной истории, стихийным волеизъявлением, изобретением произвольных оценок общественного развития.
Материалистическая позиция всегда настаивала на том, что корни исторического прогресса следует искать в сфере материального производства, в области экономики.
Высшим объективным критерием общественного прогресса в материалистической философии признается развитие производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. В соответствии с развитием производительных сил определяется прогрессивность того или иного общественного строя.
При этом необходимо учитывать, что производительные силы определяют развитие общества только в конечном счете, во всемирно-историческом масштабе, в общем виде. Каждый достигнутый уровень производительных сил открывает веер различных возможностей, и путь социального движения зависит от многих обстоятельств, в частности от исторического выбора, сделанного субъектом социальной деятельности.
Развитие духовной культуры в целом невозможно вывести непосредственно из уровня развития производительных сил, потому что надстроечные явления обладают относительной самостоятельностью по отношению к экономике. Известно, например, что
Россия в 19 в. значительно отставала от Запада по уровню развития производительных сил. Однако это не помешало ей достичь высот культуры, явить свету великих композиторов, писателей, мыслителей и художников.
Прогресс - многогранное явление. Общество представляет собой сложную систему, включающую многообразное количество элементов и процессов. Они предстают как подсистемы, которые
также развиваются, способны к прогрессу и имеют собственные критерии прогрессивных изменений. Поэтому в качестве конкретных критериев общественного прогресса выделяют, наряду с экономическим, также социально-политический, идеологический и гуманистический. Вместе с тем эти частные критерии характеризуют лишь отдельные стороны общественной жизни и не дают представление о прогрессе в целом. Развитие общества как динамической саморазвивающейся системы вовсе не означает, что все ее подсистемы будут развиваться одинаково и с тем же темпом интенсификации. Как правило, их развитие осуществляется неравномерно, и прогресс одних сфер связан с регрессом или одно-плоскостным развитием других.
Западные социологи рекомендуют искать критерии прогресса в сфере сознания и ставят эту проблему в этической плоскости, в зависимости от того, чувствует ли себя человек наиболее счастливым и самоуспокоенным. Однако такого рода оценки неизбежно страдают субъективностью, поскольку цели, идеалы и настроения людей постоянно меняются. Поэтому именно непрерывное развитие производительных сил и принимается в качестве высшего критерия общественного прогресса. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом.
Исторический прогресс особенно отчетливо обнаруживается в смене общественно- экономических формаций. На определенной стадии развития исторически ограниченный тип производственных отношений, господствующий в данной общественно- экономической формации, начинает тормозить развитие производительных сил, что в итоге ведет к смене общественно-экономической формации. Новая формация предлагает более быстрое развитие производительных сил, а следовательно, и рост темпов прогресса.
Понятие прогресса носит не универсальный, а относительный характер. Оно
неприменимо по отношению ко Вселенной в целом, так как невозможно предписать ей однозначно определенное
развитие. Неприменимо это понятие и ко многим процессам циклического характера. При рассмотрении прогресса в органической природе различают основную ветвь развития и побочные ветви. Существует мнение ученых, что общим критерием прогресса живой природы является его степень приближения к высшей, т.е. социальной, форме движения.
Возможность прогресса определяется наличием конкретно-исторических условий. Например, возникновение жизни зависит от множества физико-химических условий, температуры планеты, наличия атмосферы. Условия могут способствовать увеличению роста прогресса или же тормозить его, а быть может, и препятствовать ему. И хотя развитие в целом происходит по восходящей и прогрессивной линии, для сохранения "веры в прогресс" следует помнить о его противоречивом характере.