Науке существует несколько достаточно крупных теорий, которые можно назвать парадигмальными. Символический интеракционизм - одна из таких теорий, которая базируется на том, что взаимодействия (интеракции) людей в обществе происходят при помощи общения, которое основывается на производстве и распознавании определенных символов. Человек реагирует на стимулы внешнего природного и социального мира опосредованно, осмысливает реальность с помощью образов, знаков, символов и обменивается этими символами в процессе Символический интеракционизм, видными представителями которого были американские учённые-социологи Дж. Г. Мид (1863-1931) и Г. Блумер (1900-1986), анализирует социальные взаимодействия в их символическом содержании. Основное понятие этой теории — взаимодействие (интеракция), которое представляет собой обмен символами.
Только таким образом групповая жизнь и коллективное действие могут иметь смысл. Блюмер заметил опасность снижения социальной природы человека к его реакции на социальные стимулы. Символический характер взаимодействия, на котором настаивает Блюмер, и особенно интерпретация значений объектов взаимодействия, призван основывать социологию без систематического вызова психологии. Для Герберта Блюмера основным предметом социологии являются, несомненно, взгляды и представления актеров в социальном мире. С методологической точки зрения Блюмер отвергает ценность опросов по опроснику или статистике, поскольку он удаляет исследователя из мира, который он хочет изучить, вместо этого, посредством участия в наблюдении, непосредственный опыт актеров в качестве их точки зрения, который посредством взаимодействия присваивает чувство объектов, ситуации и символы.
Символический интеракционизм Дж. Мида базируется на том, что представление индивидом реальности детерминировано его опытом общения с другими людьми, и особенно его восприятием мира, себя и других людей так, чтобы это было релевантным видению и символическим значениям социальной действительности других людей. По Дж. Миду общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Теория символического интеракционизма говорит о том, что символ может означать какой-либо предмет, событие или явление и предполагает определенную реакцию человека на него, которая может выражаться в определённых социальных действиях, соответствующих данному символу. Кроме этого, символ - это средство, с помощью которого человек может общаться и взаимодействовать с другими. Символическийинтеракционизмвсоциологии основывается на интерпретации в котором «просматриваются» символы, несущие значимую для людей информацию.
Во всех этих случаях наблюдалось, что интеракторы в своих исследованиях боролись за защиту довольно четкой антидетерминистской позиции. Взаимодействие вообще и символические взаимодействия, в частности, не направлены на разработку лишь частичной теории общества, в которой подчеркиваются ее субъективно-интерпретирующие аспекты, а социологическая теория, в которой эти аспекты представлены как центральная, определяющая.
Кули говорит, что дети начинают развивать свою самооценку, поскольку они интерпретируют то, как другие реагируют на них. Например, они будут повторять действие, которое было оценено, но они начнут испытывать недостаток в безопасности или испытывают беспокойство, если они не имеют обратного эффекта или не получают отрицательного обратного эффекта.
Важнейшей заслугой Дж. Мида является разработанная им ролевая в соответствии с которой личность, её своеобразие и специфические особенности определяются через исполняемые ею социальные роли, а деятельность личности в этом случае является совокупностью её социальных ролей, запечатлённых в языковой системе символов и других символических системах. Благодаря процессу принятия социальных ролей индивид развивает свою самость - способность человека представлять себя в качестве объекта своего мышления.
Если чернокожие считаются несправедливыми, непродуктивными, забастовочными и т.д. Их избегают работодатели и, следовательно, имеют меньше шансов, чем белые люди, чтобы занять работу из-за этого «социального определения». Иммигранты, считающиеся нестабильными, бедными, с ограниченным интеллектом и т.д. Будут страдать от последствий «социального определения».
Мертон дает пример клиентам банка, которые считают, что их банк обанкротится. Из-за боязни объявленного банкротства акционеры банка снимают свои активы. Следовательно, банк обанкротится. Экология - это биологическая наука, которая изучает взаимодействие между организмами и окружающей средой. Экология человека сегодня является средой общей экологии, которая изучает отношения между людьми, людьми и окружающей средой. Городская экология изучает, как человеческие гуманитарные науки адаптируются к окружающей среде, в которой они живут.
Самость человека в своем развитии проходит две стадии:
1) стадия игры, когда ребенок начинает играть роли, не являющиеся его собственными (учитель, врач, лётчик);
2) стадия состязания, когда, принимая участие в соревнованиях, ребёнок видит себя со стороны, глазами других детей.
Любую которая даёт индивиду чувство организованности, Дж. Мид называет так: «обобщенный другой». Каждый индивид видит себя с позиции «обобщенного другого».
Парк изобретает новую методологию в социальных науках. Он предлагает ученикам в социологии пройти два этапа: открытие внешнего мира - они приглашают студентов выходить из библиотек для изучения «данных из первых рук», а затем их анализа. Парк заканчивает конфликт, который в то время выступал против университетских социологов полевыми практиками. Первые претендуют на определенный статус своей науки, которая удаляет ее из реальности, но усиливает ее объективность. Последнее, касающееся социальной защиты, говорит о необходимости проведения эмпирических исследований на местах.
Последователь и ученик Дж. Мида американский учёный Герберт Блумер развил исходные постулаты этой теории. По Г. Блумеру символический интеракционизм основывается на трёх базовых постулатах:
1) Человек скорее действует на основе значений, которые он придаёт предметам, событиям и явлениям, нежели просто реагирует на внешние природные и социальные стимулы;
Эти исследования, также поддерживаемые ведущим классом, оправдываются стремлением избежать социальных конфликтов и лучше управлять миграционным движением. В результате Парк проводит социальное исследование в более научной форме, создавая «городскую экологию», концептуальные рамки которой обеспечивают лучшую структуру полевых исследований.
Это иммигранты разных национальностей, которые в последовательных волнах заняли это социальное пространство. Чикагская школа возвращается к жизни в конце 40-х годов, и исследователи этого второго поколения посвятили себя, в частности, изучению институтов и профессионального опыта.
2) Символические значения являются не столь фиксированными, постоянными, сформулированными заранее, сколь создаются, развиваются и изменяются в ситуациях взаимодействия;
3) Символические значения являются результатом трактовок, осуществляемых в контекстах взаимодействия (интеракциях).
В своих работах Г. Блумер подробно рассматривал коллективное поведение людей, основу которого составляют общие значения, символы, ожидания, разделяемые социальной группой. Это, чаще всего, сознательное поведение индивидов в коллективе, но бывает и спонтанное групповое поведение, такое, как действие толпы, паника и т.д. Такое поведение может возникнуть в обстоятельствах нарушения принятых значений, обычных форм существования. Г. Блумер наряду со спонтанными группами исследовал также устойчивые формы социального поведения - а также движения возрождения и националистические, имеющие чёткую структурную организацию и формирующиеся на основе общепринятых значений.
Социальные парадигмы: организация общества. Техническими терминами, связанными с этими различными парадигмами, являются: структурный функционализм, социальная эволюция, модель социального конфликта и символические взаимодействия. Организация или структура компании обеспечивает ее источником стабильности.
Роберт Мертон обобщает постулаты структурного функционализма следующим образом. Общество лучше всего может быть представлено как система взаимозависимых элементов; является организацией взаимосвязанных, повторяющихся и преобразованных действий в шаблонах.
Символический интеракционизм представляет собой общее название теоретико-методологического направления в социологии и социальной психологии. Многие из основных идей в символическом интеракционизме используются различными теориями, объясняющими социальные взаимодействия с позиций символики. Среди этих теорий можно выделить известную в общественных науках так называемую «теорию действия», которая исходит из достаточно простой идеи Макса Вебера о том, что социологи должны научиться понимать тех, кого они исследуют. Согласно мнению представителей данной теоретической концепции, изучая людей, познавая их идеи, мотивы их поведения и их цели, социолог должен встать на их место, чтобы понять, почему конкретный человек для достижения конкретных целей в конкретных условиях поступает так, а не иначе. Такой индивидуализированный подход значительно отличается от общей теории структурализма с ее акцентом на общие социальные структуры и социальные явления, которые существуют независимо от конкретных действий отдельных членов общества. Хотя теории структурного функционализма основаны на концепциях социального взаимодействия индивидов, они объясняют действия индивида лишь в контексте социальных систем, которые «управляют» этими индивидуальными социальными действиями.
Такое общество, естественно, стремится к состоянию динамического равновесия; если возникает дисбаланс, различные силы станут активными и будут стремиться к восстановлению стабильности. Вся деятельность в обществе способствует ее балансу; другими словами, все формы сохранения действия шаблонов играют определенную роль в поддержании стабильности системы.
По крайней мере, некоторые из повторяющихся действий, называемых узорами, в обществе необходимы для непрерывности его существования. В социальной системе общества средства массовой информации основаны на повторяющихся действиях, став образцами. Между средствами массовой информации и другими социальными системами существуют структурные зависимости, которые способствуют социальному балансу общества.
Основные идеи символического интеракционизма были сформулированы американским социологом и психологом Дж.Г.Ми-19
дом (J. Mead) в начале нынешнего столетия. В основе подхода Мида лежит идея о том, что поведение человека и реакции животных различаются между собой самым существенным образом. Поведение связано с мышлением и является орудием приспособления субъекта к социальной реальности. Осознание этой реальности выражено в социальном «Я» индивида, которое становится объектом для самого себя, а внешний социальный контроль при этом трансформируется в самоконтроль.
Массовая коммуникация является частью фундаментальных компонентов социальной структуры. Современное общество не следует воображать вне этого компонента. В то же время, массовая коммуникация может также иметь дисфункциональный характер через дисбаланс, который она может вызвать, подталкивая различные антиобщественные действия.
Основополагающим принципом организации общества была, по его мнению, специализация, рассматриваемая как критерий социальной стабильности и гармонии. В то же время эволюция общества может привести к чрезмерному разделению труда через чрезмерную специализацию, к разрушению социального равновесия, к дезорганизации и упадку путем разрыва связей между людьми, их отвлечениями, воздействуя на эффективное общение между компонентами социального организма.
Мид считает, что деятельность индивида и его поведение - понятия не равнозначные . Поведение индивида ограничено отношениями стимула и реакции. Деятельность же индивида зависит от его способности планировать свою активность, анализировать свой прошлый опыт и отражать деятельность других индивидов, действующих в аналогичной или той же социальной среде.
Подобные идеи можно найти и в работе Герберта Спенсера, еще одного основоположника современной социологии. Такая же органическая концепция общества, та же эволюционная теория, та же точка зрения разделения труда, рассматриваемая как объединяющий фактор общественного организма. Спенсер сделал аналогию между обществом и индивидуальным организмом и поддержал идею естественной эволюции как регулятора общества.
Мелвин Дефлер и Сандра Болл-Рокеш суммируют предположения эволюционной парадигмы следующим образом. Общество можно рассматривать как совокупность взаимозависимых элементов, это система коррелированных, повторяющихся и стереотипных действий. Такое общество находится в процессе постоянных перемен, и его социальные формы становятся все более дифференцированными и специализированными.
Для того чтобы не потеряться в мире сложных явлений и их отражений, индивид должен прежде всего иметь представление о самом себе. Это представление основано на общих, типичных и наиболее часто употребляемых определениях, данных другими индивидами. Как правило, подобные определения создаются при помощи языка, который, по мнению Мида, является важным символом, отражающим способность индивида к формированию сознания и познанию окружающего мира. Язык как символ или совокупность символов является необходимым инструментом для участия индивида в социальной жизни. Понятия, которыми оперирует индивид, также формируются в процессе его социального взаимодействия с другими членами общества. В свою очередь, эти понятия обрабатываются, изменяются и в конечном счете широко применяются в процессе социального взаимодействия индивидов в обществе.
Новые социальные формы придуманы или заимствованы у других обществ людьми в поисках более эффективных способов достижения целей, которые они считают важными. Те социальные формы, которые помогают людям достичь своих целей более эффективно и не противоречат существующим ценностям, принимаются, сохраняются и становятся стабильными элементами развивающегося общества; наоборот, менее эффективные формы заброшены.
Все это имеет особое значение при изучении массовой коммуникации. Развитие массовой коммуникации было эволюционным процессом как в технологии, так и в используемых научных методах, а также в социальных формах, необходимых для их эффективного применения.
Таким образом, суть символического интеракционизма заключается в стремлении понять, каким образом процессы, происходящие в социуме, оказывают влияние на жизнь конкретных людей. Согласно американскому социологу Г. Блюмеру, происходящие в мире процессы не могут сами по себе являться раздражением, вызывающим реакцию индивидов. Скорее, напротив, эти процессы зависят от целей, планов и информации, которыми обладает индивид. Поэтому социальная деятельность должна рассматриваться как результат запланированных действий индивидов, направленных на достижение определенных целей.
Эволюционистская парадигма подразумевает постоянную адаптацию в зависимости от изменений, которые происходят в структуре социального организма, к которому принадлежит медиасистема. Такое изменение можно увидеть, например, в отношениях между политической системой - системой СМИ. Политическая система в большей степени зависела от медиа-системы в связи с эволюцией социально-политического плана, когда наблюдалось снижение власти политических партий и появление электорального ралли в связи с избранием кандидатов на различные должности на национальном и местном уровнях.
Символический интеракционизм также свидетельствует о возможности рассматривать одно и то же явление, в зависимости от конкретной обстановки, с рациональной либо иррациональной точки зрения. Все зависит от того, как члены общества относятся к создавшейся ситуации и как видят самих себя в ней. Это прекрасно отражено в высказывании еще Фомы Аквинского, кото-
Также произошли серьезные изменения в медиасистеме. Появились новые медиа-системы, появились новые технологии, которые позволили быстрее собирать информацию и быстрее реагировать на нее. Сегодня невообразимо организовать выборы вне медиа-системы. С другой стороны, зависимость СМИ от политической системы одинаково очевидна. Политическая система контролирует экономическую и финансовую систему, которая может каким-то образом ограничить власть СМИ, тем самым создавая конфликты между СМИ и конфликты, которые требуются обеими сторонами.
Между средствами массовой информации и политической системой между средствами массовой информации и обществом должны быть установлены новые отношения, которые неизбежно приведут к эволюции общества в целом. Конфликт включает в себя изменения. Философы и социологи уделяли особое внимание социальному конфликту и диалектическому процессу, который лежит в основе появления новых социальных форм. Карл Маркс считается создателем модели социального конфликта и социальных изменений.
рый заявил о том, что, «если люди определяют ситуации, в которые попадают, как реальные, то и последствия, которые вытекают из этих ситуаций, также должны носить реальный характер» . Этот подход в особенности широко применялся в теории определения девиантности. С помощью этой методологии выявлялись люди с отклоняющимся в том или ином отношении поведением, а также вырабатывались стереотипные методы общения с ними. Теория выявления девиантности также применялась при исследовании процессов старения и особенностей поведенческой модели престарелых, вызванных изменениями их жизненных условий. Таким образом, как только индивид подпадал под определение «пожилого», т.е. уходил на пенсию, то предполагалось, что он будет вести себя соответствующим образом, не претендуя на занятие трудовой деятельностью.
Современную модель социального конфликта можно обобщить следующими предположениями. Можно считать, что общество состоит из категорий и групп людей, интересы которых явно отличаются друг от друга. Все эти члены общества пытаются преследовать свои собственные интересы в конкуренции с другими или сохранять свои интересы, выступая против сопротивления конкурирующим усилиям других.
Общество, которое так организовано, будет постоянно сталкиваться с конфликтами, поскольку его члены пытаются получить новые преимущества или сохранить свои интересы, другими словами, конфликт вездесущ. Модель социального конфликта представляет собой важную теоретическую парадигму в исследовании массовой коммуникации, которая, как мы видели, постоянно меняется.
Для символического интеракционизма организация социальной жизни возникает в недрах самого общества и является результатом взаимодействия, происходящего между его членами. Представители этого течения не признают значения внешних факторов, таких, например, как экономические, определяющие, в конечном счете, форму общественного устройства, а также других факторов, оказывающих внешнее воздействие на общество. Влияние различных факторов не носит постоянного характера и зависит от их восприятия. Согласно представителям символического интеракционизма, структура общества состоит из гетерогенных социальных групп, не зависящих друг от друга и развивающихся относительно обособленно. По мнению представителей данного течения, отношения между различными социальными группами или подгруппами носят соревновательный характер, поэтому не может быть никакого теоретического обоснования господства одной группы над другой.
Взаимодействуя друг с другом через язык, посредством символического взаимодействия люди сохраняют общие значения вещей, способствуя общению и пониманию, социальной связи, без которой невозможно существование общества. Работа Мид-Разума, самого себя и общества устанавливает основные направления символического интеракционизма. Автор разработал теорию личных и социальных последствий символического взаимодействия, исходя из идеи построения и развития индивидуального я в обществе. В его концепции термин «ум» относится к способности человека изучать и использовать символы, значения которых разделяют другие.
Как правило, символический интеракционизм концентрирует свое внимание не на изучении общества как такового, а на анализе того, каким образом члены данного общества проявляют свою сущность и род своих занятий. <...> Символический интеракционизм не оказал значительного влияния на развитие социальной геронтологии. Выводы представителей данного течения использовались лишь последователями концепции социальной дезинтеграции общества для создания оптимальных условий управления им.