100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Методы построения теории
1. Частные, используемые только в какой-то отдельной области (например, метод раскопок в археолгии)
2. Общенаучные, используемые разными науками, дающие возможность связывать воедино все стороны процесса познания:
– общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия)
– методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование)
– методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация)
3. Всеобщие (диалектика, метафизика, метод проб и ошибок)
В структуре науки выделяют эмпирический и теоретический уровни и, соответственно, эмпирические и теоретические методы научного познания.
Эмпирическое знание имеет сложную структуру:
1. Простейший уровень – это единичные эмпирические высказывания (протокольные предложения, фиксирующие результаты наблюдений, точное место и время наблюдений и тд.)
2. Факты – информация о действительности, это общие утверждения о наличии или отсутствии события, свойств предмета. Факт фиксирует эмпирическое знание. Факт выступает в виде графика, таблицы, классификации.
3. Эмпирические законы: функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические. Эти законы характеризуются временным или пространственным постоянством, они имеют характер общих высказываний (например, все металлы электропроводны). Научные эмпирические законы, как и факты, являются общими гипотезами.
4. Феноменологические теории – это логически организованное множество эмпирических законов и фактов. Они есть предположительное знание.
Различия между уровнями эмпирического знания скорее количественные, чем качественные. Они отличаются лишь степенью общности представлений о наблюдаемом.
Методы эмпирического уровня научного познания.
НАБЛЮДЕНИЕ – это активный познавательный процесс, опирающийся с одной стороны на работу органов чувств, с другой – на выработанные наукой средства и методы истолкования показаний органов чувств.
Особенности: целенаправленность; планомерность; активность.
Всегда сопровождается описанием объекта. Описание должно давать достоверную и адекватную картину объекта, точно отображать явления. Понятия, используемые для описания должны иметь четкий, однозначный смысл.
В наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания из-за недоступности этих объектов (удаленные космические объекты), нежелательности, исходя из целей исследования, вмешательства в процесс (природные, психологические и др.).
По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными (органы чувств) и опосредованными (приборы), косвенные (ядерная физика – треки, продукты жизнедеятельности). Косвенные наблюдения обязательно основываются на некоторых теоретических положениях.
Наблюдение предполагает:
Четкую постановку целей;
Выбор методики;
Постановку плана; систематичность;
Контроль за чистотой результатов;
Обработку, то есть осмысление и истолкование полученных результатов.
Условием наблюдения является взаимосвязь наблюдателя и объекта познания. Фиксируя наблюдение средствами языка, мы получаем эмпирическое высказывание.
Эмпирическое высказывание имеет следующие свойства:
1. Оно отражает события независимо от наблюдателя, т.е. оно объективно по содержанию.
2. Оно выражает событие некоторым контролируемым способом. Одно событие может наблюдаться многими наблюдателями, нос выразят его в одних словах.
3. Гносеологическая функция наблюдения. С помощью него мы переводим реально наблюдаемую ситуацию в область сознания, превращая ее в нечто идеальное. Перенос материального в идеальное есть предпосылка для последующих познавательных операций.
ИЗМЕРЕНИЕ – процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объекта, но и количественные. Измерение осуществляется с помощью определенных приборов (линейка, весы и тп.). измерение как способ познавательной деятельности, стал использоваться во времена Галилея. Методика проведения: совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Измерять может либо сам исследователь, либо приборы. Проблема – выбор единица измерения (эталон). Виды: статические и динамические, прямые и косвенные. Точность зависит от уровня развития техники.
ЭКСПЕРИМЕТ – это прием научного исследования, предполагающий изменение объекта или воспроизведение его в специально заданных условиях.
В зависимости от целей исследования, различают:
1) исследовательский эксперимент. Цель – открытие нового
2) проверочный эксперимент. Цель – установить истину гипотезы.
По объекту исследования различают:
Природный эксперимент
Социальный эксперимент.
По способам осуществления различают:
Естественный и искусственный
Модельный и непосредственный
Реальный и мысленный
Научный и производственный
Предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей, включает в себя наблюдения, измерения.
Особенности: позволяет изучать объект в «очищенном» виде; в ходе эксперимента объект м/б поставлен в искусственные условия; активное влияние на его протекание; воспроизводимость; возможность варьирования одного или нескольких параметров
Условия: цель обязательна; базируется на теоретических положения; имеет план; требует определенного уровня развития технических средств познания.
Виды: В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, делятся на исследовательские и проверочные. В зависимости от области научного знания: естественнонаучный, прикладной (в технических науках, сельскохозяйственной науке и т. д.) и социально-экономический.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений – представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Но эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний – научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений.
Тема 4. Занятие 2. Вопрос 2
Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Научные факты и методы их обобщения.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с
обыденным состоит в его организованности и использовании целого
ряда методов исследования. Под методом при этом понимается сово-
купность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и
практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, прави-
ла в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатыва-
ются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама
действительность. Исследование методов познания и практической де-
ятельности является задачей особой дисциплины - методологии.
При всем различии и многообразии методов они могут быть раз-
делены на несколько основных групп:
1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых на-
иболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалисти-
ческий метод.
2.Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти
во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том,
что они находят применение не на всех, а лишь на определенных эта-
пах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на
эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, ана-
лиз преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на
заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах нахо-
дят, как правило, свое проявление и преломление требования всеоб-
щих методов.
3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных
наук или областей практической деятельности. Это методы химии или
физики, биологии или математики, методы металлообработки или стро-
ительного дела.
4. Наконец, особую группу методов образуют методики, предс-
тавляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения ка-
кой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики - важное
условие успеха исследования.
Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных
методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые
находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к
наблюдению и эксперименту.
1Наблюдение - 0 это преднамеренное и целенаправленное восприятие
явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчи-
ненное задачам научного исследования. Основные требования к науч-
ному наблюдению следующие:
1) однозначность цели, замысла;
2) системность в методах наблюдения;
3) объективность;
4) возможность контроля либо путем повторного наблюдения, ли-
бо с помощью эксперимента.
Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство
в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.
Наблюдение в современной науке связано с широким использова-
нием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а
во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явле-
Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) зани-
мает операция измерения. Измерение - есть определение отношения
одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид
различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и
т.д., постольку важной составляющей исследования является интерп-
ретация полученных данных.
Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках,
где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его
отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различа-
ют простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи на-
ряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).
1Эксперимент 0 в отличие от наблюдения - это метод познания, при
котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или
гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результа-
Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в
том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так
сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия
протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно
повторяться.
Различают несколько видов эксперимента.
1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливаю-
щий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
2. Вторым, более сложным видом является измерительный или ко-
личественный эксперимент, устанавливающий численные параметры ка-
кого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.
3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных нау-
ках является мысленный эксперимент.
4. Наконец: специфическим видом эксперимента является соци-
альный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм
социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального
эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов,
под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксиру-
ющие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они об-
разуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и
Вопрос № 2. Формы и методы эмпирического исследования: факт, наблюдение и эксперимент; сравнение, измерение, описание и систематизация.
Формы и методы научного исследования.
Эмпирический уровень – исследуемый объект отражается со стороны внешних связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное исследование непосредственно направлено на объект.
Признаки эмпирического познания это сбор фактов, их первичное обобщение и описание наблюдаемых данных, их систематизация и классификация – основные приемы и средства – сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция. При этом опыт не бывает слепым, он планируется и конструируется теорией.
Эмпирическое и теоретическое. В науке различают эмпирические и теоретические уровни исследования. Это различие имеет своим основанием:
Методы познавательной активности.
Характер достигаемых результатов.
Эмпирическое исследование предполагает выработку программы исследований, организацию наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Словом для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность . Теоретическое познани е - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы. Исторически, эмпирическое познание предшествует теоретическому, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания.
Эмпирическое исследование , выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи.
Всякое наблюдение начинается не со сбора фактов, а с попытки решения какой-то задачи, в основе которой всегда лежит известное предположение, догадка, постановка проблемы.
Постановка проблемы и исследовательская программа. Люди стремятся познать то, чего они не знают. Проблема - это вопрос, с которым мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Поставить проблему, порой, не менее трудно, чем найти ее решение: правильная постановка проблемы в известной мере направляет поисковую активность мысли, ее устремленность. Когда ученый ставит проблему и пытается решить ее, он неизбежно разрабатывает и исследовательскую программу, строит план своей деятельности. При этом он исходит из предполагаемого ответа на свой вопрос. Этот предполагаемый ответ выступает в виде гипотезы.
Наблюдение и эксперимент . Наблюдение - это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий.
Но человек не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает сама жизнь, а исследование требует эксперимента, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс.
В процессе познания применяется и мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует определенными образами, мысленно ставит объект в определенные условия.
Эксперимент двусторонен. С одной стороны он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой - содержит возможность выявления неожиданных новых данных.
Таким образом, экспериментальная деятельность обладает сложной структурой: теоретические основы эксперимента - научные теории, гипотезы; материальная основа - приборы; непосредственное осуществление эксперимента; экспериментальное наблюдение; количество и качество анализа результатов эксперимента, их теоретическое обобщение.
Необходимым условием научного исследования является установление фактов. Факт, от factum - «сделанное», «совершившееся». Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания, зафиксированность какого-либо предмета, явления, свойства или отношения. “Факты - это воздух ученого” , - говорил Павлов. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт должен быть осмыслен, обоснован. Факты всегда оказываются опосредованными нашим пониманием, интерпретацией. Например, свидетельские показания. Люди говорят об одном и том же, но как-то по-разному. Таким образом, очевидность отнюдь не является полной гарантией реальной достоверности факта.
Факты сами по себе не составляют науки. Факты должны быть подвергнуты отбору, классификации, обобщению и объяснению, тогда они включатся в ткань науки. Факт содержит немало случайного. Поэтому основой для научного анализа является не просто единичный факт , а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Из соответственно подобранных фактов можно построить любую теорию.
Описание. В ходе наблюдений и экспериментов осуществляется описание, протоколирование. Основное научное требование к описанию - его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и экспериментов. Э.Мах единственной функцией науки считал описание. Он отмечал: "Дает ли описание все, что может требовать научный исследователь? Я думаю, что да!" Объяснение и предвидение Мах по сути сводил к описанию. Теории с его точки зрения - это как бы спрессованная эмпирия. Э.Мах писал: "Быстрота, с которой расширяются наши познания благодаря теории, предает ей некоторое количественное преимущество перед простым наблюдением, тогда как качественно нет между ними никакой существенной разницы ни в отношении происхождения, ни в отношении конечного результата". Атомно-молекулярную теорию Мах назвал "мифологией природы". Аналогичную позицию занимал и известный химик В.Оствальд . По этому поводу А.Эйнштейн писал: "Предубеждение этих ученых против атомной теории можно, несомненно, отнести за счет их позитивистской философской установки. Это - интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и тонкой интуицией. Предрассудок, который сохранился до сих пор, заключается в убеждении, будто факты сами по себе, без свободного теоретического построения, могут и должны привести к научному познанию".
Интеграция в науке связана, прежде всего, с унификацией разнообразных методов научного исследования. Разработка методологии науки привела к единому научному стандарту, конечно, эти методы есть уровень абстракции и в каждой конкретной области они имеют собственную объективность. Кроме того, есть общенаучные методы, типа применения математических методов исследования объектов во всех науках без исключения. Интеграция идет и в плане объединения теория и видения их внутренней взаимосвязи на основе открытия основополагающих принципов бытия. Это не означает отмены этих наук, а это лишь более глубокий уровень проникновения в сущность исследуемых явлений - создание общих теорий, метатеорий и общих методов доказательства. Происходит объединение наук на принципе нового уровня абстракции, примером чему может опять служить теория систем.
метод научного исследования в педагогике и других науках, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получении информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении.
Отличное определение
Неполное определение ↓
основной метод познания человеком действительности, суть которого состоит в преднамеренно организованном восприятии органами чувств предметов и явлений окружающего мира. При этом наблюдающий не вмешивается в естественных ход событий и воспринимает объект как бы со стороны. Наблюдение используется в обыденной жизни в целях познания, в науке – как метод исследования. Различают следующие виды наблюдений: прямое и косвенное, т.е. опосредованное и скрытое; сплошное и выборное; простое (обычное) и включенное, т.е. соучаствующее в событиях. К видам наблюдений также относят прямой анализ взаимодействия чего бы то ни было и оценивание воспринимаемых явлений. Наблюдать – это примечать, выделять, замечать какие-то стороны, признаки «поведения» объекта. Наблюдение характеризуется систематичностью, контролируемостью, планируемостью. В научном наблюдении для фиксации замеченных признаков используются дневники, хронокарты, хронометражи и т.д. Этот метод познания действительности – самый распространенный. Он прост, доступен каждому, но он же и субъективен, зависим от наблюдающего, с его помощью нельзя вскрыть внутренние причины поведения объекта. Он может принести вред и наблюдающему, способному отождествлять себя с объектом своего познания: сопереживать, уподобляться, проявлять страсти и т.д. Особым видом наблюдения является самонаблюдение.
Отличное определение
Неполное определение ↓