Отчетная сметная документация – это документы, обосновывающие стоимость и экономическую целесообразность строительства конкретного здания, сооружения или их комплекса в целом. Они отражают отчетные показатели работы строительной организации или ее подразделения по выполнению отдельных заданий проекта или отчетные показатели за какой – либо период производственной деятельности.
Существуют несколько видов отчетной сметной документации: Форма КС-2(акт приемки выполненных работ), КС3(справка о стоимости выполненных работ), М-29, расчет на удорожание работ и акт на выполнение непредвиденных работ.
В титульной части формы КС-2 указываются реквизиты: наименование, адреса и телефоны заказчика (генподрядчика) и подрядчика (субподрядчика). Далее указываются наименование и адрес стройки, наименование объекта, даты и номер договора подряда, дата составления документа и отчетный период за который он составлен, а также отмечается сметная стоимость в соответствии с договором подряда.
Структура табличной части КС-2:
Порядковый номер
Номер позиции по смете
Наименование работ
Номер единичной расценки
Единица измерения
Количество выполненных работ (с отражением итоговых данных)
Цена за единицу
Стоимость выполненных работ (с отражением итоговых данных)
На основании акта(форма КС-2) составляется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Следует учесть, что оба этих первичных документа следует рассматривать как единое целое: друг без друга формы силы не имеют.
Титульная часть аналогична акту по форме КС-2.
Структура табличной части формы КС-3:
Колонка 1: порядковый номер
Колонка 2: наименование пусковых комплексов, этапов, объектов, видов выполненных работ, оборудования, затрат
Колонка 3: код
Колонка 4: стоимость выполненных работ и затрат с начала проведения работ
Колонка 5: стоимость выполненных работ и затрат с начала года
Колонка 6: стоимость выполненных работ и затрат в том числе за отчетный период
Стоимость выполненных работ в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) указывается без учета налога на добавленную стоимость (НДС), а в справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) отдельно указывается сумма стоимости работ без учета НДС (налогооблагаемая база).
Затем отмечается сумма НДС по ставке, принятой законодательством на момент составления документов. Также отдельно указывается сумма выполненных работ с учетом НДС.
Это документ первичного учета, заполняющийся по окончанию каждого отдельно взятого вида строительно-монтажных работ. Учитывая эту отличительную особенность журнала от журнала по форме КС-6, следует отметить, что журнал КС-6а носит накопительный характер. Форма документа утверждена Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 г. №100 с кодом по ОКУД 0322006.
Ответственность за ведение формы КС-6а несет сторона, осуществляющая выполнение строительно-монтажных работ. Данные в журнал вносят на основании расценок, замеров и норм каждого вида работ. Форма журнала состоит из титульной части и таблицы. Титульная часть содержит общую информацию о заказчике и исполнителе работ: их полное наименование, адреса, контактные данные, а также наименование и адрес строительного объекта. В титульной части журнала также отображается регистрационный номер договора подряда (субподряда), являющегося основанием для выполнения строительно-монтажных работ.
Табличная часть журнала учета выполненных работ содержит следующие данные:
Период времени, за который вносится информация;
Стоимость объекта согласно смете, предусмотренной ранее заключенным договором подряда (субподряда);
Фамилия, имя, отчество лица, составившего документ, а также его должность и подпись;
Информация о лице, проверившем журнал.
Табличная часть формы КС-6а разделена на 12 частей для удобства внесения данных за каждый календарный месяц в году. В каждой из граф отображается информация о количестве выполненных работ, общей их стоимости, а также стоимости уже законченных работ, которые проводились с момента начала строительства. Основой для отображения данных в строке «Накладные и прочие расходы» являются их сметы, взятые за отчетный период в размерах, определенных в соответствии с методикой, принятой строительной организацией. Данные, отображенные в журнале по форме КС-6а, являются основой для составления акта приемки выполненных работ по форме КС-2, а также справки о стоимости выполненных работ поформе КС-3.
Бланк формы кс5 в строительство. Для составления такого документа разработана государством унифицированная форма КС6а, которая содержит в себе. Говорится о том, что подрядчик обязан вести журналы формы КС6 и КС6а.
действуют ли формы КС-4 и КС-5? И в каком случае они применяются?».
: Форма КС-4 отменена Постановлением Госкомстата России от 04.06.1992 № 41. Форма КС-5 (форма отраслевого наблюдения по лесному хозяйству) «Сведения об использовании капитальных вложений по источникам финансирования» в настоящее время является действующей.
Кроме того, с 01 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними (например, кассовые документы). Об этом Минфин России сообщил в письме от 28.02.2013 № 03-03-06/1/5971.
Формы первичных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета (норма прописана в пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в действие с 1 января 2013 года). Этим лицом может быть главный бухгалтер компании или ответственный за это работник бухгалтерии. Однако детали процесса утверждения «первички» законодательно не прописаны. В письме Минфина России от 6 мая 2013 г. № 03-03-06/1/15770 чиновники указывают только на требование о том, что формы документов должны содержать обязательные реквизиты. Таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ являются:
наименование организации;
дата составления первичных документов;
наименование экономического субъекта, который составил данный документ;
величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
наименование должности лиц, совершивших сделку или операцию и ответственных за правильность ее оформления;
подписи указанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.
Алгоритм утверждения документов в организации может быть следующим:
разработка форм первичных документов или доработка унифицированных форм;
проверка форм первичных документов на наличие обязательных реквизитов;
представление форм первичных документов бухгалтером руководителю;
разработка проекта приказа об утверждении форм или приказа об утверждении учетной политики, в составе которой утверждаются формы первичных документов;
подписание генеральным директором приказа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 06.05.2013 № 03-03-06/1/15770 Налог на прибыль: формы первичной учетной документации
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке подтверждения расходов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее. На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2013 года, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.*
Таким образом, с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)".
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
НИПИстатинформ Госкомстата Российской Федерации на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах» разработал Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденный Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100. В Альбом также включены межотраслевые формы №КС-6, №КС-11, №КС-14, утвержденные Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 30 октября 1997 года №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Ниже, в таблице приведен перечень форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ.
Номер формы | Наименование формы |
Акт о приемке выполненных работ | |
Справка о стоимости выполненных работ и затрат | |
Общий журнал работ | |
Журнал учета выполненных работ | |
Акт о сдаче в эксплуатацию временного (не титульного) сооружения | |
Акт о разборке временных (не титульных) сооружений | |
Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений | |
Акт приемки законченного строительством объекта | |
Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией | |
Акт о приостановлении строительства | |
Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству |
При оформлении хозяйственных операций организации обязаны применять унифицированные формы первичной документации (статья 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ)).
Взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками оформляются Актом о приемке выполненных работ по форме №КС-2 и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме №КС-3.
Форма №КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных СМР производственного, жилищного, гражданского и других назначений.
Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма №КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат». Она составляется на объем выполненных в отчетном периоде строительных работ на основании акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и подписывается заказчиком (генподрядчиком) и подрядчиком (субподрядчиком).
Для определения количества выполненных СМР на каждом объекте ведется журнал учета выполненных работ (форма №КС-6а), который применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляется акт приемки выполненных работ (форма №КС-2).
Журнал учета выполненных работ ведет исполнитель работ по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому конструктивному элементу или виду работ.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты отражаются в справке исходя из договорной стоимости.
Акт о приемке выполненных работ составляется после завершения этапа работ, когда подрядчик (субподрядчик) выполнил СМР, а заказчик (генподрядчик) не имеет к ним претензий. На основании акта (формы №КС-2) данные из этого документа подрядчик переносит в справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3). Заказчик на основании справки (форма №КС-3) расплачивается с ним. Акт подписывают представители подрядчика, ответственного за сдачу объекта, и заказчика, принявшего объект.
Акт о приемке выполненных работ составляется в двух или трех экземплярах: 1-й подрядчику, 2-й заказчику, 3-й инвестору (по требованию).
Развернуть ▼
Акт освидетельствования скрытых работ – необходимый документ при выполнении определенных строительных, монтажных или ремонтных работ, контролировать выполнение которых невозможно. Акт скрытых работ составляется в строгом соответствии с требованиями проектной документации.
В процедуре контроля строительных работ должны участвовать уполномоченные представители государственного надзора или же квалифицированные эксперты. В комиссию, чаще всего, входят представители проектной организации, технического надзора, а так же строительно-монтажной организации. Исполнитель в обязательном порядке должен предупредить экспертную группу о выполнении тех или иных строительных (ремонтных) работ как минимум за три дня до их начала.
Обязательными реквизитами при составлении акта скрытых работ являются:
- наименование скрытых работ, с подробным перечислением каждой промежуточной работы;
- точное место их проведения (адрес);
- текущая дата подписания документа;
- фамилия, имя и отчество лиц, задействованных во всех видах работ;
- подписи вышеупомянутых лиц;
- подпись уполномоченного лица отдела технического надзора, который непосредственно ответственный за приемку выполненных работ.
Дополнительными сведениями, которые отображаются в акте скрытых работ, могут быть наименования материалов и конструкций, используемые при проведении строительно-монтажных работ.
Если в процессе строительных, монтажных или ремонтных работ заказчиком были выявлены какие-либо дефекты в работе, он может потребовать повторного составления данного документа, но только после устранения недоработок.
Процесс строительства часто предполагает работы, влияющие на безопасность всего объекта в целом. Их контроль после начала выполнения следующих, согласно технологическому процессу, работ становиться невозможен. В связи с этим должна проводиться оценка таких работ в момент непосредственного их выполнения. Данная мера необходима во избежание разборки уже готовых (дефектных) конструкций. Такие промежуточные работы должны оформляться соответствующим документом – актом промежуточной приемки конструкций.
Акт скрытых работ может быть разработан любой организацией самостоятельно. При этом в обязательном порядке в нем должны присутствовать необходимые реквизиты и обязательные к заполнению пункты.