Что такое светская этика? Основы светской этики. Чтобы избавиться от чувства вины, надо. Что является последствием злых дел

Авторы: Савченко Ксения Владимировна Доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, автор УМК «Основы религиозной культуры и светской этики» Шапошникова Татьяна Дмитриевна Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института истории и теории педагогики РАО Емельянова Татьяна Валентиновна

Методические пособия

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Д. Шапошниковой. ОРКСЭ (4-5)

Пособие адресовано учителям, работающим по учебнику . Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

В пособии рассмотрены наиболее сложные вопросы содержания нового предмета, межмодульные и межпредметные связи, возможности курса в решении задач социализации и воспитания школьников, организации внеурочной деятельности. Учителю предлагается также тематическое планирование.

Содержание
  1. Введение
  2. Методический комментарий к поурочным разработкам
  3. Тематическое планирование
  4. Поурочные разработки
    • Раздел 1. Знакомство с новым предметом
      • – Урок 1. Россия - наша Родина
      • – Урок 2. Духовные ценности человечества. Культура. Религия
    • Раздел 2. Знакомство с основами этики
      • – Урок 3. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике
      • – Урок 4. Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность
    • Раздел 3. Этические учения о добродетелях
      • – Урок 5. Что такое добродетель
      • – Урок 6. Учение Аристотеля о добродетелях
      • – Урок 7. Нравственные качества
      • – Урок 8. Терпение и терпимость
    • Раздел 4. Этика о нравственном выборе
      • – Урок 9. Не совсем обычный урок. Суд над Сократом
      • – Урок 10. Убеждения
      • – Урок 11. Нравственный выбор
      • – Урок 12. Совесть. Долг
      • – Урок 13. Ответственность
      • – Урок 14. Этика о воспитании самого себя
    • Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
      • – Урок 15. Справедливость
      • – Урок 16. Государство, основанное на справедливости
      • – Урок 17. Современное государство. Государственные праздники
    • Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни
      • – Урок 18. Нравственный закон. Десять заповедей
      • – Урок 19. Заповеди любви
      • – Урок 20. Любовь - основа жизни
      • – Урок 21. Прощение
    • Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу
      • – Урок 22. Древнегреческие мыслители о дружбе
      • – Урок 23. Этика об отношении к другим людям и самому себе
      • – Урок 24. Мысли и поступки. Слова и речь
      • – Урок 25. Милосердие
      • – Урок 26. «Золотое правило нравственности»
    • Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам
      • – Урок 27. Нравственные законы в современном мире
      • – Урок 28. Проявление человеколюбия. Жизнь Альберта Швейцера
      • – Урок 29. Этическое учение Л. Н. Толстого
      • – Урок 30. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
  5. Список использованной литературы
  6. Список рекомендуемой литературы

Основы светской этики. 4-5 классы. Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.

М. : 2010 - 63 с.

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Формат: pdf

Размер: 12,9 Мб

Скачать: yandex.disk

Содержание
Урок 1. Россия - наша Родина 4
Урок 2. Что такое светская этика 6
Урок 3. Культура и мораль 8
Урок 4. Особенности морали 10
Урок 5. Добро и зло 12
Урок 6. Добро и зло 14
Урок 7. Добродетель и порок 16
Урок 8. Добродетель и порок 20
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека 22
Урок 10. Свобода и ответственность 24
Урок 11. Моральный долг 26
Урок 12. Справедливость 28
Урок 13. Альтруизм и эгоизм 30
Урок 14. Дружба 32
Урок 15. Что значит быть моральным 34
Уроки 16-17. Подведение итогов 36
Урок 18. Род и семья - исток нравственных отношений 38
Урок 19. Нравственный поступок 40
Урок 20. Золотое правило нравственности 42
Урок 21. Стыд, вина и извинение 44
Урок 22. Честь и достоинство 46
Урок 23. Совесть 48
Урок 24. Нравственные идеалы 50
Урок 25. Нравственные идеалы 52
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества 54
Урок 27. Этикет 56
Урок 28. Семейные праздники 58
Урок 29. Жизнь человека - высшая нравственная ценность 60
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству 62

При подготовке данного издания использованы иллюстративные материалы:

РИА «Новости»,

ООО «Библиотека Изображений» / Fotobank.ru,

ООО «Лори»

Основы религиозных культур и светской этики. Основы О 75 светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразо ват. учреждений. - М. : Просвещение, 2010. - 63 с. : ил. -

ISBN 978 5 09 024068 0.

Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть мо ральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светс кая этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и досто инство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.

Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Россия - наша Родина. . . . . . . . . .

Что такое светская этика. . . . . . . . .

Культура и мораль. . . . . . . . . . . . . .

Особенности морали. . . . . . . . . . . . . .

Добро и зло. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Добродетель и порок. . . . . . . . . . . . .

Свобода и моральный выбор чело

века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Свобода и ответственность. . . . . . . .

Моральный долг. . . . . . . . . . . . . . . . .

Справедливость. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Альтруизм и эгоизм. . . . . . . . . . . . .

Дружба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Что значит быть моральным. . . . . .

Уроки 16-17. Подведение итогов. . . . . . . . . . . .

Род и семья - исток нравственных

отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нравственный поступок. . . . . . . . . .

Золотое правило нравственности . . .

Стыд, вина и извинение. . . . . . . . . .

Честь и достоинство. . . . . . . . . . . . .

Совесть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Нравственные идеалы. . . . . . . . . . . .

Образцы нравственности в куль

туре Отечества. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Этикет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Семейные праздники. . . . . . . . . . . . .

Жизнь человека - высшая нрав

ственная ценность. . . . . . . . . . . . . . .

Любовь и уважение к Отечеству. . .

Что такое духовный мир человека.

Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Россия - наша Родина

М ы живём в замечательной стране, имя которой - Российская Федерация, или, ко ротко, Россия. Произнесите это слово вслух,

и вы почувствуете в его звучании свет, раз долье, простор, одухотворённость…

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следую щих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.

Мир, окружающий нас, бесконечен и мно гообразен. Вещи, предметы, среди которых живёт человек, явления природы - это ма териальный мир. Но есть и другой мир - духовный. Духовный мир - это знания и информация, содержащиеся в книгах, произ ведениях искусства и кино, отношения меж ду людьми и т. д. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранный языки, математику и информа тику, литературное чтение, изобразительное искусство и многое другое. Этот мир ещё на зывают миром культуры.

Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке

и образует его внутренний мир, который поч ти все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

Человек в зависимости от состояния свое го внутреннего мира может радоваться или печалиться, быть спокойным или тревож

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 1

ным, создавать что то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

Как во внутреннем, так и во внешнем ми ре есть высокое и низкое, светлое и тёмное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть доб ро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчес тие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого выбрать, чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает лёгким.

Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религи озных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важ ные для каждого человека.

В духовном мире есть свои дороги. Они на зываются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции - это богат ство нашей многонациональной страны. Осо бое место среди них занимают религиозные культуры и морально этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

И в этой семье мы уважительно и береж но относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

Посоветуйтесь с родителями и на зовите несколько традиций, приня тых в вашей семье.

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Что такое этика.

Что значит светская этика и что она предполагает.

Что такое светская этика

Э тика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точ ки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегречес кий философ Аристотель (IV в. до н. э.), ко торый ввёл и сам термин в названия своих трудов. В Древней Греции все науки называ лись философией. Слово «философия» состо ит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, филосо фия - любовь к мудрости. Аристотель счи тал, что этика - часть философии.

Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «при

Рафаэль. Афинская школа

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 2

вычки», «обычаи», «правила поведения». Всё вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность». Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они поступают так или ина че. Она помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путём она до стигается.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты. Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способ ные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают сла бых.

Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим? Что нужно делать, чтобы самому стать доб рым и чтобы хороших людей было как мож но больше? Как наградить человека, сделав шего добро? Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.

Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «граж данская». Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого челове ка зависит, станет он хорошим или плохим; что человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.

Можно сказать, что этика помогает чело веку самостоятельно совершать добродетель ные поступки и строить отношения с людь ми, а значит, стать лучше.

Фреска Рафаэля (1483-1520) «Афинская школа» имеет и дру гое название - «Философские беседы». На ней художник изоб разил великих мыслителей, жив ших в другое время и в других странах. Некоторым из них он придал черты своих современни ков. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, кото рый имеет черты великого ху дожника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Аристотель

Кто был основателем науки «Эти ка»?

Что означает слово «мораль»?

Что помогает понять светская этика?

Что означает слово «культура».

Почему культуру называют второй природой.

Как возникла мораль.

Плетение узбекского ковра

Культура и мораль

П онятиекультура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем - это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.

В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX в. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.

Культуру иногда называют второй приро дой. В отличие от естественной природы, ко торая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, раз вивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в един ственном числе. Каждый народ в разное вре мя создавал и сейчас создаёт собственную

Традиционная ярмарка чая

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Урок 3

культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.

Культура включает в себя предметы чело веческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и иде алы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).

Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культу ра - это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура - законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной куль туры - мораль - система норм и ценнос тей, регулирующих поведение людей.

Мораль возникла тогда, когда люди осо знали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А ес ли лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже. Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появи лась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки. Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания посте пенно перешли в нормы поведения. Эти мо ральные нормы связаны с понятными всем требованиями: уважать родителей, выпол нять обещания, помогать нуждающимся, не воровать, не убивать и т. д. И всегда, во все времена, осуждались трусость, предатель ство, жадность, жестокость, клевета, лице мерие.

Восточный орнамент

Рассмотрите иллюстрации на этом развороте. Элементы каких нацио нальных культур на них представ лены?

Приведите примеры материальной и духовной культуры.

Объясните, почему возникла мо раль.

Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.

В чём особенности морали.

Есть ли единый список моральных правил.

Кто должен заботиться о соблю дении моральных норм в об ществе.

Особенности морали

В ы уже знаете, что мораль - система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Но в обществе есть много различных ценностей и норм. В чём же особенности морали?

Моральные нормы (правила) нигде не за писаны. Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать. Есть труды учёных, литературные произведения и фильмы, герои которых попадают в различные ситуации морального выбора, а также религиозные книги.

Большинство государственных законов, в том числе и главный закон Российского го сударства, которым является Конституция Российской Федерации, основано на мораль ных нормах. Кроме этого, есть родители и учителя, которые учат своих детей соблю дать моральные нормы (правила).

В основе законов, принимаемых Государственной думой Российской Федерации, лежат моральные нормы

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
г.Богородицк Тульская область
Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
Модуль «Основы светской этики»
Составитель: Золотарева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
2016 год

Это интересно!
Аннотация

Слово родина произошло от
древнего слова род, которое
обозначает
группу людей,
объединенных
кровным
родством. Каждый из нас –
потомок
какого–либо
старинного древнего рода. А
само слово род обозначает
древнейшего бога славян Рода.
Главный город племени россов
(так раньше назывался русский
народ) был город Родень (Родня).
Он был посвящен богу Роду.
Родина – это и отечество, и
страна, и место рождения
человека.
Родить – значит произвести на
свет потомство. Родит
женщина, родит животное,
родит почва, земля.
Родители – мать и отец, у
которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень
поколений одного рода. Люди
гордятся своей родословной,
изучают ее.
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего
образования и рабочей программой «Сборник рабочих
программ. Основы религиозных культур и светской
этики. 4 класс».
Содержание тетради отражает особенности
тематического планирования курса «ОРКСЭ» в
соответствии с учебником А. Я. Данилюк «Основы
религиозных культур и светской этики. Основы
светской этики. 4 класс».
Тетрадь поможет четвероклассникам развить
творческое мышление, даст представления о
нравственном поведении, а
также о правилах и нормах, на которых должны
строиться взаимоотношения с людьми.
Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во
время самостоятельных занятий детей дома в кругу
семьи.

Содержание:
Урок 1. Россия наша Родина
Урок 2. Что такое светская этика
Урок 3. Культура и мораль
Урок 4. Особенности морали
Урок 5. Добро и зло
Урок 6. Добро и зло (Проверь себя)
Урок 7. Добродетель и порок
Урок 8. Добродетель и порок
Урок 9. Свобода и моральный выбор человека
Урок 10. Свобода и ответственность
Урок 11. Моральный долг
Урок 12. Справедливость
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
Урок 14. Дружба


Урок 18. Род – исток нравственных отношений
Урок 19. Нравственный поступок

Урок 21. Стыд, вина и извинение
Урок 22. Честь и достоинство
Урок 23. Совесть
Урок 24. Нравственные идеалы
Урок 25. Нравственные идеалы
Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 27. Этикет
Урок 28. Семейные праздники
Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству

Урок 31. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Урок 32. Традиционные религии России.
Урок 1. Россия – наша Родина.
Задание 1. Заполни пропуски в предложениях.
Мы живём
замечательной
__ .
в

стране,


Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что
родились и живём в ней.
Основной закон нашего государства – _________________________ .
Столица России – город __________________________ .
Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост
занимает ______.
Государственные символы России – это ________________, ______________,
_____________.
Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России.
Герб России
Назови элементы государственного герба
Российской Федерации:
Флаг России

_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
__________________________
Что, по­ твоему, символизируют цвета
российского флага?
белый цвет -
_________________________________
синий цвет -
_________________________________
красный цвет -

_______________________________
Урок 2. Что такое светская этика?
Задание 1. Мыслители.
На фреске Рафаэля "Афинская школа" мы видим двух выдающихся античных мыслителей,
предположительно ведущих спор о философии. Кто они?
______
Задание 2. Словарь
__________________________ – любовь к мудрости.
__________________________ – (греч. ethike, от ethos ­ обычай, нрав, характер), философская
наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.).
__________________________ – не церковный, гражданский.
Задание 3. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены люди
светских профессий.
Задание 4. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены
светские сооружения.

Задание 5. Что помогает понять человеку светская этика? (При ответе используй учебник)
___

__________________________
___________________
___________
Урок 3. Культура и мораль.
Задание 1. Словарь.
________________________ – 1. Совокупность достижений человечества в производственном,
духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и
материальное богатство народов мира.
_________________________ – совокупность представлений, основанных на вере в
чудодейственные, сверхъестественные силы и существа.
Мораль - это заданные этикой правила поведения.
Нравственность - внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила
Задание 2. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил),
принятых в вашей семье.
1. _____
2. ___________________­­
3. _______________________________
4. ____________________
5. ________
Задание 3. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот
как он описывает особенности жизни в России того времени.
«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои
одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все
это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти
люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до
понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству
зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Собак кормят
всегда мясом, а поят молоком. Потому при нападении на дом каждая
собака в силах бороться с толпой. Жена, принеся еду, садится за один стол с
мужчинами. На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».Торговля
московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле
мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.
Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом

помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и
целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего».
Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы.
1.Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы
до сих пор? (подчеркни синим карандашом)
2.Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? (подчеркни желтым карандашом)
3.Как вам кажется, хорошо ли это?(Напиши)
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________

Урок 4. Особенности морали.
Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет.

Смелость
Трусость
Верность
Зависть
Скромность
Доброта
Предательство
Великодушие
Правдивость
Злорадство
Общительность
Замкнутость
Щедрость
Жадность
Милосердие
Вежливость
Высокомерие
Хамство
Уважение
Пренебрежение
Скромность
Отвага
Бесстрашие
Стойкость
Мужество
Приветливость
Равнодушие
Лживость

­Подумай, есть ли в тебе эти качества? Почему ты сделал такой вывод?
(Напиши)_____________________________________________________________________
______________________________________________________
Задание 2. Внимательно прочитай текст, определите нормы морали, которые
нарушил Анатолий и подчеркните их.
Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он
пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака,
прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла
от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил
одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во
время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14
часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, –
сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на
дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь,
домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю,
ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать
мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик
рванулся через улицу прямо к магазину.
3. Какими моральными правилами ты будешь руководствоваться на дороге жизни?

Урок 5. Добро и зло.

Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
чтобы тебя не погубило зло
Твори добро, чтобы любя
От доброго – добро,

От злого – зло родится
Худо тому,
добро нашло тебя
Зла не верши,
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней
кто добра не делает никому
Задание 2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни
ХУДО
ЛИХО
ДУШЕВНОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
СВИРЕПОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________
Задание 3. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни. МИЛОСЕРДИЕ
ДУШЕВНОСТЬ
ЧУТКОСТЬ
РАВНОДУШИЕ
СЕРДЕЧНОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _______________________
Задание 4. Оцени поступки детей (Поставь ):
Поступки детей
Добро
Зло
Дать списать домашнее задание
Объяснить решение задачи
Скрывать от родителей плохую
отметку
Накормить бездомного котёнка

Урок 6. Добро и зло.
Задание 1. Вставь пропущенное слово:
­
это образец поступков людей и отношений
между ними.

­ противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить
мораль.
В ходе исторического развития общества и
культуры становились более…
Безнравственные поступки называют
также…
Задание 2. Выбери правильный ответ:
 Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу; б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу; г) забыть о неприятной просьбе.
 Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания; б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу; г) бескорыстно и сознательно.
 Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь; б) насилие; в) унижение; г) обман.
 Что является последствием злых дел?
а) вражда; б) радость; в) мирное сосуществование; г)
дружба.
Задание 3. Распредели поступки в две группы: нежелание помогать пожилым
родителям, усыновление больных детей, оскорбление, оказание помощи нуждающимся.
Нравственный поступок
Аморальный поступок

Урок 7. Добродетель и порок.
Задание 1. Словарь.
_____________________ – положительное нравственное качество человека.

_____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине
и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье;
наклонность к худу, к дурной жизни.
Задание 2. Заполните пропуски.
Побеждай гнев – мягкостью,
Зло – ____________________,
Жадность – _______________,
Ложь – ___________________.
Задание 3. «Золотая середина»
Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
Определите добродетели: Слова для справок: дружелюбие,щедрость, мужество.

Расточительность
Скупость
Враждебность

Угодничество
Безрассудная отвага
Трусость
Задание 4. «Драгоценная мудрости россыпь». Заполни пропуски, воспользуйся
учебником.
Истинное ____________________ ­ осторожность.

Без благоразумия ­ только особый вид трусости.
Еврипид
Сенека
Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________.
Френсис Бэкон
Кто хочет иметь, тот и сам должен быть дружелюбным.
Библия
Задание 5. Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его
стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Урок 8. Добродетель и порок.

1.Распредели положительные и отрицательные
качества личности:
порок
добродетел
ь
честнос
ть
злост
ь
доброт
а
так
т
лицемери
е
ответственнос
ть
двуличнос
ть
Задание 2. Найдите и подчеркните, в высказываниях великих людей, которые
оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя ­порока.
­ «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность
самый худший из пороков» Томас Фуллер
­ «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон
­ «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие
добродетелью, счастливы» Цицерон
­ «Лживость – гнуснейший порок» Монтень
Задание 3. Синонимы.
Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека.

Задание 1. Пользуясь текстом учебника, восстанови предложение:
Моральный выбор – это выбор
между ____________________ и
________________________,
между
________________________,
между
________________________.
____________________
____________________

и
и
Задание 2. Проверь себя.
 От чего зависит моральный выбор человека?

а) от друзей;
б) от страны;
в) от родителей;
г) от самого человека.
 Чем определяется моральный выбор человека?

а) стойкостью характера;
б) семьёй;
в) местом жительства;
г) возрастом.
Урок 10. Свобода и ответственность.
Задание 1. Прочитай высказывания известных людей. С кем из них ты
согласен или не согласен? Отметь (+ ­ согласен, ­ ­ не согласен)
 Для свободных ­ все высоты достигаемы. (Максим Горький)

Свобода ­ это ответственность. Вот почему все ее так боятся.
(Бернард Шоу)

Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему
угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не
боится. (Демокрит)
Задание 2.Выбери дела, за которые отвечаешь только ты.
купить хлеб
выгулять собаку
вынести
мусор
помыть
посуду
хорошо
учиться
поливать
цветы

сделать уборку в своей
комнате
поиграть с младшим
братом
Задание3.Используя текст учебника
высказывания:
(с.25),
дополни
Родители несут ответственность за _______________________
Дети несут ответственность за _____________________________.

несут
несут
ответственность
Учителя несут ответственность за __________________________.
Ученики

__________________________.
Врачи

____________________________.
Архитекторы

______________________.
Художники
несут
________________________.
ответственность
ответственность
ответственность
несут

за
за
за
за

Урок 11. Тема. Моральный долг.
Задание 1. Установите соответствие между видами моральных обязанностей и
примерами проявления этих обязанностей:
моральная обязанность
патриотический
долг
сыновний долг
родительский
долг



пример её проявления
Организация летнего
отдыха

☼ Забота о родителях
Предотвращение
пожаров

профессиональны
й долг

Защита Родины

Задание 2. Прочтите притчу и ответьте на вопросы к ней.
Даосская притча. Мудрая Свинья о морали
Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав,
сказала вслух следующее:
- У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы
три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага
исподтишка, а другие - одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы
облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление
сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует
из всего этого, - если в глазах кого­то хочешь казаться человеком, следующим
законам морали, поступай в соответствии с его взглядами.
Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не
осталось ли что­нибудь от вчерашнего ужина.

­Найдите в тексте мудрое изречение (ключевое) Свиньи? Подчеркни его.
Задание 3. Прочти выразительно это стихотворение. Что, по мнению автора,
необходимо, чтобы быть хорошим человеком? Подчеркни.
Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все­таки их большинство.
Стань добрым волшебником,
Ну­ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить желанье другого ­
Одно удовольствие, честное слово!
Урок 12. Справедливость
Задание 1. Закончи пословицы:
 Любишь кататься,___________________________________.


Что посеешь, то _____________________________________.
Не рой яму другому, ___________________________________.
Задание 2. Используя текст учебника (с. 28), восстанови предложение.

Справедливость – это______________________
регулирующее
правило,
___________________________________________
при
распределении _________________, ____________________ и
_____________________, ______________________ и т.п.

Задание 3. С какими моральными правилами тебе пришлось столкнуться в
жизни(напиши), и какой вывод ты сделал? (правила на стр. 29 учебника)
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 4. Обсуди с друзьями и напиши свод правил, которые помогут
тебе справедливо относиться к другим.

Урок №13 Альтруизм и эгоизм
Урок 13. Альтруизм и эгоизм
Задание1. Словарь: _
1.__________________
поведение, направленное на
удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или
общества.
(от латинского ego – я) ­

2. _______________ (от латинского слова альтер­ другой) ­ готовность бескорыстно
действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
Соотнесите понятия и примеры:
Альтруизм Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка
Одноклассник не передал домашнее задание
Эгоизм Мальчик не поделился подаренными конфетами
Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа
Задание 2. Прочитай текст учебника (с. 30 – 31). Пользуясь им, докажи, что
героиню сказки Ш. Перро Золушку можно назвать альтруисткой.
1.___________________________________________________________________________
_____________________________________________
2____________________________________________________________________________
____________________________________________
­Кого из героев сказки «Золушка» ты считаешь эгоистом?(напиши) Почему?.
_________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________

________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
______________________.

Урок 14. Дружба.
Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.
Старый друг
На вкус на цвет
Не имей сто рублей,
Друзья познаются
Сам погибай,
в беде
лучше новых двух
товарища нет
что дерево без корней
а имей сто друзей
Человек без друзей,
Задание 2. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие
для вашего примирения:
а товарища выручай.
Извини,
пожалуй
ста
Больше
не будем
ссориться
давай
миритьс
я
мне
очень
стыдно
я
сожалею
о
сделанно
м
я
дорожу
нашей
дружбо
й
прошу
прощен
ия

Задание 3. Прочитай стихотворение А.Барто и ответь на вопрос.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра: Почему дружба ребят оказалась под угрозой?
Карандаш мне дал однажды _________________________________________
(Я в тот день забыл пенал), _________________________________________
В стенгазете, чуть не в каждой, __________________________________________
Обо мне упоминал. __________________________________________
Я упал и весь промок – ___________________________________________
Он мне высохнуть помог. ___________________________________________
Он для милого дружка ___________________________________________
Не жалел и пирожка, ____________________________________________
Откусить мне дал когда­то, ____________________________________________
А теперь поставил в счёт. ____________________________________________
И меня к нему, ребята, ____________________________________________
Что­то больше не влечёт
______________________________________________
Урок 15. Что значит быть моральным
1.Проанализируй действия героев рисунка. Найди
своё место среди героев, поставь в кружочке значок
.
2.Вставь пропущенное слово.
 Добро и зло проявляется в ___________________
людей.

 Добродетель – это _______________ выбор
наилучшего поведения.
 Быть моральным – это значит
_____________________.
 Примером морального поведения в
быть
обществе
_____________________________________________.

может
3.Оцени сказочных героев. Кто из них обладает
добродетельными качествами (Д), а кто
порочными (П)?

Урок 16. Подведение итогов. (Проверь себя)
Итоговый тест. Желаю удачи!
1. Наука, которая рассматривает поступки и
отношения между людьми с точки зрения
представлений о добре и
зле.___________________________________________
2.Система норм и ценностей, регулирующих
поведение людей. _____________________________________________
3.Нравственная ценность, которая относится к человеческой
деятельности.__________________________
4.Выражает стремление человека к добру._______________
_____________________________________________________

5.Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе и другим
людям. __________________
____________________________________________________
6.Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и
общества. ___________________
______________________________________________________
7.Способность человека отвечать за собственный свободный выбор.
_____________________________________
8.Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при
распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п.
________________________________________
9.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения
бескорыстных поступков ради других людей или общих целей.
________________________________
10.Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.
____________________________________
МОЛОДЕЦ!
Урок 18. Род и семья исток нравственных отношений
Задание 1.
поясняющие, что значит для автора семья.
Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки,
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Задание 2. Восстанови высказывания известных людей о семье
Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех (Цицерон)
________________________________________________________________
Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери (В.Г. Белинский)
__________________________________________________________________
Задание 3. Укажи последовательность родственных связей в семье
МАТ
Ь
БАБУШК
А
ПРАВНУ
К
ПРАБАБУШ
КА
ВНУ
К
СЫ
Н

НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК
Урок 19.
ЗАДАНИЕ 1
1. Прочитайте статью в учебнике (с. 40 – 41)
2. Заполните схему: Признаки нравственного поступка

ЗАДАНИЕ 2.
Игра «Черно – белый мир» .
На «чёрной» части
отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни.
напишите поступки,
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
ЗАДАНИЕ 4.
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
_____________________________
Задание 3. Вспомни сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который
живёт на крыше». Проанализируй вместе с родителями одну из
проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка.
Урок 20. Золотое правило нравственности
Задание 1 Давайте вспомним
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ
1.Помогай другу в беде.
2.Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4.Останови друга, если он делает что­то плохое.
5.Умей принять помощь и совет.
6.Не обманывай друга.

7.Не предавай своего друга.
8.Умей признавать свои ошибки, помириться с другом.
9.Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились
­ Одно из этих правил называется золотым. Какое и почему? (Напиши)
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_____
Задание 2. Отгадай загадки.
Один болтун,
Другой свистун,
Третий едун,
Два брата видаки,
А два слышаки,
Два брата бегуна
Да два брата ухвати.
За худое жди худа,
За доброе -
_____________
Нет _______________
ищи, а нашёл –
береги.
­ Используя слова­отгадки, составь пословицу.

Домашнее задание.
Оцени поступки сказочных героев с точки
зрения
ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ.

________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
________
___________

__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
__________________
______________
Урок 21. СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЕ.
Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые.
(А.М. Горький)
ЗАДАНИЕ 1. Прочитай притчу

«У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все
способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после
каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был
утыкан гвоздями.
Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться.
Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю.
И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это
произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
– Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?
– Гвоздей­то нет, а дырки остались, – ответил сын.»
Ответь на вопрос: Почему сын плакал?
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 2. Представьте ситуацию, в которую вы попали:
«Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель
объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь
рассмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую
ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может!
Пятерка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на
«четыре», а то и вовсе на «три».
­Как вы поступите?
o никому ничего не скажете;
o обязательно скажете;
o если скажете, то когда: непременно при всем классе;
o наедине одному учителю?
Какое чувство заставит вас признаться? ________________________
ЗАДАНИЕ 3. 1. Выберите утверждение, которое вы считаете верным.
o В мире нет ни Добра, ни Совести.
o А есть ли в мире Добро и Совесть!?
o Нет, все­таки в мире есть Добро и Совесть.
o В мире есть Добро и Совесть.
o Добро и Совесть правят миром!
o
2.Игра «Собери пословицу»
В ком стыд,
Как ни мудри,
Совесть без зубов
а совести не перемудришь.
его дома не было
в том и совесть
загрызёт
Когда совесть раздавали,
Задание 4.
определения:
Прочитай текст учебника, найди и выпиши следующие

СТЫД ­ ________________________________________________
_______________________________________________________
ВИНА ­ _________________________________________________
_______________________________________________________
Задание 5. Что может вызвать у человека чувство стыда?
а) невыполненное обещание;
б) верны все варианты;
в) обман;
г) ссора;
д) твой вариант ответа _________________________________
Задание 6. Чтобы избавиться от чувства вины надо:
а) почитать интересную книгу;
б) найти нового друга;
в) забыть о плохом поступке;
г) извиниться перед тем, кого обидел.
Задание 7. Подбери две­три пословицы, в которых бы говорилось о стыде и
вине, запиши их в тетрадь.
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
___________________________________________

Урок 22. Честь и достоинство

Задание 1. Прочти стихотворение
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек. (Р. Киплинг.)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы гордится этим званием
Человек_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочти цитаты. Как ты их понимаешь?
Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.
Марк Аврелий
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Можно быть честным человеком, не будучи великим; но нельзя быть великим
человеком, не будучи честным. Из «Энциклопедии афоризмов»
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 3. Прочтите небольшой отрывок из сборника «Всемирное
остроумие» и подумайте, влияют события и обстоятельства на наше
поведение, на наши принципы?
Честный и благородный спартанец
Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один
покупатель спросил у пленника, которого собирался купить:
- Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком?
- Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил
спартанец.

УРОК 23. Совесть.
Задание 1. Читаем стихотворение «ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ»
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?__________________________________
Задание 2. Как ты поступишь в данной ситуации?
­Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и
__________________________________________________________________
­Ты нечаянно толкнул одноклассника__________________________________
­Тебе кто – то случайно наступили на ногу. Тебе больно_________________________
­Тебя посадили за парту с тем, кто тебе не симпатичен__________________
­Ты, идя по классу, смахнул тетрадь и другие вещи. Что ты будешь делать?
________________________________________________________________
­Ты услышал, как тебя обозвали_______________________________________
­Леша, Рома долго болеют, ты_______________________________________
Задание 3.Заглянем в кладезь мудрости. Подберите нужное выражение
1 Поступать вопреки своим убеждениям на совесть
2. Жить честно, справедливо против совести
3 Делать что­либо хорошо без зазрения совести
4. Жить спокойно, без угрызения совести по совести
ЗАДАНИЕ 4.
Попробуй изобразить совесть в виде какого­нибудь символа.

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме - «Россия - наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

  1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
  2. Семья - исток нравственных отношений.
  3. Семейные ценности и ценности родства.
  4. Семейные праздники - форма исторической памяти.
  5. Нравственность в культурах народов мира.
  6. Русский богатырь - образец нравственности.
  7. Кодекс чести дворянина.
  8. Леди и джентльмен.
  9. Государство и мораль гражданина.
  10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
  11. Моральный кодекс защитника Отечества.
  12. Интеллигентность.
  13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
  14. Нравственность в наше время.
  15. Творческие задания для учеников.
  16. Подведение итогов.

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

  1. Понятие добра и зла.
  2. Что такое долг и совесть?
  3. Достоинство и честь в современном мире.
  4. Что такое счастье и в чем заключается смысл жизни?
  5. Высшие нравственные ценности.
  6. Идеалы
  7. Моральные принципы.
  8. Как создается моральный кодекс в школе.
  9. Этикет и моральные нормы.
  10. Диалог: «Школьная форма - за и против». Этикет соответствующих нарядов.
  11. Является ли образование нравственной нормой?
  12. Методы нравственного самосовершенствования.

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

  • «Что такое православие и как я его понимаю?».
  • «Как я понимаю ислам/буддизм/иудаизм?» (на выбор).
  • «Что такое светская этика?».
  • «В чем состоит значение религии для человека и общества?».
  • «Памятники духовной культуры в моем городе/селе».
  • «Мое отношение к миру/людям/России» (на выбор).
  • «Герои России».
  • «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства».

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или "религиозный".

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать - что можно, а что нельзя.

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
  2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  3. Этика - это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой - обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль - ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика - это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Вопрос нравственности

Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет - соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.