Delphi имеет стандартный объект для доступа к принтеру - TPRINTER, находящийся в модуле PRINTERS. В этом модуле имеется переменная Printer:Tpinter, что избавляет от необходимости описывать свою. Он позволяет выводить данные на печать и управлять процессом печати. Правда, в некоторых версиях Delphi 1 он имеет "глюк" - не работают функции Draw и StrethDraw. Но эта проблема поправима - можно использовать функции API. Далее приведены основные поля и методы объекта Printers:
СВОЙСТВА
МЕТОДЫ
Особенности работы с TPrinter
Определение параметров принтера через API
Для определения информации о принтере (плоттере, экране) необходимо знать Handle этого принтера, а его можно узнать объекта TPrinter - Printer.Handle.
GetDevice(Handle:HDC; Index:integer):integer; |
Index - код параметра, который необходимо вернуть.
Для Index существует ряд констант:
Кроме перечисленных еще около сотни, они позволяют узнать о принтере практически все. Параметры, возвращаемые по LogPixelX и LogPixelY очень важны - они позволяют произвести пересчет координат из миллиметров в пиксели для текущего разрешения принтера.
Пример таких функций:
Данную методику можно с успехом применять для печати картинок - зная размер картинки можно пересчитать ее размеры в пикселах для текущего разрешения принтера, масштабировать, и затем уже распечатать. Иначе на матричном принтере (180 dpi) картинка будет огромной, а на качественном струйнике (720 dpi) - микроскопической.
Я производил печать следующим образом:
procedure TForm6.SpeedButton1Click(Sender: TObject); var PRect: Trect; PBitMap: TBitmap; begin PBitmap:=TBitMap.Create; PBitmap.LoadFromFile("C:\1.bmp"); with PRect do begin left:=0; top:=0; right:=Printer.PageWidth; Bottom:=Printer.PageHeight; end ; with printer do begin BeginDoc; font.name :="Times New Roman"; Canvas.StretchDraw(PRect,Bitmap); EndDoc; end ; PBitmap.Free; end ; |
Delphi: заметки программиста. Часть 2 | Программирование | КомпьютерПресс 5"2001
примеры к данной статье скачать
Объект Printer автоматически создается в случае, если в программе указана ссылка на модуль Printers. Этот объект предоставляет программисту все необходимое для того, чтобы научить приложение выводить данные на один из подключенных к компьютеру принтеров.
Вывод на принтер в Windows ничем не отличается от вывода на экран: в распоряжение программиста предоставляется свойство Canvas объекта Printer, содержащее набор чертежных инструментов, и методы, свойственные классу TCanvas. Размер листа бумаги в пикселах определяют свойства Height и Width, а набор принтерных шрифтов – свойство Fonts.
Существует множество способов печати текста на принтере. Прежде всего следует назвать глобальную процедуру AssignPrn (она определена в модуле Printers), позволяющую использовать принтер как текстовый файл и печатать текстовые строки с помощью процедуры WriteLn. В листинге 1 (PrintText.dpr) приведен полный текст модуля, на форме которого расположены многострочный текстовый редактор Memo1 и четыре кнопки: для выбора текстового файла и ввода его содержимого в редактор, для выбора нужного шрифта отображения/печати документа, для инициации процесса печати и для завершения работы программы.
Описанный способ печати - самый примитивный: с его помощью невозможно вывести линии, разделяющие колонки или строки, трудно форматировать текст, вставлять заголовки, номера страниц и т.д.
Значительно более гибкие средства обеспечивает свойство Printer.Canvas. Покажем, как с его помощью можно напечатать текст, содержащийся в редакторе Memo1 (PrintText.dpr , листинг 2):
Как можно увидеть, прямое обращение к чертежным инструментам свойства Canvas требует от программиста значительно бо льших усилий, но зато предоставляет ему полный контроль над печатным изображением.
Во многих случаях для печати документа и внесения в него элементарных средств форматирования (печать общего заголовка, заголовка на каждой странице, номеров страниц и т.п.) проще использовать специальные компоненты, расположенные на странице QReport палитры компонентов Delphi. Эти компоненты разработаны для создания отчетов по базам данных, но могут с успехом использоваться и для печати обычных документов (PrintText.dpr).
Наконец, очень хороших результатов можно достичь, используя специализированные средства просмотра/печати документов, как, например, текстовый процессор MS Word.
Печать изображений может показаться очень сложным делом, однако свойство Printer.Canvas содержит метод:
procedure StretchDraw(const Rect: TRect; Graphic: TGraphic);который легко справляется с этой задачей. При обращении к нему в качестве первого параметра указывается прямоугольная область, отводимая на поверхности листа для распечатки изображения, а в качестве второго - объект класса TGraphic, в котором хранится изображение, например:
with Printer do begin BeginDoc; Canvas.StretchDraw(Canvas.ClipRect, Image1.Picture.Graphic); EndDoc; end;Для работы с файлом динамической подкачки страниц виртуальной памяти в Windows 32 используется механизм отображения файлов в адресное пространство приложения. Соответствующие функции API доступны любому приложению и могут применяться к любому файлу (кстати, таким способом загружаются в адресное пространство процесса исполняемые файлы и DLL). В результате отображения приложение может работать с файловыми данными как с размещенными в динамической памяти. В большинстве случаев такая возможность не только повышает скорость работы с данными, но и предоставляет программисту уникальные средства обработки сразу всех записей файла. Например, он может с помощью единственного оператора проверить, входит ли заданный образец поиска в какую-либо строку текстового файла.
Отображение файла осуществляется в три приема. Вначале файл создается обращением к функции:
function FileCreate (FileName: String ): Integer;или открывается с помощью:
function FileOpen (const FileName: String ; Mode: LongWord): Integer;В обеих функциях FileName - имя файла, возможно, с маршрутом доступа. Параметр Mode определяет режим доступа к файлу и может принимать одно из следующих значений: fmOpenRead - только чтение; fmOpenWrite - только запись; fmOpenReadWrite - чтение и запись. С помощью операции or эти константы можно комбинировать с одной из следующих нескольких функций, регулирующих совместный доступ к файлу: fmShareExclusive - совместный доступ запрещен; fmShareDenyWrite - другим приложениям запрещается запись; fmShareDenyRead - другим приложениям запрещается чтение; fmSchareDenyNone - совместный доступ неограничен. Обе функции возвращают дескриптор созданного (открытого) файла или 0, если операция оказалась неудачной.
На втором этапе создается объект отображения в память. Для этого используется функция:
function CreateFileMapping (hFile: THandle; lpFileMappingAttributes: PSecurityAttributes; flProtect, dwMaximumSizeHigh, dwMaximumSizeLow: DWord; lpName: PChar): THandle;Здесь hFile - дескриптор файла; lpFileMappingAttributes - указатель на структуру, в которой определяется, может ли создаваемый объект порождать дочерние объекты (обычно не может - NIL ); flProtect - определяет тип защиты, применяемый к окну отображения файла (см. об этом ниже); dwMaximumSizeHigh, dwMaximumSizeLow - соответственно старшие и младшие 32 разряда числа, содержащего размер файла (если вы будете отображать файлы длиной до 4 Гбайт, поместите в dwMaximumSizeHigh 0, если в dwMaximumSizeLow - длину файла; а если оба параметра равны 0, то размер окна отображения равен размеру файла); lpName - имя объекта отображения или NIL .
Параметр flProtect задает тип защиты, применяемый к окну просмотра файла, и может иметь одно из следующих значений: PAGE_READONLY - файл можно только читать (файл должен быть создан или открыт в режиме fmOpenRead); PAGE_READWRITE - файл можно читать и записывать в него новые данные (файл открывается в режиме fmOpenReadWrite); PAGE_WRITECOPY - файл открыт для записи и чтения, однако обновленные данные сохраняются в отдельной защищенной области памяти (отображенные файлы могут разделяться приложениями, в этом режиме каждое приложение сохраняет изменения в отдельной области памяти или участке файла подкачки); файл открывается в режиме fmOpenReadWrite или fmOpenWrite; (этот тип защиты нельзя использовать в Windows 95/98). С помощью операции or к параметру flProtect можно присоединить такие атрибуты: SEC_COMMIT - выделяет для отображения физическую память или участок файла подкачки; SEC_IMAGE - информация об атрибутах отображения берется из образа файла; SEC_NOCASHE - отображаемые данные не кэшируются и записываются непосредственно на диск; SEC_RESERVE - резервируются страницы раздела без выделения физической памяти.
Функция возвращает дескриптор объекта отображения или 0, если обращение было неудачным.
Наконец, на третьем этапе создается окно просмотра, то есть собственно отображение данных в адресное пространство программы.
function MapViewOfFile(hFileMappingObject: THandle;dwDesiresAccess: DWord; dwFileOffsetHigh, dwFileIffsetLow, dwNumberOfBytesToMap: DWord): Pointer;
Здесь hFileMappingObject - дескриптор объекта отображения; dwDesiresAccess - определяет способ доступа к данным и может иметь одно из следующих значений: FILE_MAP_WRITE - разрешает чтение и запись (при этом в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_READWRITE); FILE_MAP_READ - разрешает только чтение (в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_READONLY или PAGE_READWRITE); FILE_MAP_ALL_ACCESS - то же, что и FILE_MAP_WRITE; FILE_MAP_COPY - данные доступны для записи и чтения, однако обновленные данные сохраняются в отдельной защищенной области памяти (в функции CreateFileMapping должен использоваться атрибут PAGE_WRITECOPY); dwFileOffsetHigh, dwFileIffsetLow - определяют соответственно старшие и младшие разряды смещения от начала файла, начиная с которого осуществляется отображение; dwNumberOfBytesToMap - определяет длину окна отображения (0 - длина равна длине файла). Функция возвращает указатель на первый байт отображенных данных или NIL , если обращение к функции оказалось безуспешным.
После использования отображенных данных ресурсы окна отображения нужно освободить функцией:
function UnMapViewOfFile(lpBaseAddress: Pointer): BOOL;единственный параметр обращения к которой должен содержать адрес первого отображенного байта, то есть адрес, возвращаемый функцией MapViewOfFile. Закрытие объекта отображения и самого файла осуществляется обращением к функции:
function CloseHandle(hObject: THandle).В листинге 3 приводится текст модуля (FileInMemory.dpr), который создает окно.
Проект создает дисковый файл, состоящий из 100 тыс. случайных вещественных чисел (можно выбрать другую длину файла, если изменить значение редактора Длина массива). Файл с именем test.dat создается путем отображения файла в память (кнопка Память ) и традиционным способом (кнопка Файл ). В обоих случаях показывается время счета. Чем больше частота процессора и объем свободной оперативной памяти, тем больше будет разница во времени (листинг 3).
Компонент Timer (таймер) служит для отсчета интервалов реального времени. Его свойство Interval определяет интервал временив миллисекундах, который должен пройти от включения таймера до наступления события OnTimer. Таймер включается при установке значения True в его свойство Enabled. Единожды включенный таймер все время будет возбуждать события OnTimer до тех пор, пока его свойство Enabled не примет значения False.
Следует учесть, что в силу специфики реализации стандартного аппаратного таймера IBM-совместимого компьютера минимальный реально достижимый интервал отсчета времени не может быть меньше 55 мс (этот интервал называется тиком ), более того, любой интервал времени, отсчитываемый с помощью таймера, всегда кратен 55 мс. Чтобы убедиться в этом, проведите эксперимент, в котором подсчитывается среднее время между двумя срабатываниями таймера (Timer.dpr):
Необходимость нескольких (MaxCount) срабатываний для точного усреднения результата связана с тем, что системные часы обновляются каждые 55 мс. После запуска программы и ввода 1 как требуемого периода срабатывания в редакторе mmOutput вы увидите строку
Задано 1 ms. Получено 55 ms.
в которой указывается, какое реальное время разделяет два соседних события OnTimer. Если вы установите период таймера в диапазоне от 56 до 110 мс, в строке будет указано 110 ms и т.д. (в силу дискретности обновления системных часов результаты могут несколько отличаться в ту или иную сторону).
В ряде практически важных областей применения (при разработке игр, в системах реального времени для управления внешними устройствам и т.п.) интервал 55 мс может оказаться слишком велик. Современный ПК имеет мультимедийный таймер, период срабатывания которого может быть от 1 мс и выше, однако этот таймер не имеет компонентного воплощения, поэтому для доступа к нему приходится использовать функции API.
Общая схема его использования такова. Сначала готовится процедура обратного вызова (call back) с заголовком:
procedure TimeProc(uID, uMsg: UINT; dwUser, dw1, dw2: DWORD); stdcall ;Здесь uID - идентификатор события таймера (см. об этом ниже); uMsg - не используется; dwUser - произвольное число, передаваемое процедуре в момент срабатывания таймера; dw1, dw2 - не используются.
Запуск таймера реализуется функцией:
function timeSetEvent(uDelay, uResolution: UINT; lpTimeProc: Pointer; dwUser: DWORD; fuEvent: UINT): UINT; stdcall ; external "winmm.dll";Здесь uDelay - необходимый период срабатывания таймера (в мс); uResolution - разрешение таймера (значение 0 означает, что события срабатывания таймера будут возникать с максимально возможной частотой; в целях снижения нагрузки на систему вы можете увеличить это значение); lpTimeProc - адрес процедуры обратного вызова; dwUser - произвольное число, которое передается процедуре обратного вызова и которым программист может распоряжаться по своему усмотрению; fuEvent - параметр, управляющий периодичностью возникновения события таймера: TIME_ONESHOT (0) - событие возникает только один раз через uDelay миллисекунд; TIME_PERIODIC (1) - события возникают периодически каждые uDelay мс. При успешном обращении функция возвращает идентификатор события таймера и 0, если обращение было ошибочным.
Таймер останавливается, и связанные с ним системные ресурсы освобождаются функцией:
function timeKillEvent(uID: UINT): UINT; stdcall ; external "winmm.dll";Здесь uID - идентификатор события таймера, полученный с помощью timeSetEvent.
В следующем примере (Timer.dpr) иллюстрируется использование мультимедийного таймера (листинг 5).
В этой статье я постараюсь рассказать Вам о самых удобных и распространенных способах печати текстов и изображений из Ваших приложений. Печать используется в приложениях не так часто, вот и возникают различные вопросы по этому поводу. Иногда бывает необходимо "вывести на принтер" график получившейся функции или отчет о деятельности фирмы и т.д. Прочитав эту статью Вы освоите все самое необходимое для печати данных из Ваших приложений.
Итак, начнем рассмотрение этих способов.
Здесь мы будем использовать простейшие функции ввода/вывода в файл, только свяжем выходной поток не с файлом, а с принтером. Рассмотрим пример печати текста, содержащегося в компоненте TEdit:
Var P:TextFile;
begin
AssignPrn(P);
Rewrite(P);
Writeln(P, Edit1.text);
CloseFile(P);
End;
Здесь мы объявляем переменную P типа TextFile. Процедура AssignPrn является разновидностью процедуры Assign. Она настраивает переменную P на порт принтера и позволяет работать с ним как с файлом. Rewrite открывает порт для работы, а WriteLn - выводит информацию на печать. Важно закрыть порт принтера командой CloseFile!!!
Этот способ можно использовать для распечатки строк списка или каких-нибудь других данных, по мере их поступления в программу.
Если Вы пытались попробовать распечатать тексты из Вашего приложения, то, наверно, Вам известно, что компонент TRichEdit имеет метод Print, позволяющий печатать текст, хранящийся в этом компоненте. Этот метод имеет только один параметр - строку, которая при просмотре в Windows очереди печатаемых заданий является именем задания. Приведу пример использования (хотя он очевиден:)
RichEdit1.Print("Print of our RichEdit1");
Следует заметить, что печать воспроизводит все особенности форматирования текста, так же происходит автоматический перенос строк и разбиение текста на страницы. При этом длина строк ни как не связана с размерами компонента RichEdit.
В Дельфи имеется класс печатающих объектов TPprinter, который обеспечивает печать текстов, изображений и других объектов, расположенных на его канве (Canvas).
Модуль Дельфи Printers, содержит переменную Printer, которая является объектов типа TPrinter. Поэтому для использования этой переменной в Ваших программах, надо подключить модуль Printers в оператор Uses (к сожалению автоматически этого не делается)
Рассмотрим подробнее некоторые свойства и методы объекта TPrinter:
Свойство, метод | Описание |
Canvas | Канва - место в памяти, в котором формируется страница или документ перед печатью. |
TextOut | Метод канвы, позволяющий посылать в нее текст |
BeginDoc | Используется для начала задания печати |
EndDoc | Используется для завершения задания печати. При этом печать начинается только после вызова этого метода! |
PageHeight | Возвращает высоту страницы в пикселах |
NewPage | Принудительно начинает новую страницу |
PageNumber | Возвращает номер печатаемой страницы |
Приведу два примера печати с помощью объекта TPrinter текста и изображения.
Печать текста можно осуществить так:
Printer.BeginDoc;
Printer.Canvas.TextOut(10,10,"Печатаем с помощью
объекта Printer");
Printer.EndDoc;
Если Вы хотите напечатать изображение,
находящееся, например, в компоненте Image1,
то код может быть таким: Printer.BeginDoc;
with Image1.Picture.Bitmap do
Printer.Canvas.CopyRect(Rect(0,0,Height,Width),Canvas,Rect(0,0,Height,Width));
Printer.EndDoc;
Казалось и бы и здесь все просто, но у объекта Printer есть существенный недостаток: он не производит автоматическое разбиение на строки и страницы, поэтому печатать длинные тексты предпочтительнее с помощью компонента RichEdit или Memo.
У форм в Delphi есть метод Print, который печатает всю клиентскую область формы. При этом полоса заголовка и полоса главного меню формы не печатаются.
Свойство PrintScale определяет опции масштабирования изображения формы при печати:
На этом мы заканчиваем обзор способов печати данных из Ваших приложений. Надеюсь, что еще одним вопросом у Вас стало меньше:))
Глава 9
Печать документов
Многие разработчики сталкиваются с необходимостью организации печати из приложения текстовых документов или графики. Среда разработки Delphi предоставляет для решения этой задачи достаточно простой в использовании и эффективный инструментарий.
Механизм печати содержится в специальном модуле printers. раs. Достаточно добавить его в секцию uses приложения и ваша программа готова к взаимодействию с принтером. Для организации печати в исходном коде применяется класс Tprinter, свойства и методы которого обеспечивают доступ к принтерам, установленным в системе.
При помощи этого класса программист может распечатывать в своем приложении не только тексты, но и растровые изображения и графические элементы.
Настроить принтер можно при помощи специального компонента в составе VCL - стандартного системного диалога настройки принтера
TPrinterSetupDialog.
В этой главе рассматриваются следующие вопросы:
Класс TPrinter
Каждое приложение, в котором используется принтер, должно содержать в секции uses модуль printers. Если ссылка на данный модуль имеется, то при выполнении приложения автоматически создается экземпляр класса Tprinter, предоставляющий программисту все необходимые средства для организации вывода данных на один из подключенных к компьютеру принтеров. Рассмотрим свойства и методы класса Tprinter.
Таблица 9.1. Свойства и методы класса Tрrinter
Объявление |
Описание |
property Aborted: Boolean; |
Определяет, было ли задание на печать удалено пользователем. Если задание удалено - возвращает значение True |
property Canvas: TCanvas ; |
Канва принтера (см. главу 8). Предоставляет пользователю возможность определить значения свойств Brush, Font и Pen для печати графики на принтере |
TPrinterCapability = (pcCopies, pcOrienta-tion, pcCollation); TPrinterCapabilities = set of TPrinterCapability; |
Содержит текущие установки драйвера принтера: PcCopies - количество копий; PcOrientation - ориентация листа; |
property Copies: Integer; |
Указывает требуемое количество копий документа |
property Fonts: TStrings ; |
Содержит список имен всех шрифтов, поддерживаемых текущим принтером |
property Handle: HDC; |
Контекст устройства. Применяется при вызове из программы функций Windows API |
TPrinterOrientation = (poPortrait, poLand-scape) ; |
Определяет ориентацию листа бумаги: PoPortrait - вертикальная; |
property Orientation: TPrinterOrientation; |
PoLandscape - горизонтальная |
property PageHeight: Integer; |
Содержит высоту страницы в пикселах |
property PageNuinber: Integer; |
Содержит номер текущей страницы |
property PageWidth: Integer; |
Возвращает значение ширины страницы в пикселах |
property Printerlndex: Integer; |
Индекс имени текущего принтера в списке Printers |
property Printers: TStrings; |
Содержит список установленных в системе принтеров |
property Printing: Boolean; |
Имеет значение True до тех пор, пока продолжается процесс печати |
property Title: String; |
Строка, идентифицирующая печатаемый документ в окне состояния текущего принтера |
property Capabilities: TPrinterCapabilities; |
PcCollation - включен или нет параметр разбора по копиям |
procedure Abort; |
Метод прерывает процесс печати, и принтер приступает к обработке следующего задания. При этом значение свойства Aborted устанавливается равным True |
procedure BeginDoc; |
Начинает выполнение нового задания печати |
procedure EndDoc; |
Завершает печать документа, очищает буфер принтера и, если необходимо, прокручивает последнюю страницу. Этот метод не следует вызывать, если печать была прервана методом Abort |
procedure NewPage; |
Инициализирует печать с новой страницы. Значение свойства PageNumber при этом увеличивается на единицу |
Обращаем внимание читателя на то, что большинство свойств (Fonts, Handle, PageWidth, PageHeight, Aborted, Printing, Capabilities И Др.) доступны только для чтения.
Для создания и обращения к экземпляру класса TPrinter используется объявленная В Модуле Printers функция
function Printer: TPrinter;
Она возвращает указатель на созданный экземпляр класса.
Как видно из таблицы 9.1, класс TPrinter не только обеспечивает доступ к параметрам текущего принтера, но и создает индексированный список printers имен всех доступных принтеров системы. Любой принтер из списка можно сделать активным при помощи свойства printerindex.
Управление печатью осуществляется описанными в таблице методами Abort, BeginDoc, EndDoc И NewPage. Очень важную роль играет свойство canvas, представляющее собой канву принтера (см. главу 8). С ее помощью принтер можно использовать для рисования или вывода текстов так же, как и формы или любые другие компоненты, имеющие канву.
Печать текстов
С точки зрения программиста простейший способ печати текстов из приложений Delphi не изменился со времен ранних версий Turbo Pascal. Для печати используются процедуры write и writein, которым в качестве устройства вывода назначается принтер.
Решим простейшую задачу - напечатаем на принтере сакраментальную фразу “Hello, printer!” (что поделать - традиция). Для этого создадим консольное приложение (пункт меню File/New ) и добавим следующий исходный код (не забудьте о необходимости добавить в секцию uses модуль Printers):
program Project1;
{$APPTYPE CONSOLE} uses SysUtils, Printers;
var FPrint: TextFile;
AssignPrnfFPrint);
Rewrite(FPrint);
Writeln(FPrint,"Hello Printer!");
CloseFile(FPrint);
Процедура Assignprn из модуля printers связывает текстовую файловую переменную с текущим принтером системы и создает буфер вывода в памяти. Оператор Rewrite открывает устройство вывода. Процедура Writein осуществляет печать строки и переводит позицию печати на новую строку (процедура write в отличие от Writein переход на новую строку не делает). И наконец, процедура CloseFile завершает печать и разрывает связь файловой переменной и принтера (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Главная форма проекта DemoPrint
Подробнее об использовании файловых переменных и процедур ввода/вывода рассказывается в главе 6.
В одном операторе write или writein можно вывести несколько значений разных типов - целые числа, переменные с плавающей точкой и т. д. Для этого значения или переменные разделяются запятыми.
Кроме этого, в составе переменных вывода могут быть текстовые строки объектов TSrings И TStringList.
В качестве примера рассмотрим небольшой проект DemoPrint. В нем при помощи диалога открытия файла выбирается нужный файл. В зависимости от состояния группы переключателей RadioGrp, вывод файла направляется на экран в компонент тмето или непосредственно на принтер.
При щелчке на кнопке printBtn содержимое компонента тмето выводится на принтер (листинг 9.1.).
Листинг 9.1. Секция implementation модуля главной формы проекта DemoPrint
implementation uses printers;
procedure TMainForm.DirectPrint;
var FileTxt, PrintTxt: TextFile;
TempStr: String;
AssignFile(FileTxt, OpenDlg.FileName);
AssignPrn(PrintTxt);
Rewrite(PrintTxt);
while Not EOF(FileTxt) do
begin Readin(FileTxt, TempStr);
Writein(PrintTxt, TempStr)
CloseFile(FileTxt);
CloseFile(PrintTxt);
procedure TMainForm.OpenBtnClick(Sender: TObject);
if Not OpenDIg.Execute then Exit;
if RadioGrp.Itemlndex = 0
then Memol.Lines.LoadFromFile(OpenDIg.FileName)
else DirectPrint;
var PrintTxt: TextFile;
AssignPrn(PrintTxt);
Rewrite(PrintTxt);
for i :=0 to Memol.Lines.Count -1 do Writeln(PrintTxt, Memol.Lines[i]);
CloseFile(PrintTxt);
procedure TMainForrn.RadioGrpClick (Sender: TObject);
begin PrintBtn.Enabled := RadioGrp.Itemlndex = 0;
Процедура DirectPrint обеспечивает прямой вывод текстового файла на принтер. Для этого две файловые переменные связываются с выбранным файлом и принтером. Прочитанная из файла строка сразу же отправляется на принтер.
Метод-обработчик PrintBtnClick обеспечивает вывод на печать строк из компонента ТМето. Для этого каждая строка из индексированного списка строк (свойство Lines) печатается процедурой writein. Файловая переменная Fprint настроена на текущий принтер.
Метод-обработчик RadioGrpciick обеспечивает отключение кнопки печати файла при переключении устройства вывода на принтер.
Для управления печатью можно использовать следующие управляющие символы:
Write(FPrint, "После этой строки произойдет переход на новую строку", #10, #13);
Writein (FPrint, "После этой строки включится прогон страницы",^L);
При печати текстового файла по умолчанию используется шрифт System размером 10. Для изменения параметров шрифта (в том числе и во время печати) используется свойство canvas объекта printer. Это может выглядеть так:
with Printer.Canvas.Font do
Печать графики
При печати графики используется свойство canvas типа TCanvas экземпляра класса Tprinter из модуля printers. Класс канвы обладает богатым набором возможностей по отображению разнообразных графических элементов и растровых изображений. Подробно свойства и методы канвы обсуждаются в главе 8, поэтому заинтересованный читатель может обратиться к ней, а здесь мы остановимся только на особенностях печати графики.
Особенности реализации процесса передачи графики из канвы на принтер скрыты от разработчика. Для обеспечения печати необходимо выполнить следующую последовательность действий:
Обратите внимание, что обращение к канве принтера выполняется только после начала печати. Иначе возникает ошибка времени выполнения.
При переносе содержимого канвы на лист бумаги вид напечатанной копии сильно зависит от параметров принтера. Поэтому перед печатью желательно проверять размер изображения и при необходимости проводить его масштабирование. Оно выполняется не только при слишком больших картинках, но и при необходимости увеличить небольшое изображение до размеров листа.
Размер листа бумаги для текущего принтера определяется свойствами PageHeight и PageWidth класса TPrinter.
Кроме этого, качество представления графики (разрешение) для экрана и принтера могут существенно различаться. Текущее разрешение принтера можно узнать при помощи функции Windows API GetDeviceCaps, которая возвращает значения масштаба по горизонтали и вертикали, соответствующих числу логических пикселов на дюйм для используемого по умолчанию принтера.
Примеры реализации программного кода для печати графики приведены ниже.
Печать растровых изображений
Для печати растрового изображения необходимо загрузить его в экземпляр класса TBitmap или его наследника. Проще всего использовать в приложении компонент Timage или созданный самостоятельно объект типа TBitmap. Затем изображение передается на канву принтера при помощи стандартных методов и класс TPrinter обеспечивает его печать.
Например, печать изображения в центре страницы без изменения масштаба может быть реализована так:
procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject);
with Printer, Imagel do
if (Picture.Width > PageWidth) or(Picture.Height > PageHeight) then begin
ShowMessage("Изображение больше страницы");
Canvas.Draw((PageWidth - Picture.Width) div 2,(PageHeight - Picture.Height) div 2, Picture.Bitmap);
Если изображение помещается на страницу, то метод Canvas. Draw обеспечивает вывод изображения по центру страницы.
Для непропорционального масштабирования изображения по размерам страницы можно сделать так:
var ImageRect: TRect;
with Printer, Imagel do
ImageRect.Top:= 0;
ImageRect.Left:= 0;
ImageRect.Right:- PageWidth;
ImageRect.Bottom:= PageHeight;
Canvas.StretchDraw(ImageRect, Picture.Bitmap);
В этом случае всю работу по масштабированию выполняет метод StretchDraw канвы, который изменяет размеры изображения в соответствии с размерами прямоугольника ImageRect.
Для пропорционального масштабирования необходимо провести элементарные вычисления по расчету размеров сторон прямоугольника. Исчерпывающий пример есть в поставке Delphi: папка heip\examples\jpeg.
Печать графических примитивов
Печатать произвольные графические фигуры и текст как графику можно и без создания растровых изображений, а непосредственно с использованием возможностей свойства Canvas объекта printer.
procedure TFormI.ButtonlClick(Sender: TObject);
Printer.BeginDoc;
with Printer.Canvas do begin Pen.Color:= clBlack;
Brush.Color:= clBlue;
Brush.Style:= bsCross;
R:= Rect(10, 10, 160, 160);
Ellipse(R.Left, R.Top, R.Right, R.Bottom);
P:= Point(60, 180);
TextOut (P.X, P.Y, "Ellipse");
При выполнении данного кода на принтере должен напечататься круг с подписью "Ellipse" под ним. Обратите внимание, что в этом случае текст под рисунком печатается при помощи графических средств.
Свойство canvas класса TPrinter позволяет реализовывать еще одну интересную возможность: содержимое канвы формы или другого визуального компонента можно распечатать без особых хлопот.
Предположим, что при визуализации формы на ее канве отображается некий геометрический рисунок.
Рис. 9.2. Геометрический рисунок на канве формы
Для его создания используются свойства и методы класса TCanvas. В приложении DemoPrintCanvas (рис. 9.2) для создания рисунка используется метод-обработчик OnPaint.
Чтобы направить этот рисунок на печать, достаточно скопировать прямоугольник нужного размера из канвы формы в канву принтера. В листинге 9.2. это делается в методе-обработчике printBtnclick при помощи метода CopyRect.
Листинг 9.2 Секция implementation модуля главной формы проекта DemoPrintCanvas
procedure TMainForm.FormPaint(Sender: TObject);
begin with Canvas do begin Pen.Color:= clBlack;
Brush.Color:= clWhite;
Brush.Style:= bsClear;
Ellipse(10, 10, 160, 160);
Brush.Color := clRed;
Ellipse(60, 60, 110, 110);
Brush.Color := clBlue;
Brush.Style := bsFDiagonal;
Ellipse(17, 35, 153, 75);
Brush.Color := clBlue;
Brush.Style:= bsBDiagonal;
Ellipse; 16, 85, 154, 135);
Text0ut(50, 180, "Нечто");
procedure TMainForm.PrintBtnClick(Sender: TObject);
var ImageRect: TRect;
begin ImageRect := Rect(10, 10, 160 , 200);
with Printer do begin BeginDoc;
Canvas.CopyRect(ImageRect, MainForm.Canvas, ImageRect);
Печать формы и элементов управления
В данном пункте мы освоим полезную и в то же время простую операцию,
позволяющую напечатать форму в том виде, как она выглядит на экране.
Для ее реализации следует вызвать метод print формы. При этом включать в секцию uses модуль printers не нужно.
Метод класса TForm
procedure Print;
работает следующим образом. Он копирует клиентскую область текущего окна во внеэкранное растровое изображение, а затем печатает его с помощью функции Windows API stretchDiBits. Для управления режимом масштабируемой копии используется свойство
type TPrintScale = (poNone, poProportional, poPrintToFit) ;
property PrintScale: TPrintScale;
Значения свойства имеют такой смысл:
Есть и другой путь печати как форм, так и любых других элементов управления - наследников класса TwinControl. У всех оконных элементов управления есть метод paintTo, позволяющий отрисовывать "себя" на любой канве. В нашем случае это канва принтера.
Контроль ошибок печати
Для повышения надежности приложений при работе с принтером применяется специальный класс исключительной ситуации EPrinter, происходящий непосредственно от базовой исключительной ситуации Exception. Поэтому класс EPrinter обладает стандартным набором свойств и методов (см. главу 4).
Применяется он также стандартным образом, внутри блока try ... except:
with Printer do try
Canvas.TextOut(100, 100, "SomeTexf);
on E: EPrinter do ShowMessage("Ошибка печати");
Резюме
В данной главе рассмотрены вопросы, связанные с организацией вывода на печать текстов, списков строк, форм, растровых изображений и произвольных графических объектов. Определяющую роль в этих процессах играет модуль printers, описывающий класс TPrinter. Экземпляр класса доступен разработчику через функцию Printer.
Печать текстов основана на хорошо известных процедурах ввода/вывода, перед использованием которых необходимо связать файловую переменную с текущим принтером при помощи метода Assignprn.
Печать графики основывается на использовании возможностей класса TCanvas, доступного в объекте типа TPrinter через свойство Canvas.
При изучении этой главы полезно вспомнить материал следующих глав:
Печать сейчас широко используется в приложениях Delphi, когда нужно напечатать текст, изображение и т.д. Большинство приложений Windows поддерживают возможность печати. В Delphi есть несколько способов печати, в зависимости от качества, которого Вы хотите достичь.
В Delphi у формы Form имеется функция Print , которая может выводить на печать форму.
Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Form1.Print; end;
Также Вы можете использовать свойство PrintScale , которое изменяет масштаб печатаемого объекта. Это свойство содержит три опции:
При этом получается не самое высокое качество печати.
Функция Print имеется также у компонента TRichEdit .
Procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin RichEdit1.Print("Имя документа"); end;
Как видите, здесь функция Print получает один строковой параметр, который будет отображаться в очереди печати как имя документа.
Также можно использовать функцию API ShellExecute для печати текстового документа.
Uses { … } ShellApi { … } procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject); begin ShellExecute(Handle, "Print", "C:\Test.txt", nil, nil, SW_Hide); end;
При этом открывается приложение, которое ассоциировано с файлом. В моем случае это Блокнот.
В Delphi имеется два диалоговых окна для печати: диалоговое окно при помощи компонента TPrintDialog и при помощи диалогового окна установок принтера TPrinterSetupDialog .
Компонент диалогового окна TPrintDialog Вы можете использовать непосредственно перед началом печати. Компонент TPrintDialog имеет свои свойства и метода, которые Вы сможете найти в справке по Delphi. Диалоговое окно вызывается конструкцией:
Procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject); begin PrintDialog1.Execute; end;
При вызове этого диалогового окна появляется возможность выбрать настройки печати, такие как размер бумаги, ориентацию и т.д. Можно также использовать это окно для настроек принтера. Вызывается это диалоговое окно функцией Execute .
Procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject); begin PrinterSetupDialog1.Execute; end;
Объект TPrinter используется для печати документов, текста и т.д. Вот пример использования TPrinter для печати прямоугольника. Не забудьте добавить модуль Printers в раздел uses формы.
Procedure TForm1.Button6Click(Sender: TObject); begin Printer.BeginDoc; Printer.Canvas.Rectangle(100, 100, 300, 300); Printer.EndDoc; end;
Таким же образом, на холсте Canvas объекта Printer можно напечатать и текст.
Procedure TForm1.Button7Click(Sender: TObject); begin Printer.BeginDoc; Printer.Canvas..EndDoc; end;
А также вывести растровое изображение на печать, словно на холст.
Procedure TForm1.Button8Click(Sender: TObject); var bmp: TBitmap; begin bmp:= TBitmap.Create; bmp.LoadFromFile("C:\athena.bmp"); Printer.BeginDoc; Printer.Canvas.Draw(10, 10, bmp); Printer.EndDoc; bmp.Free; end;
При печати растровое изображение будет небольшим, чтобы вывести нужный Вам размер на печать, используйте StretchDraw .
Предварительный просмотр печати важен в приложениях для пользователя, потому как позволяет просматривать изображение или текст перед выводом его на печать. Здесь мы создадим предварительный просмотр печати с возможностью изменения масштаба изображения.
Небольшое приложение с использованием предварительного просмотра печати Вы можете посмотреть
Копирование содержимого формы в буфер обмена
Uses { ... }, Clipbrd; procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); var FormImage: TBitmap; begin FormImage:= GetFormImage; try Clipboard.Assign(FormImage); Image1.Picture.Assign(Clipboard); finally FormImage.Free; end; end;