Этика и мораль в современном мире. Значение этических учений для современной этики

Современная этика столкнулась с достаточно сложной ситуацией, в которой многие традиционные моральные ценности оказались пересмотрены. Традиции, в которых ранее во многом виделось основание исходных моральных принципов, зачастую оказались разрушенными. Они потеряли свое значение в связи с глобальными процессами, развивающимися в обществе и быстрым темпом изменения производства, переориентацией его на массовое потребление. В результате этого возникла ситуация в которой противоположные моральные принципы предстали как равно обоснованные, в одинаковой степени выводимые из разума. Это, по словам А. Макинтаира, привело к тому что рациональные аргументы в морали в основном стали использоваться для доказательства тезисов, которые предварительно уже имелись у тех кто данные аргументы приводил.

Это, с одной стороны, привело к антинормативистскому повороту в этике, выразилось в желании провозгласить отдельного человека полноценным и самодостаточным субъектом нравственного требования, возложить на него все бремя ответственности за самостоятельно принимаемые решения. Антинормативистская тенденция представлена в идеях Ф.Ницше, в экзистенциализме, в постмодернистской философии. С другой стороны, возникло желание ограничить область этического достаточно узким кругом вопросов, связанных с формулированием таких правил поведения, которые могут быть приняты людьми с разными жизненными ориентациями, с разным пониманием целей человеческого бытия, идеалов самосовершенствования. В результате традиционная для этики категория блага оказалась как бы выведена за пределы морали и последняя стала развиваться в основном как этика правил. В русле этой тенденции получает дальнейшее развитие тема о правах человека, делаются новые попытки построить этику как теорию справедливости. Одна из таких попыток представлена в книга Дж. Ролза «Теория справедливости».

Новые научные открытия и новые технологии дали мощный всплеск развитию прикладной этики. В XX в. было разработано множество новых профессиональных кодексов морали, получила развитие этика бизнеса, биоэтика, этика юриста, работника средств массовой информации и т.д. Ученые, врачи, философы стали обсуждать такие проблемы, как пересадка органов, эвтаназия, создание трансгенных животных, клонирование человека. Человек в гораздо большей степени, чем ранее, почувствовал свою ответственность за развитие всего живого на Земле и стал обсуждать эти проблемы не только с точки зрения своих собственных интересов выживания, но и с точки зрения признания самоценности факта жизни, факта существования как такового (Швейцер, моральный реализм).

Профессиональная этика выступает как этика правил и работает на уровне создания деонтологических принципов поведения для тех, кто принадлежит к данной профессии. Она составляет значительную область прикладной этики. Но есть и другие области. Это корпоративная этика, в которой кодексы и организации, следящие за их исполнением, создаются для членов определенных корпораций. К области прикладной этики также относится то, что связано с общественными угрозами глобального характера. Для предотвращения этих угроз проводятся гуманитарные экспертизы, отрабатываются механизмы демократических процедур принятия важных общественных решений.

Важным шагом, представляющим реакцию на современную ситуацию в развитии общества, стала попытка понять мораль как бесконечный в своем продолжении дискурс, - разговор человечества, направленный на выработку приемлемых для всех его участников решений. Это получает развитие в трудах К.О. Апеля, Ю. Хабермаса, Р. Алекси и др. Этика дискурса направлена против антинормативизма, она пытается выработать единые ориентиры, способные объединить людей в борьбе с глобальными угрозами, вставшими перед человечеством. Дискурсивная этика предполагает, что все решения в перспективе развития общества должны стать коммуникативными. Это такие решения, которые люди согласны добровольно принять потому, что они убеждены в их целесообразности, а не потому, что им что-то обещают, или чем-то их запугивают (стратегические решения). Коммуникативные решения означают, что интересы людей не подавляются, не устраняются во имя других интересов, и те, кто становится объектом планового управления согласны на манипуляции, производимые с их интересами.

Еще одна характерная черта современной морали это невероятное расширение публичной сферы, т.е. сферы, где представлены интересы больших групп людей, где поступки оцениваются с точки зрения совершенства выполнения определенных общественных функций. В этой сфере мы сталкиваемся с деятельностью политиков, лидеров политических партий, хозяйственных руководителей, с механизмом принятия глобальных решений. Оказалось, что традиционная этика во многом не применима для этой сферы, ведь ясно что, скажем, адвокат не может относиться к прокурору как к самому себе. Во время судебного заседания они действуют как противники.

Поэтому теоретиками ставится вопрос о разработки новой этики, связанной с принятием честных правил определенной игры, новым пониманием справедливости, в том числе включением в это понятие вопросов международной справедливости, отношения к будущим поколениям, отношения к животным, отношения к инвалидам с рождения и т.д.

Вопросы:

1. Каково происхождение термина этика?

2. Что такое мотивация?

3. Чем «золотое правило» отличается от «талиона»?

4. Что такое обоснование морали?

5. Что было специфичным для античной этики?

6. В чем специфика этики Нового Времени

7. Что такое добро и зло, могут ли эти категории быть противопоставлены в абсолютном смысле?

8. Как можно определить мораль?

9. Чем мораль отличается от других средств социальной регуляции?

10. Какова ситуация в современной этике?

11. Что такое этика дискурса?

Темы рефератов:

1. Возникновение морали

2. Золотое правило нравственности

3. Этика Аристотеля

5. Обоснование морали: возможности и пределы

7. Любовь как принцип нравственных взаимоотношений

8. Этика Дискурса

Литература:

1. Аристотель, Никомахова этика //Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.4. М.: Мысоь 1984.

2. И. Кант Основоположения метафизики нравов //Кант И. Собр. Соч. в 8- тт. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994.

3. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.

4. Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. М.: Вече, 2009.

5. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2000.

6. Макинтаир А. После добродетели. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

7. Разин А.В. Этика. М.: ИНФРА-М, 2012.

8. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер с нем. СПб.: Наука, 2000.

Этику ХХ века можно назвать интеллектуальной реакцией на социальные катастрофы, произошедшие в этом столетии. Две мировые войны и региональные конфликты, тоталитарные режимы и терроризм побуждают задуматься о самой возможности этики в мире, столь откровенно чуждом добра. Из великого множества разнообразных этических учений, созданных в ХХ веке, мы рассмотрим лишь два. Их представители не только сконструировали теоретические модели морали, но и сделали из них практические нормативные выводы.

Еще одной весьма значительной разновидностью этического учения, оказавшей огромное влияние на развитие западной культуры, является этика экзистенциализма (философии существования). Представителями экзистенциализма являются французские философыЖ.П. Сартр (1905–1980 гг.),Г. Марсель (1889–1973 гг.),А. Камю (1913–1960 гг.), немецкие философыМ. Хайдеггер (1889–1976 гг.),К. Ясперс (1883–1969 гг.). Экзистенциализм сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами. Его представители попытались осмыслить положение человека в кризисных ситуациях и выработать определенные ценностные установки, позволяющие ему достойно выходить из ситуации кризиса.

Исходное положение экзистенциализма – существование предшествует сущности, причине, что определяет его. Человек сначала существует, появляется, действует, и только потом он определяется, т.е. получает характеристики и определения. Открытость будущему, внутренняя незаполненность и первоначальная готовность к свободному самоопределению из самого себя и есть подлинное существование, экзистенция.

Экзистенциалистская этика в качестве основы нравственного поведения человека полагает свободу.Человек – это свобода . Свобода – самая фундаментальная характеристика человека. Свобода в экзистенциализме – это, прежде всего, свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Все действующие на человека причины и факторы обязательно опосредуются егосвободным выбором . Человек постоянно должен выбирать ту или иную линию своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. Своей постановкой проблемы свободы экзистенциалисты отразили главное основание морали. Экзистенциалисты справедливо подчеркивают, что деятельность людей направляется, главным образом, не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое, и не следует в случае отрицательного развития событий ссылаться на «обстоятельства». Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. В каждый конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько возможностей. При наличии реальных возможностей развития событий не менее важно и то, что люди свободны в выборе средств для достижения поставленных целей. А цели и средства, воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама начинает оказывать влияние.

Со свободой теснейшим образом связана ответственность человека . Без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, определен какими-то духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия, а значит, не является и субъектом моральных отношений. Более того, индивид, не осуществляющий свободный выбор, отказавшийся от свободы, утрачивает тем самым главное качество человека и превращается в простой материальный объект. Иными словами, такого индивида уже нельзя считать человеком в подлинном смысле этого слова, ибо он утратил качество подлинного существования.

Вместе с тем, реальная жизнь показывает, что для многих людей подлинное существование оказывается непосильным бременем. Ведь свобода требует от человека самостоятельности и мужества, предполагает ответственность за выбор, придающий тот или иной смысл будущему, определяющему, каким будет мир дальние. Именно эти обстоятельства вызывают те неприятные переживания метафизического страха и тревоги, постоянного беспокойства, которые толкают человека и сферу «неподлинного существования».

Экзистенциалистская этика призывает противостоять всяким формам коллективизма. Необходимо открыто осознать свое одиночество и заброшенность, свободу и ответственность, бессмысленность и трагизм собственного существования, набраться сил и мужества жить в самых неблагоприятных ситуациях бесперспективности и безнадежности.

Экзистенциалистская этика развивается в русле стоицизма: нравственное смятение и отчаяние человека, утрата им своего достоинства и крепости духа есть не столько результат столкновения нашего разума и морали с бессмысленностью человеческой жизни и неспособностью добиться благополучия в ней, сколько результат разочарования в этих наших надеждах. До тех пор, пока человек будет желать и надеяться на благополучный исход своих начинаний, он будет терпеть неудачи и впадать в отчаяние, ибо ход жизни не в его власти. От человека не зависит, в какие ситуации он может попасть, но от него целиком зависит, как он из них выйдет.

Среди теорий морали XXв. следует обратить внимание на«этику ненасилия». Всякая этика считает отказ от насилия необходимым. Поскольку насилие порождает ответное насилие, оно является заведомо неэффективным методом решения каких бы то ни было проблем. Ненасилие – это не пассивность, а особые ненасильственные действия (сидячие забастовки, марши, голодовки, распространение листовок и выступления в СМИ для популяризации своей позиции – сторонники ненасилия выработали десятки подобных методов). К осуществлению подобных действий способны только нравственно сильные и мужественные люди, способные, благодаря вере в свою правоту, не отвечать ударом на удар. Мотивом ненасилия является любовь к врагам и вера в их лучшие моральные качества. Врагов следует убедить в неправоте, неэффективности и безнравственности силовых методов и достичь с ними компромисса. «Этика ненасилия» считает моральность не слабостью, а силой человека, способностью достигать целей.

В XXв. получила развитиеэтика благоговения перед жизнью , основоположником которой стал современный гуманист А. Швейцер. Он уравнивает нравственную ценность всех существующих форм жизни. Однако, он допускает ситуацию морального выбора. Если человек руководствуется этикой благоговения перед жизнью, то он наносит вред жизни и уничтожает ее лишь под давлением необходимости и никогда не делает это бездумно. Но там, где он свободен выбирать, человек ищет положение, в котором он мог бы помочь жизни и отвести от нее угрозу страдания Ии уничтожения. Швейцер отвергает зло.

Конец 19 и 20 век стали переломными и трагическими для всего человечества: революции, мировые войны, деление мира на 2 враждебных лагеря. Это, конечно, отразилось на развитии современных этических концепций. Самыми распространенными стали всего 2 из них: этика насилия и этика ненасилия.

Современная этика насилия. Выражателями идей насилия стали: Карл Маркс, Ф. Ницше и Е. Дюринг. Дюринг и Ницше отводили насилию решающую роль в истории человечества. Они считали оправданными жертвы при смене власти и строя, считали, что человек вправе коренным образом изменять общественную жизнь, если она не отвечает его устремлениям, а тех, кто не хочет этого можно под угрозой насилия заставить делать то, чего они не хотят. Маркс и Энгельс, которые вели полемику с Дюрингом относительно отрицания насилия, тем не менее, стали основателями практики насилия, возвели его в ранг действующего закона любой революции. Уничтожение людей имеет место быть при смене общественного устройства. Этика насилия продолжила развиваться в трудах Ленина, и была им применена непосредственно на практике – диктатура пролетариата. Эта этика породила самые кровавые диктатуры 20 века – сталинизм и гитлеризм.

Современная этика ненасилия. Возникла она в противовес этике насилия, которая нашла широкое распространение в 20 веке. Главный этический принцип этого направления – отсутствие любого насилия над личностью и морального и физического. Через это человек строит отношения с природой и окружающими людьми.

Значимая роль в разработке этических категорий ненасилия принадлежит Льву Толстому. Он считал, что через насилие люди оправдывают наличие у них самых отрицательных пороков: зла, корысти, зависти, властолюбия. Но эти качества разрушительны, прежде всего, для их носителя. Следует менять свои моральные ценности, приходить к Богу и принимать главный принцип христианства – нельзя отвечать злом на насилие.

Имя другого выразителя этики ненасилия – М. Л. Кинга, связано с открытием в Нью-Йорке «Института ненасилия». Он обосновал основные принципы человеколюбия, а также методы их развития в себе. Кинг понимал, что реализация этих принципов нелегкая задача, но она и есть ключевой, обеспечивающей человеку выживание. Любовь должна стать движущей силой любого человека, причем даже к своим врагам. Отсюда важным качеством воспитания в себе является прощение.

Известность приобрели идеи и другого гуманиста 20 века – Ганди. Он боролся за независимость своей страны исключительно мирным путем. Ганди считал, что принципы ненасилия присущи только сильным людям, воспитавшими их посредством разума. Законы любви также действенны в мире, как и законы гравитации – любящий человек получает многое взамен. Гармония разума и любви в человеке – вот настоящий фундамент ненасилия.

Вершиной этики ненасилия стало направление этики благоговения перед жизнью, разработанной Альбертом Швейцером. Воспитание в душе любви, прощения, уважения к окружающим возможно через созерцания совершенства устройства природы и человека Создателем. Этика Швейцера – практична, она предусматривает воспитание в себе необходимых качеств, которые внесут гармонию в жизнь человека.

В местностях и странах с суровым климатом человек не в состоянии в одиночку трудиться. Поэтому в таких странах господствует коллективистское ИДО. К ним относится царская Россия, Советский Союз и посткоммунистическая Россия. Однако нами взята на вооружение индивидуалистская модель, типичная для стран с мягким климатом (Западная Европа, США).

В мягком климате человек может выжить один, а значит, господствует индивид. ИДО.

Общероссийская проблема в том, что людей, способных строить капиталистические отношения на американский манер, всего 5%, а все остальные – противники этого. Поэтому российский капитализм будетразвиваться по другому пути.

В настоящее время оптимально придерживаться коллект. и индивид. этики в следующем соотношении – 90 на 10. Только тогда можно достичь максимального результата.

Часть населения нашей страны исповедуют этику Воланда, но большая часть – христианство.

Будем рассматривать преимущественно коллективистскую этику.

Любая цивилизация – коллектив, учреждение и т.п. – возникает, развивается (в начале прогрессивно, а потом регрессивно) и в итоге прекращает свое существование.

На первом этапе (прогресс) преобладает коллективизм. Например: взвод солдат всегда побьет толпу повстанцев, косьба, забивание скота, научная деят-ть, капиталистическое производство, военный совет, работа КБ.

По мере прогресса первоначальная серость каждого сменяется индивидуальностью каждого, поэтому уровень взаимопонимания, эффективности взаимных действий снижается. Каждый начинает все хуже понимать происходящее, все хуже описывать, объяснять. Яркая личность всегда действует по принципу «таскать – не перетаскать», т.е. мысли, слова, действия каждой личности коллектива совпадают с реально выгодным направлением движения. Возникает ситуация лебедя – рака – щуки. Каждый хочет как лучше, однако из-за отсутствия кругозора любое решение окажется либо дурацким, либо вредным для всех.

На втором этапе (регресс) каждый человек сам того не подозревая безошибочно выбирает наихудший вариант объяснения действий (вредный для себя и для общества). Например: наркоман, алкоголик, сплетник. Сплетник, распространяя информацию, вызывает недоверие к себе и к коллективу. Преобладание индивидуализма ведет к нарастающей разобщенности действий, отсюда: КПД общества падает, далее оно разоряется и гибнет.

Коллективисты понимали друг друга и поэтому в их действиях оказывалась помощь. Индивидуалисты все хуже и хуже понимали друг друга, а поэтому реализация самых лучших намерений ведет в ад.

В современных условиях, когда каждый становится все более яркой индивидуальностью, неизбежно возрастает значение обеспечения нормального ДО. На данный момент реализован только 1 вариант – многократное переспрашивание и уточнение.



Для установления нормальных ДО необходимо нормально питаться и хорошо высыпаться. Многие пренебрегают этого. Цивилизованные люди живут в искусственном мире, где инстинкты атрофируются. Либо преувеличивается значениям гендорного (полового) инстинкта в учет остальным. Кроме того чрезмерная еда неизбежно приведет к падению производительности труда. Настораживает рост числа сов, которые «якобы» генетически расположены ложиться спать поздно. Поэтому из совы в 8 утра работник никакой. Можно предположить, что люди с нарушенным дыханием много болеют, мало продуктивны.

Современная этика – это стремительно развивающаяся и чрезвычайно популярная в гуманитарной науке область знаний. Можно без преувеличения сказать, что этическая тематика и ее следствия для социальной теории стали главной интеллектуальной линией в современной западной философии. Эта ситуация в литературе получила название "Этический поворот". Но, помимо глубоких теоретических размышлений, современная этика отличается одной существенной чертой: она стала принципиально проблемной. Она вращается вокруг наиболее сложных, конфликтных ситуаций нашей жизни, сопровождающих повседневное существование человека. Исходя из этого, можно утверждать, что в наши дни этика как знание и как практика, желающая установить наиболее правильные отношения между людьми, действует в трех крупных измерениях: в условиях профессионального сообщества, в условиях совместной деятельности людей различных профессий и статусов и в ситуации публичного обсуждения наиболее острых моральных дилемм общественной практики, возникающих как конфликт первых двух способов существования с нравственным достоинством человека. Отсюда проистекают три крупных отрасли современной этической теории: профессиональная, корпоративная и прикладная этика.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Особенности профессиональной этики

Название "профессиональная этика" говорит само за себя. В ней речь идет о практиках, призванных решить нравственные проблемы, возникающие в той или иной профессии. Здесь можно выделить три круга таких проблем. Первый связан с необходимостью конкретизации универсальных моральных норм применительно к условиям профессиональной деятельности. Например, статус военнослужащего или сотрудника правоохранительных организаций предполагает их право на применение насилия, которое не может быть неограниченным. Точно так же журналист, имеющий доступ к социально опасной информации, имеет право скрыть или исказить ее, но насколько это право допустимо с точки зрения общественного блага и как возможно избежать злоупотреблений? Меру и рамки подобных отступлений от общепризнанных представлений о морали призван выработать данный вид этики. Во-вторых, она рассматривает требования, существующие внутри профессии и связывающие их носителей особыми, деловыми отношениями. В-третьих, она рассуждает о соответствии ценностей профессии и интересов самого общества и в этом ракурсе выходит на проблемы соотношения социальной ответственности и профессионального долга.

Исследователи отмечают, что профессиональная этика – самая древняя из всех трех направлений. Традиционно считается, что первый свод именно профессиональных правил составил древнегреческий врач Гиппократ (460-370 гг. до н.э.), с которым связано выделение медицины в отдельную науку. Справедливости ради следует заметить, что не он сформулировал клятву врача, а скорее обобщил различные обеты, которые давались греческими жрецами бога врачевания Асклепия. Эта клятва стала прообразом многочисленных кодексов врачей, существующих в разных странах. Далее история профессиональной этики прослеживается в качестве объединительных документов, уставов и клятв различных корпораций. Так, профессиональные союзы были достаточно сильны в Древнем Риме. В Средние века обращают на себя внимание уставы и кодексы ремесленных цехов, монашеских общин, а также рыцарских орденов. Последние, возможно, самые показательные в этом плане, поскольку подчеркивают исключительную, божественную значимость своего служения. Не случайно авторство устава и присяги самого первого рыцарского ордена тамплиеров (1118 г.) принадлежит знаменитому средневековому философу Бернарду Клервоскому (1091-1153). Однако массовое распространение кодексов профессиональной этики началось со второй половины XX в., когда профессионализм стал считаться одной из самых высоких ценностей социальной практики. Соответственно, появилось и теоретическое размышление над этим феноменом.

В чем же заключаются важнейшие черты профессиональной этики? Во-первых, она выражена в виде требований, обращенных к представителям дайной профессии. Отсюда вытекает ее нормативный образ, закрепленный в виде красиво сформулированных кодексов-деклараций. Как правило, они представляют собой небольшие по объему документы, содержащие в себе призыв соответствовать высокому призванию профессии. Появление данных документов свидетельствует о том, что носители профессии стали осознавать себя в качестве единого сообщества, преследующего определенные цели и соответствующего высоким социальным стандартам.

Во-вторых, документы по профессиональной этике наполнены убеждением в том, что ценности, ею исповедуемые, совершенно очевидны и следуют из простого анализа деятельности наиболее ярких представителей данного рода деятельности. По-иному не может быть, ибо сами кодексы выдержаны в стиле послания людям, которым оказана великая честь заниматься столь значимым общественным служением. Отсюда мы часто можем прочитать о принципах ответственности, объективности, высокой компетентности, открытости к критике, доброжелательности, человеколюбия, неравнодушия, о необходимости постоянного совершенствования профессионального мастерства. Нигде не дается расшифровка этих ценностей, ибо представляется, что они интуитивно понятны каждому члену общества. Помимо них всегда можно отыскать ссылки на то, что является профессиональным злом, и никак не может быть терпимым с точки зрения указанных ценностей. Например, отказ в оказании помощи, использование служебного положения, несоблюдение профессиональной тайны, подмена компетентности личным мнением и т.д.

С предыдущим обстоятельством связана другая важная особенность профессионального понимания морали. Этот стиль этики придает высочайший статус регулируемой им деятельности. Профессия, чьи ценности она призвана защищать, – врача, ученого, педагога, юриста – признается самой возвышенной из всех существующих, а сами ее представители – элитой общества. Так, в уже упоминавшихся многочисленных кодексах поведения врачей прослеживалась мысль, что они призваны не только бороться со смертью, но и знают секреты здорового образа жизни. В некоторых особо радикальных случаях профессия признается эталоном нравственности, ибо соответствует образцу жертвенности, самоотверженности и способствует процветанию общества.

Следующая особенность профессиональной этики касается проблемы характера регулирования деятельности и авторитета, стоящего за ним. Разумеется, авторитетом считается само профессиональное сообщество, а выступать от его имени могут наиболее уважаемые представители, которым будет оказано столь высокое доверие. Из данного контекста становится очевидно, что и расследование, и санкции – также дело самого сообщества. Его суд и приговор – это решение коллегии профессионалов в отношении тех, кто неправильно понял свое высокое предназначение, употребил свой статус во вред сообществу и тем самым сам себя вычеркнул из него. Исходя из указанных установок, невозможно представить, чтобы этический контроль осуществлялся сторонними наблюдателями. Как известно, профессиональная среда крайне болезненно относится ко всяким формам внешнего регулирования.

Характер санкций, предусмотренных профессиональной этикой, также вытекает из представлений об особом статусе данного вида деятельности. Если человек занимает столь высокое положение в обществе, то и требования к нему должны быть высочайшими. Практически ни один кодекс профессиональной этики не обходится без указания санкций, применяемых к нарушителям. Профессия гордится своей социальной значимостью, поэтому готова исключать из своей сферы отступников. Как правило, санкции ранжированы: от объявления замечания от имени коллегии уполномоченных лиц до лишения профессионального статуса. Обязательно в разделе санкций упомянуто об иных мерах воздействия, кроме этических, – законодательных или административных. Тем самым лишний раз подчеркивается социальная роль профессии и заинтересованность самого общества в ее развитии. Соответственно, в кодексах обязательно содержится перечисление возможных нарушений. И так же как в случае с основными ценностными ориентирами профессионализма, их смысл должен быть интуитивно понятным представителю каждого конкретного рода занятий.

Исходя из всего сказанного, становятся очевидными задачи профессиональной этики. Для сообщества, стоящего за ней, важно не потерять свой статус, доказать общественную значимость, ответить на вызовы быстро меняющихся условий, укрепить собственную сплоченность, выработать общие стандарты совместной деятельности и защитить себя от притязаний других сфер профессиональной компетенции. В этой связи стоит заметить, что в наши дни наибольшей активностью в данной сфере обладают в основном молодые профессии, которым очень важно доказать свое право на существование.

Тем не менее данный вид этической теории и практики обладает некоторыми недостатками. С первого же взгляда можно отметить ее закрытый, узкий характер, упование лишь на собственный авторитет при осуществлении моральной оценки, что оборачивается необоснованными амбициями при решении острых конфликтных ситуаций. Профессиональная среда – стихия принципиально консервативная; традиции и устои играют в ней огромную роль. Это хорошо, когда речь идет о преемственности и развитии, например научных школ, но достаточно ли в современном мире строить этическое регулирование только на традициях и устоях? Кроме того, моральное сознание не может согласиться с тем, что главной ценностью любой социальной практики считается профессионализм. Если уж в сфере конкретной деятельности возникла необходимость обсуждать появившиеся моральные проблемы, это означает, что обычных представлений о профессиональном долге не достаточно для ее нормального функционирования. Соотношение профессионализма и нравственности – одна из самых популярных тем в философии XX в. Итогом размышления можно признать мысль, что в сравнении с вечными моральными ценностями суть профессионализма нельзя признать очевидной и неизменной.