Кто такая баба-яга на самом деле. Баба яга

Живет Баба-Яга в лесу, летает она в ступе. Занимается колдовством. Ей помогают гуси-лебеди, красный, белый и черный всадники, а еще «три пары рук». Исследователи выделяют три подвида Бабы-Яги: воительница (в сражении с ней герой переходит на новый уровень личной зрелости), дарительница (она вручает своим гостям волшебные предметы), а также похитительница детей. Стоит отметить, что при этом она не является однозначно отрицательным персонажем.

Описывают ее как страшную старуху с горбом. При этом она еще и слепа и лишь чует человека, зашедшего в ее избу. Жилище это, имеющее курьи ножки, родило у ученых гипотезу о том, кто же такая Баба-Яга. Дело в том, что у древних славян был обычай возводить для мертвецов специальные домики, которые устанавливались на сваях, возвышаясь над землей. Строили такие избушки на границе леса и поселенья, причем ставили их таким образом, что выход был со стороны леса.

Предполагают, что Баба-Яга – своеобразный проводник в мир мертвых, который в сказках именуется Тридевятым царством. В выполнении этой задачи старухе помогают определенные ритуалы: ритуальное омовение (баня), «покойницкое» угощение (кормление героя по его же просьбе). Побывав в доме Бабы-Яги, человек на время оказывается принадлежащим к двум мирам сразу, а также получает какие-нибудь определенные способности.

Согласно другой гипотезе, Баба-Яга – женщина-знахарка. В древности целительницами становились нелюдимые женщины, селившиеся в лесу. Там они собирали растения, плоды и коренья, затем их высушивали и готовили из этого сырья самые разные снадобья. Люди, хоть и пользовались их услугами, но в то же время и боялись, так как считали их ведьмами, связанными с нечистыми силами и злыми духами.

Не так давно некоторые российские исследователи выдвинули еще одну очень интересную теорию. Согласно ей, Баба-Яга была никем иным, как инопланетянином, прибывшим на нашу планету с исследовательской целью.

В преданиях рассказывается, что таинственная старуха летала в ступе, при этом заметая свой след огненным помелом. Все это описание очень напоминает реактивный двигатель. Древние славяне, конечно, не могли знать о чудесах техники, а потому по-своему истолковали огонь и громкие звуки, которые мог издавать корабль инопланетянина.

В пользу такой интерпретации говорит и тот факт, что прибытие загадочной Бабы-Яги, согласно описаниям древних народов, сопровождалось падением деревьев в месте приземления и бурей с очень сильным ветром. Все это можно объяснить воздействием баллистической волны либо прямым действием реактивной струи. Славяне, жившие в те далекие времена, не могли знать о существовании таких вещей, а потому объясняли это колдовством.

Избушка, стоящая на курьей ножке, видимо, была космическим кораблем. В таком случае, его малые габариты вполне объяснимы. А курьи ножки – подставка, на которой стоит корабль.

Внешность Бабы-Яги, казавшаяся столь уродливой людям, для инопланетных существ могла быть вполне обычной. Гуманоиды, судя по описаниям уфологов, выглядят не краше.

В сказаниях еще утверждается, что таинственная Баба-Яга якобы была канннибалкой, то есть употребляла в пищу человеческую плоть. С точки же зрения новой теории, на корабле проводились различные опыты над людьми. Позже все это обросло легендами и сказками, которые рассказывали детям. В таком виде и до нас дошла эта история. Трудно что-то доказать, когда прошло уже так много лет, но все же таинственная Баба-Яга оставила свой след в истории не только сказочный, но и, возможно, вполне материальный. Просто он пока не найден.

Баба Яга — персонаж из славянской мифологии и фольклора. Является практически неотъемлемым антигероем славянских сказок. Часто представлена, как противник главного героя сказок и мифов. Многие исследователи не перестают задаваться вопросом, кто такая Баба Яга относительно славянской мифологии, что это за богиня или существо, и как на самом деле представляли Ягу славяне-язычники?

В этой статье я постараюсь привести веские доказательства в пользу того, что Баба Яга — это вовсе не отдельное существо или не отдельная богиня, которая занималась какими-то своими обязанностями, а одно из имён славянской богини зимы и смерти . Пожалуй, тех доказательств и сравнений, что будут приведены в одной статье, вполне достаточно, чтобы прояснить образ этого загадочного сказочного персонажа.

Баба Яга в представлении современных людей — это уродливая старуха из сказок, которая летает на ступе и живёт в избушке на курьих ножках. Эти атрибуты Яги мы также разберем далее и представим их в виде дополнительных доказательств образа богини мёртвых. Старуха Яга живёт в тёмном лесу, занимается колдовством, общается с Кощеем и считается чуть ли не самой главной славянской ведьмой.

В первую очередь стоит разобрать само имя «Яга», хотя, если честно, этимология не столь важна в определении образа этой богини древних славян. Исследователь М. Фасмер сделал вывод, что Яга происходит от праславянского слова (j)egа, которое означает — ужас, опасность, гнев. Таким образом, «Баба Яга» могло переводиться, как Злая Баба, Опасная Баба. Другие этимологи делают предположение, что Яга происходит от праславянского слова egа, которое означает «змея», что, согласно их теории, указывает на хтонические истоки образа Бабы Яги.

Чтобы доказать, что Баба Яга есть не кто иной, а богиня Мара (Морана, Марена), в первую очередь стоит разобрать место обитания, образ обитания, а также, если можно так выразиться, «спутника жизни» Бабы Яги из народных сказок.

Как известно, Баба Яга живёт в глухом, дремучем, мрачном, тёмном и непроходимом лесу. Местом её обитания является некий дом на куриных ножках, который окружён забором из костей с черепами. Чтобы растолковать этот сюжет из народных сказок, стоит опять же вспомнить научный термин «катабасис», о котором подробнее можно прочитать в отдельной статье « ». Если рассказать в краткости, что такое катабасис, то это явление в мировой мифологии, когда герой спускается в подземный мир или мир смерти. Данный сюжет происходит из праиндоевропейской мифологии, который впоследствии, при расселении народов и естественном изменении форм верований, стал видоизменяться, в частности, перешёл из плоскости путешествия героя в подземный мир в плоскость путешествия героя в тёмный и непроходимый лес. Кроме переноса из подземелья в тёмный лес, практически ничего не изменилось — темнота, сложные преграды, вездесущие опасности и главная цель — царство подземного короля или подземной королевы, королевы мира мёртвых. Как известно, в славянской мифологии царицей мира мёртвых является именно Морана, так что, по всей вероятности, герои сказок, отправляются в лес именно к Моране.

О покровительстве мёртвым так же говорят сам дом, атрибуты дома и атрибуты Бабы Яги. Забор или частокол, который выполнен из костей и черепов, является явным намёком на то, что герой попадает в царство смерти. Сам вид дома, который известен, как «избушка на курьих ножках», является символом некогда существовавшей традиции хоронить пепел людей или останки людей в специальных , которые также назывались бдынами и голбцами — небольшой домик, который стоит на высокой палке или ножке. Такие домовины являются прототипом сказочной избушки на курьих ножках. Некоторые домовины, особенно те, которые создавались больших размеров и стояли сразу на нескольких столбах, имели внизу несколько перекладин, делающих домовины устойчивыми, что делало их похожими на куриные лапы. Такие домовины считались местом жительства душ мёртвых в нашем мире, то есть домом мёртвых, что в очередной раз относит Бабу Ягу к покровительнице мёртвых.

Стоит отметить также и ступу, на которой летает Баба Яга в славянских сказках. Ступа — это сказочное представление долблёной дубовой колоды, которая похожа ступу, в которых в древности хоронили людей. То есть, простыми словами говоря, Баба Яга летает в гробу или похоронной дубовой колоде-ступе.

Нельзя не вспомнить и или Кащея Бессмертного. Кощей зачастую представлен в народных сказках, как муж Бабы Яги, и это одно из самых верных доказательств того, что Баба Яга является Мораной. Кощей, он же Чернобог, является хозяином подземного мира мёртвых. Во многих языческих верованиях, в подземном мире вместе с ним восседает его возлюбленная — царица мира мёртвых. В Греции — это , в Риме — , у славян — Кощей и Морана. То, что в сказках возлюбленной или супругой хозяина подземного мира называют именно Бабу Ягу, ясно говорит о том, что Баба Яга и Морана — это одно и тоже мифологическое лицо.

В одной из сказок «Иван-царевич и Марья Моревна» Баба Яга живёт «за тридевять земель, в тридесятом царстве, невдалеке от моря за огненной рекой». То есть, говоря языком славянской мифологии, Баба Яга живёт за огненной , которая отделяет мир живых от мира мёртвых. В этой же сказке мы находим интересное упоминание о том, что за огненной рекой Баба Яга владеет табуном славных кобылиц. Спрашивается, зачем в фольклоре сохранилась такая подробность? Ответ мы можем найти в языческой мифологии славян и других народов, где есть упоминание похищения подземными богами несметных табунов у солнечных или небесных богов, что является символическим похищением «небесных стад — облаков» зимы у лета.

В сказках Бабу Ягу представляют с костяной ногой! Костяная нога опять же говорит о том, что Яга напрямую относится к миру мёртвых. Вспомним этимологию слова «Кощей», которое происходит от слова «кость», то есть Кощей — костный бог, бог костного (мёртвого) мира.

Ещё одним доказательством являются сохранившиеся до наших дней масленичные традиции в Хорватии. Если у нас на Масленицу сжигают богиню зимы и смерти Морану, то в Хорватии на Масленицу сжигают Бабу Ягу!

Таким образом, этнографический, мифологический и сказочный материал вполне ясно даёт понять, что под видом Бабы Яги в завуалированном образе до нас дошли поверия в богиню зимы и смерти Морану.

Баба Яга в фильме «Морозко» 1964 г.

Хотите сделать свой дом красивым, стильным и комфортным? Отличным выбором для этого станут столешницы из искусственного камня, которые можно приобрести в neolit.kiev.ua/ . Изделия высокого качества из искусственного и натурального камня.

В наше время сложно представить себе праздник без сказочных персонажей. С одной стороны, выступают богатыри или, например, в случае Нового года, Дед Мороз, а с другой-Баба-Яга. Она, как всегда, хочет навредить или замыслить что-то плохое и является противником всего хорошего. В народных сказаниях и в головах современных людей. Она всегда является злом, с которым борется добро. А так ли это на самом деле? Злая ли настоящая Баба-Яга или это только всеобщее заблуждение, поселившееся у всех в голове. Данный персонаж интерпретируется в разных ипостасях. Иногда она красивая девушка, помогающая людям, где-то старуха с одной ногой и длинным носом. Чтобы выяснить, кем является настоящая Баба-Яга , надо проанализировать фольклоры стран, религиозную составляющую древних народов, а также истории писателей.

Настоящая легенда Баба-Яга в различных мифологиях.

На Славянской земле появилось много различных мифов и поверий. Один из таких мифов миф про Бабу-Ягу. Мифология славян говорит нам, что Баба-Яга, она же и Ягишна и Яга-Ягишна, один из самых древних персонажей славянского фольклора. Изначально у славян она была богиней, а точнее, богиней смерти. Выглядела она более фантастически, чем сегодня, считалось, что это была женщина со змеиным хвостом, стерегущая вход в мир смерти и провожающая мертвых в их путешествии к подземному миру. Здесь можно рассмотреть параллель с другим мифологическим персонажем — Ехидной из мифов Греции. Более того, согласно легендам, после того как Геракл и Ехидна разделили ложе появились первые скифы, от которых, в свою очередь, произошли славяне. Современная Баба-Яга, несмотря на свою человеческую форму, имеет много схожих черт с настоящей Бабой-Ягой. Можно предположить, что одноногость Бабы-Яги имеет прямую отсылку к древней Бабе-Яге, со змеиным хвостом. Все эти факты, более того, связывают данного персонажа с животноподобному образу, а именно олицетворяют со змеей. Данное пресмыкающееся на протяжении длительного времени считалось приспешником нечистых сил. В древних манускриптах змея является охранником преисподние. Позже появились змееподобные люди. Исходя из всего вышенаписанного, можно предполагать, что настоящая Баба-Яга является отсылкой к богине смерти у древних славян, которую они чтили и уважали. В связи с тем, что Баба-Яга имела такую мощь, знание и силы многие герои ходили к ней за советом или за помощью.

Кроме всего вышеизложенного, существовало и другое поверье о настоящей Бабе-Яге. Считалось, что она может жить в любой деревни, притворяясь одной из селянок. В данном случае это представление сравнивает ее с обычной ведьмой. Скорее всего, эта мысль пошла из инквизиторских времен Европы. Но конкретно у славян, Баба-Яга являлась все же более сильным персонажем, чем обычная ведьма. Обычно она живет в глухом, темном месте леса, куда очень тяжело пробраться. Считалось, что место, на котором стоит ее избушка на курьих ножках, является некой границей между двумя измерениями. Мифы также гласят, что настоящая еда, которую есть Баба-Яга, это человеческое мясо, дающее ей силу. Жить на границе миров может только существо наполовину мертвое, вследствие данного факта настоящая Баба-Яга имеет почти безграничную силу.

В славянских сказках и мифах Баба-Яга выступает в разных амплуа. Иногда это существо, которое замечательно владеет техником боя на мечах и может неровне бороться с любым богатырем. Чаще всего это старуха, которая похищает детей и есть их, в связи, с чем на нее идет охота. Также Баба-Яга может выступать в роли советника героя. Пригласив героя в гости, она напоит его накормит и если надо даст совет как победить зло. Настоящая старая Баба-Яга в основном передвигается с помощью ступы. Чтобы никто не шел следом, к ступе прикреплены метла, которое заметают за ней все следы. Баба-Яга обладает бескрайними знаниями, знает будущее, а также темную магию. В ее распоряжении настоящая сила тьмы. Баба-Яга также повелевает змеями, черными котами, лягушками, воронами. Все эти животные глаза и уши ведьмы. Более того, в каждого из них она может перевоплотиться и наблюдать за людьми. В поверьях сказано, что Баба-Яга может повелевать силами природы.

По обыкновению ее сравнивают с чем-то нехорошим. Вокруг нее обитает сама смерть. Она похищает и есть людей, в особенности детей. Иногда ее сравнивают с настоящим крылатым змеем. Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках. Считается, что данная избушка — это некий портал в другой мир.

Версии происхождения образа Бабы-Яги.

Несмотря на всю свою отрицательность, Баба-Яга считалась, чем-то наподобие матери Вселенной. Например, как и у греческой матери всех созданий Ехидны у Бабы-Яги есть сыновья и дочери. В управлении у нее находятся три всадника (черный всадник, белый всадник и красный всадник), которые обходят ее владения и ловят всех путников. Как уже писалось выше Баба-Яга персонаж мифов многих стран. Кроме Ехидны, у греков есть еще один похожий персонаж. Это Геката-богиня ночи. Герои Греции боялись ее, но, тем не менее иногда спрашивали совета и искали помощи, как, например, было с Ясоном. В индийской мифологии присутствует персонаж Кали, у германцев – Хель, которая ведает подземным миром. Скорее всего, именно от скандинавских народов, у славян пошла легенда о Бабе-Яге.

Еще одна версия появления на свет Бабы-Яги, идет также от древних славянских народов. В их времена похороны покойника были целым обрядом. Издавна мёртвых хранили в маленьких домиках, расположенных над землей, на пнях. Именно эти пни и домики стали прототипом Избушки на курьих ножках. Корни у пней очень походили на куриные ноги. В связи с тем, что раньше думали, что покойники летают, данные домики стояли дверью от поселения. Мертвых людей укладывали в домах ногами к выходу и если кто заглядывал туда, то выдел только ноги мертвеца. Отсюда и костяная нога. Древние люди с почтением относились к умершим и пытались не тревожить их попусту, но бывали случаи, когда к ним обращались с советом. Другие источники говорят нам о том, что настоящая Баба-Яга – это жрица культа смерти, которая проводила обряды, приносила в жертву животных и наложниц, для того чтобы душа нашла путь в ином мире. В любом случае настоящая правда в том, что Баба-Яга крепко прижилась в современном фольклоре и легендах мира.

Наверное, нет ни одного русского по духу человека, который бы не слышал сказок про бабу-йожку костяную ножку. Она летала в ступе с метлой и собирала деток себе на обед. А была страшной и уродливой старухой. Таким нам рисуют её русские народные сказки. Как говорится, слышали звон да не знаем где он! Но стоит помнить, что сказка - это всего лишь обработанный сказ, и в большинстве случаев сказки прошли жёсткую цензуру за последние сотни лет.

Как же было на самом деле?

Давным-давно, а может и недавно, наши предки называли бабу-ягу Бабой Йогой или Йогиней-Матушкой. Она была вечнопрекрасная, любящая, добросердечная богиня-покровительница детей сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то на огенной Небесной колеснице (вайтмана), то верхом на коне по всем землям, на которых жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот по градам и весям.

В каждой Славяно-арийской веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, богиню-покровительницу узнавали по излучающей доброте, нежности, кротости, любви и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли богиню по-разному, но обязательно с нежностью, кто Бабушкой Йогой Златой ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой.

Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный скит, который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийский гор (Алтай). Всё это она делала для того, чтобы спасти от неминуемой гибели этих последних представителей из древнейших Славянских и Арийских Родов.

В предгорном скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей-сирот через огненный обряд посвящения древним вышним богам, имелось капище рода, высеченное внутри горы.

Рядом с горным капищем рода, в скале имелось специальное углубление, которое жрецы рода называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделённый выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах. Во второе углубление накладывала сухой хворост, после чего лапата задвигалась обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствующих на Огненном Обряде это означало, что дети-сироты были посвящены древним вышним богам, и в мирской жизни родов их никто больше не уивидит. Чужестранцы, которые иногда присутствовали на Огенных Обрядах, очень красочно рассказывали в своих краях, что своими галазами наблюдали, как маленьких детей принесли в жертву древним богам, бросив их живыми в огенную печь, и сотворила это Баба Йога. Чужестранцам было неведомо, что когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты, и отделял углубление с детьми от огня.

Когда загорался огонь в Пещи Ра, жрецы переносили детей-сирот из углубления на лапате в помещения капища рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали жрецов и жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Но ничего из этого чужеземцы не ведали, и продолжали распространять сказки о том, что дикие жрецы Славянских и Арийских народов, а в особенности кровожадная Баба Йога, детей-сирот в жертву боагм приносят.

Эти глупые чужеземные сказки повлияли на образ Йогини-Матушки, особенно после христианизации Руси, когда образ красивой молодой богини подменили образом древней злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт маленьких детей, жарит их в печи в лесной избе и потом поедает их. Даже имя Богини Йоги исказили, стали называть её Баба-Яга костяная нога и стали пугать богиней всех детей.

Кто такая Баба Яга?

Исследовательский проект для школьников. Тема: Баба Яга

методист МУДО ДДЮ г. Черемхово Ольга Николаевна Пилипей.
Описание материала: данный материал будет полезен педагогам и учащимся общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Слайд 1(титульный)

Исследовательская работа

Тема моего исследования: Баба Яга - мифический персонаж или реальная женщина.
(слайд 2) Цель исследования: Изучить и проанализировать образ Бабы Яги.
(слайд 3) Задачи исследования:
- Познакомиться с особенностями образа Бабы Яги.
- Изучить историю имени.
- Узнать историческую основу образа Бабы Яги.
(слайд 4) Гипотеза:
Предположим, что Баба Яга - реальная женщина. Тогда почему она является представителем темных сил в русских народных сказках, живет одна в дремучем лесу и ее все боятся. Попробуем в этом разобраться!
1. Сказка - прекрасное творение искусства. (слайд 5) Учёные по-разному толкуют сказку. Одни из них стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. (слайд 6 фото Б.Я. с медведем)
Мы привыкли считать сказку чем-то неправдоподобным. Помните пушкинское: «Сказка - ложь...»? (слайд 7) Однако наши предки относились к сказкам серьезнее. Ни о какой «сказочной небывальщине» и речи не было. В древности мир русского человека делился на две равные части - добрый мир, реальность, и злой, потусторонний, но также абсолютно реальный. Эти миры постоянно соприкасались между собой.(слайд 8 фото Б.Я.) Все мы помним, как трудна и полна опасностей дорога в Тридевятое царство, что вход в таинственный мир находится где-то на границе земли и неба, в дремучем непроходимом лесу, куда еще не ступала нога человека. Так и появился в сказках образ Бабы Яги. У кого спросить дорогу в невиданную страну, у кого узнать правду о волшебных чарах и неслыханном оружии? Только у Бабы Яги.
Кто же такая Баба - Яга - одна из самых известных фигур русских народных сказок или неизвестных? (слайд 9 опрос кто такая баба яга?)
Этот вопрос я задала детям из своего детского объединения и предложила 3 варианта ответа: большая часть ребят (73%) считают, что это старая ведьма, живущая в дремучем лесу. В представлении других ребят (27%)-это ведьма и колдунья.
(слайд 10) Баба-Яга - самый сложный и противоречивый образ в сказочном мире. По самым общим представлениям, это страшная Старуха, с длинным носом и костяной ногой, которая, в основном, лежит на печи в своей избушке на курьих ножках, (слайд 11 фото Б.Я.) или носится над Русью на своей ступе, и имеет очень скверный характер. Хотя, если с ней вежливо поговорить, то она может разжалобиться и даже указать путь и дать заветный клубочек, который доведет до места.
2. Многие ученые, исследователи пытались угадать, что же скрывается за страшной оболочкой этой Старухи. (слайд 12 опрос Почему же Б.Я. называют Ягой?) Почему Бабу Ягу называют Ягой? Я спросила об этом у ребят своего объединения. Из предложенных ответов 44% выбрали вариант: потому, что она хромая и горбатая; 39% от класса считают Бабу Ягу Ягой потому, что она летает в ступе; и всего 17% ребят выбрали вариант: живет одна и одевается не так как все.
Как сообщает нам энциклопедический словарь:
«ЯГА,- баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма».
Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» пишет, что яга - «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи».
Образ Бабы Яги в сказках слагается из разных деталей.(слайд 13) По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя, вручает коня, богатые дары. (слайд 14) Второй тип - яга-похитительница, уносящая детей. (слайд 15) Третий тип - яга-воительница.
(слайд 16) Баба - первая часть имени показывает, что наша героиня весьма преклонного возраста. Ведь наши слова «баба - бабушка», предназначены для обозначения людей старшего поколения, имеющих внуков. Поэтому первая часть имени не только отмечает, что она женщина, но и указывает на ее детородную немощь, на определенный жизненный опыт.
Яга - вторая часть имени однозначной трактовке не поддается. Некоторые считают, что наши предки, называли «ягой» лесную женщину, отмечая ее вздорный характер или особенную одежду.
(слайд 17 фото Яги в ступе) Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу. Так, в сказках она ездит в железной ступе, погоняя ее пестом и заметая следы помелом.
В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, в избушке на курьих ножках; при этом не только ее вид, но и сам образ жизни противоестественны человеческим.
(слайд 18 фото избушек)
Забор вокруг ее избы - из человеческих костей, а на заборе вместо горшков висят черепа. В печи Баба-Яга жарит (или, по крайней мере, старается изжарить) похищенных детей.
Внешность Бабы-Яги практически нигде не описывается. Она всегда в действии - летает на ступе, кричит на своих слуг, догоняет героев. И, судя по ее действиям, она не слабая и немощная старая женщина, а довольно энергичная, сильная и волевая.
(слайд 19) Проведя анализ литературы, я пришла к выводу, что Баба - Яга это:
- старуха, наделённая магической силой, ведьма, лесная старуха-волшебница, воительницы и похитительницы;
- нечистая сила женского пола, воровка детей, злой дух;
- в большинстве поверий Баба-Яга весьма напоминала колдунью, а также лесных и стихийных духов (лешиху, русалку) и духов, обитающих в избе и связанных с прядением.
3. (слайд 20, 6 фотографий) Все сказки о Бабе Яге начинаются с того, что главный герой уходит из родного дома, и судьба его приводит в чужой странный мир.
Дело в том, что у древних народов существовал обряд инициации - посвящения юношей в мужчины. Юноша должен был доказать, что он уже достаточно взрослый, что на него можно положиться, что он усвоил мудрость старших, что он достойный воин и охотник. Обряд посвящения всегда сопровождался различными испытаниями в силе, ловкости и смекалке. Кто же проводил такие испытания и где?
Это должен был быть особый, умудренный жизненным опытом человек, и происходить обряд должен был в особом месте - там, где, по поверьям древних, молодые люди могли получить Мудрость и Знание от предков. Очень может быть, что Баба Яга в реальности - это женщина-жрица, глава рода, которая в укромном и священном месте леса испытывала претендентов на взрослость. Она мудра, и способно научить любого - от Ивана-царевича до Иванушки-дурочка.
Ученые очень заинтересовались тем фактом, что в некоторых сказках к Бабе Яге попадают не только юноши, но и красные девицы. Причем живут подолгу, выполняют тяжелую работу. Очень может быть, что в глубокой древности красивым и умным девушкам (Василисам Прекрасным и Василисам Премудрым) отводилась особая роль в племени, и они тоже проходили некий обряд посвящения. Кстати, есть еще одно толкование слова «Яга» - оно означает «решающая».
Еще одним прообразом Бабы Яги в реальной жизни могли служить знахарки и ведуньи, которые селились вдали от людей, часто в лесу. Там они собирали лекарственные травы и в случае необходимости лечили больных людей из окрестных деревень. Многие считали их связанными с нечистой силой и боялись. Поэтому в воображении людей они вполне могли воплотиться в страшный и таинственный образ Бабы Яги.
(слайд 21 опрос Вам нравится Б.Я.?)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. По сказкам и дополнительной литературе я сделала вывод о сущности образа Бабы Яги. Проводя опрос среди учащихся своего объединения в заключении я спросила, а вам нравится Баба Яга? Половина ребят сказали: «не очень» (50 %), 45-ти% от класса Баба Яга не нравится. И всего 5% ребят находят Ягу интересным персонажем.
(слайд 22 в ходе исследования…)
Еще многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна и забавна. Последнее время у Бабы - Яги находят всё больше положительных черт и даже называют её хранительницей домашнего очага.
(слайд 23 фото Яги) Исследование показало, что образ Бабы Яги несёт в себе большую смысловую нагрузку. Я выяснила, что волшебные сказки о Бабе Яге являются во многом отражением народных мифов и поверьев, а те, в свою очередь, являются полузабытыми фактами из настоящей жизни. В Бабу Ягу, которую современные люди считают просто сказочным персонажем, когда-то верили не только дети, но и взрослые. Сказки о Бабе Яге - хранилище информации о древней жизни народа, о реальных событиях, происходящих очень-очень давно.
(слайд 24 литература)
Таким образом, можно сказать, что поставленные в данной работе цель и задачи мною выполнены. На этом моя работа закончена. Спасибо за внимание!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль В.И. Энциклопедия русского слова. - М., 2002.
2. Русские сказки. ООО Издательство «Родничок» М., 2011.
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1989.
4. Устное народное творчество // Русская литература: Энциклопедия для детей. - М., 1998.
5. Этимологический словарь / Семенов А.В.- Москва 2003.

Презентация к исследовательской работе.

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

слайд 12