Ликвидация кпкг по решению суда порядок действий. Именем российской федерации. Членство в сельскохозяйственном кооперативе: что происходит после ликвидации

Порядок реорганизации и ликвидации кооператива оговаривается в уставе в соответствии с пп.12, п.1, СТ. 8 Закона № 190-ФЗ. Условия реорганизации и ликвидации кооператива установлены также ст. 9 и 10 Закона.

Примерная редакция условия о порядке реорганизации кооператива.

1. Реорганизация Кооператива в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования осуществляется на основании решения общего собрания в установленном законодательством порядке. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, реорганизация Кооператива в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких кредитных кооперативов осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Кооператив может преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство.

Возможна реорганизация кооператива с одновременным сочетанием нескольких форм реорганизации и с участием двух и более юридических лиц, созданных в организационно-правовых формах, в которые может быть преобразован кооператив.

2. При реорганизации Кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с разделительным балансом или передаточным актом. Разделительный баланс или передаточный акт включает положения о правопреемстве по всем обязательствам Кооператива, в том числе по оспариваемым обязательствам в отношении его кредиторов и должников, порядок определения правопреемства в связи с изменением состава и стоимости имущества Кооператива, а также в связи с возможным возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей после даты, на которую составлен разделительный баланс или передаточный акт. Если разделительный баланс не позволяет определить его правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по всем обязательствам Кооператива перед его кредиторами. Разделительный баланс или передаточный акт, утверждается Общим собранием и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в устав Кооператива (в случае реорганизации Кооператива в форме присоединения).

3. Реорганизация Кооператива осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания, а если решение о реорганизации принято судом – в порядке, установленном решением суда.

При реорганизации Кооператива в форме разделения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом. Пайщики кооператива становятся пайщиками одного из вновь возникших Кооперативов, если разделение произошло без изменения организационно-правовой формы. Если в результате разделения образовались юридические лица иных организационно правовых форм, перешедшие в о вновь возникшие организации пайщики становятся соответственно пайщиками производственного кооператива, членами некоммерческого партнерства, участниками хозяйственного общества или товарищества.

При реорганизации Кооператива в форме слияния, все права и обязанности кооператива переходят к вновь созданному юридическому лицу. Если слияние произошло с кредитным кооперативом, пайщики кооператива становятся пайщиками вновь созданного кооператива. Если слияние произошло с производственным кооперативом или некоммерческим партнерством, пайщики кооператива становятся пайщиками производственного кооператива или членами некоммерческого партнерства. При слиянии Кооператива с хозяйственным обществом или товариществом, его пайщики становятся участниками хозяйственного общества или товарищества.

При реорганизации Кооператива в форме присоединения к другому юридическому лицу, к последнему переходят все права и обязанности кооператива. Если присоединения осуществляется к кооперативу, пайщики реорганизуемого кооператива становятся пайщиками того кооператива, к которому присоединился реорганизуемый кооператив. Если кооператив присоединяется к производственному кооперативу, некоммерческому партнерству, хозяйственному обществу или товариществу, пайщики реорганизуемого кооператива становятся соответственно пайщиками производственного кооператива, членами некоммерческого партнерства, участниками хозяйственного общества или товарищества.

При реорганизации Кооператива в форме выделения в одно или нескольких юридических лиц, к каждому из них переходят права и обязанности реорганизуемого кооператива в соответствии с передаточным актом. Если выделяемые юридические лица создаются в форме кооперативов, их пайщиками становятся соответствующие части пайщиков реорганизуемого кооператива. Если выделяемые юридические лица создаются в иных организационно-правовых формах, переходящие в эти лица группы пайщиков становятся пайщиками производственного кооператива или членами некоммерческого партнерства или участниками хозяйственного общества или товарищества.

4. При преобразовании кооператива в юридическое лицо иной организационно-правовой формы, его права и обязанности в отношении других юридических лиц не изменяются, а изменяются только права и обязанности в отношении пайщиков, которые изменили свой статус в связи с реорганизацией.

5. Реорганизация кооператива в форме преобразования осуществляется на основании решения общего собрания пайщиков, содержащего:

    • наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования Кооператива;
    • порядок и условия преобразования Кооператива;
    • порядок обмена паенакоплений пайщиков на акции, доли участников в уставном капитале хозяйственного общества, складочном капитале товарищества или на паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование кредитного кооператива в хозяйственное общество, товарищество или в производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества кооператива, которое вправе получить пайщик кооператива, преобразованного в некоммерческое партнерство, при прекращении его членства в некоммерческом партнерстве;
    • список членов контрольно-ревизионного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами и уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие контрольно-ревизионного органа и образование такого органа отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
    • список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами и уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа этого юридического лица и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица;
    • указание о лице, назначенном (избранном) единоличным исполнительным органом создаваемого юридического лица;
    • список членов иного органа создаваемого юридического лица (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или товарищества, членов производственного кооператива или членов некоммерческого партнерства), если в соответствии с федеральными законами и уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие этого органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица;
    • указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
    • указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов;
    • иные не противоречащие федеральным законам положения о реорганизации кредитного кооператива в форме преобразования.

6. Кооператив в течение трех рабочих дней после принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщает в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных кооперативов такое уведомление направляется кредитным кооперативом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решениях кредитных кооперативов о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитный кооператив (кредитные кооперативы) находится (находятся) в процессе реорганизации.

7. Реорганизуемый кооператив после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более кредитных кооперативов уведомление о реорганизации кредитных кооперативов опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации кредитных кооперативов кооперативом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решениях о реорганизации реорганизуемых кредитных кооперативов. В публикуемом уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации кооперативе, форма реорганизации, порядок и условия заявления кредиторами кооператива своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

8. Кредитор кооператива, если его требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации кредитного кооператива, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства Кооперативом, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. В случае, если кредитор уже имеет достаточное обеспечение, он не может потребовать досрочного исполнения обязательства. Кредитор также не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления им этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с п. 4, ст. 60 ГК РФ.

9. В случае, если требование о досрочном исполнении или прекращении обязательств и требования о возмещении убытков удовлетворяются после завершения реорганизации кооператива, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) кооперативы несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного кредитного кооператива.

10. Кредитный кооператив считается реорганизованным со дня государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случая реорганизации в форме присоединения. При реорганизации кредитного кооператива в форме присоединения к нему другого кредитного кооператива первый из них считается реорганизованным со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного кредитного кооператива.

Примерная редакция условия о порядке ликвидации кооператива.

1. Ликвидация кооператива влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Органом Кооператива, правомочным принять решение о добровольной ликвидации, является Общее собрание пайщиков. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, Кооператив может быть ликвидирован по решению суда.

2. При принятии решения о ликвидации кооператива Общим собранием назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кооператива. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах кредиторов и пайщиков ликвидируемого кооператива. Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого кооператива, проводит оценку рыночной стоимости его имущества и по требованию пайщиков предоставляет им для ознакомления отчет о проведенной оценке.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества кооператива для удовлетворения всех требований кредиторов, его дальнейшая ликвидация может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

3. В течение трех дней после принятия общим собранием решения о ликвидации Кооператива ликвидационная комиссия направляет письменное сообщение об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что кооператив находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации кооператива и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива.

4. С момента принятия решения о ликвидации Кооператива, срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Кооператив прекращает прием новых пайщиков, привлечение от них денежных средств и предоставление займов. Выплаты паенакоплений прекращающим членство пайщикам приостанавливаются до полного исполнения Кооперативом обязательств перед кредиторами. Общее собрание устанавливает срок, в течение которого пайщики обязаны исполнить свои обязательства перед Кооперативом.

В случае ликвидации Кооператива по решению суда, такой срок устанавливается судом. При неисполнении пайщиком своих обязательств перед Кооперативом в установленный срок, ликвидационная комиссия вправе потребовать их исполнения в судебном порядке.

5. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества кооператива, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием пайщиков или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива.

6. При недостаточности имущества ликвидируемого кооператива для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков его банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) кооператива его ликвидация прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации кооператива при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

7. Если имеющиеся у ликвидируемого кооператива денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества кооператива, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

При недостаточности денежных средств и иного имущества кооператива для удовлетворения требований всех кредиторов, неисполненные обязательства кооператива покрываются дополнительными взносами пайщиков солидарно, в порядке исполнения субсидиарной ответственности.

В случае, если решение о внесении дополнительных взносов не будет принято общим собранием, кредиторы кооператива вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет пайщиков кооператива.

8. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

9. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием пайщиков или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива.

10. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кооператива распределяется между пайщиками пропорционально доле паенакопления каждого пайщика в паевом фонде.

11. Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц.

12. Пайщики кооператива, независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения его деятельности, совершают все действия по ликвидации кооператива за счет его имущества. При недостаточности имущества кооператива его пайщики совершают действия по ликвидации кооператива солидарно за свой счет.

Решением суда о ликвидации кооператива, обязанности по осуществлению ликвидации могут быть возложены на орган, уполномоченный уставом на ликвидацию кооператива либо на пайщиков. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации кооператива арбитражным управляющим за счет имущества кооператива. При недостаточности у кооператива средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы солидарно возлагаются на пайщиков .

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения пайщиками обязанностей по его ликвидации кооператива, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации кооператива и назначения для этого арбитражного управляющего.

При невозможности ликвидации кооператива ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его пайщиков, кооператив подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

1. Комментируемая статья посвящена ликвидации кредитного кооператива. Как определено в п. 1 ст. 61 части первой ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Как предусмотрено в общих положениях п. 2 ст. 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ*(59)), юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в т.ч. общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Соответственно данным положениям о добровольной и принудительной ликвидации юридического лица в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что кредитный кооператив может быть ликвидирован: 1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); 2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, комментируемым Законом и иными федеральными законами.

Принятие решения о ликвидации кредитного кооператива отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) положением п. 5 ч. 3 ст. 17 комментируемого Закона. Согласно ч. 14 ст. 18 данного Закона решение по такому вопросу принимается двумя третями голосов членов кредитного кооператива (пайщиков), присутствующих на общем собрании членов кредитного кооператива (пайщиков).

В отношении предусмотренных в п. 2 ст. 61 ГК РФ оснований для принудительной ликвидации юридического лица необходимо отметить следующее. В п. 23 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61); следовательно, неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

КС России постановлением от 18 июля 2003 г. N 14-П*(60) признал положение п. 2 ст. 61 части первой ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, не противоречащим Конституции РФ, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Как указал КС России, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в т.ч. наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Как разъяснено п. 3 информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации"*(61), при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица; юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

В п. 7 приложения к информационному письму Президиума ВАС России от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)"*(62) разъяснено, что наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ. При этом согласно п. 8 этого же письма невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

Следует, однако, учитывать, что Президиумом ВАС России разъяснения даны арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции, которым подведомственны дела по заявлениям о ликвидации садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. В п. 1 названного выше информационного письма Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. N 84 при определении подведомственности дел о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, арбитражным судам предписано учитывать, что в соответствии с п. 5 постановления Пленума ВАС России от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"*(63) дела по спорам о ликвидации некоммерческих организаций, в т.ч. общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и других, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 данной статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Право уполномоченного федерального органа исполнительной власти на обращение в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива предусмотрено в положениях п. 8 ч. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье). Согласно ч. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

2. Как установлено в ч. 2 комментируемой статьи, ликвидация кредитного кооператива и удовлетворение требований его кредиторов осуществляются в порядке, определенном федеральными законами.

Согласно общей норме п. 3 ст. 63 части первой ГК РФ в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Указанный порядок установлен положениями ст. 447-449 части первой ГК РФ и гл. 9 "Реализация имущества должника на торгах" Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"*(64).

В п. 4 ст. 63 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 3 января 2006 г. N 6-ФЗ*(65)) предусмотрено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 данного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В соответствии с п. 1 ст. 64 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Согласно п. 2 указанной статьи:

требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога;

не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

Статьей 64 ГК РФ также установлено следующее:

при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (п. 3);

в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4);

требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5);

требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6).

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи в случае, если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального количества, установленного ч. 2 ст. 7 комментируемого Закона, то кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном данным Законом порядке. Аналогичная норма ранее содержалась в п. 1 ст. 13 Закона о КПКГ, но в этой норме ничего не говорилось о сроке, в течение которого количество членов КПКГ должно быть меньше минимального количества для того чтобы возникло основание для ликвидации кредитного кооператива.

В ч. 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда. Правом на обращение в суд с соответствующим заявлением о ликвидации кредитного кооператива согласно п. 8 ч. 2 и п. 9 ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона обладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (см. комментарий к указанной статье).

4. Как предусмотрено в ч. 4 комментируемой статьи, при принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива. Данное положение основано на общих нормах п. 2 и 3 ст. 62 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), согласно которым: учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами (п. 2); с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. 3). Согласно разъяснению, данному в п. 12 информационного письма Президиума ВАС России от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", исходя из содержания норм п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК РФ следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

Приведенное положение п. 2 ст. 62 ГК РФ не является единственной предусмотренной в данной статье обязанностью лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица. В соответствии с п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Уведомление о ликвидации юридического лица регламентировано положениями ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ):

учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в 3-х дневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (п. 1);

регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2);

учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3).

Форма Уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма N Р15001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. VIII Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@.

Форма Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма N Р15002) утверждена также названным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Порядок заполнения данной формы приведен в ч. IX названных Методических разъяснений, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, однако, этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ.

Следует обратить внимание на то, что в приведенных выше положениях речь идет об обязанностях учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, но не об обязанностях суда, принявшего решение о ликвидации юридического лица. При ликвидации юридического лица в судебном порядке соответствующие вопросы решаются следующим образом. В п. 3 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Согласно разъяснениям, данным в п. 24 постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в случае, если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица; при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК (аналогия закона). В п. 11 приложения к информационному письму Президиума ВАС России от 13 января 2000 г. N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 23 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать о ликвидации организации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения в налоговый орган по месту своего нахождения. Форма N С-09-4 "Сообщение о реорганизации или ликвидации организации" утверждена приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации".

Как установлено общими положениями п. 1 ст. 63 части первой ГК РФ: ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Указанным органом печати является журнал "Вестник государственной регистрации" (см. комментарий к ст. 7 Закона).

Наряду с прочим в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что при принятии решения о ликвидации кредитного кооператива проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность. Подобная общая норма в части первой ГК РФ не содержится. В ч. 4 комментируемой статьи также установлено, что ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива. Правовые основы регулирования оценочной деятельности определяет Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"*(66), что и закреплено в его ст. 2.

5-6. Часть 5 комментируемой статьи запрещает кредитному кооперативу после принятия решения о его ликвидации осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы.

Наряду с этим в данной норме предусмотрено, что члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом. Сроки исполнения этих обязательств устанавливаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - судом. Обязанность члена кредитного кооператива (пайщика) при прекращении членства в кредитном кооперативе досрочно возвратить полученные от кредитного кооператива займы установлена в п. 4 ч. 2 ст. 13 комментируемого Закона. То, что членство в кредитном кооперативе прекращается в случае ликвидации кредитного кооператива, закреплено в п. 7 ч. 1 ст. 14 данного Закона (см. комментарии к указанным статьям).

В случае неисполнения членом кредитного кооператива (пайщиком) своих обязательств перед кредитным кооперативом в установленный в указанном порядке срок кредитный кооператив (ликвидационная комиссия) в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи вправе в судебном порядке потребовать исполнения указанных обязательств.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество кредитного кооператива подлежит распределению между его членами (пайщиками) пропорционально сумме их паенакоплений (паев). Аналогичная норма ранее содержалась в п. 2 ст. 13 Закона о КПКГ. Данное регулирование основано на общей норме п. 7 ст. 63 части первой ГК РФ, согласно которой оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Право члена кредитного кооператива (пайщика) получить сумму паенакопления (пая) в случае прекращения членства в кредитном кооперативе предусмотрено в п. 5 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона. То, что членство в кредитном кооперативе прекращается в случае ликвидации кредитного кооператива, закреплено в п. 7 ч. 1 ст. 14 данного Закона (см. комментарии к указанным статьям).

Необходимо также отметить следующий момент. В приведенной норме п. 7 ст. 63 ГК РФ содержится оговорка "если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами". В качестве примеров такого иного регулирования можно указать на положения об ответственности за осуществление экстремистской деятельности и за причастность к терроризму:

в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"*(67) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного или религиозного объединения либо иной организации, ликвидируемых по основаниям, предусмотренным названным Законом, подлежит обращению в собственность России. Там же предусмотрено, что решение об обращении указанного имущества в собственность России выносится судом одновременно с решением о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации;

согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"*(68) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, ликвидируемой по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ. Там же аналогично предусмотрено, что решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации.

8. В ч. 8 комментируемой статьи установлено, что промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс ликвидируемого кредитного кооператива утверждаются общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков) или органом, принявшим решение о ликвидации кредитного кооператива.

В основе данного регулирования лежат общие нормы п. 2 и 5 ст. 63 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ):

после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2);

после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 5).

Следует отметить, что случаи для утверждения промежуточного или окончательного ликвидационного баланса при ликвидации кредитного кооператива ни комментируемым Законом, ни другими законами не установлены.

Как говорилось выше, в п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны уведомлять регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Форма Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (форма N Р15003) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. X Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, однако, этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ.

9. Часть 9 комментируемой статьи применительно к завершению ликвидации кредитного кооператива воспроизводит общую норму п. 8 ст. 63 части первой ГК РФ и п. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ), в соответствии с которой ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Соответственно приведенной норме п. 8 ст. 63 ГК РФ в первоначальной редакции п. 3 ст. 49 данного Кодекса предусматривалось, что в момент завершения ликвидации юридического лица прекращается его правоспособность. В действующей же редакции п. 3 ст. 49 ГК РФ (т.е. в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ*(69)) установлено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. Тем самым учтены внесенные тем же Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" изменения, предусматривающие такую процедуру, как исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Как установлено в п. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с п. 1 ст. 21 названного Закона (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Форма Заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма N Р16001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. последующих изменений). Порядок заполнения данной формы приведен в ч. VI Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утв. приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (однако, этот порядок не учитывает изменений, внесенных в указанное постановление Правительства РФ).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.33 гл. 25.3 "Государственная пошлина" части второй НК РФ (глава введена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ) за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, уплачивается государственная пошлина в размере 20% размера, установленного подп. 1 п. 1 этой же статьи (т.е. от 2 тыс. руб.). Соответственно, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб.

Процедура исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа регламентирована следующими положениями ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном названным Законом (п. 1). Приказом Минфина России от 28 февраля 2006 г. N 32н утверждены форма справки налогового органа, подтверждающей непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и форма справки налогового органа, подтверждающей отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающей отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов*(70);

при наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (решение о предстоящем исключении) (п. 2);

решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3). Указанным органом печати является журнал "Вестник государственной регистрации" (см. комментарий к ст. 7 Закона);

заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4).

Порядок государственной регистрации при исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ определен в п. 7-8 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей":

если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 названного Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (п. 7);

исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 8);

споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с АПК РФ (п. 9).

Разъяснения о применении приведенных положений даны в постановлении Пленума ВАС России от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"*(71), а также в информационном письме Президиума ВАС России от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 211 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(72). Письмом ФНС России от 9 августа 2005 г. N ЧД-6-09/668@ направлены Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"*(73) (в последующем вносились изменения).

10. В ч. 1 п. 4 ст. 61 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 3 января 2006 г. N 6-ФЗ) предусмотрено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 данного Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Соответственно, кредитный кооператив может быть ликвидирован вследствие признания его несостоятельным (банкротом). В ч. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ также установлено, что в случае, если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 данного Кодекса.

В п. 1 ст. 65 ГК РФ так же, как и в п. 4 ст. 61 данного Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Как установлено в п. 1 ст. 65 ГК РФ, признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Согласно п. 3 указанной статьи основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Таким актом является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(74), который согласно п. 1 его ст. 1 (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ*(75)) в соответствии с ГК РФ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Центробанк России регламентировал процедуры ликвидации, банкротства и применения плана оздоровления по отношению к микрофинансовым организациям (МФО) и кредитно-потребительским кооперативам (КПК). Теперь регулятор намерен жестче контролировать действия соответствующих саморегулируемых организаций (СРО) по этим вопросам. Впрочем, как отмечают эксперты, новый подход заработает только после введения обязательного членства участников финансового рынка в СРО.

Ряд указаний, регламентирующих уход с рынка МФО и КПК, Банк России опубликовал вчера на своем сайте. Из них следует, что регулятор намерен, со своей стороны, контролировать то, как проводят ликвидационные, банкротные и оздоровительные процедуры в отношении МФО и КПК внешние временные администрации и сами СРО. Именно СРО, согласно документам, должны ходатайствовать о банкротстве МФО или КПК, участвовать в контроле за исполнением плана финансового оздоровления, если он был принят, и следить за деятельностью внешних временных администраций. А глобальный контроль за всеми этими процессами будет осуществлять ЦБ.

Как следует из пояснительных записок к данным указаниям, все они изданы в связи с отнесением МФО и КПК к финансовым организациям в рамках закона "О несостоятельности (банкротстве)".

До сих пор вопрос контроля ЦБ за уходом с рынка МФО и КПК не был регламентирован. Регулятор вел реестры, где, по сути, просто фиксировал появление и уход игроков. При этом процедуры ликвидации и банкротства проходили для МФО и КПК так же, как для обычных юрлиц. По данным на 24 октября, в реестре МФО было зафиксировано 5,83 тыс. МФО, из которых 1,45 тыс. уже исключены из реестра. В реестре КПК на 30 сентября 3,52 тыс. кооперативов, почти 300 из них находятся в процессе ликвидации, ликвидировано при этом на текущий момент всего три.

По словам участников рынка, в существующих реалиях нововведения ЦБ будут работать лишь отчасти. "С одной стороны, регулятор прописал, что ликвидация МФО и КПК может проводиться лишь с обязательным уведомлением ЦБ, под контролем временной администрации, которую, в свою очередь, будет контролировать он,- говорит исполнительный директор "Домашних денег" Андрей Бахвалов.- С другой стороны, процедура проверки, например, МФО при добровольном исключении из реестра никак не регламентирована". Более того, по его словам, учитывая роль в контроле за процессом ухода с рынка, отведенную СРО, полностью новый порядок будет работать лишь после того, как членство в СРО для всех участников финансового рынка станет обязательным. Например, для МФО сейчас это необязательно. По словам директора СРО "НП МиР" Андрея Паранича, сейчас МФО может добровольно покинуть СРО, потом выйти из реестра и вести деятельность как обычное юрлицо. Законопроект, делающий членство в СРО обязательным для всех финансовых организаций, подготовлен, но пока не внесен в Госдуму.

Впрочем, как показывает практика, и это не панацея. Например, для КПК участие в СРО обязательно уже сейчас (введено профильным законом), но на практике не всегда исполняется. "По законодательству каждый КПК должен состоять в СРО, но у нас почти 4 тыс. участников рынка, в реальности в СРО состоят лишь около 2 тыс. КПК",- говорит заместитель директора КПК "Мой дом" Максим Бурундуков. Учитывая, что на переход из одной СРО в другую отведено три месяца, контролировать вопрос обязательности членства крайне сложно, отмечает он.

По словам собеседника СМИ, знакомого с позицией регулятора, в ЦБ считают, что на таком рынке важен даже частичный контроль. "В будущем, когда институт СРО полноценно заработает в отношении всех финансовых организаций, регулирование будет системным",- добавляет он.

По материалам интернет-издания: kommersant.ru.

Как оформляется , вы можете узнать, перейдя по ссылке. Также вы сможете сравнить условия по наиболее востребованным карточным продуктам.

По договорам передачи личных сбережений (№, дата 01.2014 г., №, дата от 24.01.2014 г.) заявительница Ф. передала в Кредитный потребительский кооператив «ААА» (далее - КПК) денежные средства в общей сумме 345000 тысяч рублей под 20 % годовых на срок 6 месяцев, т.е. соответственно до 13.07.2014 г. и до 24.07.2014 г. За это время с данных сумм набежали проценты в сумме 30000 рублей. Таким образом, общая сумма задолженности у КПК перед Ф. составляет 375000 рублей. За все время КПК ей ни разу не выплатил проценты.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу (№, дата) от 02.06.2014 г. принято к производству заявление КПК о признании его несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда УР в отношении КПК введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Ч.А.П.

Ф. и другие граждане обратились с заявлением в полицию отдел по борьбе с экономическими преступлениями для привлечения к ответственности председателя КПК Б.Е.В. к уголовной ответственности, однако до настоящего момента расследование не завершено.

18.09.2014 г. Ф. направила в суд заявление о включении в реестр требований КПК задолженности в сумме 375000 рублей.

Определением Арбитражного суда УР от 06.11.2014г. требование Ф. признано обоснованным в сумме 370716,85 руб. и включено в реестр требований кредиторов КПК по первой очереди удовлетворения.

Вопрос заявительницы: Существует ли реальная возможность получить обратно свои деньги с КПК?

Ответ юриста

Согласно абз. 2 п. 1 статьи 4 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Таким образом, существующие требования законодательства о банкротстве не позволяют взыскивать в исковом порядке задолженность с должника, в отношении которого введена процедура банкротства, поэтому Феоктистова Т.А. правильно обратилась в Арбитражный суд УР с заявлением о включении задолженности в реестр кредиторов КПК в сумме 375000 рублей.

Согласно п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Согласно ст. 189.5 Закона о банкротстве удовлетворение требований кредиторов кредитного кооператива осуществляется в порядке очередности, указанной в ст. 134 Закона о банкротстве.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве, в первую очередь подлежат удовлетворению требования членов кредитного кооператива (пайщиков) - физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в сумме, не превышающей семисот тысяч рублей в отношении каждого члена кредитного кооператива (пайщика).

Таким образом, требование Ф. правомерно включено в реестр требований кредиторов КПК по первой очереди удовлетворения. Теперь она получила право участвовать в собрании кредиторов в соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве. Однако сможет ли она получить свои денежные средства обратно, зависит от действий временного управляющего и наличия имущества КПК.

Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. При этом арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, вести реестр требований кредиторов, предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных настоящим Законом о банкротстве, в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях, предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Однако представленные Ф. материалы дела свидетельствуют о том, что имущества явно недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов и хватит лишь на вознаграждение арбитражному управляющему.

При отсутствии средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве согласно ст. 57 Закона о банкротстве. Расчеты с кредиторами будут производиться после открытия процедуры конкурсного производства в очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве.

Согласно ч. 9 ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что заявительнице получить свои деньги с КПК будет невозможно. Мораторный режим на взыскание денежных средств и исполнение денежных обязательств, а также особый порядок предъявления требований к должнику в соответствии с Законом о банкротстве делает это практически нереальным. Тем более, что до реестровых платежей удовлетворяются требования кредиторов по текущим платежам, связанные с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (ст. 134 Закона о банкротстве). Имущества, достаточного для удовлетворения требований всех кредиторов, у КПК не имеется. В соответствии с ч. 9 ст. 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Кроме того, у Ф. отсутствует договор страхования передачи денежных средств КПК.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2016 года г. Москва Лефортовский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Голованова В.М.

при секретаре судебного заседания Хуродзе Э.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 2-22/2016

по иску Центрального Банка Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу к КПК «СтройИнвестФинанс», Беляеву М. С., Солоухину С. А., Муханову А. А.овичу, Степашкину Р. Б., Кошелеву А. В., Куркину С. В., ООО «Роял Финанс Групп» о принудительной ликвидации кредитного потребительского кооператива,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу г. Москвы обратился в суд с иском к КПК «СтройИнвестФинанс», Беляеву М.С., Солоухину С.А., Муханову А.А., Степашкину Р.Б., Кошелеву А.В., Куркину С.В., ООО «Роял Финанс Групп» о принудительной ликвидации кредитного потребительского кооператива, ссылаясь на то, что в нарушение ч. 3 ст. 35 ФЗ «О кредитной кооперации» КПК «СтройИнвестФинанс» не является членом ни одной саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов, в связи с чем имеются основания для ликвидации данной некоммерческой организации.

Основываясь на изложенном, истец просит суд ликвидировать КПК «СтройИнвестФинанс», возложить обязанности по осуществлению ликвидации на учредителей – Беляева М.С., Солоухина С.А., Муханова А.А., Степашкина Р.Б., Кошелева А.В., Куркина С.В., ООО «Роял Финанс Групп»; обязать ликвидационную комиссию (ликвидатора) провести предусмотренные законом процедуры по ликвидации КПК «СтройИнвестФинанс» в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца Центрального банка Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу по доверенности – Спиридонова Е.С. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Ответчик Куркин С.В. в судебное заседание явился, пояснил, что работал в КПК «СтройИнвестФинанс» в должности курьера, о том, что он является учредителем кооператива, узнал недавно.

Представители ответчиков КПК «СтройИнвестФинанс», ООО «Роял Финанс Групп», ответчики Беляев М.С., Солоухин С.А., Муханов А.А., Степашкин Р.Б., Кошелев А.В. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. В соответствии со ст. местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно требований ст. лицо, участвующие в деле обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту нахождения адресата и считаются достоверными, хотя бы адресат по этому адресу более не находится. В силу ст. при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которое возвращается в суд. Адресат, отказавшийся принять судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства. Суд неоднократно направлял ответчикам по месту регистрации извещения о дате и времени судебного разбирательства по данному делу, однако судебные извещения вернулись без вручения их адресату с отметкой почтового отделения «истек срок хранения». При таких данных, учитывая, что ответчики судебные извещения не получают,

дело в производстве

суда находится длительное время, приняло затяжной характер по причине неявки ответчиков в судебные заседания, суд приходит к выводу о том, что ответчики намеренно уклоняются от получения судебных извещений, не представляя доказательств уважительных причин неявки в судебное заседание, злоупотребляют своими правами, нарушает права истца на разбирательство дела в разумные сроки. С учетом требований ч. 1 ст. , ст.ст. , суд считает возможным рассмотреть

дело в данном судебном заседании в

отсутствие ответчиков.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. и по правилам ст. , суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Основания для ликвидации юридического лица установлены в ст. .

Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в ст. .

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99- ФЗ положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1, пп. 1 – 3 п. 3, п. 5 ст. (в редакции Федерального закона от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62).

РЕШИЛ

исковые требования Центрального Банка Российской Федерации в лице ГУ Банка России по Центральному Федеральному округу к КПК «СтройИнвестФинанс», Беляеву М. С., Солоухину С. А., Муханову А. А.овичу, Степашкину Р. Б., Кошелеву А. В., Куркину С. В., ООО «Роял Финанс Групп» о принудительной ликвидации кредитного потребительского кооператива – удовлетворить.

Ликвидировать КПК «СтройИнвестФинанс» (ИНН 7722852053, ОГРН 1147746924159).

Возложить обязанности по ликвидации на учредителей КПК «СтройИнвестФинанс» в лице Беляева М. С., Солоухина С. А., Муханова А.

А.овича, Степашкина Р. Б., Кошелева А. В., Куркина С. В., ООО «Роял Финанс Групп».

Установить ликвидаторам срок предоставления в суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающий шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Лефортовский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: В.М. Голованов.


РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Межрегиональная общественная организация потребителей по защите прав потребителей «Гражданский контроль» обратилась в суд с данным иском в интересах Соколова Ю.Т. к ответчику СПАО «РЕСО-Гарантия», ссылаясь на то, что дд.мм.гггг между истцом и отве...

Ильина Т. А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ №3 по г.Москве и Московской области о восстановлении срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего Д...