Ликвидация некоммерческой организации представляет собой процесс прекращения её существования без права передачи права собственности третьим лицам. При этом вносятся изменения в ЕГРЮЛ, а объект прекращает свое существование в качестве юридического лица.
О том, какими нормативами регулируется ликвидация НКО и каков порядок проведения процедуры, мы сегодня и поговорим.
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц регулируется статьями 7 и 82 ФЗ «О некоммерческих организациях». Их ликвидация проводится в установленном порядке по Гражданскому Кодексу (статья 50).
Так как некоммерческие организации приравниваются к юридическим лицам, то прекращение их существования признается только после внесения изменений в ЕГРЮЛ. До этого момента организация считается действующей, её работа регулируется законодательными актами.
Согласно законодательным нормативам, основанием для инициализации прекращения деятельности могут выступать следующие факторы:
Для инициализации процесса ликвидации потребуется протокол собрания НКО, где и было принято решение о прекращении существования организации. Подписывают его все управляющие, после чего протокол закрепляется подписью секретаря (если таковой присутствовал на собрании).
Основные требования к протоколу собрания НКО о ее ликвидации следующие:
Только после этого отправляется уведомление о принятии решения в ФНС – именно этот орган уполномочен вносить изменения в ЕГРЮЛ и прекращать деятельность юридического лица.
Порядок действий при ликвидации НКО включает следующие шаги:
Все оставшиеся финансовые средства после прекращения деятельности распределяются между участниками, прописанными в уставе организации. Это допускается только при отсутствии имущественных претензий и активных рассматриваемых в судовом порядке дел.
Имущество частного учреждения, оставшееся после ликвидации некоммерческой организации, должно быть направлено на выполнение уставных целей, то есть распределено между дольщиками уставного капитала ранее существовавшей организации. Если по каким-то причинам выполнение этого обязательства невозможно, то имущество передается в обиход государству (оно, в свою очередь, направляет его на благотворительные цели). Все это указано в 8 пункте статьи 63 ГК РФ.
Госпошлина за начало процесса ликвидации НКО составляет 800 рублей. Не взимается эта сумма только в тех случаях, когда прекращение деятельности было вызвано банкротством юридического лица.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ после получения всего пакета документов от НКО выполняется в течение 5 рабочих дней. В течение следующего дня подготавливается справка для УФРС по СК, которая выдается заявителю в качестве подтверждения, что организация полностью прекратила свою деятельность. В последующие 3 дня справка передается ответственному лицу, стоявшему за регистрацией процесса ликвидации.
Указанные выше сроки не регулируются только в том случае, если прекращение деятельности некоммерческой организации инициализировано в судебном порядке. При таком раскладе внесение изменений в ЕГРЮЛ производится после полного прекращения судебного процесса.
В течение 2 месяцев с момента получения извещения ФНС ведется прием имущественных претензий со стороны кредиторов и должников. Если есть спорные моменты, они рассматриваются в судебном порядке, а завершение ликвидации осуществляется только после решения всех споров и исполнения обязательств.
Нарушение нормативов процесса ликвидации влечет за собой не только отказ во внесении изменений в ЕГРЮЛ, но и наложение штрафов, санкций. Поэтому все неясные моменты лучше уточнять заблаговременно.
Получить копию решения суда о ликвидации НКО можно только лично непосредственно в представительстве суда. Для обращения потребуется паспорт, так как копия выдается только причастным к деятельности организации лицам (фигурантам дела).
Информация о прекращении деятельности НКО также публикуется в СМИ (согласно законным нормативам), без этого завершить ликвидацию не получится.
Ликвидатором может выступать абсолютно любое лицо, полномочия для которого были установлены общим решением собрания руководителей некоммерческой организации. Естественно, в некоторых случаях такие полномочия берут на себя судебные исполнительные органы.
Ликвидация НКО подразумевает под собой абсолютное прекращение существования этой организации без возможности перехода прав на нее другому субъекту. После данной процедуры некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица.
НКО отличается деятельностью от других коммерческих юридических лиц, поэтому ликвидация имеет ряд особенностей и отличий.
Для НКО характерна предпринимательская деятельность, а именно:
Касаемо прибыли, некоммерческое предприятие не распределяется между членами организации, так как идет на выполнение целей, поставленных при создании НКО. Заработанные средства участники имеют право отправить в благотворительные фонды.
Для общественных объединений существует ограничение на ведение предпринимательской деятельности - территориальное. Это значит, что организация должна вести свою деятельность исключительно в одном субъекте РФ.
Разнообразие видов деятельности НКО можно разделить на:
Рассматривая второй случай, могут возникнуть вопросы о том, будет ли законно НКО участвовать в коммерческой организации или покупать ее акции. Да, законно, если вся прибыль будет направлена на цели, ради которых создана некоммерческая организация.
Для некоторых видов НКО законодательство устанавливает ограничения на предпринимательство. По закону организациям запрещено составлять и подписывать договор совместной работы (договор простых товариществ) ради предпринимательской деятельности.
В ситуации, когда прибыли от предпринимательской деятельности хватает только на поддержание существования организации, а документы подтверждают, что это противоречит уставу, НКО может подвергнуться проверке Минюста РФ. Министерство или другие органы в праве потребовать в судебном порядке ликвидировать данную организацию, так как достижение целей, прописанных в уставе, не происходит.
Из этого можно сделать вывод о том, что даже если прибыль НКО небольшая, необходимо продолжать деятельность, ради которой и создавалась организация. Программы, акции, мероприятия в таком случае будут проходить за счет участников или спонсоров.
Для того, чтобы вынести решение о ликвидации фонда, необходимо подать заявление самим участникам организации в суд. Для других НКО также могут быть ликвидированы через суд. Нарушив законодательство или устав организации, НКО получит предупреждение, вынесенное Министерством Юстиции или постановление, призывающее устранить проблемы, от прокурора.
Более, чем два предупреждения или предоставления, - возможность ликвидации некоммерческой организации через суд.
Ликвидация НКО проходит в следующей последовательности:
Как говорилось ранее, решение о том, стоит или нет ликвидировать некоммерческую организацию принимать могут участники, регистрирующий орган, суд. Последние два случая связаны с принудительной ликвидацией. Если суд вынес решение о прекращении любых действий, то это обязательно к выполнению.
Этапы и порядок ликвидации регулирует гражданское законодательство, а решение о дальнейшей деятельности принимают исключительно учредители.
В случае, когда были установлены нарушения закона, либо юридическое лицо не в состоянии погасить задолженность, судьбу НКО решает государство, а именно суд.
Необходимо направить иск, дабы уведомить суд, когда необходимо его решение. Это не хозяйственный спор, поэтому исходить иск должен от специально уполномоченного лица. При нарушении права этим лицом становятся госорганы власти и муниципалитет. Если нарушены права кредиторов - следует . И в том, и в другом случае юридическое лицо является ответчиком и должно предоставить факты, доказательства в качестве опровержения позиции истца. После рассмотрения всех материалов дела суд выносит решение.
При выяснении нарушений со стороны НКО по отношению к кредитору, суд может принять одно из двух решений:
Ликвидирование некоммерческой организации судом регулируется нормами материального и процессуального законодательства. Для того, чтобы узнать основания принудительной ликвидации, нужно обратиться к Гражданскому кодексу.
Арбитражный процессуальный кодекс содержит вопросы, относящиеся к содержанию и подаче иска, выявления подсудности и рассмотрения дела о ликвидации. Также там описаны нормы, на основании которых оспариваются вынесенные решения. также споры юридических лиц.
НКО, при ликвидации, обязана подать пакет документов в Министерство Юстиции. После проследует, в отличии от налоговой службы, глубокая проверка законности причин для прекращения деятельности.
Как говорилось ранее, при ликвидации некоммерческой организации необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Это будет единственной платой в том случае, если ликвидацию осуществляет сама НКО. При привлечении высококвалифицированных юристов, цена возрастает до ста тысяч рублей в крупных городах и до восьмидесяти в регионах.
Учредитель юридического лица не несет ответственность за обязательства самого юридического лица и наоборот - общее правило. Но есть определенные исключения. Например, дополнительная ответственность собственников НКО.
Сотрудники организации несут ряд ответственностей: административную, налоговую, гражданско-правовую и уголовную. Главный руководитель обязан совершать честные и разумные действия только в интересах юридического лица, которое он предоставляет. (п.3 ст.53 ГК РФ) Вследствие этого, руководящее лицо несет полную ответственность за издержки, убытки, ущерб, причиненные организации (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 г. №10АП-18605/2014).
Только законодательство устанавливает порядок обжалования решения о ликвидации НКО. Лица, заинтересованные в деятельности организации, имеют право обжаловать решение в суде. Если была выявлена неправомерность решения, государство обязуется выплатить организации все издержки и понесенные убытки. Во время решения руководствоваться следует не только законом, но и морально-этическими факторами.
Главное последствие - прекращение любой деятельности некоммерческой организации. Если процедура происходила добровольно, то это напрямую соответствует желаниям участников о закрытии организации.
Еще одно последствие - потеря имущества. Как говорилось ранее, это произойдет только в том случае, если капитала НКО недостаточно для погашения задолженностей и кредитов. В том случае, если ликвидация произошла на основании прокурорского постановления, НКО потеряет средства и цели создания не будут достигнуты.
Итогом для всех форм ликвидации станет исключение организации из государственного реестра юридических лиц.
Процедура ликвидации некоммерческой организации представляет собой сложный и многоэтапный процесс, который требует знаний законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.
Каждая ликвидация некоммерческой организации имеет свои нюансы и особенности, в зависимости от ее организационно-правовой формы.
В нашей статье речь идет, прежде всего, о добровольной ликвидации. Ликвидация считается добровольной, если решение о ликвидации самостоятельно принято на то органом юридического лица или учредителями.
Упрощенно процедуру ликвидации можно разделить на следующие этапы:
Принятие решение о ликвидации→формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора)→публикация сообщения о ликвидации в органах печати→составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса→осуществление расчетов с кредиторами→составление и утверждение ликвидационного баланса→государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
После принятия решения о ликвидации у некоммерческой организации возникает обязанность в течение трех дней сообщить об этом в уполномоченных государственный орган для внесения в реестр юридических лиц сведений о том, что некоммерческая организация ликвидируется.
При реализации первого этапа ликвидации некоммерческой организации в уполномоченный орган подаются следующий комплект документов:
Желательно заранее, с целью экономии времени, подготовить расписку нового
Второй этап ликвидации представляет собой размещение в органах печати сообщения о ликв
1. Уведомление о ликвидации (в настоящее время в одном уведомлении есть возможность подать сведения, как о самой ликвидации, так и сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе)*. Оригинал, заверенный нотариально и копия, заверенная заявителем.
2. Решение органа юридического лица, принявшего решение о ликвидации – 2 экземпляра (всего необходимо изготовить три экземпляра решения, так как один должен остаться в организации). Результат первого этапа: получения листа записи о том, что организация находится в процессе ликвидации
Проще всего для размещения сообщения о ликвидации некоммерческой организации воспользов
аться специальным сервисом указанного журнала, в котором сообщение о ликвидации формируется в автоматическом режиме.
Сообщение о ликвидацию должно содержать сведения о ликвидируемой некоммерческой организации, такие как наименование, адрес местонахождения организации, а также порядок и срок предъявления требований кредиторов. При этом срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемой некоммерческой организации не может быть менее двух месяцев со дня публикации сообщения о ликвидации некоммерческой организации.
После истечения срока для предъявления требований кредиторов составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах рассмотрения требований кредиторов.
На втором этапе ликвидации некоммерческой организации в полномочный орган предоставляются следующие документы:
1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (оригинал+копия).
2. Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса – 2 экземпляра (всего необходимо изготовить 3 экземпляра, чтобы один остался в организации).
3. Промежуточный ликвидационный баланс – 2 экземпляра с отметками территориального налогового органа.
4. Документ, подтверждающий публикацию сообщения о ликвидации некоммерческой организации в журнале «Вестник государственной регистрации» (выписка из журнала).
5. Расписка (опись документов). Рекомендуется заполнить расписку заранее (бланк расписки можно скачать выше).
Внимание!
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и сам промежуточный ликвидационный баланс составляются и подаются в уполномоченный орган только после истечения срока для предъявления требований кредиторов (не менее двух месяцев).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который также как и промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями ликвидируемой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.
На третьем завершительном этапе ликвидации некоммерческой организации в уполномоченный орган предоставляются следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией, заверенное в нотариальном порядке+копия.
2. Протокол об утверждении ликвидационного баланса – 2 экземпляра (всего изготавливаем три экземпляра).
3. Ликвидационный баланс – 2 экземпляра.
4. Документ об уплате госпошлины за государственную регистрацию ликвидации, которая составляет в настоящее время - 800 руб.
5. Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая отсутствие задолженности по обязательным платежам.
6. Копия листа из журнала «Вестник государственной регистрации», в котором опубликовано сообщение о начале процедуры ликвидации – 2 экземпляра.
7. Документ об уничтожении печати – 2 экземпляра.
8. Подлинник Устава ликвидируемой организации и Свидетельства о государственной регистрации.
9. Расписка (опись документов).
После принятия решения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации субъекта РФ в связи с ликвидацией некоммерческой организации документы направляются в регистрирующий налоговый орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
В общем случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация или на благотворительные цели. Однако существуют исключения для отдельных видов некоммерческих организации. Например, имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено учредительными документами учреждения, а имущество некоммерческого партнерства подлежит распределению между его членами пропорционально их имущественным взносам.
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация-прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
*Подготовить соответствующие уведомления и заявления, необходимые при ликвидации некоммерческой организации поможет "Программа подготовки документов для государственной регистрации", которую можно скачать с сайта Федеральной налоговой службы.