Положение об оплате труда работников

Традиционного повышения МРОТ 1 января 2017 года не произошло. Зато с 1 июля 2017 года МРОТ увеличится на 300 руб. - с 7 500 руб. до 7 800 руб.

Изменение МРОТ не повлияет на величину страховых взносов, так как на законодательном уровне предусмотрен только однократный перерасчет в течение календарного года.

Электронный больничный начинает действовать

На смену листкам временной нетрудоспособности приходят электронные больничные, хотя сразу бумажные бланки они не вытеснят. Процесс будет происходить постепенно.

Предполагается, что электронные больничные будут выдаваться пациентам с их письменного согласия и заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью.

Преимущества электронных больничных:

  • заинтересованные лица смогут отслеживать информацию о выданных больничных в автоматизированной системе, которая будет находиться под контролем ФСС России;
  • работодателям предоставят данные по больничным трудоустроенных у них граждан, также доступ к базе будут иметь ФСС и медицинские учреждения;
  • листки нетрудоспособности практически невозможно подделать;
  • риск быть оштрафованными за принятие к выплате листков, не соответствующих требованиям ФСС, для работодателей сводится к нулю.

В ближайшее время Минздрав определится с формой и образцом заполнения электронного больничного.

Персональные данные придется обрабатывать с особой внимательностью из-за существенного увеличения штрафов

Ранее мы уже писали о том, что закон расширяет перечень правонарушений в области защиты персональных данных. Теперь их будет семь, за каждое нарушение грозит штраф. Причем максимальное денежное наказание предусмотрено за обработку персональных данных без согласия их субъекта — до 75 000 руб.

Поправки по неполному рабочему времени, оплате сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни

Основание — Федеральный закон от 18.06.2017 № 125-ФЗ (вносит изменения в ст. 93, 101, 108, 152 и 153 ТК)

Работодателям важно знать, что закон:

  • Устанавливает возможность сокращения продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
  • Поясняет, когда работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, можно установить ненормированный рабочий день: только если соглашением сторон установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
  • Уточняет, что, если установленная для работника продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов, перерыв для отдыха и питания ему может не предоставляться.
  • Конкретизирует порядок оплаты сверхурочной работы: при подсчете сверхурочных часов не учитывается работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени.
  • Уточняет, что неполное рабочее время можно устанавливать как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами срок. При этом также разрешено разделение рабочего дня на части.
  • Дает понимание о порядке оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в этот день (от 0 часов до 24 часов).
  • Указывает на то, что в случаях, когда работодатель обязан по просьбе работника установить неполное рабочее время, его должны устанавливать на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия соответствующих обстоятельств. При этом режим рабочего времени и времени отдыха определяется в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.
  • Вводит обязанность устанавливать неполный рабочий день по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя) ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи. При этом неполное рабочее время устанавливается не более чем на период наличия указанных обстоятельств.

13 субъектов РФ присоединятся к пилотному проекту ФСС «Прямые выплаты»

В проекте уже участвуют 20 регионов, а завершится он должен в 2019 году.

По новым правилам должны будут работать: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Алтайский край, Приморский край, Амурская область, Вологодская область, Магаданская область, Омская область, Орловская область, Томская область, Еврейская автономная область.

Согласно нововведениям, все документы на пособия по временной нетрудоспособности страхователи должны направлять непосредственно в ФСС. Работодатели по-прежнему должны будут платить своим сотрудникам за первые три дня болезни, исключения — случаи, когда пособие полностью уплачивается из средств бюджета.

Проект «Прямые выплаты» освобождает страхователей от функций по расчету пособий. Застрахованным гражданам он обеспечивает правильность начисления пособий, освобождает их от зависимости от работодателя и минимизирует конфликтные ситуации с ним, предоставляет самостоятельный выбор способа получения пособий — на банковский счет или почтовым переводом.

Для ФСС это возможность контроля за всеми оплачиваемыми листками нетрудоспособности, переход на электронный листок нетрудоспособности, сокращение случаев страхового мошенничества, оптимизация расходов.

Всю необходимую информацию по проекту «Прямые выплаты» (нормативные документы, буклеты, памятки и др.) можно найти

Согласно Трудовому кодексу положение об оплате труда работников не является документом, который в обязательном порядке должен присутствовать у работодателя, так как в общем случае вопросы, касающиеся оплаты труда, регулирует трудовой договор. Однако принятие единого локального акта , в котором бы подробно описывались все вопросы, касающиеся системы оплаты труда работников, каким и является положение об оплате труда и материальном стимулировании, оказывает положительное влияние на дисциплину коллектива.

В трудовом законодательстве не содержится каких-либо определенных или строгих требований к содержанию документа. В положение об оплате труда стоит включить следующие разделы:

  • Раздел с общими положениями, в котором работодатель очертит основные цели данного документа, сотрудников, на которых распространяется действие документа, требования к работникам для начисления заработной платы и т.д.
  • Порядок выплаты заработной платы, сроки выплат;
  • Описание системы оплаты труда, которая применяется в компании;
  • Минимальный размер оплаты труда, который установлен в компании;
  • Размеры окладов, установленные для определенных работников компании в зависимости от выполняемой работы или занимаемой должности;
  • Условия премирования работников (в случае, если данный вопрос не регулируется отдельным локальным актом, например, Положением о премировании);
  • Условия удержания денежных выплат, ограничения размера удержаний, правила и т.д.;
  • Другие особенности, имеющие место в данной компании.

Перечисленные условия носят рекомендательный характер. Главное, о чем должен помнить работодатель: положение об оплате труда ни в коем случае не должно ухудшать положение сотрудников организации и не должно противоречить законодательству.

Порядок утверждения положения об оплате труда

В случае, если работодатель принял решение разработать и утвердить данный локальный акт, действовать необходимо в следующем порядке.

Унифицированная форма положения об оплате труда не утверждена, поэтому документ разрабатывается в организации самостоятельно. Согласно требованиям Трудового кодекса, разработанный работодателем проект документа должен быть отправлен на рассмотрение и утверждение представительного органа работников (профсоюза). При утверждении данного документа мнение работников обязательно должно быть учтено. В случае, если выборный орган отсутствует, то работодатель утверждает проект самостоятельно.

После составления документа, положение об оплате труда должно быть подписано. Как правило, документ подписывает тот, кто его составлял – это может быть специалист кадровой службы, руководитель направления и т.д. Кроме того, в компании может быть принят определенный порядок утверждения локальных актов. Например, до подписания документа руководителем предприятия, документ должен быть утвержден, в частности, юристом компании или руководителем отдела кадров.

Все работники компании должны быть ознакомлены с положением об оплате труда. Это можно сделать следующим образом:

  • работники могут поставить подпись на специальном листе ознакомления;
  • работники могут поставить подпись о том, что ознакомлены с положением, в специальном журнале ознакомления;
  • о факте ознакомления с положением об оплате труда можно сообщить на экземпляре трудового договора, который будет храниться у работодателя.

В случае, если работник отказывается ознакомиться с положением об оплате труда, его отказ лучше оформить письменно. Это будет являться подтверждением того, что работодатель выполнил свою обязанность, и убережет от возможных проблем с трудовой инспекцией.

С 1 января 2017 г. Федеральным законом от 3.07.16 г. № 348-ФЗ в трудовое право будет введена новая глава 48.1, устанавливающая особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.

Условия отнесения к микропредприятиям

Напомним, что субъектами малого предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (организации и индивидуальные предприниматели), отнесенные Федеральным законом от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

К субъектам малого предпринимательства частью 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие следующим условиям:

хозяйственные общества, хозяйственные партнерства должны выполнить хотя бы одно из требований п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, а именно:

а) суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) не превышает 25%; иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49%.

Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства (49%), не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в п.п. «в» — «д» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.10 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 25.07.15 г. № 1459-р. Юридические лица включаются в указанный Перечень в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8.12.14 г. № 1335, если соответствуют одному из критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета); юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.10 г. № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»; хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, соответствующие одному из указанных требований (т. е. требований п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ), производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели должны выполнить условия, предусмотренные пп. 2 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ для микропредприятий: среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек; доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не превышает 120 млн руб. (постановление Правительства РФ от 4.04.16 г. № 265).

Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в п.п. «а» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям (часть 3 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

1 августа 2016 г. ФНС России совместно с Минэкономразвития России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» был создан Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание такого реестра — системное решение, которое позволит:

снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки; снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий; обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий; повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства;

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — единый реестр), размещаемый в сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2, 9 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 г. № 506). Реестр сформирован автоматически — на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках предоставления предпринимателями налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов. При этом с 1 августа 2016 г. предпринимателям не нужно представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов малого или среднего предпринимательства, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Нововведения с 2017 года

Как уже было указано, с 1 января 2017 г. у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с Законом № 209-ФЗ отнесены к микропредприятиям (далее — работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений будет осуществляться с учетом особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ.

Так, согласно положениям ст. 309.2 ТК РФ работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе будет отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. К таковым отнесены правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.

При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен будет включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами.

Указанные трудовые договоры должны будут заключаться на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.08.16 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям».

Указанная форма предусматривает различные варианты заполнения отдельных пунктов договора, что позволит учесть особенности труда каждого работника.

Обратите внимание!

Если работодатель перестанет быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре будут внесены соответствующие изменения, то не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно будет осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ, а именно ст. 309.2 ТК РФ (ст. 309.1 ТК РФ). Следовательно, работодатель в течение четырех месяцев с момента внесения соответствующих изменений в единый реестр обязан будет восстановить все локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).

Какой утвердили МРОТ действует с 1 июля 2017 года в России? Как новый МРОТ повлияет на пособия и зарплату? Изменятся ли размеры пособий с 1 июля 2017 года? Новый размер МРОТ вы узнаете из данной статьи.

МРОТ с 1 июля 2017 года

С 1 июля 2017 года МРОТ в России повысился и его размер составляет 7800 рублей. Это предусмотрено Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ
«О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда».

Заметим, что последний раз МРОТ увеличивали с 1 июля 2016 года до 7500 рублей (Федеральный закон статья 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ). Приведем таблицу с повышением МРОТ последних лет:

МРОТ с 1 июля 2017 года и заработная плата

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Однако имейте в виду, что «на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и других удержаний, например, алиментов. Соответственно, с 1 июля 2017 года платить меньше 7800 рублей нельзя.

При этом стоит заметить, что оклад работникам с 1 июля 2017 года может быть и меньше 7800 рублей. Ведь меньше МРОТ не может быть общая зарплата, в которую входят (ст. 129 ТК РФ):

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты, в том числе доплаты и надбавки;
  • стимулирующие выплаты (премии).

1 января 2017 года вступают в силу изменения в законодательстве, которые существенно изменят правила ведения бизнеса. Вас ждут новые условия одобрения сделок и регистрации недвижимости, новые правила выплаты страховых взносов, замена официальных бумажных свидетельств на выписки, онлайн-кассы и многое другое.

Общее

Изменения корпоративного законодательства

Новое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью демонстрирует возросшее доверие государства к директорам обществ и усталость от предварительных процедур согласования, а также связанных с их несоблюдением рисков оспаривания важных сделок.

Отменено обязательное предварительное согласие на сделки с заинтересованностью.

Сужен круг лиц, способных оспорить сделку: акционеры и участники с числом голосов меньше 1% лишены права «поставить вопрос ребром».

Введены понятия контролирующего и подконтрольного лица (вместо аффилированного), повышен порог для признания контролирующим лицом с 20% до 50% участия в подконтрольном обществе или его органе управления.

Расширен перечень случаев, на которые не распространяются нормы о заинтересованности. Например, покупка офисных принадлежностей у родственников на сумму меньше 0,1% балансовой стоимости активов общества - не сделка с заинтересованностью.

Изменён подход к определению крупной сделки: главный критерий теперь не сумма сделки, а выход её за рамки обычной деятельности.

Возросло значение рыночной цены актива - специально для ситуаций, когда не ценный по балансу, но ценный в реальности актив выводится по «некрупной» сделке.

Совет директоров может давать заключение о крупной сделке вместо решения об одобрении.

В результате компании смогут тратить меньше времени и денег на выполнение корпоративных процедур и без проволочек вести ту самую «нормальную хозяйственную деятельность», о которой так много говорят законы о хозяйственных обществах.

Вредные миноритарии, у которых даже нет 1%, не смогут начать процедуру оспаривания, которая часто используется как инструмент корпоративной борьбы.

Так как в плане крупных сделок во главу угла ставится понятие «обычная хозяйственная деятельность», первым делом теперь смотрим на суть сделки, а не на её размер. Обычная сделка, которую можно не согласовывать, - это сделка, которая принята в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению её вида либо существенному изменению её масштабов.

Если всё же нужно согласие на крупную сделку, оно может быть «рамочным», с альтернативными условиями, что даёт больше простора для исполнительных органов компании в реализации согласия.

Даже если договор крупный, но выгодный и упустить его не хочется, теперь можно заключить сделку под отлагательным условием, то есть под условием её последующего одобрения акционерами.

Так как при описании заинтересованности перечислен исчерпывающий список физлиц (супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сёстры, усыновители и усыновлённые) и убрано дополнение «аффилированные лица», теперь сделка с родственниками, которые не названы в этом перечне, - это не сделка с заинтересованностью и её можно заключать без опасений.

Отмена свидетельств о регистрации ИП и юридических лиц

Налоговая инспекция будет выдавать не свидетельства о регистрации, а листы записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Существенно ничего не изменится: процедура регистрации остаётся прежней, но вместо привычных бланков новые ИП и юрлица получат выписки из реестров по установленным приказом ФНС формам.

Как написано в самом приказе, изменение нужно для улучшения электронного взаимодействия «заинтересованных лиц с налоговыми органами в сфере государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей <...> и учёта налогоплательщиков». Это в духе последних законотворческих инициатив: упразднить все официальные бумажные свидетельства на бланках строгой отчётности и выдавать людям только справки-выписки из публичных реестров (что с июля 2016 года уже произошло в сфере государственной регистрации прав на недвижимость).

Появится единый реестр недвижимости

Новый закон вводит единый реестр недвижимости (ЕГРН) и сокращает сроки регистрации и кадастрового учёта, которые в ряде случаев могут быть проведены одновременно.

Теперь машино-места - это официально признанные объекты недвижимости, поэтому можно их регистрировать и продавать в таком качестве, а не как долю в праве на здание. Приготовьте деньги - ставки платы за запрос сведений из ЕГРН повышаются. За отдельную плату документы о регистрации доставят в офис.

При регистрации не требуется представлять учредительные документы юрлица - их Росреестр запросит сам по межведомственным каналам.

Торговля

Изменения для торговых сетей

Уменьшен размер ретробонусов, выплачиваемых поставщиками: теперь за продвижение товара ритейлеры получат 5% от его стоимости (вместо 10%).

Изменены сроки расчётов за поставку продуктов - от 8 до 40 календарных дней в зависимости от срока годности товара.

С 1 января 2017 года договоры поставки, противоречащие новым положениям закона о торговле, утрачивают силу.

Онлайн-кассы

До 1 июля 2017 года все торговые предприятия с ККТ должны перейти на онлайн-кассы. Для этого нужно купить новое оборудование, заключить договор с оператором фискальных данных, провести нормальный интернет во всех пунктах продаж и обучить персонал. С 1 февраля 2017 года можно будет зарегистрировать только новые кассы с фискальным накопителем. За нарушения грозят штрафными санкциями.

Положительным для бизнеса это новшество не назовёшь. С 1 января 2018 года перейти на онлайн-кассы должны будут даже ИП на патенте и «вменёнщики», которые ККТ могли не иметь вовсе. Единственное, ИП сможет зарегистрировать онлайн-кассу прямо на сайте ФНС. Уже сейчас нужно проверить договор с оператором электронного документооборота и срок действия электронной подписи.

Изменение налогового законодательства

Самое важное: теперь все социальные взносы, кроме травматизма, обслуживает ФНС. Раньше все эти взносы собирали ФСС и ПФР и они же контролировали страхователей.

ФНС займётся проверками страхователей и распределением полученных средств. Теперь это будет единый социальный страховой сбор (ЕССС) и в итоге - одна платёжка, один КБК. Старые формы в ПФР и ФСС отменяются. ФНС утвердила новые отчёты и сроки уплаты. Уже сейчас проведите сверку с ФСС по уплаченным страховым взносам.

Это хорошо потому, что удобно будет платить в одно место и по одной платёжке. Фонды не справляются с администрированием взносов, а участие налоговых органов повысит, как ожидается, собираемость соцвзносов.

Взносы на травматизм

Без специального подтверждения видов деятельности ФСС рассчитает тариф взносов на травматизм по самому рискованному виду деятельности, который указан в ЕГРЮЛ. Причём не важно, ведёте ли вы её в реальности или она только на бумаге. Проверьте, есть ли ненужные виды в ЕГРЮЛ, и подайте заявление о подтверждении основного вида деятельности уже сейчас.

С 1 января 2017 года начинает действовать обновлённая редакция правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, имеющая отношение к компаниям с несколькими видами деятельности. Устраняется неоднозначная формулировка о том, что тариф для компаний, не подтвердивших вовремя основной вид деятельности, устанавливается исходя из самого опасного вида деятельности из осуществляемых этим страхователем.

Теперь не важно, осуществляет ли работодатель фактически тот вид деятельности, по которой рассчитан тариф, или нет - для ФСС будут иметь значение только коды ОКВЭД, указанные в ЕГРЮЛ. Из них ФСС выберет деятельность с наиболее высоким классом профессионального риска. Чтобы этого избежать, надо вовремя подтвердить реальную основную деятельность.

Пояснения по НДС только в электронном виде

С 1 января 2017 года все пояснения к декларации по НДС, которые требует налоговая, нужно подавать только в электронном виде. Прямо указывается, что в бумажном виде пояснения от налогоплательщиков, которые отправляют декларацию в электронном виде, не будут считаться представленными и, соответственно, её могут привлечь к ответственности.

Лимиты для ИП по упрощённой системе налогообложения

Перейти на «упрощёнку» предпринимателям станет легче: с 1 января 2017 года лимит для перехода на УСН повышается до 112,5 млн рублей.

УСН скоро смогут пользоваться ИП, годовой доход которых или остаточная стоимость основных средств не превысят 150 млн. Причём пока индексации этих предельных величин не планируется. Теперь льготную «упрощёнку» могут применять и более успешные компании.

ЕНВД остаётся с нами

Среди изменений по «вменёнке» также появляется и возможность ИП уменьшить ЕНВД на личные страховые взносы. Раньше, если предприниматель имел наёмных работников, он мог снизить размер налога только на сумму страховых взносов в пользу работников (не более чем на 50%), но не на сумму взносов, уплаченных за себя.

Штрафы за непредставление пояснений

Уточняется, что непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган по его запросу пояснений карается штрафом 5000 рублей за первый случай и 20 000 рублей за повторное в течение года нарушение.

Раньше эти штрафы тоже существовали, но касались в целом непредставления сведений, а не пояснений по декларациям. С 1 января 2017 года за отказ в даче пояснений оштрафуют так же, как за непредставление сведений.

Кадровая работа

Микрокомпании со штатом менее 15 человек освобождаются от необходимости утверждать локальные трудовые акты. Это положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, график сменности и т. д. Нужно только разработать трудовой договор, в котором присутствуют все необходимые положения заменяемых локальных актов.

Работники и соискатели смогут проходить специальный экзамен и получить независимую оценку своей квалификации. Работник или соискатель, претендующий на осуществление определённых видов деятельности, сможет получить свидетельство о квалификации, которое подтвердит его соответствие обязательным профстандартам и другим официальным требованиям к квалификации, если по данной должности они установлены. Сведения о выданном свидетельстве заносятся в специальный реестр.

Компания вправе самостоятельно решить, отправлять ли сотрудника на НОК, но в любом случае направить можно только с его письменного согласия. Для компании это расходы, если инициатором выступает она. Но расходы можно списать при расчёте налога на прибыль и при УСН. Компания получит официальное подтверждение квалификации сотрудника либо, если экзамен он не выдержит, сможет, опираясь на полученное в аттестационном центре заключение, доучить сотрудника. Работник же получит универсальный документ, который будет признан всеми работодателями.

Если оценку оплатит работодатель, расходы на оценку квалификации сотрудников можно будет списать. Расходы на прохождение независимой оценки квалификации своих работников работодатель сможет учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов. Это касается и тех, кто работает на УСН: при расчёте единого налога расходы на проведение оценки можно вычесть из дохода.

Иное

Расширение электронного документооборота

Скоро всё в бизнесе будет электронным: онлайн-кассы, больничные, отчёты.

С 1 января во все суды, у которых будет такая техническая возможность, можно будет представлять документы в электронном виде. Активно пользуясь усиленной квалифицированной электронной подписью, любые документы можно смело направлять в арбитражный суд в электронной форме, в том числе заявление об обеспечении иска (которое логически и хронологически часто сопутствуют иску).

Фотография на обложке: Stevecoleimages / Getty Images