Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. Чем их нужно кормить? Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц


Выполнила: воспитатель старшей группы

Введение 3

Какие птицы зимуют в г. Черемхово? 5

Зачем их необходимо подкармливать? 11

Чем их нужно кормить? 12

Какие бывают кормушки? 14

Практическая часть работы 17

Выводы 22

Список литературы 23

Введение

ПТИЦЫ – высокоорганизованные позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья (Рис.1) . Всего насчитывают около 9 тысяч видов птиц, в нашей стране – более 700.

Наука, которая занимается изучением птиц, называется – орнитология , а ученые – орнитологами .

Многие птицы вынуждены покидать места обитания - одни надолго, другие временно. На зиму большинство наших птиц улетает на юг, это перелетные птицы . Насекомоядные птицы (стрижи, ласточки, кукушки) улетают в теплые страны в конце августа при первом еще слабом дыхании осени, за ними все остальные насекомоядные птицы. Зерноядные птицы и ягодники улетают позднее – корма еще хватает. Перед самым наступлением холодов улетают гуси, утки, журавли . Все остальные относятся к кочующим и оседлым птицам . На смену летним насекомоядным птицам появляются зимующие у нас - дятлы, синицы, поползни, серая ворона и др. (кочующие). Около 50 видов птиц остаются у нас зимовать. Оседлые птицы (воробьи, галки, голуби) живут в одном месте, никуда не улетают, мы часто встречаемся с ними в городе .

Ученые отмечают, что в нашем городе птиц стало меньше. Сибирская зима холодная и длинная, а иркутяне мало заботятся о птицах. В парках города невозможно найти ни одной кормушки. Поэтому птицы сами добывают себе корм. Гибнут они чаще всего не от холода - птицы хорошо переносят холод, а от голода.

12 ноября" href="/text/category/12_noyabrya/" rel="bookmark">12 ноября - день покровителя зимующих птиц священномученика Зиновия. В этот праздник принято делать кормушки для птиц и развешивать их на деревьях. Рис. 1. Поползень

Цель проекта: Помочь зимующим птицам города Черемхово пережить холодную и суровую зиму.

Задачи:

1. Познакомиться с зимующими в г. Черемхово птицами;

2. Узнать, чем они питаются;

3. Выяснить – чем мы можем помочь зимующим птицам;

4. Выяснить, какие бывают кормушки;

5. Сделать различные виды кормушек своими руками;

6. Подкармливать птиц в течение зимнего периода времени;

7. Составить памятку о том, чем можно покормить птиц зимой

Методы исследования:

· Изучение информационных источников, в т. ч. просмотр информации в Интернете.

· Наблюдения за птицами в городских парках, на улицах города.

· Фотографирование птиц, живущих зимой в городских условиях.

· Анализ наблюдений, поведения объектов наблюдения.

· Практическая часть работы (изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц ежедневно – наблюдение за ними).

· Метод обобщения информации в исследовательской работе и в памятке.

Какие птицы зимуют в г. Черемхово.

В Черемхово проживает достаточно большое количество птиц, кроме того, к нам на зиму кочуют виды из других, более холодных районов. Все они нуждаются в заботе и помощи человека, особенно в зимний период времени, когда корма очень мало и сибирские морозы не позволяют долго летать в поисках крошек…

В Черемхово также много и перелетных птиц. Но забывать о сибирских пернатых тоже нельзя. Воробьи, синицы, голуби. Без помощи человека многие могут не выжить, тем более, зима в этом году выдалась морозная. Мы решили позаботиться о пернатых друзьях, так и родилась идея проекта «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!».:

Воробей – “Вора бей!” – так назвали их в старину, когда они склевывали в полях зерно. Этих шустрых птичек знают в любой стране света. Живут воробьи на севере и юге, рядом с человеком. Воробей - горная птица, для которой большой город - это огромные скалы. Остаются зимовать воробьи там, где родились и жили. В Сибири воробей городской жестоко страдает от морозов, когда ночует в щелях стен и под крышами. В конце зимы встречается много бесхвостых птичек – отморозили свои хвостики. Гнезда вьют простые, иногда занимают чужие. Откладывают воробьи 5-6 яиц. Питаются семенами и насекомыми. Издают разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.

https://pandia.ru/text/78/350/images/image005.gif" align="left" width="235" height="235">Рис. 3. Серая ворона

Серая ворона - серая птица, голова, крылья и хвост - черные. Шумными стаями собираются вороны везде, где есть человек. Зимой кормятся на свалках. Вороны научились проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Очень часто вороны разоряют гнезда птиц. Гнездо у вороны - из кучи веток и сучьев, но внутри – выстлано кусочками поролона и тряпочками. Откладывают вороны 4-5 яиц. Очень любят и защищают своих птенцов. Ворону можно научить говорить.

Рис. 4. Сизый, или скалистый голубь.

Сизый голубь - есть “дикие” и “полудомашние” голуби. “Дикие” голуби - сизые с двумя темными полосками на крыле, с серым хвостом и темным клювом. ”Полудомашние” голуби темнее и очень изменчивы по окраске. У голубей, если они выводят птенцов, в зобу образуется “молочко”, им они кормят птенцов. Но знамениты они другим: умением находить дорогу и возвращаться. Много сотен лет служили людям почтовые голуби. Во время войны их использовали для доставки донесений. Питаются зерном, прекрасные летуны и хорошо ходят по земле. В гнезде обычно два чисто белых яйца.

Рис. 5. Большая синица.

Большая синица. Из окрестных лесов поближе к человеческому жилью, в расчёте, что их покормят, тянутся наши оседлые пернатые соседи – птицы-зимники: щеглы, снегири, сойки, щуры и другие. Синицы среди них, самые заметные. Они, не дожидаясь своего праздника, уже заполонили наши скверы, парки и будут оставаться с нами до весны. У нас живут серая гаечка, лазоревка, князек, хохлатка, ремез и другие синицы. Самая распространенная – большая синица. Синица размером с воробья. Головка, горлышко, брюшко и подхвостье – черные; щеки – белые; хвост и крылья – голубые. В сильные морозы им трудно доставать корм. Зимой питаются семенами и другой растительной пищей. Синицы - обычные посетители кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони. Гнезда устраивают в дуплах, нишах построек, старых гнездах белок из тонких веточек, сухих стеблей трав, мха. Высиживает до 15 яиц.

Из местных птиц, кроме синиц и поползней, в городах и сёлах много свиристелей. Размером они со скворца, с большим хохолком. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками. Обитает в хвойных и смешанных лесах. Питается насекомыми, которых ловит на лету, личинками и ягодами. Гнездо помещает на елях и соснах на высоте 2-16 м от земли. Откладывает 5-6 яиц. Окраска яиц фиолетово-серая с черными крапинками .

Рис. 6. Свиристель.

На окраинах городов, в селах обычным зимним гостем является сорока .

Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее запоминается – резкое стрекотание. Если она застрекотала, значит, заметила кого-то – никого не пропустит. Ни в какие дальние перелеты она зимой не пускается, а лишь переселяется поближе к жилью. Длинный хвост - особенность сороки. Там где взлетела сорока на снегу остается отпечаток ее ступенчатого хвоста. Крылья - зеленовато-синие, хвост длинный, темно-зеленый, брюшко – белое. Гнездо устраивает высоко на дереве, из крупных сучьев, которые скрепляет глиной. Снаружи оно похоже на шар. Откладывает по 5-8 яиц. Питаются сороки мышами, вредными насекомыми, червями, являясь “санитарами”. Всю зиму всем выводком держатся вместе, возле городов. Очень любит блестящие предметы, уносит их в гнездо.

Рис. 7. Сорока.

Снегири - Зимой можно увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нем пламенеют румяные яблоки. Это стайка снегирей. Грудка красная, яркая, на голове – черная шапочка, крылья – черные, спинка – голубовато-серая. Так нарядны только самцы – снегуры. Самочки – поскромнее. Они северяне, к нам прилетают “погреться”. В марте опять улетают. Откладывают 5-6 яиц. Питаются насекомыми, листиками, цветами.

.

Рис. 8. Снегирь

Дятел - Стук дятла раздается чуть ли не в каждом лесу – значит будут уничтожены насекомые. Яркий, черно-белый, с красной повязкой на затылке. Клюв у дятла - как долото. Но ведь надо еще вытянуть личинку из ее убежища. Дятел высовывает язык длиной до 10 сантиметров, липкий и с острыми шипами на конце. Одно движение - и личинка на крючке! Откладывает 6-7 яиц.

Рис. 9. Дятел.

Поползень - Величиной с воробья. Спинка голубоватая, брюшко белое, с рыжими боками, крылья и хвост бурые. Поползня трудно спутать с другими птицами. При посадке на дерево он садится не на ветку, как это делают другие птицы, а на отвесный ствол дерева и сразу же начинает по нему очень быстро ползать вверх и вниз с одинаковой скоростью (отсюда и название). Поползень выдалбливает своим клювом гниющие сучки и выбирает оттуда личинки разных жуков, куколок бабочек и всевозможных мелких насекомых. Откладывает 6-8 белых яиц. Так как отверстия у большинства дупел слишком широкие, птица обмазывает их края глиной, оставляя узкий лаз диаметром около 3,5см. Поползень всеядный. В большом количестве им поедаются вредные жуки – долгоносики и щелкуны.

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоема , ныряя для этой цели на глубину до 1 метра.

Зачем их необходимо подкармливать?

Минувшее лето было на редкость богатым на всяческих вредителей. И бороться с ними нам помогали птицы. Настало время "отдавать долги" нашим пернатым друзьям и помочь им пережить суровую сибирскую зиму (Рис. 12).

Учёные-биологи подсчитали, что из десяти больших синиц доживут до весны только две, если мы им не поможем. Орнитологи призывают подкармливать замерзающих без корма птиц. Холода им почти не страшны. Хуже, когда идет сильный снег, и, особенно, когда наступает гололедица. Покроет ледяная корка ветки деревьев – не достать из-под нее желанную пищу – вот и наступает пора бескормицы.

Перьевой покров - надёжная защита птиц от холода, поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Для того чтобы не замерзнуть зимой, птицам надо хорошо питаться. Их тело согревается благодаря той пище, которую они съели.

Нужно подкармливать птиц всю зиму. Наблюдение за шумной и не всегда мирной птичьей суетой у кормушки несёт хорошее настроение, приятные впечатления и новые знания. Птицы, благополучно перезимовавшие с нашей помощью, в свою очередь работают на сохранение другой части этой природы: всё лето уничтожают вредителей, повреждающих деревья и другие растения. Было бы очень хорошо, если бы побольше птиц относились к человеку доверчиво. Чтобы могли жить вплотную с человеком. Не покидали гнёзда при беспокойстве. Это было бы полезно для самих птиц. Увеличилась бы их численность. А то ведь в наших лесах и так мало жизни. Каждая встреченная птица - это оживление. Это подарок.

Будем же благодарны этим прелестным пернатым созданиям и по возможности поможем им перенести нашу суровую зиму!

Рис. 12. Покормим птичек.

Чем их нужно кормить?

Корма должны быть разнообразными. Подготовку к подкормке надо начинать еще с лета. Сушить семена арбузов и дынь. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться синицы. Синиц подкармливают также семенами подсолнуха и тыквы (не жареными), конопли, арахисом, кусочками несоленого сала и мяса. Можно повесить на гвоздь за окном в старой авоське пачку маргарина или кусок плавленого сырка. Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (черного ржаного давать нежелательно). Лучше использовать измельченный черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать. Рады полакомиться хлебом также воробьи и голуби.

Для снегиря и других зерноядных птиц с лета и осени сушат пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д.

Для свиристели и дроздов-рябинников - гроздья ягод, калины, рябины. Охотно лакомятся ими и снегири, но в отличие от предыдущих видов едят не ягоды, а косточки .

Поползни едят все то, что и синицы, а дятлов интересует, прежде всего, вывешенное сало, мясо, кусочки жира.

Сойки также едят сало, хлеб.

Зимующим в городских парках снегирям и свиристелям хорошо принести в кормушки ягоды и те же семечки подсолнечника.

Птицы едят тыквенные, яблочные семечки, пшено, просо, овес, гречку.

Можно изготовить настоящий “зимний пирог” для птиц, основным ингредиентом которого является жир. В глубокой сковороде растопить сало или жир, добавить семечки, очищенные орехи, сухофрукты, сырые овсяные хлопья, тертый сыр (любые из этих продуктов – на ваш выбор). Перемешать, поместить в любую емкость – из-под йогурта, половинки кокоса и т. д. Когда пирог застынет, его можно повесить на дереве, поместить в корзинки из под мандарин .

Кормушка из сушки (изготовление за 5 минут) : взять сушку небольшого размера, обмазать ее в сладком растворе (мед), обвалять в зернах (они должны прилипнуть), повесить на дерево.

Кормушку надо пополнять поздно вечером, т. к. синички прилетают за кормом очень рано, едва начинает светать - ведь ночи такие длинные да холодные! Можно еще раз добавить его вечером, часов в 16, чтобы на ночь птички подкрепились. Подкормка должна быть регулярной. Птицы, привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью часов. Если кормушка устраивается из года в год в одном и том же месте и в ней всегда достаточно корма, зимой возле нее будут держаться десятки и сотни птиц .

Покормите птиц зимой!!!

Какие бывают кормушки?

Для подкорки птиц зимой люди придумали кормушки, которые нужны для того, чтобы еда, приготовленная для птиц, не была засыпана снегом или не была съедена другими животными.

При устройстве кормушек не стоит гоняться за слишком сложными и причудливыми конструкциями Лучше сделать несколько более простых и накормить больше птиц. (Рис. 13,14). Важно только, чтобы у них, по возможности, корм был защищен от непогоды и более крупных птиц, например, голубей. Зимой птицам не до роскоши - лишь бы выжить.

Самое простое, что можно сделать – это положить корм на тарелку и поставить в таком месте, где кошки и другие животные ее не достанут.

Кормушки из корзиночки для ягод – протянуть шнурок через дырочки в решетке, положить в нее сало и повесить на ветку.

Кормушка из тыквы – сделать отверстие, вставить дощечку с кормом и повесить на ветку.

Кормушка из консервной банки – отрезать верх и дно банки, пропустить шнур, повесить на ветку.

Корзинки из половинки грейпфрута или апельсина.

Кормушки из пластиковой посуды.

Кормушки из пластиковой бутылки.

Положить в сеточку для овощей сало, повесить на ветку.

Ствол дерева можно обмазать небольшим количеством жира.

Кормушки могут быть деревянные, картонные, из бутылок.

Рис. 13. Виды оригинальных кормушек для зимующих птиц.

Рис. 14. Кормушки для птиц.

В скворечниках, синичниках, щелянках поселяются скворцы, синицы, мухоловки, стрижи и другие птицы (Рис. 15, 16, 17, 18).

Рис. 15. Гнездовье для воробьев: слева - из цветочного горшка, справа - из обрезка водосточной трубы, внизу - из ящика.

Рис. 16. Гнездовье в кирпичной кладке : цементная передняя стенка-вкладыш для стенной ниши.



Рис. 19. Кормушки.




Рис. 22. Прилетели птицы .

Воробьи очень быстро заняли все ближние деревья: как бы не прозевать обед. Так же вели себя голуби. Несколько ворон проверяли территорию: вдруг другие пернатые что-то уронят. Прикормился один дятел (большой и пёстрый) - с удовольствием терзает кусочек привязанного сала. Стайка свиристелей - тоже частые гости, они медленно передвигаются по веткам дерева и что-то склёвывают с них. Вот такое богатое сообщество птиц можно наблюдать прямо возле дома.

Выводы

1. Зимой в городе Черемхово можно наблюдать кочующих (дятлы, синицы, свиристели, снегири, поползни) и оседлых (вороны, голуби, галки) птиц.

2. Птицам зимой (особенно в снегопад, гололедицу и мороз) требуется наша помощь в виде подкормки и кормушек.

3. Нужно подкармливать пернатых семечками, семенами арбуза, тыквы, кусочками несолёного сала, крупой, хлебными крошками.

4. Кормушки можно делать как из подручного материала: из пластиковых бутылок, коробок из-под молока, сока, можно сделать кормушку из сушки.

5. Наша группа сделала и разместила кормушки возле своих домов. В течение всей зимы мы будем подкармливать птиц. Некоторые уже купили семечки и крупы.

6. Кормление птиц – это прекрасная возможность изучения живой природы и окружающего мира, а также хороший урок милосердия.

7. Чем внимательнее к ним относиться, тем оживлённее будут наши сады, скверы, парки и окрестные леса.

Покормим синичку! Ведь без нашей помощи до соседнего окна она может не долететь.

Список литературы.

1. Как помочь птицам. *****: все о российских лесах.

2. Кирьянов Г. Осень золотая // Сибирячок. – 2002. - №5. – С. 13.

3. , Шарова: Животные: Учеб. для 7-8кл. – М.: Просвещение, 1995. – 256с.

4. Тайны живой природы. Научно – познавательная литература для младшего и среднего школьного возраста. – Москва «Росмэн», 1995.

5. Фефелов П. Покормите синичку! // Восточно-Сибирская правдасентября 1997г.

6. Что такое? Кто такой?: В 3 тт. – 1т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1990. – 384с.

Этапы проекта

Формы работы

Деятельность детей

Деятельность родителей

1. Формируем проблему (цель);

«Как выжить птицам зимой»

· Беседа с детьми о птицах;

Игровая мотивация «Пожалейте птичку»

· Наблюдение за птицами на участке детского сада;

· Экскурсия в городской парк;

Чтение литературы о птицах, их кормлении, кормушках.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

4.Уточняются задачи.

Изучение литературы, «Какие бывают кормушки»

Помогает в решении задачи, спланировать деятельность.

Организация деятельности.

· Наблюдение дама возле кормушки;

· Заучивание стихов о птицах;

· Дид. игра «Найди птицу»;

«Опиши птицу по описанию»;

«Зимующие и перелётные птицы»

Объединение детей.

Планируется деятельность.

Практическая часть.

Продуктивная деятельность: «Птицы на ветках»;

«Снегири прилетели»;

Ежедневное наблюдение за птицами;

Кормление птиц.

Формирование знаний умений и навыков;

Даёт ребёнку возможность экспериментировать

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки; развивает познавательные способности.

Изготовление и развешивание

Кормушек по городу, кормление птиц

Презентация.

Результат проекта.

Постановка новой проблемы: создание энциклопедии «Азбука выживания».

Продукт деятельности.

· Узнали и выяснили, чем питаются разные птицы, какие кормушки оказались лучше;

· Закрепили и обобщили знания о городских птицах.

Вывод наблюдений детей и родителей в виде памятки о птице, видео, фото.

Обобщение информации в исследовательской работе.

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи проекта:

1. расширить представления о жизни зимующих птиц нашего посёлка;
2. провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
3. практическое выполнение кормушек;
4. сделать анализ и обобщить результат.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Эмблема проекта:

Местообитание птиц: сады и огороды п. Красное поле.

Сроки работы: октябрь – январь.

Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический (1–я группа учащихся).

Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили презентацию “Зимующие птицы нашего посёлка” и листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших суровых Уральских зимах.

2. Практический (2–я группа учащихся).

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам начальных классов.

Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек. (Приложение №3)

3. Наблюдение (3–я группа учащихся).

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

Пример из таблицы наблюдений за погодой и птицами Имарс Александры.

Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение:

проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Птицы наши друзья!

Приложение №1.

Листовка – обращение.


Дорогие ребята!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Ученики 4 класса.

Приложение №2.

Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Дата публикации: 15.12.17

Проект

«Покормите птиц зимой!»

Подготовила воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Цель проекта: формирование интереса к природе родного края; к птицам, зимующим в нашей местности; формировать любовь к животным и птицам, требующим особой заботы и внимания в холодное время года; активизация познавательных интересов; заинтересовать родителей принять участие в акции: «Покормите птиц зимой!», а также в конкурсе на изготовление лучшей кормушки для птиц.

Всестороннее развитие личности ребенка, укрепление здоровья при взаимодействии с окружающей средой.

Обогащение предметно-развивающей среды. Подборка и обновление игрового оборудования.

Повышение квалификации педагогов и компетентности родителей.

Задачи проекта:

Развивающие: Расширение кругозора, приобретение новых знаний о птицах.

Коррекционные: Развитие двигательных навыков, развитие общей и мелкой моторики, укрепление здоровья на прогулках, на занятиях и в повседневной жизни.

Воспитательные: Воспитание духовных, нравственных и волевых качеств, доброты и сострадания к «братьям нашим меньшим».

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети группы раннего возраста «Солнышко», воспитатели, родители.

Реализация проекта

По трем этапам

Подготовительный этап

Диагностический опрос родителей «Наблюдаете ли вы за птицами, когда гуляете с детьми?»

Оформление информационного уголка для родителей: «Советы родителям»

Изготовление плаката «Покормите птиц зимой!»

Подбор подвижных игр о птицах: «Воробушки и автомобиль», «Птички летают» и др.

Подбор стихов и потешек о птичках, чтение художественной литературы.

Подбор пальчиковых, дыхательных гимнастик.

Разучивание игр с детьми.

Наблюдения за птицами на прогулке.

Экскурсия по территории участков дома ребёнка с целью наблюдения за поведением зимующих птиц «Где же наши птички?»

Основной этап

Мероприятия:

Беседы с детьми о птицах, зимующих в нашей местности.

Разучивание подвижных игр: «Воробушки и автомобиль», «Прилетели птички воробьи, синички» на участке дома ребёнка и на физкультурных занятиях.

Проведение наблюдений за птицами на прогулке: голуби, синицы, воробьи, вороны.

Рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Проведение разных видов гимнастик: пальчиковая и дыхательная.

Чтение художественных произведений: стихов, рассказов, потешек о птицах: «Сорока-сорока», «Андрей-воробей» и др.

Проведено открытое занятие «К нам синичка прилетела».

Наблюдение на прогулке «Наши кормушки для птиц».

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Проведён смотр-конкурс «Лучшая кормушка для птиц».

Заключительный этап

Развитие детей - это получение информации об окружающем мире. Окружающий мир всегда интересует детей. Они задают сотни вопросов каждый день. Наблюдения за природой - один из способов получения ответов на детские вопросы. Это способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи.

В ходе реализации проекта дети получили навыки наблюдения за живой природой. Стали чаще обращать внимание на птиц, прилетающих на участок, где проходит прогулка. Приносить из дома корм для птиц и сыпать его в кормушку. Наблюдать за птичками в кормушке. Эмоционально реагировали на стихи и потешки о птицах, многие заучили полюбившиеся потешки и с удовольствием рассказывали их на прогулках и занятиях.

В уголке для родителей была размещена информация о прогулках и наблюдениях в живой природе, подборка подвижных игр, в которые можно играть на прогулке. Также подготовлен плакат «Покормите птиц зимой!» Проведён конкурс для родителей и детей

« Лучшая кормушка для птиц». Родители Светы М. и Ангелины М. приняли активное участие в изготовлении кормушки для птиц, за что были отмечены «Благодарностью за активное участие в жизни группы»

В результате работы над проектом у детей сформированы разносторонние знания о зимующих птицах нашей полосы. Родители получили полезную информацию о важности воспитания в подрастающем поколении доброты и отзывчивости к «братьям нашим меньшим», внимательного отношения к природе родного края.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

Конспект открытой образовательной деятельности:

Экскурсия по участку «Где же наши птички?»

Воспитатель: Лапенкова Т.В.

Присутствовали подгруппа детей:

София С. 2г.7м.(ЗРР),Таисия Г. 2г.5м (ЗРР), Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР), Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от экскурсии, продолжать
формировать представление о внешнем виде птиц, о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, воробей, синица, голубь, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, снег, холодно, голодно

Развивать желание наблюдать за птицами.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

.
3.Воспитательные :

Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей), что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.

Учить узнавать и называть птиц, формировать умение выделять характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения.

Побуждать включать движения рук по предметам (кормушка, корм) в процессе знакомства с ними, потрогать их и т.д.

Учить детей следить за рассказом воспитателя

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2 слов,

Используемые технологии

Средства обучения : кормушки для птиц, щёточка для очистки кормушек от снега, пакетики с кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Чтение стихотворения о птицах.

2. Наблюдение за птицами на прогулке.

3. Рассматривание кормушек на прогулке, очистка кормушек от снега, добавление корма в различные кормушки.

4. Вопросы к детям.

5. Рассказ воспитателя о зимующих птицах.

5.Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», рассматривание предметных картинок «Зимующие птицы», изготовление кормушек для птиц, рисование на занятии пальчиками «зёрнышки для птиц».

Ход экскурсии.

Выход на прогулку. Организационный момент: построение парами.

Чтение стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Вопросы к детям: - Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

Сейчас мы погуляем с вами вокруг дома и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

Во время экскурсии обратить внимание детей на кормушки для птиц не только на нашем участке, но и на соседних. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами. Показать, как очистить кормушку от снега (Смести снег щёточкой). Рассмотреть с детьми, какие бывают кормушки (большие, маленькие). Рассмотреть принесённый корм для птиц (пшено, семечки, хлопья, крошки белого хлеба). Просить детей повторять названия корма для птиц. Если есть возможность, опустить кормушки, чтобы дети сами могли насыпать корм на дно кормушки. Поощрить активность детей.

Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей). Потому, что птиц много, нужно, чтобы всем зимующим птицам хватило кормушек и корма.

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей споражением центральной нервной системы с нарушениемпсихики»

Конспект организованной образовательной деятельности.

Наблюдение «Кормушки для зимующих птиц»

Подготовила и провела воспитатель группы «Солнышко» Лапенкова Т.В.

Присутствовала подгруппа детей:


София С. 2г.7м.(ЗРР),

Таисия Г. 2г.5м (ЗРР),

Максим В. 2г (ЗПРР)

Рита К. 2г.4м (ЗРР),

Ангелина М. 2г.8м (ДЦП, ЗПРР), Светлана М. 2г.8м.(ЗПРР)


Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия на свежем воздухе;
формировать представление о внешнем виде кормушек для птичек,
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:
1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, зёрнышки, хлопья, крошки хлеба.

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные :


4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица, воробей, голубь)

Дать представление о кормушке, формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, потрогать их и т.д.,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2слов

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : кормушки для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба)

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент. Внесение кормушек на участок дома ребёнка.

2.Рассматривание кормушек.

3. Рассматривание корма для птиц

4.Чтение потешек о птичках.

Предварительная работа : разучивание пальчиковой игры «Птички», разучивание подвижной игры «Воробушки и автомобиль», изготовление кормушек для птиц, рассматривание предметных картинок о зимующих птицах нашей полосы.

Ход занятия.

Внести кормушки на участок. Обратить внимание детей на кормушку, стоящую

на столе. Воспитатель задаёт вопросы детям: «Ребятки, что это такое?»

Подытоживает ответы детей: «Да, это кормушка для птичек, которые остались зимовать у нас». Воспитатель: «А какое сейчас время года?» Дети отвечают.

Да наступила зима, стало холодно, птицам тяжело достать корм, поэтому люди делают кормушки для птиц и подкармливают птичек.

Воспитатель даёт возможность потрогать кормушку, объясняет, что у каждой кормушке есть донышко, куда насыпают корм, есть крыша, чтобы корм не засыпал снег.

Затем воспитатель задаёт вопрос: «Дети, а какой корм можно насыпать в кормушку?» Правильно, можно насыпать зёрнышки, хлебные крошки, хлопья и семечки. Посмотрите, какой корм я принесла? Семечки и хлопья. (Ребятки повторяют названия корма.) Я сейчас вам раздам немного корма, а вы посыпьте его в кормушку.(Дети сыплют зёрнышки в кормушку со словами: «Кушайте птички! Кушайте птички!»

Воспитатель читает потешку: «Кушайте птички! Снегири, синички! И хохлатый воробей, подлетай, не робей!» Дети повторяют потешку, имитируя ручками полёт птиц.

Затем воспитатель вешает кормушку на дерево и приглашает ребят поиграть в подвижную игру «Воробышки и автомобиль». Игра проводится 2-3 раза.

В завершении воспитатель снова просит подойти детей к кормушке и подводит итог занятия: «Сегодня мы с вами повесили кормушку для птиц и насыпали в неё корм для птичек, которым холодно и голодно зимой. Ребятки, давайте будем каждый день подкармливать птичек, приносить зёрнышки и сыпать в кормушку, чтобы наши птички не погибли».

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по теме:

«Птичка-синичка прилетела к нам»

Взаимопосещение занятий, декабрь, 2016 г.

ООД проводила с детьми:

Маша М., 4г.2м., ДЦП, ЗРР,

Ника Г., 3г.10м., синдром Дауна, ЗПРР

Знакомство с птичкой – синичкой.

Цель ООД: доставить детям удовольствие и радость от занятия,
формировать представление о внешнем виде птицы (синица),
о жизни птиц зимой;

Задачи ООД:


1.Развивающие:
- обогащать словарный запас детей: птица синица, голова, хвост, крылья, клюв, глазки, синий, черный, желтый, кормушка, корм.
- ввести в пассивный словарь детей слова: семечки, пшено, хлопья, холодно, голодно

Развивать способность детей к речевому общению,

Развивать умение выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2.Коррекционные:

Развивать моторику рук,

Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи
3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
- прививать любовь и бережное отношение к птицам, стимулировать добрые чувства по отношению к ним.

4. Образовательные :

Формировать представления о зимующих птицах (синица),

Учить узнавать и называть птицу (синица), формировать умение выделять её характерные особенности внешнего вида, способы передвижения, особенности поведения,

Обогащать непосредственный чувственный опыт детей,

Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним, гладить их и т.д.,

Учить детей следить за рассказом воспитателя,

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом или предложением из 2-3 слов,

Развивать умения играть вместе со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Развитие компонентов устной речи детей.

«Социализация». Развитие игровой деятельности детей.

Используемые технологии : коррекционно-развивающего обучения, элементы здоровье-сберегающей технологии, игровые, личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Средства обучения : игрушка-синичка, кормушка для птиц, блюдечки с разным кормом для птиц (пшено, семена подсолнечника, кукурузные хлопья, кусочки хлеба), краски пальчиковые, влажные салфетки, альбомные листы с рисунком кормушки для птиц.

Методические приёмы :

1.Сюрпризный момент.

2.Рассматривание игрушки-синички.

3. Вопросы к детям.

4.Физкультминутка (пальчиковая игра)

5. Рисование пальчиковыми красками зёрнышек в кормушке

Предварительная работа : наблюдение за зимующими птицами на прогулке, разучивание пальчиковой игры «Птички», изготовление кормушек для птиц, рисование воспитателем на альбомных листах кормушки с птицами.

Ход занятия.

Организационный момент. (Дети сидят за столом)
Сюрпризный момент: Стук в окно.
Воспитатель: Тише, ребята, слышите? Кто-то стучится к нам в окно! (Берёт в руки спрятанную игрушку-птичку и показывает детям).
Смотрите! Села птичка на окошко. Посиди у нас немножко!
Посиди, не улетай, с детками ты поиграй!

Основная часть.

Воспитатель:
- Ребята, давайте познакомимся с птичкой?(ответ детей)
Воспитатель говорит от имени птички:
- Я птичка синичка.
Ответ детей: (Я Маша, я Ника)
Птичка:
- Посмотрите, какое у меня желтое брюшко, а головка черная, еще у меня есть лапки, крылышки, клюв и глазки!
Воспитатель снова закрепляет части тела птички.
Воспитатель:
- А теперь давайте поиграем с синичкой!
Пальчиковая гимнастика "Птички"
Птички-невелички летают и поют. (Машут руками.)
Птички- невелички зернышки клюют! (Стучат пальчиками по столу)
Птички сели посидели, птички дальше полетели! (Сжать кулачки на столе и снова помахать руками).
Дети повторяют движения за взрослым, имитируя движения птичек кистями рук.
Воспитатель:
- Ой, устали, полетали, кушать захотели!
Воспитатель: (от имени птички)
- Вы меня покормите? Давайте ребята покормим нашу птичку!(ответ детей)
Воспитатель:
- Вы знаете, что кушают птички?(ответ детей)
-Ребята посмотрите что под салфеточкой! Там ждет птичку сюрприз!
(На столе стоят, накрытые салфетками, блюдца с кормом для птиц.)
Воспитатель убирает салфетки и рассматривает с детьми угощения для птиц, рассказывает, чем можно кормить птиц (пшено, крошки хлебные, зерна, семечки и т.д.)
Воспитатель ставит на стол кормушку
- Кто знает, что перед нами? Кормушка. (ответ детей)
- А теперь тихонечко, чтобы не испугать птичку, насыпаем зернышки и посмотрим.
(Воспитатель ставит птичку в кормушку, дети сыплют корм.)
Птичка:
- Спасибо большое, здесь так много корма, можно я отнесу своим друзьям? (ответ детей)
- Мне у вас понравилось, но надо лететь. Я полечу и позову своих друзей, а вы повесьте эту кормушку на дерево. Мы с друзьями всегда будем прилетать к вам в гости!
Птичка: До свидания ребята!
Дети: - До свидания!

Рисование пальчиками зёрнышек для птичек.

(На листе бумаги нарисована кормушка и птицы)см. приложение

Воспитатель: Ребята, посмотрите, птички перелетели в кормушку, а корма в ней нет? Что же делать?

Дети: нужно нарисовать зернышки (если не отвечают помочь с ответом)

Воспитатель: (показ) Я обмакиваю кончик пальца в краску и прикладываю его к бумаге, отрываю кончик пальчика и снова прикладываю рядышком, и так много раз, чтобы получилось много зернышек в кормушке для птиц. Затем вытру палец влажной салфеткой. А теперь вы нарисуйте зёрнышки в своей кормушке.

Дети рисуют, у кого не получается помочь.

Воспитатель: птички обрадовались, стали клевать зернышки и весело щебетать.

Молодцы, ребятки, справились с заданием.

Итак, сегодня, мы с вами познакомились с птичкой синичкой, узнали какая она и как она живет и питается.

ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребёнка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики».

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Подготовила и провела воспитатель Лапенкова Т.В.

занятие, декабрь, 2016 г.

проводила с детьми:

Таисия Г. 2г.7м. (ЗРР), Рита К.2г.6м. (ЗРР), Влада К. 2г.5м.(ЗРР), Максим В.2г.(ЗПРР)

Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц.

Цель :

1.Доставить детям радость и удовольствие от занятия.

2.Поддерживать познавательный интерес и любовь к природе. Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.

Задачи :

1. Образовательные :

Дать понятие «кормушка», её назначение

Формировать знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник) при украшении кормушки

Узнавать и называть основные цвета : синий, красный, белый

Расширять представления о жизни зимующих птиц, особенностях их поведения и питания

Закреплять обобщающее понятие : корм

2. Развивающие :

Развивать мелкую моторику рук (зрительно-моторную координацию) при украшении кормушки

Развивать точность, аккуратность, дифференцированные движения рук;

Развивать тактильно-двигательные ощущения (знакомить с разными видами материала : твёрдый, гладкий)

Развивать внимание, память, точность движения.

3. Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение и любовь к птицам.

Для создания кормушки вам понадобятся:

1.2 пластиковые тарелки.

  • 3 верёвочки по 50 см.
  • Краска акриловая.
  • Шило.
  • Крупные бусины 6 шт.
  • Цветная самоклеющаяся бумага.

Начинаем изготовление.

  • Возьмите две пластиковые тарелки, и сделайте в каждой тарелке по три отверстия на равном расстоянии друг от друга, примерно 1 см от края.
  • Покрасьте тарелки в понравившийся Вам цвет.
  • Вместе с детьми, украсьте геометрическими фигурами, вырезанными из самоклеящейся цветной бумаги.
  • Сквозь отверстия 1 тарелки (нижней) протягиваем верёвочки. Завязываем узелки и крепим бусины.
  • Переворачиваем тарелку вверх дном и протягиваем верёвочки в отверстия.
  • Все три верёвки связать одним узлом.

5.Второй ряд бусин крепим на середине каждой верёвочки.

Кормушка готова. На прогулке вместе с детьми закрепите изготовленную кормушку на ветке дерева и насыпьте корма.

Волклкова Алена

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Роженцовская средняя школа

Шарангского района

Нижегородской области

«Покормите птиц зимой»

(социальный проект)

Волкова Алена, 7 класс

Руководитель проекта:

Бахтина Елена Леонидовна

2015год

Пояснительная записка.

Тема проекта : «Покормите птиц зимой»

Актуальность: Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.

Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.

Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.

Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.

Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?

Цель проекта:

Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи проекта:

  • Привлечь внимание детей к помощи зимующим птицам;
  • Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период;
  • Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Сроки работы: январь-февраль 2015 г.

Методы и приёмы:

1. Наблюдения;
2. Сбор информации;
3. Работа с литературой, интернет-источниками;
4. Экскурсии;
5. Обработка собранной информации;
6. Творческая работа.

План работы над проектом:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы;
  • Создание творческой группы;
  • Совместное составление плана работы над проектом.
  • Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала;
  • Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школьного парка.

Участники проекта : Волкова Алена, Куклина Юлия, Киселев Максим,Кузнецов Сергей, Чепайкина Елизавета

Ресурсное обеспечение проекта:

Вид

Ресурсов

Перечень действий

Информационные

Кадровые

Создать инициативную группу из членов ДОО «Поколение» и их родителей по реализации проекта;

Нормативно-правовые

Утвердить местоположение уголка птиц на территории школьного парка.

Программно-методические

Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек.

Материально-технические

Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал.

Этапы реализации проекта:

Социальная оценка результатов реализации проекта

План проекта был полностью реализован. Инициативная группа награждена грамотами. Доброе дело не прошло незамеченным.

Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.

Результат проекта.

  • Участие в проекте учащихся 6-8 классов
  • Организация на территории школьного учреждения природоохранной зоны для птиц.
  • Повышение экологического сознания у всех участников проекта.

Описание проекта.

1. Теоретический этап .

Задачи : расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.

Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

Мы составили листовку – обращение к ребятам (приложение №1).

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.

2.Практический этап.

Задачи : сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.

А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

Мы составили памятку “Как подкармливать птиц” (приложение №2) и раздали ребятам.

Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек

Среди учащихся была проведена викторина «Знаете ли Вы птиц?», операция «Покормите птиц зимой!».

Чтобы помочь зимующим птицам нашего села, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!

Мы объявили в школе опрерацию « Покормите птиц зимой! » . Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или

пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах. 25 января мы с ребятами вышли на территорию школы, для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

3. Результаты наблюдений

Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц , которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 3) . Из таблицы видно, что о сновной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками

течение часа. Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.

Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно

подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками ) . Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.

Заключение

После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:

  • Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в наших погодных условиях.
  • В нашем селе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
  • Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
  • И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки

ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам; Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

ВОРОНА Опустели гнёзда и кроны, на юг улетели стаи, И замарашки-вороны снова заметными стали. Занятное очень обличье, осмысленное выраженье. И что-то совсем не птичье в некоторых движеньях. То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные люди, То скачет нелепым галопом, как бедуин на верблюде. Всю зиму живём бок о бок и рады уже, как другу: Не испугалась сугробов, не улетела к югу. А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима!- Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно моё стучится. Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры – Стучаться дружно по утрам в окно моей квартиры. Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек! Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

КОРМ ДЛЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе- сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают все растения и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины- любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливают лучше после заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало- превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сало подвешивают на ниточках.

Разнообразие корма – праздник для птиц.

Какое вкусное сало, даже не оторваться!

Викторина «Узнай птицу» Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета

У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова. Горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое

Эта птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же тёмной окраски, с многочисленными светлыми пестрянками по всему туловищу. В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. Наберёт она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щёлку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса

Занимательная страничка. Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает.

«Тук-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору. Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс! Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок, Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло. Много времени потратил на своё жилище…

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик. Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки. Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь? Я не трону, не робей, эй, пугливый…

Вот опять гнездо себе смастерит в печной трубе. И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому. Натаскает ваты, пуха- хорошо птенцам и сухо. И в колодец- дымоход ни за что не влезет кот! Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?..

Народные приметы: Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению. Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению. Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза. Если ворона купается ранней весной – к теплу. Если грачи прилетели до 14марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано. Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало. Увидел скворца – знай: весна у крыльца. Летом ворона купается – к дождю. Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью. Синица пищит – зиму вещает.

С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее ещё детвора?! Порадуют снова пернатые Руладами сердце и слух, И крепче подружат с юннатами От неба до мира подводного Давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородную