Сопвич кэмел самолет великобритании

, стал самым результативным английским истребителем в Первой мировой войне.
Официальное именование «Кэмел» было Сопвич «Биплан» (Sopwith Biplane) F.I.

Sopwith Camel Королевских ВВС

Разработан под руковоством Герберта Смита на основе более раннего истребителя «Пап». От предшественника «Кэмел» отличался в основном конструкцией крыльев, которые имели больший на 0,4 м размах и меньшую хорду, а также усиленным вооружением (два синхронных пулемета вместо одного).

Два пулемета "льюис" прозванных гремучей змеей, установленна над верхним крылом Сопвич. Перезарядка во время полета невозможна.

Прототип, впервые поднявшийся в воздух 22 декабря 1916 года, был оборудован ротативным двигателем «Клерже» 9Z (110 л. с). Летные данные были прекрасными. В первую очередь это касалось маневренности, высоко ценимой летчиками в эпоху воздушных боев в стиле «собачьей свалки».
Самолет запустили в серийное производство сразу на нескольких предприятиях. Первая машина была выпущена 7 мая 1917 года. К концу 1917 года суммарный объем заказов достиг 3450 экземпляров. Общий объем выпуска составил 5490 машин. Таким образом, «Кэмел» стал наиболее массовым британским истребителем времен Первой мировой войны. Серийные машины комплектовались ротативными моторами «Клерже», «Рон», «Бентли» различных модификаций.

Сопвич Кэмэл на службе Красной армии, крылатый череп на фюзеляже, на хвосте красная звезда

Сопвич кэмел самолет Великобритании , поставки в строевые части начались в июне 1917 года. Уже 5 июня были одержаны первые победы - А. М. Шук из 4-й эскадрильи над Остенде сбил истребитель Альбатрос D. lll и двухместный разведчик. Осенью 1917-го количество частей, вооруженных «Кэмелами», на Западном фронте продолжало увеличваться. К началу октября было завершено перевооружение 43-й эскадрильи, из Великобритании прибыла 28-я эскадрилья.

В том же месяце во Франции на «Кэмелы» пересела 3-я эскадрилья. В ноябре прибыла из Великобритании 46-я эскадрилья. В этот период «Кэмелы» были задействованы, в частности, в боях под Ипром, где самолеты 28-й и 70-й эскадрилий применялись не только как истребители, но и как штурмовики. Так, 20 октября они нанесли удар по аэродрому Румбеке, уничтожив пять вражеских самолетов. В ходе битвы у Камбрэ в качестве штурмовиков использовались «Кэмелы» 3-й и 46-й эскадрилий.

Использовался в качестве штурмовика, потери при штурмовке доходили до 1/3 летного состава

Они наносили удары по вражеским батареям и скоплениям войск. Пилоты-истребители не любили подобные операции, поскольку они сопровождались большими потерями, порой достигавшими 30 %.
Но производство новых самолетов позволяло с лихвой перекрывать эти потери и продолжить перевооружение: в декабре 1917-го «Кэмелы» получила 54-я эскадрилья.
Ее пилоты за период с февраля по апрель 1918-го записали на свой счет более 80 воздушных побед, однако собственные потери были чрезвычайно высокими. Эскадрилья за указанный период лишилась 40 «Кэмелов» - 220 % штатного состава! Весна 1918 года стала периодом наибольших успехов «Кэмелов», завоевавших репутацию лучших британских истребителей. 24 марта капитан Джон Троллоп из 43-й эскадрильи установил рекорд, сбив за один день шесть вражеских самолетов: два разведчика DFW и истребитель «Альбатрос» в утреннем вылете и еще три двухместные машины - в вечернем.

Весна 1918 года стала периодом наибольших успехов «Кэмелов», летчик из Канады Уильям Баркер 52 сбитых самолета, награжден Крестом Виктории

ТТХ Сопвич кэмел самолет Великобритании

  • Тип: одноместный истребитель
  • Двигатель: «Клерже» 9В мощностью 130 л. с.
  • Размеры, м: длина: 5,71, высота: 2,59, размах крыла: 5,53, площадь крыла, м2:21,46
  • Вес, кг: пустого: 422, взлетный: 660

Технические характеристики:

  • максимальная скорость, км/ч: 185 продолжительность полета: 2 ч 30 мин
  • практический потолок, м: 5795
  • Вооружение: 2 х 7,7-мм пулемета «Виккерс»

Палубные самолеты 2F.1 «Кэмел» служили на авианосцах «Фьюриес», «Аргус», «Игл», гидроавианосце «Пегасус». Малая длина разбега позволяла эксплуатировать их также с платформ, устанавливаемых на крейсерах (в носовой части или на орудийных башнях) и даже с барж, буксируемых эсминцами. Наиболее известной операцией палубных «Кэмелов» стал налет на базу германских дирижаблей в Тондерне, предпринятый 19 июля 1918 года семеркой самолетов с «Фьюриеса». Итогом стало уничтожение «цеппелинов» L.54 и L.60. На авианосец вернулись только два Сопвич. Три совершили вынужденные посадки в Дании, два были потеряны при посадке на воду (погиб один пилот).

Налет самолетов 2F.1 «Кэмел» на Тондерн вошел в историю как первый рейд палубной авиации против наземной цели. Взлет с палубной надстройки Sopwith Camel ВВС США, Миссисипи 1919 год.

«Кэмел» отличался строгим управлением, поэтому неопытному летчику было трудно с ним справляться. Из-за гироскопического момента ротационного двигателя маневренные характеристики были асимметричны, то есть левая «бочка» и развороты влево выполнялись быстрее, чем правые. Некоторые летчики делали левый разворот на 270°, а правый на 90°. По этой же причине особенно опасным был этап взлета, во время которого «Кэмел» пытался уйти влево и летчик с трудом удерживал его на прямой, отклоняя руль поворота до упора вправо.

Сопвич «Биплан» (Sopwith Biplane) F.1 на выставке в Арканзасе. США, 1981 г

На малых скоростях полета «Кэмел» имел тенденцию сваливаться в штопор. Насколько он был опасным для молодых летчиков, говорит тот факт, что во время войны в различных летных происшествиях, не связанных с боевыми действиями, погибли 385 пилотов, а в боях - 415. Еще одним недостатком «Кэмела» были плохие высотные характеристики.
Но, несмотря на все указанные особенности, Сопвич «Биплан» стал не только наиболее массовым, но и наиболее результативным британским истребителем Великой войны - на счету его пилотов 2790 воздушных побед (согласно официальной британской статистике).

Страна разработки Sopwith Aviation Company Разработчик Герберт Смит Главный конструктор 22 декабря 1916 г. Первый полет Sopwith Aviation Company Производитель 5490 шт. Выпущено всего

История эксплуатации

1917 г. Принятие на вооружение
1917-1920 гг. Годы эксплуатации
Официально состоял на вооружении :
Королевский лётный корпус (КЛК)
Королевская военно-морская авиационная служба (КВМАС)

Королевские военно-воздушные силы (КВВС)
Военно-воздушные силы
Военно-морской флот
Военно-воздушные силы
Королевские военно-морские силы
Авиационная служба армии

Военно-морской флот
Основные эксплуатанты
Носители: авианосцы, линейные и легкие крейсера, буксируемые авианесущие баржи Носители

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

стрелковое

бомбовое

  • до 72 кг бомб на 4 подфюзеляжных держателях.

Sopwith Camel (рус. «Сопвич «Кэмел» - «Верблюд») - одноместный одномоторный истребитель времен Первой мировой войны . Самый результативный боевой самолет первой четверти XX века. Стал первым в истории самолетом, использованным для нанесения удара по наземной цели с авианосца

История создания

В 1916 году, почти сразу же после запуска в производство истребителя Sopwith Pup , главный конструктор фирмы Sopwith Герберт Смит (англ. Herbert Smith ) начал работу над новым одноместным истребителем - Pup уже заметно уступал в воздушных боях новейшему германскому истребителю Albatros D.III . Новый истребитель, официально называвшийся Sopwith F.1 , должен был стать более быстрым и лучше вооруженным при сохранении очень хорошей маневренности предыдущей модели.

Первый полет Sopwith F.1 совершил 22 декабря 1916 года под управлением Гарри Хокера (англ. Harry George Hawker ), тест-пилота Sopwith и будущего основателя Hawker Aircraft . Первые 250 самолетов были заказаны Военным министерством в мае 1917 года.

В марте 1917 года начались испытания предназначенной специально для Королевской военно-морской авиационной службы модификации 2F.1. Она отличалась конструкцией фюзеляжа и несколько измененным вооружением. Прозвище Camel (с англ. «верблюд») самолет получил за характерные очертания носовой части фюзеляжа. В официальных документах оно не использовалось

Производство

Всего было выпущено 5490 самолетов, из них 1325 в 1917 году и 4165 в 1918-м. Основным производителем была Sopwith Aviation Company (Кингстон-на-Темзе, Лондон, Великобритания), в то же время более тысячи самолетов собрала фирма Ruston & Hornsby (Южный Вотерсайд, Линкольн, Великобритания), специализировавшаяся до войны на тракторах. Стоимость фюзеляжа без двигателя, оружия и приборов составляла 874 фунта 10 шиллингов для F.1 и 825 фунтов для 2F.1, стоимость двигателя варьировалась от 643 фунтов 10 шиллингов (Bentley BR1 , устанавливавшийся на 2F.1) до 907 фунтов 10 шиллингов (стандартный для F.1 двигатель Clerget 9B ).

Описание конструкции

Sopwith «Camel» на аэродроме

Конструкция самолета была типичной для конца Первой мировой войны и в основном повторяла конструкцию Sopwith Pup . Главным отличием были более мощные двигатели и усиленное вооружение. Необычной чертой машины было то, что 90 % всей ее массы было сосредоточено в двухметровой носовой части фюзеляжа.

Фюзеляж и шасси

Sopwith Camel представлял собой одностоечный цельнодеревянный биплан со смешанной обшивкой фюзеляжа. Двигатель был обшит алюминием, борта кабины и гаргрот - фанерой, остальное - полотном. Полотняной также была обшивка крыльев и оперения. Силовой каркас состоял из сосновых лонжеронов, стянутых проволокой.

Верхнее крыло было плоским трехсекционным, нижнее обладало небольшой поперечной V-образностью и было двухсекционным. Размах крыльев был на 0,4 м больше, чем у Sopwith «Pup» , но хорды крыльев были меньше, в итоге площадь крыльев по сравнению с предыдущей моделью уменьшилась на 2,1 м². Фюзеляж был в целом более обтекаемым, чем у предыдущей разработки Герберта Смита. Оба крыла были оснащены элеронами .

Силовая установка

Первые экземпляры Sopwith Camel испытывались с 9-цилиндровыми ротативными двигателями воздушного охлаждения Clerget 9Z мощностью 110 л.с. Большинство самолетов оснащалось более совершенными Clerget 9B , развивавшими 130 л.с.. По сравнению с Sopwith Pup энерговооруженность выросла почти в 1,5 раза. Часть самолетов (в том числе все морские 2F.1) получили еще более мощный 150-сильный Bentley BR1 . При нехватке этих двух моделей использовались и другие двигатели - Le Rhône и Gnome Monosoupape .

Вооружение

Вооружение состояло из двух синхронизированных пулеметов Vickers калибра 7,7 мм. Пулеметы устанавливались на верхнюю часть фюзеляжа перед кабиной пилота. Морской Camel вместо правого Vickers нес несинхронизированный пулемет Lewis , предназначенный для стрельбы вперед и вверх через прорезь в верхнем крыле. Также Camel мог нести до 72 кг бомб, хотя их подвеска заметно ухудшала динамические характеристики.

Модификации

Sopwith «Camel» 2F.1

  • F.1 - основная модификация со стандартными характеристиками, вооруженная двумя пулеметами Vickers
  • 2F.1 - модификация для Королевской военно-морской авиационной службы. Отличалась чуть более короткими крыльями, легкоразборным фюзеляжем и заменой правого синхронизированного пулемета Vickers на несинхронизированный Lewis на «адмиралтейском» станке. Произведено 340 экземпляров
  • F.1/3 - ночной истребитель, оба пулемета Vickers заменялись на пулеметы Lewis на станках Фостера. Произведено 337 экземпляров
  • Часть истребителей переделывалась в учебно-тренировочные варианты. В них устанавливался кокпит для второго пилота на месте основного топливного бака и демонтировалось вооружение. Переделка осуществлялась механиками учебных авиакрыльев, серийно эта модификация не производилась

Летно-технические характеристики

Camel считался очень сложным в пилотировании самолетом. Тяжелый ротационный двигатель в сочетании с нестандартным распределением массы по длине фюзеляжа создавал сильный гироскопический эффект, нехарактерный для других оснащенных аналогичными моторами истребителей. Это очень сильно затрудняло правые повороты, и некоторые пилоты успевали сделать левый поворот на 270° быстрее, чем правый на 90°. Пилоты испытывали также значительные сложности при взлете. При полете на малых скоростях самолет имел тенденцию сваливаться в штопор.

За годы Первой мировой войны в летных происшествиях погибло 385 пилотов Camel , а в бою - 413.

В то же время Camel отличался прекрасной маневренностью. Радиус левого виража составлял всего 15 метров, скороподъемность достигала 5,5 м/с, а максимальная скорость - 199 км/ч. На высоте до 4000 м до 1918 года у Sopwith F.1 не было достойных конкурентов ни по скорости, ни по маневренности, ни по огневой мощи.

Следует отметить, что скорость сваливания в 77 км/ч делала Camel хуже приспособленным для морского базирования, чем Sopwith Pup

Боевое применение

На вооружение Camel начал поступать в начале лета 1917 года. К концу июля ими были полностью укомплектованы два первых подразделения - 70я эскадрилья КЛК и 6я эскадрилья КВМАС. Первый случай боевого применения Sopwith F.1 датируется 4 июля 1917 года - четыре «Camel» КВМАС, базировавшихся в Дюнкерке, атаковали шестнадцать Gotha , возвращавшихся с бомбардировки Хариджа. Против наземных целей Camel первый раз отправили в атаку 20 октября 1917 года - они сбросили 22 бомбы на аэродром в Рюмбеке, уничтожив пять германских самолетов. Первым крупным сражением с участием Camel стала Третья битва при Ипре (также известная как битва при Пашендейле).

По состоянию на 31 октября 1918 года в строю насчитывалось 2519 Sopwith F.1 и 129 Sopwith 2F.1 . Чуть больше чем за год боев пилоты Camel одержали 1294 победы в воздушных боях, чем заслужили ему звание самого результативного боевого самолета Первой мировой. На Camel летал лучший британский ас Первой мировой войны подполковник Вильям Дж. Баркер.

В 1918 году началась замена Sopwith Camel на более быстрый и простой в управлении Sopwith Snipe . После Первой мировой войны Sopwith Camel некоторое время состоял на вооружении в Бельгии, Греции, Нидерландах, Канаде и США. Несколько Camel использовались британскими войсками в ходе Гражданской войны в России, преимущественно в составе Славяно-британского авиационного корпуса (на Sopwith F.1 , в частности, летал его командир, самый результативный военный летчик Российской империи, подполковник Александр Александрович Казаков). Единичные самолеты эксплуатировались в военно-воздушных силах РСФСР, Латвии и Эстонии. В КВВС Великобритании последние Camel были списаны в 1920 году, в военно-воздушных и военно-морских силах других государств отдельные самолеты Camel эксплуатировались как минимум до 1924 года.

Самолет корабельной авиации

Несмотря на то, что КВМАС получили первые Sopwith F.1 одновременно с КЛК, первоначально они использовались в сухопутном варианте. Массовое применение Camel с боевых кораблей началось только после запуска в производство модификации 2F.1. Важнейшим ее отличием было наличие стреляющего вперед-вверх пулемета, предназначенного для борьбы с «цеппелинами».

Sopwith 2F.1 использовались на легких и линейных крейсерах Королевского флота с платформ, установленных на полубаке или башне главного калибра. Осуществить посадку обратно на корабль летчик не мог и вынужден был приводняться. Самолет при этом часто терялся, существовал также риск гибели летчика, но это рассматривалось как приемлемая плата за возможность уничтожить разведывающие позиции флота германские дирижабли и гидросамолеты.

Оригинальным методом боевого применения Camel был их запуск с 18-метровых несамоходных барж, изначально предназначавшихся для транспортировки гидросамолетов. 32 таких баржи, известных как Thorneycroft Seaplane Lighter , были построены в 1918 году в Ричборо. Они могли использоваться для транспортировки одного гидросамолета Curtiss H12 (для запуска которого частично затапливались) или одного Sopwith 2F.1 (для этого на барже устанавливался специальный деревянный настил). Длина баржи позволяла осуществлять лишь минимальный разбег, поэтому взлет самолета производился после набора баржей на буксире скорости не менее 20 узлов (37 км/ч). Оптимальной считалась скорость буксировки не менее 30 узлов (56 км/ч). В качестве буксиров использовались эскадренные миноносцы типа R .

Сформированные в 1966 году, "Sopwith Camel" были первой командой из Сан-Франциско, добившейся крупного чартового прорыва, однако при этом они не сумели продержаться на волне своей популярности больше пары месяцев. Главная заслуга группы – водевильный номер "Hello Hello", который стал первым национальным хитом, рожденным во Фриско и предвосхитившим будущий успех психоделических групп западного побережья США. Основали команду Терри МакНил и Питер Кремер, которых свела судьба в одном из книжных магазинов города. Терри был в то время студентом Института Искусств, где изучал графику и попутно пробовал писать стихи. Кроме того, он играл на фортепиано и классической гитаре, а в различных ансамблях выступал с 16 лет. Питер, ставший вокалистом, приехал в Сан-Франциско из пригорода в поисках хорошей школы. Спустя месяц после знакомства парни устроили прослушивание и подобрали для своей группы гитариста и ударника.

Ими соответственно стали Уильям Сиверс и Норман Мэйелл, игравший какое-то время до этого с будущей легендой белого блюза Майком Блумфилдом . Для полного набора в коллективе не хватало лишь бас-гитариста, который, впрочем, тоже быстро нашелся. Им оказался уроженец Лондона, давний знакомый Мэйелла и потомственный басист (его отец работал в Сан-Францисском Симфоническом Оркестре) Мартин Бирд.

После долгих раздумий группа выбрала предложенное Кремером название "Sopwith Camel" в честь легендарного самолета времен Первой Мировой войны. Поскольку команда имела не только одного продюсера и один лейбл ("Kama Sutra") с "Lovin" Spoonful ", но и схожий стиль, многие думали, что "Sopwith Camel" были из Нью-Йорка, а не из Сан-Франциско. Признание пришло к коллективу в начале 1967 года с выходом песни "Hello Hello", с ходу угодившей в горячую десятку. За ней последовали еще два сингла, и хотя рейтинг у них был пониже, группа старалась поддерживать популярность за счет концертов. На волне успеха "Sopwith Camel" много гастролировали, деля площадки с "The Rascals", "Rolling Stones ", "The Who " и, конечно же, "Lovin" Spoonful ", а бывали даже случаи, что у них на разогреве играли "Jefferson Airplane " и "Grateful Dead ".

Однако внутреннее напряжение в коллективе быстро накалилось до предела, и команда распалась, едва успев записать дебютный лонгплей. Альбом был скроен из водевиля, саншайн-попа, гаражного рока и психоделики, но за исключением открывашки "Hello Hello" не смог чем-либо другим заинтересовать широкие массы.

Несколько лет прошли без всяких реюнионов: Мартин играл во всяких второсортных командах, Норман делал студийную работу для продюсера Якобсена и отметился у Гринбаума в "Spirit In The Sky" , Питер прозябал в полной нищете, Терри отважился на путешествие в Индию, а Уильям под псевдонимом Тракэвэй записал сольник. Спустя два года состоялось возрождение "Sopwith Camel", а поводом для этого послужил интерес фирмы "Burger King" к песне "Hello Hello", из которой должен был получиться рекламный джингл. Заключив контракт с "Warner Bros", группа отправилась в студию записывать второй альбом. Уильям Сиверс не принимал участия в реюнионе, но зато к концу сессий в коллективе объявился Джимми Стрингфеллоу, игравший на клавишных, рожках и гитаре. Результатом работы стал альбом "The Miraculous Hump Returns From The Moon", выпущенный в 1973 году.

Он имел мало общего с первой пластинкой и представлял собой весьма странный мечтательно-джазовый рок-н-ролл. Диск пользовался некоторым успехом, но после гастролей в его поддержку группа распалась во второй раз. "Sopwith Camel" вернулись на концертные площадки лишь в нулевых, причем в новой версии компанию старичкам Бирду, МакНилу и Кремеру составили Майк МакКевитт (гитара, клавишные) и Брюс Слесинджер (ударные).

Last update 05.08.17

Британский самолет времени первой мировой войны, Sopwith Camel вошел в состав эскадрона ВМФ в июле 1917 года. Он предназначался для защиты английской пехоты с неба. Считается, что Sopwith Camel одержал 1294 победы, больше, чем любой другой самолет. Sopwith Camel стал первым британским истребителем, оснащенным синхронными 7,65 мм пулеметами, установленными сверху на кокпите. Обтекатели на пулеметах имели горб, откуда и пошло название Camel (Верблюд). Sopwith Camel F.1 имел размах крыльев 28 футов (8,5 метров), длину фюзеляжа 18 футов 9 дюймов (5,7 метра) и приводился в движение 130-ти сильным 9-ти цилиндровым мотором.

При этом максимальная скорость составляла 101-113 миль в час (160-180 км/час). Бак вмещал 26 галлонов (100 литров) топлива, обеспечивающего 2,5 часа полета. Вспыльчивый и темпераментный, Camel был сложен в управлении. По существу, больше пилотов погибло на этапе обучения, чем в бою. Но в руках опытного пилота в воздушном бою Camel был смертелен для своего противника. Высшая известность пришла к нему 21 апреля 1918 года, когда он расстрелял известного германского Красного Барона.

Содержимое набора модели самолета

Модель самолета фирмы Model Shipways включает в себя:

    точно воспроизведенную скелетную модель без обшивки, воспроизводящую каждую деталь настоящего самолета. Везде применяется цельное дерево, нет ни одной фанерной детали.

    более 220 вырезанных лазером деревянных деталей крыльев и фюзеляжа.

    более 70 литых металлических деталей для изготовления мотора, включая цилиндры, магнето и радиатор.

    точные масштабные латунные и стальные детали плюс медную проволоку для воспроизведения мелких деталей и тяг.

    иллюстрированную пошаговую инструкцию, помогающую новичку и опытному моделисту выполнить модель музейного качества.

    пять листов подробных полномасштабных чертежей.

О нас
Мы обещаем, что:

  • имея более, чем 15-летний опыт, мы предлагаем только лучшие товары на рынке, отсеивая явные провальные изделия;
  • точно и быстро доставляем товары нашим клиентам по всему миру.

Правила обслуживания клиентов

Мы рады ответить на любые адекватные вопросы, которые у вас возникли или могут возникнуть. Пожалуйста, свяжитесь с нами, и мы сделаем все возможное, чтобы ответить вам как можно скорее.
Наша сфера деятельности: сборные деревянные модели парусников и других кораблей, модели для сборки паровозов, трамваев и вагонов, 3D модели из металла, сборные механические часы из дерева, модели-конструкторы зданий, замков и церквей из дерева, металла и керамики, ручные и электроинструменты для моделирования, расходные материалы (лезвия, насадки, шлифовальные принадлежности), клея, лаки, масла, морилки для дерева. Листовой металл и пластик, трубки, профиля из металла и пластика для самостоятельного моделирования и изготовления макетов, книги и журналы по работе с деревом и по парусной тематике, чертежи кораблей. Тысячи элементов для самостоятельной постройки моделей, сотни видов и типоразмеров реек, листов и плашек ценных пород дерева.

  1. Доставка по всему миру. (за исключением некоторых стран);
  2. Быстрая обработка поступивших заказов;
  3. Фотографии, представленные на нашем сайте, сделаны нами или предоставлены производителями. Но в некоторых случаях производитель может менять комплектацию товара. В этом случае представленные фотографии будут носить справочных характер;
  4. Указанные сроки доставки предоставляются перевозчиками и не включают в себя выходные и праздничные дни. В пиковые моменты (перед Новым Годом) сроки доставки могут быть увеличены.
  5. Если вы не получили оплаченный заказ в течение 30 дней (60 дней для международных заказов) с момента отправки, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы отследим заказ и свяжемся с вами как можно скорее. Наша цель – удовлетворение клиентов!

Наши преимущества

  1. Все товары лежат на нашем складе в адекватных количествах;
  2. Мы имеем самый большой в стране опыт по тематике деревянных моделей парусников и поэтому всегда можем объективно оценить ваши возможности и посоветовать, что выбрать под ваши потребности;
  3. Мы предлагаем вам различные способы доставки: курьером, обычной и ЕМС почтой, СДЭК, Боксберри и Деловые Линии. Эти перевозчики могут полностью закрыть ваши потребности по срокам, стоимости и географии доставки.

Мы твердо верим, что станем вашим лучшим партнером!

Фото самолета Sopwith 1 1/2 Strutter

Этот весьма удачный самолет, прославившийся в боях Первой мировой, был спроектирован под руководством авиаконструктора Герберта Смита (Herbert Smith) на основе нескольких ранних конструкций. Представлял собой цельнодеревянный одностоечный биплан с полотняной обшивкой. Центроплан верхнего крыла скреплен с лонжеронами фюзеляжа дополнительными диагональными подкосами-«полустойками», за которые самолет и получил свое неофициальное прозвище - «полуторастоечный». В документации фирмы машина обозначалась LCT - Land Clerget Tractor (т.е. сухопутный с мотором «Клерже» и тянущим винтом).

Спроектированный как двухместный, LCT стал первым в странах Антанты самолетом с классическим размещением экипажа: пилот впереди, а летнаб - сзади (до него летнаба размещали перед пилотом).

Прототип, оборудованный 9-цилиндровым ротативным мотором «Клерже» 9Z, вышел на испытания в декабре 1915 г. Самолет Sopwith Strutter позиционировался прежде всего как легкий бомбардировщик, но некоторое количество применялось в качестве истребителей.

В Великобритании служило 1513 (по другим данным -1439) экземпляров, во Франции - около 4200-4500, ещё несколько десятков - в России.

Основные модификации самолета «Сопвич Страттер» 1 1/2

«Сопвич» тип 9400 (обозначение Адмиралтейства) или «двухместный» (обозначение RFC) - двухместный вариант. Двигатель «Клерже» 9Z (110 л.с.) или «Клерже» 9Ва (120 л.с), либо «Клерже» 9Ве (130 л.с), или же «Рон» 9J (130 л.с). Вооружение - 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс» (на части самолетов вместо него - пулемет «Льюис» над верхним крылом), 1 или 2 пулемета «Льюис» на турели. Возможна подвеска до 130 кг бомб.

«Сопвич» тип 9700 (обозначение Адмиралтейства) - одноместный бомбардировочный вариант.

«Сопвич» «Комик» - переделка в одноместный истребитель (пилотское место в задней кабине, вырез передней зашит). Вооружение - 1 7,7-мм синхронный пулемет «Виккерс», 1 или 2 пулемета «Льюис» на лафете Фостера над верхним крылом. Всего было переделано около 70 экземпляров.

Летно-технические характеристики самолета Сопвич «Полуторастоечный»

  • Двигатель: «Клерже» 9Ве
  • мощность, л.с.: 130
  • Размах крыла, м.: 10,21
  • Длина самолета, м.: 7,70
  • Высота самолета, м.: 3,12
  • Площадь крыла, кв. м.: 32,16
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 593
  • нормальная взлетная: 975
  • максимальная взлетная: 1062
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 164
  • Крейсерская: 142
  • Время набора высоты 2000 м., мин.: 9’10»
  • Потолок, м.: 4750
  • Продолжительность полета, ч.: 3,75

На истребительные версии Сопвичей в массовом порядке уставливали синхронизаторы для стрельбы из пулемета через винт.

Боевое использование аэропланов Сопвич «Полуторастоечный» в годы Первой мировой войны

Двухместный истребитель Sopwith 1 1/2 Strutter ВВС Великобритании

Первым заказчиком «полуторастоечных» стало британское Адмиралтейство. В апреле 1916 г. начались поставки таких машин в 5-е крыло RNAS, а в июне - в 1-е. Обе части базировались во Франции. В них «Сопвичи» применялись как эскортные истребители - для сопровождения бомбардировщиков «Кодрон» G.IV и «Бреге». В конце мая 1916 г. во Францию прибыло первое подразделение RFC, вооруженное «Сопвичами» - звено А 70-й эскадрильи, а в июне-июле к нему присоединились два остальных звена. В Королевском летном корпусе «полуторастоечные» числились истребителями-разведчиками, став, таким образом, предшественниками «Брисоль» «Файтера». Большая продолжительность полета в сочетании с прекрасным по тем временам вооружением позволяли применять их для «наступательного патрулирования» в глубине германской территории. В октябре 1916 г. на фронт во Францию прибыла 45-я эскадрилья, а в январе 1917 г. - 43-я. Но к тому времени уже массово применялись новые Первой мировой , которым «полуторастоечные» проигрывали по всем статьям. В итоге, к октябрю 1917 г. таких самолетов на фронте уже не осталось.

Достаточно широко применялись «Сопвичи» в эскадрильях ПВО Великобритании - в частности, в 37, 44 и 78-й. Туда поступали, как правило, двухместные машины, многие из которых в частях переделывались в одноместные истребители «Комик».

На ночных истребителях устанавливался мощный прожектор-искатель над верхним крылом. Самолеты, предназначенные для охоты за «Цеппелинами», подвергались более существенной переделке. Передняя кабина у них заделывалась, а на ее месте устанавливался дополнительный топливный бак. Поскольку немецкие дирижабли часто летали на большой высоте, недоступной для перехватчиков, необходимо было обеспечить возможность ведения огня снизу вверх. Для этого перед задней кабиной, где теперь размещался пилот, устанавливались под углом 80° к фюзеляжу два пулемета «Льюис» с боекомплектом, состоящим из зажигательных и трассирующих пуль. Таких самолетов построили около 70 штук, они довольно долго прослужили в системе ПВО британской столицы, но ни одного дирижабля так и не сбили.

Во Франции, Бельгии, России, Румынии, Греции, а также в Американских экспедиционных силах Sopwith Strutter как истребители не применялись, а служили в качестве разведчиков, бомбардировщиков и учебных. В России эти самолёты использовались в годы Гражданской войны, как красвоенлетами, так и летчиками Белой Армии.

«Сопвич» «полуторастоечный» отличался простотой в управлении, хорошей дальностью полета и неплохим вооружением. Но превращению его в полноценный истребитель помешали два недостатка - легкость (а значит, малая прочность) конструкции планера и чрезмерная устойчивость. Обе эти черты отнюдь не способствовали ведению привычного для Первой мировой войны маневренного воздушного боя - «собачьей свалки».

Источники:

  • Журнал моделист конструктор ;
  • Истребители Первой мировой В.Кондратьев - М.,1990;
  • А.Шепс. Самолеты Первой мировой;