Значение слова торпеда. Криминальные истории: «Торпеда. Основные технические характеристики торпед ссср

  Человек подошёл к развалившемуся на скамейке Юрию, спросил:
  - Ты Юра Б.?
  - Ну, я.
  Человек сделал движение рукой, как будто здороваясь. Через секунду он медленно, спокойной походкой двинулся к выходу из парка.
  Юрий Б. Остался сидеть на скамейке, но только поза его приняла более вальяжный вид, и казалось, что алкоголь сморил его окончательно. Прошло не менее пяти-десяти минут, прежде чем раздался девичий визг. На скамейке с незаметной ранкой в груди сидел труп.

  (Я понимаю, что очень похоже на «Место встречи изменить нельзя», только нож, естественно, из груди не торчал. Но, то, что я пишу, было в действительности. И этот труп на скамейке я наблюдал лично. Как потом говорили, при этом убийстве был использован нож-выкидуха на кнопочке, поэтому никто ничего не заметил.)

  «Торпеда» - человек на зоне проигравшийся в карты на жизнь. Неважно на чью. Если не забираешь чужую, отдаешь свою. Выбор небогатый.

  «Торпеда» выбрал жизнь «бывшего мента».
Как надо было служить этому Юре, что на него так ополчились зека, приговорив его к своей высшей мере? Это случается очень редко. Я думаю, в этом Юрии, в его серой до армейской жизни, тихом омуте, водились такие бесы, что он сам о них не подозревал. Получив власть над заключёнными людьми, он дал волю этим своим бесам.
  Что привело к закономерному концу.

  Человек, совершивший убийство, решил «обмануть» ментов и рванул на север.

  Необходимое пояснение. С моего города есть только два направления по ж/д и автостраде: или в сторону Петрозаводска (юг), или в сторону Мурманска (север).
  Южное направление, в центр страны, конечно, предпочтительнее для беглеца из-за возможности в дальнейшем скрыться по непредсказуемому маршруту. Бежать в сторону Мурманска – бежать в одну сторону, которую без сомнения, тоже перекроют. Но перекроют не в такой степени и не теми силами, которые, как он должен был понимать, кинутся его искать после этого громкого дела. Человек-торпеда решил рискнуть, проскользнув на север, и там «лечь на дно».

  Но середина восьмидесятых, ещё не девяностые. По тревоге были подняты все оперчасти зон. Как-никак, уничтожен был их «коллега» и если не поймать «торпеду» сейчас, в будущем казни сотрудников УИС (сейчас: уголовно-исполнительная система) могли участиться. Это тоже понимали. Поэтому перекрыли всё. Проверяли даже рыбацкие лодки и безлюдные острова многочисленных озёр. В городе ходили патрули ВВ с собаками. Одно из общежитий «химиков» брали приступом отряд людей, которых позже обзовут ОМОН-ом. Прохождение отряда по этажам здания можно было проследить по летящим вниз из разбитых окон стёкол, горящих матрасов и обломков мебели.

  Как в таких условиях, парень доехал до Мурманской области и умудрился скрываться там ещё два дня непонятно. И это при условии, что его личность была установлена, буквально в течении получаса после дерзкого убийства. Но его взяли, как ходили слухи, простые менты, дежурившие на вокзале какой-то деревни. И здесь ему повезло. Попадись он в руки работникам УИС, вряд ли они доставили его в СИЗО (следственный изолятор) живым. Стрельбу при попытке к бегству ещё никто не отменял.
  Конвою с зоны даже не доверили этапировать схваченного человека до города, где он совершил преступление. Его в милицейском «козлике» привезли ночью в райотдел милиции города.
  И лишь два-три дня спустя его доставили (отдали) в СИЗО, т.е. в эту самую УИС.

* * *   При водворении убийцы в СИЗО в город начала поступать «достоверная» информация о случившемся за те дни, что «торпеда» был в бегах.   Надо здесь отметить, что самые болтливые люди на земле мл. персонал пеницитарной системы. Любят они за рюмкой чая, придавая себе значимость осведомлённого крупного «гражданина начальника» выдавать слухи, факты, события происходящие в их учреждениях откровенно и даже, я бы сказал, вдохновенно привирая и приукрашивая. Впрочем, тем же самым не отличается и сторона другая. Зека, которые не заслужили большого авторитета среди заключённых, тоже могут много и красочно разговаривать на «тему».

  Вот таким образом и начала поступать информация гражданскому населению. Информация такая. Юру Б., срочника ВВ, что вообще невероятно, (первый случай в практике 70-80гг.) приговорили к смерти с полгода назад «авторитеты» зоны, где он служил. Моё предположение. Что нужно было сделать солдату срочной службы на охраняемом объекте, что бы заслужить такой приговор? Мне кажется, это может быть выполнение незаконных распоряжений администрации зоны или тюрьмы. Организация и участие в наказаниях особо отличившихся з/к в «отрицалове». Для этого (кажется, примерно в это время) начали создаваться . «Опускание авторитетов по беспределу». Если он принимал в этом участие – неудивителен и приговор. Но, это, я повторяю, только моё предположение.
  Решили «солдата» «кончать» в родном его городе и показательно.
  Именно поэтому труп видело столько много людей. Даже я, тогда ещё подросток.
  Подготовили «торпеду» здесь, благо далеко ходить не надо – полгорода бывшие заключённые. Потом произошли события, что я описывал в первой части истории.

  По поимке убийцы версия простая: сдался сам, поняв, что если его схватят сотрудники УИС ему не жить. Поэтому и вышел на маленьком полустанке и сам пришёл в отделение милиции на ж/д. Логически этот шаг можно понять. Или пуля в лоб сразу, или возможность избежать «вышки», получив свой «пятнарик» и уважаемым человеком «сидеть на подогреве» у «авторитетов»

  Но жизнь это совершенно не те планы, что мы строим. То, что «торпеда» за добровольную сдачу может избежать «вышку» по суду понимали и сотрудники УИС. Этого они допустить не могли. Следствие по делу шло примерно месяц, когда однажды утром в одиночной камере СИЗО, где сидел подследственный, нашли труп. Человек висел с узлом на шее, сделанном из тюремного полотенца. В самоубийство никто не поверил. Однако оформили это происшествие как факт тюремного суицида. Дело закрыли.

  Версии ходящие по городу после убийства «торпеды».

  Официальная – самоубийство. Все усмехались, всё понимали, но молчали. В данном случае эта версия не учитывается и не рассматривается.

  1) Близкая к официальной, но за разговор о которой можно было получить в морду. Именно тогда (может быть и ранее были, но в нашем городе именно тогда). В этом предположении говорили, что человек-торпеда прошёл через такую , созданную именно для него, а потом быстро расформированную. Покончил жизнь самоубийством, так как не мог оставаться «опущенным». Опытные сидельцы эти разговоры пресекали посредством «коррекции вестибулярного аппарата» распространяющего такие слухи человека. Их «герой» не мог уйти из жизни «петухом». Скорее всего, они были правы. В СИЗО из той шпаны, что там находилась (а это подследственные из районов Карелии, провинциалы-бакланы), создать «пресс-хату» было бы затруднительно.

  2) На допросах начал говорить лишнее, почему и был задавлен «авторитетами». Версия очень слабая и непохожая на правду. Что «торпеда» мог знать? Ему показали человека (даже и не показывали, он этого Юру в лицо не знал), просто назвали имя и обусловили место казни.

  3) Самая вероятная – месть и показательное устранение палача сотрудниками УИС для всего мира тюрьмы. Понятно, что сделано это руками какого-либо уголовника за снисхождение в приговоре или даже за свободу. Но этого никто, никогда не узнает.

По ленд-лизу. В послевоенные годы разработчикам торпед в СССР удалось значительно повысить их боевые качества, в результате чего ТТХ торпед советского производства были значительно улучшены.

Торпеды Российского флота XIX века

Торпеда Александровского

В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами , которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».

Торпеда Александровского 1875 года

Занятый постройкой подводной лодки, Александровский смог приступить к изготовлению своей торпеды только в 1873 году, когда торпеды Уайтхеда уже стала поступать на вооружение. Первые образцы торпед Александровского были испытаны в 1874 году на Восточном Кронштадтском рейде . Торпеды имели сигарообразный корпус, изготовленный из 3,2-мм листовой стали. 24-дюймовая модель имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, 22-дюймовая - 560 мм и 7,34 м соответственно. Вес обоих вариантов составлял около 1000 кг. Воздух для пневматического двигателя закачивался в резервуар объемом 0,2 м3 под давлением до 60 атмосфер. через редуктор воздух поступал в одноцилиндровый двигатель, напрямую связанный с хвостовым винтом . Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта , направление хода - вертикальными рулями .

На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов , на конечных - 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте.
Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов.
В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.

Торпеды Российского флота начала ХХ века и Первой мировой войны

В 1871 году Россия добилась снятия запрета держать военно-морской флот в Черном море . Неизбежность войны с Турцией заставила Морское министерство форсировать перевооружение Российского флота, поэтому предложение Роберта Уайтхеда приобрести лицензию на производство торпед его конструкции оказалось как нельзя кстати. В ноябре 1875 года был подготовлен контракт на приобретение 100 торпед Уайтхеда, спроектированных специально для Российского флота, а также исключительно право на использование их конструкций. В Николаеве и Кронштадте были созданы специальные мастерские по производству торпед по лицензии Уайтхеда. Первые отечественные торпеды начали производиться осенью 1878 года, уже после начала русско-турецкой войны.

Минный катер Чесма

13 января 1878 года в 23:00 минный транспорт «Великий князь Константин» подошел к рейду Батума и от него отошли два из четырех минных катеров: «Чесма» и «Синоп». Каждый катер был вооружен пусковой трубой и плотиком для для пуска и транспортировки торпед Уайтхеда. Примерно в 02:00 ночи 14 января катера приблизились на расстояние 50-70 метров к турецкой канонерской лодке Intibah, охранявшей вход в бухту. Две пущенные торпеды попали практически в середину корпуса, корабль лег на борт и быстро затонул. «Чесма» и «Синоп» вернулись к русскому минному транспорту без потерь. Эта атака стала первым успешным применением торпед в мировом военном деле .

Несмотря на повторный заказ торпед в Фиуме, Морское министерство организовало производство торпед на котельном заводе Лесснера, Обуховском заводе и в уже существовавших мастерских в Николаеве и Кронштадте. К концу XIX века в России производилось до 200 торпед в год. Причем каждая партия изготовленных торпед в обязательном порядке проходила пристрелочные испытания, и лишь затем поступала на вооружение. Всего до 1917 года в Российском флоте находилось 31 модификация торпед.
Большинство моделей торпед являлись модификациями торпед Уайтхеда, небольшая часть торпед поставлялась заводами Шварцкопф, а в России конструкции торпед дорабатывались. Изобретатель А. И. Шпаковский, сотрудничавший с с Александровским, в 1878 году предложил использовать гироскоп для стабилизации курса торпеды, еще не зная, что аналогичным «секретным» прибором снабжались торпеды Уайтхеда. В 1899 году лейтенант русского флота И. И. Назаров предложил собственную конструкцию спиртового подогревателя. Лейтенант Данильченко разработал проект пороховой турбины для установки на торпеды, а механики Худзынский и Орловский впоследствии усовершенствовали и ее конструкцию, но в серийное производство турбина принята не была из за низкого технологического уровня производства.

Торпеда Уайтхеда

Российские миноносцы и миноноски с неподвижными торпедными аппаратами оборудовались прицелами Азарова, а более тяжелые корабли, оснащенные поворотными ТА - прицелами, разработанными заведующим минной частью Балтийском флоте А. Г. Нидермиллером. В 1912 году появились серийные торпедные аппараты «Эриксон и К°» с приборами управления торпедной стрельбой конструкции Михайлова. Благодаря этим приборам, которые использовались совместно с прицелами Герцика, прицельную стрельбу можно было вести с каждого аппарата. Таким образом впервые в мире русские миноносцы могли вести групповую прицельную стрельбу по одной цели, что делало их безоговорочными лидерами еще до Первой мировой войны .

В 1912 году для обозначения торпед стало применяться унифицированное обозначение, состоявшее из двух групп чисел: первая группа - округленный калибр торпеды в сантиметрах, вторая группа - две последние цифры года разработки. Например, тип 45-12 расшифровывался как торпеда калибра 450 мм 1912 года разработки.
Первая полностью российская торпеда образца 1917 года типа 53-17 не успела попасть в серийное производство и послужила основой для разработки советской торпеды 53-27.

Основные технические характеристики торпед российского флота до 1917 года

Торпеды ВМФ СССР

Парогазовые торпеды

Морские силы РККА РСФСР были вооружены торпедами, оставшимися от российского флота. Основную массу этих торпед составляли модели 45-12 и 45-15. Опыт Первой мировой войны показал, что дальнейшее развитие торпед требует увеличение их боевого заряда до 250 и более килограмм, поэтому наиболее перспективными считались торпеды калибра 533 мм. Разработка модели 53-17 была прекращена после закрытия завода Лесснера в 1918 году. Проектирование и испытание новых торпед в СССР было поручено «Особому техническому бюро по военным изобретениям специального назначения» - Остехбюро, организованному в 1921 году, во главе которого стоял изобретатель изобретатель Владимир Иванович Бекаури. В 1926 году в качестве промышленной базы Остехбюро был передан бывший завод Лесснера, получивший название завод «Двигатель».

На базе имевшихся разработок моделей 53-17 и 45-12 было начато проектирование торпеды 53-27 , вышедшей на испытания в 1927 году. Торпеда была универсальной по базированию, но имела большое колличество недостатков, в том числе - малую дальность автономного хода, из за чего на вооружение крупных надводных кораблей поступала в ограниченных количествах.

Торпеды 53-38 и 45-36

Несмотря на сложности при производстве, выпуск торпед к 1938 году было развернут на 4 заводах: «Двигатель» и имени Ворошилова в Ленинграде, «Красный Прогресс» в Запорожской области и заводе № 182 в Махачкале. Испытания торпед проводились на трех станциях в Ленинграде, Крыму и Двигательстрое (в настоящее время - Каспийск). Торпеда выпускалась в модификациях 53-27л для подводных лодок и 53-27к для торпедных катеров.

В 1932 году СССР закупил в Италии несколько типов торпед, в том числе - 21-дюймовую модель производства завода в Фиуме, которая получила обозначение 53F. На базе торпеды 53-27 с использованием отдельных узлов от 53F была создана модель 53-36, но ее конструкция оказалась неудачной и за 2 года производства было построено всего 100 экземпляров этой торпеды. Более удачной стала модель 53-38 , которая по сути была адаптированной копией 53F. 53-38 и ее последующие модификации, 53-38У и 53-39 , стали самыми быстрыми торпедами Второй мировой войны, наряду с японской Type 95 Model 1 и итальянской W270/533,4 x 7,2 Veloce. Производство 533-мм торпед было развернуто на заводах «Двигатель» и № 182 («Дагдизель»).
На базе итальянской торпеды W200/450 x 5,75 (обозначение в СССР 45F) в Мино-торпедном институте (НИМТИ) была создана торпеда 45-36Н, предназначенная для эсминцев типа Новик и как подкалиберная для 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок. Выпуск модели 45-36Н был налажен на заводе «Красный прогресс».
В 1937 году Остехбюро было ликвидировано, взамен его в Наркомате Оборонной промышленности создано 17-е главное управление, в которое вошли ЦКБ-36 и ЦКБ-39, а в Наркомате ВМФ - Минно-Торпедное Управление (МТУ).
В ЦКБ-39 были проведены работы по увеличению заряда ВВ 450-мм и 533-мм торпед, в результате чего на вооружение стали поступать удлиненные модели 45-36НУ и 53-38У. Помимо увеличения поражающей способности, торпеды 45-36НУ оснащались неконтактным магнитным взрывателем пассивного действия, создание которого началось в 1927 году в Остехбюро. Особенностью модели 53-38У было использование рулевого механизма с гироскопом, позволявшим плавно изменять курс послен запуска, что позволяло вести стрельбу «веером».

Силовая установка торпеды СССР

В 1939 году на базе модели 53-38 в ЦКБ-39 было начато проектирование торпеды CAT (самонаправляющаяся акустическая торпеда). несмотря на все усилия, акустическая система наведения на шумной парогазовой торпеде не работала. Работы были прекращены, но возобновились после доставки в институт трофейных образцов самонаводящихся торпед Т-V. Немецкие торпеды были подняты с затопленной под Выборгом лодки U-250. Несмотря на механизм самоуничтожения, которым немцы оснащали свои торпеды, их удалось извлечь с лодки и доставить в ЦКБ-39. В институте составили подробное описание немецких торпед, которое было передано советским конструкторам, а также британскому Адмиралтейству.

Поступившая на вооружение уже в ходе войны торпеда 53-39 была модификацией модели 53-38У, но выпускалась в крайне ограниченном количестве. Проблемы с производством были связаны с эвакуацией заводов «Красный Прогресс» в Махачкалу, а затем. вместе с «Дагдизелем» в Алма-Ату. Позже была разработана маневрирующая торпеда 53-39 ПМ, предназначенная для уничтожения кораблей, идущих противоторпедным зигзагом.
Последними образцами парогазовых торпед в СССР стали послевоенные модели 53-51 и 53-56В, оснащенные приборами маневрирования и активным неконтактным магнитным взрывателем.
В 1939 году были построены первые образцы торпедных двигателей на базе спаренных шестиступенчатых турбин противоположного вращения. До начала Великой Отечественной эти двигатели проходили испытания под Ленинградом на Копанском озере.

Экспериментальные, паротурбинные и электрические торпеды

В 1936 году была предпринята попытка создать торпеду с турбинным двигателем, которая по расчетам должна была развить скорость в 90 узлов, что вдвое превышало скорость самых быстрых торпед того времени. В качестве топлива планировалсь использовать азотную кислоту (окислитель) и скипидар. Разработка получила условное наименование АСТ - азотно-скипидарная торпеда. На испытаниях АСТ, оснащенная стандартным поршневым двигателем торпеды 53-38, развила скорость 45 узлов при дальности хода до 12 км. Но создание турбины, которая могла быть размещена в корпусе торпеды, оказалось невозможным, а азотная кислота была слишком агрессивной для использования в серийных торпедах.
Для создания бесследной торпеды велись работы по исследованию возможности применения термита в обычных парогазовых двигателях, но до 1941 достичь обнадеживающих результатов не удалось.
Для повышения мощности двигателей в НИМТИ велись разработки по оснащению обычных торпедных двигателей системой обогащения кислородом. Довести эти работы до создания реальных опытных образцов не удалось из за крайней нестабильности и взрывоопасности кислородо-воздушной смеси.
Значительно более эффективными оказались работы по созданию торпед на электрической тяге. Первый образец электромотора для торпед был создан в Остехбюро в 1929 году. Но промышленность не могла в то время предоставить для торпед аккумуляторных батарей достаточной мощности, поэтому создание действующих образцов электроторпед началось только в 1932 году. Но даже эти образцы не устраивали моряков из за повышенной шумности редуктора и низкого КПД электромотора производства завода «Электросила».

В 1936 году благодаря усилиям Центральной аккумуляторной лаборатории в распоряжение НИМТИ была предоставлена мощная и компакнтная свинцово-кислотная батарея В-1. Завод «Электросила» был готов к производству биротативного двигателя ДП-4. Испытания первой советской электроторпеды проводились в 1938 году в Двигательстрое. По результатам этих испытаний были созданы модернизированная батарея В-6-П и электродвигатель повышенной мощности ПМ5-2. В ЦКБ-39 на базе этой силовой и корпуса паровоздушной торпеды 53-38 была разработана торпеда ЭТ-80 . Электроторпеды были встречены моряками без большого энтузиазма, поэтому испытания ЭТ-80 затянулись и на вооружение она стала поступать только в 1942 году, да и благодаря появлению информации о трофейных немецких торпедах G7e. первоначально производство ЭТ-80 было развернуто на базе эвакуированного в Уральск завода «Двигатель» и им. К. Е. Ворошилова.

Реактивная торпеда РАТ-52

В послевоенные годы на базе трофейных G7e и отечественных ЭТ-80 было налажено производство торпед ЭТ-46. Модификации ЭТ-80 и ЭТ-46 с акустической системой самонаведения получили обозначение САЭТ (самонаводящаяся акустическая электроторпеда) и САЭТ-2 соответственно. На вооружение советская самонаводящаяся акустическая электроторпеда поступила в 1950 году под индексом САЭТ-50 , а в 1955 году ей на смену пришла модель САЭТ-50М.

Еще в 1894 году Н. И. Тихомиров проводил эксперименты с самодвижущимися реактивными торпедами. Созданная в 1921 году ГДЛ (газодинамическая лаборатория) продолжила работы над созданием реактивных аппаратов, но позже стала заниматься только ракетной техникой. После появления реактивных снарядов М-8 и М-13 (РС-82 и РС-132) НИИ-3 получил задание на разработку реактивной торпеды, но реально работы начались только в конце войны, в ЦНИИ «Гидроприбор». Была создана модель РТ-45, а затем ее модифицированная версия РТ-45-2 для вооружения торпедных катеров. РТ-45-2 планировалось оснащать контактным взрывателем, а ее скорость в 75 узлов практически не оставляла шансов уклониться от ее атаки. После окончания войны работы над ракетными торпедами были продолжены в рамках проектов «Щука», «Тема-У», «Луч» и других.

Авиационные торпеды

В 1916 году товарищество Щетинина и Григоровича начало постройку первого в мире специального гидросамолета-торпедоносца ГАСН. После нескольких испытательных полетов морское ведомство было готов разместить заказ на построку 10 самолетов ГАСН, но начавшаяся революция разрушила эти планы.
В 1921 году году в Кронштадте проводились испытания циркулирующих авиационных торпед на базе модели Whitehead обр. 1910 г. тип «Л». С образованием Остехбюро работы над созданием таких торпед были продолжены, они были рассчитаны на сброс с самолета на высоте 2000-3000 м. Торпеды комплектовались парашютами, которые сбрасывались после приводнения и торпеда начинала движение по кругу. Помимо торпед для высотного сброса, велись испытания торпед ВВС-12 (на базе 45-12) и ВВС-1 (на базе 45-15), которые сбрасывались с высоты 10-20 метров с самолета ЮГ-1. В 1932 году в производство была передана первая авиационная советская торпеда TAB-15 (торпеда авиационная высотного торпедометания), предназначенная для сброса с самолетов МДР-4 (МТБ-1), АНТ-44 (МТБ-2), Р-5Т и поплавковом варианте ТБ-1 (МР-6). Торпеда TAB-15 (бывшая ВВС-15) стала первой в мире торпедой, предназначенной для высотного бомбометания и могла выполнять циркуляцию по кругу либо разворачивающейся спирали.

Торпедоносец Р-5Т

В серийное производство ВВС-12 пошла под обозначением ТАН-12 (торпеда авиационная низкого торпедометания), которая предназначалась для сброса с высоты 10-20 м при скорости не более 160 км/ч. В отличии от высотной, торпеда ТАН-12 не оснащалась прибором для выполнения маневрирования после сброса. Отличительной особенностью торпед ТАН-12 стала система подвеса под заранее установленным углом, что обеспечивало оптимальное вхождение торпеды в воду без применение громоздкого воздушного стабилизатора.

Помимо 450-мм торпед, велись работы над созданием авиаторпед калибра 533 мм, которые получили обозначение ТАН-27 и ТАВ-27 для высотного и обычного сброса соответственно. Торпеда СУ имела калибр 610 мм и оснащалась светосигнальным устройством контроля траектории, а самой мощной авиаторпедой стала торпеда СУ калибра 685 мм с зарядом 500 кг, которая предназначалась для уничтожения линкоров.
В 1930-х годах авиаторпеды продолжали совершенствоваться. Модели ТАН-12А и ТАН-15А отличались облегченной парашютной системой и поступали на вооружение под обозначениями 45-15АВО и 45-12АН.

Ил-4Т с торпедой 45-36АВА.

На базе торпед корабельного базирования 45-36 в НИМТИ ВМФ были спроектированы авиационные торпеды 45-36АВА (авиационная высотная Алферова) и 45-36АН (авиационная низкого торпедометания). Обе торпеды стали поступать на вооружение в 1938-1939 годах. если с высотной торпедой проблем не возникло, то внедрение 45-36АН встретило ряд проблем, связанных со сбросом. Базовый самолет-торпедоносец ДБ-3Т оснащался громоздким и несовершенным подвесным устройством Т-18. К 1941 году лишь несколько экипажей освоило сброс торпед с помощью Т-18. В 1941 году боевой летчик, майор Сагайдук разработал воздушный стабилизатор, который состоял из четырех досок, усиленных металлическими полосками. В 1942 году был принят на вооружение разработанный НИМТИ ВМФ воздушный стабилизатор АН-42, который представлял из себя трубу длиной 1,6 м, которая сбрасывалась после приводнения торпеды. Благодаря применению стабилизаторов, удалось увеличить высоту сброса до 55 м, а скорость - до 300 км/ч. В годы войны модель 45-36АН стала основной авиационной торпедой СССР, которой оснащались торпедоносцы Т-1 (АНТ-41), АНТ-44, ДБ-3Т, Ил-2Т, Ил-4Т, Р-5Т и Ту-2Т.

Подвеска реактивной торпеды РАТ-52 на Ил-28Т

В 1945 году был разработан легкий и эффективный кольцевой стабилизатор СН-45, который позволял производить сброс торпед под любыми углами с высоты до 100 м при скорости до 400 км/ч. Доработанные торпеды со стабилизатором СН-45 получили обозначение 45-36АМ. а в 1948 году им на смену пришла модель 45-36АНУ, оснащенная прибором Орби. Благодаря этому устройству торпеда могла маневрировать и выходить на цель под заранее заданным углом, который определялся авиационным прицелом и вводился в торпеду.

В 1949 году велись разработки экспериментальных реактивных торпед Щука-А и Щука-Б, оснащенных ЖРД . Торпеды могли сбрасываться с высоты до 5000 м, после чего включался ЖРД и торпеда могла выполнять полет на расстояние до 40 км, а затем погружаться в воду. Фактически эти торпеды являлись симбиозом ракеты и торпеды. Щука-А оснащалась системой наведения по радиоканалу, Щука-Б - радиолокационным самонаведением. В 1952 году на базе этих экспериментальных разработок была создана и принята на вооружение реактивная авиационная торпеда РАТ-52.
Последними парогазоваыми авиационными торпедами СССР стали 45-54ВТ (высотная парашютная) и 45-56НТ для низковысотного сброса.

Основные технические характеристики торпед СССР

Российская оборонная промышленность продолжает реализацию новых проектов в области минно-торпедного вооружения. Не так давно стало известно о получении новых результатов в этой области: по итогам всех необходимых испытаний на вооружение была принята перспективная торпеда, известная под шифром «Футляр». При этом некоторые факты, указанные в последних сообщениях на этот счет, могут быть поводом для оптимизма.

Изделие «Футляр» является самой новой из известных отечественных разработок в сфере торпедного вооружения. По имеющимся данным, целью этого проекта было дальнейшее совершенствование существующей торпеды УГСТ «Физик», принятой на вооружение несколько лет назад. В частности, в связи с этим новый проект также носит наименование «Физик-2». Работы по новому проекту стартовали в недавнем прошлом и со временем привели к реальным результатам в виде готовности принятия на вооружение.


В марте текущего года РИА « » со ссылкой на неназванные источники в оборонно-промышленном комплексе писало о текущих успехах проекта «Футляр». Тогда указывалось, что новая торпеда к тому времени успела на испытания. Кроме того, часть необходимых проверок уже была с успехом завершена. Также неназванный источник раскрыл дальнейшие планы промышленности и министерства обороны. Так, в обозримом будущем торпеду «Физик-2» / «Футляр» планировалось принять на вооружение. Соответствующий приказ должен был появиться в 2018 году.

Торпеда УГСТ "Физик"

Через несколько месяцев, 12 июля издание «Известия» опубликовало новые сообщения о ходе перспективного проекта. Из опубликованных данных следовало, что к настоящему времени промышленность успела выполнить все требуемые работы. Конструктор торпедного вооружения НИИ Морской теплотехники, осуществлявшего разработку нового проекта, Александр Григорьев рассказал «Известиям», что торпеда УГСТ «Физик-2» уже была принята на вооружение военно-морского флота России. Также участник создания торпеды отметил, что в будущем это изделие должно будет заменить все состоящие на вооружении аналоги существующих типов, оснащенные электрическими силовыми установками.

Недавние сообщения о принятии торпеды «Футляр» на вооружение позволяют предполагать, что испытания удалось завершить досрочно – на несколько месяцев раньше указанных сроков. Как следствие, не позднее середины 2017 года изделие было принято на вооружение, хотя ранее эти события относили к следующему 2018-му. Таким образом, серийные изделия могут поступить во флотские арсеналы с определенным опережением существовавших графиков.

Известно, что новое изделие «Футляр» представляет собой модернизированный вариант более старой торпеды УГСТ «Физик». Напомним, опытно-конструкторская работа с шифром «Физик» стартовала в середине восьмидесятых годов; ее целью было создание перспективной глубоководной самонаводящейся тепловой торпеды. Головным разработчиком назначили НИИ Морской теплотехники, которому должны были помогать несколько других организаций. Опытные изделия УГСТ вышли на испытания в середине девяностых годов, а в начале следующего десятилетия торпеду приняли на вооружение. В этот период состоялась и первая публичная демонстрация нового , площадкой для которой стал Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге.

Несколько лет назад институт-разработчик приступил к созданию модернизированной версии существующего «Физика». Новая торпеда на базе существующей получила рабочее обозначение «Физик-2». Кроме того, вскоре появилось альтернативное название «Футляр». В настоящее время оба обозначения используются параллельно и не вызывают какой-либо путаницы.

До определенного времени подробные сведения о торпеде «Физик-2» / «Футляр» отсутствовали. Лишь несколько месяцев назад были опубликованы некоторые данные технического характера. Кроме того, часть публикаций в прессе, посвященных развитию торпедного вооружения, раскрыла определенные подробности нового проекта. По понятным причинам, чаще всего упоминались отличия от существующего оружия базовой модели, а также преимущества, полученные в рамках нового проекта. Все опубликованные к настоящему времени данные позволяют составить достаточно подробную картину, в которой, однако, по-прежнему остаются некоторые «белые пятна».

Как и все современные отечественные торпеды, УГСТ «Футляр» имеет цилиндрический корпус большого удлинения со срезанным полусферическим головным обтекателем и конической хвостовой секцией, служащей основанием для движителя и рулевой системы. Общая длина изделия, по имеющимся данным, 7,2 м, калибр – 533 мм. Масса боеготовой торпеды – 2,2 т.

По своей компоновке торпеда, вероятно, повторяет конструкцию базового «Физика». Напомним, УГСТ первой версии имела головной отсек с аппаратурой самонаведения, за которым последовательно располагались зарядное и резервуарное отделения. Хвостовой отсек отдавался под установку двигателя и исполнительных механизмов системы управления. По всей видимости, в новом проекте подобная архитектура торпеды не изменялась и не дорабатывалась.

Согласно опубликованным данным, «Футляр» комплектуется аксиально-поршневым двигателем внутреннего сгорания, использующим однокомпонентное топливо. Тип двигателя и его основные характеристики пока не оглашались. При этом известно, что базовый «Физик» имел двигатель мощностью 350 кВт (469 л.с.), в составе которого использовалась вращающаяся камера сгорания. Подача топлива осуществлялась высоконапорным насосом. Баки для транспортировки горючего находились в центральной части корпуса. Запуск двигателя предлагалось производить с использованием стартового порохового заряда.

Вал двигателя проходит через хвостовой отсек корпуса и выводится наружу, где соединяется с водометным движителем. Крыльчатка последнего помещена внутри кольцевого канала, что повышает производительность, параллельно снижая шумность. Рядом с кольцевым каналом водомета располагаются рули. Любопытной особенностью проектов семейства УГСТ «Физик» является использование управляемых поверхностей, раскладываемых после выхода из торпедного аппарата. Для большей эффективности рули имеют коробчатую конструкцию с парой крупных плоскостей и небольшой перемычкой между ними, выводимых в поток. Такая конструкция повышает эффективность рулей и в определенной мере упрощает управление.

Известно, что изделие «Физик-2» имеет средства самонаведения, однако тип такой системы не уточнялся. При этом имеются определенные сведения о системах управления предыдущей торпеды УГСТ. По имеющимся данным, в рамках ОКР «Физик» предприятиями отечественной оборонной промышленности было создано сразу два варианта активно-пассивных систем самонаведения, имеющих определенные отличия. Вместе с самонаведением может использоваться телеуправление с соответствующего пульта подлодки-носителя. Для передачи команд бортовым системам торпеды используется кабель, размещенный на двух катушках. Одна из них оснащается 25 км провода и располагается внутри торпеды, а буксируемая с 5 км кабеля в транспортном положении помещается возле водометного движителя. Третья катушка может устанавливаться на борту носителя. При помощи кабеля и телеуправления торпеда может выводиться в заданный район предполагаемого местонахождения цели, после чего поиск и наведение возлагается на автоматические системы.

Система самонаведения «Физика» имеет плоскую носовую приемно-излучающую антенну, в составе которой присутствует большое количество отдельных элементов. Торпеда способна находить как сами цели, так и их кильватерный след. Автоматика обнаруживает надводные корабли на дистанциях до 1,2 км, подлодки – до 2,5 км. Время индикации кильватерного следа – 350 с. Подрыв боевой части производится при помощи неконтактного взрывателя. Он срабатывает на дистанциях до нескольких метров от цели.

Позади головного отсека в корпусе торпеды «Футляр» находится боевое зарядное отделение. Торпеды нового семейства несут схожий заряд в виде 300 кг взрывчатого вещества. Мощность такого боевого отделения достаточна для нанесения самых серьезных повреждений надводным кораблям и подводным лодкам противника. Вероятно, одновременно с боевыми торпедами, несущими мощный заряд взрывчатого вещества, могут производиться изделия практического типа. В таком случае зарядное отделение должно заполняться балластом требуемой массы.

По сообщениям отечественной прессы, торпеда УГСТ «Физик-2» / «Футляр» способна развивать скорость до 50 узлов (более 90 км/ч) и двигаться на глубинах до 400 м. Дальность стрельбы – до 50 км. В различных публикациях неоднократно отмечалось, что перспективное изделие по дальности хода превосходит существующие отечественные и зарубежные торпеды. Эта особенность нового оружия заметным образом повышает вероятность успешного своевременного уничтожения цели с минимальными рисками для его носителя.

Согласно ранее опубликованным данным, новая торпеда «Футляр», прежде всего, предназначена для вооружения современных атомных подводных лодок последних проектов. Таким образом, первыми носителями этого оружия могут стать многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» и стратегические крейсера проекта 955 «Борей». При этом нельзя исключать, что в дальнейшем такие торпеды войдут в боекомплект иных отечественных подлодок, построенных по более старым проектам.

Производство «Футляров» должно быть развернуто на заводе «Дагдизель» в г. Каспийск. По имеющимся данным, это предприятие в настоящее время производит изделия УГСТ «Физик», а в ближайшее время освоит массовую сборку его модернизированной версии. Согласно некоторым сообщениям, запуск серийного производства торпед «Физик-2» приведет к остановке выпуска изделий базовой модели. По всей видимости, такая замена не приведет к сложностям технологического или эксплуатационного характера, но при этом позволит в определенной мере повысить потенциал подводных сил.

Разработка новой версии самонаводящейся тепловой торпеды для замены имеющихся изделий «Физик» стартовала всего несколько лет назад. К настоящему времени торпедостроители успели завершить проектирование и провести необходимые испытания. По сообщениям весны этого года, проверки шли успешно и позволяли делать оптимистичные оценки. При этом, однако, анонимные источники отечественных средств массовой информации называли достаточно скромные планы: новая торпеда должна была поступить на вооружение только в следующем году.

Всего через несколько месяцев после этого один из авторов нового проекта рассказал, что торпеда «Физик-2» уже была принята на вооружение российского ВМФ. Началось ли серийное производство – пока не уточнялось. Прочие аспекты нового проекта тоже не оглашаются. При этом поступили сообщения, согласно которым новая торпеда сменит в производстве изделия базовой модели.

Развитие отечественного минно-торпедного вооружения продолжается и дает определенные результаты. Всего за несколько лет был создан обновленный и улучшенный вариант существующего изделия УГСТ «Физик», отличающийся рядом преимуществ. Эта торпеда не так давно была принята на вооружение, а в ближайшем будущем должна будет поступить в арсеналы военно-морского флота и попасть в боекомплект самых новых атомных подводных лодок.

По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://iz.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bastion-opk.ru/
http://bmpd.livejournal.com/