171 ук рф крупный ущерб. Незаконное предпринимательство - судебная практика

По оценкам Правительства, около 20 миллионов трудоспособных россиян не декларируют источники своих доходов. Примерно половина из них ведет собственный, часто небольшой, нелегальный бизнес. Какой штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2019 году им грозит?

Что такое предпринимательская деятельность

Но сначала о том, что вообще такое предпринимательская деятельность? Чем она отличается от трудовой занятости? И почему нелегальный бизнес преследуется законом?

Понятие предпринимательства установлено статьей 2 Гражданского кодекса. Это самостоятельная, рисковая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом доходы предприниматель получает не от исполнения трудовых обязанностей, а от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования имущества.
Если сравнить предпринимателя с наемным работником, то можно выявить ряд отличий.

Предприниматель Наемный работник
Самостоятельно устанавливает отношения с потребителем, выполняя весь цикл от нахождения заказа на товар или услугу до получения оплаты за него. Работает под контролем работодателя, часто выполняет только одну функцию в цикле обслуживания потребителя. Оплату получает от работодателя.
Рискует не получить оплату за свои товары и услуги, но в случае успеха распоряжается доходом от бизнеса на свое усмотрение. Защищен трудовым законодательством, получает зарплату, независимо от личных результатов. При этом работодатель выплачивает работнику только часть прибыли, им заработанную.
Самостоятельно обеспечивает свое пенсионное и медицинское страхование, платит налоги с полученных от бизнеса доходов. За пенсионное, социальное и медицинское страхование работника платит работодатель, он же удерживает и перечисляет НДФЛ с зарплаты.

Если бизнес ведется без регистрации, то государство от такого коммерческого субъекта ничего не получает. Но при этом нелегальный предприниматель пользуется всеми правами гражданина плюс может рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание и социальную пенсию. А происходит это за счет законопослушного бизнеса и его работников, которые как раз платят налоги и взносы.

Государство пытается вернуть теневой бизнес в правовое поле разными способами, в том числе, устанавливая административные, налоговые и уголовные санкции.

Административные санкции

Действующие нормы статьи 14.1 КоАП РФ устанавливают штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2019 году в размере от 500 до 2 000 рублей. Если же гражданин нелегально занимается деятельностью, требующей получения лицензии (которую выдают только зарегистрированным субъектам), то штраф здесь чуть выше – от 2 000 до 2 500 рублей.

Кроме того, зарегистрированная организация или индивидуальный предприниматель получают статус коммерческих субъектов и обязаны выполнять многочисленные законодательные нормы. Это, как минимум, своевременная сдача отчетности, уплата налогов и взносов, исполнение обязанностей работодателя, применение кассового аппарата.

При этом, за нарушение законодательства, регулирующего ведение бизнеса, на легальных коммерсантов налагаются штрафы, и часто это очень существенные суммы. Например, за размещение рекламы без согласования с местной администрацией юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 1 миллиона рублей.

Таким образом, если говорить про административную ответственность за незаконное предпринимательство, то применяемые сейчас санкции не имеют никакой стимулирующей функции. Более того, такая ситуация провоцирует уходить в тень даже законопослушных граждан, которые не выдерживают конкуренцию с нелегальным бизнесом.

Налоговые штрафы

Налоговое законодательство не устанавливает ответственность за незаконное предпринимательство, но налагает штрафы за неуплату налога или не постановку на учет.

Если будет доказано, что от нелегального бизнеса получен доход, с которого не уплачен налог, то взыскивается штраф по статье 122 НК РФ. Это 20% от суммы налога, а за умышленное уклонение от уплаты – 40%. Сам налог и пени на него тоже придется уплатить.

Если же предприниматель более 30 дней ведет реальную деятельность без регистрации и постановки на учет в ИФНС, то это грозит штрафом в 10 000 рублей по статье 116 НК РФ.

Уголовная ответственность

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность в 2019 году может налагаться и в рамках уголовного преследования. Суммы здесь существенные – до 300 тысяч рублей или доход осужденного за период до двух лет.

Однако привлечь к уголовной ответственности можно, если доказанный доход от нелегального бизнеса был получен в крупном размере, а это более 2,25 миллиона рублей. Все, что ниже, подпадает под административную юрисдикцию, т.е. под штрафы от 500 до 2500 рублей.

Если же криминальный доход получен организованной группой, или его размер признан особо крупным (больше 9 миллионов рублей), то штраф вырастает до 500 тысяч рублей или до трехлетнего дохода осужденного. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство предусматривает также и реальные сроки ограничения свободы — от шести месяцев до пяти лет.

Незаконная предпринимательская деятельность (наказание физическое лицо)

Зачем регистрировать бизнес

Как видно из размера санкций, и судя по количеству нелегальных бизнесменов, установленная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность не выполняет своей мотивирующей функции.

Однако с каждым годом вести деятельность без регистрации все труднее, и причина здесь вовсе не в государственном контроле. Выбор в пользу зарегистрированных субъектов предпринимательской деятельности делают сами потребители.

Если товар или услуга получены у нелегального бизнесмена, то потребитель здесь ничем не защищен. Он не может получить документ, подтверждающий оплату, обратиться за гарантийным ремонтом, заменить бракованный товар, потребовать качественного выполнения работы или услуги.

Если же говорить о сегменте b2b, то предпринимателю без регистрации труднее найти делового партнера. Усилия налоговых органов по контролю за оформлением хозяйственных операций приносят свои плоды. Чтобы не быть обвиненным в уклонении от уплаты налогов, контрагенты перед заключением сделок проводят тщательный анализ будущего партнера. И первый пункт этого анализа – наличие регистрации в государственном реестре ИП или юридических лиц.

Новая форма предпринимательской деятельности

Обычно говоря о регистрации бизнеса, имеют в виду ИП или ООО. Но хотя эти организационно-правовые формы очень популярны, у них есть масса минусов. Это и достаточно высокая налоговая нагрузка, и сложность управления, и необходимость постоянно сдавать непростую отчетность, и применение кассового аппарата и др.

Вот уже несколько лет государство пытается создать новую форму предпринимательской деятельности – самозанятых лиц. По сути, в эту категорию входят все мелкие продавцы и исполнители, имеющие небольшой доход и не привлекающие к своему бизнесу работников.

Конечно, они могли бы пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, но их останавливают следующие нюансы:

  • нерегулярный характер бизнеса;
  • необходимость платить страховые взносы (в 2019 году это минимум 36 238 рублей), даже если деятельность не приносит никакой прибыли;
  • обязанность применять кассовый аппарат, приобретение и годовое обслуживание которого превышает 25 тысяч рублей;
  • сложная отчетность, за заполнение которой приходится платить бухгалтеру.

Нужен был механизм, позволяющий этим лицам работать легально, но упрощающий учет их доходов и уплату налогов.

Однако первый эксперимент, направленный на вывод нелегальных предпринимателей из тени, не удался. К самозанятым отнесли очень узкий круг исполнителей: репетиторов, домашний персонал, нянь и сиделок. Причем, налоги и взносы они не платят в течение двух лет, а просто проходят регистрацию в ИФНС.

Неурегулированный статус самозанятых, а также необходимость последующей регистрации в качестве ИП не принесли результатов. По всей России в этом качестве встали на учет чуть больше 1000 человек, что несопоставимо с миллионами нелегальных предпринимателей.

Но в конце июня 2018 года ФНС выступила с совершенно новой инициативой, которая действительно может кардинально разрешить ситуацию. Предложено отнести к самозанятым физлиц, которые самостоятельно реализуют товары и оказывают услуги в разных сферах бизнеса.

Причем, ставка налога зависит от потребителя товара или услуги. Если это обычное физическое лицо, то с полученного дохода самозанятый заплатит всего 3% налога. Если же покупатель или заказчик – юридическое лицо, то налоговая ставка составит 6%.

И самое главное – максимально упрощена система уплаты налогов. Подтверждение оплаты для покупателя оформляется через мобильное приложение, т.е. без кассового аппарата. Самозанятые будут регистрироваться в личном кабинете на сайте ФНС, где отражается полученный ими доход. С каждой такой операции надо уплатить налог. Если же доходов нет, то и налог или взносы платить не придется.

Реализация этого варианта на практике позволит вывести из тени большинство субъектов малого бизнеса, и к ним уже не придется применять штрафы и другие санкции.

Налоговые и другие контролирующие органы достаточно часто привлекают тех или иных лиц к ответственности за незаконное предпринимательство. Ежего дно выносится множество обвинительных приговоров за это преступление. Однако даже у судов часто возникают вопросы, связанные с его правовой квалификацией. Попробуем разобраться в наиболее важных из них.

Прежде всего обратимся к определению предпринимательской деятельности. По гражданскому законодательству таковой является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Исходя из общего правила "Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений (в том числе и предпринимательских. - Авт.) являются граждане и юридические лица" (п. 1 ст. 2 ГК РФ), они и являются субъектами состава преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ. Возможное участие публично-правовых образований (например, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований) в данном материале мы рассматривать не будем.

Граждане и юридические лица. Правоспособность

В отличие от юридических лиц, множество граждан неоднородно. Оно состоит из граждан, обладающих:

  • только общей правосубъектностью;
  • как общей, так и специальной правосубъектностью (то есть предпринимателей).

По Гражданскому кодексу РФ "гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица:" (п. 1 ст. 23 ГК РФ). К ней применяются правила, "которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения" (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Кодекс выделяет несколько категорий таких граждан и на этом основании связывает момент приобретения ими специальной правосубъектности с наступлением разных событий:

  • общая категория (предприниматели без образования юридического лица) - "с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя" (п. 1 ст. 23 ГК РФ);
  • специальная категория "глава крестьянского или фермерского хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица" - "с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства" (п. 2 ст. 23 ГК РФ).

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент его создания и в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Возникновение у граждан и юридических лиц специальной правосубъектности законодатель связывает с получением специального разрешения (лицензии). По гражданскому законодательству "право: осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами" (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Отметим, что юридические лица также неоднородны, и согласно ст. 50 ГК РФ они делятся на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Критерием подобной классификации служит цель деятельности. Коммерческие организации являются субъектами предпринимательской деятельности. Основная цель их работы - получение прибыли. В то же время некоммерческие организации не являются субъектами предпринимательской деятельности, так как получение прибыли не является их основной целью (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Далее мы расскажем о том, как данное обстоятельство проявляет свое позитивное и негативное значение для уголовно-правовой квалификации незаконного предпринимательства.

Объективная и субъективная стороны преступления

Обратимся к определению незаконного предпринимательства, которое дано в ст. 171 УК РФ. Под ним понимается "осуществление предпринимательской деятельности без регистра- ции или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензион- ных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере" (ч. 1 ст. 171 УК РФ).

Начать характеризовать данный состав предпочтительнее с объективной стороны. Прежде всего, незаконное предпринимательство - это всегда действие. Оно может быть двух видов:

  • с пороком в регистрации его субъекта;
  • с пороком в специальной правосубъектности его субъекта.

Таким образом, общественную опасность это преступление обретает не вследствие криминальной природы предмета, то есть самого действия (предпринимательской деятельности). Опасность возникает в результате криминально направленного умысла субъекта на совершение действий внешне абсолютно законных, но влекущих незаконное получение доходов.

Поэтому Пленум ВС РФ указал, что "в тех случаях, когда лицо, имея целью извлечение дохода, занимается незаконной деятельностью, ответственность за которую предусмотрена иными статьями УК РФ (например, незаконным изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов), содеянное им дополнительной квалификации по статье 171 УК РФ не требует" (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23, далее - постановление N 23).

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Субъекты преступления

Описав незаконное предпринимательство с объективной и субъективной сторон, вернемся к субъектам данного преступления, а точнее - к проблеме установления их круга. Как отмечалось выше, законодатель для квалификации деяния как незаконного предпринимательства установил два вида порока субъекта:

  • в регистрации, то есть в самом существовании;
  • в возникновении специальной правосубъектности.

Порок в регистрации может выражаться в различных формах. Это может быть как отсутствие регистрации, так и нарушение ее правил.

При этом "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации будет иметь место лишь в тех случаях, когда в Едином государственном реестре для юридических лиц и Едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (п. 3 постановления N 23). Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать "ведение такой деятельности субъек том предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам" (п. 3 постановления N 23).

Гражданский кодекс РФ дважды допускает возможность легально вести предпринимательскую деятельность без регистрации, как для граждан, так и для юридических лиц. Так, в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 23 Кодекса, "гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований: (о регистрации. - Авт.) не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не являлся предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила: (ГК РФ. - Авт.) об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Следует отметить, что норма ст. 198 УК РФ (в ней речь идет об уклонении от уплаты налогов с физлиц) сформулирована исходя из этого же принципа, то есть последующей легитимации неправомерных действий и применения к возникшим правоотношениям специального режима правового регулирования.

Закрепляя в абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ положение об обретении юридическим лицом общей правосубъектности в полном объеме с момента его создания, законодатель допустил возможность существования "люфта". С момента создания компании до момента ее госрегистрации и внесения записи в ЕГРЮЛ должно пройти минимум пять дней. Таков срок регистрации юрлиц. Указанным исключением нельзя пренебрегать. Незаконное предпринимательство должно быть действительно незаконным. Кроме того, исключения являются специальными нормами - как по отношению к нормам о госрегистрации юридических лиц и ИПБОЮЛ, так и по отношению к нормам уголовного права (например, по отношению к норме, содержащейся в ст. 171 УК РФ).

Есть еще один нюанс: коммерческая деятельность компаний, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также некоммерческих организаций, которые не распределяют прибыль между участниками, но в ходе своей деятельности ее извлекают с завидным постоянством. По данной проблеме молчат как УК РФ, так и Пленум ВС РФ. Акцент со ссылкой на п. 1 ст. 2 ГК РФ на систематическое получение прибыли от деятельности (п. 1 постановления N 23) не решает этой проблемы. Остается невыясненным, с какого момента начинается "систематичность", если учесть, что предпринимательская деятельность носит длящийся характер.

Порок в возникновении специальной правосубъектности не вызывает особых вопросов. Процедура выдачи лицензии достаточно формализованна. Лишь в ситуации, когда срок ее действия истек, а лицо продолжает осуществлять лицензионный вид деятельности и спустя некоторое время получает новую лицензию либо продлевает срок действия предыдущей, может возникнуть необходимость в дополнительной квалификации подобного деяния по ст. 159 УК РФ "Мошенничество".

Весьма оригинально выглядит интерпретация Пленумом ВС РФ юридической квалификации деятельности юридического лица, обладающего специальной правоспособностью и в связи с этим неспособного вести иную деятельность, кроме той, ради которой оно было создано, как деятельности без регистрации либо как деятельности без лицензии (п. 6 постановления N 23). Здесь Пленум противоречит сам себе: п. 6 постановления N 23 противоречит п. 3 этого же постановления, расширяя содержание понятий "деятельность без регистрации" и "деятельность без лицензии". Представляется, что в данном случае Пленум ВС РФ должен был воспользоваться правом толкования норм права и дать расширительное толкование не этим понятиям, а понятию "незаконное предпринимательство". Деятельность уже состоявшегося субъекта права и предпринимательскую деятельность вне пределов исключительной компетенции никак нельзя признать деятельностью без регистрации.

Ответственность: уголовная, налоговая, административная

Если лицо ведет предпринимательскую деятельность без регистрации (ст. 171 УК РФ), государство не имеет возможности доподлинно установить размер его доходов - налогооблагаемой базы и исчислить сумму налогов или сборов. Регистра- цию проводит Федеральная налоговая служба РФ (ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). В Налоговом кодексе РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и уклонение от такового (ст. 117 НК РФ). Статья 14.1 КоАП РФ, устанавливая административную ответственность за ведение предпринимательской деятельности без госрегистрации или специального разрешения (лицензии), дублирует положения НК РФ (в частности, п. 1 ст. 117 НК РФ).

При этом надо иметь в виду, что в КоАП РФ речь идет об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации. Налоговый кодекс РФ предусматривает наступление административной ответственности на более поздней стадии, то есть когда лицо зарегистрировано в качестве организации или индивидуального предпринимателя, но при этом уклоняется от постановки на учет в налоговом органе как субъект налогообложения (налогоплательщик). Этим обстоятельством обусловлено применение различных мер административной ответственности в случае совершения лицом того или иного из указанных выше правонарушений.

При ограничении сферы действия норм административного и уголовного права необходимо иметь в виду, что уголовно-правовая норма (ст. 171 УК РФ) носит материальный характер (материальный состав правонарушения - преступления). Необходимым условием для ее применения является причинение ущерба определенного размера или незаконное извлечение дохода в определенной сумме. Административно-правовая норма носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и потому не требует установления факта причинения ущерба. Достаточно лишь формального нарушения правового предписания (п. 13 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18).

К сожалению, Президиум ВС РФ оставляет без внимания очень важную для практической деятельности как правоохранительных, так и судебных органов проблему: отграничение сферы действия норм административного, уголовного и гражданского права при осуществлении смешанного правового регулирования одних и тех же правоотношений. В результате вопрос, норму какой отрасли права применять для разрешения конкретного казуса, всякий раз является актуальным и неразрешимым. Поэтому всякий раз он решается по-разному. А мизерная сумма ущерба, установленная в качестве низшей границы для применения нормы уголовного права, с одной стороны, делает ее номинальной, а с другой - дает широкий простор для злоупотреблений, создавая ситуацию, при которой за одни и те же действия одно лицо привлекают к административной, а другое - к уголовной ответственности. Причем за причиненный ущерб в размере 250 000 рублей и 1 копейки это лицо не всегда получает наказание в виде условной меры. Кстати, третье лицо вообще может отделаться легким испугом, получив на руки судебное решение о взыскании с него какой-то суммы.

В теме "незаконное предпринимательство" остается еще один вопрос, который необходимо раскрыть. А именно - о квалификации по ст. 171 и 199 (198) УК РФ. С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.

С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия "незаконное предпринимательство". Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства - органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 171 и 198 (199) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физлица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги.

Е.В. Семьянов,
МГКА, кандидат юрид. наук

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Часть 1 ст. 171 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное предпринимательство, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Согласно официальным данным о регистрации преступности незаконное предпринимательство является одним из самых распространенных преступлений в сфере экономической деятельности. Так, в 1997 г. было зафиксировано (вместе с квалифицированными составами, предусмотренными ч. 2 ст. 171 УК РФ) 3882, в 1998 г. - 5306, в 1999 г. - 6415, в 2000 г. - 8538, в 2001 г. - 7428, в 2002 г. - 4972, в 2003 г. - 1999, в 2004 г. - 942, в 2005 г. - 2716, в 2006 г. - 3200, в 2007 г. - 3340, в 2008 г. - 3267 таких преступлений. Справедливости ради следует отметить, что «живучесть» рассматриваемых преступлений в определенной мере порождена и серьезными недостатками действующего законодательства в сфере предпринимательской деятельности. В этом отношении можно выделить три вида причин, способных вынудить предпринимателя пойти на нарушение уголовного закона.

Во-первых, как отмечал в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин, это «избыточное государственное вмешательство», т.е. регулирование экономики, в том числе и предпринимательской деятельности. На пресс-конференции в Кремле 18 июля 2001 г. он указал на то, что до недавнего времени существовало примерно 500 позиций лицензирования предпринимательской деятельности (оставлено чуть более 100).

Во-вторых, до 2001 г. установленные государством налоги фактически делали невыгодным занятие предпринимательской деятельностью и в связи с этим предпринимательство уходило в «тень» и питало теневую экономику (в настоящее время проводится более либеральная налоговая политика, но сколько времени для успешного развития мелкого и среднего бизнеса упущено).

И в-третьих, коррупция в органах исполнительной власти, осуществляющих регистрацию или лицензирование предпринимательской деятельности. Так, по данным социологического исследования, 78% опрошенных сотрудников правоохранительных органов считают, что предприниматель не может не обойтись без того, чтобы не платить чиновникам за получение лицензии (29% посчитали, что те платят в единичных случаях, 17% - время от времени и 32% - постоянно).

Объектом данного преступления является нормальный порядок осуществления законной предпринимательской деятельности.

Смысл установления уголовной ответственности за нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности заключается в том, что от такого нарушения в первую очередь страдают финансовые интересы государства (оно не получает пошлины, положенной к уплате при регистрации, регистрационного сбора, платы за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии; затрудняется получение налогов, подлежащих взысканию с индивидуальных предпринимателей, и фактически не получаются налоги с юридических лиц); во-вторых, незаконное предпринимательство способно причинить ущерб гражданам и организациям (например, здоровью граждан, интересам общественной нравственности).

Уголовное законодательство США (как федеральное, так и штатов) не знает самостоятельного состава незаконного предпринимательства в российском понимании. Уголовная ответственность устанавливается там лишь за определенные случаи мошеннических способов предпринимательской деятельности. Так, например, в Примерном уголовном кодексе США в ст. 224.7 установлена ответственность за обманные приемы коммерческой деятельности (содержание последней будет проанализировано при характеристике соответствующих преступлений). Следует отметить, что нормы об ответственности за незаконное предпринимательство как таковое (т.е. осуществляемое без регистрации или специального разрешения - лицензии) отсутствуют и в уголовном законодательстве развитых рыночных стран континентальной Европы (например, в УК Франции, ФРГ, Испании). Думается, что это не случайно. Для развитой рыночной экономики проблемой является не регистрируемость бизнеса, а именно его мошеннические способы, а также неверные сведения, представляемые предпринимателем в соответствующие официальные органы (последнее напрямую связано с совершением различного рода налоговых преступлений).

Обычно необходимость криминализации незаконной предпринимательской деятельности мотивируется тем, что ее регистрация установлена в гражданском законодательстве, необходимостью предупреждения «фактического перехода предпринимательской деятельности в сферу незаконной, или «теневой», экономики и, соответственно, ее выхода из сферы контроля государства, что, как правило, влечет невыполнение законных обязательств предпринимателя перед государством и гражданином» 1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1997. С. 167. . В ч. 1 ст. 2 ГК РФ действительно говорится: «Гражданское законодательство регулирует отношения между» лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядк е» (выделено мной). Статья 51 ГК РФ устанавливает обязательность государственной регистрации юридических лиц, в том числе и коммерческих организаций, а ст. 48 ГК РФ - лицензирование отдельных видов деятельности. Однако, по нашему мнению, из этих гражданско-правовых установлений вовсе не вытекает, что их нарушение должно подкрепляться уголовно-правовым запретом. И смысл указанной нормы гражданского права, и правовые санкции за ее нарушение совсем иные, достаточно четко определяемые в самом гражданском законодательстве. Так, в ч. 4 ст. 23 ГК РФ указывается, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением правил регистрации предпринимательской деятельности, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем, и что суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В ч. 3 ст. 401 ГК РФ последнее положение конкретизировано следующим образом: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны конкурентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

Думается, что в этой норме гражданского права раскрывается весь смысл необходимости регистрации предпринимательской деятельности, не имеющей ничего общего с обоснованием уголовной ответственности за нарушение правил регистрации. Новый ГК РФ - это кодекс рыночной экономики, стимулирующий любую законную предпринимательскую деятельность. Государственная регистрация такой деятельности означает, что государство осуществляет правовую защиту этой деятельности и лицо (как физическое, таки юридическое) пользуется всеми правами и преимуществами, предусмотренными гражданским законодательством. Напротив, лицо, не выполнившее этого условия (государственной регистрации), не обладает этими правами и преимуществами. И даже если незарегистрированного предпринимателя надует его конкурент, то в случае неисполнения (или ненадлежащего исполнения) первым своих обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности потерпевший не может рассчитывать на правовую защиту государства. Она существует только для законного предпринимателя. И если кто-то не хочет играть по правилам, установленным государством, он должен полагаться только на самого себя.

В этом же ключе следует толковать и требования ч. 1 ст. 23 ГК РФ о том, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Да, ГК РФ признает такую деятельность незаконной, но в этом не содержится и намека на необходимость уголовно-правового регулирования рассматриваемых специфических гражданско-правовых отношений. Гражданское законодательство запрещает такую деятельность, так как она вносит неразбериху в гражданско-правовые отношения в сфере предпринимательства, но это вовсе не причина для объявления этих отношений (интересов) сферой уголовного права. Учебники по Особенной части уголовного права и комментарии к УК РФ при обосновании криминализации в УК РФ незаконного предпринимательства делают упор на то, что уголовный закон (ч. 1 ст. 171 УК РФ) связывает при этом ответственность с причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо с извлечением дохода в крупном размере. Однако как возмещение ущерба, так и противодействие неосновательному обогащению вполне вписываются в рамки гражданско-правовых отношений.

Существует и еще один аспект этой проблемы, чисто российский. Регистрационный и лицензионный порядок осуществления предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, есть неиссякаемый источник для незаконного обогащения чиновников различного ранга, осуществляющих такую регистрацию или лицензирование. К тому же количество разновидностей деятельности, подлежащей лицензированию в РФ (об этом также было уже сказано), до последнего времени неоправданно велико (например, только по одному нормативному акту» - постановлению Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418» - перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, состоял из более чем 80 позиций).

На основе изложенного, на наш взгляд, вполне можно вести речь о декриминализации деяний, предусмотренных ст. 171 УК РФ. И при этом для пресечения наиболее опасных проявлений подобного рода деятельности в силе остаются такие уголовно-правовые средства, как применение в соответствующих случаях уголовно-правовых норм об ответственности, например, за налоговые преступления (ст. 198 и 199 УК РФ), незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ), подделку» документов (ст. 327 УК РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171 УК РФ, характеризуется действиями, последствиями и причинной связью между» ними. В качестве альтернативных действий уголовный закон называет: 1) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации; 2) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения; 3) осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

В качестве последствий ч. 1 ст. 171 УК РФ называет: а) причинение деянием крупного ущерба гражданам, организациям или государству; б) извлечение дохода в крупном размере.

Понятия регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности, а также нарушения условий лицензирования были даны при характеристике состава воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, предусмотренного ст. 169 УК РФ.

Крупный размер дохода от незаконного предпринимательства определен в примечании к ст. 169 УК РФ. Им признается доход, сумма которого превышает 1 млн. 500 тыс. руб. Правда, такая конкретизация крупного размера дохода не разрешила спорный в теории уголовного права и судебной практике вопрос о понятии дохода от предпринимательской деятельности. В экономической теории различаются понятия дохода и прибыли. Под доходом понимаются финансовые поступления от всех видов деятельности предпринимателя. Под прибылью - лишь часть дохода, исчисляемая за вычетом произведенных затрат (расходы на заработную плату работникам, на арендную плату, на топливо, на комплектующие изделия, на амортизацию и т.п.).

Вначале (после вступления в действие УК РФ) судебная практика чаще всего под доходом от незаконной предпринимательской деятельности также понимала всю сумму выручки, полученную предпринимателем, без учета расходов, которые он при этом понес. Однако впоследствии ВС РФ занял иную позицию.

Так, например, Президиум ВС РФ в своем постановлении по делу К. основывался на ст. 12 Закона РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», устанавливающей, что при исчислении подоходного налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, исключению подлежат документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, указал, что предусмотренный диспозицией ч. 1 ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) квалифицирующий признак данного состава преступления - извлечение дохода в крупном размере - составляет выгоду, полученную от незаконной предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с ее осуществлением.

Такой подход к решению данного вопроса вызвал в теории уголовного права неоднозначное отношение. Многое авторы (А.Э. Жалинский, Н.А. Лопашенко, Т.Д. Устинова, В.И. Тюнин и др.) в своей трактовке понятия дохода от незаконной предпринимательской деятельности исходили из такого же его понимания (некоторые из них и независимо от позиции ВС РФ). Другие, например, П.С. Яни, Б.В. Волженкин, не согласились с такой трактовкой. П.С. Яни мотивировал свое неприятие такой позиции ссылкой ВС РФ на налоговое законодательство, которое, по его мнению, является настолько противоречивым, что позволяет, обратившись к нему, аргументировать решение, прямо противоположное 2 См.: Яни П.С. Доход от незаконного предпринимательства: спорное решение Верховного Суда // Уголовное право. 1999. № 1. С. 44-46. .

Б.В. Волженкин критиковал эту позицию с учетом своего понимания опасности незаконной предпринимательской деятельности. «Всякое предпринимательство контролируется государством путем установления государственной регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности, установления в лицензии ряда условий. Опасность представляет не обогащение предпринимателя, не полученная им прибыль (это запрещалось в советский период - спекуляция, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество), а то, что он уклоняется от установленного контроля. И если это причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо осуществляется со значительным размером, в значительном объеме, наступает уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Объем же, масштабы незаконной (незарегистрированной, безлицензионной, с нарушением условий лицензирования) деятельности предпринимателя определяются размером полученных доходов без учета расходов, понесенных предпринимателем в ходе данной деятельности» 3 Российское уголовное право: курс лекций. Т. IV: Преступления в сфере экономики. С. 223-224. .

Однако эти доводы кажутся нам далеко не бесспорными. Во-первых, как уже отмечалось, нарушение правил государственной регистрации или лицензирования отдельных видов деятельности, установленных в гражданском (и административном) законодательстве, - еще не основание для криминализации соответствующих нарушений. Уголовно-правовая норма с бланкетными диспозициями никогда не предусматривает уголовно-правовой санкции за само нарушение нормы другой отрасли права, а обязательно связывает уголовную противоправность деяния с каким-то дополнительным обстоятельством (условием, признаком), повышающим опасность соответствующего нарушения до общественной опасности как обязательного признака, образующего понятие преступления. Поэтому Б.В. Волженкин был прав, когда говорил о том, что если уклонение от регистрации (лицензирования) «причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству», то наступает уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. И в этом случае, следовательно, суть дела заключается не в указанном уклонении, а в наличии дополнительного признака, которое (и только которое) делает такое уклонение преступным и наказуемым. Во-вторых, доказав ошибочность позиции ВС РФ по обсуждаемому вопросу, автор сделал следующий вывод: «Вообще же криминализация предпринимательской деятельности, осуществляемой без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, когда эта деятельность не причинила ущерба, а только лишь повлекла получение дохода в крупном размере, весьма сомнительна. В подобном случае вполне можно было бы обойтись мерами административного и финансового воздействия в отношении нарушителя». Это правильно, но зачем же тогда доказывать ошибочность позиции ВС РФ, также не признававшего в этом случае состава незаконного предпринимательства?

К сожалению, в своем постановлении от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» Пленум ВС РФ вернулся к своей исходной позиции, понимая в ст. 171 УК РФ под доходом выручку от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением такой деятельности.

Лично нам такая рекомендация напомнила один из рассказов О’Генри, в котором в юмористической манере описывается попытка североамериканского индейца заняться торговым бизнесом. С помощью своего белокожего «наставника» он приобрел необходимый товар и начал торговлю им. Его наставник обнаружил, что тот продаст купленный им товар (приобрели они его вместе) за ту же цену, по которой этот товар был приобретен. На замечание наставника, что так не торгуют, начинающий «бизнесмен» ответил, что продавать товар по повышенной цене будет нечестно и он не может так поступать.

Конкретизируем это разъяснение (постановление Пленума ВС РФ от 18 ноября 2004 г. № 23) применительно к вполне типичной (рядовой для незаконного предпринимательства) ситуации. Допустим, определенное лицо без регистрации открывает торговлю мебелью, производимой и закупленной им в Турции (нехорошо, конечно, что без регистрации, но ведь даже Президент РФ однажды официально, на заседании Правительства РФ, заявил, что предприниматель, зарегистрировавший свое предприятие, заслуживает награждения орденом Мужества; выходит, что наш гипотетический предприниматель недостаточно мужественен). Естественно, что при этом он несет значительные затраты: поездка в Турцию, закупка мебели, отправка ее в Россию, транспортные расходы по доставке мебели в свой магазин, оплата нанятых продавцов, оплата аренды торгового помещения, оплата электричества и т.п., и т.п. Все это официальные расходы, но ведь есть и неофициальные (по растаможке груза у таможенников, наведение «мостов» с пожарнадзором, санэпиднадзором и другим надзором). Но Бог с ними, с неофициальными (коррупцию пока никто не отменял и в обозримом будущем вряд ли отменит). В соответствии с УК РФ доходом в крупном размере во время принятия рассматриваемого постановления Пленума Верховного Суда РФ признавался доход в сумме, превышающей 250 тыс. руб., т.е. по нынешнему курсу чуть более 9 тыс. долл. Допустим, что наш незаконный бизнесмен потратился при закупке и продаже товара на сумму 10 тыс. долл. и успел продать его на 5 тыс. таких же «зеленых». По мнению авторитетного Пленума ВС, его доход составил 15 тыс. долл., и следовательно, он преступник. Ну как здесь не вспомнить О’Генри. Не так надо было торговать, не так. Это же нечестно: купил диван в Турции за 50 долл., а продает за 250!

Понятие крупного ущерба конкретизируется в примечании к ст. 169 УК РФ. Им является ущерб, превышающий 1 млн. 500 тыс. руб. Однако такая конкретизация не снимает всех трудностей квалификации. Так, в теории уголовного права и судебной практике предпринимаются усилия по решению, по крайней мере, трех аспектов определения понятия крупного ущерба от предпринимательской деятельности. Во-первых, должен ли он пониматься только как имущественный ущерб или намного шире, включая, например, и причинение тяжкого вреда здоровью граждан. Во-вторых, следует ли под ним понимать только реальный ущерб или же в него включать и упущенную выгоду. И в-третьих, конкретизация такого ущерба в материальном (денежном) выражении.

В отношении первого аспекта следует отметить, что одни авторы считают, что понятие крупного ущерба от незаконного предпринимательства охватывает и причинение вреда здоровью граждан. Другие в этом вопросе занимают иную позицию, и, по их мнению, если в результате незаконной предпринимательской деятельности гражданину умышленно либо по неосторожности причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений. Представляется, что такая точка зрения является правильной, исходя, во-первых, из понимания основного объекта незаконного предпринимательства как экономического преступления и традиционного для теории уголовного права толкования понятия крупного ущерба, во-вторых, из традиционного для доктрины уголовного права и судебной практики учета дополнительного объекта (каковым при незаконном предпринимательстве и является причинение вреда здоровью) при квалификации преступлений. Так, А.П. Жеребцов справедливо, на наш взгляд, считает, что физический вред не может рассматриваться преступным последствием незаконного предпринимательства, так как «законодатель при конструировании состава ст. 171 УК использовал термин «крупный ущерб», который в теории уголовного права и на практике понимается как имущественное последствие преступления, в отличие от понятия «тяжких последствий», которые могут быть образованы как материальным ущербом, так и причинением физического вреда» 4 Жеребцов А.П. Проблемы условий ответственности за нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 15. . И если причинение вреда дополнительному объекту образует самостоятельное преступление, содеянное обычно квалифицируется по совокупности преступлений. Точно так же дело обстоит и в рассматриваемом случае. Умышленное или неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью гражданина от незаконного предпринимательства дополнительно квалифицируется и по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья (ст. 111, 112, 118) или за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238).

Что касается второго аспекта, то при введении УК РФ в действие судебная практика испытывала вначале затруднение насчет того, имеет ли в виду» законодательная конструкция понятия крупного ущерба только реальный ущерб или же кроме него при этом должна учитываться и упущенная выгода. В теории и судебной практике на основании норм гражданского права получила распространение (по нашему мнению, вполне справедливо) вторая точка зрения. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Разумеется, что такой подход является не только вполне приемлемым, но и справедливым и для рассматриваемого вопроса.

В отличие от понятия дохода в крупном размере понятие крупного ущерба при незаконном предпринимательстве не конкретизировано в самом уголовном законе. В связи с этим в теории уголовного права на этот счет высказаны разные предложения. Так, Б.В. Волженкин считал: если иметь в виду ущерб, причиненный неуплатой пошлины, сборов, налогов при незаконном предпринимательстве, то, решая вопрос о крупном ущербе, причиненном государству, в случае индивидуального незаконного предпринимательства целесообразно ориентироваться на понятие крупного ущерба при уклонении гражданина от уплаты налогов (ст. 198 УК РФ), т.е. 200 МРОТ, существовавших на момент совершения деяния, а при незаконной предпринимательской деятельности организации - на понятие крупного размера уклонения от уплаты налога с организаций (ст. 199 УК РФ), т.е. 1000 МРОТ 5 См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб.. 1999. С. 91-92. .

В соответствии с другой точкой зрения размер крупного ущерба, причиненного гражданам от незаконного предпринимательства, должен исчисляться по аналогии с крупным ущербом хищения чужого имущества, т.е. если он в 500 раз превышает МРОТ, а если он причинен организации, то зависит от ее уставного капитала, прибыли и прочих условий 6 См.: Корчагин А.Г., Иванов A.M., Щербаков А.В. Экономические преступления (политико-правовые аспекты). Владивосток, 1999. С. 130. . Предлагаются и несколько иные, хотя также разные для граждан и организаций, критерии определения имущественного ущерба от незаконного предпринимательства: для первых это месячный бюджет потерпевшего либо семьи, которую он содержит или членом которой является; для вторых критерии соизмеряются с размером оборотных средств предприятия или организации (но при этом сумма не должна быть меньше 2000 МРОТ) 7 См.: Уголовное право Российской Федерации: учебник / под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1999. С. 191 (автор ставы - В.Е. Мельникова). . В литературе высказано и мнение, что крупный ущерб (понимаемый как ущерб имущественный) должен определяться вне зависимости оттого, кому он причинен, и размер его также должен соотноситься с крупным размером хищения и быть не менее 500 МРОТ 8 См.: Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов. М., 1999. С. 272, 275 (автор главы - Т.Ю. Погосян). .

При всем разбросе высказанных по обсуждаемому вопросу мнений (а они, разумеется, не ограничиваются приведенными) следует, на наш взгляд, признать правильными подходы, которые при определении крупного имущественного ущерба от незаконной предпринимательской деятельности должны учитывать следующие особенности. Во-первых, кому причиняется крупный ущерб: гражданам, организации или государству. И во-вторых, кем причиняется этот ущерб. И то и другое влечет за собой принципиально различное исчисление такого ущерба (например, при причинении ущерба государству можно руководствоваться аналогами, существующими для налоговых преступлений; организации - размерами ее оборотных средств; гражданам - их имущественным положением). В конечном счете понятие крупного ущерба в любом случае остается оценочным понятием, и точное его исчисление будет сделано при рассмотрении конкретного уголовного дела с учетом указанных особенностей.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, является лицо, достигшее 16 лет. Это соответствует не только требованиям ст. 20 УК РФ о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, но и ст. 27 ГК РФ. Последняя определяет, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Таким образом, и теоретически, и практически возможно, что несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, занимается предпринимательской деятельностью. Хотя, разумеется, в реальной практике (речь идет о судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве) такие случаи если и встречаются, то крайне редко, и обычно в качестве субъектов этого преступления выступают лица, достигшие 18 лет и старше.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо сознает, что занимается предпринимательской деятельностью без регистрации или без лицензии либо с нарушением условий лицензирования, и желает так действовать. Виновное отношение при этом к причинению крупного ущерба гражданам, организациям или государству характеризуется тем, что лицо предвидит наступление такого последствия и желает или сознательно допускает его или относится к этому безразлично. По отношению к извлечению из незаконной предпринимательской деятельности дохода в крупных размерах налицо осознание субъектом этого и, как правило, желание извлечения такого дохода.

Часть 2 ст. 171 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за незаконное предпринимательство, совершенное: а) организованной группой; 6) с извлечением дохода в особо крупном размере. При определении понятия организованной группы, занимающейся незаконным предпринимательством, следует исходить из требований ч. 3 ст. 35 УК РФ (преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений; понятие устойчивой группы было рассмотрено при характеристике убийства, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Под доходом в особо крупном размере в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ понимается доход, сумма которого превышает 6 млн. руб.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -
в) пункт утратил силу с 11 декабря 2003 года - Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Примечание утратило силу с 8 августа 2004 года - Федеральный закон от 21 июля 2004 года N 73-ФЗ.

Комментарий к статье 171 УК РФ

1. Объективная сторона характеризуется двумя формами преступной деятельности. Первой является осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, т.е. когда в едином государственном реестре для юридических лиц и едином государственном реестре для индивидуальных предпринимателей отсутствует запись о создании такого юридического лица или приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Не является предпринимательством выполнение обязанностей по трудовому договору (репетиторы, домашняя прислуга и т.п.), деятельность членов коллегии адвокатов и др.

Второй формой выступает осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, когда такая лицензия является обязательной.

Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования лицензии (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Если лицо по истечении срока действия лицензии или ее приостановления продолжает заниматься предпринимательской деятельностью, то такую деятельность следует рассматривать как осуществляемую без лицензии.

2. Необходимым условием привлечения к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо совершаемое деяние должно быть сопряжено с извлечением крупного дохода (см. примечание к ст. 169 УК).

Под доходом понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

3. Если крупный ущерб от осуществления предпринимательской деятельности без регистрации образуется за счет неуплаты налогов, то ответственность наступает только по ст. 171 УК и дополнительной квалификации по ст. ст. 198, 199 УК не требуется.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

5. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Другой комментарий к статье 171 Уголовного Кодекса РФ

1. Основной непосредственный объект - общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом выступают охраняемые интересы граждан, общества и государства. Речь идет о фактически разрешенной предпринимательской деятельности, а не о запрещенных ее видах либо требующих специального разрешения (например, производство оружия и наркотических средств, которые изъяты из свободного гражданского оборота). Для правильного понимания всех вопросов уголовной ответственности за преступления в предпринимательской сфере необходимо использовать разъяснения Пленума Верховного Суда, данные в Постановлении РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем" (Российская газета. 2004. 7 декабря).

2. Объективная сторона данного преступления выражается в незаконном предпринимательстве, т.е. в самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, не зарегистрированными в качестве субъектов такой деятельности или с нарушением установленных правил. Деяние может находить свое выражение в следующих двух формах: осуществление предпринимательской деятельности без регистрации; осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такая лицензия обязательна.

3. Состав по конструкции объективной стороны является формально-материальным. При его формальной структуре для признания преступления оконченным достаточно совершения деяния в указанных формах, но сопряженного с извлечением дохода в крупном размере. Под доходом следует понимать выручку от реализации товаров за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением такой деятельности. При причинении крупного ущерба охраняемым интересам граждан, общества или государства состав приобретает конструкцию материального, но требуется установление причинной связи между незаконным предпринимательством и причиненным ущербом (о признании дохода и ущерба крупным см. комментарий к ст. 169 УК). Специфика данного состава состоит в том, что незаконные действия, не причинившие крупного ущерба, не могут квалифицироваться как покушение на незаконное предпринимательство, а рассматриваются лишь как административное правонарушение.

4. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. При формальном составе умысел прямой, при материальном может быть и прямым, и косвенным. Субъект осознает, что осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации либо без лицензии в случаях, когда она обязательна, и желает так действовать, извлекая крупный доход; либо он осознает незаконность своих действий, предвидит, что в результате его действий возможно или неизбежно будет причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, и желает наступления этих преступных последствий.

5. Субъект - физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Квалифицированный состав незаконного предпринимательства включает в себя два признака: его совершение организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК) и извлечение дохода в особо крупном размере.

Ведение бизнеса предполагает уплату налогов. Но начинающие бизнесмены порой не торопятся оформлять деятельность, считая ее слишком незначительной.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2019 году наказывается незаконное предпринимательство? Нелегальная бизнес-деятельность это всегда нарушение закона.

Причем для признания факта нарушения не имеет значения объем получаемого дохода и длительность его получения.

Достаточно доказать, что цель действий субъекта направлена на регулярное получение прибыли. Какая ответственность в 2019 году предусмотрена для незаконных предпринимателей?

Основные моменты

Гражданин, который продает товары или услуги и несет при этом определенные риски в стремлении получить прибыль, считается предпринимателем, и деятельность его признается предпринимательской.

Начиная собственное дело, нужно учитывать законодательные нормы. В частности требуется зарегистрироваться в налоговых органах , получив статус индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Постановка на налоговый учет как субъекта предпринимательства влечет за собой определенные обязательства.

Необходимо вести отчетность по осуществляемой деятельности, своевременно выплачивать налоги и сборы. Размер налогов зависит от выбранного режима и объема систематической .

По закону систематическим признается доход, который гражданин получает более двух раз в течение отчетного года. Соответственно, предпринимательской признается деятельность, которая приносит систематическую прибыль.

Что это такое

Незаконное занятие предпринимательской деятельностью это занятие бизнесом без должной регистрации.

Некоторые граждане считают, что если вести мелкий бизнес с небольшим доходом, то внимания налоговых органов можно не опасаться.

Это не так, наказание может быть назначено даже за незначительные проступки. Но когда требуется получение официального статуса предпринимателя?

Нужно понимать, что цель легализации бизнеса для государства заключается в адекватном налогообложении. Например, сдавая в жилье, не обязательно оформлять ИП.

Если собственник сдает квартиру по договору и регулярно выплачивает , то закон он не нарушает. можно по , выплачивая налог с каждой сделки.

Ведение доходной деятельности без уплаты налогов считается незаконным предпринимательством.

То есть любой законопослушный гражданин при подозрении на несоблюдение закона может заявить в соответствующие инстанции с просьбой проверки факта нарушения.

Куда сообщить о нарушении

Физическое лицо, являющееся потребителем товара или услуги, может выявить незаконную деятельность предпринимателя.

Когда это стало причиной неприятности или причинило вред здоровью, можно инициировать расследования по подозрению на незаконность веления бизнеса.

Сотрудники органов, в которые подано обращение, обязаны проверить:

  • наличие регистрации деятельности;
  • наличие (если таковая должна иметься);
  • соблюдение правил и сроков при лицензировании.

К сведению! Отсутствие необходимой лицензии по закону карается более строго, чем отсутствие регистрации.

Куда заявить о незаконной предпринимательской деятельности? Обратиться с заявлением граждане вправе в такие органы, как:

  • правоохранительные органы;
  • налоговая инспекция;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба.

При необходимости можно привлечь и иные структуры. К примеру, независимые сообщества и общественные организации, куда жаловаться можно при возникновении трудностей с официальными структурами.

Но к таким способам приходится прибегать редко. В 2019 году подобные ситуации происходят все реже.

Если госорганы обнаружат при проверке факт нелегальной деятельности, то избежать наказания нарушителю вряд ли удастся. Но чтобы проверка была проведена, необходимо правильно оформить обращение.

Как правильно составить заявление (образец)

Для подачи заявления о незаконном предпринимательстве не предусмотрено типовой формы. Обращение составляется в свободной форме.

Можно, конечно, использовать готовые бланки (при подаче от имени организации), но в этом случае ситуация упрощается только наличием «шапки» с реквизитами.

Потому, нужно быть готовым, что принявшие заявление органы проверят соответствие заявленных персональных и контактных данных. Анонимно обратиться не получится.

Общая структура заявления имеет такой вид:

В зависимости от того, куда подается заявление, может понадобиться учет специфических особенностей.

Так при обращении в налоговые органы нужно знать, что ведомство это занимается исключительно налогами. Соответственно, ожидать разбирательства в тонкостях УК РФ и КоАП РФ не приходится.

Обращаться в ФНС следует, если доподлинно или с высокой долей вероятности известно, что отсутствует регистрация предпринимателя, имеет место уклонение от налогов, отсутствует лицензия.

Например, нелегальная деятельность стала причиной для нанесения вреда здоровью и жизни или есть основания предполагать, что деятельность представляет угрозу для окружающих.

В прокуратуру чаще всего граждане обращаются, когда на ранее поданное заявление в полицию получена отписка.

Видео: незаконная предпринимательская деятельность

При подозрении на экономическое преступление обратиться можно в ОЭБ. Специалисты службы экономической безопасности самостоятельно отправят запросы в иные органы.

Нужно учитывать, что ответ не будет предоставлен незамедлительно. Обычно несколько дней уходит на осуществление проверки обращения и присвоения ему номера.

С момента регистрации заявления до предоставления ответа проходит около тридцати дней. На практике ответ может и запоздать.

Если заявителю принципиально важно восстановление справедливости, то может потребоваться повторное обращение, чтобы напомнить о себе.

Какая ответственность за нарушения

За незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность.

Налоговые органы в случае подтверждения факта нарушения взыщут с нарушителя компенсацию налогов:

  • сумму невыплаченных налогов;
  • пеню за просрочку налоговых выплат.

Взыскание осуществляется в судебном порядке. Потому наказание будет назначено не только по НК РФ, но и согласно КоАП РФ. Административная ответственность предполагает наложение штрафа.

Когда незаконная деятельность причинила ущерб государству или гражданам, то наступает ответственность уголовная.

Обвинителями в таких делах выступают полиция и прокуратура. Наказание варьируется от взыскания значительного штрафа, до принудительных работ или лишения свободы.

Как можно доказать по факту

Подавая заявление о незаконной предпринимательской деятельности, желательно иметь доказательства нарушения.

В качестве таковых может являться:

Доказательства могут быть разными. Главное чтобы они подтверждали, что деятельность ведется систематически и незаконно.

Размер штрафа