Целостность развития личности. Цельная личность. Каждый аспект принят и уважаем, ему отведено свое место, он выполняет свою роль, свое предназначение

ФОТО Getty Images

Часто мы принимаем одни части своей личности и отвергаем другие. Например, принимаем доброту и отвергаем злость. Или наоборот, считаем себя деловой и целеустремленной личностью, вытесняя из сознания свою чувствительность, ранимость, нежность. Это мешает нам полностью использовать свою энергию, поскольку значительную часть ее мы тратим на изоляцию нежелательных чувств или качеств. Однако в наших силах восстановить целостность и высвободить свою энергию.

Натали Роджерс, дочь создателя гуманистической психотерапии Карла Роджерса и автор собственного метода - терапии экспрессивными искусствами, - предлагает несколько упражнений, которые помогут нам познакомиться с содержанием своего бессознательного и достичь большей целостности и осознанности.

«Чтобы мы стали целостными, полностью актуализированными и состоявшимися, наше путешествие должно включать в себя исследование бессознательного, открывающее те аспекты нашего «Я», которые были отброшены или спрятаны нами, игнорировались или подавлялись, - пишет она в своей книге. - Первый шаг - всегда осознание. Без этого у нас нет никаких возможностей. Осознание страха, стыда, вины, гнева, боли, света, чувствительности или креативности - это первое движение в направлении принятия каждого аспекта себя таким, каков он есть. Личная интеграция является частью естественного развития событий при использовании символических и экспрессивных средств. Как только мы открываем неизведанное, запускаемый затем процесс создает возможность для каждой из этих частей найти свое законное место в нашей психике» 1 .

Эти упражнения можно выполнять вместе с другом или подругой, которые разделяют ваш интерес к самопознанию и вызывают у вас доверие. Но вы можете исследовать содержание своего бессознательного и в одиночестве. Полезно заранее записать и разместить на видном месте план, которому вы сможете следовать. Выполнение всей последовательности шагов занимает 2-3 часа. Обязательно предусмотрите по окончании упражнений время для отдыха, чтобы возвращение к вашим обычным повседневным занятиям было как можно более плавным и постепенным. В идеале эти упражнения выполняются в свободный день, когда ваши рабочие или домашние обязанности сокращены до минимума. Подготовьте помещение, где вы сможете беспрепятственно двигаться и свободно звучать. Отключите средства внешней связи, чтобы вас ничто не отвлекало.

Список

Составьте список известных вам противоположностей, таких как:

любовь и ненависть;

страх и уверенность в себе;

пассивность и агрессия;

игривость и серьезность;

радость и печаль;

привлечение и отвержение…

продолжайте список самостоятельно в течение 10-15 минут.

Медитация

Посидите в тишине несколько минут, закрыв глаза. Дышите глубоко и позвольте всем этим словам плавать в сознании. Затем определите, какая пара противоположностей привлекает сейчас ваше внимание. Она станет темой дальнейшего исследования.

Изображение

Возьмите большой лист бумаги (например, можно взять бумагу для черчения формата А2: 42Х56 см). Прислушайтесь к себе: хочется ли вам изобразить каждую из пары противоположностей на одном странице или на разных? Если на разных, приготовьте второй лист. Приготовьте краски или карандаши. При выборе цветов и во время рисования используйте свою неведущую руку (левую для правшей, правую для левшей). Изобразите каждую противоположность, выражая свои чувства. Не беспокойтесь о том, как выглядит рисунок. В процессе рисования попробуйте закрыть глаза.

Предложения

Напишите на каждой части своего рисунка (или на каждом из двух рисунков) по пять предложений, которые начинаются со слова «Я».

Движение и звук

Смотрите на первый рисунок и одновременно позвольте телу двигаться в такт линиям, ритмам и цветам, которые вы видите. Позвольте себе издавать разнообразные звуки, которые выражают ваши чувства во время движения. При этом помните, что у вас есть пространство вверху и внизу, широкое и узкое пространство. Вы можете двигаться медленно или быстро. Ваши движения могут быть угловатыми или текучими. Экспериментируйте со звуками во время движения. Продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что полностью выразили содержание рисунка через движение и звук. Немного передохните и сделайте то же, глядя на второй рисунок.

Свободное письмо

В течение 10 минут записывайте все, что приходит вам в голову, и все, что захочет написать ваша рука. Не подвергайте себя цензуре, не останавливайтесь. Можете написать диалог между двумя полюсами противоположностей.

Изображение

Теперь быстро нарисуйте третий рисунок. Используйте обе руки одновременно. Позвольте всему случиться. Какие слова приходят вам на ум, когда вы смотрите на эту картину?

Медитация

Обдумайте то, что вы сделали. Закройте глаза, глубоко подышите. Отпустите все. Что вы чувствуете сейчас? Что вы поняли о себе и своих внутренних конфликтах?

Итогом этого упражнения становится обретение большей целостности, ощущение, что вы становитесь ближе к себе, к собственной сути. Оно может возникнуть не сразу, поэтому не беспокойтесь, если не придете к отчетливым выводам немедленно по завершении упражнения или если у вас появится вопрос: «Что мне теперь со всем этим делать?» Проживите несколько дней, наблюдая за происходящими в вас изменениями, прислушиваясь к своим чувствам. Доверьтесь своей интуиции, которая сможет подсказать вам, в каком направлении двигаться дальше.

1 Н. Роджерс «Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств» (Манн, Иванов и Фербер, 2015).

Вы хотите достичь успеха? Хотите быть целостной личностью, которая знает, чего хочет от этой жизни? Тогда вы обязаны разобраться в том, кто такая целостная личность и какой характер она имеет.

Вокруг нас всегда много проблем, и часто большая половина из них связана с тем, что человек не выстроил в себе целостную личность, или утратили ее.

Целостной личностью является человек, который смог собрать воедино свои плюсы и минусы и принял себя таким, как есть. Целостная личность осознает свои таланты и чувствует внутреннюю силу.

Когда человек является целостной личностью, то он:

  • Любит и ценит себя
  • Осознает полноту внутренней энергии и умеет ею распоряжаться
  • Имеет разносторонние таланты и проявляет их себе на пользу
  • Признает свои негативные черты, но спокойно преодолевает их
  • Строит отношения ради удовольствия

Не целостная личность же имеет низкую самооценку, поэтому он думает о том, что ни на что не способен, не признает своих талантов и отрицает всякую возможность реализации, что и лишает его счастья жизни.

Не целостный человек:

  • Чувствует к себе больше ненависти, чем любви
  • Желает достичь успеха, но ничего не делает для этого
  • Не признает своих талантов, даже тех, которые ярко выражены
  • Замечает только негатив, видеть недостатки в себе и в других
  • Ищет отношений с людьми, чтобы почувствовать себя нужным
  • Восхищается достижениями других, при этом умоляя собственные достижения


Целостная личность всегда знает чего хочет и достигает успеха во всем, потому что она понимает, чего достойна в этой жизни.

В современном мире важно иметь целостность, потому что нецелостная личность не может достичь результата и в первую очередь из-за своих внутренних установок. Целостность очень влияет на развитие вашего бизнеса, дела, карьерного роста. Как именно читайте

Станьте целостной личностью! Забудьте о том, кто и что о вас подумает! Будьте уверенны в себе, двигайтесь вперед и достигайте жизненного успеха и счастья.

Беляев И.А.

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

«ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА» И «ЦЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Статья посвящена разграничению содержания понятий целостности и цельности применительно к специфике человеческого существа. Целостность человека трактуется как наличие и единство всех составляющих её частей, цельность - как присущая ей функционально-структурная характеристика, показатель наличия у неё цели.

Ключевые слова: человек, целостность, типы человеческой целостности, цельность, цель, целесообразность, целеустремлённость.

В различных философских и научных текстах, написанных на русском языке, содержания понятий «целостность» и «цельность» нередко смешиваются, а зачастую и отождествляются. Термины, то есть слова, соответствующие этим понятиям, используются спонтанно, чередуясь в одном тексте вне какой-либо логики. Сложившееся положение частично объясняется тем, что в русском языке слова «целостность» и «цельность» могут выступать в роли синонимов с минимальными смысловыми различиями. Данное обстоятельство, впрочем, ничего и никого не оправдывает. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»; это давно известное суждение ныне де-факто утратило своего автора, однако вряд ли кто-нибудь из пытающихся мыслить индивидов станет всерьёз сомневаться в его верности.

Особую остроту неупорядоченность взглядов исследователей относительно должного разграничения явлений, обозначаемых понятиями целостности и цельности, приобретает при обсуждении проблем человека, его сущности и существования. Налицо актуальность прояснения вопроса о соотношении рассматриваемых понятий в контексте специфики человеческого естества. Признание данного вопроса актуальным вовсе не означает его принципиальной новизны. Применительно к русскоязычным философско-научным текстам антропологического характера этот вопрос не нов, так как в них нередко фигурируют термины «целостность человека» и «цельность человека». Однако анализ практики применения этих терминов свидетельствует о том, что они далеко не всегда могут быть признаны адекватными речевыми отображениями тех понятий, которые призваны репрезентировать.

С начала XXI века в нашей стране опубликовано немало монографий , , , , , и др., а так же статей , , , , и др., напрямую посвящённых целостности человека. Каждый из авторов этих работ при обозначении своей позиции в той или иной мере учитывает взгляды коллег на то, какое именно явление подобает мыслить в понятии «целостность человека». Что же касается понятия «цельность человека», то представления различных исследователей о его должном содержательном наполнении также встречаются в философской литературе , , и др. Казалось бы, при вполне реальном интересе специалистов к данным понятиям не может быть никаких сомнений по поводу выявленности и конвенциональной закреплённости деталей их содержания. Но сравнительный анализ глубины общей философской разработанности избранных для рассмотрения понятий однозначно свидетельствует о несовершенстве их содержательного наполнения. Содержание понятия «целостность человека» детализировано слабо и довольно-таки противоречиво; то же, но только в большей степени присуще и детализации содержания понятия «цельность человека». В связи с этим есть смысл обратить особое внимание на то, что в имеющей место познавательной ситуации выявление соотношения обсуждаемых понятий может быть корректным только при чётком обозначении особенностей содержания каждого из них.

Решение задачи выявления соотношения этих понятий диктует необходимость внимания к факту отсутствия эмпирически достаточно обоснованных и одновременно эвристически ценно концептуализированных представлений о человеке. Мыслители разных времён и наро-

дов совершили множество попыток формирования по-настоящему универсального содержательного наполнения понятия «человек», однако ни одна из них не увенчалась, да и не могла увенчаться успехом. Причина тому - многоре-альность человеческого существа, находящая отражение в неисчерпаемости тех его признаков, которые в различных измерениях могут сыграть роль понятиеобразующих. На текущий момент понятию «человек» нельзя дать определения, безукоризненно точно раскрывающего его содержание, и вряд ли данная задача окажется разрешимой в будущем. Поэтому стоит предположить, что понятийная неопределён-ность человека является его атрибутом. Впрочем, эту неопределённость ни в коем случае не надо абсолютизировать; вся история становления антропологического знания свидетельствует о том, что верное отражение некоторой части понятиеобразующих признаков человеческого существа, необходимое для успешной разработки довольно-таки широкого круга исследовательских вопросов, практически всегда оказывается вполне возможным.

О целостности того или иного нечто, то есть о том, что оно является целым, допустимо вести речь только тогда, когда у него «не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно» . Если взять данное суждение само по себе, то его истинность выглядит несомненной. Другое дело, насколько продуктивной окажется опора на присущее ему содержание, если оно действительно будет вовлечено в процесс исследования «само по себе», без учёта его взаимосвязи с суждениями, свидетельствующими о наличии у целостности иных необходимых, существенных и специфических признаков. Думается, что естественное для данной ситуации признание любой целостности исключительно суммой составляющих её частей непродуктивно с онто-гносеологической точки зрения в связи с его заведомо сомнительной корректностью применительно к великому множеству конкретных фрагментов бытия. Этот подход делает понятия целостности и частей крайне малосодержательными и они, соответственно, едва ли не на сто процентов утрачивают свои эвристические возможности.

Однако полный отказ от рассмотрения всех без исключения целостностей как сумма-тивных образований неминуемо ставит исследователя в оппозицию относительно де-факто складывающегося положения вещей. Сумма-тивные целостности имеют, конечно же, место в жизни, и это вполне объясняет и в какой-то степени даже оправдывает сосредоточение исследовательского внимания на тех особенностях, которыми они обладают. Не стоит только упускать из виду, что свойственная некоторым целостностям суммативность принципиально неабсолютна, да и реальное существование их самих скорее исключение, чем правило.

Целостность есть единство частей, их общее синтетическое качество, части же, взятые по отдельности, представляют собой разрозненные носители элементов этого качества, выступающего как потенция. Более того, целостность и составляющие её части могут обнаруживаться и раскрываться исключительно друг через друга, по ходу их соотнесения в каком-либо аспекте. Данное обстоятельство предопределяет трудности, практически всегда возникающие при попытках выявить детали подлинного отношения между целостностью и её частями. Ведь, в самом деле, с одной стороны, объективно существующие связи между частями снимаются в обобщающей их целостности. С другой стороны, выявляемые особенности взаимной связи частей конкретной целостности неизбежно оказываются искажёнными, субъективированными, сведения о них содержат в себе нечто спорное, ошибочно трактуемое, а то и вовсе непричастное к ней самой, привнесённое исследователем, являющееся прямым проявление интенциональности его собственного мироотношения. Всякая целостность на момент её непосредственного рассмотрения каким-либо искусственным образом оторванная, отчуждённая от своего предшествующего и последующего состояний, лишённая многообразных взаимовлияний с иными целостностями, есть нечто относительно завершённое, ставшее, проникнутое единством, результирующим процесс развития определённого фрагмента действительности. Такой вариант её видения вполне допустим, правда, только в контексте сугубо исследовательского, инструментального применения.

Перейдём к детализированному обсуждению особенностей содержания понятия «це-

лостность человека». Стоит прежде всего заметить, что сочетание разных по тесноте и характеру связей между частями человеческой целостности с наличием у неё совокупных, системных свойств у целого позволяет признать её сверхсуммативной. При этом она непременно явится ещё и органическим целым, так как для её существования характерны внутреннее взаимодействие частей, сочетающееся с взаимодействием целого с внешней средой и способностью к саморазвитию. К тому же важность соотносительных (коррелятивных) и объединительных (интегративных) связей между частями здесь настолько велика, что они не могут функционировать вне целого, а изменение в одной из них неминуемо влечёт за собой изменения как в других частях, так и во всём целом.

Разными, относительно обособленными, специфически оформляющимися частями, сторонами своей становящейся целостности человек реализуется в трёх мирах - доступных ему фрагментах целостного Мира. Эти миры раскрываются человеку как три качественно различные сферы его существования: природная, социальная и духовная. В природной сфере, в предметно-вещественном мире человек проявляет собственное естество как организм, то есть тело с определённым набором органов, воплощая его потенции в жизнь в ходе ограниченной в пространстве и во времени, мор-фо-функционально обусловленной жизнедеятельности. В социальной сфере, в мире меж-человеческих отношений человек представлен своей личностью, являющей собой его социальное качество, возникающее, формирующееся и обнаруживающееся в процессе его социально-ролевой репрезентации. В духовной сфере, в этом принципиально ином по отношению к природе и обществу мире, в царстве Абсолютных Истины, Добра и Красоты человек осуществим (по крайней мере, потенциально) душой - органом интимного духовного бытия, посредством которого он трансценди-рует, преодолевая границы наличного существования. Будучи различными формами реализации человеческого естества, соответствующими специфике отдельных сфер существования человека, организм, личность и душа представляют собой экзистенциальные составляющие его целостности, то есть те ипостаси, в которых протекает его жизнь в Мире.

Никакая целостность, в том числе человеческая, не может «осуществиться абстрактно. Осуществление означает конкретизацию» ; конкретная же целостность, являя собой конкретное единство конкретных частей, находящихся в конкретных отношениях, предстаёт перед исследователем в одном из возможных типов.

Согласно Д.В. Пивоварову, определение типа всякой целостности возможно на основе характера связи и степени слитности её частей. Существование трёх заметно отличающихся друг от друга вариантов связи целого и его частей, их взаимного влияния свидетельствует о целесообразности выделения трёх основных типов целостности: тоталитарного, партитивного и гармонического . Тоталитарная целостность имеет место при доминировании целого над частями, партитивная - частей над целым. Гармонической же целостности свойственно отсутствие доминирования частей и целого друг над другом, вза-имораскрывающий характер их связи.

Исследование человеческой целостности позволяет обнаруживать её во всех трёх обозначенных типах. Описание признаков, наличие которых выступает основанием для утверждения о её принадлежности к определённому типу, можно свести к следующему:

1. Тоталитарная целостность осуществляется посредством последовательного нивелирования наиболее ярко выраженных свойств тех частей, из которых она состоит. При этом доминирование целого над частями выстраивается как более или менее явное «заимствование» у одной из них некоторых естественных для неё интенций и формирование на их основе интенциональности индивидуального мироотношения человеческого существа. Анализ возможной специфики интенциональнос-ти мироотношения свидетельствует о допустимости отнесения целостности данного индивида либо к натуроцентрической, либо к соци-оцентрической, либо к теоцентрической модификации. Первая из них, натуроцентрическая модификация рассматриваемого типа целостности, отражающая акцентированную реализацию потребностей и способностей организма, находит проявление в последовательном проведении в жизнь гедонистических установок, сопряжённых с эгоизмом и самодостаточностью человеческого существа. Вторая, соци-

оцентрическая модификация этой целостности, предполагающая преимущественную актуализацию личностных способностей и потребностей, выражающих своеобразие складывающихся общественных отношений, обнаруживается в однозначно конформистской и коллективистской ориентации человека, сочетающейся с его сверхнормативной социальной активностью (или же, напротив, социально одобряемой пассивностью) и фактической утратой им собственной индивидуальности. В своей третьей, теоцентрической, ориентированной на труд души и духовные искания модификации тоталитарная целостность выступает как влечение человека к смысложизненным размышлениям, к поиску Бога в себе и себя в Боге, как постоянно рефлексируемое тяготение к тому, чтобы свести до допустимого минимума собственную социальную активность; наряду с этим нередко встречается отношение к своему телу как к греховной плоти, недостойной, возможно, заботы, а то и подлежащей умерщвлению.

2. Партитивная целостность тоже обнаруживается в трёх модификациях, натуроцентрической, социоцентрической и теоцентрической. Здесь первичной, однозначно раскрывающейся оказывается специфика главенствующих свойств одной из частей человека, а не интенциональности его целостного мироотно-шения, поэтому обнаруживаемые модификации характеризуются значительно большим, чем в предшествующем случае, отрицанием того, что имеет прямое отношение к свойствам других его частей. Наиболее яркое концентрированное выражение эти модификации находят, соответственно, в животности человеческого существа, в его социальной зомбирован-ности, а также в религиозном или же антирелигиозном фанатизме. Животность как гипертрофированная природность выражается в сосредоточенности человека на удовлетворении собственных телесных потребностей; при этом его мироотношение разворачивается в диапазоне от скотоподобия (тупой бессмысленности) до зверообразности (оголтелой хищности). Социальная зомбированность предстаёт в различных формах безоглядного карьеризма или диссидентства, сопряжённых с чётким обозначением важности своей роли в жизни общества и незаменимости себя в этой роли. Относящиеся к духовным феноменам религиозный фа-

натизм и догматический воинствующий атеизм - его оборотная сторона - проявляются во всепоглощающей склонности человека к мессианству, в его стремлении к подвижничеству, в жертвенной установке.

3. Гармоническая целостность человека представляет собой подлинное единство, совершенную согласованность, сонастроенность всех природных, социальных и духовных составляющих его естества. Носитель гармонической целостности вполне последовательно ведёт здоровый образ жизни, проявляет душевную расположенность и любовь к людям, творчески осуществляет освоение доступных фрагментов действительности. Что же касается выделения каких-либо модификаций человеческой целостности, то в данном случае оно вряд ли приведёт исследователя к лучшему пониманию реального положения вещей.

Очевидно, что целостность человеческого существа, пребывающая в состоянии гармонии, с самых разных точек зрения выглядит весьма привлекательным вариантом её конкретно-жизненного воплощения. По крайней мере, есть основание для того, чтобы признать данный тип человеческой целостности онтологически наиболее совершенным. Тут можно сослаться на Г.В.Ф. Гегеля, который пишет так: «Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи (курсив мой. -И.Б.)» . При этом есть смысл подчеркнуть и то, что состояние гармонии, достигаемое полноценным человеком по ходу становления, не является абстракцией, порождённой фантазией исследователя, далекого от реальной жизни. Хоть это состояние и воистину эфемерно, оно также и притягательно для всякого самосознающего человеческого существа, и принципиально доступно для него.

Стоит отметить, что в рамках целостности, обретшей подлинную гармонию, ни одна из её частей - экзистенциальных составляющих - не только не лишается самобытности своего естества, но и получает возможность её проявить. Все они, и организм, и личность, и душа даже при достижении предельно точного взаимного соответствия, согласованности друг с другом остаются сами собой, живут как субстанционально, так и функционально не только общей, но и вполне полноценной собственной жизнью, сохраняя и проявляя при этом есте-

ственные для себя свойства. Впрочем, индивидуальные свойства составляющих человеческой целостности вторичны по отношению к её системным свойствам, концентрированно выраженным в присущих ей способностях и потребностях. Что же касается последних, то их соотношение друг с другом и с условиями актуализации утрачивает прежнюю меру оптимальности при любых преобразованиях человеческой целостности. Направленность и масштаб изменений этой меры существенным образом определяют специфику вновь возникающего состояния человеческой целостности и, соответственно, её типа.

Думается, тем не менее, что выявление и учёт типичного в признаках некой человеческой целостности не представляют собой достаточного основания для оставления вне сферы внимания того факта, что в каждом конкретном случае, во всякий момент своего становления она, вне зависимости от каких-либо привходящих обстоятельств, ещё и глубоко индивидуальна, неповторима в своей самобытности. По сути дела, целостность, характерная для определённого человека, может быть отождествлена с ним самим, взятом во всём практически безграничном многообразии проявлений его собственного естества, в единстве всегда в чём-то уникальных духовных и социальных свойств и отношений, которыми он обладает, с одной стороны, и более или менее заметных особенностей внутреннего устройства его организма и реализуемых им функций - с другой.

Детализирующее разграничение содержания понятий целостности и цельности в антропологическом аспекте следует предварить прямым указанием на то, в чём заключается суть соотношения обозначаемых ими явлений. Цельность представляет собой один из понятиеобразующих признаков всякой сверх-суммативной органической целостности, её исключительно важную фундаментальную характеристику, непосредственно связанную с целью, проистекающую из неё, выступающую показателем её наличия. Аристотель, в частности, пишет о том, что «становящееся движется к какому-то началу, т. е. к какой-то цели (ибо начало вещи - это то, ради чего она есть, а становление - ради цели); между тем цель - это действительность, и ради цели приобретается способность» , которая,

в свою очередь, может существовать и существует только в связи с потребностью, совпадающей с ней по качеству. При этом цель, согласно Г.В.Ф. Гегелю, «есть внутри самой себя побуждение к своей реализации» . Р. Акофф и Ф. Эмери, рассматривающие главенствующие параметры целеустремлённых систем, иначе говоря, целостностей, являющихся системно организованными и функционирующими ради достижения цели, вполне резонно отмечают, что «цель - это желаемый результат, недостижимый за рассматриваемый промежуток времени, но доступный в будущем, причём за данный период к нему можно приблизиться» .

Человеческое существо обычно обладает большей или меньшей цельностью, тем не менее, иногда, оказавшись в состоянии крайней дисгармонии, практически лишается её.

Надо полагать, что понятием «цельность» следует обозначать такую характеристику целостности, которая является структурнофункциональной. В цельности, соответственно, имеет смысл выделить две стороны: структурную и функциональную. Специфика структурной стороны может быть раскрыта при обращении к содержанию понятия «целесообразность», функциональной - понятия «целеустремлённость». Разумеется, данное выделение нельзя не признать исключительно инструментальным, диктуемым необходимостью рационального постижения действительности. Так, Акофф и Эмери, связывающие понятие структуры и функции и стремящиеся при этом показать их полную совместимость, пишут о том, что «структура - это общее понятие, применимое к геометрическим, кинематическим и механическим свойствам, а также ко всем свойствам, представляемым в виде их функций» . Относительно же интересующей нас человеческой целостности необходимо отметить, что её структура, играющая роль источника и носителя различных, в том числе - сугубо человеческих функций, вполне определённо реагирует на изменения внешней природно-социально-духовной среды, отвечая на них какими-либо изменениями в себе самой со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Целесообразность представляет собой целевую обусловленность целостности, соответствие её структуры той цели, которая ей

присуща объективно и в какой-либо мере опосредована субъективно.

В природной сфере целесообразность человеческой целостности концентрированно выражается в самоизменяющей адаптивной активности организма, в его соответствии материально-вещественным условиям жизни и в согласованности, сонастроенности реализуемых им функций. В социальной сфере она находит преимущественное проявление в преобразующей окружение адаптивной активности личности и в эффективности её включённости в процессы социально-ролевой репрезентации. В духовной сфере она явственно обнаруживается как творческая активность души, как её устремлённость за пределы наличного существования.

Во всякий момент жизни человека целесообразность его целостности является относительной. Иначе говоря, обладание человеческой целостностью данным признаком означает, что её точное соответствие цели и внеш-несредовым условиям существования вполне может быть как утрачено, так и обретено вновь.

Уточняя содержание понятия целесообразности, считаю нужным вслед за И. Кантом указать на то, что целесообразными допустимо именовать «объект, или душевное состояние или поступок даже тогда, когда их возможность не обязательно предполагает представление о цели, просто потому, что их возможность может быть нами объяснена или понята, только если полагаем в качестве их основы каузальность согласно целям, т. е. волю, которая располагала бы их в данном порядке сообразно представлению о некотором правиле» . Целесообразность, согласно Канту, бывает субъективной и объективной. При этом в пределах объективной целесообразности им усматриваются внешние и внутренние составляющие; внутренняя целесообразность для него - это полезность, а внешняя - совершенство .

Г.В.Ф. Гегель именует внешней целесообразностью «тот случай, когда налично сущее не обладает в себе самом понятием, которым оно определено, а связано с ним каким-то другим субъектом как внешняя форма или отношение» . Внутренняя целесообразность, по его утверждению, «заключается в том, что нечто является в самом себе как целью, так и средством, как своим продуктом, так и нача-

лом, производящим этот продукт. В этом, - как вполне резонно отмечает немецкий мыслитель, - и заключается самоцель» .

Целеустремлённость - это склонность всякой функционирующей целостности стремиться к достижению результата, в наибольшей мере соответствующего её цели.

Человеческой целостности обычно присущи цели, меняющиеся со временем, в связи с чем её целеустремлённость находит отражение в регулировании индивидом своих действий, поступков, поведения в целом. Целеустремлённым при этом может быть признан только человек, который обладает такими способностями и потребностями, при наличии которых ему по силам определить ясную и достойную цель и следовать ей неукоснительно, вне зависимости от каких-либо побочных обстоятельств. Следует отметить, что объём функций, реализуемых всякой целостностью, в том числе человеческой, ограничивается естественными возможностями, задаваемыми её структурой. Однако если какие-либо условия жизни оказываются неблагоприятными, то люди встают перед необходимостью преодолевать возникающие трудности за счёт отрицания прежних и освоения новых вариантов функционирования. Наряду с этим не стоит преувеличивать зависимость процесса актуализации адаптивных и творческих потенций человеческой целостности от меры стабильности внеш-несредовых влияний. В частности, целостность, выступающая как целеустремлённая система, «может изменять свои задачи при постоянных окружающих условиях: она выбирает и задачи и средства их выполнения. Тем самым она проявляет волю. Самый известный пример таких систем - люди» .

Специфика воплощения в жизнь целостным человеческим существом своей целеустремлённости заключается в реализации способности и потребности ставить и добиваться не только общих, «конечных», надындивидуальных по своей сути целей, но и целей частных, сопряжённых с конкретно-жизненными обстоятельствами и с преимущественным проявлением особенностей одной из своих ипостасей - организма, личности или души. Целеустремлённость оказывается при этом связанной прежде всего с готовностью индивида, пусть даже им самим не осознаваемой, по мере необходимости направлять свои природные,

социальные и духовные сущностные силы на достижении целей, названных здесь «конечными». Имеет смысл уточнить, что эти цели лишь иногда осознаются человеком более или менее явно и верно, обычно же они принимают форму смутных, но очень сильных влечений. Важно понимать также и то, что люди, как пишет И. Кант, «мало думают о том, что когда они, каждый по своему разумению и часто в ущерб другим, преследуют свои собственные цели, то они незаметно для самих себя идут к неведомой им цели природы как за путеводной нитью и содействуют достижению этой цели, которой, даже если бы она стала им известна, они бы мало интересовались» .

Отдельные цели могут достигаться или не достигаться, им можно служить или не служить, они могут стать очевидными для индивида или же оставаться сокрытыми от него, определёнными в себе и для себя, в любом случае именно их совокупность, система детерминирует цельность всякого человеческого существа. Иначе говоря, цельность индивида есть проникнутость его целостности свойственными ему разномасштабными целями, определённость ими. В цельности человека воедино сливается всё объективное и субъективное, актуальное и потенциальное в его целях. В ней сочетается как то, что присутствует в целях видимо и умопостигаемо, так и то, что вне зависимости от складывающихся обстоятельств неизбежно остаётся непостижимым и самим человеком, и окружающими его людьми.

Вставая, вслед за Аристотелем, на позиции эвдемонизма в его синтетическом варианте, чуждом крайностей гедонизма и морализма, можно заявить, что подлинная, воистину конечная цель любого человека - это счастье . Собственно, движение индивида к счастью, и только оно делает его совершеннее, гармонизирует целостность его естества посредством раскрытия ранее невостребованных ресурсов организма, личности и души, становящихсяся необходимыми для противостояния природным, социальным и духовным конкретно-жизненным обстоятельствам и овладения ими. В связи с этим цельность человеческого существа должна быть признана его эвентуально-онтической предзаданнос-тью, мерой индивидуального потенциала разрешения противоречия самобытия и инобытия, то есть доступной ему свободы. Реали-

зуя свою свободу, человек стремится, осознанно или же неосознанно, преодолеть границы, не являющиеся естественным порождением наличного состояния его цельности, а потому сковывающие его, делающие его существование вынужденным, неполноценным, несущим минимум счастья и максимум страдания, то есть принципиально дисгармоничным.

Истинно человеческое счастье состоит, надо полагать, в природно-социально-духовном благополучии индивида. Объективное измерение такого благополучия позволяет обнаружить гармоничность его целостности. Субъективное измерение свидетельствует о наличии у счастливого человека чувства того, что он представляет собой именно то, что должен представлять, имеет при этом всё необходимое, а в глазах окружающих ещё и выглядит так, как ему, по его собственному мнению, надлежит выглядеть.

Целостностям, принадлежащим к тоталитарному и партитивному типам, соответствует потенциальная цельность. Как в том, так и в другом случае вполне очевидно, что цельность человеческой целостности присуща, однако о конкретных её параметрах остаётся только догадываться. Цельность же гармонической целостности непременно будет актуальной. Данное обстоятельство выступает довольно-таки надёжной предпосылкой для того, чтобы во всех возможных случаях верно судить о перспективах проведения эффективного анализа основных особенностей цельности определённого человеческого существа.

Ж. Нюттен пишет о том, «что в общем виде способность конкретизировать свои размытые потребности в реалистичных целевых объектах - главный элемент личностной зрелости и душевного здоровья в различные периоды жизни. Состояние потребности, которое нельзя трансформировать во «что-то реалистичное, что можно сделать или следует достичь» - то есть в поведенческую цель, - создаёт постоянное ощущение дискомфорта и безнадёжности в детстве и отчаяние в старшем возрасте» . Соглашаясь с автором, высказавшим данную мысль, хочу подчеркнуть, что подлинный характер цельности, свойственный индивиду в каждый момент его становления как целостности, всегда найдёт более или менее очевидное проявление.

Подводя итог всему сказанному, надо отметить следующие особенности соотношения

понятий «целостность человека» и «цельность человека». Цельность задаёт доминирующий вектор становления человеческой целостности, её преобразования на пути перехода из настоящего в будущее, попутно устанавливая некие границы её развития. Имея исключительно оперативно-ситуативный характер, данные границы уходят в небытие по мере приближения человека к ним. Вместе с тем, цельность человеческого существа раскрывается в его отрицании абсолютной безупречности наличного состояния собственной целостности и в утверждении необходимости и возможно-

сти его позитивного, адаптивно-творческого изменения. При этом изначально-сущностное несовершенство целостности человека снимается только в её актуальной цельности. Наличие такой цельности практически полностью ликвидирует возможность конфликта имеющихся де-факто системных свойств индивида, его способностей и потребностей, которые оказываются строго иерархизированными и скоординированными в соответствии с природно-социально-духовными условиями его существования как целостности.

Список литературы:

1. Акофф, Р. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмери. - М.: Советское радио, 1974. - 272 с.

2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 63-367.

3. Аристотель. Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - С. 53-293.

4. Беляев, И.А. Адаптация как форма становления индивидуальной целостности человека / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 2 (108), февраль. - С. 4-10.

5. Беляев, И.А. Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 10 (116), октябрь. - С. 57-61.

6. Беляев, И.А. Целостность человеческого существа: опыт типологизации / И.А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2009. - № 5 (99), май. - С. 4-10.

7. Беляев, И.А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей / И.А. Беляев. - Оренбург: ОГИМ, 2011. - 360 с.

8. Беляев, И.А. Целостность и свобода человека / И.А. Беляев, А.М. Максимов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 180 с.

9. Гаранина, О.Д. Философская идея целостности человека как методологическая основа гендерологии / О.Д. Гаранина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2006. - № 101. -С. 39-44.

10. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Эстетика: в 4 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Изд-во «Искусство», 1968. - Т. 1. - 312 с.

11. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1997. - 799 с.

12. Гегель, Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1973. - Т. 2. -С. 5-209.

13. Гуревич, П.С. Проблема целостности человека / П.С. Гуревич. - М.: ИФ РАН, 2004. - 178 с.

14. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - Т. 6. - С. 5-23.

15. Кант, И. Критика способности суждения // Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - М.: Мысль, 1966. - Т. 5. - С. 161-527.

16. Капец, В.П. Цельность человека как один из аспектов его интегральности (философский анализ) / В.П. Капец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2008. - № 8. - С. 20-25.

17. Нагевичене, В.Я. Целостный человек (христианская традиция) / В.Я. Нагевичене, Д.В. Пивоваров. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 159 с.

18. Нюттен, Ж. Мотивация, планирование, действие // Мотивация, действие и перспективы будущего / Ж. Нюттен. -М.: Смысл, 2004. - С. 15-348.

19. Пивоваров, Д.В. Онтология религии / Д.В. Пивоваров. - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 506 с.

20. Плеснер, Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию / Х. Плеснер // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151.

21. Рыбаков, Н.С. НишапйаПз в системе образования: исчезающая мера и цельность человека / Н.С. Рыбаков // Профессиональное образование в современном мире. - 2011. - № 3. - С. 98-106.

22. Тельнова, Н.А. Целостность человека в онтолого-антропологическом измерении / Н.А. Тельнова. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. - 205 с.

23. Тельнова, Н.А. Целостность человека как философско-антропологическая проблема / Н.А. Тельнова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 263 с.

24. Тельнова, Н.А. Целостность человека: специфика модальности и способы измерения / Н.А. Тельнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2005. -№ 4. - С. 73-79.

25. Филатов, В.И. Социально-онтологические основания целостности человека / В.И. Филатов. - М.: Изд-во МГУК; Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. - 311 с.

Беляев Игорь Александрович, доцент кафедры философии Оренбургского государственного университета, доктор философских наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 1З, (З5З2) З72586, e-mail: [email protected]

| Мимоходом |

Именно так в большинстве случаев поступает человек, который умеет анализировать, видеть разные пути решения, способен делать выбор и реализовать его. Основа – действия не должны противоречить разуму или сознанию.

Есть еще другой вариант, когда человек действует по принципу стимул-реакция или воспроизводит совсем не разумные поступки, когда он говорит об одном, думает о другом, хочет третье, а делает четвертое. Это поступок не разумного человека. Но мы сейчас не об этом.

А как действует целостный человек?

Чтобы понять, на что опирается целостный человек, необходимо сначала разобраться – кто такой целостный человек.

Вот как описывает целостного человека Александр Мень:

«Цельный, единый человек - это человек, у которого воля, мысли и поступки находятся в гармоничном соответствии. Если этого не достигать и к этому не стремиться, то потеряют красоту, вкус, ценность и смысл очень многие вещи, наши личные отношения: любовь, семейные отношения, отношения на работе, отношения с друзьями. Мы должны будем всё время находиться в расколе с самими собой. Одно будет на языке, другое на уме, третье на сердце...

Вы скажете: «Как этого достигнуть?» Нужно, чтобы вся цепь действовала. «Цепь» в каком смысле? Как бы ни был совершенен аппарат, если где-то будет отключено «электричество», то ничего не будет действовать: цепь разомкнётся. Если у вас прекрасные, гуманные идеи в голове, но это в волю не идёт и воля, в свою очередь, не управляет поступками, то это всё равно что обесточенная машина. Без электричества самая совершенная машина будет стоять как металлолом» .

Можно сказать, что целостный человек – это такой человек, который совершает действия непротиворечивые ни для сердца, ни для ума, ни для тела, в отличие от разумного, для которого важно, чтобы действия не противоречили в первую очередь его разуму.

Для наглядности воспользуемся восточной аллегорией о повозке, лошади, кучере и господине. Где повозка олицетворяет наше тело, лошадь – наши эмоции, а кучер – наш разум или сознание.

Представьте себе, что Вам, как господину, вдруг захотелось в кругосветное путешествие.

Первый вариант – вы разумный человек.

Лошадь от радости заржала в нетерпении от приключения. Вы поручаете кучеру (разуму) исполнить свое желание.

Что делает кучер? Он объявляет себя главным и начинает убеждать господина, то есть вас, что это задание выполнить практически невозможно. И приводит массу доводов в пользу того, почему это сделать нельзя: «Что за глупые мечты к тебе пришли! Где ты столько денег возьмешь? У тебя вон на даче дел невпроворот, а ты о кругосветном путешествии мечтаешь! Хватит ерундой заниматься, подумай о хлебе насущном, а не о своих глупых мечтаниях». В итоге кучер везет господина туда, куда считает правильным. Что остается делать господину? Подчиниться и периодически ворчать, высказывая свое недовольство. Так по жизни все и происходит – разум решает, что нужно делать, а счастья человеку нету. А почему? Да потому что разуму лениво напрячься на выполнение желания господина, он же считает себя главным.

Второй вариант – вы целостный человек.

Все тоже самое – лошадь в радости от предстоящего приключения и вы, как господин, поручаете кучеру исполнить свое желание. Диктуете свое условие: обеспечить комфортное и безопасное путешествие, чтобы и лошадь не загнать и повозка чтобы выдержала. Кучер (разум) в данной ситуации всего лишь исполнитель вашего решения.

А вот как сделать это эффективно, не противоречиво и по правилам социума – это уже задача кучера (разума или развитого сознания).

Другими словами, у разумного человека разум – хозяин, он же делает выбор, дает оценку и принимает решения. А у целостного разум – слуга, а делает выбор, дает оценку и принимает решение сущность.

Жизнь разумного человека идет от «правильно», «положено», «принято», «должен». А у целостного человека – от «хочу», от импульса.

Но здесь есть очень важный момент, который необходимо понять, что «хочу» не потому, что так правильно хотеть, так положено хотеть или так должен хотеть каждый, «хочу» - это сущностное желание человека, которое может быть и не правильным с точки зрения социума. Сущность хочет не потому, что так положено, не потому, что так правильно хотеть, не потому, что кто-то сказал, что так должно быть и т.п. Сущность – она чувствует и знает, что если ее желание исполнится, то у человека в целом появится энергия.

Все ли наши желания мы можем исполнить? Если мы являемся человеком разумным, то не все, если же являемся целостным – то все. Потому что сущности не так-то много и надо, в основном все наши желания личностные, наведенные.

Если наш разум не в состоянии выполнить наше желание, то первое, что нам необходимо сделать, это разобраться с тем, что находится в нашем сознании:

  • какие ограничения мешают исполнить задуманное;
  • какие убеждения закрывают дверь к притоку энергии.

И разобраться с тем, чего нам не хватает:

  • каких знаний не хватает, чтобы получить желаемое;
  • каких навыков и т.п.

Давайте посмотрим, как это выглядит практически.

Предположим, нас не устраивает наша работа, она не в радость, совершенно не дает нам энергии, а только забирает ее. И мы решили сменить работу. Но мы прекрасно понимаем, что у нас нет гарантии, что новая работа нас будет устраивать. Поэтому первое, что мы делаем – работаем со своим сознанием.

  1. Выясняем, что нас конкретно не устраивает на старой работе (составьте список).
  2. Составляем список того, что устраивало.
  3. Следующий список того, что нам хотелось бы.

Составляя список того, что нам хотелось, мы обязательно натолкнемся на ограничения, почему мы не можем выбрать ту работу, которая нас устраивает.

Далее разуму под нашим руководством необходимо поработать с этими ограничениями (как показывает практика, лучше всего это делать с тренером или наставником, так как разум будет сопротивляться и доказывать, что эти ограничения разумны).

Следующий этап – определяем, какие необходимо получить знания и освоить навыки. И снова напоминаем своему разуму, что он не хозяин, а слуга, который должен удовлетворить «хочу» наиболее эффективно и качественно.

На первый взгляд работа кажется не сложной, но вспомните, сколько ваших «хочу» так и не реализовалось. Сколько доводов привел ваш разум, почему нельзя исполнить то или другое «хочу». Начиная такую работу, вы и можете определить – разумный вы человек или целостный.

Подобным образом можно проработать любое желание. У вас есть желание, чтобы вам жилось легко и радостно? Остановитесь на минутку, прислушайтесь к своему разуму. Что он сейчас говорит? Вы готовы ему подчиниться, чтобы оставить все, как есть, или готовы выйти в другое состояние?

История для понимания:

Один человек спрашивает у другого:

- Вы умеете играть на трубе?

- Нет, не умею.

- А вы пробовали?

- Нет.

- Откуда тогда вы знаете, что не умеете?

Дело в том, что когда мы делаем что-то из сущностного состояния, наша энергия вырастает, все складывается наилучшим образом для нас, мы попадаем в нужные ситуации, в нужное место, находятся нужные люди и задача разума – все это отследить и использовать. Иногда такое состояние называют «попасть в поток».

Как только мы уходим из сущностного состояния, из своей цельности, энергия начинает падать, возникают всевозможные препятствия, которые разум не в состоянии преодолеть.

Если мы не ощущаем энергии, это говорит о том, что разум взял управление над человеком в свои руки и блокирует это течение энергии установками и ограничениями, которыми руководствуется.

Если мы хотим, чтобы наша энергия не блокировалась, то нам необходимо понять и усвоить, что основное предназначение сознания или разума – это выяснить, что необходимо сделать, чтобы можно было реализовать тотальное «хочу» по социальным законам, не ущемляя других, эффективно и качественно. Не блокировать энергию запретами и объяснениями, почему нельзя, а искать пути реализации этого «хочу».

Чем шире наше сознание, тем больше путей реализации мы можем найти, чем уже сознание – тем меньше.

Но у каждого есть выбор – оставаться разумным человеком или учиться быть целостным. И что бы вы ни выбрали, это будет правильным для вас.

Так кем вы себя считаете – разумным человеком или целостным?

С уважением, Татьяна Ушакова.

Приглашаю Вас на авторский курс с обратной связью от ведущего «Развитие осознанного внимания », способный изменить Вашу жизнь. Курс проходит дистанционно. Информация о курсе и отзывы можно посмотреть по ссылке

Вы можете отправить предварительную заявку на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма, задать интересующие Вас вопросы.

Так же Вы можете оставить заявку на дистанционный курс «Хозяин своего настроения », где мы подробно разберем и отработаем алгоритм управления настроением.

Курс стартует по мере набора группы. Информация о курсе и отзывы по ссылке http://o-vni3.blogspot.com/2011/09/blog-post.html . Отправляйте предварительные заявки на адрес [email protected] с названием курса в заголовке письма.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////

другие статьи автора в группе:
Самопознание
  • Самосовершенствование. Исправлять то, что создал Создатель или научиться пользоваться тем, что дано?
  • Я не знаю, что хочу или куда исчезают наши личные желания
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • «Я не могу с ним найти общего языка» или как выйти на диалог
  • Три мотива, по которым мы обращаемся к специалистам, Учителям и Мастерам
  • Власть оценок или природа чувства собственной значимости и важности - 2
  • Власть оценок или природа чувства собственной важности - 1
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 2
  • Жизнь ради целей и жизнь без цели. Совместить несовместимое - 1

Самопознание

Цельность личности – одна из важнейших составляющих лидерства. Значение слова «цельный» применительно к личности в словаре толкуется как отличающийся единством черт характера. Цельная личность – это человек, у которого слова совпадают с делом, который везде, в любой обстановке такой, какой он есть на самом деле. Современный мир, в котором все гонятся за успехом, за состоянием, уже давно ощущает дефицит таких личностей. Моральные требования уже давно перестали быть чем-то важным, люди идут к своей цели, сметая на своем пути все препятствия, не отвлекаясь на понятие морали.

Проводился прием соискателей на вакантную должность. Каждый должен был ответить на ряд вопросов в анкете. Заполняя такую анкету, соискатель ответил отрицательно на вопрос, подвергался ли он когда-либо аресту. Следующий вопрос, на который он должен был бы отвечать только в том случае, если бы его арестовывали, вызвал у соискателя приступ честности. На вопрос «Почему» он как на духу ответил: «Наверное, потому что я ни разу не попался».

Как часто из средств массовой информации мы узнаем об очередных коррупционных скандалах, о злоупотреблениях служебным помещением, о каких-либо темных делишках или «скелетах в шкафу». Всему виной недостаточность цельности личностей этих людей, которые стали героями скандальных хроник.

Цельному человеку скрывать нечего, вся его жизнь как открытая книга. Он прямо и смело может смотреть в глаза людям, ему нечего бояться правоохранительных органов, убегать и скрываться ниже его достоинства, равно как и лгать, и двуличничать.

Цельность личности не является тем, что мы делаем. Цельность личности – это мы сами. То, кем мы являемся, в дальнейшем определяет то, что мы делаем. Наша личность создает систему ценностей, которой человек впоследствии следует во всем. Система ценностей – это та навигационная система, которая направляет человека на жизненном пути. В зависимости от нее человек расставляет приоритеты, определяет и оценивает, что следует принять, а что без сожаления отбросить.

Каждый из нас постоянно борется со своими желаниями. Даже самый высокодуховно развитый человек не застрахован от конфликта желаний и возможностей. Кто выйдет победителей из этого столкновения определяет цельность личности. Выбор между тем, что человек хочет и что он должен стоит перед ним ежедневно. Цельная личность сделает правильный выбор, потому что у нее есть для этого все предпосылки.

Цельная личность убеждена в том, что живет и действует правильно, она полностью удовлетворена своей жизнью. Цельность личности является для человека третейским судьей, который заставляет наши убеждения отражаться в наших поступках. Поэтому не важно, в каком положении находятся дела цельной личности. Она останется сама собой и в период процветания и в трудные времена. Для окружающих, членов семьи, друзей цельная личность остается неизменной в любой ситуации.

Сократ заметил, что главный ключ к величию – это стать таким, каким ты кажешься. Так много смысла в одной строчке! Часто мы стараемся поступить по-человечески, в то время как сами человечными еще не стали. Лидеру необходимо быть самим собой, не притворяться кем-то другим, тогда он сможет добиться доверия людей.

10% информации поступает к нам через органы слуха, 85% - через зрение, и всего 1% информации мы получаем через все остальные органы чувств. Когда лидер сам поступает так, как призывает поступать своих последователи, их доверие к нему растет все больше. Это происходит, потому то человеку понятно то, что он слышит, а верит он тому, что видит. Не нужно мотивировать людей, прибегая к мелким уловкам и всевозможным ухищрениям. Люди хотят видеть перед собой образец для подражания. Поэтому вы должны таковым являться.