Человеческая жизнь бессмысленна. Изучить чужие смыслы. У каждого человека свой смысл жизни

Бессмысленна, прежде всего - и это, с точки зрения личных духовных запросов, самое важное - личная жизнь каждого из нас. Первое, так сказать, минимальное условие возможности достижения смысла жизни есть свобода ; только будучи свободными, мы можем действовать «осмысленно», стремиться к разумной цели, искать полноты удовлетворенности; все необходимое подчинено слепым силам необходимости, действует слепо, как камень, притягиваемый землею при своем падении. Но мы со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Мы телесны и потому подчинены всем слепым, механическим законам мировой материи; спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней - все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни. Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление. Мы подчинены и слепым законам, и силам органической жизни: в силу их непреодолимого действия срок нашей жизни даже в ее нормальном течении слишком краток для полного обнаружения и осуществления заложенных в нас духовных сил; не успеем мы научиться из опыта жизни и ранее накопленного запаса знаний разумно жить и правильно осуществлять наше призвание, как наше тело уже одряхлело и мы приблизились к могиле; отсюда неизбежное даже при долгой жизни трагическое чувство преждевременности и неожиданности смерти - «как, уже конец? а я только что собирался жить по-настоящему, исправить ошибки прошлого, возместить зря потерянное время и потраченные силы!» - и трудность поверить в свое собственное старение. И вдобавок мы и изнутри обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни Мы получаем по наследству от родителей страсти и пороки, которые нас мучают и на которые бесплодно растрачиваются наши силы; в лице нашей собственной животной природы мы обречены на пытку и каторгу, прикованы к тачке, бессмысленно терпим наказание за грехи наших отцов или вообще за грехи, на которые нас обрекла сама природа. Лучшие и разумные наши стремления либо разбиваются о внешние преграды, либо обессиливаются нашими собственными слепыми страстями. И притом слепая природа так устроила нас, что мы обречены на иллюзии, обречены блуждать и попадать в тупик и обнаруживаем иллюзорность и ошибочность наших стремлений лишь тогда, когда они причинили нам непоправимый вред и наши лучшие силы уже ушли на них. Один растрачивает себя на разгул и наслаждения и, когда физическое и духовное здоровье уже безнадежно потеряно, с горечью убеждается в пошлости, бессмысленности всех наслаждений, в неутолимости ими жизненной тоски; другой аскетически воздерживается от всех непосредственных жизненных радостей, закаляя и сберегая себя для великого призвания или святого дела, чтобы потом, когда жизнь уже клонится к концу, убедиться, что этого призвания у него совсем нет, и это дело совсем не свято, и в бессильном раскаянии жалеть о бесплодно упущенных радостях жизни. Кто остается одинок, боясь обременить себя тягостями семьи, страдает от холода одинокой старости и скорбит о уже недостижимом уюте семьи и ласке любви; кто, поддавшись соблазну семьи, оказался обремененным тягостями семейных забот, погруженный в мелочную суету семейных дрязг и волнений, бесплодно кается, что добровольно продал свою свободу за мнимые блага, отдал себя в рабство подневольного труда и не осуществил своего истинного призвания. Все наши страсти и сильнейшие влечения обманчиво выдают себя за что-то абсолютно важное и драгоценное для нас, сулят нам радость и успокоение, если мы добьемся их удовлетворения, и все потом, задним числом, когда уже поздно исправить ошибку, обнаруживают свою иллюзорность, ложность своего притязания исчерпать собою глубочайшее стремление нашего существа и дать, через свое удовлетворение, полноту и прочность нашему бытию. Отсюда неизбежное для всех людей меланхолическое, втайне глубоко и безысходно трагическое сознание выражаемое французской поговоркой: «si jeunesse savait, si vieillesse pouvait», - сознание обманутых надежд, недостижимости истинного счастья на земле. Гете, прозванный «баловнем судьбы», проживший исключительно долгую, счастливую и плодотворную жизнь, обладатель редчайшего дара - умения сочетать творческую энергию, безмерное трудолюбие и могучую, самообуздывающую силу воли с жаждой и способностью испытать все жизненные наслаждения, упиться всеми радостями жизни - этот избранник человечества под конец своей жизни признавался, что за 80 лет своей жизни он изведал лишь несколько дней полного счастья и удовлетворения; и он испытал на себе всю неизбежную трагику человеческой жизни, он поведал, что сущность жизни узнает лишь тот, кто в слезах ест свой хлеб и в тоске и кручине проводит бессонные мучительные ночи, и что судьба утешает нас лишь одним неустанным припевом: «терпи лишения» (Entbehren sollst du, sollst entbehren!). Если такова жизненная мудрость избранного счастливца человечества, то какой итог должны подвести своей жизни все остальные, менее удачливые и одаренные люди, со всей их немощностью, со всей тяжестью их жизненной участи, со всеми изнутри раздирающими их противоречиями и затуманивающими их пути духовными слабостями?

Народное сознание верило, что боги завидуют человеческому счастью и всегда принимают меры к тому, чтобы покарать и унизить счастливца, чтобы возместить случайную человеческую удачу горькими ударами судьбы; и, с другой стороны, оно верило, что даже блаженные боги подчинены, как высшему началу, неумолимой слепой судьбе. Более очищенное религиозное сознание их мудрецов учило; что по законам мировой гармонии никто не должен захватывать слишком много для себя, чрезмерно перерастать общий уровень, что человек должен знать свое скромное место и что даже сама индивидуальность человека есть греховная иллюзия, караемая смертью; лишь в добровольном признании себя служебным, зависимым звеном мирового целого, лишь в смиренном приятии своей рабской зависимости от космоса и своего космического ничтожества человек покоряется божественной воле, исполняет свое единственное назначение и может надеяться не загубить себя.

Наша эмпирическая жизнь есть обрывок: сама для себя, без связи с неким целым, она так же мало может иметь смысл, как обрывок страницы, вырванный из книги. Если она может иметь смысл, то только в связи с общей жизнью человечества и всего мира. И мы уже видели, что осмысленная жизнь неизбежно должна быть служением чему-то иному, чем она сама , как замкнутая в себе личная жизнь, что лишь в исполнении призвания, в осуществлении какой-либо сверхличной и самодовлеющей ценности человек мо жет найти самого себя, как разумное существо, требующее разумной, осмысленной жизни. Ближайшим целым, с которым мы связаны и часть которого мы составляем, является жизнь на рода или человечества; вне родины и связи с ее судьбою вне культурного творчества, творческого единства с прошлым человечества и его будущим, вне любви к людям и солидарного соучастия в их общей судьбе мы не можем осуществить самих себя, обрести подлинно осмысленную жизнь. Как лист или ветвь дерева, мы питаемся соками целого, расцветаем его жизнью и засыхаем и отпадаем в прах, если в самом целом нет жизни. Для того чтобы индивидуальная жизнь имела смысл, нужно поэтому, чтобы имела смысл и жизнь общечеловеческая, чтобы истории человечества была связным и осмысленным процессом, в котором достигается какая-либо великая общая и бесспорно ценная цель. Но и здесь, при беспристрастном и честном рассмотрении эмпирического хода вещей, нас ждет новое разочарование, новое препятствие для возможности обрести смысл жизни.


Где ныне эллинская мудрость и красота, одно воспоминание о которой наполняет нам душу грустным умилением? Кто из нынешних мудрецов, если он не обольщает себя самомнением, может достигнуть своей мыслью тех духовных высот, на которых свободно витала мысль Платона или Плотина? Близки ли мы теперь от того умиротворения и правового упорядочения всего культурного мира под единой властью, которого мир уже достиг в золотую пору Римской империи с ее pax Romana? Можем ли мы надеяться на возрождение в мире тех недосягаемых образцов глубокой и ясной религиозной веры, которую являли христианские мученики и исповедники первых веков нашей эры? Где теперь богатство индивидуальностей, цветущая полнота и многообразие жизни средневековья, которые высокомерная пошлость убогого просветительства назвала эпохой варварства и которое, как несбыточная мечта, манит теперь к себе все чуткие души, изголодавшиеся в пустыне современной цивилизации?

Мы научились понимать - и в этом отношении непосредственные жизненные впечатления совпадают с главными достижениями объективной исторической науки за последние сто лет - что непрерывного прогресса не существует , что человечество живет сменой подъемов и падений и что все великие его достижения во всех областях жизни - государственной и общественной, научной и художественной религиозной и нравственной - имеют свой конец и сменяются периодами застоя и упадка , когда человечеству приходится учиться наново и снова подыматься из глубин.


История человечества есть история последовательного крушения его надежд, опытное изобличение его заблуждений.

Мир есть великое живое существо и вместе с тем единство множества живых сил.

Древние греки, восхищаясь красотой и живою стройностью космического целого, с горечью и безысходны отчаянием сознавали безнадежность, тщету и бессмысленность в нем человеческой жизни.

Мы видели условия достижимости смысл жизни: существование Бога, как абсолютного Блага, вечной Жизни и вечного света Истины и божественность человека возможность для него приобщиться к этой истинной, божественной жизни, на ней утвердить, ею всецело заполнить свою собственную жизнь.

Но как мы видели, даже и существования Бога мало для обретения смысла нашей жизни: для этого нужна возможность нашего, человеческого соучастия в свете и жизни Божества, нужна вечность, совершенная просветленность и покой удовлетворенности нашей собственной, человеческой жизни.

██ ██ Работа, знаковая для религиозно-философской концепции Франка, является своеобразным продолжением его резко критичной по отношению к социализму как крайней степени общественного рационализма работы "Крушение кумиров". Именно здесь великий мыслитель развивает интереснейшую концепцию слияния богословия и "чистой философии" - и выдвигает интереснейшую теорию результатов подобного сопряжения.

В этой статье я постараюсь осветить тему бессмысленности жизни , и одновременно ответить на вопрос о том, в чем смысл жизни заключается. Парадоксально? Все дело в том, что человек – явление относительное. А жизнь как таковая – абсолютна. Попробуем осветить тему бессмысленности и смысла жизни, как в относительном, так и в абсолютном плане.
Почему собственно человеческая жизнь бессмысленна? Потому, что она проходит. Все – быстротечно, мимолетно, преходяще. Мы живем сейчас и переживаем мириады «важных» событий и состояний. И все это спустя сотню лет станет ничем. До нас жили миллиарды людей. Все то, чем они страдали и чему радовались – ушло безвозвратно. Кто о них помнит? Известны лишь единицы, но и тех мы знаем лишь по слухам. Возможно, по этой причине человек жаждет славы. Благодаря этой иллюзии он продлевает свой век. Однако на планетарном и космическом уровне все это - лишь краткий миг. На фоне вечности – вообще ничто. В чем смысл жизни , если она неизбежно уходит в небытие? Печально? Вот и напрасно! Движемся дальше.

Чтобы не ходить вокруг да около, я поставлю прямой вопрос. Существует ли у жизни объективный смысл? Или же бессмысленность – единственная истина, с которой мы вынуждены мириться? Ответ на оба вопроса, с моей точки зрения, - положительный.

Все, что мы знаем – это наши мысли о реальности. У каждой мысли, концепции, идеи - есть смысл. Понимание возникает, когда мы постигаем смысл идеи. Что, собственно говоря, вообще представляет собой смысл? Это – есть сама сущность мысли. Смысл – это значение переменной, которой является наша мысль. Можем ли мы назвать мысль реальной? Ведь человек не способен ее удержать. Сама природа мышления отражает собой мимолетность жизни. Как только мысль приходит - ее уже нет. И все, что мы знаем – лишь наши мысли о мире. Смысл жизни существует на уровне мысли, и на этом же уровне он растворяясь проявляется в бессмысленности .

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. На деле же эта серьезность, которую выражает космическая печаль нашей унылой личности – словно детская гримаса, которую мы по наивности воспринимаем всерьез, как нечто реальное, важное и заслуживающее доверия. Ребенок плачет и он серьезен. Он не осознает, насколько беспочвенна его обида. Наши взрослые детские игры заставляют нас переживать и принимать всерьез происходящее. Этот бесценный опыт необходим, чтобы со временем увидеть, что мы от него свободны , и никогда по-настоящему не были им связаны.

В чем смысл жизни человека ? Ведь мы люди, и относительно нас, возможно, правильно вопрос должен звучать иначе. Для чего нужен человек? И если мир так ограничен, как его видит материалист , тогда человек – явление случайное, и тогда нет никакого смысла. Мы были рождены нашими родителями. Однако нам повезло, и родители не оказались столь эгоистичными, чтобы считать ребенка своим “творением”, которое было создано исключительно для их целей. Ведь и они сами были рождены и воспитаны также, и позволяют нам стать самостоятельными. В социальном обществе человек взрослея, начинает осознавать, что теперь он сам может решать, как и ради чего ему жить. И это переживание самостоятельности намекает ему на бессмысленность жизни , потому что смысл может существовать лишь, когда мы живем не ради себя, но ради чего-то превосходящего нашу маленькую личность.

Если человек был сотворен Богом, значит, смысл жизни связан с целью Творца. В таком случае, смысл, который заложен в нашу жизнь, - это причина, по которой нас создали. И, возможно, причина эта, если немного упростить заключается в том, что человек способен любить. Ведь именно любовь без всяких пошлых оттенков мы ставим во главу человеческих переживаний. Все самое лучшее мы обретаем по мере развития. В этом смысле, смысл жизни - в развитии сознания .

Однако если говорить о жизни как таковой, на абсолютном уровне в ней нет ни смысла, ни болезненной бессмысленности . Все это – лишь работа ума. Жизнь как таковая – имеет самое непосредственное отношение к тому, чем мы являемся на самом деле . Чем ближе мы к осознанию реальности, тем глубже понимание того, что ни в смысле, ни в его отсутствии нет ни хорошего, ни дурного. В этом нет реальной двойственности. Все это – работа нашего ума здесь и сейчас.

Бессмысленность такая же иллюзия, как и смысл, потому что без смысла она не может существовать. Если бы бессмысленность реально существовала, нам просто было бы не о чем говорить. Реальна ли дырка от бублика? Можно ли сказать, что дырка от бублика – это такое тяжелое, обреченное состояние космической печали? Можно ли сказать, что она равносильна нирване? Можно ли сказать, что она хоть что-то собой представляет? Когда мы говорим о бессмысленности , все, что мы реально имеем ввиду – растворяющийся смысл. Он еще есть, хоть и растворяется в нашем уме, поэтому пока есть о чем говорить. Но как только он растворился, наступает катарсис, свобода и облегчение!

Бессмысленность – это просто разрушение нашей привязанности, обесценивание, или расставание с тем, что делало нашу жизнь осмысленной в тот или иной момент. Нам тяжело пока привязанность рушится. В это время мы переживаем печаль, потерю и пустоту, на месте которой когда-то были объекты нашей привязанности. Но, когда привязанность уже разрушена, мы обретаем свободу. Теряя, мы переживаем потерю, но, когда мы отпускаем смысл окончательно, боль проходит. Мы освобождаем себя от бремени смысла и от тяжести его растворения, которая мерещилась нам бессмысленностью. Когда привязанность разрушена, приходит облегчение. На фоне вечности все хорошее проходит. Проходит и все плохое! Я верю, что знаю, - Душа – вечна. Мы – вечные странники, вечные зрители, вечные игроки. И даже если у Вас в это нет веры, и жизнь кончается после смерти тела, переживания по этому поводу не имеют никакого смысла. Приблизит ли тоска счастье?

Отрывок из романа Виктора Пелевина «Т»:

«Линь-Цзы, который в ответ на вопрос, что такое Будда, говорил, что это дыра в отхожем месте. Соловьев считал, что это самое точное объяснение, которое может быть дано. Представьте себе, говорил он, грязный и засранный нужник. Есть ли в нем хоть что-нибудь чистое? Есть. Это дыра в его центре. Ее ничего не может испачкать. Все просто упадет сквозь нее вниз. У дыры нет ни краев, ни границ, ни формы - все это есть только у стульчака. И вместе с тем весь храм нечистоты существует исключительно благодаря этой дыре. Эта дыра - самое главное в отхожем месте, и в то же время нечто такое, что не имеет к нему никакого отношения вообще. Больше того, дыру делает дырой не ее собственная природа, а то, что устроено вокруг нее людьми: нужник. А собственной природы у дыры просто нет - во всяком случае, до того момента, пока усевшийся на стульчак лама не начнет делить ее на три каи».

Взрослея, мы усваиваем правила поведения в обществе, а так же перенимаем от родителей их отношение к «плохим» чертам характера. В результате создается эффект «запретного плода», противостоять привлекательности которого не всегда удается, нарушение правил вызывает чувство стыда и разрушительно сказывается на целостности личности.

В поздравительных открытках и стихах традиционно встречается пожелание счастливой жизни. Даже если слова не являются данью вежливости, а звучат абсолютно искренне, далеко не все и не всегда могут объяснить, а что же будет счастьем для конкретного человека. Традиционное «работящий муж, послушные дети, дом-полная чаша»? Жизнь показывает, что далеко не все так просто.

История из жизни

Вот типичный пример: Ира - обыкновенная девочка «из хорошей семьи». Она с отличием окончила школу и поступила в рекомендованный родителями институт на престижную специальность экономиста. После вуза, по протекции отца, устроилась в банк. Потом появился муж, получивший полное одобрение родителей как «перспективный бизнесмен», родились дети.

Через двадцать лет Ирина Ивановна занимает определенную должность, супруг владеет бизнесом, приносящим не заоблачный, но стабильный доход. Квартира, машина, отпуск за границей, дети пристроены в престижные вузы.

Вот оно – счастье, но… Жизнь почему-то кажется бессмысленной! Дети живут отдельно и не часто балуют визитами. Хотелось бы появившееся свободное время проводить с мужем, но он занят бизнесом, да и общих тем для разговора становится все меньше. Карьерная лестница достигла «потолка», работа скучна, однообразна и хочется уволиться, но что подумают коллеги, друзья, родители?

Именно после мысли «что подумает папа, который устроил меня в этот банк, если я возьму и уволюсь», Ирина стала понимать, что с её жизнью что-то не так. Начала припоминать, что в школе даже нелюбимые предметы зубрила «на отлично», чтобы не огорчать родителей. Профессия экономиста всегда казалась скучной, но мама настаивала, что это денежно и престижно.

С будущим мужем и то папа познакомил. Конечно, тогда она была молодой и глупой, а родители – мудрыми и желающими ей только добра и она им очень благодарна, но ведь привычку оглядываться на мнение окружающих так же привили родители. Создали некий шаблон, от которого она потом всю жизнь боялась отступить, чтобы не случилось чего-нибудь ужасного и непоправимого. Даже машину она выбрала не по своему вкусу, а такую, которая «будет соответствовать статусу ведущего экономиста».

Но самый главный вопрос пришел позже: «и что теперь делать?»… Как понять, что в её жизни продиктовано стремлением соответствовать ожиданиям и стереотипам окружающих, а что настоящее, какая она сама на самом-то деле, чего хочет и в чем тогда смысл и счастье в жизни?

«Истинное» и «ложное» Я

История Ирины довольно типична, причем не только для нашей страны, но и всего мира. Более того, психологи давно и всесторонне изучают многосторонность человеческой натуры.

У Карла Юнга есть теория «теневой» личности, включающей в себя примитивные, социально порицаемые черты характера. Жадность, зависть, ревность, гнев, эгоизм, эротичность, жажда власти – все это принято отрицать, бояться, изживать в себе. Однако данные черты – неотъемлемая часть человеческой натуры и, по мнению Юнга, можно либо найти со своей «тенью» общий язык, либо стать её жертвой.

Не менее известный психолог Э. Эриксон вполне солидарен со своим швейцарским коллегой и выдвигает теорию «кризиса идентичности». Согласно ей «темные» устремления заложены в людях от природы, они привлекают, но и пугают одновременно.

Взрослея, мы усваиваем правила поведения в обществе, а так же перенимаем от родителей их отношение к «плохим» чертам характера. В результате создается эффект «запретного плода», противостоять привлекательности которого не всегда удается, нарушение правил вызывает чувство стыда и разрушительно сказывается на целостности личности.

Но, пожалуй, наиболее понятное и развернутое объяснение «истинному» и «ложному» Я дает британский педиатр и психоаналитик Д. Винникотт. Он пришел к выводу, что с самого рождения человек на уровне безусловных рефлексов формирует защиту от окружающей среды (в том числе и на психологическом плане) в виде реакции на потенциальную угрозу комфорту и благополучию .

У детей это выглядит так: если базовые потребности ребенка не воспринимаются родителями, он делает вывод, что они не значительны. И тут происходит первая подмена понятий. Пытаясь получить внимание людей, от которых он зависит, ребенок учится воспринимать их желания и стараться им соответствовать, подавляя свои естественные стремления.

Ему кажется, что несоответствие представлению родителей о себе – это угроза собственному благополучию. Разочаровать маму и папу – значит, потерять их любовь и заботу. Учитывая, что зачастую взрослые стремятся самореализоваться за счет детей (я не смог, так пусть мой сын станет великим хоккеистом), эмоциональная ложь только накапливается, прививая привычку прятать свое «истинное» Я.

Инстинкт самозащиты преобразуется в «ложное» Я, которое со временем способно полностью изолировать Я «истинное» не только от окружающих, но и от самого носителя. В результате чувство собственной идентичности начинает размываться. Именно это и произошло с нашей героиней. В какой-то момент она не смогла больше обманывать себя и поняла, что надо что-то делать со своей жизнью, чтобы не потерять себя.

Возвращение аутентичности

Стоит отметить, что наиболее ярко обретение индивидуальной идентичности человек переживает в подростковом возраст е (юношеский максимализм), что отнюдь не означает, что «теневое» Я не сможет заявить о себе в любой период жизни (кризис среднего возраста).

Дело тут в том, что постоянное подавление идентичности отражается на целостности личности. Постоянный контроль над собой и реагирование на настроение окружающих – тяжелый, изматывающий труд, отнимающий много сил и приводящий к стрессу, депрессиям. Но и восстановление угнетаемой идентичности дело непростое. Многие подобный опыт воспринимают исключительно негативно, что в корне неверно.

Чаще всего воссоединение с «теневым» Я происходит по следующему шаблону: «я старался переделать себя, стать таким, каким меня хотели видеть окружающие, не делал того, чего мне хотелось, и упустил самые лучшие моменты в жизни». И с этим трудно спорить, однако не стоит забывать, что уважение к себе – такая же часть личности.

Поэтому, какой бы ни была прожитая жизнь – она ваша, точно так же как будет вашей и предстоящая жизнь. Признавая и осмысляя свои ошибки нужно не сожалеть об утраченном, а искать силы для новых свершений. Правильный настрой при обретении свой идентичности – это мотиватор для поисков себя, источник энергии для воплощения новых идей, способ дать толчок воображению и найти ответ на вопрос, кем же является человек и кем он в действительности хочет стать.

Осознать проблему – значит наполовину её решить

В профильной литературе можно найти различные способы и методики по обретению своей идентичности. Рекомендуется вести дневник, писать письма самому себе, причем и в будущее, и в прошлое.

Если есть семья – непременно обсуждать возникающие чувства, страхи и беспокойства. Совместно искать решения, постепенно снова становясь единомышленниками, помогая и себе, и партнеру понять свой и его внутренний мир, осознать проделанный жизненный путь, наметить вехи дальнейшей дороги. «Расширять» сознание, учиться смотреть на привычные вещи со стороны, заново открывая их суть. опубликовано

Это удушающее чувство, которое я испытываю каждый миг. Я завидую муравьям. У них нет времени на пустые, да и вообще - какие-либо страдания. Их жизни слишком коротки - от четырех до двенадцати лет. За это время им нужно построить свой маленький город и заботиться о нем. Вы видели муравьев? Они меня восхищают.

Эти крохотные создания трудятся не покладая хрупких конечностей. Во благо своей маленькой стайки, своего вида. У каждой группки муравьев есть свои обязанности - кто-то добывает веточки и хвою, кто-то хранит запасы нектара на случай, если ответственные за его добычу муравьи вернутся без пропитания. В муравьином городе есть даже хирурги, которые отгрызают поврежденные конечности товарищей. Их жизнь, полная смысла, нам кажется обычной возней насекомых. Но мы даже не подозреваем, как насыщено их существование.

А мое?.. Да, я определенно завидую муравьям, они на уровне подкорки знают смысл своей жизни.

Бессмысленность жизни - зачем это все?

Я задаю вопрос знакомому: «Зачем ты встал сегодня утром?» Он отвечает: «Чтобы пойти на работу». Я спрашиваю, зачем ему работа, - он отвечает мне: «Чтобы заработать деньги». Это порождает мой следующий вопрос: «Зачем тебе деньги?» Следует ответ: «Чтобы жить!»

Я задаю последний вопрос, после которого мой знакомый крутит пальцем у виска и прекращает разговор, - «А зачем тебе жить?» Видимо, вопрос смысла жизни заботит далеко не каждого.

Работать, чтобы жить, и жить, чтобы работать. Постоянно переживать день сурка. Почему бы нет? Миллионы людей, кажется, довольны этим простым алгоритмом. Разбавлять рабочие будни выходными и продолжать жить, чтобы работать и дальше. Жить дальше.
А какой смысл? Разве они сами не понимают, как это все нелепо и пусто? Как придать смысл бессмысленности?

Бессмысленность и смысл жизни - где она, точка опоры?
Я искренен в своем непонимании удовольствий этого мира. Они скоротечны в своей конечности. Они не наполняют меня, я всегда остаюсь пустым. Бессмысленность жизни встречает меня, как только я открываю глаза, сопровождает в течение дня и укладывает спать уже под утро.

Жить ночью гораздо приятнее - умолкает все вокруг. Умолкает все, кроме зудящего изнутри чувства, что нужно что-то найти. Кажется, я пытаюсь найти то, чего нет здесь. Я не знаю, как это выглядит, можно ли это потрогать. Но я точно знаю, что если не найду, то не смогу продолжать жить.

Я привык. Почти привык к вечному вакууму внутри себя, который нужно чем-то заполнить. Угомонить извечное чувство поиска. Что же я ищу? Я не знаю. Зацепки, причины находиться здесь. Зачем я здесь, зачем каждый раз наступает утро? Зачем открывать глаза, если всегда хочется закрыть их и перестать ощущать бесконечное давление окружающего меня мира?

Что такое жить, если то, что происходит со мной изо дня в день, я не могу назвать жизнью? Бессмысленность и пустота - единственное, что я постоянно чувствую. Нужно ли искать повод оставаться? Да и зачем влачить свое жалкое существование? Если смерть - это итог, стоит ли оттягивать? Чувство бессмысленности жизни - мой верный спутник.

Кто ты, не нашедший ответ? Кто ты?

Кто ты, ищущий смысл и вечно теряющий его? И почему именно тебе жизненно необходимо докопаться до сути, до смысла человеческого бытия? Ты - обладатель звукового вектора. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана этот термин раскрывает одну из восьми мер психического.

Вектор - это набор врожденных свойств психики человека. Остальные семь векторов могут насладиться ЭТИМ миром, тем, что он предлагает им. Человек с кожным вектором будет гнаться за карьерой и деньгами. Обладатель анального вектора обретет счастье в семье и домашнем уюте, это его смысл жизни. Человеку со зрительным вектором будет достаточно любви, чтобы понять, что он не зря появился на свет.

Легкие наброски того, как они могут наполнить себя в этом мире. Но ты не видишь смысла в этом, ты на уровне подсознания знаешь, что он в чем-то большем, скрыт от посторонних глаз. Ты его ищешь, но не находишь. Почему же ты ощущаешь бессмысленность жизни?

Смысл бессмысленности - где его искать

Абстрактный интеллект, свойственный звуковому вектору, не может оставаться в рамках материального. Это способность мыслить глобально - о смысле своей жизни, о смысле существования всего человечества. Люди глобальной идеи, которые дарят обществу научные открытия, инновации, дальнейшее развитие человечества.

Заглянуть вглубь мироздания, понять первопричину всего происходящего, докопаться до сути. Это желание звукового вектора царапает изнутри, не давая возможности наслаждаться миром материй.

Бессмысленность жизни, которую ощущает человек со звуковым вектором, можно назвать одним словом - депрессия.

Депрессия в звуковом векторе является крайне тяжелым состоянием, порой несовместимым с жизнью. Избавиться от этого состояния звуковик может пытаться через наркотики. Изменить свое сознание и попытаться найти смысл там, в другом, казалось бы, измерении. Только срок действия наркотиков ограничен. Возвращение в реальность неизбежно. Более того, может сопровождаться еще худшими состояниями.

Найти смысл жизни и больше не терять

Системно-векторная психология дает возможность избавиться от негативных состояний раз и навсегда. Сначала раскрыть тайны бессознательного - через понимание своих психических особенностей. А дальше? Использовать свои природные, врожденные свойства по назначению, реализовывать себя в обществе. Это самая действенная психотерапия.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана дает возможность смотреть в корень проблемы. Разбирая по мельчайшим деталям, дойти до первопричины своих состояний. Главное, получить ответ на свой вопрос: «А в чем смысл моей жизни?» - как тысячи людей, которые уже обрели смысл жизни и попрощались с негативными состояниями :

«…Моей главной проблемой было отсутствие желания жить. Ощущение собственной бесполезности, оттого что я не могу найти свое место в этом мире. Постоянные разочарования, когда попытки «жить как все нормальные люди» ни к чему не приводили. Я не верила, что могу найти хоть что-то для себя. Какие-то вещи могли заинтересовать меня, но ненадолго. Все казалось пустым. И люди тоже казались пустыми, неинтересными… Впервые попав на бесплатную лекцию, я быстро уловила, что в системно-векторной психологии есть ответы на вопросы о человеческой душе, которые мне всегда не давали покоя. Наконец-то нашлось то, в чем есть смысл!..»

«…Каждый день я обдумывала план своего суицида по дороге из общежития в колледж… все казалось иллюзорным. Я ничего не чувствовала… Как тяжело днем, еще тяжелее ночью. Я не могу уснуть. Я хочу кричать, я хочу вылезти из этого тела, это не мой голос, это не моя внешность, я - это не я. Я здесь по ошибке. Как отсюда выйти? Я сдаюсь…

На первых лекциях я все же противилась, старалась выключить, уйти… Но слова Юрия… они проникали через уши, что-то отзывалось внутри.
Я начала вслушиваться в людей. Понимать, что они чувствуют, даже что думают. И… я больше ни на кого не могу обидеться…теперь я не хочу пересидеть жизнь, а стараюсь провести каждый день с пользой. Отношения с окружающими улучшились.

Больше никаких антидепрессантов. Я больше не считаю себя «ошибкой». Я понимаю, что природа не ошибается. Понимаю, чем мне нужно заниматься. А все, что было со мной раннее, оказалась таким понятным, объяснимым. Да и вообще, вся жизнь такая понятная и… прекрасная. Как же много мы тратим времени, сколько ложных путей выбираем, как рано отчаиваемся. А смысл-то, вот он, рядом!..»

Если жизнь бессмысленна, пора становиться дураком. Странная связь?

Философские вопросы, в том числе тема о смысле жизни, — это проблема умных людей. Рано или поздно думающий человек углубляется в мысли о предназначении, высшей миссии, конечной цели. Возможно, даже хорошо, что эта дилемма остается неразрешенной, ведь, достигнув своего пика, что делал бы человек дальше? Лучше ли быть радостным дураком, не думающем о чем-то глобальном? И как научиться быть счастливым, если смысл земных радостей никак не хочет обнаруживаться?

Поспорить с собой

Это один из психологических приемов. Психотерапевт оборачивает ситуацию так, что пациент начинает противоречить себе, искать опровержение собственным мыслям. Однако такую методику можно проводить самостоятельно, без помощи специалиста. Как это сделать? Несколько шагов:

  1. сформировать начальную фразу, отправную точку, от которой будет дальше вершиться диалог. В данном случае это слова “Жизнь бессмысленна”;
  2. добавить аргумент в пользу основного высказывания, например: “Моя жизнь не имеет смысла, потому что я не приношу пользу этому миру”;
  3. мысленно создать себя-оппонента, который верит в противоположную точку зрения;
  4. найти контраргумент к начальной фразе, к примеру: “Я полезен, ведь помогаю людям / делаю кого-то счастливым / вношу свою часть в развитие страны (+ описание конкретного примера)”;
  5. продолжать строить диалог по схеме “аргумент — контраргумент”, поочередно становясь на сторону обоих личностных мнений.

Прелесть такого метода состоит в том, что все ответы находятся в себе, собственном подсознании. При этом особые навыки, сложные духовные искания здесь не понадобятся. Главное — начать, а мысль поплывет рекой. Подобные практики также проводятся с друзьями, когда кто-то из близких отстаивает мнение о бессмысленности, а сама личность пытается убедить знакомого в обратном. Можно записывать диалог в блокнот или на диктофон, но устные практики без запоминания не менее эффективны.

Стать очевидцем прекрасного

Жить ради красоты, добра, не видя реальных проявлений этих качеств, вряд ли получится. Прежде чем впадать в депрессию, ставить на своем существовании крест, лучше увидеть все это вживую. Что подразумевается под прекрасным:

  • чья-то искренняя радость;
  • проявления доброты, реакция на нее;
  • выражение родительского инстинкта — как у людей, так и у животных;
  • распускание бутонов, цветение, особенно весной;
  • природные пейзажи, нетронутые человеком;
  • завершение шедевра мастером;
  • изменения во внешности и внутреннем мире человека в лучшую сторону;
  • выздоровление или получение чего-то долгожданного и т. д.

Возможно, смысл жизни, это не точка, а процесс. И кто-то найдет его именно в созидании или создании красоты, добра. Стать частью чего-то хорошего, прекрасного, активно это поддерживать, развивать — чем не осмысленная жизнь?

Повысить запросы

Андрей — выпускник университета, уверенный в себе, не видящий преград. Его главная цель — стать адвокатом. Через полгода после выпуска он устраивается в юридическую контору помощником. Еще через полгода за хорошее выполнение обязанностей ему выдают первое дело. Сбылась мечта — парень стал адвокатом. Что дальше? А дальше новобранец ставит другую цель — выиграть первое дело. Вскоре и это стремление воплощается в реальность.

Признание, благодарности клиента, новое дело. Следующая задача — успешно закрыть более сложное слушание. Сразу или нет, но юноша справляется и с этим. Что потом?

А ничего, рутина, тоска, серый день сменяется аналогичным. Плана нет, установок тоже, зато появляется мысль, что все вокруг бессмысленно, а жить незачем. Как быть в таких случаях?

Ставить планку выше. Юрист может пожелать получить государственную награду, выехать на работу за границу, стать героем статьи в газете. Чем сложнее осуществить план, тем больше ценится жизнь со всеми победами.

Провести “инвентаризацию” прошлого

Кажется, будто все прожитые годы прошли зря? Однако не бывает такого, чтобы век был прожит, а след не оставлен. За каждым человеком тянется цепочка его шагов, некоторые из них добрые, хорошие. Вспомнить их — значит усомниться в теории о бессмысленности своего существования. Как это сделать:

  1. создать спокойную удобную обстановку — приглушить свет, включить тихую приятную музыку, зажечь аромапалочки. Позаботиться о том, чтобы ничто и никто не отвлекал;
  2. принять удобную позу. Лучше лечь, расслабив мышцы, но также можно отдохнуть полусидя;
  3. выбросить из головы лишние мысли — ежедневные заботы, проблемы, чувство вины, ревности и т. п.;
  4. начать вспоминать свои хорошие поступки, проговаривая их вслух, благодаря себя за их свершение;
  5. продолжать в том же духе, называть, что первое приходит в голову, даже самое нелепое на первый взгляд.

Можно благодарить себя за помощь другим, большие, щедрые шаги. А можно быть благодарным себе даже за то, что в детстве хорошо кушал кашу, не доставляя хлопот родителям. Важна любая мелочь. Первые 5-10 поступков будет легко вспомнить, следующая десятка дастся в разы сложнее. Зато затем мысли сами начнут изливаться наружу, удивляя своего хозяина. Если столько было сделано, значит жизнь прошла не зря. А с такими мыслями можно и дальше приносить миру пользу.

Изучить чужие смыслы

Если свой повод для существования никак не находится, почему бы не подглядеть в щелочку за другими? Далеко не все окружающие задумываются над смыслом, однако их цели видны сразу. Чаще всего это такие стремления:

  • семья, дети, домашний очаг;
  • любовь, совместная долгая жизнь с возлюбленным партнером;
  • материальная обеспеченность на многие годы;
  • популярность, высокий статус в обществе, власть;
  • самореализация в карьере или хобби, признание;
  • добро, духовное обогащение, служение идее или людям;
  • непрерывное саморазвитие;
  • удовольствие.

Неплохо бы пропустить эти категории сквозь себя, прочувствовать их. Нет, не нужно усыновлять ребенка, развешивать плакаты самопиара или бросать все, чтобы целыми днями пить вино, заедая его благородными сырами. Можно уделить больше времени любимому человеку или его поискам, посидеть с маленькими племянниками, устроить небольшую благотворительную акцию. Этого будет достаточно. Зато такие пробы помогут узнать о своем восприятии разных аспектов жизни. Эксперимент подскажет, к чему лежит душа.

Смыслы могут переплетаться между собой. Нередко человек стремится к двум и более целям — семье и любви, работе и самореализации, деньгам и удовольствию. Найти баланс между этими частями — сложная, но важная задача.

Сделать шаг назад

Если бессмыслие переплетает дни нынешнего и грядущего, это не значит, что оно было в прошлом. Люди с утраченным интересом к текущему, будущему времени когда-то были счастливы. Не рождаются младенцы с выражением бессмысленности на лице. Это приобретенная “болезнь”.

Если так, значит лучше вспомнить года, когда вся казалось нужной, ценной. Что случилось потом, каков был переломный момент? Вариантов несколько:

  • психологическая травма;
  • разочарование в людях или собственной цели;
  • осознание недостижимости мечты;
  • утрата человека, важной вещи, мотива;
  • критика, препятствия;
  • лень или усталость.

Спотыкаясь о такие преграды, человек начинает задумываться, стоило ли вообще начинать борьбу, к чему она ведет. Появляется второе дыхание, удача, счастливый случай, помощь — и он выкарабкивается. Но везет не всем.

Если переломный момент действительно был, его лучше попытаться преодолеть, продолжить движение вперед. Несколько загвоздок на пути сделает добычу еще более желанной. Справиться с моральным упадком помогут близкие, единомышленники или психологи.

Перестать искать смысл

Может, ну его, этот смысл? Зачем задавать вопросами, на которые заведомо нельзя получить однозначный ответ? Иногда тяжелые раздумья — признаки развивающейся депрессии. Избавившись от нее, можно вновь зажить благополучно.

Поход в салон красоты, заказ суши, прогулка с любимой собакой не могут быть смыслами жизни, но дарят кучу радостей. Возможно, ощущение этих мелких частиц счастья и есть главная цель человеческого существования. А о большем позаботится Вселенная.

Если кажется, что , жизнь бессмысленна, это не повод опускать руки, проявлять равнодушие к себе или окружающим. Не видится смысл сейчас? Кто даст гарантию, что он не появится через год, месяц или даже минуту? Можно продолжать искать поводы для того, чтобы просыпаться по утрам. Эти поиски уже станут отвлекающим занятием, дадут какую-то цель. А можно просто плыть по течению, не ломая голову над философскими вопросами, наслаждаться каждым мгновением, которое дарит непредсказуемая судьба.