Что такое фарфор подробное описание. Виды фарфора в посуде (классификация, свойства, внешний вид). Иные виды фарфора

И вот мне приснилось, что сердце моё не болит,
Оно - колокольчик в фарфорово-жёлтом Китае
На пагоде пёстрой висит и тихонько звенит,
В эмалевом небе дразня журавлиные стаи...

Н. Гумилёв

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например, тем что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела.

Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Вы пробовали читать через фарфор? Через тарелку современного производства этого сделать не удастся, а вот сквозь блюдце или стенку чайной чашки, которые изготовили в 17 в. китайские мастера, вполне можно различить крупные буквы - настолько тонок черепок.

Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды - такой фарфор называется бисквитным .

Разновидности фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой - относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.

Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800°С, а потом уже с глазурью - при 1300-1500°С.

Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому может соединиться с черепком совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить.

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.

Мягкий фарфор , называется также художественным или фриттовым , состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт , содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченный алебастр. По истечении некоторого времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500°С, делая сухим и непористым.

Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100°С, для соединения глазури с черепком.

По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

С начала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство.

Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости , делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°С. Здесь речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком.

По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Украшения из фарфора

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный, или же пластическим образом налепливаемый декор, и роспись . Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются.

Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов способные вынести большой жар (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью.

Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена.

На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800°С.

Сохранение и реставрация фарфоровых изделий

Для верной сохранности фарфора желательно как можно меньше его беспокоить. Самое надежное хранить вещи в застекленной витрине, что не мешает их эстетическому воздействию. В тоже время витрина защищает от пыли и повреждений.

Если же, несмотря на все предосторожности, предмету будет нанесено повреждение, ищите профессионального реставратора, ибо склеивание фарфора требует опытности, особенно если это посуда, и черепки при склеивании легко сдвинуть.

В случае невозможности обратиться к специалисту необходимо пользоваться быстро сохнущим и растворимым клеем. Его легко будет без остатка удалить с места поломки, если черепки плохо совпадут.

В интернет магазине «Гранд Престиж» представлено множество вариантов красивой и изящно декорированной посуды, изготовленной из разного вида фарфора . Интересно ли Вам, какие именно существуют виды фарфора? В чем их отличия, преимущества и какие требуются особенности ухода за каждым из них? Читайте об этом в данной статье.

Среди видов фарфора можно выделить три основных и наиболее известных. А именно:

Твердый фарфор. Его получают при очень высокой температуре обжига, от 1400 °C до 1460 °C. Состав этого вида отличается более высоким содержанием каолина или белой глины и более низким содержанием кварца и полевого шпата. Как следствие всего этого, твердый фарфор отличается высокой жароустойчивостью, крепостью, а также чистым колокольным звоном.

Мягкий фарфор. Отличается более высоким содержанием кварца и полевого шпата. Он обжигается при температуре от 1300 - 1350 °C. Благодаря этому, мягкий фарфор имеет более нежный белый цвет, отличающийся иногда практически сливочным тоном, а также мягкий фарфор более прозрачный, чем твердый. А вот жароустойчивость мягкого фарфора намного ниже, чем у твердого.

Костяной фарфор. Его называют компромиссом или чем-то средним между мягким и твердым фарфором. Костяной фарфор тверже и выносливее мягкого, но уступает по этим характеристикам твердому фарфору. Его цвет не такой белый, как у мягкого фарфора, но белее чем у твердого. В целом костяной фарфор - это вид мягкого фарфора, который отличается тем, что его состав до 50% состоит из костяной золы, которая и дала название этому виду фарфора. Благодаря такому составу костяной фарфор отличается особой просвечиваемостью и тонкостенностью.

Помимо основных видов, существует ещё три вида фарфора, которые, может быть, менее известны, но от этого не менее интересны и значимы.

Бисквитный фарфор. Этот вид фарфора отличается пористой структурой. Его получают при температуре обжига не более 1000 °C и не покрывают глазурью. Благодаря этому бисквитный фарфор отличается хорошей прочностью. Также к особенностям этого вида фарфора можно отнести то, что благодаря своей пористой структуре он достаточно тяжелый.

Розовый фарфор. Его получают благодаря окрашиванию в розовый цвет фарфоровой массы ещё до обжига, после которого фарфор покрывают прозрачной глазурью. Поэтому даже на изломе черепок такого фарфора будет розовым.

Белый фарфор. Благодаря наличию в своем составе фосфату извести, этот вид фарфора имеет нежный белый цвет с не явными оттенками топленого молока, благодаря чему он и получил такое название. Белый фарфор обжигают при температуре 1260°C поэтому он достаточно твердый и долговечный при бережном использовании.

Виды фарфора

Виды фарфора

Керамика

Настоящая керамика - темный, непрозрачный, остеклованный продукт и, если его разбить, всегда цветной, иногда коричневый и часто светло-серый.

Керамика свободно сочеталась с местным месторождением глины. Глина сама по себе обеспечивает переход порошка флюса в состояние остекленения при температуре между 1100-1300’C.

В основном, настоящая керамика имеет нестандартные составляющие, но состоит в основном из натуральной глины. Обычно, добавления других компонентов не включены.

Керамика может производиться из очищенной глины, которая обычно придает темно-желтый цвет керамике, флюс затем добавляет остекленность продукту при требуемой температуре.

Это условие свободно относится к изделиям, включая посуду для сервировки стола и кухонную посуду, которая может использоваться в печи и затем ставиться прямо на стол. Оба, глина и различные остекленные основы, иногда используются в этом направлении. В идеале, посуда для запекания должна быть сделана из остекленной основы, которая имеет низкую температурную расширения.

Тем не менее, иногда, производится дешевая, низкого качества, не требующая сложного технологического процесса кухонная посуда из глины. Даже с посудой для запекания/ кухонной посудой нужно позаботиться и о самой посуде и об избежании неровного запекания, которое может быть причиной давления внутри предмета и увеличивает возможность термического шока.

Самые основные материалы, используемые для производства керамических изделий

Глина

Глина может быть кремового или белого цвета, таким образом, кремовый оттенок содержит больший процент клубковой глины, белый оттенок содержит больший процент белой глины. Тип глиняной основы становится пористым при обжиге. Абсорбирует около 6-8% воды и становиться легче по весу.

Преимущество глины - в возможности неглазурованного обжига по меньшей мере 12-ти предметов за один раз. При глазурованном обжиге булавочные рычаги должны использовать отдельно на посуду; это причина создания стандарта марки 3-х булавок. Это также дает возможность захватить наибольшую поверхность при обжиге; основное отличие между глиной и другими основами в том, что фабрика может производить большие объемы пядями, делая продукцию очень привлекательной по цене для производства. Глиняная основа в основном не рекомендуется для использования в ресторанах и отелях, так как она портиться и у нее низкая защита от ударов по сравнению с другими основами.

Остеклованная глина

Эта характеристика относиться к основам, которые имеют адсорбцию воды менее чем 0,5%. Когда такая основа обжигается, это увеличивает прочность и уменьшает вероятность сколов, увеличивая срок использования посуды. Потому что, низкое термическое расширение будет придавать лучшие термические возможности. Эту продукцию можно рекомендовать для использования в ресторанах и отелях, а так же для запекания.

Фарфор

Слово фарфор используется, как термин, включающий в себя всю керамическую посуду, которая белая и полупрозрачная. Костяной фарфор может, например, быть включен в эту классификацию, хотя это, конечно, не фарфор.

Фарфор белое, полупрозрачное остекленное изделие, которое обычно обжигается при пониженной температуре, как результат этого - сине-серый оттенок фарфора.

Фарфор может быть глазурованным и неглазурованным; неглазурованный фарфор можно использовать для производства фигурок. Процесс производства для глазурованного фарфора позволяет нанести декор в обжиг или в глазурь.

Твердая фарфоровая масса, самая типичная для фарфоровой посуды, первый обжиг она проходит при температуре 900-1000’С, придавая достаточную прочность основе, затем глазурь наносится на основу и обжигается при температуре от 1400’С до требуемой.

В состав мягкой фарфоровой массы входит больше флюса и меньше глины, это позволяет проводить обжиг глазури и основы вместе при более низких температурах 1250-1300’С.

Костяной фарфор

Костяной фарфор имеет основу чрезвычайно белую, остекленную и полупрозрачную. Марки изогнутой булавки не возможны на этой основе, и поэтому, каждый предмет должен устанавливаться на индивидуальные механизмы для установок и каждый предмет ставится на ножку. Как результат этого, нужно больше места в печи для обжига. К этому добавляется стоимость материала и костяной фарфор становиться одним из самых дорогих основ.

Виды фарфора

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например, тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела.

Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Вы пробовали читать через фарфор? Через тарелку современного производства этого сделать не удастся, а вот сквозь блюдце или стенку чайной чашки, которые изготовили в 17 в. китайские мастера, вполне можно различить крупные буквы - настолько тонок черепок.

Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды - такой фарфор называется бисквитным.

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор

содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой - относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.

Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800°С, а потом уже с глазурью - при 1300-1500°С.

Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только в других пропорциях, и благодаря этому может соединиться с черепком совершенно однородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить.

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и наконец, чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фридрихом Бетгером.

Мягкий фарфор,

называется также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченный алебастр. По истечении некоторого времени плавления к этой массе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500°С, делая сухим и непористым.

Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100°С, для соединения глазури с черепком.

По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

С начала европейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор

представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство.

Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500°С. речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком.

По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Декорирование фарфора

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета - граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируются отдельно и потом наклеиваются.

Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно часто встречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов способные вынести большой жар (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепки и затем обжигаются вместе с глазурью.

Старейшая надглазурная техника - это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена.

На твердом фарфоре краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельные краски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровые глазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краске глазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновой глазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800°С.

Это белая прочная посуда из глины, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при ударе.

Фарфоровая посуда символизирует роскошь и комфорт. Чайный сервиз из фарфора способен превратить обычный завтрак в церемонию красоты и вкуса. Пользуясь изящными фарфоровыми чашками и тарелками, Вы наслаждаетесь не только истинным вкусом напитков и блюд, но и получаете необыкновенное эстетическое удовольствие. Одним из важных достоинств чайных сервизов из фарфора является их поразительная способность сохранять тепло напитков. Посуда из фарфора может украсить Ваш быт и улучшить настроение. В кругу обеспеченных людей в последнее время стало модным приобретать фарфоровую посуду под стиль и дизайн интерьера дома.

История фарфоровой посуды

Фарфоровая посуда - это классика. Время над нею просто не властно.

Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. И в течение десяти столетий дарила радость только своим основателям-производителям. Этот драгоценный подарок китайцев миру увидел Старый Свет лишь в 14 веке. Но сразу же был принят на ура. Удивительно красивую и воздушную посуду из фарфора европейцы ценили на вес золота. Причём не только в переносном, но и в прямом смысле: фарфоровая посуда в те времена была очень дорогим удовольствием. Позволить себе приобрести её в свой дом могли далеко не все. Между тем, китайские изготовители долгое время хранили тайну производства фарфоровой посуды. Европейцам никак не удавалось разгадать секрет её изготовления. Лишь в начале 18 века немецкий алхимик Беттер смог наконец раскрыть тайну производства фарфора. Оказалось, что китайцы получали его из каолина (белой глины) и полевого шпата путём обжига при высокой температуре. Благодаря открытию Беттера, сегодня мы все можем наслаждаться удобством и красотой фарфоровой посуды у себя дома.

Виды фарфора

В зависимости от состава и способа обработки выделяют следующие виды фарфоровой посуды:

  • посуда из мягкого фарфора;
  • посуда из костяного фарфора;
  • посуда из твёрдого фарфора.

Фарфоровая посуда непременно имеет в своём составе такие элементы как каолин, шпат и глина.

«Настоящий» (твёрдый фарфор) зачастую именуют шпатевым, по основному составляющему элементу.

Твёрдая и мягкая разновидности фарфора отличаются друг от друга по концентрации каолина. Чем больше этого вещества в составе, тем твёрже получается фарфор.

Что касается твёрдого фарфора, то он обладает удивительной прочностью, поразительной жароустойчивостью, хорошей сопротивляемостью к воздействию кислот. Внешне посуда из фарфора твёрдой разновидности отличается утончённой прозрачностью, белоснежностью, отдающей в легчайшую синеву, и раковистым изломом.

Мягкий фарфор имеет в своём составе стекловидные вещества (фритты) в большом количестве. Этот фарфор можно охарактеризовать как плавленое стеклоподобное вещество с небольшой долей глины. Внешне посуда из фарфора мягкой разновидности отличается ещё большей прозрачностью, сливочным оттенком белого цвета, прямым (зернистым на не покрытых глазурью участках) изломом. Уступает мягкий фарфор твёрдой разновидности не только по степени белизны и прочности, но и по сопротивляемости высоким температурам.

Костяной фарфор получил своё странное название из-за необычного состава. Помимо каолина и полевого шпата, в состав такого фарфора входит фосфат извести из пережжённой кости. По качественным характеристикам костяной фарфор является чем-то средним между мягкой и твёрдой разновидностями. В отличие от мягкого фарфора, костяной обладает большей прочностью, твёрдостью, меньшей степенью проницаемости. Но у этих двух разновидностей одинаково мягкая глазурь. Цвет костяного фарфора белее, чем у мягкого, но не такой белоснежный, как у твёрдого.

Посуда из фарфора всех трёх разновидностей пригодна для использования на кухне. Однако посуда из твёрдого фарфора больше ценится за счёт своей совершенной белизны, удивительной прочности и жароустойчивости. Её можно встретить даже в элитных ресторанах и на званых обедах выдающихся людей государства. Остальные же разновидности фарфора пользуются меньшей популярностью в высшем обществе, однако просто незаменимы в нашей повседневной жизни!

Декор фарфоровой посуды

Сегодня наибольшей популярностью пользуется посуда из естественного белого фарфора, классическая, безо всяких украшений. Чистая фарфоровая посуда - элегантная и роскошная - просто-таки демонстрирует своё высокое происхождение и исключительные внешние свойства. Серии белой посуды из фарфора отличаются только дизайном, качество изделий во всех одинаково безупречное.

Однако многие предпочитают оригинальные фарфоровые сервизы с уникальным декором.

Существует два основных вида декора фарфоровой посуды:

Красочный декор.

Такой декор посуды из фарфора исполняется либо под глазурью, либо над ней. Что касается подглазурной росписи, то она особенно распространена на китайском фарфоре. Этот метод представляет собой нанесение рисунка непосредственно на черепок, после чего изделие обжигается вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника - это роспись фарфоровой посуды эмалевыми красками, недостаток которых в том, что их палитра довольно ограничена.

У разных видов фарфора есть свои особенности нанесения рисунка. На твердом фарфоре, например, такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней.

Рельефный декор.
Данный вид декора фарфоровой посуды вделан непосредственно в материал самого предмета граверным путем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Фарфоровая посуда либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются.

Уход за фарфоровой посудой

Одним из недостатков фарфоровой посуды является то, что после продолжительной эксплуатации она темнеет и теряет свой безупречный первоначальный вид. Но посуде из фарфора всегда можно вернуть прежнюю белизну, протерев ее питьевой содой, или солью и уксусом, или кусочком ткани, смоченной скипидаром или винной кислотой. Пятна на фарфоровой посуде (тарелках, супниках и др.) можно удалить, протерев их теплой водой с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чтобы сохранить рисунок на посуде из фарфора, её не рекомендуется мыть очень горячей водой. Чтобы хорошо сохранить фарфоровые тарелки, которые редко используются, можно переложить их белой бумагой, вырезанной по величине и размерам тарелок.

Видео: изготовление фарфоровой посуды


Дата публикации - 05.05.2008
Дата обновления - 10.12.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Ольга 01.04.2014 17:27
Подруга купила фарфоровые кастрюльки в магазине Lakidaki марки Vabene. Кто-нибудь покупал эту марку. Насколько она качественная. В чем отличия использования от металлических кастрюль?

Яна 22.05.2013 10:27
Наталья, костяной фарфор традиционной рецептуры имел молочно-белый цвет, однако сейчас оттенок зависит от фабрики производителя.

Наталья 22.05.2013 10:13
Так какого цвета костяной фарфор?? Я так понимаю, что он уже не отдает синевой, но и не блещет белизной???:ir:

Анастасия 05.01.2013 12:36
Людмила, нет: непрокрашенное дно фарфоровой посуды вовсе не свидетельствует о браке. Это обычное явление. Говорят, этот не покрытый глазурью фрагмент чашки/блюдца позволяет узнать истинный цвет фарфора.

Людмила 30.11.2012 23:33
Очень интересная статья.Купила чашки и решила почитать о фарфоре. Информации достаточно, спасибо. А если на донышке глазурь немного стерта, это брак?

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800єС, потом с глазурью - при 1500єС. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.

«Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор, твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются, и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя».

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером (рис. 1).

Рис. 1

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи) (рис. 2).

Рис. 2

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем (рис. 3).

Рис. 3

Из выше изложенного можно сделать вывод; что основных, для изготовления фарфора, существует три вида, которые отличаются по составу, температуре обжига и используются для разных видов изделия. Так же для каждого вида изготовляется своя глазурь.