Что такое транспортные системы. Транспортная система, ее основные составляющие

Для нормального функционирования любое государство, независимо от его государственного устройства или территориальной протяженности, нуждается в четко организованной транспортной системе. Безусловно, Российская Федерация не является исключением из этого правила.

Говоря о транспортной системе России, в первую очередь необходимо раскрыть понятие «транспорта» как такового. Термин «транспорт» в переводе с латинского «iransportorc», что означает «перемещение чего-либо».

Так под транспортом понимают отрасль материального производства, обеспечивающей жизненно необходимую потребность общества в перемещении людей и грузов, так же существует и такое определение:

Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Путями сообщения именуют дороги, мосты, другое оборудование.

Технические устройства и сооружения - это гаражи, ремонтные мастерские, станции технического обслуживания, погрузочно-разгрузочные пункты, грузовые и пассажирские станции, средства связи, сигнализация и т.п.

Транспорту присущи определенные особенности, так на транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве, иными словами, он не перерабатывает сырье и не создает какие-либо продукты. Осуществленное транспортом перемещение груза или людей одновременно выступает и производственным процессом и произведённой им продукцией.

Рассмотрев базовые понятия, которые необходимы при исследовании вопросов, касающихся транспортной системы РФ, перейдем к ее непосредственному изучению.

Единая транспортная система Российской Федерации включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, городской пассажирский, ведомственный (промышленный), которые обеспечивают перевозку грузов и людей.

Структура единой транспортной системы РФ состоит из следующих элементов:

1. Железнодорожный транспорт;

2. Трубопроводный транспорт;

3. Водный транспорт;

3.1. Морской транспорт;

3.2. Внутренний водный транспорт;

4. Автомобильный транспорт;

5. Воздушный транспорт;

6. Электронный транспорт.

Рассмотрим каждый из перечисленных элементов в отдельности.

Железнодорожный транспорт - это вид транспорта, который осуществляет перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов), он является основным в современной России.

Значительную долю среди грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, преобладают такие грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, чуть менее реже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов, металлы и минерально-строительные материалы. Самая меньшая доля грузов - продукция обрабатывающей промышленности.

Говоря о направлениях грузоперевозок, стоит заметить, что преобладающую роль играют грузопотоки топлива и сырья из Сибири в западном направлении (в европейскую часть на Украину, в Белоруссию, Прибалтику, а также страны Восточной и Западной Европы). Так же велик поток грузопоток сырья из Европейского Севера в среднюю и южную полосу России.

В пассажирском сообщении особенно загружены Транссибирская магистраль в ее европейской части, дорога Москва - Санкт-Петербург, а также остальные радиальные магистрали, расходящиеся из Москвы. Пригородное пассажирское сообщение наиболее развито в окрестностях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России.

В настоящее время Россия является лидером по общему грузообороту железнодорожного транспорта, но, не смотря на данный факт, железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере изношены и требуют незамедлительного обновления.

Трубопроводный транспорт - один из видов транспорта жидких, газообразных и сухих (в измельченном состоянии) грузов по трубам под действием разности давлений, создаваемой компрессорными станциями.

Данный вид транспорта довольно молод и начал свое развитие в конце в конце 50-х гг. нынешнего столетия, но уже к середине 80-х гг. он составил здоровую конкуренцию железнодорожному транспорту.

Важнейшими грузами на отечественном трубопроводном транспорте являются сырая нефть, природный и попутный газ.

Группа водного транспорта включает в себя морские и внутренний водный транспорт.

Морской транспорт предназначен для выполнения перевозок грузов и пассажиров между портами страны. На его долю приходится более 50 % всех международных перевозок, данная ситуация обусловлена тем, что берега Российской Федерации омываются водами двух океанов и 14 морей. Внутренний водный транспорт, который так же называют речным - это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по внутренним естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища и шлюзованные участки рек) водным путям . Сложность для работы данного вида транспорта составляет зимний ледостав, а так же сезонное обмеление рек. Речной транспорт России специализируется главным образом на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) лесных, нефтяных и сезонных грузов - зерна, овощей и бахчевых. Более 2/З всего грузооборота отечественного водного транспорта приходится на Волго-Камский бассейн, а наиболее грузонапряженный участок этого бассейна отрезок Волги от Камского устья до Самары.

Основным в городском и внутрирайонном сообщениях и в районах страны со слабо развитыми другими видами транспорта является автомобильный транспорт. Существенным недостатком выступает его сравнительно высокая себестоимость.

Однако автотранспорт обладает наибольшей мобильностью, по сравнению с другими, ранее рассмотренными видами транспорта. Он позволяет осуществлять доставку груза и пассажиров «от двери до двери». Так же не маловажным фактором выступает высокий уровень комфорта в пассажирских перевозках. Именно поэтому автотранспорт в России занимает первое место по объёмам перевозимых грузов и одно из последних мест по объему грузооборота в силу чрезвычайно коротких средних расстояний перевозки (немногим более 20 км). Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Весьма велики объемы работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы. Говоря о автомобильном транспорте нельзя не упомянуть такие его виды, как городской пассажирский, промышленный и ведомственный транспорт.

Городской пассажирский транспорт включает в себя метрополитен, трамвайный и троллейбусный парк, а так же автобусы. Объем перевозок городским транспортом составляет 28% общего пассажирооборота, выполняемого всеми видами транспорта в стране.

Протяженность линий городского пассажирского транспорта составляет: метро-400 км.

трамвай - 4000 км.

троллейбус - 7000 км.

автобус-130000 км.

Следующим звеном единой транспортной системы РФ выступает Воздушный транспорт, главной задачей которого выступает перевозка пассажиров, почты н грузов на большие расстояния. Доля пассажирских перевозок, приходящихся на воздушный транспорт, составляет свыше 80 %.

Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва о Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолеты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

Сегодня достаточно сильное развитие получил электронный транспорт. Данный транспорт не осуществляет перевозку грузов или пассажиров. Его задачей является транспортировка электроэнергии на большие расстояния. Для этого используются высоковольтные ЛЭП (линии электропередач), которые можно увидеть практически в любом уголке нашей страны.

Целесообразность использования такой системы проста и логично объяснима. Главное преимущество данного транспорта - экономичность. Гораздо дешевле построить несколько ЛЭП, чем строить электростанцию.

Транспортная система - все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. Транспортная система страны включает все виды современного транспорта - железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и трубопроводный. Характеристика транспортной системы:

По элементам: 1. пути сообщения (водные пути, воздушные коридоры, ж\д полотно, дороги); 2. различные сооружения и устройства (аэропорты, порты, погрузо-разгрузочные сооружения); 1+2=инфрструктура 3. подвижные перевозочные средства (вагоны, прицепы, суда, самолеты).

По обслуживаемым объектам: 1. грузовые и пассажирские; 2. общего (магистральный) и не общего пользования (промышлен., внутрипроизводственный., военный).

По видам транспорта: морской, речной, воздушный, ж\д, автомобильный.

Доля транспорта в ВВП - 12,5%, в численности рабо­тающих - 7%. Ежегодно всеми видами транспорта у нас в стране перевозится 45 млрд. человек, а ежегодный объем отправления грузов превышает 10 млрд. т.

Общая характеристика транспортной системы России. Доля грузового транспорта в ВВП России – 8%. Ведущее место в транспортной системе России принадлежит желез­нодорожному транспорту. Его роль определяется, прежде всего, техни­ко-экономическими преимуществами - универсальностью, высокой провозной способностью, маневренностью, относительно небольшой зависимостью от географических и климатических условий. Железные дороги страны обеспечивают свыше трети грузооборота, выполняемого всеми видами транспорта. По протяженности ж\д Россия на 2-м месте. На ж\д приходится 80% (45% грузооборота) внешнеторговых перевозок. Густота перевозок в России выше, чем в США. 260-350 км/сутки – скорость. Перевозятся все грузы + возможна перевозка больших объемов. ж\д перевозит 28% нефти и 16% металлов.

Автомобильный транспорт используется для перевозок грузов пре­имущественно на короткие расстояния. Выполняя более 35% объема грузовых перевозок транспортом общего пользования, автомобильный транспорт обеспечивает 0,7% грузооборота при среднем расстоянии перевозки 1 т груза - 25,9 км. Автомобильный транспорт – 10% (5% - грузооборота) внешнеторговых перевозок. Осуществляются также перевозки и на дальние расстояния. Это, прежде всего, транспортировка скоропортя­щихся и высокоценных грузов, продукции, требующей коротких сро­ков доставки, а также перевозки грузов в районах, где пути сообщения других видов транспорта отсутствуют или работают сезонно. + высокая маневренность, надежность, высокая скорость, доставка от двери до двери

Высокая энергоемкость и трудоемкость, высокие тарифы, ограниченная грузоподъемность. Проблемы в России: дороги, автопарки, стандарт евро 0,1,2, а в Европу пускают только евро 3 не меньше.


Морской транспорт - важная составная часть транспортной систе­мы страны. Основная сфера его деятельнос­ти - обеспечение внешнеэкономических связей нашей страны прежде всего со странами, не имеющими с Россией общей сухопутной границы и в сообщениях с которыми возможно использование морских путей сообщения. Важную роль играет морской транспорт и в транспортном обслужи­вании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, обеспечивая жиз­недеятельность регионов. 6% - объема перевозок. 50% внешнеторгового оборота, из них 5% - российские компании. 12% в России нормальных портов. 10 морских пароходств. Перевозка всех грузов (приоритет – нефть, руды, уголь, дерево). Самый дешевый вид транспорта.

Хотя участие внутреннего водного транспорта в обеспечении по­требностей страны в перевозках невелико (на него приходится 4% общего объема грузовых перевозок и 2,1% грузооборота транспортной системы России), на отдельных направлениях сети и в ряде регионов на его долю приходится до 30-70% перевозок.

В обеспечении грузовых перевозок значение воздушного транспор­та ограничивается перевозкой высокоценных и срочных грузов, а также почтовых отправлений. Наряду с транспортной работой граж­данская авиация выполняет также авиационно-химические работы в сельскохозяйственном производстве, обеспечивает противопожарные меры в лесном хозяйстве

Современные условия жизни диктуют необходимость стремительного развития глобальной транспортной системы. Экономика и социальная сфера любого государства напрямую зависят от рациональной организации транспортных систем, включающих в себя как пассажирские, так и грузоперевозки.

Необходимо отметить также личную зависимость каждого человека от транспорта. Транспортная система, так или иначе, участвует в нашей ежедневной деятельности. От степени ее налаженности (хорошие дороги, отсутствие пробок, безаварийное движение) зависит не только настроение населения и эффективность трудовой деятельности, но порой и здоровье, и даже жизнь человека.

Терминология

Транспортная система - это взаимосвязанное объединение транспортных средств, оборудования, составляющих инфраструктуры транспорта и субъектов перевозки (в том числе и элементов управления), а также занятых в этой отрасли работников. Цель любой транспортной системы заключается в организации и осуществлении эффективной перевозки как грузов, так и пассажиров.

Компонентами транспортной системы являются транспортная сеть, комплекс, продукция, инфраструктура, подвижный состав и другие технические сооружения, связанные с производством, ремонтом и эксплуатацией транспортных средств, а также различные методы и системы организации процесса перевозок. Кроме того, в систему входят организации и предприятия, которые занимаются деятельностью, направленной на совершенствование и развитие транспортной системы: отраслевое машиностроение, строительство, топливоэнергетические системы, научные и образовательные центры.

Инфраструктура - это комплекс материальных составляющих транспортной системы, неподвижно зафиксированных в пространстве, которые образуют транспортную сеть.

Такой сетью называют совокупность связей (отрезки автомобильных и железнодорожных магистралей, трубопроводов, водных путей и другое) и узлов (дорожные развязки, терминалы), которые используются при осуществлении Передвижение транспортных средств по сетям обуславливает образование транспортных потоков.

При проектировании сетей необходимо учитывать характеристики транспортных средств, для которых создается инфраструктура, так как от габаритов, массы, мощности и некоторых других параметров транспортного средства, для которого предназначается разрабатываемая сеть, зависят ее геометрические и технические параметры.

Обеспечение пропускной способности транспортной инфраструктуры, соответствующей требованиям проходящих через них пассажирских и грузопотоков, является важной задачей в деятельности специалистов транспортного комплекса.

Особенности управления

Рассмотрим эти системы как объект управления. Контроль работы транспортных систем - это комплекс, включающий в себя две подсистемы: управление транспортными потоками и управление транспортными средствами.

Система управления транспортными потоками осуществляет деятельность по регулированию движения транспорта посредством световых сигналов (светофоры), дорожной разметки и знаков в соответствии с принятой на государственном или международном уровне системой правил.

Система управления транспортом зависит от технологии конкретного транспортного средства и обычно является компонентом инфраструктуры. Водитель, непосредственно выполняющий целевые задачи, считается субъектом данной системы. К субъектам системы контроля функционирования транспортных средств также можно отнести диспетчеров (например, при пассажирских авиа- или железнодорожных перевозках).

Участие человека в процессе управления транспортной системой позволяет определять ее как организационную, или человеко-машинную, систему, а кроме того, обуславливает необходимость в учете человеческого фактора. Активный компонент транспортной системы - это множество людей, которые обладают способностью к адаптации в быстро изменяющихся условиях, поведение которых нацелено на достижение собственных целей. Присутствие человеческого фактора как активного элемента системы является причиной формирования устойчивых (стационарных) режимов функционирования транспортных систем, так как любое внешнее воздействие на индивидуальный объект компенсируется решением активного субъекта (в частности, водителя).

Задачи транспортной системы

К основным задачам относится обеспечение мобильности населения, а также удовлетворение экономических требований к перевозочным процессам, заключающихся в максимально эффективном перемещении грузов. Поэтому определение эффективности транспортной системы - это установление равновесия между диаметрально противоположными точками: потребностями общества и получением экономической выгоды. В качестве очевидного примера противоречий между требованиями общества и экономики можно привести систему общественного транспорта: пассажир желает сэкономить время и доехать до места назначения с комфортом, поэтому с его точки зрения транспортных средств на маршруте должно быть как можно больше, а ездить они должны как можно чаще.

Однако для перевозчика выгоднее полностью заполнять как можно меньшее число транспортных средств с целью получения максимального дохода, а удобство и время ожидания пассажира отходят на второй план. В данном случае необходим компромисс - установление не слишком длинного интервала движения, а также обеспечение хотя бы минимального комфорта для пассажиров. Отсюда следует, что для эффективной организации и развития транспортной системы следует изучать не только теорию транспортных систем и технические науки, но и экономику, географию, социологию, психологию и градостроительные науки.

Глобальная транспортная система

Транспортные инфраструктуры всех государств мира объединяются на более высоком уровне в глобальную систему. Мировая транспортная сеть распределена по континентам и государствам довольно неравномерно. Так, транспортная система Европы (в частности, Западной), а также Северной Америки отличается наибольшей густотой. транспортной сетью отличаются наиболее и Азии. В структуре глобальной транспортной системы преобладает автомобильный транспорт (86 %).

Общая длина мировой транспортной сети, включающей в себя все виды транспорта (кроме морского), превышает 31 млн км, из них на наземные магистрали (не считая воздушные линии) приходится приблизительно 25 млн км.

Железнодорожный транспорт

Протяженность мировой сети железных дорог приблизительно равна 1,2 млн км. Длина российских железнодорожных линий составляет всего около 7 % от этого числа, однако на их долю приходится 35 % мирового грузооборота и примерно 18 % пассажирооборота.

Очевидно, что для многих стран (в том числе и европейских), отличающихся развитой транспортной системой, железнодорожный транспорт является ведущим с точки зрения перевозки грузов. На первом месте по использованию железнодорожного транспорта находится Украина, где посредством железнодорожных перевозок осуществляется 75 % грузооборота.

Автомобильный

Автотранспорт используется для осуществления 85 % общего объема грузоперевозок России, а также более 50 % внутренних пассажирских перевозок. Автомобильный транспорт представляется основным компонентом транспортной системы многих европейских государств.

Развитие автомобильных перевозок зависит от трех ключевых факторов: увеличение численности населения, интенсивная урбанизация и увеличение числа индивидуальных легковых автомобилей. Исследователи отмечают наиболее вероятное возникновение проблем с обеспечением пропускной способности транспортной инфраструктуры в тех странах и регионах, где наблюдаются интенсивные темпы роста всех трех перечисленных критериев.

Трубопроводный

Зависимость современной экономики от нефте- и газодобычи обуславливает стремительное развитие системы трубопроводов по всему миру. Так, протяженность российской системы трубопроводов составляет 65 тысяч км, а в США - более 340 тыс. км.

Воздушный

Обширная территория России, а также низкий уровень развития транспортных сетей в некоторых районах на востоке и севере страны способствуют развитию системы Протяженность воздушных линий РФ составляет около 800 тысяч километров, из которых 200 тыс. км приходится на международные пути сообщения. Крупнейшим российским авиаузлом считается московский. Ежегодно он отправляет более пятнадцати миллионов пассажиров.

Транспортная система России

Перечисленные выше коммуникации связывают воедино все регионы страны, формируя единую транспортную систему, которая является важным условием обеспечения территориальной целостности государства и единства его экономического пространства. Кроме того, государственная инфраструктура является частью глобальной транспортной системы, являясь средством интеграции России в мировое экономическое пространство.

Благодаря своему благоприятному географическому расположению, Россия получает существенные доходы от оказания транспортных услуг, в частности реализации транзитных грузоперевозок по своим коммуникациям. Удельный вес различных элементов и характеристик транспортного комплекса в таких совокупных экономических показателях, как основные государственные производственные фонды (примерно одна третья), валовый внутренний продукт (приблизительно 8 %), полученные инвестиции на развитие отраслей (более 20 %) и другие, отражает значимость и актуальность развития транспортной системы в России.

Какой вид транспорта наиболее популярен? В транспортной системе РФ таковым являются автомобили. Автомобильный парк нашей страны составляют более 32 млн легковых и 5 млн грузовых единиц, а также примерно 900 тысяч автобусов.

Предпосылки формирования транспортной системы

Развитие транспортных сетей (водных, наземных или воздушных) зависит от следующих факторов:

  • особенности климата;
  • географическое положение;
  • численность и уровень жизни населения в регионе;
  • интенсивность товарооборота;
  • мобильность населения;
  • существование естественных путей сообщения (например, речная сеть) и другие.

В основе формирования единой транспортной системы России лежит несколько предпосылок, основными из которых являются:

  • обширная площадь;
  • высокая популяция (большая численность населения);
  • неравномерный демографический уровень в Федеральных округах;
  • интенсивность развития промышленности по отраслям;
  • неравномерное размещение месторождений сырьевых и энергоресурсов;
  • географическое положение производственных центров;
  • количество валовой продукции в государстве;
  • исторически устоявшаяся система путей сообщения.

Транспортные компании России

Как было сказано выше, организации, деятельность которых связана с производством транспорта или оказанием транспортных услуг, также являются частью транспортной системы. Рассмотрим, чем же именно могут заниматься подобные компании на примере двух организаций.

ООО "Транспортные системы" - это общество с ограниченной ответственностью, зарегистрированное в Москве, занимается организацией грузоперевозок практически на любом виде транспорта: наземном, включая железнодорожный, морском, воздушном и даже космическом. Кроме того, ООО " Транспортные системы" дополнительно занимается арендой легковых автомобилей и другого транспорта, оборудования, почтовыми и курьерскими услугами, обработкой и хранением грузов. Как видно, спектр деятельности компании весьма широк.

Организация "РТ Транспортные системы" осуществляет с 2015 года создание, внедрение в эксплуатацию и обслуживание системы сбора платы за ущерб, наносимый дорогам федерального назначения грузовыми транспортными средствами весом более 12 тонн. Создание системы сбора платы заключается в формировании комплекса организационных мероприятий, программных и технических средств, в частности средств видеорегистрации и видеонаблюдения, а также устройств спутникового позиционирования, принцип действия которых основан на использовании датчиков ГЛОНАСС или GPS. Система «Платон» позволит выполнять взимание платы посредством идентификации автомобиля и обработки информации о нем, а также вычисления пройденного расстояния с помощью систем GPS/ГЛОНАСС, списания финансовых средств с указанного владельцем транспорта счета.

Введение

I. Общая характеристика транспортной системы России

II. Структура транспортной системы

1.Железнодорожный транспорт

2.Трубопроводный транспорт

3.Водный транспорт

3.1.Морской транспорт

3.2.Внутренний водный транспорт

4.Автомобильный транспорт

5.Воздушный транспорт

6.Электронный транспорт

Заключение

Список литературы


Введение

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего населения.

Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности, сравнить её с другими странами.

Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось бы изучить все виды транспортной системы, влияние которых в разные периоды истории России было определяющим, причем как при грузоперевозках, так и при пассажирском сообщении, - а именно: водный (речной и морской), железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.

Задачи, определенные данной работой, связаны в основном, с осмыслением того, что уже сделано в плане освоения географического пространства России, и того, что еще предстоит сделать.

В этой работе внимание будет уделено каждому виду транспорта. Здесь будут описаны общие черты транспортной системы, её развитие и усовершенствование с течением времени, формирование составных частей.


I . Общая характеристика транспортной системы России

Транспорт образно называют “кровеносной системой” хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и пассажиров как внутри городов, так и в междугородном, межрайонном и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым и обязательным условием специализации любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления за их пределами. Н.Н. Баранский писал: “Районы в экономическом смысле как специализированные ванные, дифференцированные части единого хозяйственного целого - мыслимы только при наличии достаточно уже развитого транспорта. Иными словами, транспортные связи - основа территориального разделения труда.

Транспорт - самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Сюда же логично включить и перемещение людей с трудовыми целями. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению .

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Водный и автомобильный транспорт играют в России значительно меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый - из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй - как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его рол в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире. Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся положением, характеризующимся спадом производства снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств .


II . Структура транспортной системы

1.Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям помощью механической тяги (тепловозов, электровозов, паровозов) и являющийся в современной России основным.

Хотя по общему объему грузооборота он и уступает трубопроводному, но зато – универсален, ибо с его помощью можно перевозить любые грузы и пассажиров. К основным преимуществам этого вида транспорта относятся большая перевозная способность железных дорог и сравнительно низкие удельные затраты на тонно- и пассажирокилометр при крупных масштабах перевозок, относительно высокие скорости транспортировки, а также возможность его использования практически в любых погодных условиях .

Первая железная дорога общего пользования в России протяженностью всего 26 км Санкт-Петербург - Царское Село - Павловск была введена в действие в 1837 г. и имела чисто демонстрационное значение. За три года до этого начала функционировать заводская железная дорога в Нижнем Тагиле.

Полномасштабное начало формирования отечественной железнодорожной сети относится к 1851 г., когда была сдана в эксплуатацию двухколейная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Москва. В дальнейшем развернулось строительство магистралей по радиальным направлениям из Москвы (на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов), а также из зерновых районов к морским экспортным портам Балтийского и Черного морей. Железнодорожное строительство в России приобрело особенно большие масштабы в конце прошлого и начале нынешнего столетия. К этому времени на всем своем протяжении функционировали Транссибирская магистраль (Москва - Владивосток) и железные дороги, соединяющие Москву с Кавказом и Средней Азией. Магистраль Санкт-Петербург - Варшава - Берлин связала столицу России с желёзнодорожной сетью Западной Европы, а магистрали на Одессу и Мурманск дали Санкт-Петербургу выход к Черному и Баренцеву морям.

К концу 80-х гг. железнодорожные магистрали Советского Союза были самыми грузонапряженными во всем мире. На них приходилось около половины мирового грузооборота железнодорожного транспорта. Причем наиболее интенсивным движением поездов отличались дороги России. На ее территории находится самая загруженная магистраль мира - Транссибирская, а максимальный грузопоток на ней приурочен к участку Новосибирск - Омск, где в обоих направлениях в предкризисном 1990 году перевозилось более
130 млн. т. грузов.

Практически весь советский период железнодорожного строительства в России капиталовложения в реконструкцию железнодорожных магистралей и повышение их провозной способности существенно превышали ассигнования на новое строительство. Новые железные дороги сооружались главным образом во вновь осваиваемых районах Сибири, дальнего Востока и Европейского Севера. Для разгрузки Транссиба были построены его дублеры) - Южносибирская магистраль (Абакан - Новокузнецк – Барнаул - Павлодар - Целиноград - Магнитогорск) и Среднесибирская (Камень-на-Оби - Кокчетав - Кустанай - Челябинск). Значительная часть этих дорог приходится на Казахстан, так что сегодня они имеют межгосударственное значение и, наряду с внутрироссийскими связями, играют большую роль в международном территориальном разделении труда между Россией и Казахстаном. Были построены железные дороги для освоения топливно-энергетических ресурсов европейского (Воркута - Коноша) и западносибирского Севера (Тюмень - Сургут - Уренгой) . Наиболее значительной новой дорогой на территории Восточной Сибири и дальнего Востока является северный “дублер” Транссиба - Байкало-Амурская магистраль (Тайшет - Усть-Кут - Северобайкальск - Тында - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань).

По общей протяженности магистральных дорог (152 тыс. км.). Россия занимает второе место в мире после США. Однако по густоте сети - одно из последних. Особенно редка сеть железных дорог в Сибири, на Дальнем Востоке и Европейском Севере. Хотя и сегодня по общему грузообороту железнодорожного транспорта Россия удерживает лидерство, однако и железнодорожная сеть, и транспортные средства в значительной мере физически изношены и требуют незамедлительного обновления.

В перевозке грузов по железным дорогам России всегда преобладали такие массовые грузы, как лес и лесоматериалы, сельскохозяйственные грузы и в значительной степени зерно, уголь, а позже нефть и нефтепродукты, сырье, руды черных металлов, металлы и минерально-строительные материалы. Гораздо меньшую долю составляла продукция обрабатывающей промышленности. И сегодня эта картина мало изменилась. Тем не менее, последние 2-3 десятилетия наметилась весьма положительная тенденция - постепенный (крайне медленный) рост удельного веса продукции обрабатывающей промышленности в общем объеме грузооборота и сокращение доли остальных видов грузов.


Определяются понятия транспортного комплекса и транспортной системы. Сформулировано понятие Единой транспортной системы, в условиях которой взаимодействуют различные виды транспорта. Названы условия взаимодействия видов транспорта и приведена примерная схема их взаимодействия. Названы основные свойства Единой транспортной системы. Приведены основные экономические показатели, характеризующие развитие транспорта и размещение транспортных коммуникаций.

1.1. Понятие Единой транспортной системы

Прежде, чем разобраться в понятии Единой транспортной системы, определимся с понятиями транспортного комплекса и транспортной системы вообще.

Транспортный комплекс – это совокупность нескольких отраслей хозяйства, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров. В него входят все виды транспорта, а также отрасли, обслуживающие транспорт: транспортное машиностроение, транспортное строительство, материально-техническое обеспечение перевозок, учреждения по подготовке транспортных кадров и по проведению проектных и научно-исследовательских работ на транспорте.

Все виды транспорта , входящие в транспортный комплекс можно сгруппировать следующим образом:

Наземный транспорт (железнодорожный и автомобильный);

Водный транспорт (внутренний водный и морской);

Воздушный транспорт (авиационный и космический);

Трубопроводный транспорт (нефтепроводы и газопроводы, продуктопроводы, пульпопроводы: угле- и рудопроводы).

Рассмотрим, что включает в себя «транспортная система вообще».

Транспортная система
включает: транспортную сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и систему управления всеми видами транспорта. По определению П.В. Куренкова, транспортная система – это организованная совокупность железнодорожного, автомобильного, морского, речного и воздушного транспорта (Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении. Экономика. Логистика. Управление. - Самара: СамГАПС, 2002, с.67).

Таким образом, в любой транспортной системе основой, главным элементом являются виды транспорта. В Единой транспортной системе, кроме того, важнейшим условием является взаимодействие всех видов транспорта, то есть их кооперирование.

Каждый вид транспорта на территории страны имеет свою транспортную сеть. Если все эти сети будут пересекаться друг с другом в определенных местах и работа этих сетей будет согласована по объему, месту и времени, то в этом случае возникает Единая транспортная система (ЕТС) страны, внутри которой происходит взаимодействие отдельных видов транспорта.

В ЕТС работа нескольких видов транспорта организуется таким образом, чтобы все виды транспорта действовали как единый механизм, обеспечивающий услугу для заказчика с максимально высокой скоростью и без потерь. Именно для этого и обеспечивают взаимодействие отдельных видов транспорта.
Важным условием взаимодействия видов транспорта Персианов В.А. считает не только их взаимодействие, но и специализацию. По его мнению, развитие транспортной системы характеризуется не только ее ростом (растет протяженность линий, численность подвижного состава, обслуживающего персонала), но и специализацией, а также кооперированием, (то есть взаимодействием) частей системы – отдельных видов транспорта.

Например, важнейшим качественным признаком перевозки является ее завершенность. Нельзя считать перевозку качественной, если груз не доставлен «от двери до двери», а пассажир «от дома до дома». Завершить перевозку, например, железнодорожного транспорта может автомобильный транспорт, но для этого им нужно скооперироваться, то есть договориться о времени и месте перевозки. Таким образом, произойдет взаимодействие железнодорожного и автотранспорта. Кооперирование , то есть взаимодействие, различных видов транспорта является важнейшим показателем качественного развития транспортной системы в целом, а значит и показателем преобразованности обычной транспортной системы в Единую транспортную систему.

Обратной стороной кооперирования различных видов транспорта является их специализация (на определенном виде грузов, определенных направлениях перевозки и т.д.).

Транспортная система, по образному выражению Персианова В.А., в своем развитии как бы «идет на двух ногах» - специализации и кооперировании, поочередно шагая то одной, то другой ногой. Делая один шаг, транспортная система обретает еще большую производительность (за счет специализации), делая другой шаг – большую пластичность, устойчивость в изменяющихся условиях работы и, следовательно, большую экономичность (за счет кооперации, т.е. взаимодействия различных видов транспорта).

Причем, чем глубже развивается специализация, тем настоятельнее ощущается потребность кооперирования, ибо специализация, повышая, прежде всего производительность технических средств транспорта, сужает диапазон деятельности тех или иных обособившихся видов транспорта, как бы ограничивает их самостоятельность.

Специализируясь, любой элемент транспортной системы, повышает ее производительность и теряет свою независимость, так как его функции оказываются зависящими и неразрывно связанными с деятельностью всех остальных элементов системы. А значит, фаза специализации в развитии транспортной системы характерна для стадии увеличения ее производительности, а с помощью кооперирования достигается повышение качества перевозок (В.А. Персианов и др. Экономический рост и развитие транспортных систем // Экономические и социальные проблемы транспортного комплекса в современных условиях. Самара, 2002, с.7).

Процессы кооперирования в мировой экономике нашли отражение в тесном взаимодействии разных видов транспорта, одна из форм которого – интермодальные перевозки , в которых участвуют два и более вида транспорта. Эти перевозки отличаются большой слаженностью, зачастую даже синхронностью работы участников транспортного процесса, высокими качественными стандартами в функционировании всех звеньев пути, по которому продвигается товар. (Подробно об интермодальных перевозках см.: Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах /Под ред. Л.Б.Миротина. – М.: Юрист, 2002. – 414 с.; Усков Н. С. Организация управления территориальными производственно-транспортными комплексами. М.: ГУУ, 1999.-320 с.)

Перевозка грузов между странами в интермодальных перевозках превращается в единый технологический процесс. Он осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя. Таким образом, интермодальные перевозки представляют собой почти идеальную модель Единой транспортной системы.

Взаимодействие отдельных видов транспорта в ЕТС может осуществляться примерно по следующей схеме.

Железные дороги
чаще всего взаимодействуют с автомобильным и водным транспортом.

Например, только за 9 месяцев 2002г. через основные порты России с использованием Транссибирской магистрали перевезено 530,7 тыс. контейнеров ДФЭ, в том числе через порты: Санкт-Петербург – 326,3 тыс., Новороссийск – 25,2 тыс., Восточный – 93,9 тыс. (из них 33,9 тыс. транзитные).

Речные суда совместного «река-море» плавания напрямую связывают морской и речной транспорт без каких-либо перевалок груза.

Автомобильный транспорт
может связать практически любой вид транспорта с любым другим.

Трубопроводный транспорт взаимодействует с железнодорожным и с водным транспортом с помощью нефтеналивных устройств, которые называются терминалами.

Воздушный транспорт
взаимодействует с железнодорожным и автомобильным транспортом с помощью аэропортов, к которым подведены линии железных и автодорог и т.д.

Главными условиями взаимодействия отдельных видов транспорта в Единой транспортной системе являются:

Наличие транспортных узлов;
согласованность перевозок по месту, времени, количеству грузов и пассажиров.

Отсюда видно, что важнейшим понятием в Единой транспортной системе является понятие транспортного узла.

Транспортный узел , по определению Э.Б. Алаева, - это пункт, где сходится не меньше двух линий различных, но взаимодействующих средств транспорта (Э.Б. Алаев. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983, с.115). Это означает (как мы уже отмечали в разделе 1) что транспортным узлом может быть только тот пункт, где пересекаются два или несколько видов транспортных линий и где осуществляется перевалка грузов с одного вида транспорта на другой.

В состав крупных транспортных узлов могут входить одновременно и железнодорожная станция, и речная пристань, морской порт, автостанция, аэропорт, подъездные пути промышленных предприятий.

Транспортные узлы делятся на несколько категорий :

Международные, в работе которых присутствуют перевозки между различными странами;

Общероссийские, в работе которых преобладают межрайонные связи;

Межрайонные, в работе которых преобладают связи между смежными экономическими районами;

Районные, в работе которых преобладают связи внутри экономического района;

Местные, обслуживающие связи предприятий с местной сырьевой базой или осуществляющие сбор грузов и их подготовку к выводу на магистральный транспорт.

Однако чаще всего крупные транспортные узлы осуществляют не отдельные виды экономических связей, а сразу все перечисленные выше взаимосвязи и соответствующие им перевозки.

Из всего сказанного можно сделать вывод о понятии Единой транспортной системы.

Единая транспортная система – это совокупность эффективно взаимодействующих видов транспорта.

Главной задачей ЕТС в настоящее время является наилучшее удовлетворение потребителей транспортных услуг.

Единая транспортная система (ЕТС) имеет четыре основных свойства :

1) целостность,

2) иерархичность,

3) синтез видов транспорта,

4) взаимозаменяемость.

Целостность проявляется в невозможности существования каждой отрасли без остальных отраслей транспорта, так как отдельный вид транспорта чаще всего не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери». Такое перемещение возможно лишь с участием 2-х или даже нескольких видов транспорта (исключение составляет лишь автомобильный транспорт).

Иерархичность
– означает, что каждый вид транспорта имеет в ЕТС свой ранг, свое место, свою как бы «ступеньку». В рыночной экономике это называют «рыночной нишей» каждого вида транспорта.

Например, морской транспорт более всего подходит для перевозки грузов и пассажиров между материками. Железнодорожный транспорт может осуществлять дальние перевозки внутри материков, иногда даже от одного океана до другого. Воздушный транспорт предназначен для срочных грузов, а речной – для грузов, не требующих срочной доставки.

Синтез (или слияние отдельных видов транспорта)
проявляется, например, в существовании морских железнодорожных паромных переправ, судов совместного «река-море» плавания и т.д.

В них отдельные виды транспорта как бы сливаются, синтезируются в едином транспортном средстве: железнодорожный и морской - в железнодорожных паромах, речной и морской - в судах «река – море» плавания.

Взаимозаменяемость
различных видов транспорта означает, что очень часто один и тот же груз можно доставить грузополучателю разными видами транспорта.

От того, какой именно транспорт выберет грузоотправитель, зависит благополучие и финансовая стабильность вида транспорта. В рыночной экономике это называют конкурентной борьбой, которая ведется отдельными отраслями транспорта за расширение своей «рыночной ниши», а значит и за увеличение количества отправленных грузов и пассажиров.

Необходимо отметить, что основой Единой транспортной системы нашей страны являются железные дороги. Это предопределено физико-географическими условиями России. По мнению ученых именно железные дороги РФ и в будущем будут осуществлять основную массу работы по перевозке крупнотоннажных грузов на большие расстояния.

Однако эффективность их работы будет в значительной степени определяться тем, какую зону обслуживания они смогут охватить. Чем больше эта зона, тем больше грузообразующий потенциал, тем меньше удельных затрат на перевозку.

Увеличить зону обслуживания железных дорог могут только другие виды транспорта: автомобильный, водный, трубопроводный и авиационный и уже от успешности их взаимодействия и четкости работы в узлах перегрузок и пересечения границ будет зависеть объем предложений со стороны грузоотправителей и грузополучателей.