Готический стиль в искусстве презентация. Презентация на тему "готический стиль в архитектуре". Готический стиль Средневековья

Слайд 1

Архитектура Готика______

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Слайд 2

Го́тика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

Слайд 3

Происхождение термина

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Слайд 4

Готический собор – образ мира

Слайд 5

Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест.

Слайд 6

« Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление, коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия.» Марсель Пруст

Слайд 7

Поперечный разрез готического собора

первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к 14 в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.

Слайд 8

Схема кладки каркаса готического свода

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода.

Слайд 9

Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях.

Слайд 10

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность.

Слайд 11

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

Слайд 12

Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.

Слайд 13

Скульптура

Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.

Слайд 15

Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира.

Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора.

Слайд 16

На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.

Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно - Мадонне, левый - святому, особенно чтимому в данной епархии.

Слайд 17

Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

art-otkrytie.narod.ru

Слайд 18

Внутреннее пространство собора - с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, - создает образ небесного мира.

Слайд 19

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж - своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект.

Слайд 21

Собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211 - достр до XVв.,Франция, Реймс

Слайд 22

Слайд 23

Собор настолько выше всего окружающего, что главная масса его рисуется на фоне проходящих мимо облаков и в такие минуты точно движется. Самый высокий собор во Франции - величественный памятник зрелой готики королевской власти и могущества. В Реймсе короновались французские короли.

Слайд 24

Витраж Роза над порталом собора

Слайд 25

Собор в Шартре, Франция

Собор Нотр Дам в Шартре. Общий вид

Слайд 26

Витраж Богоматерь с младенцем.

Слайд 27

Собор Нотр-Дам в Амьене, нач.XII-XIVвв.,Франция, Амьен

Это истинный шедевр готической архитектуры 13 века. Мог вместить всё население Амьена 10000 человек. За основу проекта был взят Шартрский собор. Строительство началось одновременно с Реймским собором.

Слайд 28

На фасаде выделяются 3 портала и галерея со скульптурами в нишах. Башни несимметричны: северная выше южной. На центральном портале сохранилась скульптура Христа, попирающего льва и химеру - символы смерти. Скульптурные украшения трех порталов посвящены трем темам: 1. Страшному суду; 2. Деве Марии; 3. св. Фирмину - 1-му епископу города. Стены храма лишены убрансва, их опоясывает только рельефная гирлянда.

Слайд 29

Внутри храма находится колоннада высотой 18 м, что создает впечатление простора свободного пространства. Сохранились деревянные скамьи для молящихся, изготовленные в 16 в. Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета, изображено 4500 фигур. Окна-розы выполнены в виде 8-липесткового цветка шиповника высотой - 12 м. Самая светлая частью собора -алтарь, освещенный высокими стрельчатыми окнами. Длина собора - 145 м, ширина - 59м.

Слайд 30

Миланский собор, 1386 - XVв., достр. в XIXв.

Слайд 31

Самый большой по площади (длина 158 м, ширина 93 м, вмещает до 40 тыс. человек) Самый большой по высоте центрального нефа (46,8 м) Единственный мраморный готический собор в мире. Над его алтарем находится одна из ценнейших христианских реликвий: гвоздь от распятия Спасителя. Собор украшен 2245 статуями, среди которых 3-метровая статуя Мадонны из бронзы с позолотой - здесь верят в то, что Дева Мария избавила женщин города от бесплодия. По закону ни одно здание в Милане не должно заслонять ее скульптуру. Закон был нарушен при строительстве небоскреба «Пирелли» - и в 2002 году в башню врезался небольшой самолет.

Слайд 32

Собор Нотр-Дам в Париже, 1163 - нач.XIV века

Шедевр ранней французской готики. Первый камень в основание нового здания заложил римский папа Александр III.

Слайд 33

В храм ведут три входа-портала, обрамленных уходящими в глубину арками, над ними находятся ниши со статуями библейских царей и французских королей. Это было самое большое здание того времени - 5 нефная базилика вмещала 9000 человек. Красивейшая часть собора - западный фасад, где находится окно-роза, сделан в 1220 г. Высота собора 35 м, длина - 130 м.

Слайд 34

Слайд 35

Собор Святого Витта, 1344-1420. Чехия, Прага

Именно в расцвет готического искусства чешским королем становится германский император Карл IV (1347-1378). Он поощрял науки, искусство, основал Университет в столице Чехии городе Праге. При нем город фактически был отстроен заново. В то время в городе работал архитектор Пётр Парлеж (1330-1399), который принял участие в создании грандиозного собора Святого Вита (1344-1929) в Пражском Граде (Кремле).

Слайд 36

Собор Святого Вита – выдающееся произведение не только чешской, но и западно-европейской архитектуры. Он является духовной, художественной и национально-исторической святыней Чехии: здесь погребены чешские короли, хранятся коронационные регалии чешского государства. Фасады собора украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика «Страшный суд» - самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся. Каменные фигуры химер украшают водостоки

Слайд 37

Монастырь и собор Мон Сен Мишель, XIIIв.,Франция, остров Сен Мишель

Слайд 38

Кёльнский собор. Германия, Кёльн

На протяжении шести веков жителей Кельна объединяла одна цель - построить Кельнский собор. В Кельне, одном из самых богатых и политически значимых городов тогдашней Германии, считали нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Слайд 39

Строительство длилось до 16 в. Здание представляет собой 5-нефную базилику, с планом в виде латинского креста, украшен множеством арок, ажурной резьбой, стрельчатыми окнами. Башни западного фасада, высотой 157 м., увенчаны ажурными шпилями из кованого железа. В годы 2-й мировой войны был поврежден бомбардировкой, однако уже в 1948 г. открыт сразу после завершения первоочередных ремонтных работ. Собор имеет в длину 144 м., в ширину - 54 м.

Слайд 40

Самый большой колокол Самый большой действующий колокол Западной Европы («Петер», 24 тонны, отлит в 1923 году) Кроме гигантских колоколов собор отличается единством стиля, исключительным для больших готических соборов: ведь они строились веками. Но архитекторы Кельнского собора с истинно немецкой пунктуальностью придерживались первоначального плана. В соборе хранится одна из самых драгоценных реликвий христианства - рака святых волхвов. Мощи волхвов подарил кельнскому правителю Рональду фон Расселю император Фридрих I Барбаросса в благодарность за помощь при взятии Милана. Саркофаг для них из серебра, золота и драгоценных камней изготавливался в течение 10 лет.

Слайд 41

Легенда гласит… Одна из версий создания Кельнского собора - храма культуры искусства и религии - такова: архитектор никак не мог придумать чертеж будущего собора. Однажды к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертеж. А все это должно было произойти после первых петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но это подслушала его жена и придумала, как уберечь душу своего мужа и заполучить чертеж здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха, тем самым сумев сохранить душу мужа, а он, в свою очередь, получил заветный чертеж.

Слайд 42

Сокровища искусства в Кельнском соборе

Слайд 43

Церковь Девы Марии. Польша, Краков

Самый большой готический алтарь (высота 13 м, ширина 11 м) Из-за позолоченного липового алтаря мастера Фейта Штоса чуть не перессорились лидеры Третьего рейха. Во время Второй мировой войны захватчики вывезли драгоценный алтарь из Кракова и спрятали, но в 1946 году главный польский памятник готического искусства был обнаружен и возвращен на место.

Слайд 44

С церковью связано множество легенд. По самой известной, сигнальщик, стоявший на башне, увидел приближающееся войско Батыя и затрубил, но тут в горло ему вонзилась татарская стрела. В память об этом каждый час с башни трубят на все четыре стороны сигнал тревоги, обрывающийся на высокой ноте. Этот звук стал в Польше сигналом точного времени.

Слайд 45

Глостерский собор. Великобритания, Глостер

Глостерский собор - первый дошедший до наших времен с веерным сводом. Он хорошо известен по фильмам о Гарри Поттере: именно этот собор обернулся на экране школой Хогвартс. Некоторые прихожане были крайне недовольны тем, что в храме станут снимать фильм о чародействе, но духовенство сочло, что большой беды не будет. Тем не менее 24 прочнейших витража XIX столетия в аркаде собора были расколочены неизвестными, очевидно, в знак протеста против съемок. Это самый большой ущерб, нанесенный зданию за все девять веков его истории. Уникальный витраж восточного фасада не пострадал.

Слайд 46

Самый большой витраж (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет наружную стену - высота 23,8 м, ширина 11,6 м)

Слайд 47

Самый длинный готический неф (169 м) Винчестерский собор любопытен не только хорами и захоронениями саксонских королей, но и росписями современного русского иконописца Сергея Федорова. В России Федоров расписывал Свято-Данилов монастырь, а в Англии кроме Винчестерского еще Рочестерский собор и Вестминстерское аббатство. Все его работы абсолютно православные, что, мягко говоря, необычно для англиканских храмов. Прекрасный сад, разбитый вокруг собора, - дело рук отошедшего от дел британского разведчика Питера Смитерса (прототип Бонда). Главным увлечением шпиона оказалось садоводство, в котором он и стал изрядным авторитетом.

Винчестерский собор. Великобритания, Винчестер

Слайд 48

Собор Санта-Мария. Испания, Севилья

Многие христианские храмы по плану крестообразны, но Севильский собор имеет прямоугольную форму, так как его строители использовали фундамент и разметку разрушенной мечети IX века. Этим влияние мавританской архитектуры не ограничивается: 114-метровая колокольня Хиральда есть не что иное, как минарет, построенный в 1196 году по приказу халифа Абу Юсуфа Якуба аль-Мансура. Подъем на него не имеет ступеней - вымощенная брусчаткой дорога проходит внутри башни. Сделано это для того, чтобы можно было прогарцевать наверх на лошади. В самом соборе кроме драгоценного алтаря, 3-метровой серебряной дарохранительницы, множества скульптур и гигантского органа, находятся картины Мурильо, Веласкеса, Сурбарана и Гойи.

Слайд 49

Самый дорогой алтарь Самое дорогое в мире алтарное украшение (1000 фигур, на изготовление потребовалось 3 тонны золота)

Слайд 50

Ульмский собор. Германия, Ульм

Самый высокий Самый большой по высоте шпиля (161 м)

Слайд 51

Культовые здания часто украшают изображениями птиц. Обычно в христианской традиции это или орлы, как знак всевидения Господа, или голуби, символизирующие Святой Дух. Только в Ульме можно увидеть готический собор, украшенный изваяниями воробьев. Эти безобидные птицы сменили хищников на крыше собора не по какой-то теологической причине - просто это своеобразный символ города. В башне, которую венчает самый высокий шпиль, 768 ступеней - оттуда открывается вид на Дунайскую равнину и предгорья Альп с высоты воробьиного полета. Кроме высоченного шпиля в соборе стоит рассмотреть изящные резные хоры из дуба: на них изображены не только библейские персонажи - мастер Йорг Сирлин-старший на одном конце хоров поместил себя и свою жену, а на другом свою хорошенькую любовницу.

Слайд 52

smallbay.ru dic.academic.ru Википедиия www.afisha.ru www.maykapar.ru

www.bibliotekar.ru «Всеобщая история искусств»

images.yandex.ru

www.liveinternet.ru/community/biblioteka_kartinok_

http://gorod.tomsk.ru/index-1230183721.php

Готика - венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла...

Слайд 2

Основным стимулом формирования готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли...

Слово происходит от итал. «gotico» - непривычный, варварский; сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Слайд 3

Ранняя готика.

  • Церковь Св. Елизаветы
  • Период расцвета.
  • Собор в Солсбери
  • Поздняя готика.
  • Собор святых Петра и Павла в Нанте
  • Слайд 4

    Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры.

    Для готики характерны:

    Арки с заострённым верхом,

    Узкие и высокие башни и колонны,

    Богато украшенный фасад с резными деталями и -многоцветные витражные стрельчатые окна.

    Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

    Слайд 5

    • Аркбутан - это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания - контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
    • Контрфорс- в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками - аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
    • Пинакль - остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
    • Столб-устой - мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
    • Нервюра - ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.
  • Слайд 6

    C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.

    Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами - это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, - оригинального художественного образа.

    Слайд 7

    Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик…

    Витражное убранство

    Слайд 8

    Слайд 9

    Собор Парижской Богоматери ночью

    Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год.

    В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа.

    Слайд 10

    В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма.

    Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон.

    Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность.

    Слайд 11

    Строительство: 1248-1437 гг., 1842-1880 гг.

    С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.

    Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира.

    Слайд 12

    В 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора…

    Слайд 13

    В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кельнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трех волхвов, привезенные им в Кельн из Милана…

    С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов...

    Короны трех волхвов по сей день украшают городской герб.

    Золотой реликварий с мощами трех волхвов

    Слайд 14

    Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г.

    Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики.

    Миланская мадонна

    Слайд 15

    Распятие Геро

    Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969-976 гг.).

    Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения.

    На кресте распростерто безжизненное тело Иисуса. Христос изображен не в минуту триумфа, а в момент смерти, которое принесет избавление человеческому роду.

    Слайд 16

    Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.

    Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола.

    Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов.

    Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания.

    Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.

    Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство - наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.

    Слайд 17

    Ка" д"Оро или палаццо Санта-София

    Дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Каннареджо.

    Второе название дворца - «Золотой дом», так как при первоначальной отделке было использовано сусальное золото.

    Дворец считается образцом венецианской готики.

    Слайд 18

    Здание в готическом стиле было построено в XV веке, между 1425 и 1440 годами, по проекту архитекторов Джованни Бона и его сына Бартоломео Бона по заказу патриция Марино Контарини.

    Считается самым элегантным из дворцов, построенных в венецианском стиле.

    С 1927 года и по сей день в дворце располагается галерея Франкетти.

    Слайд 19

    Кентерберийскийсобор

    Готический собор в Кентербери.

    Официальное название - Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери (Cathedral and Metropolitical Church of Christ at Canterbury).

    Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского.

    Слайд 20

    Центральный неф собора

    Композиция здания очень сложна, она состоит из большого числа следующих друг за другом помещений.

    Собор окружен пристройками, поэтому снаружи не производит цельного впечатления.

    Над множеством разновременных построек царит огромная четырехгранная башня над средокрестием.

    Еще две башни возвышаются над собором с западной стороны. Большое светлое пространство нефа обрамлено с двух сторон стройными колоннадами.

    Слайд 21

    Огромные стрельчатые окна боковых нефов с ажурным рисунком переплетов - одни из самых высоких в Англии.

    Здесь находятся гробницы архиепископов Кентерберийских и многих выдающихся деятелей средневековой Англии. В Кентерберийском соборе похоронен знаменитый “Черный Принц" Эдуард (умер в 1376 году), выдающийся английский полководец, одержавший ряд крупных побед над французами в начальный период Столетней войны.

    Слайд 22

    Слайд 23

    Посмотреть все слайды


    Об истории готики Готический - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 1516 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально- церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.


    Одним из первых зданий, в котором были применены новые приемы строительства, было аббатство Сен-Дени, Париж. Восточная часть была перестроена в гг., однако часовня является поделенным образцом готического стиля архитектуры. Пропорции не велики, но мастерство и точность, вольтижировка и особый эффект в расположении волнообразной цепочки окон по периметру дали аббатству право претендовать на титул первого здания Готического стиля архитектуры.


    На техническом уровне готический стиль архитектуры характеризуется ребристыми сводами, арками и высокими сводами. Эти элементы присутствовали еще в зданиях романского стиля конца 12 начала 13 века, благодаря достижениям развития инженерного дела того времени, появилась возможность строить более высокие и широкие строения. Изменения во внешнем виде легко проследить если сравнить архитектуру Реймского собора во Франции, 13 столетие, а так же Даремского собора конца 11 века, в Англии. Общее сравнение такого рода также выявляет ряд художественных особенностей, при реализации которых были применены новые инженерные приемы. в которой новые инженерные средства были использованы.


    Инновационное использование сводчатых арок и ребристых сводов позволяли реализовать гораздо более сложные конструкции, какие были невозможны при техническом уровне предшествующих времен. Специальные опоры и приспособления для укрепления конструкции, в особенности аркбутаны, сделали возможным строительство высоких зданий без внутренних промежуточных стен с большими оконными проемами. В 12 веке большие окна производили удивительные световые эффекты. Использование перемычек, цветного стекла и витраже применялись так же как и предшествующие периоды, например в соборе Шартре в 13-м веке.




    Распространение готической архитектуры из северной Франции в других регионах произошло частично за счет миграции архитекторов, мастеров каменщиков и скульпторов на новые строительные проекты, а так же вследствие конкуренции между епископами, монастырями и соборами.. Основной прорыв в смене стилей в Англии произошел в 1170ых г. с постройкой Кентерберийского Собора, Линкольн, а чуть позже в Солсбери. Вскоре первый готический собор был возведен на Пиренейском полуострове, начиная с 1190ых в Эвора, Португалия, в 1220 г. в Леоне, Бургос, и Толедо в Испании. Влияние на Готического стиля архитектуры на территории современной Германии, Нидерландах и Италии началась чуть позже около годов, хотя некоторые здания уже имели первоначальные элементы готического стиля архитектуры. Если готическая архитектура имела определенные трудности с развитием в Италии, с ее художественными традициями выполненными в классическом стиле, то в Германии она была принята с воодушевлением, более того, в конце концов Германия взяла на себя ведущую роль в качестве инновационного центра развития готической традиции.

    Изжил себя классицизм. Доходные дома Петербурга. Архитектура второй половины 19 века. Особая страница в русской архитектуре. Верхние торговые ряды в Москве. Направление в архитектуре. Городская дума в Москве. Центральный фасад Московского Политехнического музея. Фасад большого Кремлёвского дворца в Москве. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры. Направление, провозгласившее “русско-византийский” стиль.

    «Русская архитектура XIX века» - Невский проспект. Храм Христа Спасителя. Восхитительные парки. Большой театр. Китайская деревня. Павильон «Белая башня». Камеронова галерея. Благовещенская церковь. Музей-усадьба В. И. Сурикова. Эклектика. Михайловский дворец. Политехнический музей. Здания, построенные в стиле классицизма. Пруды Нового сада. Здание Генерального штаба. Литературный музей. Петергоф. Большой Кремлёвский дворец. Исторический музей.

    «Готическое искусство» - Реймский собор. Большие соборы. Кёльнский собор. Интерес к реальным природным формам. Готика. История. Претенциозность. Готические памятники. Знания о готическом художественном стиле. Зрелый стиль. Монахи. Происхождение готики. Готический стиль в архитектуре Средневековья. Структура здания. Боковой распор свода. Стиль готики. Собор Парижской Богоматери. Собор в Шартре.

    «Форма здания» - Разнообразие зданий может достигаться уникальностью и неповторимостью конструкций. Гораздо чаще встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Ответь на вопросы: Здание как сочетание различных объёмов. Объёмные элементы соединяют по принципу: Растянутость Сжатие Стремление ввысь. Соединение объёмов на примере храма. Выполните творческое задание: Соедините объемные формы в единый архитектурный облик.

    «Художники-передвижники 19 века» - Александр Андреевич Иванов. Василий Андреевич Тропинин. Мастер исторической живописи. Тонко прописанные портреты. Русский художник. Алексей Гаврилович Венецианов. Карл Петрович Брюллов. Павел Андреевич Федотов. Орест Адамович Кипренский. Иван Константинович Айвазовский. Мастер исторического жанра. Его работы. Иван Николаевич Крамской. Мастер романтического морского пейзажа. Сын крепостного крестьянина.

    «XIX век в искусстве» - Проверь себя. Клод Моне. Черты. Основные художественные направления. "XIX век в зеркале. Произведения искусства. Встревожен мертвых сон. Черты классицизма. Импрессионизм. Ханс Христиан Андерсен. Перед вами картины двух художников. Характерные черты творчества Поля Гогена. Эжен Делакруа. Вечность. Постимпрессионизм. Характерные черты творчества Винсента Ван Гога. Репродукции картин Поля Сезанна. Черты романтизма.

    Го́тика - период в
    развитии
    средневекового
    искусства,
    охватывавший
    почти все области
    материальной
    культуры и
    развивавшийся на
    территории
    Западной,
    Центральной и
    отчасти Восточной
    Европы с XII по XV
    век.

    Слово происходит от
    итал. gotico -
    непривычный,
    варварский. Готика
    завершила развитие
    европейского
    средневекового
    искусства, возникнув
    на основе
    достижений
    романской культуры.

    Готическое искусство
    было культовым по
    назначению и
    религиозным по
    тематике. Оно
    обращалось к высшим
    божественным силам,
    вечности, христианскому
    мировоззрению.

    Готический стиль в основном проявился в
    архитектуре храмов, соборов, церквей,
    монастырей.

    В отличие от
    романского стиля с его
    круглыми арками,
    массивными стенами и
    маленькими окнами,
    для готики характерны
    арки с заострённым
    верхом, узкие и
    высокие башни и
    колонны, богато
    украшенный фасад с
    резными деталями и
    многоцветные
    витражные
    стрельчатые окна.

    Почти вся
    архитектура
    готических
    соборов
    обусловлена
    одним главным
    изобретением
    того времени -
    новой каркасной
    конструкцией, что
    и делает эти
    соборы легко
    узнаваемыми.

    Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

    Средневековые
    мастера часто
    придавали
    фигурам
    неестественные
    позы и жесты для
    того, чтобы
    сильнее передать
    такие религиозные
    чувства, как вера в
    бога или раскаяние
    в грехах.

    Статуи и живописные изображения «святых»
    были непомерно вытянуты или сильно
    укорочены.

    Живопись готического стиля с ее монументальными
    особенностями представлена витражом.

    Для изображений используется человеческий образ.

    Если в XI веке витраж просто использовался как
    окно для освещения, то уже в XIII веке он считается
    предметом украшения внутренней части здания.

    Роза- круглое окно в готических постройках

    МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном
    переплетении прямых
    и дугообразных линий.
    Используется как в архитектуре, так и в декоративноприкладном искусстве готики.

    Главные особенности готического стиля:
    -вертикальность композиций, устремленность ввысь;
    -органическая связь архитектуры и скульптуры;
    -стрельчатые (а не полукруглые) арки;
    -обширные интерьеры с огромными прорезными
    окнами с витражами;
    -пышный декор с использованием золотой краски,
    резьбы по дереву, раскрашенной религиозной
    скульптуры.

    Наиболее известные готические сооружения-
    Аббатство Сен-Дени в северном
    пригороде Парижа, главный
    монастырь средневековой
    Франции
    Собор Парижской Богоматери