"Харриер" - самолёт вертикального взлёта и посадки: характеристики, годы эксплуатации. Топливная и моторная система. Литература и источники информации

Ил-28 является первым советским реактивным бомбардировщиком. В НАТО кодифицирован как «Гончая». Также Ил-28 является фронтовым бомбардировщиком, способным носить тактическое ядерное оружие.

В середине 50-х годов представлял основную ударную силу авиации СССР. Отличие самолета заключалось в его надежности и неприхотливости в эксплуатации. Именно за этот самолет С. Ильюшину и его команде присудили Сталинскую премию.

История самолета Ил-28

В инициативном порядке И-28 создавали в условиях конкуренции с КБ Туполева. В июне 48 года вышло постановление правительства о проектировке бомбардировщика с ТРД-двигателями. Опытный полет образца осуществился в начале июля 48 года с двигателями «Нин» английского производства компании «Роллс-Ройс».

На государственные испытания в феврале 1949 года Ил-28 попал уже с двигателями отечественного производства ВК-1 (РД-45Ф). В НИИ ВВС за все время провели 84 полета, нашли 80 конструктивных дефектов. За четыре месяца их исправили.

В мае 1949 года на заседании у И. Сталина приняли решение взять бомбардировщик Ил-28 на вооружение ВВС. Ровно через год произошел публичный показ самолёта. Также началось его серийная постройка. Ее развернули в Москве, Омске и Воронеже на заводах №30, №166 и №64 соответственно. Чуть позже начали постройку и на заводах №18 и №1. В том же 50 году построили учебный вариант Ил-28У. В 51 году спроектировали Ил-28Т – торпедоносец. А через три года на вооружение ВВС страны приняли разведывательную модификацию Ил-28Р. За все время истории самолета выпустили около 6000 экземпляров.

Конструкция воздушной машины

Самый распространенный материал, который использовали в самолете, – дюраль Д16Т (алюминиевый сплав). Фюзеляж по обычаю набирался из стрингеров и шпангоутов. Кабина экипажа полностью звукоизолирована и герметизирована. Прямое, трапециевидное крыло моноблочное, двухлонжеронное. Имеет угол установки три градуса с поперечным V 38. Крыло спрофилировано (СР-5С) с толщиной в 12%. Установлены обычные закрылки. Элероны используются в качестве управления по крену. Стабилизатор и киль стреловидные, а их профиль NACA-00 симметричен. Триммер руля элеронов и направления управляется электрически, триммер РВ – механически (шестеренчатые механизмы и тросовая проводка).

Двигатели установили в гондолы под крыльями. Ими управляли тросовой проводкой. С помощью электростартеров осуществляется раскрутка каждого двигателя. Общая емкость топливных баков – 7908 л. Они выполнены из мягкой резины.

Шасси трехопорное, амортизация воздушно-масляная. Спиртоглицериновую смесь Ил-660 используют в качестве гидравлической жидкости для амортизаторов. Основные стойки шасси убираются вперед, в мотогондолы, передняя – назад, в фюзеляж. Управление уборкой и выпуском шасси осуществляется гидравлически.

Вся гидросистема используется для привода тормозов колес и привода закрылков. На левый двигатель установили гидронасос. Рабочая жидкость – масло МВП (45 л). С помощью пневмосистемы открываются створки бомболюка. В отличие от гидросистемы, воздушная система распределена насосами на оба двигателя.

Источниками электроэнергии для бомбардировщика служат 2 ГСР-9000 и 2 батареи 12-А-30. В состав радиооборудования на самолет установили РЛС ПСБН-Н, радиовысотомер РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, радиостанцию РСИУ-ЗМ, устройство переговорное СПУ-5 и ответчик радиолокационный СРО.

В состав приборного оборудования входят гирополукомпас ГПК-46, компас КИ-11, авиагоризонт АГК-47Б, навигационный визир АБ-52, ДГМК-3 – гиромагнитный компас, часы АЧХО и АВР-М, поворотный указатель УП-2, высотомер ВД-17, числовой указатель МА-0,95, автопилот АП-5 и указатель скорости КУС-1200.

На модифицированном Ил-28 по типу «разведчик» устанавливали фотооборудование: для перспективной съемки – АФА-75МК, АФА-33 и АФА-БА-40, для ночной – НАФА-31/25 и НАФА-31/50, фотографическую бомбу ФОТАБ-50-35/100-60, осветительную бомбу САБ-100-55/1000-35. С экрана РЛС ПСБН информация фиксировалась приставкой ФРЛ-1М. Спустя некоторое время РЛС ПСБН заменили на РЛС «Курс». Дополнительно в состав оборудования разведчика включили дипольные отражатели по типу АСО-28 и аппаратуру помех «Натрий».

Вооружение

Из широкой номенклатуры бомб Ил-28 чаще всего применяли ФАБ-100 (12 единиц) или ФАБ-250М46 (8 единиц). В некоторых вариантах рассматривались ФАБ-500М46 в количестве двух единиц или одна ФАБ-1500М46. Ил-28Т (торпедоносец) вооружали одной реактивной торпедой РАТ-52 или минами АМД-500, АМД-1000 по типу «Десна» или «Лира». Ил-28Т использовал прицел ПТН-45. К стрелковому оружию отнесли 2 пушки НР-23 неподвижного типа и 2 подвижные Ил-К6. Последние имели гидравлический привод.

Самолеты, служившие в ВВС или ВМФ СССР, красили серебрянкой, те, которые отправляли на экспорт, – разным цветом камуфляжа.

Эксплуатировался самолет во многих странах, в частности в Китае, Египте, Румынии, Алжире, Финляндии, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Афганистане, Северной Корее, Вьетнаме, Йемене, на Кубе, в Марокко, Сомали, Индонезии, Нигерии и Сирии.

К концу 50-х годов самолет начали снимать с вооружения и заменять его на Як-28.

Модификации:

    Ил-28 – бомбардировщик фронтовой.

    Ил-28А модифицирован под ядерную бомбу РДС-4.

    Ил-28Т должен был использоваться в качестве торпедоносца, однако на вооружение так и не приняли.

    Ил-28ПЛ – противолодочная модификация.

    Ил-28Р – разведчик.

    Ил-28РЭБ – модифицировался под радиоэлектронную борьбу.

    Ил-28РТР проводил радиотехническую разведку.

    Ил-28У использовался для учебных тренировок.

    Ил-28Ш – штурмовик опытный.

    Ил-28С – самолет опытный. Стреловидное крыло, двигатель ВК-5.

    Ил-28ЛЛ разработан в качестве летающей лаборатории.

    Ил-28ЗА зондировал атмосферу.

    Ил-28М – беспилотный радиоуправляемый самолет-мишень.

    Ил-28П – почтовый самолет.

    Ил-28 с гусеничным шасси – самолет экспериментальный.

    Ил-28 − буксировщик мишеней.

В середине 40-ых годов прошлого столетия в СССР разрабатывался первый турбореактивный двигатель. Он стал основой для постройки бомбардировщика ИЛ-22 , который должен был быть пробной моделью совершенно нового, первого за историю СССР турбореактивного бомбардировщика. Но испытания предшественника легенды прошли неудачно, потому что было найдено огромное количество дефектов. Однако это не привело авиаконструкторов в отчаянье, наоборот! Они учли это и получили то, что хотели – колоссальный опыт.

Несколько лет разработки проекта, огромное количество вариантов, ошибки и находки – все это привело к тому, что в 1948 году коллективом авиастроителей был создан бомбардировщик ИЛ-28. Генеральным конструкторам стал С.В.Ильюшин. Одним из главных преимуществ бомбардировщика стало то, что двигатели его были не отечественными, а английскими, марки «Ролз-Ройс». Несмотря на то, что разработка и конструирование заняло достаточно много времени, и, казалось, что все было идеально, уже после первого полета было найдено около 80 дефектов.

Самолет ИЛ-28. Фото.

Но даже это не послужило причиной остановки проекта. Дефекты была устранены и уже через 4 месяца была запущена серийная постройка. Экипаж ИЛ-28 состоял из 3-ох человек. Двигатели использовались уже отечественные, сделанные по примеру английских: турбореактивные ВК-1, общая тяга которых составляла 5400 кг. Максимальная взлетная масса была равна 23200 кг. Разгонялся бомбардировщик до 906 км/ч. Практический потолок равнялся 12400 метрам. Дальность полета составляла 2400 км. А вооружение состояло из 4 авиационных пушек НР-23 калибра 23 мм и различных авиабомб общей массой 3000 кг. Эти характеристики, а также то, что самолет был довольно простым в изготовлении, по сравнению с другими моделями, привело к тому, что его производством занималось целых 3 завода.

Самолет ИЛ-28. Характеристики.

Год принятия на вооружение 1958
Годы производства 1957 - 1959
Выпущено, единиц 149
Масс пустого, кг 10 500
Масса боевой нагрузки, кг 4000
Встроенная пушка 4×30 мм (DEFA)
Макс. взлётная масса, кг 20 800
Силовая установка 2 × SNECMA Atar 101ЕЗ
Максимальная тяга, кН 2 × 34,3
Макс. скорость, км/ч 950
Практ. дальность (без ПТБ), км 5400
Практический потолок, м 15 000

Благодаря опыту Второй Мировой Войны, авиаконструкторы смогли поместить экипаж так, чтобы обеспечивать безопасность, как им, так и самому бомбардировщику. Было введено дистанционное управление, а также автопилот. Это требовалось для того, чтобы пилот был только один, что позволило уменьшить размеры самолета, по сравнению с ИЛ-22. Также на самолете было установлено модернизированное навигационное оборудование.

Самолет ИЛ-28. Видео.

Все это привело к тому, что ИЛ-28 стал одним из самых известных, мощных, и любимых военными бомбардировщиком. На его примере было построено огромное количество аэропланов, испытаны многие ракеты, бомбы и прочие снаряды. Этот фронтовой бомбардировщик стал поистине легендарным и оставил величайший след в истории авиации СССР.

Отходя от праздников,как всегда лучше разгоняться потихоньку. Конечно, большие праздники требуют отдыха и реабилитации:-)))Мои закончились без особых жертв и разрушений:покатался на сноуборде и посетил Немецкий музей и два его филиала(транспортный и авиационный). Вспомним опять Ошкош 2010.Тут одним из очень интересных экспонатов был Sea Harrier FA2.Что о нем известно:


Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Sea Harrier FA2 - модернизированная версия палубного истребителя Sea Harrier FRS Mk.1 созданного для Королевского Флота Великобритании и ВМС Индии английской фирмой British Aerospace Military Aircraft Limited.

Основной задачей самолета является воздушное прикрытие флота, особенно от низколетящих ударных самолетов вооруженных УР класса "воздух- поверхность" большой дальности. Проект самолета оптимизирован для ведения воздушных боев с вторичными возможностями патрулирования и ударными возможностями в режиме "воздух-море" и "воздух-земля".
кабина

Контракт на модернизацию 29 Mk 1 в F/A. Mk 2 был подписан Министерством обороны Великобритании 7 декабря 1988.А первый полет F/A. Mk 2 совершил 19 сентября 1989.

Носовая стойка шасси закреплена на двух узлах из высокопрочного титанового сплава на передней и задней балках из алюминиевого сплава. Стойка убирается против полета в пространство между воздухозаборниками двигателя за задней герметизированной стенкой кабины. Носовая стойка самоориентирующаяся, управляемая, с рычажной подвеской и одним колесом, расположенным сзади. Стойка оборудована гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. В режиме самоориентации носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов в обе стороны.
переднее шасси

Модернизация началась в Kingston в октябре 1990 и продолжилась в Dunsfold и Brough. Поставка началась 2 апреля 1993. Sea Harrier F/A. Mk 2 были приняты на вооружение в марте 1995 года, поступив на борт HMS Illustrious. Первое оперативное задание было выполнено 25 декабря 1995. В общей сложности к ноябрю 1998 состояло на вооружении 26 F/A. Mk 2.
выхлоп

F/A. Mk 2 внешне отличается от FRS. Mk 1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

При работе двигателей на земле сопла обычно отклонены в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Поэтому шасси самолета имеет необычную конфигурацию с одной главной стойкой, расположенной центрально под фюзеляжем, стойками шасси на концах крыла и обычной носовой стойкой. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя.
шасси подкрыльевое

На самолете установлена импульсно-допплеровская РЛС Blue Vixen разработанная фирмой Marconi Electronic Systems. РЛС оптимизированная для совместного использования УР AIM-120 AMRAAM что уменьшает нагрузку на пилота, и защищена от воздействия систем РЭБ.

На самолете установлены 5 систем подвески вооружения реализованных на основе многоцелевых пусковых установок LAU-106A и LAU-7. Основным оружием самолета является УР AIM-120 AMRAAM, класса "воздух-воздух" с активной РЛ ГСН и мощной взрывчатой боеголовкой. Радиус действия - более 50 морских миль, скорость полета ракеты - 1.2 км в секунду. Для перехвата воздушных целей на ближнем расстоянии используется УР AIM-9M(L) Sidewinder. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль, скорость - 0.3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.

Крепление крыла осуществляется с помощью шести узлов, установленных попарно на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло демонтируется. Вся эта операция выполняется за 5 часов 30 минут. Вертикальное и горизонтальное оперение также съемное.
крыло

Министерство обороны рассматривает также возможность использования более мощных двигателей Pegasus 11-61 вместо Pegasus 11-21.
хвостовое

Базирование всех самолетов осуществляется на Royal Naval Air Station Yeovilton, где размещены три эскадрона: два боевых и учебный, задачи которого - обучение молодых пилотов и доподготовка (переподготовка) летного состава. Другие два эскадрона обеспечивают формирование авиакрыльев для авианосцев класса "Invicible".

Наш самолет был построен в 1979 году как Sea Harrier FRS Mk.1 cn XZ439 это был фактически самолет на котором отрабатывали всю серию,а также 912002/db2 mode s code 53217275 принадлежит Nalls Aviation Inc , установлен двигатель Rolls-royce MK-104.Этот самолет первым 30октября 1980 года совершил взлет с рампы в море. В октябре 1989 его первым модифицировали в Sea Harrier FA2 установив импульсно-допплеровскую РЛС Blue Vixen и УР AIM-120 AMRAAM .

Rolls-royce MK-104 который стоит на этом самолете это Rolls-royce pegasus 11 он отличался от предыдущей версии 10 увеличенным воздушным потоком с вентилятором с модифицированными лопастями.Температура выхлопных газов была увеличена до 1511 градусов по цельсию.Он имел ресурс 800 часов.

Вообще,чтобы разобраться в родословной этих машин надо понимать вот что:Хоукер Сиддли «Харриер» (англ. Hawker Siddeley Harrier) GR.1/GR.3 и AV-8A - первое поколение семейства британских истребителей-бомбардировщиков «Харриер». Разработанный в 1960-х годах, «Харриер» стал первым в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки. Серийный выпуск начат в 1967 г. Состоял на вооружении Великобритании, США и нескольких других стран.Американцы заказали фирме Hawker Siddeley 102 самолета Harrier. В США Harrier получил название AV-8A(английское обозначение - Harrier Мк.50).
Дальнейшим развитем самолёта являются машины BAE Sea Harrier, BAE Harrier II, и AV-8B Harrier II, производившиеся на предприятиях British Aerospace (Великобритания) и McDonnell Douglas (США).
щиток

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Этот отсек имеет U-образное сечение, открытое сверху, что позволяет после снятия обтекателя и крыла устанавливать или снимать двигатель. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Передняя пара сопел, через которые вытекает относительно холодный воздух из контура вентилятора, смонтирована на фюзеляже при помощи однорядного шарикового подшипника большого диаметра. Вторая пара сопел, предназначенная для горячих газов, смонтирована на двигателе при помощи такого же подшипника и не связана с конструкцией фюзеляжа. Сопла поворачиваются пневмомотором от горизонтального положения на угол около 100 градусов, изменяя положение вектора тяги от маршевого до взлетного (90 градусов) и далее до тормозящего.

Обшивка фюзеляжа сразу за задними соплами двигателя защищена экраном из нержавеющей стали с малым коэффициентом температурного расширения. Этот экран прикреплен к усиленным точкам на боковой поверхности фюзеляжа винтами с анкерными гайками, под которыми прокладывается теплоизоляция.

От компрессора высокого давления отходят снизу четыре воздухопровода - на консоли крыла к обтекателям шасси, где расположены сопла управления по крену, а также в носовую и хвостовую части самолета. В хвостовой балке имеется несколько сопел: - для управления по тангажу совместно с носовым и для управления по курсу. Система реактивного управления включается, когда сопла двигателя переводятся на угол 20 или более градусов от горизонтального положения в режиме полета с малой скоростью или при выполнении вертикальных взлетов и посадок.

Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания "свой-чужой" AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.
кабина

Изначально эти самолеты имели неформальное прозвище "Shar" перевести я его не смог!!! Подскажите,что это значит?

воздухозаборники

В следующих двух постах мы посмотрим на машины сделаные Макдонел-дуглас из музея в Пенсаколе
ЛТХ: Модификация Sea Harrier FA2 Размах крыла, м 7.70 Длина самолета, м 14.17 Высота самолета, м 3.61 Площадь крыла, м2 18,68 Масса, кг пустого самолета 6616 взлетная масса при вертикальном взлете 7992 взлетная масса при взлете с разбегом 10210 взлетная масса максимальная 11880 Масса топлива, кг внутреннего 2295 в ПТБ 2404 (2 х 1500 л) Тип двигателя и 1 ТРД Rolls Royce Pegasus Mk106 Максимальная тяга, кН 1 х 95,6 Максимальная скорость, км/ч. на высоте М=1.25 на уровне моря 1200 Практический потолок, м 15300 Дальность действия, км: при ВВП 135(вот это очень странная цифра и я пока не могу понять насколько она верна?) при взлетной массе 9700 кг 795 Время патрулирования, мин: при вертикальном взлете 24 при взлете с разбегом 155 м 72 Макс. эксплуатационные перегрузки 7,8 Экипаж, чел 1 Вооружение: Боевая нагрузка - 3855 кг на 6 узлах подвески: 4 УР класса воздух-воздух средней дальности AIM-120В AMRAAM или 4 УР AIM-9L Sidewinder или ASRAAM 2 противорадиолокационными УР ALARM или 2 ПКР Sea Eagle. 2 контейнера с 30-мм пушкой Aden, 500-кг бомбы

Испытательные полеты самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) с палубы кораблей ВВС Великобритании начались в 1963 году. Для базирования реактивных самолетов нужны были новые корабли, аналогичные американским по габаритам и по авиационно-техническим средствам. Но из-за финансовых соображений это не всякому союзнику было по карману. Даже Великобритания не могла себе позволить строительство аналогов американских "плавучих аэродромов типа "Форрестолл". И здесь удачный опыт базирования "Харриера" на различных кораблях подсказал решение проблемы - создавать корабли, способные нести компактные, малогабаритные вертикально взлетающие истребители.

В августе 1978-го летчик-испытатель Джон Фэрли поднял с аэродрома в Дансфолде "Си Харриер" FRS.1 в первый полет. От своих сухопутных предшественников он отличался носовой частью - кабиной с каплевидным фонарем, приподнятой на 0,28 м для улучшения обзора и обеспечения видимости подкрыльных стоек при посадке на палубу, а также откидным радиопрозрачным обтекателем РЛС. Появление на борту радиолокатора повлекло изменение в составе прицельного комплекса и в оборудовании кабины. На приборной доске был установлен индикатор РЛС. Были значительно усовершенствованы радиотехнические системы посадки. Внесены некоторые изменения и в конструкцию планера. Первоначально ВМС Англии заказали 24 "Си Харриера" со сроком поставки до апреля 1982-го. Затем последовали дополнительные заказы, всего - 57 одноместных и 4 двухместных. Кроме английского флота, интерес к "Си Харриеру" в то время проявила и Индия, которой предстояло срочно сменить устаревшие "Си Хоуки" на авианосце "Викрант". Было приобретено 8 "Си Харриеров". А в 1986-м, после приобретения у Англии авианесущего "Гермеса" индийские ВМС сделали заказ еще на 11 этих машин.

Между тем, для "Си Харриеров" приближалась горячая пора. В январе 1982-го фирма "Вае" поставила английскому флоту 29 "Си Харриеров" FRS.1, а летный состав 800-й, 801-й и 899-й эскадрилий достиг совершенства в боевой подготовке. Но задерживались авианесущие корабли. "Илластриес" еще проходил сдаточные испытания, а ввод в строй "Арк Ройала" планировался лишь на 1984-й. Такая ситуация серьезно ослабляла Королевский военно-морской флот, а это было совсем недопустимо в обстановке резкого ухудшения отношений между Англией и Аргентиной из-за крошечного архипелага в Южной Атлантике. Англичане считали острова, принадлежащими короне империи, и называли их Фолклендскими. Аргентинцы также претендовали на них и называли Мальвинскими. Дипломатам не удалось достичь компромисса на переговорах и 2 апреля 1982-го аргентинские войска, преодолев расстояние 900 км (от Англии до островов - 12800 км!) высадили на острова десант. Активно готовились к военной операции под кодовым названием "Корпорейт" и англичане. Полномасштабный план действий по возвращению островов подготовили 31 марта 1982-го.

2 апреля на авиабазу Еовилтон пришел приказ о передислокации, сопровождавшийся сведениями о высадке аргентинских сил на острова. Через 13 часов 800-я эскадрилья под командованием Олда уже находилась на авианосце "Гермес" в Портсмуте, а 801-я, где командиром был Уорд, подготовилась к перелету на "Инвинсибл". 5 апреля авианосное ударное соединение вышло в море. На "Гермесе" находилось 12 самолетов, а на "Инвинсибле" - 8. В состав соединения входили также 16 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 5 десантных кораблей, 4 подводные лодки и несколько вспомогательных судов. Помимо самолетов на кораблях базировались 20 вертолетов "Си Кинг" и "Линкс". Первой для выполнения задания была выбрана эскадрилья №1, базировавшаяся в Уиттеринге. Ее личный состав получил приказ для поддержки сил быстрого реагирования. Но вместе с тем сами самолеты требовали ряда доработок для полетов с авианосцев - противокоррозийной обработки, установки швартовочных узлов, сверления отверстий для слива конденсата из планеров. Но наиболее трудоемкой в этой обстановке стала адаптация оборонительного ракетного оружия - "Сайдвиндеров".

Первый практический пуск ракет "воздух-воздух" с "Си Харриеров" состоялся 30 апреля 1982-го над полигоном Эберкорт. Интересно, что установка ракетного вооружения производилась техническим персоналом эскадрильи в Уиттеринге под руководством небольшой группы специалистов фирмы "Вае". В то время, как в ангарах шла работа, летчики эскадрильи №1 под командованием Сквайера тренировались во взлетах с трамплина и в бомбометании. Боевая подготовка 23 апреля завершилась учебным боем над Северным морем. "Харриеры" встретились с французскими "Миражами" и "Супер Этандарами" - однотипными аргентинским машинам. 3 мая 1982-го первые три "Харриера" GR.3 в сопровождении заправщика вылетели с аэродрома Сент Мотэн и преодолев за 9 часов 7400 км пути, успешно завершили беспримерный перелет. На следующий день этот рекорд повторили еще три самолета. Последние 4 машины покинули Англию 5 мая.

Впервые английские пилоты увидели противника 21 апреля, когда лейтенант Хартривс перехватил "Боинг 707" аргентинских ВВС в 320 км к северо-востоку от ордера соединения. Хартривс лишь проводил его, не атакуя, так как "Боинг" шел вне зоны боевых действий. Но уже на следующий день был нанесен бомбовый удар по складу горючего на берегу залива Фокс-Бей. А 1 мая 12 "Си Харриеров" 800-й эскадрильи атаковали аэродромы в Порт-Стэнли и Груз-Грин. Аргентинцы использовали зенитные орудия с радарным наведением. После первых потерь британские летчики изменили тактику бомбометания и стали подходить к цели на малой высоте, а за 5 км до нее следовал резкий набор высоты и атака с пикированием. Всего за время ударных операций против сухопутных объектов только 800-я эскадрилья сбросила 80 т бомб.

1 мая было отмечено высокой интенсивностью воздушных боев. Лейтенант Бартон ракетой сбил аргентинский "Мираж". Лейтенант Томас повредил ракетой такой же самолет, который затем попытался сесть на аэродроме Порт-Стенли, но был по ошибке добит аргентинской артиллерией. Лейтенант Пенфолд над островом Западный Фолкленд сбил "Дагер", а лейтенант Кертис во время патрулирования над морем - "Канберру". У англичан также были потери. 4 мая при штурмовке Гуз-Грин зенитным огнем был сбит "Си Харриер": летчик лейтенант Тейлор погиб. 6 мая не вернулись с боевого патрулирования над морем летчики Джонс и Кертис. Что с ними произошло - неизвестно. Бои над морем и островами проходили в яростном ожесточении. 9 мая английский пилот Морган потопил аргентинское разведывательное судно "Нарвал". Это было последней каплей, после чего аргентинцы отвели свой флот и в дальнейших боевых действиях он не участвовал, несмотря на то, что Аргентина имела даже свой авианосец "25 мая".

Аргентинская авиация была в заведомо невыгодном положении. Самолеты действовали на пределе дальности и могли выполнить лишь один заход на цель. И все же, несмотря на мощную ПВО англичан, им удалось потопить несколько британских кораблей, продемонстрировав высокое летное мастерство и отвагу. И все-таки в воздушных боях, несмотря на численный перевес аргентинских самолетов, преимущество было на стороне "Харриеров". Английские летчики использовали целеуказания со своих кораблей, а также несравненные пилотажные возможности своих самолетов. 27 мая огнем аргентинской зенитной артиллерии был сбит "Харриер" лейтенанта Айвзона. Вылетевшему по его маршруту фоторазведчику контакта с летчиком установить не удалось. Когда через три дня его обнаружил и эвакуировал на "Гермес" вертолет морской пехоты "Газель", выяснилось, что пилот катапультировался через 40 секунд после попадания снаряда в самолет и скрывался в окрестностях поселка. С целью переломить ход боевых действий в свою пользу, аргентинцы решили нанести массированный удар по авианосцам. Но это им не удалось, так как англичане использовали мощную систему радиопомех и эшелонированное прикрытие "Харриерами".

За время конфликта потери английской авиации составили 6 "Си Харриеров", 4 "Харриера" GR.3. Пять пилотов погибли. Потери аргентинской стороны значительно выше - 80 самолетов. В анализах боевых действий военные эксперты отмечали, что без использования "Си Харриеров" и их сухопутных "собратьев" Великобритания не смогла бы вернуть себе Фолклендские острова военным путем. "Вертикалки" продемонстрировали блестящие боевые качества в воздушных схватках с такими достойными противниками, как "Мираж" - "Дагер". Вместе с тем были обнаружены недостатки бортовой системы и вооружения для обнаружения и поражения низколетящих целей в нижней полусфере и на большой дальности.


ЛТХ:
Модификация Sea Harrier FRS.1
Размах крыла, м 7,70
Длина самолета, м 14,50
Высота самолета, м 3,71
Площадь крыла, м2 18,68
Масса пустого самолета, кг 6374
Взлетная масса, кг:
при вертикальном взлете 8620
при взлете с разбегом 10210
максимальная 11880
Масса топлива, кг
внутренне 2295
в ПТБ 2404
Тип двигателя 1 ТРДД Pegasus Mk. 104
Макс.тяга, кН 1 х 95,6
Максимальная скорость, км/ч. 1190
Практический потолок, м 15300
Дальность действия, км:
при ВВП 135
при взлетной массе 9700 кг 795
Время патрулирования, мин:
при вертикальном взлете 24
при взлете с разбегом 155 м 72
Макс.эксплуатационные перегрузки 7,8
Экипаж, чел 1
Вооружение: на специальных узлах подвески под фюзеляжем контейнеры с двумя пушками Аден (30 мм,
2х130 снарядов). Имеется пять узлов подвески, на которых
могут размещаться УР AIM-9L Сайдуиндер, НУР, свобод-
нопадающие бомбы калибром до 454 кг.

Sea Harrier FA2 из 801 NAS в полете на Royal International Air Tattoo

Разработка и производство

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное

  • 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съёмные).

Управляемые ракеты

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51);
  • ракеты «воздух-поверхность»: ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle.

Неуправляемые ракеты

  • 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Бомбы

  • свободнопадающие калибром до 454 кг.

Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» (англ. British Aerospace Sea Harrier ) - британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки. Создан на основе самолёта «Харриер» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах..

История создания

В послевоенный период, Королевский флот начал заражения параллельно с распадом в Британской империи за рубежом и появлением Содружества Наций, уменьшая потребность в большем флота. К 1960 году последний корабль, HMS Vanguard , был отправлен в отставку из ВМС, побывав в эксплуатации менее пятнадцати лет. Возможно, самый большой знак новой тенденции к военно-морской строгости пришла в 1966 году, когда планируется CVA-01 класса крупных авианосцев, предназначенные для Королевского военно-морского флота был отменен; по-видимому заканчивая участие военно-морского флота в с неподвижным крылом палубной авиации в качестве носителей эпохи Второй мировой войны были медленно удалился по одному. В это время требований в Королевском флоте начали формироваться для вертикальной и / или короткого взлета и посадки (В / короткого взлета и посадки) палубная перехватчик заменить Де Хэвилленд моря Vixen . После первый V / короткого взлета и посадки испытания на корабле начался с P.1127 Hawker Siddeley посадки на HMS Ark Royal в 1963 году.

После их ключевой роли в 1982 Фолклендской войны, было извлечено несколько уроков от выполнения самолета, что привело к утверждению для обновления флота к FRS.2 (позже известный как FA2) Стандартный должна быть представлена ​​в 1984 году Первый полет опытного самолета состоялся в сентябре 1988 года и был подписан контракт на 29 модернизированного самолета в декабре того же года. В 1990 Военно-морской флот заказал 18 новой постройки FA2s, на единицу стоимости около 12 миллионов фунтов стерлингов четыре дальнейшая модернизация самолетов были заказаны в 1994 году первый самолет был доставлен 2 апреля в 1993 году.

Производство

Вторая концепция для будущего военно-морской авиации, появились в начале 1970-х годов, как первый из нового класса "через палубы крейсера" было запланировано. Они были очень тщательно и политически назначен крейсеров сознательно избегают термина «авианосец», для того, чтобы повысить шансы на финансирование от враждебного политического климата от дорогих столичных судов, они были значительно меньше, чем ранее искать CVA-01. Эти корабли были заказаны как Invincible класса в 1973 году, и в настоящее время широко признается в качестве авианосцев. Почти сразу же после их строительства, трамплина был добавлен в конце 170-метрового палубе, позволяя операторам эффективно работать небольшое количество V / STOL струй. Royal Air Force "с Hawker Siddeley Harrier GR1s был введен в эксплуатацию в апреле 1969 года navalised вариант Harrier был разработан Hawker Сиддели служить на предстоящих судов, это стало Sea Harrier. В 1975 Военно-морской флот заказал 24 Sea Harrier FRS.1 (стоит за «Fighter, разведкой, забастовка») самолета, первого из которых был введен в эксплуатацию в 1978 году. В течение этого времени Hawker Siddeley стал частью из British Aerospace путем национализации в 1977 году. К тому времени, прототип Sea Harrier был доставлен в Dunsfold 20 августа 1978 года приказ был увеличен до 34. Sea Harrier был объявлен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого Непобедимый корабль класса HMS Invincible , а дальше самолет присоединился к старению HMS Hermes авианосец позже в этом году.

Описание конструкции

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан.

Фюзеляж

По сравнению с FRS. Mk 1, F/A. Mk 2 внешне отличается менее заостренным носовым обтекателем антенны, задняя часть фюзеляжа была длиннее, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

Крыло и оперение

Крепление крыл осуществляется с помощью 6 узлов, попарно установленных на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло придётся демонтировать. Оперение вертикальное и горизонтальное было съемное.

Шасси

При работе двигателя на земле сопла отклонена в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Главная стойка расположена центрально под фюзеляжем, 2 стойки шасси на концах крыла. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя. Стойки оборудованы гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. Носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов.

Силовая установка

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Вооружение и оборудование

Было установлено 5 систем подвески вооружения. Основными стрелково-пушечного вооружением были 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол. Также управляемые ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9, AIM-120 (FRS.2) и ракеты класса "воздух-поверхность" ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle. Была возможность установки неуправляемых ракет 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Дизайн

Sea Harrier является дозвуковой самолет, предназначенный для заполнения забастовки, разведки и истребителей роли. Это имеет один Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторных двигателя с двумя приемами и четыре vectorable сопел. Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных опор шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыла и три фюзеляжа пилонов с оружием в руках и внешние топливные баки. Использование трамплина позволили самолету взлетать с короткой взлетной палубе с тяжелым экипировки, чем в противном случае возможно, хотя это может также снять как обычный загруженного истребителя без вектором тяги от нормальной взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Sea Harrier во многом основывается на Harrier gr3, но был изменен, чтобы иметь повышенную кабины с " пузырем "навес для большей наглядности, и вытянуты вперед фюзеляж для размещения Ferranti Blue Fox радар. части были переходит на использование устойчивых к коррозии сплавов или покрытий были добавлены для защиты от морской среды. После Фолклендской войны, Sea Harrier был оснащен новой ПКР Sea Eagle ракеты.

Sea Harrier FA2 признакам Синий Vixen радар, который был описан как один из самых передовых импульса доплеровский радар систем в мире; радар Blue Fox был, по мнению некоторых критиков как имеющие сравнительно низкую производительность, что было доступно в Время закупок. Голубой Vixen легли в основу развития Eurofighter Typhoon "с Captor радара. Sea Harrier FA2 также нес AIM-120 AMRAAM ракету, первый британский самолет будут обеспечены этой возможности усовершенствованная модель двигателя Pegasus, Pegasus Mk 106 , был использован в Sea Harrier FA2; в ответ на угрозу радиолокационных основе анти авиационных средств поражения были добавлены электронные контрмеры. Другие улучшения включали увеличение к нагрузке воздух-воздух оружие, посмотреть вниз радар, увеличенный диапазон, а также улучшение дисплеи кокпита.

Кабина в Sea Harrier включает в себя обычный центр палка расположение и левую дроссельную заслонку. В дополнение к обычным управления полетом, Харриер имеет рычаг для управления направлением четырех vectorable сопел. Форсунки указать назад с помощью рычага в переднее положение для горизонтального полета. При установке рычага задней форсунки сверху вниз для вертикального взлета и посадки. полезность вертикальной посадки возможности в Sea Harrier было продемонстрировано в инциденте 6 июня 1983 года, когда Sub-лейтенант Ян Уотсон потерял контакт с авианосец HMS Прославленная и должен был приземлиться Sea Harrier ZA176 на баке испанской грузового судна Alraigo.

В 2005 году, хотя уже расписанию, на пенсию, Sea Harrier был изменен с системой An "Автоленд", чтобы позволить истребитель выполнить безопасное вертикальной посадки без пилотного взаимодействия. Несмотря на качки судна, создавая естественную проблему, система была разработана, чтобы быть в курсе таких данных, и успешно выполнил посадку на море в мая 2005 года.

Летно-технические характеристики

Эксплуатационная история

Ввод в эксплуатацию Первые три моря Гончие были партии разработка и были использованы для оформления испытаний. Первый серийный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году, чтобы сформировать интенсивных полетов Trials Unit (также известный как 700A морской авиационной эскадрильи). В марте 1980 интенсивных полетов Испытания Группа стала 899 Naval Air Squadron и будет действовать в качестве блока landborne штаб-квартиры этого типа. первый рабочий эскадра 800 Naval Air Squadron также была образована марта 1980 первоначально для работы с HMS Invincible перед ним переданы HMS Hermes . В январе 1981 года вторая операция эскадра 801 Naval Air Squadron была создана для работы от HMS Invincible.

Фолклендские острова войны Линейка Sea Harrier реактивных самолетов, стоящих слева от фотографии. На расстоянии высокий, скучно цвета склад. Sea Harrier в RNAS Yeovilton . Пре-Фолклендские войны краска схема увидеть здесь был изменен, рисуя над белыми нижними и маркировки на пути к островам. Море Гончие принял участие в Фолклендской войне 1982 года, выполнявшего рейс из авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes. Море Гончие исполнил главную роль ПВО с второстепенной роли штурмовиков. RAF Harrier GR3 при условии, что основные средства наземного силу атаки, в общей сложности 28 море Харриер и 14 Harrier GR3s были развернуты в театре. Эскадроны Sea Harrier сбили 20 аргентинского самолета в воздух-воздух бой с не воздушным в воздухе потерь, хотя два моря Гончие были потеряны для низового пожара и четыре несчастных случаев. Из общего объема аргентинских потерь воздуха, 28% были сбиты гончих.

Ряд факторов способствовал провал аргентинского бойцов сбить Sea Harrier. Хотя Mirage III и кинжал струи значительно быстрее, были, Sea Harrier был значительно более маневренным. Тактика, такие как "МКФ" (Vectored в горизонтальном полете) с помощью сопла обычно используется для вертикального полета для торможения и другие маршрут оказался решающим в воздушных боях, хотя по крайней мере один авторитетный источник сообщил Viffing не был использован RN пилотов на Фолклендских островах. Кроме того, Harrier использованы новейшие AIM-9L Sidewinder ракет и Blue Fox радар. Английские летчики были превосходные воздуха боевой подготовки, одним из проявлений которого было то, что они думали, что они заметили, аргентинские пилоты иногда выпуская оружие за пределами их рабочих параметров. Это теперь полагают, были Миражи выпуская внешние топливные баки, а не оружия, и, отвернувшись от конфликта с Sea Harrier. Это позже снижается их способность бороться эффективную кампанию против Sea Harrier в связи с сокращением ассортимента и отсутствия внешних топливных баков.

Боевое применение

Фолклендская война (1982) В ходе войны с Аргентиной, Великобритания использовала 28 «Си Харриеров».По официальным данным, на счету британских «Харриеров» 31 аргентинский самолёт (в большинстве Mirage III), без потерь со своей стороны. По другим источникам - 21 воздушная победа, при потере одного, сбитого «Даггером» (Мираж-5). Всего за войну было потеряно 6 Sea Harrier.

Война в Югославии (1994-1995, 1999) «Си Харриеры» ВМС Великобритании использовались для атак по боснийским сербам в 1994 году. 16 апреля один самолет был сбит, пилот катапультировался, приземлившись на территории боснийских мусульман.

В 1999 году, во время операции НАТО «Союзная сила» британские самолеты патрулировали небо над Косово, пытаясь закрыть его небо от сербских «Мигов».

Литература и источники информации

Ильин В. Е., Левин М. А. Современные истребители. - Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. - С. 12-15. - 288 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-85561-014-4 .

Галерея изображений

Harrier – это несколько поколений британских боевых самолетов с вертикальными взлетом и посадкой. Совершив первый полет в 1960 году, он на протяжении многих лет стоял на вооружении Королевских ВВС, морской пехоты США, ВВС Таиланда и Испании. Все это время боевая машина постоянно эволюционировала, сохраняя уже испытанные решения и впитывая технические новинки.

Многоцелевой штурмовик и разведчик с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.1


Harrier GR. Mk.1 – первый в мировой авиации серийный боевой самолет, способный совершать укороченный или вертикальный взлет/посадку. Созданию Harrier предшествовали длительные испытания СВВП Р-1127 «Кестрел», созданного компанией Hawker Siddeley Aviation Limited (сегодня British Aerospace). Опытный образец 24 ноября 1960 года совершил первый полет. В 1967 году было начато серийное производство Harrier. Спустя два года сформировали первую боевую эскадрилью, состоящую из 12 машин и вошедшую в состав британских ВВС.

Harrier GR.1 предназначался для поддержки наземных войск. В связи с этим он должен был обладать высокой маневренностью и действовать в любых климатических условиях на малых высотах (до 3050 м). Максимальная эксплуатационная высота – 13700 м. Расчетная скорость пикирования – М=1,2. Планер самолета Харриер рассчитан на перегрузку до 11,7д. В конструкции использованы сплавы алюминия, магния и титана, а также высокопрочные композитные материалы и сталь.

Фюзеляж штурмовика и разведчика «Хариера» выполнен, как клепаная непрерывная конструкция, имеющая два технологических разъемами. В носовой части размещена кабина пилота. Ее задняя граница проходит по наклонной перегородке служащей для монтажа катапультируемого кресла. Двигатель и агрегаты размещаются в центральной секции фюзеляжа. В передней его части по бокам симметрично размещено по два топливных бака (емкость по 232 л). Над отсеком основной стойки шасси укреплен еще один 473-литровый бак. Между соплами двигателя имеется два 177-литровых центральных бака. Кессонная часть крыла – две емкости для топлива по 785 л. Под крыло, при необходимости, могут подвешиваться сбрасываемые баки емкостью 455 л, и 1500 л для дальних перегоночных полетов.

Турбореактивный двигатель Rolls-Royce Bristol Pegasus 101 крепится в четырех точках к силовым шпангоутам центральной секции фюзеляжа. Сопла поворачиваются при помощи пневмомотора от горизонтального положения на 98,5 градусов, изменяя положение вектора тяги до взлетного (90 градусов) и далее - до тормозящего. Положение в пространстве изменяется с помощью двигателя следующим образом. От компрессора отходят четыре воздухопровода - в хвост и нос, а также на консоли крыла, где размещены сопла управления по крену. В хвостовой балке имеется три сопла: одно (совместно с носовым) служит для управления по тангажу, два сопла - для управления по каналу. Включение системы реактивного управления происходит, когда при выполнении вертикальном взлете и посадке или в режиме полета на малой скорости сопла двигателя переводят на 20 или более градусов от горизонтального положения.

В центральной секции фюзеляжа размещаются задняя и носовая стойки шасси. Управление передней стойкой шасси осуществляется двумя гидроцилиндрами, которые обеспечивают поворот на 45 градусов. Отсек оборудования расположен в задней части фюзеляжа.

Киль и горизонтальное цельноповоротное оперение имеют обычную конструкцию выполненную из алюминиевых сплавов. Руль выполнен с сотовым заполнителем. В нижней части хвоста имеется воздушный тормоз, выдвигаемый на угол до 66 градусов в полете.

Крыло на самолете Harrier выполнено неразрезным, к фюзеляжу крепится в шести точках. Конструкция – кессонная с двумя нижними и тремя верхними фрезерованными панелями. Крыло в четырех местах имеет узлы для крепления пилонов для боевой нагрузки. На внутренних пилонах могут подвешиваться топливные баки. Под крылом могут подвешиваться контейнеры пушек "Аден" калибра 30 мм с боезапасом 130 снарядов (вес по 205 кг). Общая боевая нагрузка может достигать 3,1 тонны.

Позднее выпустили модификацию Harrier GR. Mk.1А оснащенную двигателем Rolls-Royce Bristol Pegasus Mk 102 большей мощности. Дальнейшее развитие «Хариера» пошло по пути разработки многоцелевого ударного истребителя с вертикальным взлетом/посадкой. Первой модификацией стал Harrier GR. Mk.3.


Принят на вооружение – 1969 год;

Размах крыла – 7,7 м;
Площадь крыла – 18,68 м2;
Высота – 3,43 м;
Длина – 13,87 м;
Масса пустого самолета – 5530 кг;
Максимальная взлетная масса - 11340 кг;
Топливо во внутренних баках – 2865 кг;
Топливо в ПТБ – 2x1500 кг;
Тип двигателя – 1 ТРДД Pegasus Mk. 101;
Тяга двигателя – 1х8610 кгс;
Максимальная скорость– 1360 км/ч (на высоте);
Максимальная крейсерская скорость – 1185 км/ч;
Практическая дальность – 3700 км;
Боевой радиус действия – 1200 км;
Практический потолок – 15000 м;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение:
Боевая нагрузка - 2270 кг;
5 узлов подвески: 2 контейнера с пушками Aden калибра 30 мм, 2 управляемых ракеты AIM-9D Sidewinder класса «воздух-воздух», 2 управляемых ракеты AS.37 Martel класса «воздух-земля», или 8 225-килограммовых или 5 450-килограммовых бомбы, или 2 зажигательные бомбы, или 8 12.7-килограммовых практических бомб, или 4 бомбовые кассеты, или 4 пусковых установки Type 155 SNEB НУР или 6 пусковых установки 19x68-мм НУР или 1 контейнер с разведывательной аппаратурой.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.3

Многоцелевой истребитель ВВП GR.Mk-З от базовой модификации Harrier GR.Mk-1 отличается модернизированным двигателем Rolls Royce «Пегас» 103. Взлетная тяга составляла 9753 кг. Фюзеляж значительных изменений не претерпел. Во время эксплуатации стало понятно, что с полной боевой нагрузкой при вертикальном взлете самолет потребляет слишком много топлива - что, впрочем, общая особенность всех «Харриеров» имеющих вертикальный или укороченный взлет/посадку. В тандартное оборудование GR.Mk-З входят система дозаправки в воздухе, лазерный дальномер и индикатор на лобовом стекле.

Особенности машины: две 30-миллиметровых пушки «Аден», устанавливаемые под фюзеляжем; устройство аэродинамического торможения; возможность подвески под крылом реактивных снарядов «Матра».

В основе радиоэлектронного оборудования самолетов Harrier GR.1 и GR.3 лежит прицельно-навигационная инерциальная система FE541 от «Ферранти». Данная система обеспечивает автономный выход к цели, прицеливание, пуск ракет, бомбометание и стрельбу из пушек. Также, самолеты оснащаются УКВ и KB радиостанциями, аппаратурой радиолокационного опознавания и ближней навигации «ТАКАН».

Стрелково-пушечное вооружение многоцелевого истребителя состояло из двух съемных пушек Aden калибра 30 мм. Под фюзеляжем и внутри него размещалось 1821 кг вооружения. Боевая нагрузка внешних точек подвески – 2x454 кг. Управляемые ракеты - ракеты 2 x AIM-9 класса «воздух-воздух». В блоках LAU 10 - 16 (4x4) неуправляемых ракет калибра 127 мм, в блоках LAU 68 – 28 (4x7) ракет «Гидра» калибра 70 мм, в блоках LAU 69 – 76 (4x19) ракет «Гидра». Самолет мог нести фугасные свободнопадающие бомбы Mk.81 (5x119 кг) или Mk.82 (5x227 кг) или Mk.83 (2x460 кг), зажигательные бомбы – Mk.77 (5x340 кг) а также 4 кассетные бомбы Mk.20 или 2 – CBU-24.

С 1970 года самолетами Harrier GR.3 были укомплектованы три эскадрильи в ФРГ и одна в Великобритании. Последним боевым подразделением, эксплуатировавшим GR.Mk-3, стало дислоцированное в Белизе оперативное подразделение переоснащения. Отслужив почти 20 лет, эти данные машины были заменены новыми модификациями GR.Mk-5 и Мк-7.

Тактико-технические характеристики:
Принят на вооружение – 1970 год;
Размах крыла – 7,7 м;
Площадь крыла – 18,68 м2;
Высота самолета – 3,45 м;
Длина самолета – 13,87 м;
Максимальная взлетная масса – 11430 кг;
Масса пустого самолета – 6140 кг;
Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 3600 кг;
Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 2300 кг;
Масса внутреннего топлива – 2295 кг;
Масса топлива в ПТБ – 2400 кг;
Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 8750 кгс);
Максимальная скорость – 1350 км/ч (на высоте);
Максимальная скорость – 1180 км/ч (у земли);
Практическая дальность – 3425 км;
Практический потолок – 15200 м;
Боевой радиус – 520 км;
Экипаж – 1 человек.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5

С июля 1987 г. на вооружение ВВС Великобритании начали поступать тактические истребители с коротким или вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5. От предшественника – Harrier GR.3 он отличается способностью нести большую боевую нагрузку и увеличенным радиусом действия.

Истребитель GR.5 предназначен для ведения воздушной разведки и оказания непосредственной авиаподдержки сухопутным войскам.

Harrier GR.5 конструктивно представляет собой свободнонесущий моноплан со стреловидным высокорасположенным крылом, шасси велосипедной схемы и однокилевым хвостовым оперением. Особенностью данного самолета считается широкое использование композиционных материалов в конструкции. Их доля составляет 26,3%. Неразборное крыло имеет по сравнению с крылом Harrier GR.3 более толстый суперкритический профиль. Размах крыла увеличен на 20%, площадь – на 14,5%. По передней кромке стреловидность крыла уменьшена на 10%. В основном для изготовления крыла использованы композиционные материалы. Для передних и задних кромок крыла и законцовок применен алюминиевый сплав. По мнению британских специалистов, увеличение площади закрылков и крыла, применение зависающих элеронов, который отклоняются в зависимости от положения сопел двигателя на определенный угол, улучшили характеристики Harrier GR.5 при использовании самолета с коротким взлетом.

При этом внесенные в конструкцию крыла новшества привели к увеличению лобового сопротивления, что стало главной причиной уменьшения максимальной скорости на 80 км/ч. Полагают, что данное уменьшение скорости можно ликвидировать благодаря незначительным изменениям в сопряжении фюзеляжа и крыла, а также конструкции воздухозаборников. Фюзеляж в сравнении с «Харриер-GR.З» несколько длиннее. Носовая часть фюзеляжа изготовлен главным образом из композиционного материала (графито-эпоксидного), хвостовая и центральная из алюминиевого сплава. Титана использован при изготовлении двух подфюзеляжных теплозащитных экранов и небольшой панели перед лобовым стеклом. Между основной и носовой стойками шасси внизу центральной части фюзеляжа может устанавливаться «коробка», которая состоит из убирающегося поперечного щитка и двух продольных закрепленных жестко гребней. Поперечный щиток размещен за носовой стойкой шасси, гребни прикрепляются к гондолам пушечных установок. «Коробка» при вертикальном взлете и посадке захватывает часть выхлопных газов отраженных от земли. В результате этого образуется воздушная подушка, увеличивающая подъемную силу приблизительно на 500 кг.

Одноместная кабина новой конструкции, с кондиционированием воздуха изготовлена полностью из композиционных материалов. Сиденье пилота по сравнению с «Харриер-GR.3» расположено выше на 30,5. Благодаря этому и вследствие применения нового фонаря пилот получает хороший круговой обзор.

Силовая установка «Харриер-GR.5» - один двухконтурный турбореактивный двигатель «Роллс-Ройс Пегас» Мк.105 с изменяемым направлением вектора тяги (мак. статическая тяга составляет 9870 кгс). Предусмотрен 4 секундный (кратковременный) перевод на повышенный температурный режим работы двигателя при вертикальной посадке. Питание бортовой кислородной системы и системы управления полетом, а также для герметизации кабины используется сжатый воздух от компрессора.

Топливная система главным образом аналогична топливной системе Harrier GR.3, но благодаря увеличению объема крыльевых топливных баков емкость внутренних топливных баков достигает 4200 литров, что на 45%. больше, чем у предшественника. Кроме того, на GR.5 могут быть подвешено 4 подвесных топливных бака (емкость каждого 1135 л). Имеется система дозаправки в воздухе.

Радиоэлектронное оборудование включает помехозащищенные УКВ и KB радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания «Коссор» IFF 4760, инерциально-навигационную систему «Ферранти» FIN 1075, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, приемник системы посадки, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, электронно-оптический индикатор (данные отображаются на лобовом стекле), систему управления компании «Хьюз аэркрафт». Система управления оружием обеспечивает применение различного управляемого оружия, включая вооружение с телевизионной или лазерной системой наведения. Также истребитель оснащен электронной комплексной системой радиопротиводействия и радиоразведки, включающей станцию постановки активных помех, обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, устройство выброса ИК ловушек и противорадиолокационных отражателей AN/ALE-40. Под носовой частью фюзеляжа может устанавливаться разведывательная инфракрасная станция переднего обзора.

Истребитель Харриер GR.5 оснащен 2 подфюзеляжными пушечными установками с пушками «Аден» калибра 25 мм (боекомплект 200 патронов к каждой пушке). Для размещения другого оружия служат 9 узлов подвески: 1 между пушечными установками под фюзеляжем и 4 под каждой консолью крыла. Два подкрыльевых узла, которые расположены впереди подкрыльевых стоек шасси, служат для установки пусковых установок для управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдвиндер» малой дальности стрельбы. Остальные узлы могут служить для подвешивания топливных баков, бомб различного назначения и пусковых установок неуправляемых авиационных ракет.

Тактико-технические характеристики:
Принят на вооружение – 1987 год;
Размах крыла – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Высота – 3,55 м;
Длина – 14,12 м;
Максимальная взлетная масса – 13500 кг;
Масса пустого самолета – 6250 кг;
Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 3000 кг;
Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 4170 кг;
Масса внутреннего топлива – 3500 кг;
Масса топлива в ПТБ – 3700 кг;
Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 9870 кгс);
Максимальная скорость:
- у земли - 1100 км/ч;
- на высоте - 1150 км/ч;
Боевой радиус действия - 520 км;
Практическая дальность - 3825 км;
Экипаж – 1 человек.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.7

Harrier GR.Mk7 является самой распространенной моделью «Харриера» стоящей на вооружении Королевских ВВС. Данный самолет совместно изготавливают «British Aerospace» и «McDonnell Douglas». Великобритания сперва вышла из совместной программы Harrier, однако затем вернулась. Британским ВВС требовались 94 машины, а США - более трехсот. «British Aerospace» - младший партнер и отвечает за выполнение 40% работ по машинам, предназначенным для Испании и США, и 50% для британских самолетов. ВАе занималось изготовлением стабилизатор, хвостовую и центральную секции фюзеляжа, а также рули направления и кили самолетов. Так-же компания выполняла финальную сборку британских машин.

Специалисты «McDonnell Douglas» разработали для самолета полностью композитное крыло что позволило снизить на 150 кг его массу. Суперкритический профиль крыла, которое имеет большую относительную толщину, позволил увеличить запас топлива. Крыло AV-88 самый крупный единый композитным элемент конструкции, когда-либо примененным на боевом самолете. Верхнюю части крыла выполнили съемной для доступа к внутренним отсекам. Однощелевые закрылки более крупные, в корневой части крыла имеются наплывы.

Harrier GR.Mk7 ВВС Великобритании получили двухконтурные турбореактивные двигатели Rolls-Royce Pegasus Mk 105 (тяга 95,6 кН). Для устранения гироскопического эффекта валы двигателя вращаются в противоположных направлениях. Стабилизация самолета обеспечивается клапанами-соплами газодинамической системы управления, расположенными в хвостовой и носовой частях а также на законцевках крыла. Установленные на Harrier GR.7 передняя пара поворотных сопел имеющих новую конструкцию, модифицированные воздухозаборники и система повышения подъемной силы позволили получить прирост в тяге.

Также Harrier GR.Mk 7 получил модернизированную авионику и ИК-систему переднего обзора. GR.Mk 7 оснащается помехоустойчивыми радиосвязной системой GEC Avionics АDЗ500 и системой гасопознавания Cossor IFF 4760. Индикатор движущейся карты компании «Ferranti» оставили. Автомат отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-40 смонтирован внизу хвостовой части фюзеляжа, в пилоне размешен дополнительный автомат BOL. В носовой части под обтекателем находится ИК-система переднего обзора.

На тактический ударный истребитель установили новую 25-миллиметровую пушку ADEN, разработанную государственным оружейным арсеналом «Royal Ordnance». Меньшая скорострельность компенсировалась размещением двух пушек. Пушка – револьверного типа имеет вращающийся барабан с патронниками. Скорострельность – 1650-1850 выстрелов в минуту. Одним из основных средств поражения самолетов Harrier стали кассетные боеприпасы Hunting 8L755. 227-килограммовый контейнер-кассета содержал 147 суббоеприпасов (кумулятивно-осколочные бомбы малого калибра) размещенных в семи отсеках. Кассета раскрывалась при помощи пиротехнических зарядов, а суббоеприпасы с определенными интервалами выталкивались пневматическим механизмом из ее цилиндрических отсеков.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 14,53 м;
Размах – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Высота – 3,55 м;
Силовая установка – 1 ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk 105;
Тяга - 95,6 кН;
Масса пустого – 6336 кr;
Максимальная взлетная масса – 10410 кr;
Общий запас топлива – 8858 л
Максимальная скорость на большой высоте – 1041 км/ч;
Максимальная скорость на малой высоте - 1065 км/ч
Практический потолок - 15240 м;
Разбег при укороченном взлете – 435 м;

Боевая дальность:
- при вертикальном взлете – 277 км;
- при взлете с коротким разбегом – 2722 км;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение: две пушки Aden калибра 25 мм (общий боезапас 400 патронов);
Девять узлов подвески: 1 под фюзеляжем, 4 под каждым крылом;
Максимальная боевая нагрузка:
- при вертикальном взлете – 3 тонны;
- при взлете с коротким разбегом - 4170 кг;
На двух узлах впереди подкрыльевых стоек шасси – пусковые установки для управляемых ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух».
На других узлах могут подвешиваться:
4 управляемых ракеты AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»;
4 AIM-120 AMRAAM или AIM-9 класса «воздух-воздух»;



различные ПУ НУР и бомбы, а также контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.9

У программы ВВС Великобритании Harrier GR.9/9a имеется два основных элемента. Первый элемент – программа комплексного вооружения, рассчитанная на унифицированное использование широкой номенклатуры разрабатываемого/модернизированного высокоточного оружия. Второй – установка более мощного двигателя Rolls-Royce Pegasus Mk.107.

IWP формирует основу GR.9/9a. Программа строится на возможностях GR.7 через интеграцию систем вооружений Brimstone и Storm Shadow класса "воздух-поверхность". Ранее запланированная возможность применения управляемой ракеты "воздух-воздух" ASRAAM отвергли. Хотя использование этим систем высокоточного оружия основа IWP, Harrier GR.7 требуются и другие многочисленные улучшения для наиболее эффективного использования данного оружия. В основном это связано с необходимостью применять современную систему управления MIL-STD-1760, связанную с новым бортовым компьютером и программным обеспечением. Для высокоточного оружия также требуется использовать новую инерциальную навигационную систему GPS, которая может предоставлять ему навигационную информацию. На самолете устанавливается более информативная приборная панель и система оповещения об опасности сближения с землей.

Harrier GR.9 совершил первый полет в 2001 году. На вооружение принят в 2003 году. Существующие Harrier GR.7 планируется оснастить IWP и модернизировать до GR.9.

ВВС и ВМС Великобритании имеют по 2 эскадрильи оснащенных исключительно Harrier GR.9. Также имеется учебная эскадрилья, оснащенная двухместным вариантом машины, имеющим IWP но оснащенные менее мощным двигателем.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 14,30 м;
Высота – 3,55 м;
Размах крыла – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Масса пустого самолета – 6336 кг;
Максимальная взлетная масса – 14060 кг;
Двигатель – Rolls Royce Pegasus Mk.107;
Тяга – 10795 кгс;
Максимальная скорость у земли – 1086 км/ч;
Максимальная скорость на большой высоте – 1198 км/ч;
Перегоночная дальность – 3640 км
Боевая дальность с подвесными топливными баками – 2700 км;
Боевая дальность при взлете с коротким разбегом – 1800 км;
Боевая дальность при вертикальном взлете – 280 км;
Экипаж – 1 человек.
Вооружение:
две пушки Aden калибра 30 мм (боекомплект одной пушки 200 патронов).
Максимальная боевая нагрузка – 4900 кг;
Девять узлов подвески:
6 воздух-воздух AIM-120 AMRAAM или AIM-9;
4 управляемых ракет Brimstone или AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»;
4 ПКР SeaEagle или AGM-84 Harpoon;
2 бомбы AGM-62 Walleye с оптическим наведением;
2 контейнера с пушками калибра 30 мм;
различные бомбы, контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой, ПУ НУР;
крылатые ракеты Storm Shadow.


Подготовлено по материалам:
http://warplane.ru
http://www.airwar.ru
http://www.planers32.ru
http://vooruzenie.ru
http://www.dogswar.ru
http://military-informer.narod.ru
http://www.nato-aviation.ru