Изучая текст, будь то художественный роман, научная диссертация, памфлет, стихотворение, анекдот, первое, чем задается читатель, перебирая слова и предложения, - о чем здесь написано, что хотел выразить автор набором именно этих слов? Когда сочинителю удалось полностью раскрыть свой замысел, понять его нетрудно, основная мысль текста понятна уже в процессе чтения, и лейтмотивом проходит через все повествование. Но когда идея сама по себе эфемерна, да еще выражена не буквально, а метафорами, образным описанием, понять автора бывает довольно трудно. Каждый читатель увидит в главной идее текста что-то свое, близкое, в зависимости от его мировоззрения, уровня положения в обществе. И весьма вероятно, что узнанное и понятое читателем будет далеким от такого понятия, как основная мысль текста, которую пытался вложить в произведение сам автор.
В большинстве случаев общее впечатление складывается еще до того, когда прочитана последняя фраза, а высокие идеи сочинителя, с которыми он принимался за работу, остаются непонятыми или до конца непознанными. В этом случае обывателю очень трудно понять восторги своих приятелей или положительные рецензии уважаемых экспертов на это произведение. Недоумение по поводу того, что кто-то в нем нашел что-то особенное, а кто-то нет, способно в лучшем случае озадачить, в худшем - сформировать некий Последнее касается особо впечатлительных читателей, а таких немало. На произведения, вызвавшие полярные отзывы, стоит обратить особое внимание и понять, чем эти впечатления вызваны.
Необходимо определить основную мысль текста. Какэто сделать? Для начала следует ответить на несколько вопросов: «Что хотел выразить и донести до читателя автор в своем произведении, что заставило его взяться за перо?» Определить задачи, которые ставил перед собой писатель, журналист или публицист, можно, опираясь на сопоставление времени написания текста и времени, куда перенес автор события, в нем описанные.
Довольно характерным примером этого метода познания является бессмертное и гениальное произведение Михаила Булгакова «Собачье сердце». В каждом предложении, цельном отрывке - аллегорическое отношение писателя на происходящие в стране события после революции 1917 года. Здесь тема и главная мысль текста завуалированы под неправдоподобное превращение одной живой особи в другую под воздействием вмешательства внешних факторов. Отношение Булгакова к глобальным преобразованиям в государстве и умах его граждан выражены как нельзя более точно и откровенно. Он донес до читателя свою позицию через стилистическую подачу текста, освещение всего круга проблем, возникших в стране на тот период, на примере частной жизни обитателей отдельно взятой квартиры и их отношениях с окружающими. Сопоставив важные и второстепенные события, описанные в повести и происходящие в стране, понять, как найти основную мысль текста можно через изложение этих событий автором.
Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный - внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.
К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.
Итак, вернемся к общему правилу определения основной мысли текста. Перечитав произведение два-три раза, если возможность, желание и необходимость этого требуют, важно точно понять, о чем в нем идет речь и пересказать его суть. Иногда главное в тексте скрыто наслоением чрезмерно пышных и цветистых фраз, все зависит от стиля подачи темы автором. Но если удалось сформулировать главное одной короткой и лаконичной фразой, значит, автору удалось донести до читателя свое отношение к описываемым событиям или героям.
Иногда главная мысль произведения заложена в его оглавлении. Встречается это довольно часто. Порой название является ключом ко всему произведению, и в этом случае метод, как определить основную мысль текста,заключается в выражении развернутой Например, тема романа Николая Чернышевского «Что делать?» определяется прямым ответом на поставленный вопрос в его оглавлении или в характерных главах, описывающих сны Веры Павловны. В названии романа в конце словосочетания и есть ключ к поиску основной мысли. Если в названии текста есть собственные имена, отношение к ним, сложившееся после прочтения, - тоже ключи определения главного в изложенном.
И напоследок, еще один характерный способ того, как определить основную мысль текста.Для этого необходимо понять, какие выводы из того, о чем шло повествование, делает сам автор. Это может быть оформлено как некий итог, к которому автор вел читателя, и в конце произведения несколькими фразами подвел черту под своей идеей. На примере морали в баснях видно, что в подобных случаях главная мысль определена самим автором, а читателю остается либо согласиться с нею, либо нет.
Текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. В отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). Навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. Большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. Таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Есть и более «сложная» формулировка данного определения. Текст – это последовательное объединение предложений, которое представляет собой смысловую, содержательную и структурную целостность.
Текст обла дает определенным набором признаков . Так, к основным признакам текста относятся:
1) тема и основная мысль.
Тему и основную мысль часто путают, а иногда и вовсе считают, что это одно и то же понятие. Тема – более абстрактное явление , попросту говоря, тема текста – это то, о чем говорится в тексте . Основная мысль – это авторское видение темы, т.е. то, как именно автор интерпретирует тему . Основная мысль – это более индивидуализированная категория.
Вспомните тургеневское стихотворение в прозе «Воробей» . Уже в самом заглавии мы «читаем» тему – рассказ пойдет о воробье . Но как видит своего маленького героя И. Тургенев? В каких словах заключается основная мысль текста? «Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Посмотрите, как героический поступок воробья трансформировался в рассуждение о вечном, о глобальном, о сути человеческой жизни.
Тема текста раскрывается через подтемы . Чтобы безошибочно определить подтемы одной темы, можно представить структуру нашего теста . Например, текст с темой «Осень» может содержать подтемы «Осенний лес», «Осеннее озеро», «Осенние хлопоты человека», «Перелет птиц» и др. Условно говоря, подтемы – это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом «Тема».
Отбор подтем обеспечивает полноту раскрытия темы.
Тему текста чаще всего мы можем найти в заглавии , основную же мысль текста лучше искать в самом тексте – определить те слова, где автор раскрывает собственную – уникальную – точку зрения на вопрос.
2) тематическое единство (все предложения, раскрывающие тему и основную мысль);
3) смысловая цельность (все предложения от начала до конца подчинены одной теме);
4) связность (все предложения в тексте связаны друг с другом последовательной или параллельной связью).
Средствами связи предложений и частей предложений в тексте являются однокоренные слова, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова, местоимения, союзы и др.
Важный признак текста – его последовательность . Последовательность предложений в тексте обусловлена авторским видением вопроса: как автор представляет себе раскрытие придуманного им сюжета?
Но это не значит, что все действия во всех текстах мира происходят последовательно, т.е. следую друг за другом. Например, в текстах-повествованиях чаще всего события излагаются именно так – последовательно ; в текстах-описаниях свойства описываемого предмета или живого существа могут подаваться как последовательно , так и одновременно ; в текстах-рассуждениях мысль излагается последовательно . А современные модернистические и постмодернистические тексты и вовсе ломают все правила – как в области смысла, так и в области формы.
Последовательность как признак текста реализуется в композиции . Традиционно в тексте выделяется вступление, основная часть и заключение. Основную часть мы можем разделить на начало действия, кульминацию и конец действия. Эта схема – стандарт, но это не значит, что каждый текст будет иметь именно такую структуру – ведь нам известны произведения с двумя кульминациями и даже вовсе без них.
Важно, чтобы текст был завершенным . Завершенность текста обеспечивается наличием в тексте зачина, средней части и концовки .
Еще один значимый признак текста – это его развернутость . Развернутость текста обеспечивает наиболее объемную, наиболее полную передачу задуманного. Снова-таки отметим, что развернутость – это характерный признак текста. В некоторых современных произведениях текст состоит из одного предложения или даже одного слова: развернутость мысли в ее традиционном понимании здесь сомнительна, но это вовсе не значит, что этот текст заведомо ущербен.
Остались вопросы? Не знаете, какими признаками обладает текст?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Тема:
Цели: формировать понятия «тема текста», «основная мысль текста», умение определять тему и основную мысль текста; развивать умение решать орфографические задачи, устную и письменную речь учащихся; коммуникативные способности учащихся; воспитывать интерес к предмету; дисциплинированность, привычку делового сотрудничества; аккуратность письма в тетради.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, раздаточный материал (карточки с предложениями)
ХОД УРОКА:
Здравствуйте. Садитесь. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Им интересно увидеть, как мы умеем работать на уроке, как умеем себя вести и что мы знаем по русскому языку.
II. Психологический настрой.
На доске табличка:
Мы с вами начинаем урок. А каким по вашему должен быть урок? К каждой букве подберите слово, связанное с уроком. (Варианты ответов детей : интересным, познавательным, необычным).
Кто обычно ведёт урок? (Учитель).
А кто ему помогает? (Ученики).
На доске появляется вторая табличка «УЧЕНИКИ» и буквы В Д А.
- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? (Внимательными, думающими, дисциплинированными, доброжелательными, активными).
Молодцы! Вот на такой эмоциональной ноте и начнём наш урок.
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
III. Минутка чистописания.
Напомните, что проведём в начале урока? (Минутку чистописания ).
Для чего проводится минутка чистописания? (Высказывания детей ).
Предлагаю повторить написание одной из данных букв в сочетании с другими буквами и элементами.
Показ учителем с объяснением написания:
Пишу строчную букву а в сочетании с надстрочной петлей и буквой о . Напишите до конца строки.
IV. Словарная работа.
А теперь для повторения словарных слов, напишите цифровой диктант.
На доске появляется таблица с кодом.
Альбом, вокруг, город, арбуз, весело, горох, барсук.
Найдите сумму. Если у вас получилось 11, значит вы выполнили работу правильно, если получилось другое число - надо повторить словарные слова.
А зачем нужно знать словарные слова? (Высказывания детей ).
Для знакомства с новым словом, предлагаю сыграть в игру «Третий лишний». Из данных слов выберите лишнее, объясните свой выбор:
Какое слово новое? (мороз ).
Запишите новое слово. Поставьте ударение. Выделите букву, которую надо запомнить.
Учитель делает запись на доске:
Словарь: м о роз.
V. Постановка темы урока.
Послушайте внимательно.
Учитель читает текст.
Пришла настоящая зима. Ударил сильный мороз. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Реки, озера покрылись блестящим льдом. Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами, с коньками на лед.
Что я прочитала? (Текст ).
Как вы догадались? (Несколько предложений связаны по смыслу ).
А кто может определить тему урока? (Текст ).
Мы сегодня продолжим разговор о тексте, теме и основной мысли текста.
Чему должны учиться? (Определять тему и основную мысль текста).
VI. Работа над новой темой.
Внимание на экран. Тебе известна игрушка ПИРАМИДКА?
Как она устроена?
(Колечки насаживаются на стержень ).
Если колечки перепутать, пирамидка будет некрасивая.
Вот и в тексте есть такой стержень. Это основная мысль.
На экране запись:
Прочитайте. Это текст? Почему?
Запишите предложение.
Как превратить эту мысль в текст? (Высказывания детей ).
Откройте учебник. Упр. 241. Прочитайте предложения и выберите те, которые продолжают записанную мысль. (Учащиеся читают выбранные предложения ).
Почему вы выбрали это предложение? ПРЕДСТАВИТЬ НА ЭКРАНЕ В ВИДЕ ПИРАМИДКИ.
То о чём говорится в тексте, это его тема. Определите тему вашего текста. (Подготовка к зиме ).
Запиши выбранное предложение в тетрадь.
Прочитайте важную информацию на стр. 111.
Влад, прочитай вслух эту информацию.
То, о чём говорится в тексте, - это его тема . То, что об этом хочет сказать автор, - главная мысль текста. Тема и главная мысль - это стержень текста.
Что же такое тема текста?
Что такое основная мысль?
VII. Физминутка.
А теперь немного отдохнём. Знакомая нам тётушка Сова приготовила музыкальную паузу. Повторяйте за героями.
Фрагмент из серии «Уроки тётушки Совы».
Садитесь.
VIII. Работа в группах.
Предлагаю работу в группах. У вас на столах карточки с предложениями, клей, чистый лист.
Попробуйте из этих предложений составить текст.
Приклейте на лист предложения в нужном порядке.
Проверка по образцу.
Прочитай текст, который получился.
Какая группа справилась с заданием без ошибок?
Если допущена ошибка, уточнить, где нарушена основная мысль.
Определите тему текста. (Зима ).
А какая главная мысль? (Помощь птицам ).
Молодцы!
IX. Физминутка для глаз.
Музыкальная физминутка «Снежинки».
IX. Творческая работа.
Составьте и запишите свой текст из двух, трёх предложений о зиме.
Прослушать несколько текстов. Определить тему и основную мысль.
Молодцы. Вы сочинили очень интересные тексты.
X. Итог урока.
Чему учились на уроке?
Зачем уметь определять тему текста?
XI. Рефлексия.
Спасибо вам за работу. Урок окончен. До свидания.
ученик
В Д А
урок
И П Н
А - 1
О - 2
1 2 2 1 2 2 1
Москва
ворона
Россия
воробей
мальчик
девочка
заяц
собака
мороз
Тема и основная мысль текста.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Птицы ищут пищу.
Зимой птицам нужна забота.
Наступила морозная зима.
Наступила морозная зима.
Птицы ищут пищу.
Я сыплю в кормушку разные семена.
Зимой птицам нужна забота.
Тема и основная мысль текста.
13. Прочитайте.
Два молодых петушка подрались, и один победил. Побеждённый забился под сарай. Победитель взлетел на крышу и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку! Откуда ни возьмись ястреб: схватил крикуна и унёс к себе на ужин.
(К. Ушинский)
14. Прочитайте. Докажите, что данные предложения не составляют текст.
В наших лесах живут лоси. Ласточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж. У реки расцвели незабудки. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.
15. Прочитайте.
С кем поведёшься,
от того и наберёшься
Простой цветочек дикий
Попал в один букет с гвоздикой.
И что же? От неё душистым стал и сам.
Хорошее знакомство - в прибыль нам.
(К. Ушинский)
16. Прочитайте заголовок и текст.
Тащил муравей щепочку. Вдруг начался дождь. Залез муравей в старый пень, а щёлку щепкой прикрыл.
Столкнул тогда муравей щепочку в воду и поплыл на ней, как по лодочке. Так до своего муравейника и доплыл.
(В. Степанов)
17. Прочитайте. Почему так говорят?
Сентябрь без плодов не бывает.