Как зарабатывают деньги сельские клубы. Как должен выглядеть современный сельский клуб

РЕОРГАНИЗАЦИЯ за последние 5 лет калинковичских клубов коснулась, но некоторые переформатировались: стали клубами-библиотеками. Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Инна Губар объясняет:

— Оптимизация сети клубных объектов на селе - вопрос не простой. С одной стороны, смотрим на экономическую составляющую, с другой - прислушиваемся к мнению жителей. Они весть о том, что СДК может закрыться, воспринимают болезненно. Если видим, что клуб невостребован (причина, как правило, неблагоприятная демография), берем непопулярный объект культуры на карандаш. Затем наблюдаем и принимаем решение: либо объединить его с большим СДК, либо закрыть.

С экономической точки зрения, подход разумен: культура - тоже бизнес. Потратиться на аппаратуру, коммунальные расходы и ремонт, выдать зарплату персоналу - финансовая нагрузка, которую несет районный бюджет. Кстати, заработки культработников (которые меньше, чем в образовании и медицине) в прямой зависимости от прибыльности их деятельности. Как показал личный мониторинг, в Калинковичском районе в лучшем случае культработник зарабатывает в месяц 3,5 миллиона рублей. С учетом премий, доплат. Негусто. А с чего взять, если стоимость билетов на концерты и дискотеки не больше 10 тысяч, доходы от продажи поделок декоративно-прикладного творчества, шоу-программ, культурно-массовых акций скромны. Дотации со стороны местных властей невелики. Руководители Золотушского СДК и Центра фольклора в Березовке на деликатный вопрос о зарплате отвечают: привыкли, когда «культуру финансируют по остаточному принципу». Нередко на призы для зрителей, костюмы и инструменты, а то и обои и шпатлевку для косметического ремонта культработники выкраивают из своих и без того невысоких зарплат. Это справедливо?

Деньги - на сцену!

Кадры, как бриллианты

Штаты клубов выстроены по универсальной формуле: директор, художественный руководитель, технический работник. Золотушский СДК в этом смысле преуспел больше Березовского: им повезло заполучить в штат молодого художественного руководителя, способного и энергичного.

Эдуард Ковальчук - учитель музыки. В деревню приехал вместе с женой после отработки по распределению в Наровлянском районе. Не смогли обосноваться там из-за сложностей с жильем. А в калинковичской деревне поиск работы завершился покупкой долгожданной недвижимости. Эдуард доволен:

Родили детей, сад посадили. Для комфортной жизни в Золотухе есть все условия. Но главное - работа.

На молодого худрука в СДК нарадоваться не могут: 29-летний Эдуард - «локомотив» в культурной жизни деревни. Оживить номер или сценарий, выбрать репертуар и хорошую музыку на дискотеку - с проектом любой сложности справится Ковальчук. Еще успевает курировать кружки по интересам: драматический, декоративно-прикладного творчества, вокальный. На все находит силы и время.

Березовскому центру фольклора с поисками столь ценных кадров пока не везет. Полина Лапатик понимает, что рано или поздно придется оставить свое «хозяйство», передать все ценное, что добыла в этнографических экспедициях:

Будем реалистами: молодежь в сельскую культуру не рвется. Цену себе знает, а абы кого руководить клубом не поставишь: без таланта делать в учреждении культуры почти нечего. Особенно в век новых технологий, когда сельчанам стали доступны Интернет, домашние кинотеатры, караоке.

«Это наш клуб. Еще и платить?»

Не секрет, что львиная доля доходов сельских ДК - дискотеки. С каждым годом зарабатывать на них все сложнее, танцы стали проводить не несколько раз в неделю, а один. Да еще и сократили время дискотеки - с пяти часов до трех. Плюс ужесточили законодательство: молодежь до 18 лет может находиться в клубе до 22.00. Как же им «поклубиться», если на танцпол запускают в девять вечера, а через час просят его покинуть? Если работники СДК до указанного времени не выдворили из клуба несовершеннолетних, на учреждение культуры налагается штраф. Хоть паспорт при входе в клуб никто не обязан предъявлять, завклубом или худрук приблизительно знают, кто на танцах какого возраста.

Уроки современного порядка на сельской дискотеке усвоила Полина Лапатик из Березовки. Несколько раз даже санкции к худруку применяли, когда приехавшая проверка обнаружила несовершеннолетних в клубе после 22.00. Полина Павловна вспоминает:

На свой страх и риск разрешила 11-классникам остаться на танцполе после десяти вечера. За доброту поплатилась. Теперь иду на принцип.

В Золотушском СДК та же проблема. Директор Дома культуры разводит руками. Худрук Эдуард Ковальчук предлагает проблему решить другим путем: проводить танцы на несколько часов раньше 22.00. Но в дневные часы молодежь (особенно в теплую пору года) нередко занята на подворьях и приусадебных участках, раньше восьми вечера с домашними делами мало кто справляется.

Культработники вообще бьют тревогу: чем доступнее сельчанам развлечения вне клуба, тем сложнее заманить их в СДК. Зачем, к примеру, идти на фильм, который привозит киновидеоустановка, когда можно его скачать в Интернете? Или почему бы дома не попеть под караоке, купив нужный диск с «минусовкой»? Полина Лапатик делится:

В дни концертов иногда мне несется вслед: «Это наш клуб. Почему мы должны платить за концерт?» В этой связи вспоминается поездка в Польшу на фестиваль, когда там меня попросили дать мастер-класс по игре на «бердачцы». Для поляков инструмент был в диковинку, особенно когда они узнали, что в его основе деталь от ткацкого станка. Час рассказывала о корнях самобытного шумового инструмента, в каких композициях его используем. По окончании мастер-класса выхожу, а организаторы мне по ведомости 200 злотых протягивают. Удивилась, ведь Америки на музыкальном уроке я не открыла. Мне объяснили, что за любой урок или выступление у них принято платить. Причем любому самодеятельному артисту. У нашей публики исключительно потребительское отношение к культработе. Не хотят сельчане понимать, что, отдавая деньги за концерт, они платят за конкретную работу.

Вместо послесловия

Возвращалась из Калинковичей со смешанными чувствами.

С одной стороны, радостно, что в сельской культуре работают люди, преданные своему делу, которое не подпитывается астрономическими зарплатами. Наоборот. Чтобы содержать учреждения культуры, свою копейку им не жалко вложить в ремонт.

С другой стороны, стыдно за то, какими мы стали. Нонсенс: в клуб людей клещами не затянуть! И дело не столько гаджетах, изобилующих в нашей жизни, сколько в нерасторопности и неподъемности нас самих. Ленимся прочесть актуальную книгу, сходить в кино или на концерт, позволяем себе возмущаться, когда за концерт на площадке СДК придется заплатить. Чем хуже самодеятельные артисты столичных? Ведь на концерт или спектакль, который ставят профессионалы - из районного, областного и других центров, покупаются билеты, - на стоимость которых роптать не приходится. Возможно, к процессу поощрения людей, задействованных в сельской самодеятельности, могут подключиться администрации предприятий. Ведь если человек на сцене, в культуре, он и работать будет с большим интересом, аккуратнее, соблюдать трудовую дисциплину.

Хорошо бы привлечь в клубную систему и меценатов, благо законодательно у нас есть преференции для бизнеса, который спонсирует культуру. Есть возможность создавать попечительские советы, которые курируют театры, филармонии, музеи… Но, к сожалению, пока с практикой создания таких советов сталкивалась на уровне крупных центров культуры. Мне кажется, сами клубы могут заручиться финансовой поддержкой спонсоров, инициировать процесс денежных вливаний. Кто они - потенциальные спонсоры? Знаменитые уроженцы из деревень, которые успешны и хотят оставить на родной земле память о себе. Благодаря им отстраиваются в селах церкви, появляются в местных краеведческих музеях уникальные экспонаты.

На ум приходит яркий пример из деревни Ревятичи Березовского района. Один из ее уроженцев постоянно поддерживает и школу, и СДК, и сельсовету помогает со строительными материалами. Или еще пример: Ржавская библиотека Славгородского района. Ее ведь тоже на свои деньги создал и снабдил книгами знаменитый земляк.

Основываясь на услышанном и увиденном, пришла и к выводу, что целиком перекладывать всю ответственность за развитие сельских учреждений культуры на профильное Министерство культуры как на главный регулятор в сфере искусства не слишком справедливо. Ведь в ручном управлении СДК находятся у управлений культуры обл- и райисполкомов. Это в чистом виде менеджмент на микроуровне, только в арт-сфере. Лучше, чем органы местной власти, проблемами клубов не владеет никто. Эффективные управленческие решения - и по оптимизации, и по кадрам, и по материальному обеспечению - должны вызревать и претворяться в жизнь именно на местах.

Триединая модель, по которой строится сельская культура, проста: центр - клуб - зритель. Но как держать ее в балансе, чтобы связь между звеньями этой цепи не прерывалась? Одними энтузиастами культуры в клубах эту цепочку не укрепишь. Начинать нужно с себя, с культуры личности. Ведь то, как мы одеваемся, что говорим, как себя ведем дома, в общественных местах, какие книги читаем и читаем ли… Это все наша культура. «Забаррикадироваться» своими привычками, бытом, во всем видеть только финансовую подоплеку - неуважение по отношению к собственной судьбе. Не хлебом единым жив человек, а душа всегда будет тянуться к прекрасному. И старый добрый сельский клуб на пути культурного обогащения - мощный маяк.

Характеристика работы любительского объединения

клуба «ВЕТЕРАН»

Уже на протяжении 6 лет в МБУК «Умётский РДК» действует клуб «Ветеран», который решает вопросы культурного досуга ветеранов рабочего посёлка Умёт.

Руководитель клуба «Ветеран» - Власова Оксана Викторовна.

Председатель клуба- Жукова Таисия Владимировна.

Совет клуба - 3 человека

Состав клуба : граждане пожилого возраста, являющимися активными участниками мероприятий и благодарными зрителями. Именно поэтому клуб «Ветеран» - одно из самых многочисленных клубных формирований дома культуры, его состав около 30 человек.

Пожилые люди выступают хранителями нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, опорой семьи. Поэтому возникла потребность организовать досуг этой категории граждан, создать возможность для общения с единомышленниками. Это любительское объединение, в котором люди старшего поколения чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива,

Ведь именно здесь за чашкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года. А за душевной беседой, как правило, появляются новые друзья.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Есть среди членов клуба и свои композиторы и поэты. Участники клубной самодеятельности постоянно задействованы в районных праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроением и шумными песнями эти люди создадут праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Ветеран»!

Основными задачами клуба являются:

Реализация творческих и организаторских способностей его членов, их потребности в общении;

Организация содержательного досуга путём заседаний внутри клуба, подготовки и проведении культурно- массовых мероприятий для широкого зрителя.

Свою работу клуб «Ветеран» осуществляет по ежегодно разработанному плану. Клуб «Ветеран» -это самостоятельное любительское объединение. Клуб осуществляет свою деятельность совместно с организациями: ветеранской организацией р.п. Умёт, центральной межпоселенческой библиотекой, краеведческим музеем.

В свой план работы клуб «Ветеран» включает мероприятия из районных долгосрочных программ:

По патриотическому воспитанию «Компас памяти», «Памятные дни России».

По эстетическому воспитанию «Мир красотой спасётся»

- «За здоровый образ жизни»

В рамках данных программ были проведены следующие мероприятия:

Митинг посвящённый Дню Победы, огонёк «Была война, была Победа».

Творческий вечер Умётской поэтессы Л. А. Майской «Я с этой музой родилась», встреча с почётным гражданином Умётского района Шароватовым П. В. «Люди и судьбы».

Занятия в клубе «Ветеран» проводятся по различным творческим направлениям: Хоровое и сольное пение, декламация стихов и конферанс.

В клубе регулярно проводятся «Огоньки», посвящённые различным праздникам и памятным датам. Частым гостем на этих встречах является почётный гражданин р. п. Умёт, ветеран труда – Шароватов П. В. ,почётный гражданин р.п.Умёт,ветеран труда –Кадыков Н.А.

Устные журналы, «Добрые советы для вашего здоровья»,

« Эликсир молодости»

Тематические вечера: «И выстояли и победили», Живые родники».

Конкурсно - развлекательные программы: «Жили, были дед и баба», «Самый классный –Дед»

Клуб «Ветеран» принимает активное участие во многих мероприятиях:

Вечер семейного отдыха «Семья –убежище души»,огонёк «Не стареют душой»,огонёк «Я женщина и имя мне любовь»,вечер «Каждый возраст подольше длиться,любой хорош,но лучший впереди»,День семьи,любви и верности»,праздник-«Сердце материнское,думы бесконечные»,встреча с поэтами «Так рождаются стихи»,вечер –встреча «Спас –яблочко припас»,вечер-концерт «Песни, военных лет»,творческий вечер «Я с этой музой родилась», рождественские посиделки «Зимние святки».





Клуб «Ветеран» в 2012 году стал победителем областного смотра –конкурса клубов по интересам и любительских объединений в номинации «Лучший клуб ветеранов».


Программа строительства сельских клубов реализуется в республике успешно, но вновь построенные учреждения культуры зачастую оказываются недозагруженными.

Нерешенных проблем в социальной сфере еще хватает, и Татарстан в этом смысле не исключение, поэтому четыре года назад, думается, никто бы не упрекнул Президента Рустама Минниханова, если бы вместо программы строительства сельских клубов в республике был запущен какой-то другой, не менее значимый социальный проект.

Однако в 2012 году в Татарстане стартовала именно эта программа – «Сельские клубы», в рамках которой к настоящему времени построено 184 многофункциональных культурных центра (в среднем по одному в год в каждом муниципальном районе) на общую сумму 2 млрд рублей. Программа беспрецедентная, учитывая, что последняя волна массового строительства сельских клубов в нашей стране наблюдалась еще во времена «развитого социализма». В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях.

Напомним, что строительство новых клубов велось по нескольким типовым проектам. В каждом конкретном случае при выборе проекта учитывался целый ряд факторов – перспективность села, наличие здесь школы, спортивного зала, библиотеки и т.д. Особое внимание было уделено требованиям пожарной безопасности и доступности учреждений культуры нового типа людям с ограниченными возможностями. В среднем строительство одного клуба обходится бюджету республики в 100 млн рублей.

В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры. Больше того, татарстанский опыт рекомендован Министерством культуры РФ для распространения в других российских регионах. Поэтому не удивительно, что недавнее заявление министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина о том, что вновь построенные сельские клубы недозагружены и работают в полсилы, произвело эффект разорвавшейся бомбы. По его словам, в среднем здесь проводится по три мероприятия в неделю и только 16 процентов жителей вовлечены в работу клубных формирований. Таковы результаты необъявленных выездов сотрудников Министерства культуры в сельские клубы, построенные в 2013–2014 годах. Впервые они были озвучены министром на итоговой коллегии ведомства, а затем стали поводом для обсуждения деятельности сельских учреждений культуры на республиканском совещании с участием Президента Рустама Минниханова.

В частности, под прицелом критики оказались Новошешминский, Нурлатский, Зеленодольский, Тукаевский и Алькеевский районы, где лишь 7–8 процентов сельчан нашли себе занятие по душе и протоптали тропинку к сельскому клубу. Также недотягивают даже до средних показателей Муслюмовский, Тукаевский и Апастовский районы. Здесь сельскими учреждениями культуры проводится от силы 1–2 мероприятия в неделю. А в селе Тюбяк-Чекурча Арского района, куда проверяющие нагрянули в субботу вечером, новенький клуб и вовсе оказался на замке. Темными окнами встретил их очаг культуры и в селе Сахаровка Алексеевского района.

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры

По всей видимости, это и стало последней каплей… Услышав, что в выходной день не работает практически каждый пятый сельский Дом культуры, Рустам Минниханов возмутился: «Какой толк от строительства клуба, если он в субботу вечером закрыт? Жизнь на селе и так не сладкая, а мы лишаем людей культурного досуга». Клубы должны быть не просто построены и сданы, там должна вестись соответствующая работа, потребовал в очередной раз Президент и поручил Счетной палате РТ организовать проверку деятельности сельских учреждений культуры. «Мы должны знать, зачем вкладывали туда деньги», – заявил Рустам Минниханов.

По информации Минкультуры, обеспеченность клубных учреждений республики специалистами в настоящее время составляет всего 56 процентов, и, по мнению Айрата Сибагатуллина, это одна из главных причин недостаточной загруженности сельских клубов. То есть практически каждый второй клубный работник не имеет специального образования, а следовательно, и четкого представления о том, как грамотно организовать работу сельского клуба с учетом современных реалий, когда даже деревенские бабушки знают слово «Интернет» и с удовольствием общаются по «Скайпу» с живущими в городе родственниками. А что сегодня им может предложить сельский клуб? В лучшем случае – посиделки с вязанием… Еще одно «дежурное блюдо» – концерт художественной самодеятельности, местной или из соседнего района. Конечно, профессиональные артисты из Казани тоже приезжают, и тогда аншлаг в сельском клубе обеспечен, но это случается не так часто, как хотелось бы.

О молодежи и говорить нечего. Сегодня ее даже дискотеками в клуб не заманишь. Вернее сказать, если у молодых людей есть выбор – пойти на дискотеку в сельский клуб или проехать 10–15 километров до райцентра (а уж один автомобиль, пусть и отцовский, на компанию из трех-четырех человек сейчас всегда найдется), где на той же дискотеке собирается человек сто, то многие предпочитают именно этот вариант, чем идти в клуб, где топчется под музыку от силы с десяток подростков.

При всем том сельские учреждения культуры, судя по отчетам, по многим показателям демонстрируют устойчивую положительную динамику. В частности, по количеству созданных здесь клубных формирований – кружков, студий, ансамблей и прочей самодеятельности. То есть клубы работают, и зачастую весьма активно, но, как правило, в довольно узком и традиционном направлении. В первую очередь это все, что связано с темой сохранения нематериального культурного наследия. Дело, безусловно, нужное и увлекательное, особенно для тех, кто не просто любит фольклор, но и сам поет, танцует, сочиняет частушки и т. д. Однако, во-первых, не каждому такие таланты даны природой, а во-вторых, далеко не всем это интересно. Что поделаешь, люди-то разные! Не говоря уже о том, что большинству взрослых сельчан просто недосуг ходить в клуб на спевки и водить хороводы.

Поэтому главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает! Другое дело, что пройдет два-три года – и сельские мальчишки и девчонки станут юношами и девушками, соответственно, претерпит изменения и круг их интересов. А значит, клубным работникам все равно не уйти от вопроса: чего хочет сельская молодежь?

Как ни покажется странным, сельская молодежь хочет того же, что и городская. И в первую очередь это общение со сверстниками. А вот посредством чего реализуется эта потребность – дискотек, совместного творчества или распития алкогольных напитков – это как раз вопрос культурных приоритетов. Но если у городской молодежи есть разные варианты культурного времяпрепровождения, то в сельской местности альтернативы клубу, в общем-то, нет. Поэтому сегодня как никогда важно переформатировать его деятельность таким образом, чтобы по возможности перенести реалии современного городского досуга на сельскую почву. Но это легко сказать.

Главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает!

Тем не менее, вероятно, имеет смысл вернуться к первоначальному значению английского слова club как свободному пространству для регулярных встреч и неформального общения людей с общими интересами – деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными. Одним из примеров такой организации досуга являются набирающие популярность в молодежной среде антикафе. Слово «кафе» известно всем, а приставка «анти» указывает на то, что это все-таки не точка общепита, а именно место для общения, где, однако, всегда можно выпить горячего чая или кофе. Но самое главное, человек вправе сам выбирать ту или иную форму культурного досуга в приятной, почти домашней обстановке. Здесь можно почитать книги и журналы, посмотреть видео с ноутбука, поиграть в настольные игры, а также проводить различные мастер-классы, лекции, викторины.

Если сельские клубы будут организованы по принципу «тайм клуба» или «антикафе» в плане предоставления комфортных площадок для общения и совместного проведения досуга, то как минимум это пробудит в людях здоровое любопытство, и они потянутся в клуб за новыми, необычными впечатлениями. В идеале же сама обстановка сельского клуба должна быть источником эстетических впечатлений и в хорошем смысле раскрепощать, давая выход творческой энергии и глубоко запрятанному, подзабытому чувству единства и культурной общности.

    Сама в свое время работала в сельской школе по распределению и хорошо знаю, что значит для селян клуб. Все зависит от его хозяина – заведующего. Он и ставки культработников сможет (или не сможет) пробить, и сам дипломированных культработников найти и увлечь их работой. И еще: если раньше говорили, что молодежь бежит из села от скуки и безработицы, то сегодня эти аргументы у болтунов выбили. Клубы есть, другое дело –наполнить их содержанием. Похоже, на это требуется новая госпрограмма.

Немало взрослых, занятых людей добровольно отдают свое время и силы сельскому клубу. Одни на общественных началах руководят музыкальным ансамблем. Другие готовят программы для дискотеки.

Однако у современного сельского жителя велика потребность попробовать свои силы и в других видах самодеятельности. К примеру, в спорте, в техническом творчестве, в реализации организаторских способностей. Ведь известно, что причины расхлябанности, безответственности, хулиганства, как правило, коренятся в устоявшейся привычке к праздности.

Полезными, интересными делами должно быть загружено и свободное время. Каждый очаг культуры должен обладать силой притяжения, расширять сферы своего влияния на сельскую молодежь.

Чтобы строить клубную работу на интересах каждого человека, надо хорошо знать сегодняшние потребности, вкусы и запросы людей. И даже предвидеть, какими они будут завтра. Богатый материал для этого может дать живая практика тех культпросветучреждений, тех любительских объединений, которые получили широкое признание молодежи.

Около 2 тысяч клубов и домов культуры насчитывается в селах Московской области. Но среди них встречаются еще и такие, которые не привлекают внимания сельских тружеников: в них неуютно, интересные мероприятия проводятся от случая к случаю.

Так, серьезно задумались в колхозе «Заветы Ильича» Домодедовского района, когда заметили, что, несмотря па хорошие условия труда, приличную заработную плату, молодежь подается в город. Провели социологическое исследование, выяснили: одна из причин того, что молодежь привлекают городские условия жизни,- культурные запросы, удовлетворить которые не смогли в родном поселке. На заседании парткома колхоза был составлен комплексный план политико-воспитательной работы, в котором наметили и меры по совершенствованию культурного обслуживания населения. Только за их реализацию стали отвечать уже не одни работники Дома культуры, как это было прежде, а в той или иной степени все общественные и хозяйственные организации. К тому же политико-воспитательную работу решили строить строго дифференцированно, не оставляя без внимания ни подростков, ни производственников, ни пенсионеров; наряду с массовыми формами обратились также к групповым, индивидуальным. Организовали несколько увлекательных объединений по интересам.

Из всего этого следует; там, где к культурным учреждениям и спортивным сооружениям относятся с должным вниманием и заботой, труженики полей и ферм, как правило, добиваются высоких результатов в повседневном труде.

Успех культурно-просветительной работы, безусловно, зависит от кадров, их профессиональной подготовки, умения понять запросы людей, найти увлекательные формы. К сожалению, многие сельские учреждения культуры испытывают острую нужду в специалистах. Особенно это ощутимо в Серебряно-Прудском, Шаховском, Ступинском, Коломенском и других районах области. Отсюда скука, а порой и пустота, царящие в клубах.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» призывает к поиску новых, интересных, полезных форм досуга. И во многих местах успешно находят эти формы, скажем такие, как посиделки за самоваром в Юркинском доме культуры и всевозможные мероприятия семейного клуба «Спутница» в Глебовском доме культуры Талдомского района. Всегда интересно, уютно, празднично бывает и в клубе деревни Лузгарино Шатурского района.

Необходимо и в дальнейшем совершенствовать деятельность предприятий досуга, призванных обеспечить активный отдых трудящихся, содействовать их идейно-нравственному воспитанию, культурному и физическому развитию. В этой ответственной работе важно полнее использовать тот опыт, который накопили лучшие культурно-просветительные и физкультурно-спортивные учреждения и организации. Один из таких добрых примеров имеется в Дмитровском районе Московской области.

Работники учреждений культуры этого района видят свой долг в том, чтобы оказывать партийным организациям совхозов и колхозов помощь в воспитании у сельских тружеников чувства рачительного хозяина земли. Клубы и библиотеки тесно увязывают свою деятельность с производственной жизнью коллективов. Одно из важнейших направлений этой деятельности - пропаганда сельскохозяйственных знаний. В результате содружества специалистов сельского хозяйства с культработниками в совхозах «Дмитровский» и «Останкино», например, вошли в практику дни науки и техники, в Подосинковском доме культуры открыт клуб молодых специалистов и рационализаторов; повсеместно работники культуры оказывают постоянную помощь животноводам, овощеводам, механизаторам в их профессиональной учебе.

Новым делом стало создание при библиотеках кабинетов научно-технической информации, где проводятся научно-практические конференции на актуальные темы. Библиотекари знают, что после занятий обязательно будет спрос на ту или иную литературу, и заранее готовятся к этому. Отрадный факт: если до открытия названных кабинетов лишь половина специалистов была читателями библиотек, то теперь - практически все.

Создать тот самый боевой, творческий рабочий настрой, который способствует производительному труду, помогают также вечера соревнующихся бригад и ферм, конкурсы профессионального мастерства. Так, по примеру клуба совхоза «Рассвет» в районе стали популярны конкурсы молодых животноводов «А ну-ка, девушки!» и молодых механизаторов «А ну-ка, парни!», в ходе которых в непринужденной обстановке передается опыт передовиков.

Важным направлением в своей работе культпросветработники района считают обеспечение гласности социалистического соревнования. Особенно в период таких сельскохозяйственных кампаний, как сев, заготовка кормов, уборка урожая. Клубные и библиотечные работники в эти дни выпускают «молнии», оформляют доски показателей, а в обеденный перерыв приезжают к механизаторам в поле, где вручают передовикам переходящие вымпелы, организуют в честь победителей небольшие концерты.

Так же внимательны энтузиасты клубной работы и к животноводам. Всегда с интересом встречают на фермах выступления агитационно-художественных бригад. Программы их злободневны, содержательны, остры. Активисты не дают покоя лодырям, нарушителям дисциплины, но всегда поддержат доброе начинание, заметят старание, подбодрят и прибавят уверенности уставшему.

Без сильного чувства к родной земле, любви к своему делу и ответственности за него успехов не бывает. Вот почему культпросветработники стараются внести свой вклад в воспитание у тружеников именно этих чувств. Встречи с героями ратной и трудовой славы, тематические вечера «И помнит мир спасенный», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», читательские конференции, конкурсы патриотической песни побуждают жителей района равняться на героев, прививают им любовь к своему краю, Родине.

Каждое мероприятие должно нести в себе воспитательную нагрузку, каждый свободный час должен давать людям и новые знания, и свежие эмоции - поднимать настрой. Культработники стремятся к тому, чтобы их деятельность отвечала этому требованию. Но пожалуй, наибольшего успеха они добились в развитии массового самодеятельного творчества. Тысячи семей, к примеру, приняли участие в различных фестивалях и конкурсах, в районных праздниках песни и танца, музыкального искусства и спорта, проходивших в рамках Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Среди участников смотра было немало механизаторов, доярок, овощеводов.

Подобные успехи достигнуты, естественно, благодаря всесторонней помощи культпросветработникам со стороны партийных, профсоюзных, советских и хозяйственных органов. И прежде всего - в укреплении материальной базы и кадрового состава учреждений культуры. Было принято специальное решение исполкома Дмитровского горсовета народных депутатов, которое закрепило в порядке шефства промышленные предприятия района за всеми сельскими учреждениями культуры.

Давно известно, что клубы, библиотеки, музеи, спортивные сооружения только тогда по-настоящему работают, когда дорогу к ним знают люди всех возрастов и интересов. Так, в подмосковном поселке Купавна популярен местный бадминтон-клуб. Это не спортивная секция, а своего рода общественное физкультурное объединение со своими атрибутами, правилами, уставом. Привлекательность его в том, что оно расположено рядом с жилыми домами.

В самом начале лесопарка в окружении дубов, лип, сосен - три прекрасные площадки. Сюда со всего поселка приходят любители бадминтона. Все - в белом, форма - трусы и майка. Для начинающих здесь проводят специальные консультации, пробные соревнования. А потом совместно тренируются, играют, опытные учат молодых.

Клуб притягивает к себе население поселка еще и тем, что здесь отмечают дни рождения, устраивают музыкальные вечера, встречи с интересными людьми, проводят другие содержательные мероприятия.

Новые Подосинки - одна из пяти в Дмитровском районе деревень, комплексно обустроенных за годы одиннадцатой пятилетки. Здесь возведено 44 дома усадебного типа со всеми коммунальными услугами. На каждом подворье - необходимые хозяйственные постройки, садово-огородный участок. Сельчане соревнуются, устраивая выставки-конкурсы на лучшие плоды своих трудов в приусадебном хозяйстве. Они получают в совхозе на откорм бычков. Многие содержат и другую живность. До 1000 рублей дохода ежегодно имеет в среднем каждая семья от личных подсобных хозяйств.

К услугам сельчан - современный магазин самообслуживания, «Семейный дом», Дворец культуры, спортплощадки. Словом, для тружеников созданы неплохие условия для труда и отдыха. А значит - время не надо топить в вине, поскольку и забот у каждого выше головы.

Первая в деревне безалкогольная свадьба прошла весело, с подъемом. Пели и плясали допоздна. Проходила она в «Семейном доме» - в своеобразном клубе в центре деревни, где можно собраться всем вместе, провести досуг по интересам. Мужчин-болельщиков, скажем, не устраивает фильм, который демонстрируется по второй программе Центрального телевидения, а в то же время по первой идет, например, футбольный матч. Вот тогда-то и приходит на выручку «Семейный дом». Для женщин тут открыт клуб «Хозяюшка», где старшие учат младших рукоделию, домоводству, кухонным премудростям. Дети тем временем заняты в игровой комнате. Не пустует и клуб садоводов-огородников.

На сельском сходе было принято решение: Новые Подосинки должны стать деревней высокой культуры и трезвого быта; все массовые мероприятия впредь проводить без спиртного; вытеснить питейные традиции безалкогольными; на территории деревни запретить продажу и распитие винно-водочных изделий. Сход принял обращение к жителям района, призывая их создавать и расширять зоны трезвости, повсеместно укреплять здоровый быт.

Конечно, в данном случае положено только начало вытеснению «пьяных» обычаев из нашей жизни трезвыми. Но сдвиги в общественном мнении жителей Новых Подосинок уже заметны: на улицах стало спокойней, поутихли хулиганы, активнее потянулись люди в кружки художественной самодеятельности.

А иногда бывает и так: сельский сход, скажем, постановил объявить свое село зоной трезвости, принял решение прекратить продажу спиртного в сельмаге, и исполком местного Совета поддержал решение схода, а торговые работники направляют в магазин водку машину за машиной.

В таких случаях надо действовать в соответствии с требованиями партии, антиалкогольным законодательством республики. Решение схода, этого весьма представительного органа сельских граждан,- документ очень важный и авторитетный, и не считаться с ним - значит проявлять ведомственный бюрократизм. Работники торговли, безусловно, поступают неправильно, игнорируя волю населения. Необходимо обоюдно искать наиболее приемлемые решения с учетом всех обстоятельств, а главное - с учетом .

Но вернемся к нашему разговору о клубах. В городах и селах Московской области немало бездействующих очагов культуры. А ведь это неиспользованные резервы в идеологической, воспитательной работе. Решающее условие привлечения трудящихся в такие учреждения - совершенствование форм и методов клубной деятельности, повышение инициативы и самодеятельного творчества населения.

Суть изменений, которые необходимо внести в идейно-воспитательную работу, состоит в том, чтобы обеспечить решение задач, выдвинутых нашей партией, по вопросам ускорения научно-технического прогресса, создать прочную базу идейной убежденности, всемерного развития трудовой и общественной активности трудящихся, молодежи, поднять роль человеческого фактора в экономическом и социальном прогрессе страны. Немалое место в выполнении этих задач отводится и сети клубных учреждений и спортивных сооружений.

В принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановлении «О мерах по расширению строительства и укреплению материально-технической базы районных домов культуры и клубов в сельской местности» отмечается, что в идейно-политическом воспитании трудящихся, в организации их культурного досуга, пропаганде передового производственного опыта важную роль призваны сыграть учреждения культуры. Партия рассматривает их как опорные пункты всей массово-политической работы среди населения. Вместе с тем недостаточное развитие в последние годы сети домов культуры и клубов, особенно на селе, отрицательно сказывается на уровне этой работы, развитии трудовой и политической активности людей, удовлетворении их духовных потребностей.

Перед ЦК компартий и Советами Министров союзных республик, местными советскими и партийными органами, министерствами и ведомствами поставлена задача шире использовать возможности клубных учреждений в пропаганде решений XXVII съезда КПСС, мобилизации трудящихся на ускорение социально-экономического развития страны, более полном удовлетворении духовных запросов и интересов людей и обеспечении условий для развития их творческих способностей. В этих целях необходимо разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению культурного обслуживания населения, развитию сети клубных учреждений, повышению уровня их работы и укреплению материально-технической базы.

В постановлении намечены задания на 1986-1990 годы по строительству и вводу в действие районных домов культуры и клубов в сельской местности. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам предложено завершить в двенадцатой пятилетке строительство домов культуры и клубов в сельской местности и освободить клубные учреждения, используемые не по назначению. Им предоставлено право осуществлять строительство и реконструкцию клубных учреждений за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, без уменьшения заданий по вводу в действие производственных мощностей и за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и организаций (с согласия трудовых коллективов).

Советам Министров союзных республик разрешено: создавать республиканские, краевые и областные дворцы культуры как базовые учреждения для осуществления методического руководства деятельностью клубных учреждений по разработке и внедрению новых видов культурного обслуживания населения и для широкого распространения форм содержательного использования свободного времени; предусматривать выделение помещений на первых этажах жилых домов и в зданиях жилищно-эксплуатационных организаций, особенно в районах новостроек, для проведения культурно-воспитательной работы среди населения по месту жительства.

Министерству культуры СССР и Советам Министров союзных республик предоставлено право устанавливать денежные премии для ежегодного поощрения лучших работников учреждений культуры за высокое качество и культуру обслуживания посетителей, повышение уровня благоустройства и содержание этих учреждений в образцовом порядке и состоянии.

В последние годы жители городов и сел Московской области уже привыкли к тому, что афиши клубных, спортивных, культурных мероприятий, сообщения в газетах опрограмме досуга в выходные дни, как об этом сообщалось выше, венчает название: «Культурно-спортивный комплекс». Новая форма организации отдыха, при которой работа учреждения культуры и спорта, усилия общественных организаций, отделов культуры, спорткомитетов, руководителей предприятий объединяются и направляются координационными советами культурно-спортивных комплексов при исполкомах сельских и городских Советов народных депутатов, прочно вошла в жизнь области. Создано 64 городских, 94 сельских, 33 поселковых, 6 районных таких комплексов.

От объединения усилий ранее разрозненных учреждений, занятых, по сути, одним делом - организацией и обеспечением нашего с вами досуга, ждали многое: от улучшения положения с материальной базой отдыха, с кадрами для культуры и спорта, повышения качества массовых городских и сельских праздников до совершенствования всех форм воспитательной работы с населением в свободное от работы время.

В результате деятельности культурно-спортивных комплексов целого ряда городов и районов расширилась сфера воспитательного воздействия, полнее удовлетворяются культурные потребности различных групп населения, возросло количество и качество массовых мероприятий. В Ленинском районе, например, их проведено на 200, в Солнечногорском - на 100, в Дмитровском - на 1000 больше, чем в предыдущие годы. Так, надолго останутся в памяти истринцев прошедшие праздники песен, а химкинцы запомнят состоявшиеся здесь праздники книги и молодой семьи. Все это - прямой результат умелого использования возможностей культурно-спортивного комплекса, объединения материальной базы и усилий различных учреждений, клубов, домов культуры, спортсекций, театров, школ, библиотек, которые занимались организацией подобных праздников в городах и селах в выходные дни, и каждый из этих праздников стал увлекательным занятием для сотен людей.

Кроме того, координационный совет Вороновского сельского культурно-спортивного комплекса Подольского района сумел привлечь к проведению культурно-просветительной и физкультурно-спортивной работы предприятия и учреждения, расположенные в зоне действия КСК, а это ни мало ни много 27 населенных пунктов. В чем кроется причина такого успеха? Вороновский КСК объединяет не только клубы, библиотеки, спортивные сооружения, но и красные уголки, Дом художника, музыкальную школу, картинную галерею. Поэтому люди охотно идут на мероприятия, организованные работниками комплекса; посещаемость их сельским населением увеличилась во много раз: формы проведения досуга трудящихся становятся здесь разнообразнее, ярче, богаче.

Короче, немало добрых слов можно сказать о деятельности этого КСК, но ограничиться лишь таким перечнем в связи с положением о новой форме организации досуга в области - значило бы позабыть об объективности. А она такова: необходимо прежде всего создать материальную базу и решить кадровый вопрос, считают, например, руководители Истринского КСК. Для этого заключается с горжилуправлением соглашение об устройстве под культурно-спортивные филиалы в каждом микрорайоне подвальных помещений жилых домов, организуется участие в будничной работе комплекса работников жэков, создаются микрообъединения по интересам. Опыт подобной работы у истринцев имеется - ни один крупный городской праздник тут не обходится без участия любительского клуба бегуна. В перспективе же вполне возможна на этой базе разработка долгосрочных программ ежедневной работы КСК по эстетическому, физическому, нравственному воспитанию людей в активном, выбранном ими по собственному вкусу занятию в часы досуга.

Благотворительный фонд «Русская деревня» создан для поддержки развития населенных пунктов в сельской местности России. Фонд занимается различными направлениями деятельности, которые затрагивают многие сферы жизни в селе. Одним из таких направлений является благотворительная программа «Сельские клубы».

Программа направлена на культурно досуговое взаимодействие между селами, открытие новых и отделку старых сельских клубов и домов культуры. Давайте честно признаемся, что в советское время даже в самой глухой деревни был свой дом культуры, показывали кино, приезжали артисты с концертами, при ДК работали клубы, кружки, библиотеки. Все это скрашивало жизнь в деревне, обеспечивало молодежи досуг и являлось своеобразной отдушиной, которая положительно влияла на общую картину жизни в сельской местности. Дома культуры всегда играли важную роль в деревне, помогали культурному развитию села и были очагами общения населения.

Сейчас эта замечательная традиция ушла в прошлое. Только в очень крупных населенных пунктах остались клубы, да и они доживают свой век, лишь напоминая своим присутствием о былом величии русской деревни. А где собираться молодежи? Как проводить время? Или пусть пьют водку и употребляют наркотики?

Программа предусматривает поиск благотворительных пожертвований на организацию работы уже существующих ДК и строительство новых сельских клубов. В рамках программы «Сельские клубы» фонд готов сотрудничать с органами власти сельских поселений, инициативными гражданами, спонсорами, артистами, волонтерами, руководителями ДК и всем кому небезразлично, где и как сможет отдыхать деревенская молодежь.

Цели и задачи Благотворительной программы «Сельские клубы»:

  1. Сотрудничество с сельскими ДК
  2. Взаимодействие со всеми заинтересованными лицами
  3. Сбор благотворительных пожертвований на реализацию программы
  4. Работа с жертвователями
  5. Взаимодействие с органами власти и общественностью
  6. Строительство новых сельских клубов
  7. Реставрация и ремонт уже существующих ДК
  8. Организация при ДК клубов и кружков
  9. Проведение в ДК встреч, лекций, мастер-классов, концертов
  10. Деятельность по правовому, гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи
  11. Деятельность по пропаганде здорового образа жизни
  12. Развитие народного творчества
  13. Бесплатный доступ в интернет для сельской молодежи
  14. Повышение досуговой активности населения
  15. Культурно-творческие мероприятия
  16. Работа с творческими детьми

Благотворительный фонд «Русская деревня» ищет финансирование для реализации данного проекта. География нашей деятельности распространяется на всю Россию. Если вы хотите сделать доброе дело и оказать поддержку по развитию сельских клубов или ДК, Вы можете сделать