Новый закон о ККТ 54-ФЗ отдельно обговорил правила онлайн регистрации продаж в труднодоступных местах. Если предприятие работает в отдаленной местности, ему предоставлены преференции. Подробнее об учете реализации отдаленных районах расскажем в материале ниже.
Обойтись без кассы вообще может бизнес в отдаленных районах страны. К такому выводу пришли законодатели и закрепили его в новом законе 54-ФЗ об онлайн-кассах. Главное, соблюсти условия, закрепленные актом. К примеру, города, поселки городского типа, а также, районные центры, не признаются труднодоступными местами. По прочим территориям должны выдерживаться следующие правила:
ВАЖНО: все требования должны соблюдаться одновременно.
Уже есть список сел, которые могут не использовать онлайн кассы в труднодоступных местностях. По некоторым областям это предварительные данные, но на них можно ориентироваться. Главное не забудьте, что никакое освобождение от ККМ не распространяется, если вы торгуете сигаретами, бензином и алкоголем.
В перечне могут быть указаны следующие ориентиры:
Одновременно в список могут попасть села, которые удовлетворяют следующим условиям, в не зависимости от числа жителей:
ВНИМАНИЕ: если вы законно торгуете без ККМ, будьте готовы выдать БСО по первому требованию покупателя.
Проект Постановления о работе без ККТ включает следующие законодательные инициативы:
Обратите внимание, хотя такие документы очень схожи с БСО, выдавать их нужно только если покупатель настаивает на этом. Выписывать бланки взамен КЧ всем клиентам фирмы – льготники не обязаны.
В Федеральном законе № 54-ФЗ о контрольно-кассовой технике определены разные правила применения ККТ для отдаленных от сетей связи местностей, а также для отдаленных и труднодоступных местностей.
Расскажем, в чем разница между двумя терминами и как она отражается на обязанности применять ККТ.
Это населенные пункты с численностью населения до 10 000 человек. Данный критерий обозначен Приказом Минкомсвязи № 616 от 5.12.2016, то есть за основу берется именно численность населения, а не удаленность территории от крупных городов. На основании этого критерия власти составили списки населенных пунктов в каждом регионе. Для вашего удобства мы собрали их .
В отдаленных от сетей связи местностях организации и ИП обязаны применять ККТ, но в автономном режиме. В этом режиме касса не отправляет фискальные данные в налоговую, но ФН запоминает все кассовые операции. Налоговая имеет право потребовать считать данные с ФН и предоставить их в инспекцию при замене фискального накопителя или снятии кассы с учета.
Настройте автономный режим во время регистрации кассы по инструкции .
Это населенные пункты, где разрешено вовсе не применять ККТ. Однако продавец обязан выдавать по требованию покупателя документ, подтверждающий факт расчета. Документ может быть рукописным, но согласно обязательно должен содержать следующие сведения:
Списки населенных пунктов, которым можно торговать без ККТ, утверждают органы власти субъектов РФ, в списках не могут значиться города, районные центры, поселки городского типа (). Если населенный пункт не значится в перечне труднодоступных или отдаленных местностей, то применять ККТ нужно на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства.
Исключение! Даже в труднодоступных местностях торговать через онлайн-кассу обязаны организации и ИП, которые используют автоматическое устройство для расчетов или торгуют подакцизными товарами ( от 03.07.2016).
Подакцизные товары — это алкоголь, табак, топливо, моторное масло и другие товары, перечисленные в .
Автоматические устройства для расчетов — это устройство для расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением контрольно-кассовой техники без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя ( в ред. от 03.07.2016). Например, это платежные терминалы, торговые автоматы и прочие устройства, принимающие деньги без участия человека.
Согласно Федеральному закону №54-ФЗ в редакции от 03.07.2016, все предприниматели обязаны перейти с обычных кассовых аппаратов на онлайн кассы . Крайним сроком перехода на новую систему расчетов является дата 01.07.2018, а большинство должно приобрести и установить ККТ нового образца уже к 1 июля 2017 года. Такое требование предъявляется буквально ко всем, однако и здесь не обошлось без исключений.
Научиться работать с онлайн кассами и модернизировать старый аппарат придется все-таки не всем бизнесменами. Так, согласно положению №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» и Федеральному закону от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений…» от введения онлайн кассы освобождаются:
Более того, вне зависимости от вида деятельности от введения онлайн касс также освобождаются предприниматели, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях.
Онлайн кассы в труднодоступных местностях установить не всегда возможно. Например, не каждый населенный пункт оснащен сетями связи. Без постоянного интернета внедрение онлайн кассы становится невозможным.
Также, на основании приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 №616, критерием, который является основополагающим для определения отдаленных от сетей связи местностей являются все населенные пункты с численностью человек менее 10 тысяч.
Таким образом, онлайн кассы в труднодоступных местностях, таких как: поселения, деревни, села, рабочие поселки и разъезды - не обязательны. Более точный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс и признанных труднодоступными утверждается в каждой отдельной местности, региональным нормативным документом.
Подробный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс уже утвержден: в Амурской (постановление Правительства Амурской области от 27.01.2017 № 38), Астраханской (постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2017 № 14-П), Кировской (постановление Правительства Кировской области от 31.01.2017 № 43/52), Курганской (постановление Правительства Курганской области от 31.01.2017 № 20), Липецкой (постановление администрации Липецкой области от 31.01.2017 № 35), Пензенской (постановление Правительства Пензенской области от 01.02.2017 № 43-пП), Ростовской (постановление Правительства Ростовской области от 02.02.2017 № 50), Томской (постановление Администрации Томской области от 30.01.2017 № 26а), Ульяновской и Ярославской (постановление Правительства Ярославской области от 01.02.2017 № 59-п) областях; в Забайкальском (постановление Правительства Забайкальского края от 31.01.2017 № 19) и Пермском краях (постановление Правительства Пермского края от 09.02.2017 № 43-п); в республиках Коми (постановление Правительства Республики Коми от 23.01.2017 № 27), Башкортостан (распоряжение правительства РФ от 07.12.2016) и Саха-Якутия (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.02.2017 №50), в Чувашской республике (постановление кабинета министров Чувашии от 14.12.2016 №530); в Чукотском автономном округе (постановление правительства Чукотского АО от 11.01.2017 №5). Где-то список исчисляется десятками населенных пунктов (в Амурской, к примеру, области), а, в частности, в Ярославской области, всего 8 городов, где предприниматели обязаны перейти на онлайн ККТ – это, кроме Ярославля, Переславль-Залесский, Рыбинск, Гаврилов-Ям, Данилов, Ростов, Тутаев и Углич. Все остальные поселения местные власти сочли для онлайн касс труднодоступными.
Перечень труднодоступных местностей продолжает пополняться и по настоящее время.
Согласно закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», предприниматели, которые ведут бизнес там, где в перечень попали населенные пункты, освобожденные от онлайн касс, обязаны выдавать покупателям документ, подтверждающий факт оплаты товара (услуги). Такой документ, основываясь на абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Закона №54-ФЗ должен содержать:
В некоторых труднодоступных местностях позволяется и вовсе обходиться без кассового аппарата, не говоря уже об онлайн кассах, но и в них предприниматель обязан выдавать клиенту расчетные документы с указанием всех реквизитов.
ИП и предприятиям, которые ведут деятельность за городом в отдаленной местности, может быть доступен ряд примечательных преференций в части обязательств по применению онлайн-касс. Их содержание зависит от того, где именно располагается хозяйствующий субъект - в «труднодоступной» или «отдаленной от сетей связи» местности с точки зрения классификации по Закону № 54-ФЗ.
Ознакомимся подробнее с особым порядком ведения расчетов с покупателями торговыми предприятиями, расположенными в пределах того или иного типа территорий со льготным условиями применения ККТ, а также где искать список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс или где они могут работать в автономном режиме — без передачи фискальных данных в ОФД.
Положениями пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) определено, что ИП и юрлица, которые ведут бизнес в «отдаленной» или «труднодоступной» местности вправе не использовать контрольно-кассовую технику:
3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.
Точный перечень таких населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, закрепляется в нормативном акте, принимаемом на уровне субъекта РФ.
К местностям, на которых ККТ применять необязательно, не могут относиться территории:
Отметим, что в статье 2 закона есть еще пункт 5, по которому ККТ вправе не применять аптечные организации, которые располагаются в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в селах. Кроме того, обособленные подразделения медорганизаций с лицензиями также вправе не применять онлайн-кассы при осуществлении деятельности в сельской местности.
Несмотря на то, что «труднодоступный» магазин вправе не использовать ККТ, вместо кассового чека он должен выдать покупателю (клиенту) по его просьбе иной документ, подтверждающий факт оплаты за товар (услугу). Такой документ должен содержать реквизиты, указанные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Выдаваться документ должен в порядке, определенном в постановлении Правительства России от 15.03.2017 № 296 (ССЫЛКА).
Ознакомимся с требованиями к документу, заменяющему кассовый чек, и с порядком его выдачи покупателю подробнее.
Выдаваемый «труднодоступным» магазином документ (далее чек) - заменяющий чек онлайн-кассы, должен иметь следующие реквизиты:
Чек обязательно должен быть подписан продавцом.
Технически чек может быть сформирован с помощью:
Теоретически, каждый чек можно печатать и на компьютере или даже выписывать вручную (однако, и то и другое - крайне медленные процедуры, и потому лучше обеспечивать формирование чеков с помощью указанных автоматических устройств).
В соответствии с постановлением № 296 «труднодоступный» чек применяется в следующем порядке:
При этом, должны использоваться технические средства, позволяющие одновременно формировать чек в 2-х экземплярах, либо в одном, но с отрывной частью - по аналогии с бланком строгой отчетности. Во втором случае отрывная часть, как и основная, должна содержать все реквизиты, указанные выше. Одна из копий чека или отрывная часть передается покупателю.
Порядковые номера, присваиваемые каждому чеку, не должны повторяться (за исключением ситуации, когда номер наносится на копию или отрывную часть чека - он как раз должен совпадать с номером исходного чека или основной его части).
Вполне рабочая схема — когда за ведение журнала отвечает сам продавец - в этом случае сведения по чекам никому не передаются.
В журнале учета документов сведения по чекам приводятся в последовательности, соответствующей порядку выдачи каждого чека.
Журнал необходимо прошить, пронумеровать. Руководитель фирмы или ИП должен заверить данный журнал (и поставить на нем печать, если она используется).
Если в течение дня покупок в магазине не было, то никакие сведения в журнал не вносятся.
В журнале также фиксируются сведения по некорректно составленным чекам. Такой чек, прежде всего, должен быть изъят из оборота (его нельзя выдавать покупателю или использовать каким-либо иным образом), перечеркнут и сдан сотруднику, ответственному за ведение учета чеков. При этом, порядковый номер сохраняется за чеком, несмотря на то, что он считается некорректным и не подлежит использованию.
Руководитель фирмы должен заключить с работником, ответственным за выдачу чеков - то есть, с продавцом, и с человеком, который заполняет журнал учета (в принципе, это может быть, как мы уже отметили выше, один и тот же работник) отдельное соглашение о материальной ответственности.
Продавцом и работником, который ведет учет чеков и журнала, безусловно, может быть и сам руководитель фирмы и ИП. В этом случае нет необходимости составлять какие-либо разрешительные документы.
Копии чеков (отрывные части) должны храниться в защищенном месте - в сейфе или закрываемой на ключ комнате, не менее 5 лет . Затем они уничтожаются в соответствии с решением комиссии, которая назначается руководителем - если не он сам отвечает за выдачу и учет чеков.
Списки «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, как правило, публикуются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципалитетов.
«Труднодоступные» населенные пункты следует принципиально разграничивать с теми населенными пунктами, которые расположены в местностях, «отдаленных от сетей связи» (пункт 7 статья 2 Закона № 54-ФЗ). В «отдаленных» местностях для продавцов существует несколько иная привилегия - возможность использовать онлайн-кассы в автономном режиме без передачи данных.
Ознакомимся с особенностями такого применения ККТ подробнее.
Итак, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в «отдаленных» населенных пунктах - соответствующих критериям, которые определены законом, можно использовать ККТ в режиме, не предусматривающем передачи данных в ОФД через интернет:
7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с «критериями», установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных .
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.
Что это значит?
Самое главное - то, что использовать нужно, несмотря на «офлайновый» режим применения ККТ, именно онлайн-кассу. То есть - устройство, имеющее , который регистрируется (снимается с регистрации, заменяется) в ФНС в установленном законом порядке.
Режим «без передачи данных» позволяет использовать онлайн-кассу без подключения к серверу и, как следствие, не платить ОФД порядка 3000 рублей в год за контракт, но это на усмотрение пользователя ККТ. Нет необходимости передавать покупателям кассовые чеки в электронном виде - достаточно выдавать бумажные на руки.
Как мы отметили выше, населенный пункт для отнесения к категории «отдаленных» должен соответствовать ряду законодательных критериев - ознакомимся с ними подробнее.
Главный документ, в котором отражены критерии, о которых идет речь - приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 (ССЫЛКА). По сути, это единственный критерий - численность населения, не превышающая 10 тыс. человек . Но не исключено появление иных - по аналогии с теми, что определены в федеральном законе по «труднодоступным» населенным пунктам.
Перечни «отдаленных» населенных пунктов также публикуются достаточно децентрализованно, если говорить об официальных сайтах органов власти. Поэтому приходится искать такую информацию на альтернативных сайтах: например, или указанном выше частном сайте, который также содержит список «отдаленных» населенных пунктов.
При этом, следует иметь в виду, что в случае, если регионом не принято нормативных актов, устанавливающих перечни «отдаленных» населенных пунктов, то считается, что такие пункты в регионе отсутствуют (письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435 — ССЫЛКА).
В любом случае для уточнения данных полезно обратиться в местное отделение ФНС - возможно, там скажут об анонсируемых изменениях в региональных нормативных актах, которые определяют перечни «труднодоступных» или «отдаленных» местностей.
Тот факт, что при ведении торговли в «отдаленной» местности хозяйствующий субъект вправе применять ККТ без передачи данных в ОФД, означает не только экономию на услугах Оператора, но и наличие ряда дополнительных обязательств хозяйствующего субъекта в части регистрационных действий, производимых при пользовании ККТ.
Отметим, что с учетом содержания таких действий, экономия на услугах ОФД далеко не во всех случаях выйдет очевидной.
При работе с «отдаленной» онлайн-кассой, которая работает в автономном режиме (без заключения договора с ОФД), пользователь, как и в сценарии с применением онлайн-кассы в обычном режиме, обязан регистрировать ее (и фискальный накопитель) в ФНС, а также снимать ККТ с регистрации в предусмотренных законом случаях.
При использовании кассы в обычном режиме все регистрационные действия производятся онлайн - через Личный кабинет ФНС (либо при содействии ОФД). Но если ККТ применяется в режиме без передачи данных, то пользователю необходимо:
При этом, в заявлении отражается тот факт, что ККТ будет применяться в режиме без передачи данных.
При наличии фактической возможности получения доступа в Личный кабинет (как вариант, при нахождении владельца магазина в населенном пункте, где интернет есть) зарегистрировать онлайн-кассу можно и через Личный кабинет ФНС. В заявлении, подаваемом онлайн, также обязательно нужно указать, что касса будет использоваться в режиме без передачи данных в ОФД .
Фискальные данные считываются специалистами ФНС с использованием специального USB-адаптера (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ — ССЫЛКА).
Таким образом, у пользователя, объективно, может возникнуть необходимость в неоднократном посещении ФНС в различных целях. На это уйдет время и, возможно, выгоднее будет - несмотря на наличие законных оснований применять ККТ без передачи данных, все-таки заключить договор с ОФД при наличии фактической технической возможности это сделать . «Просадка» в продажах вследствие затраченного на визиты в ФНС времени может быть гораздо выше стоимости услуг ОФД.
Даже если касса применяется в населенном пункте с численностью населения менее 10 тыс. человек, то интернет там, скорее всего, в какой-либо разновидности есть - хотя бы мобильный. Его вполне хватит на обслуживание онлайн-кассы, которая не потребляет много трафика.
Положениями Закона № 54-ФЗ определено 2 типа преференций в отношении хозяйствующих субъектов, которые производят расчеты с физическими лицами (и в общем случае обязаны применять онлайн-кассу с передачей данных в ОФД):
Вместо чека онлайн-кассы магазин должен выдать покупателю аналогичный по существу документ, в котором содержатся реквизиты, очень близкие тем, что отражаются в чеке, распечатываемом на ККТ.
При этом, касса должна иметь полноценный фискальный накопитель, ее нужно в установленном порядке (допустимо - с применением бумажных документов) (перерегистрировать, снимать с регистрации).
Перечни населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс (которые относятся к «труднодоступным»), или тех, где онлайн-кассы могут работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД (которые относятся к «отдаленным»), определяются на уровне региональных органов власти, которые издают в этих целях отдельные нормативные акты.