Лайтрум функции. Кадрирование и выравнивание горизонта. Изменение сетки при кадрировании

Сейчас формат RAW проникает во все сегменты рынка цифровых фотоаппаратов. Уже даже не очень дорогая мыльница может похвастаться тем, что она умеет снимать в формате RAW. И это очень здорово! Еще до недавно RAW был только у зеркалок, а сейчас приходит в «каждый дом» так сказать. 🙂

Некоторые пользователи цифровых камер может и читали в характеристиках к своим фотоаппаратам о RAW-формате, но не знают, что с ним делать и какой, на самом деле, мощный инструмент у них в руках. И ним грех не воспользоваться в большинстве случаев.

RAW-формат — это самый подлинный «слепок» с матрицы фотоаппарата. Это даже не фотография, а именно данные о количестве света в каждом пикселе из тех мегапикселей, которыми обладает фотоаппарат. Данные – не значит графическое изображение. Данные сначала конвертируются специальными программами, а уж потом мы видим конечный результат – полноцветную фотографию. RAW-файл содержит оригинальную информацию, которая еще не успела быть обработанной постпроцессингом самого фотоаппарата (например «замыливание» шумов, или увеличение насыщенности), а это дает пользователю шанс «вытянуть» из фото больше, чем нам предлагает фотоаппарат.

А как же «вытянуть» больше из этих данных – спросите Вы… А я отвечу – лучшим RAW-конвертером на сегодняшний день – программой , функции которой мы сейчас и рассмотрим.

У Lightroom есть множество функций. Это мощный инструмент с которым Фотошоп, в принципе, не нужен в 90% случаев. В этой статье я сделаю упор на самые главные функции Adobe Lightroom , а в последующих, постараюсь рассказать о других полезных возможностях RAW-конвертера. Функции, описанные ниже, пригодятся всем, кто имеет возможность работать с RAW-файлами.

Итак, начнем…

Сначала нам нужно загрузить наши RAW-файлы в Lightroom. Есть несколько способов это сделать, но я использую самый простой, по моему мнению – перетягиваю папку с РАВами на значок Лайтрума и программа сразу открывает все файлы в папке. У Лайтрума очень мощный Каталог фото, называемый LIBRARY . В нем можно задавать мета-данные, сравнивать фото, путешествовать по папкам с фото, которые были в работе раньше и т.д. и т.п., но сейчас сосредоточимся на редактировании RAW-файлов, а не на их хранении и упорядочивании. Для обработки (редактирования) фото, переходим в DEVELOP режим, который можно выбрать сверху окна интерфейса Лайтрум:

Справа мы видим главную панель редактирования. Первый элемент этой панели: Гистограмма (о том, что это такое, можно прочесть в статье об ). С левой стороны гистограммы указано количество точек в «темноте», а справа – «в светах». Нажимая на треугольники в уголках гистограммы, вы можете на фото посмотреть зоны, которые как бы равняются черному цвету или белому (это пересветы). Последнего следует почти всегда избегать (первого тоже, но чуть реже). Если нажать левую кнопку мышки на каком-то поле гистограммы и передвигать мышь – вы увидите изменения на снимке. То-есть, «схватив» правый край гистограммы и потянув его влево – пересветов станет меньше. Это удобный способ выровнять картинку, но не совсем точный, поэтому я ним не пользуюсь. Но вы, конечно, можете пробовать и пользоваться.

И выделяем квадратом ту область фото, которую хотим оставить. В этой же панельке можно повернуть фоту на несколько градусов (бегунок Angle ) или провести прямую линию, по которой Лайтрум сам выровняет изображение (Straighten tool – очень полезно, если в кадре есть горизонт). После операции кадрирования (кстати, советую соблюдать ) нажимаем кнопку Close и продолжаем редактировать уже кадрированное фото.

Следующей панелькой идет настройка Баланса Белого (White Balance, WB). Одна из самых сильных сторон RAW-формата является то, что при неверной установке Баланса Белого автоматикой фотокамеры, в RAW всегда есть возможность исправить ББ абсолютно без ухудшения качества фотографии (что в JPEG-формате невозможно). Баланс Белого – тонкая материя. Я даже не буду углубляться в то, что такое ББ и почему он неверно определяется. Единственное что скажу – выставляйте ББ так, чтобы цвет серого, зеленого и телесных оттенков на портрете был как можно ближе к тем цветам, которые были в реальности при съемке фотографии. Точных цифр ББ не существует, только при съемке со студийным светом, ББ должен быть в районе 5400-5600 Кельвинов, но при съемке с любым другим источником света (в том числе и дневном, солнечном) нет точных инструкций по установке ББ. Все на глаз. 🙂

Передвигая 2 бегунка мы ищем правильный цвет. На панельке WB так же присутствует Пипетка (White Balance Selector ). Кликнув по ней и потом на сером цвете на снимке, Lightroom сам решит, какой ББ правильный для этого снимка. Снимая в студии и применяя эту пипетку – я не находил приемлемого для себя результата, поэтому, опять же, подбираю все на глаз. К тому же, более теплые оттенки (побольше число Кельвина) лучше подходят для портрета, и автор фото может нарочно увести бегунок ББ вправо.

Явная ошибка Баланса Белого. Слишком "холодные" тона.

Правильный Баланс Белого.

Та же панелька, но раздел Tone .

Вторым, пожалуй, самым важным преимуществом RAW-формата является то, что можно значительно «вытянуть» экспозицию. Темные снимки в RAW-формате можно значительно осветлить без малейшего искажения цветов, контраста и т.д. Для увеличения экспозиции (грубо говоря «яркости»), мы передвигаем бегунок EXPOSURE вправо и смотрим, как по всему полю, фото становится светлее.

Без коррекции экспозиции

Коррекция экспозиции +0.97

При съемке можно даже нарочно недодерживать снимки, а потом «вытягивать» экспозицию в RAW-конвертере для того, чтобы, например, было меньше шевеленки (подробнее ). Конечно, сильно осветлить снимок без падения качества не получиться, но 1-3 стопа (приблизительно -1 / +1 EV) можно исправить.

При увеличении экспозиции очень часто появляются пересветы (слишком яркие, белёсые зоны на фото), а вот с ними нам поможет разобраться бегунок RECOVERY . Это поистине мощное, умное и нужное средство в Лайтруме. 🙂 Двигая этот бегунок вправо, можно «проявить» тучки на небе, которых до этого не было видно, можно сгладить белый блик на теле и т.д. и т.п. Если в кадре есть пересветы (смотрим на гистограмму и вспомогательные треугольники), то Recovery в большинстве случаев поможет.

Следующим бегунком является FILL LIGHT . Грубо говоря, он заливает фото яркостью, но делает это намного более грубо, чем Exposure. Пользоваться ним не советую. Но можете экспериментировать.

Далее идет BLACKS . Вот этот бегунок можно пододвинуть немного вправо, если фото недостаточно контрастно. Но не увлекайтесь, черных точек может стать слишком много. Blacks – это противоположность Fill Light.

О двух следующих бегунках BRIGHTNESS (яркость) и CONTRAST (контраст) рассказывать вообще-то и нечего, и так понятно, для чего они нужны. Но опять же, из своего опыта, Яркость менее эффективна чем Экспозиция, а Контраст менее эффективен чем Блекс (я бы даже сказал, что бегунок Блекс делает фото более красивым что ли). Но тут дело вкуса и во всем нужен баланс.

Та же панелька, но раздел Presence .

Бегунок CLARITY способствует увеличению некой резкости по контурам объекта. Очень интересный бегунок, с которым нужно быть начеку. Да, он делает объекты четче и объемней (если сдвигать вправо), но в то же время, вокруг объектов появляется черный ореол. Если двигать бегунок влево, то появляется эффект софт объектива (красиво на портретах). Не рекомендую двигать Clarity вправо на портретном фото – все морщинки и некрасивости лица становятся более заметными.

Бегунки VIBRANCE и SATURATION отвечают за насыщенность цветов на фотографии. Причем Vibrance обращается с насыщенностью более бережно, не действуя на «скинтон» (). Когда я обрабатываю макро или пейзаж, я люблю подкручивать вправо оба этих бегунка, чтобы фото смотрелось сочнее. 🙂

Панелька Tone Curve предоставляет нам возможность немного редактировать кривую снимка.

Именно «немного». Сравнить эту Кривую с кривой , к которой мы привыкли в Фотошопе нельзя. В Lightroom эта кривая служит скорее для «дотягивания» теней и светов до нужного уровня, да и то, эффект от изменения такой кривой мне редко когда нравится.

Highlights – пересветы. Сдвигая бегунок влево – мы уменьшаем количество пересветов. Казалось бы, есть же Recovery, но эффект от Highlights несколько другой. Светлые пятна замещаются серым тоном, что помогает конечно, но не сильно. 🙂

Lights – изменяет яркость светлых участков снимка. Т.е. бегунок действует не по всему полю снимка, как Exposure, а только по светлым зонам. Передвигая Lights вправо, можно получить более контрастный снимок.

Darks – тоже самое, но для темных участков снимка. Сдвиганием Даркс влево — получаем более контрастное фото.

Shadows – тени. «Вытягивает» тени из черноты. Как и в случае с Highlights, заменяет зоны на серый цвет (в этом случае – темные зоны). Действенно, но не очень. 🙂

Одно правило – не загоняйте бегунки в самые края. Это ни к чему хорошему не приведет. Это правило касается любых настроек в Лайтруме – не надо крайностей. 🙂

После внесенных изменений возникает логичный вопрос: а как же сохранить теперь всю эту обработанную красоту в JPG файл ?

Ответ — на самом фото нажимаем правую кнопку мыши и в меню выбираем Export , далее, или же Export… или же одну из заготовок для экспорта фото. Если первый вариант, то в открывшемся диалоге выбираем настройки качества JPEG-фото и его размеры, выбираем имя файла и папку и жмем кнопку Export .

Adobe Ligthroom позволяет создать разные профили экспорта фото. Это очень удобно. Можно сделать экспорт для интернета (маленькие фото) и экспорт для печати (большие фото), можно даже создать водяной знак и он будет автоматически добавляться ко всем фото, которые экспортируются с помощью данного профиля.

Одно из самых ценных качеств Lightroom является также его Ахиллесовой пятой. Это настолько мощная программа, что многие из ее полезных функций обнаружить не так-то просто - они спрятаны под покрывалом клавиатурных сокращений и малоизвестных меню.

Когда я впервые начал изучать Lightroom, я уже был давним пользователем программы обработки изображений Aperture от Apple, и какое-то время после перехода на Lightroom я был поражен огромным числом опций. С таким количеством меню, кнопок, ползунков в моих руках я думал, у меня нет шансов хоть когда-нибудь постичь их смысл. После долгих экспериментов, онлайн поисков, старого-доброго метода проб и ошибок я, наконец, выработал рабочий процесс, который отвечал моим потребностям; это справедливо также и для других фотографов. Вам не нужно использовать абсолютно все функции и опции, присутствующие в Lightroom, но суть в том, чтобы найти те инструменты, которые работают для вас, и научится управлять ими.

Чтобы прийти от установки формата RAW до финального вида изображения, потребовалось немало времени, но это было намного легче благодаря нескольким простым советам и трюках, описанным ниже.

Как говорится, здесь пять наиболее практичных, полезных функций, которые я использую регулярно. Попробуйте их и повысьте свой уровень пользователя Lightroom.

Обязательно создайте пресеты

Вы вероятно уже знаете, что Lightroom содержит десятки пресетов, с которых вы можете начать при редактировании фотографий, что может быть весьма удобно, когда вам нужно сделать быструю коррекцию или такой эффект, как состаренное фото, Bleach Bypass, или множество вариантов черно-белой конвертации.

Эти пресеты не являются специальными фильтрами, которые вы можете найти в Instagram или других подобных программах обмена изображениями, а по сути заранее проделанные манипуляции, доступные для вас в модуле Коррекции. Например, фильтр Холодный тон – это коллекция сохраненных настроек Баланса белого, Оттенок и Внешний вид в панели Основные настойки.

Вы также должны знать, что можете создать собственный пресет с помощью любых параметров Коррекции, а затем, выбрав Новый пресет в меню Редактирование. Но вы можете расширить эту функцию с помощью автоматического применения заданного пресета, даже созданного вами, к каждой фотографии при импорте. Это невероятно полезно, если у вас есть ряд настроек, которые вы хотели бы использовать в качестве отправной точки. Вместо того, чтобы каждый раз настраивать Свет, Тени и Четкость для каждой фотографии, вы можете просто применить определенные настройки к каждому импортируемому изображению. Чтобы сделать это, используйте панель Применить при импорте в окне Импорт фото и выберите любой существующий в вашей программе пресет или один из тех, которые вы создали сами.

В качестве примера того, как это может быть полезно, я скажу, что часто применяю одинаковые настройки к каждому изображению, сделанному на Nikon D7100, потому что мне не нравится интерполяция в Lightroom моих RAW-файлов. Это занимало так много времени, что я создал общий пресет под названием D7100 Импорт. Теперь каждый раз, когда я импортирую фотографии с карты памяти D7100, я применяю этот пресет. У меня есть отдельный пресет для каждой камеры, и применяя эти настройки при загрузке, я сэкономил несказанное количество времени и избежал множества разочарований. Это фантастически полезная функция, которая может существенно облегчить вам рабочий процесс.

Используйте цифровую клавиатуру для тонкой настройки в модуле Коррекции

Работая в модуле Коррекции, может быть достаточно сложно установить желаемое значение, передвигая ползунок вручную. Чтобы решить эту проблему, дайте себе больше пространства - наведите курсор на левую сторону панели и тащите, пока она не станет гораздо шире.

Еще одна удобная уловка – это использование клавиш со стрелками, чтобы делать настройку числовых значений с очень маленьким шагом. Например, нажмите на численное значение баланса белого и нажмите клавиши со стрелками Вверх и Вниз, чтобы изменить его с шагом 10. Или выделите Четкость и нажмите Вверх и Вниз, чтобы изменить ее с шагом 1. Для больших корректировок, удерживая клавишу Shift, нажимайте Вверх и Вниз, что изменить Баланс белого с шагом 200, Четкость – с шагом 10 и т.д.

Настройте модуль Коррекции

Если вы похожи на меня, то, возможно, будете перегружены огромным количеством опций в модуле Коррекции, но, к счастью, есть способ приручить этого зверя, щелкнув правой кнопкой в любом месте панели настроек. Это вызовет меню, которое позволит вам отключить неиспользуемые настройки, и ваше рабочее пространство станет упорядоченным и понятным, а вы не будете тратить время на прокручивание функций, которыми не пользуетесь.

Одним особенно полезным элементом этого меню является режим Соло, который упорядочивает Коррекции еще больше путем отключения всех панелей, кроме той, которую вы используете. Я привык тратить много времени на прокручивание вверх и вниз через все открытые панели, раздвигая и закрывая их, чтобы добраться до той, которой действительно пользуюсь. Но используя режим Соло, каждый раз при нажатии на новой панели, другая, которую я только что использовал, автоматически сжимается до заголовка. Эта маленькая функция не только сэкономила время, но и спасла от головной боли.

Создание Смарт-коллекции для автоматической сортировки фотографий в модуле Библиотека

Библиотека Lightroom – это прекрасный способ организовать ваши изображения. Вы можете создать виртуальные папки под названием Коллекция (например, Церемония, Прием, Речи для свадьбы), которые в свою очередь могут быть размещены в наборы Коллекций (например, свадьба Смит-Миллер).

Но что я нахожу еще более полезным, так это Смарт-коллекции, которые позволяют динамично организовывать фотографии, основываясь на ряде условий, которые вы устанавливаете. Чтобы создать Смарт-коллекцию, выберите Новая смарт-коллекция в меню Библиотека и установите параметры, которые вы хотите использовать. Каждое изображение, подходящее под данный критерий, в любой момент процесса редактирования будет автоматически помещено в виртуальную папку, которую вы создали.

В приведенном выше примере я создал Смарт-коллекцию, которая автоматически сортирует по заданным критериям все мои фотографии, включая те, которые я буду импортировать после ее создания. Использование Смарт-коллекций является прекрасным способом совершенствовать ваш организационный процесс и помочь в сортировке всех ваших фотографий, чтобы сосредоточится на тех, с которыми вы действительно будете работать.

Удерживайте кнопку Option / Alt при настройке ползунков Коррекции

Эффекты многих настроек в модуле Коррекции очевидны; при увеличении экспонирования изображение станет светлее, при увеличении насыщенности фотография потеряет немного цвета. Но как на счет настроек, которые не так просто увидеть? Один особенный набор настроек, который я использую, находится в Резкость панели Детализация, но четкий эффект Радиуса, Деталей и Маскирования порой трудно увидеть. Эта проблема может быть решена удерживанием кнопки Alt во время перемещения ползунка в модуле Коррекции, и тогда вы увидите в режиме реального времени, что конкретно происходит, когда вы делаете какую-либо настройку.

Когда я редактировал эту фотографию, мне нужно было сделать такую корректировку, как опуститься в темных участках уровней, но я не хотел заходить так далеко, чтобы сделать некоторые участки совершенно черными. (то есть, я не хотел что-либо отсекать на фотографии). Удерживая клавишу Alt, я настроил черный ползунок и мог в реальном времени увидеть, какие участки изображении были подвержены изменениям:

На фотографии выше дно формы стало абсолютно черным, а это означает, что оно не может быть еще темнее, в то время как красные участки тоже вскоре станут черными, если я не перестану передвигать ползунок влево. Желтые участки тоже подверглись изменениям, но не так сильно, они потеряли данные о цвете. Это работает почти для каждого ползунка в модуле Коррекции, и здорово поможет вам оценить, все ли задуманные вами настройки сделаны точно.

Эти пять советов и хитростей в Lightroom стали главными преимуществами для меня, так как я работал с программой на протяжении многих лет, а как на счет вас?

Обновлено: 03.03.2019

Олег Лажечников

17 833

75

Добрался я до последней статьи, связанной с фотосъемкой, ура! На тему обработки множество холиваров в сети: и, касательно того, что это нужно/не нужно делать, и касательно того, как конкретно делать. Мой взгляд на эту тему опирается на то, какого результата хочу получить лично я и какой ценой. Уточняю: прежде всего, я снимаю для блога и для своего семейного архива, то есть фотографиями напрямую я на жизнь не зарабатываю. Плюс ко всему, я не могу тратить на них слишком много времени, иначе работать будет некогда, все-таки фотографий приходится обрабатывать много. У меня на сайте выходит 2-3 статьи в неделю, в каждой примерно 20-40 фотографий. С другой стороны, совсем необработанные я тоже выпускать не могу, они блеклые (потому что RAW), часто есть слишком яркие или слишком темные участки, и тд, и такие фото мне самому не нравятся. То есть можно было бы, наверное, любые выкладывать, но это не мой вариант.

Как я обрабатываю фотографии в Лайтруме

Таким образом, я явлюсь сторонником неглубокой обработки из-за отсутствия мотивации тратить на это много времени, да и не вижу пока особой разницы для себя. Конечно, изредка я могу поколдовать подольше, но этот «шедевр» все равно потом некуда девать. Сейчас у меня вся обработка происходит в Lightroom, а другими программами уже и забыл, когда пользовался. Так что, если вы с Photoshop’ом на ты, и предпочитаете довольно сильно обрабатывать фотографии, то в посте вы вряд ли для себя что-то стоящее найдете:)

Как я уже сказал, вся обработка происходит у меня в Lightroom, и она довольно простая. Фактически, я только кадрирую и выравниваю горизонт, вытягиваю тени и затемняю светлые участки, добавляю цвета и резкости.

Импорт фотографий и пресеты

Вставляю флешку от фотоаппарата в кардридер и импортирую фото с переносом на внешний жесткий диск. О хранении фото, напишу ниже. При импорте применяю предварительно созданные пресеты: и . Сейчас использую только последний (у меня Sony A6500), в нем больше настроек под мою камеру и под то, как я снимаю. Есть еще парочка для телефона и второй камеру.

Но пресеты очень похожи, отличаются немного лишь настройками теней, светов и экспозиции и я их постоянно корректирую, так как, то мое мнение меняется, то в очередной раз пытаюсь подогнать настройки под большинство фотографий, чтобы меньше их обрабатывать. Одни из повторяющихся настроек: Clarity +25, Vibrance +25, Sharpening +60, Noise Reduction Luminance +65, Enable Lens Correction. Последняя довольно важная, так как подстраивает фотографию (в основном убираются геометрические искажения) под ваш объектив. Но это в случае, если Лайтрум знает вашу камеру. Например, для Canon G7xm2 мне приходится потом вручную выбирать что-то похоже на него.

Касательно пресетов, сразу хочу сказать, тут нет правильно или неправильно. Ну, если говорить о любителях, у профи все иначе, хотя и у них может быть особый авторский стиль. Поэтому вы можете создать для себя пресет с любыми настройками, как вам нравится, и это будет правильно. Ведь главное, чтобы оно вам подходило, вы же их обрабатываете, просто потому что «я так вижу». Тут, конечно, можно поспорить, я не настаиваю:) Никогда не поздно почитать о профессиональной обработке, о том, как гуру предлагают использовать ту или иную настройку, и изменить свои пресеты.

Файлы не переименовываю, оставляю, как есть.

Прореживание фото

Следующий этап после импорта и перед обработкой — это прореживание. Обычно удаляю: фото, которые смазаны, дубли (когда было сделано штук 20 фото одно и того же объекта), все фото с браком (слишком темные, слишком засвеченные и тд), просто фото, которые не нравятся. Иногда могу и оставить с браком, если нет ничего подобного, а фотка очень нужна.

Но вообще после пару лет фотосъемки стал гораздо меньше тратить времени на прореживание и менее тщательно прореживать, поначалу чуть ли 50% где-то оставлял. Проще жесткие диски менять на более емкие и покупать новые, чем сидеть несколько дней и прореживать. Тем более, мой архив растет не так уж и быстро. Плюс, к тому же не раз уже был такой момент, что вдруг понадобилась удаленная фотография, пусть и бракованная.

Прореживание происходит тоже в Лайтруме, помечаю фото, как Rejected клавишей X, потом удаляю сразу все помеченные.

Кадрирование и выравнивание горизонта

Поначалу кадрирование делал очень часто, потом видимо пристрелялся и композицию выстраиваю нормальную уже на этапе фотографирования. В статье я говорил, что пользуюсь правилом третей, так вот при кадрировании точно так же пользуюсь именно им. Не фанатично.

Баланс белого

Так как всегда фотографирую с автоматическим балансом белого, то подправляю его в программе на глазок рычажками Temp и Tint. В основном пользуюсь первым, вторым реже. Иногда можно использовать Auto, чтобы узнать мнение Lightroom. Кстати, цвета править сложно на обычных мониторах, потому что они не калиброваны, и у самих матриц плохая цветопередача. То есть вы сделаете, как вы считаете нужным, а у других пользователей, будет все видно совсем иначе.

Сейчас у меня Macbook Pro 15″ с экраном Retina. Считаю его, конечно, не эталонным, но очень хорошим по цветопередаче. Также мне вполне достаточно 15 дюймов двойного разрешения для обработки фотографий.

Вытягивание теней и затемнение светлых участков

Так как на многих фотографиях есть некоторые проблемы с динамическим диапазоном, то благодаря обработке можно их уменьшить. Для это высветляю тени рычажком Shadows (двигаю в плюс), потом затемняю слишком яркие участки Highlights (двигаю в минус). Получившийся результат корректирую Exposure (плюс или минус, в зависимости от ситуации) и частенько еще регулировать White и Blacks. Да, и чуть не забыл, прибавляю Contrast, потому что при осветлении теней он теряется, и изредка добавляю еще Clarity (до 50), увеличивая микроконтраст. Хотя обычно контраст и микроконтраст у меня сразу устанавливаются пресетом при импорте в нужные мне фиксированные значения (+10 и +25, соответственно).

Мне лично больше нравятся фото с микроконтрастом, чем с контрастом или с повышенной резкостью. Поэтому я иногда даже увожу Shadows сильно в плюс, а затем еще увеличиваю Clarity. Насколько он смотрибельно получается для вас, вы это сами решайте. Ну и контраст я часто делаю не за счет Contrast, а за счет White и Blacks, так получается более точно его отрегулировать, потому что регулируются с «двух сторон».

Добавление цвета

Раньше я применял 2 пересета: Blue Sky 0.5 (), или Skin toning lighter (). Первый пресет был подсмотрен у Сергея Доли (он назывался Matts Blue Sky 1), но я его чуть переделал, уменьшил изменения параметров в два раза. Второй не помню, где скачал. Так вот, сейчас Blue Sky 0.5 у меня уже «зашит» в пресет при импорте, таким образом, я еще немного сократил свои действия по обработке.

Blue Sky нужен для увеличения синевы неба, но для этого оно не должно быть слишком сильно пересвечено (иначе без толку будет), и для увеличения насыщенности желтых и оранжевых цветов. Важно упомянуть, что иногда нужно Luminance для синего цвета ставить обратно в ноль, иначе синева выходит не естественная.

Skin toning меняет баланс света, делая цвет кожи более похожим на настоящий. Но правда и все вокруг тоже меняет баланс, не только кожа. Так скажем, для любителей теплых оттенков и ламповости.

Увеличение резкости и убирание шумов

Так как все фотографии идут или на блог, или в Инстаграм, то есть фото будут просматриваться только с экрана, причем не в максимальном разрешении, а около 1000 px по ширине, то резкость можно безболезненно задирать в программе. Резкость у меня тоже задается пресетом еще при импорте (+60). В зависимости от фотографии, я могу уменьшить значения Sharpening, во избежание избыточной резкости или шума. Собственно, нейтрализация шумов у меня тоже происходит при импорте и потом я рычажок Luminance (+65) трогаю редко. В основном, приходится уменьшать Sharpening и Luminance для jpeg, полученных с мыльницы или смартфона.

И опять же упомяну тут инструмент Clarity. На самом деле он тоже делает фото более резким.

Использование дополнительных инструментов

Чаще всего из всех представленных использую градиентный фильтр, чтобы осветлить/затемнить часть фотографии, или изменить контраст или баланс белого определенной части фотографии. Иногда лучше вместо этого воспользоваться кистью, которая более удобна в случае, когда нужно изменить сложную область, например, лицо, на котором надо, наоборот, убрать Clarity (иначе оно будет слишком структурным). В последних версиях Lightroom эти инструменты имеют гораздо больше настроек, можно менять у выбранной области все, что угодно.

Реже использую штамп, чтобы убрать какой-то мусор с фотографии.

Экспорт

После того, как я обработал снимок, я ставлю флажок (Set Flag -> Flagged) клавишей P. Это позволит после того, как я закончу со всеми снимками, отобразить только их с помощью фильтра (Filter by flag -> Flagged only), просмотреть еще раз уже только на обработанные снимки и экспортировать их все скопом. Для каждой статьи я обычно обрабатываю около 20-40 фото.

Для экспорта у меня уже создан специальный пресет. В нем выбраны папка для экспорта, размер экспортируемого jpeg (2048×2048), его качество (75%), резкость при экспорте (High), сохранение мета-данных, водяной знак (настраивается и сохраняется тоже, как пресет). Для Инстаграма делаю качество 100%, вотермарк не добавляю.

Конечный результат

Фактически, в примере приведенном выше была некая попытка расширить динамический диапазон (если сильно расширять, то уже будет псевдj HDR). Естественно, не всегда нужно проводить именно такие манипуляции с фотографиями, но обычно они очень похожи: корректировка баланса синий/желтый, высветление теней, затемнение ярких участков, повышения контраста. Просто, когда не такая большая разница между темными и светлыми участками, то и рычажки не нужно будет двигать в крайние положения, а лишь совсем чуть чуть и делается это, конечно на глаз.

Почему Lightroom

Все просто, так сложилось. Я попробовал и мне понравилась эта программа. Она отлично подходит для коррекции фотографий, а не для их глубокого редактирования. Тут все именно для этого и сделано, есть все инструменты. Плюс в ней же у меня находится и вся библиотека фотографий, и можно довольно быстро найти все что нужно: есть куча разных фильтров, можно задавать метки фотографиям (я правда не пользуюсь этим совсем).

Аналогов полно, но пробовать ничего пока не хочется, все устраивает.

Про ресейз в Wordrpess

Не могу не упомянуть вот о такой вещи, которая может быть важной для блоггеров платформы WordPress. Я загружаю на блог фотографии размером 2048px по ширине, но в посте они отображаются в размере 800 px (полный размер по клику, фото показывается в лайтбоксе). Если вы у себя на блоге загружаете полноразмерные фотографии, а движок их сам ресайзит до нужного вам размера, то это так себе идея, если вам, конечно, важно качество. Дело в том, что встроенный ресайз довольно сильно поганит резкость, фото получается замыленными. Впрочем, это мало кто заметит из посетителей, если у вас конечно не портфолио фотографа с предложением своих услуг. Ну, и на хостинге может места не хватить, так как полноразмерный JPG может спокойно занимать 10 мегабайт.

Как вариант, использовать плагин Sharpen Resized Images, он будет добавлять резкости при ресайзе, но делает он это тоже довольно грубо.

Как я храню фотографии

Все фото, видео и другие файлы хранятся на внешнем портативном жестком диске Seagate 4TB, потому что не влезают на диск ноутбука. Данный диск у меня всегда с собой. Фотоархив сейчас занимает около 1.5 TB (на 2017 год), что на самом деле не очень много, если вы фотограф или блоггер, и снимаете много. Структура файлов представлена на скриншоте ниже. Как правило, под каждую поездку идет отдельная папка, внутри которой еще 2-3 папки для каждой из камер. Но если поездка длинная и по разным городам, то под каждый город тоже создается своя папка.

Папки имеют вот такую структуру: Год/Месяц_Число_Название События/Устройство съемки. Структура каталога в Lightroom точно такая же. И что удобно, можно в любую из папок на диске положить фото, а потом в Лайтруме синхронизировать эту папку, и фото появится в программе. По мне, так подобная структура довольно удобна для хранения, и не отнимает дополнительного времени на каталогизацию, один раз сделал и все. Сейчас просто есть тренд сваливать все в одну кучу, и уже потом сама программа распределяет фото по разным критериям. Мне такой вариант, нравится меньше.

Фото храню в оригиналах, то есть в RAW, чтобы иметь возможность в любой момент сделать из фото то, что мне нужно. А в Lightroom у меня в настройках стоит сохранение всей информации о фото в файлы XMP. Ведь при обработке RAW с самим файлом ничего не происходит, вся информация о совершенных действиях хранится в файле каталога. Так вот XMP — это дубль инфы для каждого фото, весят совсем чуть-чуть, поэтому общий объем особо не увеличивают. За счет XMP файлов упрощается перенос фото на другие компы и это некая защита от того, что с файлом каталога что-то случится, уже были преценденты, приходилось его удалять.

Куда бекапить фотографии

Помимо того, как хранить фото, важно куда еще их бекапить. Для начала надо запомнить золотое правило, что бекапов должно быть 2 . Как я уже сказал, все мои фотографии хранятся на внешнем жестком диске, то есть — это основная база, и к ней нужно еще сделать 2 бекапа (копии). Ваша основная база может быть и на жестком ноутбука, это удобнее.

Первый бекап я делаю на еще один внешний жесткий диск. Где-то раз в 3 месяца (и перед каждой поездкой) я делаю полную копию с одного внешнего (основного) на второй (бекапный). Чтобы это не занимало времени, я ставлю копироваться на ночь, и утром уже все готово. Второй жесткий диск я в поездки не вожу, то есть риск его угробить минимален.

Второй бекап я делаю в облако с основного жесткого, указав папку с базой в качестве папки для облака. Пока я использую облачный сервис Мейл.РУ, так как в 2014 у них была акция и они дарили пожизненно 1ТB. Но данного места мне уже перестало хватать, плюс мне не нравится скорость загрузки, и то, что хранилище не очень надежное, уже был случай, когда они часть файлов мне удалили. Поэтому я хочу перейти на , который считается сейчас самым функциональным и безопасным. Там есть неплохой платный тариф без ограничения места. В принципе я им уже пользуюсь, храню важные файлы, но пока бесплатным тарифом.

И еще один важный, как мне кажется, момент. Так как во все поездки я беру только один внешний жесткий диск, где хранится основная база, то есть риск его угробить. Это не страшно, так как дома хранится копия, но можно потерять фото из текущих поездок, если их постоянно перебрасывать с флешки на основной диск. Так вот, я по возможности оставляю на флешке все файлы, а не удаляю их сразу после перебрасывания на жесткий. Да, для этого нужен объем побольше у флешок (или несколько штук), чтобы их хватило на всю поездку, но зато гарантия. Также, если если в поездке есть хороший интернет в отеле, то файлы летят еще и в облако.

P.S. Вот и все, что могу рассказать про обработку фотографий и их хранение. Не густо, но что есть:)

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

4,76 из 5 (оценок: 63)

Комментарии (75 )

    Nick

    Мария Мурашова

    Екатерина

    Татьяна Садыкова

    Алексей

    • Олег Лажечников

      • Андрей Лунячек

        Александр

        • Олег Лажечников

          • Александр

            Олег Лажечников

            Олег Лажечников

            Александр

            Евгений

            Олег Лажечников

            Мария Мурашова

            Мария Мурашова

            Евгений

            Александр

            Олег Лажечников

            13.06.2014 в 16:15 |

Этим вопросом задаются многие начинающие фотографы. И в этом нет ничего удивительного, ведь программа действительно довольна сложна в освоении. Поначалу не понимаешь даже как тут фото открыть! Разумеется, четкой инструкции по пользованию создать нельзя, ведь каждому пользователю нужны какие-то определенные функции.

Тем не менее, мы постараемся обозначить основные возможности программы и объясним вкратце как их можно выполнить. Итак, поехали!

Первое, что необходимо сделать сразу после запуска программы — импортировать (добавить) фотографии для обработки. Делается это просто: нажимаете на верхней панель «Файл», затем «Импорт фото и видео». Перед вами должно появится окно, как на скриншоте выше.

В левой части вы выбираете источник с помощью встроенного проводника. После выбора конкретной папки, в центральной части будут отображены находящиеся в ней снимки. Теперь можно выбрать нужные снимки. Ограничений на количество тут нет — можно добавить хоть одно, хоть 700 фото. Кстати, для более детального рассмотрения фото можно изменить режим его отображения кнопкой на панели инструментов.

В верхней части окна можно выбрать действие с выбранными файлами: копировать как DNG, копировать, переместить или просто добавить. Также настройкам отведена правая боковая панель. Здесь стоит отметить возможность сразу применить к добавляемым фотографиям нужный пресет обработки. Это позволяет в принципе избежать остальные этапы работы с программой и сразу приступить к экспорту. Такой вариант вполне подойдет, если вы снимаете в RAW и пользуетесь Лайтрумом как конвертером в JPG.

Библиотека

Далее мы пойдем по разделам и посмотрим, что в них можно сделать. И первым в очереди идет «Библиотека». В ней вы можете просмотреть добавленные фото, сравнить их между собой, сделать пометки и провести простую корректировку.

С режимом сетки и так все понятно — можно посмотреть сразу множество фото и быстро перейти к нужному — поэтому сразу перейдем к просмотру отдельного фото. Тут вы, разумеется, можете увеличивать и перемещать фото, дабы рассмотреть детали. Также можно отметить фото флажком, пометить забракованным, поставить оценку от 1 до 5, повернуть фото, отметить человека на снимке, наложить сетку и т.п. Все элементы на панели инструментов настраиваются отдельно, что вы и можете видеть на скриншоте выше.

Если вам сложно выбрать один из двух снимков — воспользуйтесь функцией сравнения. Для этого необходимо выбрать соответствующий режим на панели инструментов и два интересующих фото. Оба изображения перемещаются синхронно и увеличиваются в одинаковой степени, что облегчает поиск «косяков» и выбор того или иного снимка. Здесь же можно сделать пометки флажками и дать фотографии оценку, как и в предыдущем пункте. Также стоит отметить, что можно сравнивать сразу несколько снимков, однако при этом будут недоступны названные функции — только просмотр.

Также к библиотеке лично я бы отнес «Карту». С ее помощью можно найти снимки из определенного места. Все представлено в виде цифр на карте, которые показывают количество снимков с данной локации. При нажатии на цифру вы можете просмотреть отснятые здесь фото и метаданные. При двойном клике на фото программа переходит в «Коррекции».

Помимо всего прочего, в библиотеке можно провести простенькую коррекцию, которая включает кадрирование, беланс белого и коррекцию тона. Все эти параметры регулируются не привычными ползунками, а стрелками — ступенчато. Можно делать маленькие и большие шаги, но выполнить точную коррекцию не удастся.

Помимо этого в данном режиме можно комментарии, ключевые слова, а также просмотреть и при необходимости изменить некоторые метаданные (например, дату съемки)

Коррекции

Данный раздел включает более продвинутую, нежели в библиотеке, систему для редактирования фото. В первую очередь фото должно обладать правильной композицией и пропорциями. Если эти условия не были соблюдены при съемке, просто воспользуйтесь инструментом «Кадрирование». С его помощью можно выбрать как шаблонные пропорции, так и установить свои собственные. Также тут есть ползунок, с помощью которого можно выровнять горизонт на фото. Стоит отметить, что при кадрировании выводится сетка, которая упрощает выставление композиции.

Следующая функция — местный аналог «Штампа». Суть все та же — ищете на фото пятна и нежелательные объекты, выделяете их, а затем перемещаетесь по фото в поисках заплатки. Разумеется, если вас не устроила автоматически подобранная, что вряд ли. Из параметров можно настроить размер области, растушевку и непрозрачность.

Лично я уже давненько не встречался с фото, где у людей красные глаза. Тем не менее, если такой снимок все же попадется, исправить косяк можно с помощью специального инструмента. Выделяете глаз, устанавливаете ползунком размер зрачка и степень затемнения и готово.

Последние три инструмента стоит отнести к одной группе, ведь они отличаются, по сути, только способом выделения. Речь идет о точечной коррекции снимка наложением маски. И вот тут как раз есть три варианта наложения: градиент-фильтр, радиальный фильтр и кисть коррекции. Рассмотрим на примере последней.

Начнем с того, что кисть можно изменять в размере просто зажав «Ctrl» и покрутив колесико мыши, а сменить ее на ластик — нажав «Alt». Помимо этого, можно настроить нажим, растушевку и плотность. Ваша цель — выделить участок, который будет подвержен коррекции. По завершении в вашем распоряжении туча ползунков, с помощью которых можно настроить все: от температуры и оттенка до шума и резкости.

Но это были только параметры маски. Применительно ко всему фото можно настроить все те же яркость, контраст, насыщенность, экспозицию, тени и света, резкость. Все? Ан, нет! Еще кривые, тонирование, шум, коррекция объектива и многое-многое другое. Конечно, каждый из параметров стоит отдельного внимания, но, боюсь, статьи будет мало, ведь на эти темы пишутся целые книги! Тут можно дать лишь один простой совет — экспериментируйте!

Создание фотокниг

Раньше все фотографии были исключительно на бумаге. Разумеется, эти снимки в последующем, как правило, добавлялись в альбомы, которых у каждого из нас осталось до сих пор немало. Adobe Lightroom позволяет обрабатывать цифровые фото… из которых также можно сделать альбом.

Для этого перейдите на вкладку «Книга». Все фото из текущей библиотеки добавятся в книгу автоматически. Из настроек в первую очередь идут формат будущей книги, размер, тип обложки, качество снимков, разрешение при печати. Далее можно настроить шаблон, по которому фото будут размещены на страницах. Причем для каждой страницы можно задать собственный макет.

Естественно, некоторые снимки требуют комментариев, которые можно легко добавить в виде текста. Здесь настраивается шрифт, стиль написания, размер, непрозрачность, цвет и выравнивание.

Наконец, чтобы немного оживить фотоальбом, стоит добавить на фон какое-то изображение. В программе есть несколько десятков встроенных шаблонов, но вы без проблем можете вставить и свое собственное изображение. В конце, если вас все устраивает, нажмите «Экспорт книги как PDF».

Создание слайд-шоу

Процесс создания слайд-шоу во многом напоминает создание «Книги». В первую очередь вы выбираете каким образом фото будет расположено на слайде. При необходимости можно включить отображение рамки и тени, которые также настраиваются довольно детально.

В качестве фона опять же можно установить собственное изображение. Стоит отметить, что на него можно нанести цветной градиент, для которого настраивается цвет, прозрачность и угол. Разумеется, наложить также можно свой водяной знак или какую-либо надпись. Наконец, вы можете добавить музыку.

К сожалению, из параметров воспроизведения можно настроить только длительность слайда и перехода. Никаких эффектов перехода тут нет. Также обратите внимание на тот факт, что воспроизведение результата доступно только в Lightroom — экспортировать слайд-шоу нельзя.

Веб-галереи

Да-да, Лайтрум можно использовать и веб-разработчикам. Здесь вы можете создать галерею и сразу же отправить ее на ваш сайт. Настроек вполне достаточно. Во-первых, вы можете выбрать шаблон галереи, задать ее название и описание. Во-вторых, вы можете добавить водяной знак. Наконец, тут же можно экспортировать или сразу отправить галерею на сервер. Естественно, для этого сначала нужно настроить сервер, указать логин и пароль, а также вбить адрес.

Печать

Функцию печати также следовало ожидать от программы подобного рода. Здесь вы можете задать размер при печати, разместить фото по вашему желанию, добавить личную подпись. Из параметров, относящихся непосредственно к печати стоит отнести выбор принтера, разрешение и тип бумаги.

Заключение

Как видите, работать в Лайтруме не так уж сложно. Основные проблемы, пожалуй, заключаются в освоении библиотек, потому что новичку не совсем понятно где искать импортированные в разное время группы снимков. В остальном же, Adobe Lightroom довольно дружелюбен к пользователю, так что дерзайте!

Программа «Лайтрум» позволяет редактировать фотографии за несколько кликов. Несмотря на это, приложение достаточно сложное для освоения. Как пользоваться «Лайтрумом»? Этот вопрос задают многие начинающие пользователи.

Невозможно создать четкую инструкцию, ведь каждому фотографу нужны определенные опции. В данной статье описаны основные возможности приложения и способы работы с инструментами.

Программа «Лайтрум»: как пользоваться новичку

Для начала необходимо запустить утилиту. Затем следует импортировать изображения для обработки. Для этого нужно кликнуть по кнопке «файл» на верхней панели. После этого требуется открыть раздел «импорт фото и видео». В левой части появившегося окна необходимо выбрать источник.

В центре будут отображены снимки, находящиеся в указанной папке. Затем нужно выбрать картинки для редактирования. Разработчики программы не стали устанавливать ограничения на количество загружаемых файлов. Пользователь может добавить даже 1 000 снимков. Переключение режимов отображения картинки осуществляется с помощью кнопки на панели инструментов.

Верхняя область окна содержит такие дополнительные опции, как копирование, перемещение и обычное добавление файлов. Настройки находятся на правой боковой панели. При желании к загружаемым снимкам можно сразу применить пресеты. Это позволит упростить работу с приложением. Пользователю останется только экспортировать редактированный файл.

Модуль «библиотека»

В данном разделе можно просматривать добавленные снимки, сравнивать их между собой, делать пометки и проводить простую корректировку. Существует несколько режимов отображения фотографий: «сетка», «лупа», «сравнение», «обзор». Для того чтобы рассмотреть детали, можно увеличивать и перемещать снимок. Настройка всех элементов на панели инструментов осуществляется отдельно. Пользователю доступны опции выставления оценки, поворота снимка, наложения сетки, отметки людей на фотографии и т. д.

При необходимости можно воспользоваться функцией сравнения двух изображений. Обе картинки перемещаются синхронно. Увеличение изображений осуществляется в одинаковой степени. Это облегчает поиск дефектов. Здесь пользователь также может оценивать картинки и делать пометки.

При сравнении трех и более снимков будет доступен только просмотр изображений. Как пользоваться «Лайтрумом», если настройки программы слишком сложные для начинающего фотографа? В разделе «библиотека» можно выполнить простое кадрирование, а также настройку баланса белого и цветового тона. Привычных ползунков здесь нет, поэтому на точную коррекцию рассчитывать не стоит.

Начинающему фотографу доступны опции добавления описаний, указания ключевых слов, изменения даты съемки и других метаданных.

Модуль «коррекции»

Как пользоваться «Лайтрумом», если хочется подробно изучить возможности программы? Для этого нужно перейти в раздел «коррекции». Здесь находится продвинутая система редактирования изображений. Фотографии должны обладать правильными пропорциями и композицией. При редактировании картинки пользователь может использовать инструмент «кадрирование».

С помощью ползунка выравнивается горизонт на снимке. При кадрировании отображается сетка, упрощающая выставление композиции. Как пользоваться «Лайтрумом», если нужно стереть нежелательные объекты с фотографии? Для этого следует выбрать инструмент «удаление пятен». Затем требуется выделить нежелательный объект.

Если пользователя не устроила подобранная программой заплатка, то он сам может указать нужную область на снимке. В правой панели инструментов есть ползунки размера, растушевки и непрозрачности.

Другие настройки

Как пользоваться «Лайтрумом», если требуется устранить эффект красных глаз? Удалить дефект можно посредством специального инструмента. Для начала следует выделить глаз. Затем необходимо установить размер зрачка, а также степень затемнения. Для того чтобы выполнить точечную коррекцию картинки, нужно выбрать способ наложения маски.

Как пользоваться кистью в «Лайтруме»? Для начала нужно настроить инструмент. Чтобы увеличить кисть, следует зажать кнопку Ctrl и прокрутить колесико компьютерной мыши. Затем необходимо выполнить настройку нажима, растушевки и плотности. Пользователю нужно выбрать участок для редактирования.

При необходимости можно убрать шумы и добавить резкости картинке. Для того чтобы переключиться на ластик, следует зажать клавишу Alt. Применительно ко всему снимку можно выполнить настройку яркости, контрастности, насыщенности, экспозиции, резкости, теней и света. Рекомендуется экспериментировать с параметрами.

Как пользоваться пресетами в «Лайтруме»

Все установленные плагины отображаются в левой панели инструментов. Чтобы применить настройки, нужно сделать двойной щелчок по названию пресета. Для создания собственного плагина необходимо выставить параметры, а затем зажать кнопки Ctrl+Shift+N. Откроется окно, в котором можно указать имя пресета. Далее следует кликнуть по кнопке «создать».

Модуль «карта»

С помощью этого раздела можно выбирать изображения из одного и того же места. Цифры на карте указывают на количество фотографий, снятых в данной области. Кликнув по ним, можно просмотреть картинки и метаданные. Если щелкнуть по снимку два раза, откроется раздел «коррекции».

Другие модули

Программа позволяет делать альбомы с цифровыми фотографиями. Для выполнения данной задачи следует перейти в модуль «книга». Все снимки из текущей библиотеки будут добавлены в автоматическом режиме. Пользователю предоставлена возможность изменения формата будущей книги, размера, типа обложки, качества снимков, разрешения при печати. К фотографиям, требующим описания, добавляется текст.

Здесь же выполняется настройка шрифта, стиля написания, размера, непрозрачности, цвета и выравнивания. В качестве фона можно добавить любую картинку. Готовая книга экспортируется в выбранном пользователем формате. При желании можно включить режим «слайд-шоу». В разделе «печать» следует выбрать принтер, разрешение изображения и тип бумаги.

Можно заметить, что пользоваться фотошопом, «Лайтрумом» и другими графическими редакторами не так уж сложно. Основная проблема заключается в освоении библиотек. Новички не понимают, где искать загруженные в разное время снимки. В остальном приложение достаточно дружелюбно к пользователю.