Пятнадцатое ноября. Классная работа. Минутка чистописания Оо Проверяем дом. работу – тесты
10 – 11 верных ответов – оценка «5»
8 – 9 верных ответов – оценка «4»
6 – 7 верных ответов – оценка «3»
Решаем кроссворд
Определить тему нашего сегодняшнего урока мы сможем, ответив на вопросы кроссворда, ключевое слово которого поможет нам узнать её
Наши цели, задачи и способы действия
Зачем?
Работаем
Интонация
Наблюдаем
Обращение
препинания
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак , а следующее слово пишется с большой буквы.
Стр 99, пунктограмма № 3
Упражнение № 1
Какой член предложения, как и обращение,
может быть выражен существительным в
именительном падеже? Расставьте знаки
препинания, объясните свой выбор.
Упражнение № 2
Составьте предложения так, чтобы в одном
случае данные слова были подлежащими, а в
других – обращениями:
Упражнение № 3 Найдите обращения, расставьте знаки препинания
1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться?
2. Соседушка мой свет Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена!
3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки.
4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…
5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого?
6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Ответы к упражнению № 3 «Басни Крылова»
1. Соседка («Слон и Моська»).
2. Соседушка, мой свет, миленький дружочек, жена («Демьянова уха»).
Обратите внимание на слово «пожалуйста»!
3. Полканушка («Собачья дружба»).
4. Друзья! («Волк на псарне»).
5. Хавронья («Свинья»).
6. Дружище («Осел и Соловей»).
Домашнее задание:
(Илья: Пересказ теоретического материала 42, упр 218, 219)
Таня, Никита выучить пунктограмму №3 стр 99
выписать из «Сказки о мертвой царевне…»
А.С.Пушкина 7 предложений с
обращениями, выражающими разное отношение
говорящего к адресату.
Обращение Урок русского языка в 5 классе
Галина Викторовна,
учитель русского языка,
МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК
Обращение произносится
с особой звательной интонацией:
Здравствуйте, Миша; Баранкин!
Будь человеком!
Роль обращения в предложении
Это слово или сочетание слов, которое называет того, кому обращаются с речью
Не является членом предложения
Обращение
Приведем примеры
Послушай, попугай, а мы правильно идём?
Мы начинаем спектакль, дорогая Анна Максимовна.
К кому обращаются? – к дорогой Анне Максимовне
Обращение на письме выделяется пунктуацией
выделяется
запятыми
или восклицательным
может находиться
в начале, в середине
или в конце
предложения
обращение
Приведем примеры
Дениска! А ты мог бы прыгнуть с самой верхней вышки?
Местоимение ты и вы не бывают обращениями и запятыми не выделяются!
Мой весёлый звонкий мяч!
Милый дедушка, бабушка, Алёнка, Барсик!
Пунктуационно - орфографическая разминка
Задание: Спишите. Вставьте, где надо, пропущенные буквы, Расставьте знаки в середине и в конце предложения.
1.Молчи Нытик несчас..ный
2. Эх ты Ляпа
3. Что ты плачешь ревёшка ревушка-корову..ка
4. Ах ты дево..ка ч..мазая где ты ру..ки так измазала
Ребята-галч..та довольно проказ.
6. Усница Катенька ешь кашку сладеньку вкус..ную пуш.стую мы..кую душ..стую.
7. Не отч..ивайся голубчик.
8. Здравствуй мой мальчик Как ты тут пож..вал без меня
9. Вы что м..лодой человек на бульваре
Телеграмма Сегодня на уроке…
Затруднялся, не понял. .
Домашнее задание
Составить 3 предложения с обращением
Слайд 2
1. OOOO 2.OиOOиO 3.O ноO 4.OOOO 5. OOO
Слайд 3
1. Самые трогательные стихи, книги и картины написаны русскими писателями и художниками об осени. 2. На картинах Левитана изображены знакомые вещи: стога сена, березы небо. * Продолжить текст предложением, соответствующим схеме: O, O, O –O ⌂НА ВСЕХ ЭТИХ ПЕЙЗАЖАХ ПРЕКРАСНО ПЕРЕДАНА ПЕЧАЛЬ ПРОЩАЛЬНЫХ ДНЕЙ ОСЫПАЮЩИХСЯ ЛИСТЬЕВ ЗАГНИВАЮЩИХ ТРАВ.
Слайд 4
1. O,O и O. O и O 2. O:O,O,O.
Слайд 5
В каком предложении есть ошибка в постановках знака препинания: а)Ветер поднимает с земли листья, мусор. б) Дождь стихал, но не переставал. г) Ребята поймали плотвичку, и маленькую щуку.
Слайд 6
2.В каком предложении нет ошибки: а) Река широкая, но мелкая. б) Ребячьи голоса звучат звонко и радостно. г) В наших лесах водятся волки лоси и медведи.
Слайд 7
3. В каком предложении есть обобщающее слово: а) В наших лесах водятся звери волки лоси и медведи. б) Рифы взморье и обрывы всё видно в полусвете. г) Сильный ветер и в саду и в переулке и на пустыре.
Слайд 8
1. г) 2. а), б) 3) а), б)
Слайд 9
Вы писали? Вы устали? Тогда дружно, тихо встали. Ножками потопали. Ручками похлопали. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели. Руки выше, шире плечи. Раз, два, три. Дыши ровней. От зарядки станешь крепче. Станешь крепче и сильней.
Слайд 10
Мороз и солнце! День чудесный. Ещё ты дремлешь, друг прелестный? Пора, красавица, проснись…
Слайд 11
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. Только, друг, не забывай Запятые расставляй!
Слайд 12
Слайд 13
1. Летние подружки белые ромашки вам лесные феи выткали рубашки. 2.На всем лежал слой пыли на полу на стульях на столе. 3. И звуки и ночь и мороз все это было так далеко. 4. Собака видит в человеке высшее существо и старается заслужить его доверие.