Организация процессов коммуникаций в системе управления. Управление коммуникациями

Модель коммуникации Ласуэлла

Коммуникационный менеджмент: категориально-понятийный аппарат

Коммуникация – передача информации. Общение предполагает личное общение.

Коммуникационный менеджмент – это сфера менеджмента, занимающаяся проблемами управления системой коммуникации и управления с помощью осуществления коммуникации. (Шарков Феликс Изосимович)

Коммуникация – это обмен информацией между индивидами через посредства общей системы символов. Общая система символов – это язык.

Классификация коммуникации :

1. По субъектам (что изучаем):

Политическая

Корпоративная

Некоммерческая

Государственно-административная

Международная

2. По масштабам объектов (кто изучает):

Массовая

Групповая

Межличностная

3. По характеру объектов:

Внутренняя

Внешняя

Деловая (профессиональное общение характерно для узкой группы специалистов, а в деловом общении характерно статусно-деловое общение (все роли расписаны))

4. По вектору движения:

Горизонтальная (один уровень общения людей)

Вертикальная (элементы подчинения)

5. По используемому коду:

Вербальная (по средствам речи)

Невербальная

6. По соотношению прямой/обратной связи:

Иерархическая (нельзя перепрыгивать через голову начальника)

Демократическая (более свободный тип общения)

7. По характеру сообщения:

Деструктивная (она разрушает устоявшиеся формы отношений)

Конструктивная (сплачивает людей)

Нейтральная

Коммуникативный процесс – непрерывное взаимодействие участников коммуникации. В целях анализа и описания выделают дискретные единицы коммуникации (коммуникативные акты).

ДЗ: модель ласуэлла, классическая модель коммуникации. Модели коммуникационного процесса. Типологические модели коммуникационного менеджмента (Федотова). Теоретические подходы к определению понятия коммуникационный менеджмент. Найти всевозможные определения, сноски и титульный лист.

Это совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации и образуют коммуникационную структуру управления.

Коммуникационная структура управления

1. По масштабам

Глобальная (охватывает организацию целиком)

Локальная (относится только к отдельной ее части)

2. По особенностям функционирования:

Централизованная (коммуникации только через одно центральное звено)

Децентрализованная (или полицентрическая) (значительная часть информации может идти в обход центрального звена).

Объектом в сфере управления является информация, и именно ее потоками связаны друг с другом звенья управленческой структуры. Информация в системе управления передается по коммуникационным каналам, т.е. линиям связи, возникающим между отдельными элементами управленческой структуры:



Подразделениями

Должностями

Помимо движения содержательной управленческой информации, с помощью коммуникационных каналов осуществляются управленческие и технические связи между элементами управленческой структуры.

09.03.2013 лекция

Коммуникационный менеджмент – это теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой, с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов, формирование и поддержание имиджа, общественного мнения, достижения согласия, сотрудничества и признания.

Внутренний пиар (персонал, корпоративная культура) и внешний пиар (инвесторы, клиенты).

Коммуникация является элементом системы управления знаниями, связующим звеном в структуре интеллектуального капитала.

Поскольку экономические системы не могут развиваться без воспроизводства всех видов интеллектуального капитала, без обновления образовательного, культурного и научного потенциала, коммуникативный фактор в развитии экономических систем становится условием экономического прогресса и внутренним элементом устойчивого экономического роста.

Коммуникационный менеджмент включает:

Выявление целевых аудиторий

Разработка коммуникационных стратегий (долгосрочные планы)

Контроль коммуникации (внутри любой организации есть своя служба безопасности, кто кому что сказал)

Оценка эффективности коммуникации

Организация информационного трансфера и диалога

Формирование корпоративной философии

Здесь подхода. Японский подход – организация, как семья. Американская модель – ничего личного, каждый сам за себя.

Корпоративную философию мы продвигаем с запроса руководства.

Утверждение корректных коммуникаций в конфликтных ситуациях

Формирование и усиление доверия и симпатии

Разъяснение позиций и направление организации или персоны

Утверждение корпоративной идентичности

Сюда входят элементы корпоративной культуры, дресс-код и т.п.

Объекты коммуникационного менеджмента:

1) Клиент и потребители

2) Персонал организации

3) Инвесторы и акционеры

4) Органы власти и структуры местного самоуправления (коммуны)

Субъекты коммуникационного менеджмента:

Высшие должностные лица, принимающие стратегические решения по поводу развития организации.

Формирование коммуникационного менеджмента вызвано:

Растущей потребностью регулирования взаимодействия сотрудников

Сокращением дистанций между предприятием и его целевыми группами

Ростом социальной и экономической значимости, корпоративной идентичности и организационной культуры

Специализированные функции коммуникационного менеджмента:

1. Интегрирующая функция – обусловлена использованием новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активностью и творчеством.

2. Информационная функция – обусловлена знанием закономерности информационного обмена, который совершается для достижения какой-то практической цели, решения какой-то проблемы.

3. Контактно-устанавливающая функция – от ее реализации зависит успех коммуникативного замысла, поэтому требуется доскональное знание целевой аудитории.

4. Функция самопрезентации – реализуется при создании имиджа, репутации, которые в свою очередь могут и не соответствовать статусу и коммуникативной роли.

5. Ритуальная функция – используется в методах работы с персоналом (корпоративные празднества, награждения, чествование по поводу и т.д.), а также осуществляется при официальных церемониях.

6. Образовательная функция – исследующая коммуникативные навыки целевых аудиторий, реализующая на практике новые идеи, распространяющая достижения в области современной коммуникации.

Выполнение управленческих функций, взаимодействие между индивидами и социальными группами осуществляются посредством коммуникации и обмена информацией. Понятия информации и коммуникации взаимосвязаны, но коммуникация включает и то, что передается (информацию), и то, как передается.

Деятельность любого руководителя связана с выполнением следующих процедур и операций:
получение, проверка и обработка информации;
разработка и реализация решений;
контроль и корректировка их выполнения;
систематизация и хранение данных по выполненным решениям.

Основным способом реализации этой деятельности является осуществление коммуникаций (от лат. communicatio - буквально означает "общие" или "разделяемое всеми").

Система коммуникаций достаточно сложна и включает много разновидностей, которые можно классифицировать по ряду признаков. Вертикальные коммуникации предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. При этом выделяются коммуникации по восходящей снизу вверх (мастер - начальник цеха - директор) и по нисходящей сверху вниз (соответственно директор - начальник цеха -мастер).

Горизонтальные коммуникации осуществляются между подразделениями одной организации (торговый отдел - планово-экономическая служба - бухгалтерия) либо отдельными исполнителями, а также с деловыми партнерами (фирмами, ассоциациями, компаниями и др.).

Конкретная коммуникация характеризуется, как правило, совокупностью признаков. Например, рабочее собрание руководителей подразделений на предприятии можно квалифицировать как внутрифирменную, формальную, вертикальную, вербальную и невербальную коммуникацию.

Кроме того, в менеджменте коммуникации осуществляются разными методами, в связи с этим их можно разделить на следующие группы:
- познавательные (для передачи или обмена данными);
- экспрессивные (о чувствах, взглядах, оценках);
- убеждающие (с целью влияния на клиента или наоборот);
- социально-ритуальные (для обеспечения норм общения);
- несловесные (любые другие).

Коммуникации в организации выполняют следующие функции:
информативные - передача истинных или ложных сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений, идентификации и оценки возможных вариантов решений;
мотивационные - побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, приказов и т. д.;
контрольные - отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненное;
экспрессивные - способствование эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему; удовлетворение социальных потребностей.

Эффективность указанных коммуникаций различная. Так, данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных -20-25%, (т. е. такое количество исходящей от дирекции информации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.

Недостаточную эффективность вертикальных как восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а начальник цеха - около 40%. Коммуникации снизу вверх еще более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения. Причин недостатков в коммуникациях множество, в составе которых можно выделить: недопонимание важности общения, ошибочную установку сознания (например, безразличие), погрешности в формировании сообщения, недостатки памяти людей, неудачный выбор средств обратной связи и другие.

Все многообразие причин неэффективных коммуникаций условно можно разделить на две группы: зависящие от "отправителя" информации и связанные с ее "получателем". Такое деление относительно, так как в отдельных случаях успех общения может определяться действием обеих сторон.

Нередко руководители недооценивают желание работников и даже руководителей нижнего и среднего уровней быть осведомленными о состоянии дел на предприятии.

Между тем результаты исследований показывают, что в числе моральных факторов, влияющих на производительность труда, сотрудники на 2-3-е место ставят гласность, информированность.

Установка сознания характеризует отношение человека к происходящим событиям, явлениям, окружению, обусловленное его жизненным опытом. Как причина низкого КПД делового общения она может проявляться в негативном отношении к поступающей информации из-за существующих стереотипов (т. е. на основе устойчивого мнения, порожденного определенными условиями). В результате искажается восприятие сообщения, снижается его результативность.

Затрудняют коммуникации также предвзятые представления людей, отвергающие новые идеи в силу их новизны, кажущейся с первого взгляда сомнительной.

Коммуникации можно рассматривать как коммуникационный процесс. При этом они отражают принципы и закономерности обмена информацией между людьми, как явление - представляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответствующих организационных форм.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации. Принята следующая типология коммуникаций:
- коммуникации между организацией и внешней средой;
- коммуникации между подразделениями;
- коммуникации внутри подразделений по уровням производства и управления;
- межличностные коммуникации;
- неформальные коммуникации.

Коммуникация осуществляется путем передачи предложений, мнений, намеков или ощущений в устной или другой форме (письменная форма, жесты, поза, недосказанность и т. п.) с целью получения желаемой реакции.

При коммуникации ее участники должны быть способны видеть, слышать, осязать, а также обладать определенными навыками и определенной степенью взаимного понимания.

Для управления важное значение имеет межличностная коммуникация, так как многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении людей. Ее следует рассматривать как процесс, состоящий из нескольких этапов.

На этапе отправления отправитель проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи участникам процесса, т. е. определяет себя как индивида ("кто я такой") и формирует смысл того, что хочет передать.

Далее информация, предназначенная для передачи, кодируется. Сначала выбираются носители информации (звук, свет, температура, запах, вкус, физические действия), которые затем организуются в определенную форму (речь, текст, рисунок, поступок и т. д.).

Таким образом формируется послание. При этом отправитель рассчитывает, что оно будет воспринято адекватно закодированному в нем значению.

Чем больше различий между тем, что передано и что получено, тем беднее коммуникация. Так, у профессионалов обычно возникают трудности в коммуникации с публикой, так как они кодируют значение в форме, понятной только людям их круга.

Послание посредством передатчика (человека, технического средства, химического или физического состояния) поступает в передающий канал, доводящий его до адресата. Как только передача послания или сигнала началась, в этот момент заканчивается этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации. Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания.

Тот, кому было адресовано послание, называется получателем. Он осуществляет фиксацию полученного послания и раскодирование его в понятное значение. Под раскодированием подразумеваются восприятие послания, его интерпретация и оценка.

В основном послания бывают искаженными. Это связано с наличием в процессе коммуникации шума. Его основными источниками могут быть:
- технические средства коммуникационного процесса;
- организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости и т. д.). Так, искажение информации имеет место при ее передаче между функциональными подразделениями (закон информационной энтропии). При передаче информации через четыре уровня управления имеется высокая вероятность получения около 100% искажений от исходного сообщения.

Следует также заметить, что управленческая информация передается в основном с помощью естественного языка, который обладает информационной избыточностью. Кстати, информационная избыточность русского языка оценивается в 32%, что значительно больше таковой для многих других европейских языков. Информационная избыточность - источник искажения сути сообщения.

Все работники организации играют роль своеобразных фильтров в каналах связи. Сокрытие и искажение информации, ее селекция и фильтрация обнаруживаются буквально на каждом уровне иерархии.

Так, верхние уровни управления не желают расстаться с монополией на информацию, так как владение конфиденциальной информацией - важная прерогатива и средство власти.

Начальники, которые в той иди иной степени страдают комплексом неполноценности, не хотят судить о происходящем объективно, а тем более узнавать от подчиненных о своих ошибках и промахах.

У руководства организации есть и другие серьезные основания бояться утечки информации - это соображения экономической безопасности и защиты от промышленного шпионажа.

Нижние уровни организации также вносят свои искажения в коммуникативные процессы. Они не хотят, чтобы начальство ведало о допущенных промахах и неудачах, тем более о тех, которые, как им кажется, они могут исправить сами.

Потеря информации в формальных коммуникационных сетях велика. По данным К. Киллена, от центра до исполнителей в среднем доходит только 20% информации, а до начальников низовых подразделений - 50%, тогда как по горизонтальным неформальным связям заинтересованные сотрудники получают до 90% сведений о состоянии дел.

Таким образом, шум в системе управления присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происходит некоторое искажение передаваемого послания. Менеджеру следует максимально преодолевать имеющийся шум и передавать смысл послания как можно точнее.

Последним этапом коммуникационного процесса является обратная связь при обмене участников процесса ролями. Весь цикл повторяется, но в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Появляется возможность узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении. Обратная связь может быть выражена в иной кодовой системе, чем полученное послание. Так, часто на фразу мы отвечаем кивком головы. Для руководителя обратная связь может выступать как прямая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) или косвенная (повышение производительности труда).

Для осуществления процесса коммуникации используется коммуникационная сеть, т. е. соединение участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. Данная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи формируются от начальника к подчиненным, горизонтальные - между равными по уровням индивидами или подразделениями. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и другими подчиненными. Сеть этих связей создает структуру организации. Задача организационной структуры состоит в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление.

Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для разных по численности групп работников. Их называют "колесо", "звезда", "кружок", "цепочка", "вертушка" и т. д. (рис. 3.6). Они оказывают существенное влияние на деятельность организаций.

Так, в сетях типа "колесо" представлена централизованная иерархия власти. Лицо, находящееся в центре "колеса", получает больше посланий, чаще признается другими членами группы как лидер, в большей степени оказывает влияние на других членов группы, обычно несет большую ответственность, от него больше, чем от других, зависит решение проблемы.

Весьма эффективной сетью является "кружок". Она имеет наибольшее число положительных характеристик, основана на неформальной власти в организации, и ее применение в практике управления значительно улучшает достигнутые коллективом результаты. Однако в условиях низкой дисциплины труда модель "кружок" нуждается в дополнении управляющими формально-органическими структурами типа "звезда", "шпора", "дом", которые позволяют руководителю контролировать решение задач.

"Всеканальная" сеть имеет высокую надежность, но и более сложна с точки зрения практического воплощения. Весьма пригодна в отношении сложных проблем для выработки наилучших решений. Однако под влиянием времени или конкуренции эта модель легко становится "звездой".

Выбор той или иной модели для принятия решения как применяемый стиль руководства зависит от типа задачи, времени, отпущенного на ее решение, т. е. требует ситуационного подхода.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие коммуникаций, их роль в менеджменте. Содержание коммуникационного процесса, его этапы. Характеристика ООО "Volga marketing family". Исследование коммуникационного процесса в управлении организацией. Рекомендации по коммуникации внутри организации.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Сущность и классификация коммуникаций. Определение коммуникационного процесса в управлении. Понятие межличностных коммуникаций. Взаимодействие между элементами управленческой структуры. Развитие электронных коммуникаций. Модели коммуникаций и их элементы.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2009

    Сущность коммуникационного процесса, его структура и основные этапы, значение в деятельности организации. Оценка качества коммуникаций и эффективности управления. Виды внутрифирменных и внешних коммуникаций, типы барьеров и методы их преодоления.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Понятие, элементы, содержание, классификация, типы и формы коммуникации. Информация как основной элемент коммуникативных систем. Характеристика основных этапов коммуникационного процесса. Анализ информационных технологий и коммуникаций в управлении.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Понятие и основные типы коммуникаций. Коммуникационные стили и сети. Анализ коммуникационного процесса фирмы ООО «МАС» на основе анкетирования подчиненных и руководителей. Правовое обоснование рекомендаций по совершенствованию коммуникаций в ООО "МАС".

    дипломная работа , добавлен 18.12.2012

    Элементы коммуникационного процесса. Цель и способы коммуникации, оценка ее эффективности. Формы внутриорганизационных коммуникаций. Роль новых технологий в управлении персоналом. Разработка планов коммуникаций. Процесс компьютеризации общества.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2011

    Сущность и структура коммуникационного процесса. Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия, основанной на передаче и непрерывном обмене информацией. Принципы деловых формальных коммуникаций. Неформальные элементы общественного мнения.

    СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ

    Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», означающего связь, сообщение. В широком смысле слова коммуникация может иметь два значения: процесс социального взаимодействия; обмен информацией. Такое понимание коммуникации позволяет считать ее одним из видов всеобщей связи. Специфика коммуникации как формы социального взаимодействия состоит не столько в возможности передачи информации, сколько в обмене ею. Важно подчеркнуть, что социальное взаимодействие в принципе невозможно без этого непрерывного обмена, так как информация непрерывно циркулирует в обществе и активно участвует в формировании общественного сознания. Следовательно, коммуникация отвечает за нормальное функционирование всей общественной системы.

    В теории управления коммуникация рассматривается, прежде всего, как предпосылка принятия решений и как способ существования и функционирования социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Она рассматривается как средство достижения устойчивого взаимодействия, модификации поведения работников (социальных групп), как элемент процессов передачи информации, системы каналов связи, обеспечивающие обмен информацией и опосредующие ее содержание в процессе подготовки и исполнения управленческих решений, а также как источник искажений, помех и шумов, возникающих в процессе передачи информации и др.

    Н. Луман в теории социальных систем обратил внимание на то, что общество выступает в качестве системы смысловой коммуникации, в которой условием воспроизводства коммуникации является сама коммуникация. Условием же отдельного события коммуникации считается синтез таких аспектов, как информация сообщение и понимание. То есть информация выступает лишь аспектом коммуникации, завершение процесса которой наступает только вместе с пониманием. Понимание у Н. Лумана – это конечный итог коммуникации, выражающийся в адекватном знании – устойчивой и воспроизводимой согласованности познающего и познаваемого.

    Социологическими исследованиями установлено, что в среднем 70–90 % всего своего времени руководители затрачивают на коммуникации, на межличностные контакты. В ходе передачи информации по коммуникационным каналам происходит обмен идеями, знаниями, опытом в устном или письменном виде не только между сотрудниками организации, но и внешним окружением. В процессе коммуникации руководители получают информацию, необходимую для принятия решений и доведения их до сотрудников. Поэтому коммуникация является основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.

    В настоящее время в России в условиях становления рыночной экономики и большей прозрачности процесса принятия управленческих решений коммуникация приобретает все большее значение для развития организации. Организации начинают принимать меры по совершенствованию практики коммуникации, созданию условий для делового общения. В рамках социального менеджмента в последние десятилетия были разработаны социальные технологии по согласованию целей, совместному принятию решений и т. д., с помощью которых группа совместно работающих людей преобразуется в коммуникативную.

    ВИДЫ КОММУНИКАЦИЙ

    Коммуникации в организации представляют собой сложную многоуровневую систему связей, которые охватывают как саму организацию, представляя собой внутреннюю коммуникацию между ее подразделениями, так и ее внешнее окружение – внешнюю коммуникацию (с конкурентами, клиентами, кредиторами, общественностью и т. д.).

    Чаще всего у организации затруднены коммуникации с внешней средой, поэтому в последние годы приобретает особое значение деятельность специальных отделов по связи с общественностью («паблик рилейшнз»).

    Внутренняя коммуникация существует в виде обмена информацией между сотрудниками и подразделениями. Она, в свою очередь, делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная коммуникация идет как по нисходящей (сверху сообщается подчиненным о стратегических и тактических целях, задачах), так и по восходящей (информация передается в обратном направлении, с помощью нее сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению). Социологические исследования свидетельствуют, что две трети коммуникативной деятельности руководителя составляет нисходящая коммуникация, ориентированная на сообщение подчиненным цели и задачи их деятельности, выделение ее приоритетов; на передачу им распоряжений, установок, требований; доведение до них критериев эффективности работы и ее оценки; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективного труда и т. п.

    Горизонтальная коммуникация в отличие от вертикальной устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации. Как показывает практика, чем больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления, тем выше эффективность горизонтальной коммуникации.

    Есть и другие классификации коммуникации. Выделяют формальные и неформальные коммуникации. Одним из первых, кто попытался сформулировать принципы деловых формальных коммуникаций в организации, был Анри Файоль. По его мнению, коммуникации представляют собой однонаправленный акт передачи информации по иерархической вертикали формальной структуры. Согласно принципам коммуникации, с одной стороны, предписывалась необходимость использовать все формально-иерархические звенья при передаче информации, запрещалось прерывать линии коммуникации и «перепрыгивать» при передаче информации «через голову непосредственного руководителя», а также требовалось, чтобы устройство системы коммуникаций позволяло любому работнику передавать сообщение вверх или вниз по иерархии. А с другой – допускались наиболее короткие взаимодействия между работниками разного функционального назначения, но находящимися на одном иерархическом уровне («мостик Файоля»). А. Файолем была также впервые сформулирована проблема «информационной перегрузки» и «закупорки каналов информации».

    Неформальные коммуникации в отличие от формальных возникают спонтанно; они основаны на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях. Большой вклад в изучение неформальных коммуникаций был внесен представителями школы человеческих отношений Э. Мэйо, Р. Ротлисбергером, У. Диксоном, Д. Макгрегором, Р. Лайкертом, К. Арджирисом, Ч. Барнардом. Они, во-первых, обратили внимание на то, что коммуникации в организации не ограничиваются официальными сообщениями, а, во-вторых, указали на важную роль неформальной структуры отношений в организации деловых коммуникаций и на двусторонний характер коммуникации. Ч. Барнард выделял роль неформальных организаций в передаче неофициальных сообщений (слухов). Информация подобного порядка, как известно, отличается обширностью аудитории и высокой степенью распространения в условиях сравнительно меньшей достоверности.

    Неформальную коммуникацию можно классифицировать по следующим основаниям:

    Неформальные элементы общественного мнения (слухи, сплетни, толки, пересуды, байки, молва);

    Фальсифицирующие элементы информационного пространства (дезинформация, ложь, обман, доносы, наговоры, клевета, наветы, поклеп, наушничанье);

    Интерпретативные элементы неформальной коммуникации (домыслы, догадки);

    Фольклорно-ментальные элементы неформальной коммуникации (мифы, легенды, поверья);

    Публичные элементы (публичные дискуссии, переговоры, скандалы);

    Сатирические элементы общественного мнения (сатира, ирония, афоризмы, анекдоты, частушки, «веселая брань», насмешки, шутки);

    Графические формы выражения общественного мнения (граффити, шаржи, карикатуры).

    Неформальная коммуникация осуществляется в разнообразных формах – вербальной (речевой) и невербальной, осуществляемой с помощью жестикуляции, мимики, поз, взглядов, внешнего вида говорящего, экспрессивности подачи информации (с равнодушием или неприязнью).

    При рассмотрении видов коммуникаций можно выделить также такие, как:

    Межличностная (между двумя индивидами); организационная (внутригрупповая);

    Групповая (между социальными группами); массовая (в обществе в целом);

    Межкультурная (между представителями различных культур).

    На основании соответствия конкретной сфере человеческой деятельности различают также коммуникативные сферы, под которыми понимаются социально обусловленные области коммуникативного поведения. Они различаются информационным полем дискурса и функциональной направленностью. Обычно выделяют следующие сферы: обиходно-бытовая, деловая, научная, художественно-творческая, профессиональная.

    Выполнение управленческих функций, взаимодействие между индивидами и социальными группами осуществляются посредством коммуникации и обмена информацией. Понятия информации и коммуникации взаимосвязаны, но коммуника­ция включает и то, что передается (информацию), и то, как пе­редается.

    Деятельность любого руководителя связана с выполнением следующих процедур и операций:

    получение, проверка и обработка информации;

    разработка и реализация решений;

    контроль и корректировка их выполнения;

    систематизация и хранение данных по выполненным реше­ниям.

    Основным способом реализации этой деятельности являет­ся осуществление коммуникаций (от лат. communicatio - бук­вально означает "общие" или "разделяемое всеми").

    Система коммуникаций достаточно сложна и включает много разновидностей, которые можно классифицировать по ря­ду признаков. Вертикальные коммуникации предпола­гают обмен информацией между уровнями и в рамках самой ор­ганизации. При этом выделяются коммуникации по восходящей снизу вверх (мастер - начальник цеха - директор) и по нисходя­щей сверху вниз (соответственно директор - начальник цеха -мастер).

    Горизонтальные коммуникации осуществляются между подразделениями одной организации (торговый отдел - планово-экономическая служба - бухгалтерия) либо отдельными исполни­телями, а также с деловыми партнерами (фирмами, ассоциация­ми, компаниями и др.).

    Конкретная коммуникация характеризуется, как правило, совокупностью признаков. Например, рабочее собрание руково­дителей подразделений на предприятии можно квалифицировать как внутрифирменную, формальную, вертикальную, вербальную и невербальную коммуникацию.

    Кроме того, в менеджменте коммуникации осуществляются разными методами, в связи с этим их можно разделить на сле­дующие группы:

      познавательные (для передачи или обмена данными);

      экспрессивные (о чувствах, взглядах, оценках);

      убеждающие (с целью влияния на клиента или наобо­рот);

      социально-ритуальные (для обеспечения норм общения);

      несловесные (любые другие).

    Коммуникации в организации выполняют следующие функции:

    информативные - передача истинных или ложных сведе­ний, предоставление необходимой информации для принятия решений, идентификации и оценки возможных вариантов реше­ний;

    мотивационные - побуждение работников к исполнению и улучшению работы путем убеждения, внушения, просьб, прика­зов и т. д.;

    контрольные - отслеживание поведения работников раз­личными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

    экспрессивные - способствование эмоциональному выра­жению чувств, переживаний, отношения к происходящему; удов­летворение социальных потребностей.

    Эффективность указанных коммуникаций различная. Так, данные зарубежных исследований показывают, что результатив­ность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных -20-25%, (т. е. такое количество исходящей от дирекции инфор­мации доходит до рабочих и правильно понимается ими). Други­ми словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.

    Недостаточную эффективность вертикальных как восходя­щих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая ка­бинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а начальник цеха - около 40%. Коммуникации сни­зу вверх еще более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации ком­муникаций, возможностях их качественного улучшения. Причин недостатков в коммуникациях множество, в составе которых можно выделить: недопонимание важности общения, ошибочную установку сознания (например, безразличие), погрешности в формировании сообщения, недостатки памяти людей, неудачный выбор средств обратной связи и другие.

    Коммуникации можно рассматривать как коммуникацион­ный процесс. При этом они отражают принципы и закономерно­сти обмена информацией между людьми, как явление - представ­ляют установленные нормы (правила, инструкции, положения) взаимодействия между людьми в рамках организаций, соответст­вующих организационных форм.

    В процессе коммуникации информация передается от одно­го субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации. Принята следующая типология коммуникаций:

      коммуникации между организацией и внешней сре­дой;

      коммуникации между подразделениями;

      коммуникации внутри подразделений по уровням производства и управления;

      межличностные коммуникации;

      неформальные коммуникации.

    Коммуникация осуществляется путем передачи предложе­ний, мнений, намеков или ощущений в устной или другой форме (письменная форма, жесты, поза, недосказанность и т. п.) с целью получения желаемой реакции.

    При коммуникации ее участники должны быть способны видеть, слышать, осязать, а также обладать определенными навы­ками и определенной степенью взаимного понимания.

    Для управления важное значение имеет межличностная коммуникация, так как многие управленческие задачи решаются при непосредственном общении людей. Ее следует рассматривать как процесс, состоящий из нескольких этапов (рис. 3.2).

    Рис. 3.2. Коммуникационный процесс

    На этапе отправления отправитель проектирует и кодирует информацию, предназначенную для передачи участникам про­цесса, т. е. определяет себя как индивида ("кто я такой") и фор­мирует смысл того, что хочет передать.

    Далее информация, предназначенная для передачи, кодиру­ется. Сначала выбираются носители информации (звук, свет, температура, запах, вкус, физические действия), которые затем организуются в определенную форму (речь, текст, рисунок, по­ступок и т. д.).

    Таким образом формируется послание. При этом отправи­тель рассчитывает, что оно будет воспринято адекватно закоди­рованному в нем значению.

    Чем больше различий между тем, что передано и что полу­чено, тем беднее коммуникация. Так, у профессионалов обычно возникают трудности в коммуникации с публикой, так как они кодируют значение в форме, понятной только людям их круга.

    Послание посредством передатчика (человека, техническо­го средства, химического или физического состояния) поступает в передающий канал, доводящий его до адресата. Как только пе­редача послания или сигнала началась, в этот момент заканчива­ется этап отправления и начинается этап получения передаваемой информации. Канал выводит послание на приемник, который фиксирует получение данного послания.

    Тот, кому было адресовано послание, называется получате­лем. Он осуществляет фиксацию полученного послания и раско­дирование его в понятное значение. Под раскодированием подра­зумеваются восприятие послания, его интерпретация и оценка.

    В основном послания бывают искаженными. Это связано с наличием в процессе коммуникации шума. Его основными ис­точниками могут быть:

      технические средства коммуникационного процесса;

      организационные составляющие (многоуровневость, масштаб управляемости и т. д.). Так, искажение информации име­ет место при ее передаче между функциональными подразделе­ниями (закон информационной энтропии). При передаче инфор­мации через четыре уровня управления имеется высокая вероят­ность получения около 100% искажений от исходного сообще­ния.

    Следует также заметить, что управленческая информация передается в основном с помощью естественного языка, который обладает информационной избыточностью. Кстати, информаци­онная избыточность русского языка оценивается в 32%, что зна­чительно больше таковой для многих других европейских язы­ков. Информационная избыточность - источник искажения сути сообщения.

    Все работники организации играют роль своеобразных фильтров в каналах связи. Сокрытие и искажение информации, ее селекция и фильтрация обнаруживаются буквально на каждом уровне иерархии.

    Так, верхние уровни управления не желают расстаться с монополией на информацию, так как владение конфиденциаль­ной информацией - важная прерогатива и средство власти.

    Начальники, которые в той иди иной степени страдают комплексом неполноценности, не хотят судить о происходящем объективно, а тем более узнавать от подчиненных о своих ошиб­ках и промахах.

    У руководства организации есть и другие серьезные осно­вания бояться утечки информации - это соображения экономиче­ской безопасности и защиты от промышленного шпионажа.

    Нижние уровни организации также вносят свои искажения в коммуникативные процессы. Они не хотят, чтобы начальство ведало о допущенных промахах и неудачах, тем более о тех, ко­торые, как им кажется, они могут исправить сами.

    Потеря информации в формальных коммуникационных се­тях велика. По данным К. Киллена, от центра до исполнителей в среднем доходит только 20% информации, а до начальников ни­зовых подразделений - 50%, тогда как по горизонтальным не­формальным связям заинтересованные сотрудники получают до 90% сведений о состоянии дел.

    Таким образом, шум в системе управления присутствует всегда, поэтому на всех этапах процесса коммуникации происхо­дит некоторое искажение передаваемого послания. Менеджеру следует максимально преодолевать имеющийся шум и переда­вать смысл послания как можно точнее.

    Последним этапом коммуникационного процесса является обратная связь при обмене участников процесса ролями. Весь цикл повторяется, но в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Появляется возможность узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении. Обратная связь может быть выражена в иной кодовой системе, чем полу­ченное послание. Так, часто на фразу мы отвечаем кивком голо­вы. Для руководителя обратная связь может выступать как пря­мая (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) или косвенная (повышение производительности труда).

    Для осуществления процесса коммуникации используется коммуникационная сеть, т. е. соединение участников коммуни­кационного процесса с помощью информационных потоков. Данная сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диаго­нальных связей. Вертикальные связи формируются от начальника к подчиненным, горизонтальные - между равными по уровням индивидами или подразделениями. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и другими подчиненными.