Сочинение про волонтерство. — А что помогало вам преодолевать все эти сложности

С каждым годом актуальность волонтерства все больше возрастает и подчас поражает своими масштабами. Активные и заинтересованные люди, неравнодушные к нуждам и проблемам других, есть во всех уголках земного шара, и именно они являются душой общества, бескорыстно делая мир лучше, краше и добрее. Возможно, не все понимают, на каких принципах базируется волонтерская работа, поэтому в этой статье мы детально рассмотрим, кто такие волонтеры, когда началась история волонтерского движения и в чем его особенность.

Что такое волонтерство?

Для того чтобы понять, кто такие волонтеры, нужно определиться с основным термином, а именно что подразумевает под собой волонтерство. На самом деле все просто: это вид любой бескорыстной деятельности, работы, не подразумевающей денежную оплату. Любые действия во благо обществу или конкретным людям, оказываемые без вознаграждения и от чистого сердца, называют волонтерской помощью.

Существует ряд требований к возрасту волонтера. Дети до 14 лет должны получить разрешение на эту деятельность у своих родителей и у руководителя/куратора волонтерского отряда. Несовершеннолетние дети могут принимать участие в волонтерской деятельности, если она не наносит вред их здоровью и не мешает обучению. Оказывать помощь при чрезвычайных ситуациях могут только совершеннолетние волонтеры, которые имеют необходимый уровень подготовки. В любом случае волонтер должен заниматься этим действительно добровольно, а не по наущению авторитетного лица или родителя, начальника и т. д. На первый взгляд это кажется безумием или фикцией со скрытым подвохом, ведь кто захочет работать бесплатно, иногда в довольно тяжелых условиях, и при этом ничего не получать взамен? Если бы все так думали, то история волонтерства, его высокая идея так и осталась бы в прошлом, претерпев полный провал.

В чем плюс добровольного служения?

На самом деле современное волонтерство имеет очень много плюсов, особенно для молодых людей, которые еще непрочно обосновались в обществе. Например:

  • Многие фирмы отказываются трудоустраивать молодых сотрудников без опыта работы, но как его приобрести, если никто не предоставляет место работы? Выход есть: волонтеры работают бесплатно, получая взамен весомый опыт и хорошую рекомендацию для будущего продвижения карьеры.
  • Приобретение необходимых навыков, будь то работа в строительстве, агрономии или в госпитале с тяжело больными людьми.
  • Отличный повод изучить иностранный язык и познать новые страны, ведь волонтерство в России и за рубежом имеет общие идеи и цели, а также практикует активный обмен сотрудниками.
  • Иногда человеку просто не хватает общения в силу различных обстоятельств, поэтому волонтерство для него является отличным способом расширить круг друзей и познакомиться с новыми интересными людьми.

Виды волонтерской помощи

Чтобы более ясно понять суть этого движения, можно подробно рассмотреть основные направления волонтерства:

  • Помощь инвалидам, старикам или людям с ограниченными возможностями.
  • Работа в больницах, санаториях, детских домах разного спектра: некоторые работают медиками, санитарами, уборщиками территорий, а другие просто организовывают моральную поддержку больным, особенно не имеющим родственников, а также занимаются сбором средств на лечение.
  • Занятость в сельской местности. Это может быть что угодно: от производства молочных продуктов, высадки овощных культур до переработки фруктов или работы в теплицах. Этот вид часто выбирают пенсионеры, не желающие сидеть дома, и семьи, желающие оздоровить детей на деревенском просторе.
  • Помощь в детских и школьных учреждениях (детсадах, школах, лицеях, а также на курсах, в кружках и прочее). К этой же категории можно отнести всевозможные службы спасения, экстренной помощи, телефоны доверия, поисковые группы пропавших и прочие.
  • Реализация социальных идей: сбор данных, анкетирование, изготовление различных флаеров, брошюр и их последующее распространение.
  • Проведение тематических мероприятий и вечеров, лекций на актуальную тему и всевозможных тренингов.

Направлений волонтерства множество, и перечислять все просто бессмысленно, так как практически в каждом виде деятельности может оказываться безвозмездная помощь другим. При этом важно выбирать то, что близко по духу, ведь бесплатно заниматься нелюбимой работой бессмысленно - пользы от этого не будет никому. Формы волонтерства бывают временные и постоянные: первые подразумевают участие в краткосрочных проектах, например, помощь при организации фестиваля, олимпиады или высадка деревьев в парке, сбор урожая яблок или от садиста-хозяина. Волонтер на регулярной основе занят по-разному: кто каждый день по два-три часа, кто раз или два в неделю после основной работы или занятий в университете.

Первые упоминания

История возникновения волонтерства в мире уходит корнями в далекие времена Ярослава Мудрого, когда создавались сиротские дома. В них на пожертвования мирян содержались дети. Они обучались грамоте, разным наукам и потом оставались работать при монастырях или шли в услужение к вельможам. Кроме того, всем известная христианская добродетель по всему миру являлась ярчайшим признаком волонтерской работы, пусть даже и в малых масштабах. Самим сотрудникам движения волонтеров нравится упоминать исторических личностей: королей, царей и даже древних жрецов, которые лично выходили к простым людям и раздавали милостыню в значимые для них дни.

Некоторые исследователи старины утверждают, что история волонтерства началась позже, в 17 веке в Европе: людей, по доброй воле отправляющихся на войну, называли добровольцами, что на французском звучит как volontaire. Обязательной военной службы в те времена еще не было, а добровольно служить в ней хотели далеко не все, поэтому факты волонтерства привлекали всеобщее внимание и были достаточно необычными. Дошедшее в Россию слово несколько исказилось до «вулентер» и со временем приобрело тот вид, который имеет сейчас. На рубеже двадцатого века волонтерами стали называть не только добровольцев, идущих в армию, но и всех, кто был готов добровольно, бескорыстно и с самоотдачей трудиться во благо общества.

С чего все началось?

Считается, что история волонтерского движения началась во времена буйства в Европе «черной смерти» - чумы, которая уносила тысячи жизней ежедневно. Многие горожане добровольно объединялись в группы, чтобы собирать трупы по улицам и сжигать их, очищая свои города от заразы - это и был первый массовый шаг волонтерской деятельности, который постепенно вовлекал все больше добровольцев, желающих посвятить себя благому делу. Они, как никто другой, понимали, что только так можно спасти мир от страдания: путем самоотдачи и вложения в общее дело совместных усилий.

Такое же проявление широты души показали русские монахини Свято-Никольской обители, которые в 1870 году добровольно пошли на фронт медсестрами. Именно этот поступок считается основной точкой отсчета начала истории волонтерства. В течение короткого времени к ним присоединились многие женщины всего мира, образовав движение Красного Креста для помощи раненым.

Чуть позже, в двадцатых годах прошлого столетия, после Первой мировой в Европе было образовано еще одно движение добровольной помощи: активная молодежь решила в кратчайшие сроки устранить последствия войны. Первый сбор был недалеко от Страсбурга и состоял в основном из французских и немецких молодых людей, которые помогали местным жителям восстанавливать жилье, разрушенное вследствие столкновений противоборствующих сил. С этого момента история волонтерства постепенно стала обрастать новыми случаями бескорыстной помощи: люди собирались большими артелями и заново отстраивали школы, фермы для скота и новые дороги.

Как развивалось это движение?

Практически в каждой стране Восточной и Западной Европы находились люди, которые самоотверженно бросали привычную жизнь и посвящали себя миру, что часто описывалось в романах того времени, делались публикации в газетах и журналах. Ближе к 60 годам двадцатого века, когда после Второй мировой войны отношения между странами были натянутыми вследствие военных действий, стали формироваться отдельные группы, стремившиеся наладить былую дружбу. Благодаря настойчивым попыткам заинтересованных людей лед между Европой и Россией постепенно растаял: стали проводиться международные волонтерские программы разного спектра воздействия.

Развитие волонтерского движения было настолько мощным, что в 1985 году 17 декабря на Всемирном собрании ООН был назначен новый праздник: День добровольца, который стали отмечать пятого декабря на международном уровне. Тогда же была создана организация IAV E- волонтерская ассоциация, которая включает в себя более ста стран мира. Идея бескорыстной помощи нуждающимся настолько захлестнула мир, что 2001 год был провозглашен Годом волонтера.

Несколько известных организаций добровольцев

Одним из первых примеров волонтерства стала деятельность Всемирной Гражданской Службы (SCI), основанной Питером Серезоли в 1920 году. Именно этот год принято считать официальной датой рождения движения волонтеров, несмотря на более ранние упоминания в истории. Группа молодых французов делала акцент на пропаганду и развитие уважения к другим нациям, верованиям и традициям: пацифисты из многих стан мира ежегодно участвуют в многочисленных кампаниях SCI, призывающих всех жителей планеты с пониманием относиться к разным культурам. Каждый год более четырех тысяч человек становятся представителями этого движения пацифистов.

«Волонтеры ООН» - сообщество, которое было создано в 1970 году и отличалось от остальных тем, что в него входили в основном люди среднего и старшего возраста, в то время как остальные движения были больше молодежными. Более того, условия участия в нем были довольно требовательны: необходимо иметь высшее или профессиональное образование и стаж работы в своей профессии не менее пяти лет. Только сравнительно недавно была создана отдельная ветвь, в работе которой берут участие молодые волонтеры. Спектр воздействия «Волонтеров ООН» довольно объемный, но предпочтение отдается работе с инвалидами и детьми, беженцами. Существенно поддерживаются права женщин в странах «третьего мира».

Волонтерство в России также имеет место, хотя и образовалось оно сравнительно недавно: в конце 80-х годов прошлого века. К сожалению, до европейского уровня альтруизма российский дух бескорыстности пока не дотягивает, но подает определенные надежды: появляется все больше отзывчивых людей, готовых в любую минуту прийти на помощь страждущим не за барыш или рекламу, а ради человеческого сострадания. Из самых действенных организаций можно выделить:

  • «Седьмой лепесток» - добровольцы сотрудничают с онкобольными, оказывая им весомую моральную поддержку: навещают, делают маленькие приятные презенты, общаются на разные темы, стараясь сделать мир этих людей немного ярче.
  • «Я без мамы» - направлена на работу с детьми-сиротами.
  • «Лиза-Алерт» занимается поиском пропавших без вести (создана в 2010 году).
  • Фонд «София». Работа с пожилыми людьми и инвалидами.
  • «Город против наркотиков». Эта организация уделяет большое внимание работе с зависимыми от наркотиков людьми и пропаганде здорового образа жизни.
  • «Доноры - детям». Московская организация, взаимодействующая с тяжелобольными детьми. Волонтеры занимаются сбором средств на дорогостоящие операции, посещают детишек в больницах, устраивают для них различные вечера и представления, гуляют с ними, общаются, бескорыстно дарят тепло своего сердца.

Youth Actionfor Peaceand & Greenpeace

Молодежная акция «За мир» - организация, которая сотрудничает с пятнадцатью странами мира, активно пропагандирует пацифизм, работает с беженцами и участвует в разрешении военных конфликтов путем проведения антивоенных митингов, семинаров. Основана в 1923 году и на данный момент имеет большой вес в мероприятиях волонтерского движения.

Масштабное движение гринписовцев известно по всему миру своими действиями против насилия над животными, уничтожения лесов. Также современное волонтерство корпорации «Гринпис» весомо влияет на проблему загрязнения планеты токсичными отходами, активно выступает против использования ядерного оружия и загрязнения атмосферы. Информация об их действиях обширно публикуется во всех средствах СМИ, а филиалы организации расположены в сорока странах мира! Движение «Гринпис» основано в Ванкувере в 1971 году простым бизнесменом, который выступил с протестом против ядерных испытаний и мгновенно получил мощную поддержку единомышленников. Со временем спектр влияния добровольцев-пацифистов расширился и стал отличаться тем, что организация никогда не вступает ни в одну партию, не принимает поддержку от коммерческих структур, а существует исключительно на пожертвования заинтересованных в чистоте природы людей.

2018-й: Год волонтера в России

Союз добровольцев России считает, что действия добровольцев должны быть в первую очередь социально-значимые, несущие ощутимую пользу для населения. Поэтому деятельность этой организации направлена на помощь инвалидам и пожилым людям, находящимся за чертой бедности. Также настойчиво ведется работа по искоренению детской порнографии, проституции и педофилии: чистятся просторы интернета, создан мониторинговый центр.

Нынешний год примечателен тем, что президент В. Путин признал заслуги людей, самоотверженно отдающих свое время и силы на благо страны и мира, указал на важность волонтерского движения в развитии страны. Поэтому еще в 2017 году он подписал указ о том, что объявляет 2018-й Годом волонтера и призвал всех поддержать движение для того, чтобы сделать его более популярным.

Президент указал: необходимо дать понять людям, что бескорыстные благие дела существенно влияют на мировой престиж страны, показывая широкую русскую душу, которая издревле славится своей добротой, человеколюбием и милосердием. Была даже разработана специальная эмблема в виде нескольких рук с сердечками в ладошках, которые тянутся вверх.

Немного статистики

Волонтерские движения настолько популярны в европейских странах, что:

  • В Германии каждый год в добровольных работах принимают участие свыше двух миллионов (!) человек, то есть каждый третий, что является показателем высокой нравственности жителей этой страны. Примечательно, что после окончания учебного заведения немец обладает правом «социального года», который дает возможность работать волонтером в понравившемся месте, что впоследствии существенно повлияет на резюме при поступлении на работу.
  • В Ирландии 32 % всего населения являются сотрудниками волонтерских служб. Они утверждают, что совершают то, что никогда не сделает человек, требующий оплаты за свой труд.
  • В Японии четвертая часть населения имеет опыт волонтерской работы в прошлом, утверждая, что это - хорошая жизненная школа и проверка человека на положительные моральные качества.
  • 18 % французов хотя бы раз участвовали в работе добровольцев, при этом большинство из них посвящает этому всю жизнь, отдавая бескорыстному служению людям не менее двадцати рабочих часов в месяц.

В США до недавнего времени волонтерство было не очень популярно, так как президент Рейган не поддерживал таких начинаний: в годы его пребывания на посту всего 8 тысяч американцев являлись сотрудниками добровольных служб. К счастью, с приходом Б. Клинтона ситуация кардинально изменилась, и в настоящее время работе волонтером отдают себя 26 % американцев.

В любом случае, чтобы ни происходило в прошлом в процессе зарождения движения добровольцев, это создало ответный резонанс во всем мире, доказывая, что не все сердца людей зачерствели в погоне за материальными благами и удовольствиями.

Новое явление – волонтёрство – или для нашей страны оно уже традиционно? Может быть, просто называлось такое движение у нас по-другому? Занимаются волонтёрством только взрослые – или ребята тоже? На эти вопросы может дать ответ классическая детская литература.

Итак, слово «волонтёр» в переводе означает «доброволец». Очень скоро оно стало обозначать не тех, кто ушёл добровольцем на войну, а тех, кто бескорыстно, безвозмездно делает добрые дела, помогает людям или животным, бесплатно трудится на благо нуждающихся.

Первая организация волонтёров возникла в Англии в 1844 году, она всемирно известна и работает до сих пор в разных странах мира. Это - «Христианская ассоциация молодых людей» (Young Men"s Christian Association - YMCA). Она ставит своей целью развитие здоровых «тела, ума и души», утверждённых на христианской вере.

В России в постсоветские времена первые волонтёрские ассоциации начали появляться в 2000-х годах. Их деятельность приветствуется правительством. В ноябре 2017 г., Указом Президента РФ, учреждён День добровольца (волонтёра) – 5 декабря. Волонтёрский труд не оплачивается, но организаторы работ могут оплачивать волонтёрам питание, проживание, проезд, орудия труда и средства индивидуальной защиты. Среди волонтёров выделяются менеджеры (организуют работу), помощники (не прикрепляются к одному человеку) и волонтёры прямой помощи (работают постоянно с конкретным человеком).

Волонтёры:

Помогают социально незащищённым группам населения (дети-сироты или беспризорные, люди с ограниченными возможностями здоровья, престарелые и др.), в том числе защищают их права;

Просвещают людей, пропагандируют здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, распространяют литературу на эти темы;

Помогают спасателям и медикам, например, ищут пропавших людей, прочёсывают местность, опрашивают людей;

Организуют благотворительные концерты, фестивали, театральные выступления (в том числе мероприятия в библиотеке);

Заботятся об экологии (очищают от мусора зелёные зоны, благоустраивают дворы и улицы), а также помогают животным (бездомным зверям, приютам, зоопаркам и т.д.).

Известные акции современных волонтёров в России и Тюмени:

На Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи было задействовано 25 тысяч волонтёров, после чего была создана Ассоциация волонтёрских центров. Волонтёры помогают при проведении всех крупных соревнований.

Крайнюю северную точку Тюменской области – остров Белый очистили от мусора также волонтёры. Им, как и многим волонтёрам, это занятие помогло не только испытать себя, но и оказалось хорошим подспорьем в профессиональной деятельности – изучение флоры и фауны Крайнего Севера.

В 2017 г. волонтёры поискового отряда «Белая сова» (Тюмень) нашли 46 пропавших тюменцев, в том числе детей.

Бездомных животных Тюмени спасает фонд «Потеряшки» .

Поисковики многих регионов (в том числе и нашего) ищут на полях сражений останки погибших солдат и реликвии времён Великой Отечественной войны.

В XX веке (после 1917 года) детские организации активно привлекались к помощи взрослым – их работа делала привлекательной коммунистические идеи и власть в глазах народа. И это были часто по-настоящему благородные дела! Если мы откроем книги А. Богданова или А. Рыбакова (), то прочтём, как пионеры учили грамоте неграмотных взрослых, поддерживали трудовые почины (например, субботники).

Но реально волонтёрской, во многом неформальной (не зависимой от официальных властей) организацией детей стали в 1940 г. (и остаются по сей день) – тимуровцы.

Своих любимых героев Аркадий Гайдар не случайно назвал именами собственных детей – Тимур и Женя. В повести дети попадали в любимую ими завораживающую атмосферу игры и тайны. Так Женя, приехав в деревню, попадает на таинственный чердак с поразительной самодельной системой связи и сигнализации. А это - штаб Тимура Гараева и его друзей, которые втайне помогают семьям военнослужащих (тогда говорили: Красноармейцев) и не дают распоясаться местным хулиганам.

Мы не шайка и не банда,
Не ватага удальцов.
Мы весёлая команда,
Пионеров-молодцов!

Удивительно, но за повесть «Тимур и его команда» А. Гайдара чуть было не репрессировали. Как это – самостоятельность детей, не санкционированное властью? Но, к счастью, обошлось. Книга стала любимой для многих ребят, а её герои – примером.


Писатель тоже не мог расстаться с героями, и появились два продолжения: киносценарии «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура». Повесть «Тимур и его команда» была дважды экранизирована – уже в 1940 г., вторая экранизация – 1976 г.

Ребята захотели подражать героям полюбившейся книги! Первый тимуровский отряд был создан в том самом городе, где А. Гайдар написал свою повесть – Клин Московской области. Первыми тимуровцами стали 6 учеников школы №2. С 1982 г. в школе работал знаменитый тимуровский штаб «Красный Конник», а теперь называется он «Данко» и названия операций этой детской организации говорят сами за себя – «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и др. Девиз штаба «Данко» - «Дарим сердце людям».

Наступили суровые военные годы. В своём обращении к детям А. Гайдар учил их вести себя в военной обстановке. Писатель сражался с врагом и погиб. Так же, как многие его читатели – совсем юные и успевшие вырасти.

В годы Великой Отечественной войны тимуровские отряды были в школах, детских домах, при Домах пионеров… Только в РСФСР было более 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями офицеров и солдат, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. После войны тимуровцы помогали ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов. Появились тимуровцы и в странах Восточной Европы, и даже во Вьетнаме.

Вообще Великая Отечественная война вызвала всплеск детского и подросткового благотворительного добровольчества. Дети помогали ухаживать за ранеными и выступали с концертами в госпиталях. Ребята постарше организовывали в блокадном Ленинграде обогревательные комнаты, в которых поднимали силы изнемогших от холода и голода горожан. В Ленинград приходили из Средней Азии посылки с фруктами, а для бойцов дети вязали носки и варежки, посылали их на фронт.

Тюменский писатель Александр Константинович Тараданкин написал документальную повесть «Тайна ЯМ-5». ЯМ – это ящики для мин. Их делали на заводе тюменские школьники (школы №13, 23 и 25), по своей инициативе пришли они на завод и помогали вооружению армии.

В послевоенной жизни России (СССР) большое значение имела поисковая работа. Вот где предшественники поисковиков сегодняшнего дня!

Благодаря поисковой деятельности тимуровцев были восстановлены многие страницы, биографии А.П. Гайдара, открыты мемориальные музеи писателя.

Вскоре о себе заявила ещё одна детская организация. Это были «Красные следопыты» - пионеры, собиравшие материалы о героях (в том числе не известных широкому кругу людей). Они ходили в походы по местам боёв, создавали в школах музеи. Родственники погибших часто не знали, где лежат их сёстры, братья, отцы, деды. Им сообщали об этом ребята. Инициатором движения выступила во второй половине 1960-х годов ленинградская газета «Ленинские искры», а именно журналист Анна Лазаревна Мойжес.

Много неизвестных страниц войны открыли эти ребята. Разыскали первых исполнителей «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича 9 августа 1942 г. в блокадном городе. Восстановили захоронение ополченцев в Пулково. Уже в наши дни следопытская организация 79-й школы в Санкт-Петербурге «Память сердца» стала инициатором акции «Ленинградские дети», создания мемориала и парка Памяти на месте трагедии у разъезда Лычкова – там был в 1941 году разбомблен эшелон с эвакуированными детьми детских садов Ленинграда. О питерских следопытах, об их находках – упомянутых и прочих – книга Татьяны Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает».

О том, как ребята изучают военные события, узнают о подвигах и подтверждают слова «никто не забыт, ничто не забыто» - рассказывают такие книги, как повесть из цикла о Кроше А. Рыбакова – «Неизвестный солдат» и повесть Юрия Яковлева «Зимородок».

Чуть старше Василя, Зои и Марата был парнишка невысокого роста (Зимородок), свистевший иволгой, носивший пиджак, застёгнутый на две пуговицы.

Это он прыгнул с парашютом в тыл врага, взорвал мост… А потом узнал, что если его не найдут, то расстреляют заложников – практически половину деревни. И сам отдал себя в руки фашистов, которые его расстреляли… но, может быть, он всё-таки остался жив? И, может быть, это собственный учитель ребят – Сергей Иванович? Экранизация повести осуществлена в 1972 году.

Большим уважением пользовались «Красные следопыты». В Мигуля и Л. Ошанин написали о них песню. А Александра Пахмутова – целую кантату.

Но в позднее советское время во многих детских добровольных организациях появились ростки формализма. Главное для ненастоящего горе-следопыта – прославиться, принести экспонат в музей… но что будет с теми, для кого последнее письмо родного человека с фронта – всё, что осталось, бесценная реликвия? Об этом рассказ Б. Васильева «Экспонат №…».

Но давайте будем говорить о тех, кто действительно заслуживает внимания!

Волонтёром может быть любой человек, даже не принадлежащий ни к какой добровольной организации. И помогать он может тем, кто о помощи и вообще попросить-то не может – в отличие от людей. Например, много рассказов Юрия Яковлева о детях, которые бескорыстно помогают другим. Но рассказ «Багульник» выделяется среди всех. Отчего это Коста – средний ученик средних классов средней школы засыпает во время урока?

Оказывается, он гуляет с собаками – всё время разными. С чужими. У сеттера хозяин ходит с костылём, не может много двигаться. За боксёром вообще ухаживать некому – хозяева уехали, а собака на балконе живёт, ещё и покормить беднягу надо. Мальчик – хозяин таксы – болеет. А четвёртая подопечная собака Косты ждёт на морском берегу. Ждёт хозяина, который погиб. Вот такая история доброго мальчика-молчальника, который любит животных и знает природу (например, когда багульник зацветает).

И этой историей писатель словно подсказывает нам – любой из нас может стать волонтёром. А значит, Год волонтёра – самый, что ни на есть, наш с Вами год. Всегда рядом есть кто-то, кто ждёт нашей помощи и нуждается в ней.

Зенкова Евгения Николаевна, ведущий библиотекарь
Детской библиотеки имени Константина Яковлевича Лагунова



Волонтеры — люди, которые становятся настоящими друзьями для «особых» людей; которые помогают им во всем и учат новому… Люди, которые просто дарят свое тепло и любовь. Почему они стали добровольцами? Почему решили помогать? Своей историей, пережитым опытом и впечатлением о волонтёрских буднях делится доброволец нашей благотворительной организации «Шаг навстречу » -Екатерина Григорьева .

Я – мама «особенного» ребёнка, у моего ребёнка сенсомоторная алалия. В 3 года он не знал и не говорил ни одного слова, у него были нарушения в поведении — гиперактивность, синдром дефицита внимания, на основании этого психиатры поставили ему диагноз „умственная отсталость“.

В 5 лет с ним отказались заниматься коррекционные педагоги. Сказали, что он необучаемый, что ему нужно давать специальные препараты, иначе, его и невозможно будет обучать. Я прислушалась к совету специалистов… Мы целых 3 недели пробыли в дневном стационаре детской психиатрической больницы. Мой ребёнок менялся на глазах. Из гиперактивного, шумного, жизнерадостного, здорового ребёнка он начал превращаться в безвольное, ничем не интересующееся, малоподвижное существо.

Я была в панике, побежала советоваться с другими специалистами и (чудо!) случайно нарвалась на отличного опытного врача и хорошего человека во Пскове. Она рекомендовала мне сейчас же прекратить такое лечение, так как оно тормозит развитие. И я прекратила, написала отказ от приема препаратов. За это нас выгнали из отделения дневного стационара и отказались с нами заниматься. Я была в отчаянии, потому что из детского сада нас тоже «высадили» за нарушения в поведении – последствия от приема препаратов.

Стучалась во все двери, но, везде, где работают с такими детьми, получала одни и те же рекомендации – принимайте препараты и готовьтесь к школе, учиться будете по программе «особый ребенок». Но я знала и верила, что у моего ребёнка есть потенциал для нормального развития! Что он сообразительный и к нему просто нужно найти подход. И только в одном месте нам были рады. Оказалось, что там готовы и умеют работать с детками «любой сложности». Эта организация — отделение дневного пребывания Центра реабилитации инвалидов и детей инвалидов Пушкинского района Санкт-Петербурга. Так что, выражаю благодарность специалистам и руководству ОДП ЦСРИиДИ! Этот центр мы посещаем до сих пор, там и сейчас принимают всех детей без оговорок на сложности в поведении и всем стараются помочь. Это место для моего ребёнка — второй дом и уже неотъемлемая часть жизни. Другого такого теплого приёма мы не встретили пока нигде, по крайней мере, в нашем районе города Санкт-Петербурга.

Я очень хотела, чтобы мой ребёнок учился в общеобразовательной школе! Поэтому, после того, как успокоилась, решила справляться с проблемой обучения и подготовки к школе самостоятельно. Конечно, иногда моя деятельность была не педагогичной, а методики не очень гуманные, но… В 5,5 лет мой «особый» ребёнок бегло читал, хотя не умел разговаривать, и на раз-два выполнял все невербальные тестовые задания для ребёнка его возраста. Психиатры разводили рукам и говорили: «Но он же не разговаривает!» Диагноз не снимали, направление после детского сада на районной комиссии дали в школу VIII вида, но я опять не согласилась. Мы потерпели год, к 7.5 годам мой сын заговорил (очень плохо, конечно), и я настояла на нашем участии в городской медико-педагогической комиссии. Там оказались более грамотные и более «душевные» специалисты, они дали нам шанс. Мы получили направление в школу V вида, это общеобразовательная школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Сейчас моему ребенку 11 лет и он учится в 4 классе. Он отличник! Такого результата не ожидала даже я, а такого удовлетворения от проделанной работы я не испытывала никогда в жизни! Так я поняла, что хочу заниматься развитием детей, и что у меня получается это!

У моего ребёнка есть инвалидность, это позволяет нам посещать дополнительные занятия, мероприятия, заведения, оздоровительные лагеря для детей с ОВЗ. Коренным образом изменилась моя жизнь, поменялся круг моих интересов и круг общения, изменилось моё мировоззрение. У меня появилось много знакомых с «особенными» детками, мы встречаемся, обмениваемся информацией, делимся впечатлениями, со многими мы познакомились в оздоровительных лагерях. Я начала узнавать этих детей, и чем больше, тем больше они мне нравились. Эти дети — другие, не такие, как обычные, они чище и лучше, в них нет лукавства. Они не притворяются, всегда абсолютно ясно, кто и что им нравится, а что нет. Они жизнерадостны, мир вокруг них сияет яркими красками, люди рядом с ними становятся добрее и терпимее. Они открыты для контакта, с ними можно и нужно заниматься. Результат от работы с таким ребёнком может быть самым неожиданным, это я знаю на личном опыте. Мне с такими детьми интересно, хорошо и комфортно. Я поняла, что хочу заниматься именно с такими детьми. Я хочу помогать тем, от кого «отказались» другие педагоги, тем, от кого уже не ждут никаких достижений и результатов.

Как я пришла в «Шаг навстречу»:

В 2015 году я поступила в РГПУ им. Герцена на факультет коррекционной педагогики на специальность «олигофренопедагогика». Обучение моё проходит в сокращенные сроки, так как у меня уже есть высшее образование, однако, завершится только через три года. Поэтому я решила поменять сферу деятельности и найти возможность «набрать» опыт, «войти в специальность», познакомиться ближе с «особенными» детьми. В октябре 2015-го увидела пост «Шага навстречу» в одной из групп города Пушкина «В контакте» о наборе волонтеров. Позвонила, договорилась о встрече, начала работать. Сначала очень испугалась, что не справлюсь, потому что (как мне показалось) дети сильно отличаются от «домашних». С «домашними» всегда рядом родители, и, если что-то не получается с ребёнком, можно посоветоваться с ними. А здесь – дети «сложные», подсказок нет, налаживай контакт сам, как знаешь. Через несколько первых дней даже начала сомневаться в выборе будущей специальности. Но, постепенно втянулась, подружилась с детьми, появилось взаимопонимание. Главное в работе с любыми детьми – это доброта, любовь и желание достичь результата. И если это есть, то дети отвечают взаимностью. Дети очень «остро» чувствуют, а «особые» дети особенно остро.

В наше время уже никого не удивишь поездками на другой континент, однако остались и такие вещи, при рассказе о которых у людей волосы встают дыбом и падает челюсть: «Ты такое делала? Вау, вот это да».

Еще в детстве папа рассказывал мне истории про путешествия, я с пяти лет могла сама поставить палатку, а еда на костре казалась вкуснее, чем любой фастфуд. Решено: как вырасту - стану путешественником. Да вот только я росла, а путешественником никак не становилась, и мечты о дальних странах оставались где-то позади. Общество говорило: «Иди учись» - а душа рвалась на волю… и я ушла!

Устроилась работать на круизный лайнер с маршрутом по Аляске. Казалось, что это край света и дальше просто некуда. Когда я уезжала, родные прощались как будто навсегда, думая, что меня съедят медведи или я замерзну насмерть. Но кто бы мог подумать, что на Аляске летом очень даже приятно, а животный мир навсегда изменит мою жизнь.

В один из дней я записалась на экскурсию по наблюдению за китами . Весь день прошел как во сне: пять человек на этом корабле путешествуют за китами с Галапагосских островов до Аляски вот уже многие годы, изучают их поведение, вокализации (песни китов), питание. Это были самые счастливые люди, которых я встречала, ведь просыпаться каждый день и знать, что ты делаешь что-то важное, - это я и искала всю жизнь. Я устроилась к ним волонтером, научилась работать с эхолокацией, часами ждать встречи с китами и даже понимать по звукам, в каком они настроении. Это был незабываемый опыт и первый шаг в моем становлении как зоолога.

Дальше была работа в тайском сафари-парке . Только когда я уже стояла в аэропорту Бангкока в поисках своего автобуса в город с непроизносимым названием, я поняла, во что ввязалась. Следующие два месяца я выгуливала тигрят на поводке по просторам парка до рассвета, принимала с большими львами ванну, искала с гиббоном у друг друга блошек, видела первые шаги медвежонка, который, по прогнозам врачей, не должен был выжить: все это меняет тебя изнутри, а вещи, которые были важны раньше, теряют свою ценность. Как можно думать о таких вещах, как политика, свежий маникюр или выбор клуба для танцев, если перед тобой оживает весь мир. Например, ситуация, когда обезьяна в первый раз за все время твоей работы не стала кидать в тебя еду, которую ты принес, а просто ее съела. Признала! Вот оно, истинное счастье - знать, что даже в таких проявлениях тебя ценят. Однако моя проблема заключалась в том, что я никак не могла найти то место, где бы мне хотелось остаться надолго. Поэтому я уехала вновь.

Потом меня пригласили в зоопарк на Кипре , где от только что родившегося тигренка отказалась мама. Поскольку у меня был опыт в обращении с маленькими тигрятами, моя помощь была как раз кстати. За то время пока я была там, Лару нужно было научить всему, чему ее могла научить мама: ходить, лазать по деревьям, есть, ходить в туалет. И, конечно, тому, что хорошо, а что плохо. Очень тяжело было воспринимать маленькую Лару как опасное хищное животное, когда она купается в тазике с водой, боится грозы или путается в твоих волосах. Однако для счастья животного и для того, чтобы воссоединить его с родителями в будущем, нужно отказывать в объятиях, не чесать за ушком и не звать «кис-кис-кис».

Никогда не забуду тот момент, когда мы приняли решение оставлять Лару в зоопарке в ее отдельном вольере. Посреди ночи началась сильнейшая буря, и я не смогла заснуть, зная, что Лара будет бояться и переживать ее одна. Я приехала в зоопарк посреди ночи и увидела, что Лара кричит и мечется в клетке. Мы так и заснули в эту ночь вместе под дождем, и это было самое незабываемое чувство на земле. И как не поверить в то, что ты действительно сделал что-то хорошее после того, как тебе говорят, что Лара больше не боится грозы и их воссоединение с семьей прошло успешно, а это крайне редкий случай у тигров.

Мое самое далекое и самое недавнее путешествие было в Коста-Рику, где я делала проект для своего университета о том, как ленивцы и мартышки реагируют на хищников. Реабилитационный центр, где я работала, выхаживает пострадавших животных и выпускает их назад на волю. Каждый день начинался с того, что в клинику поступало множество диких животных, некоторые совсем в критическом состоянии. Уход за ним очень долгий и очень опасный, многие из животных агрессивны. Когда им становилось лучше, то уже работников приходилось лечить. К животным невозможно было подойти, осмотреть и продолжать оказывать помощь, поэтому многих из них выпускают недолеченными. А это чревато тем, что природа возьмет свое и не даст им выжить. Не знать о дальнейшей судьбе животного, когда выпускаешь его, очень тяжело, однако не хочется ни на день продлевать его нахождение в неволе.

Процесс выпуска очень тонкий, и к нему нужно подходить ответственно: сначала нужно изучить место, где животное нашли, проследить, в какое время дня сородичи проходят в этом месте, спрятать еду в нескольких местах на всякий случай и только потом везти животное на место. Я сама много раз открывала дверцу переноски и видела, как сначала высовывается мордочка, а потом животное резко ползет вверх по дереву и уже после смотрит на нас с высоты. С ленивцами все, конечно, полегче, их просто можно повесить на дерево и приходить проверять. Чаще всего в течение месяца ленивец так и остается висеть там, где его повесили.

Работать с животными не просто очень интересно - это незабываемый опыт и возможность понять, как человечество влияет на окружающий мир. Дать возможность и себе, и окружающим задуматься о нашем влиянии на планету и донести идею о том, что для помощи животным и окружающей среде нужно всегда начинать с себя.
Я знаю очень много людей, которые хотят работать с животными, однако очень мало тех, кто бы действительно этим занимался. Если вы все-таки захотите действовать, возможно, вы с удивлением обнаружите, что за волонтерство нужно платить. Когда я только начинала, для меня это было дико: платить за работу! Однако сейчас, после посещения многих стран и участия в программах, я понимаю, что большинство людей расценивают волонтерство как аттракцион.

Никто не хочет проводить в таких местах долгое время, и все едут на срок в несколько недель, чтобы просто потискать животное. Однако реальная работа намного серьезнее, чем просто фотографироваться в окружении милых зверят. Это подъемы рано утром или посреди ночи в зависимости от распорядка животного, очень тяжелый физический труд на жаре или в холоде, в дождь или в град. Ты ставишь это все выше собственного «я» и посвящаешь всего себя чему-то другому, забываешь о своих болячках, укусах, царапинах, страхе и усталости ради тех, кто потом даже не скажет спасибо.
Но ты будешь уверен на все сто процентов, что это того стоило.

Немного обо мне : Маргарита, 23 года, родилась в Латвии, сейчас живу и учусь в Оксфорде (изучаю поведение животных и зоологию). В 18 лет уехала жить в Нидерланды, где и начала свое путешествие. Сейчас на моем счету 46 стран, планирую еще как минимум столько же.

Следить за путешествиями Маргариты можно в ее Instagram-аккаунте s_marga . Рекомендуем подписаться!

(уход за детьми в больницах и детдомах для детей с инвалидностью):

Помимо всего сказанного, волонтеры — это целый коллектив. Это новые интересные знакомые, которые поддержат, поделятся опытом. Здесь есть психологи, к которым можно обратиться за помощью в случае какой-то трудной ситуации. Проходят различные тренинги и семинары.

Алла, проект« Волонтерский уход »

(уход за детьми в больницах и детдомах для детей с инвалидностью)

Сначала было страшно. Прийти на первую встречу в фонд, оставить свой номер телефона: а вдруг я не смогу, разочаруюсь, перегорю, надоест, не справлюсь… Страшно было идти на собеседование с психологом.

Внутри был огромный, тугой пучок сомнений и страхов. Но так всегда: самое желанное — пугает больше всего. Я решила идти за желанием, идти туда, куда зовёт сердце.

Популярное

И в первый день в больнице было страшно. Несмотря на то что с новичком выходит опытный волонтер и необязательно тут же с порога проводить ребенку сложные медицинские процедуры — было страшно. Было больно и трудно.

Но только когда я начала приходить к детям в больничные палаты, мне раз за разом становилось легче. Я поняла, насколько мне не хватало этого в жизни, как много мне дают эти дети, как меняют моё отношение ко всему происходящему вокруг. Как я становлюсь спокойнее, терпимее, мудрее. Как открывается сердце и наполняется теплом, любовью…

Я вывела для себя свою волонтерскую миссию: главное — чтобы дети со мной улыбались и получали хоть немного столь недостающей, ценной и нужной для них любви взрослого. Своего личного взрослого! А остальное блестяще делают врачи.

Анна, волонтер проекта« Близкие люди »

(помощь приемным семьям, которые берут детей с особенностями развития)

Я являюсь куратором одной семьи вот уже 3 года. Сперва название проекта« Близкие люди» меня немного путало, и мне казалось, что я должна быть для них кем-то вроде родственника. Потом на семинаре я поняла, что ни в коем случае не должна сама активно внедряться в жизнь семьи, а должна быть готова оперативно откликнуться на ее просьбу, но не навязывать своих позиций и помощи, даже если я считаю, что надо для ребенка что-то делать иначе. Эта работа учит меня не только помогать приемной маме, которой бывает нужна помощь фонда и моя помощь как куратора семьи, но и лучше чувствовать баланс в отношениях людей. И, конечно, наполняет мою жизнь дополнительным смыслом.

Полина, волонтер команды по мероприятиям

Сложно сказать, когда у меня появилось желание помогать людям. Кажется, я с ним родилась, и еще в детстве стремилась помочь, где только могла. С возрастом узнала о таком явлении, как волонтерство. Сначала не понимала, как к этому делу подступиться. Потом, осмелев, хваталась абсолютно за все, старалась быть везде, перечисляла деньги, ездила в детдома, отправляла посылки малообеспеченным семьям и делала еще тысячу вещей… Однако скоро пришло понимание, что успеть везде невозможно. Сейчас у меня 2 основных направления волонтерской работы: проведение творческих мастерских в фонде« Волонтеры в помощь детям-сиротам» и работа по поддержке неофициального благотворительного движения в подмосковной Дубне. Я рада, что мои умения приносят пользу: игрушки, созданные на мастерских, реализуются за пожертвования на мероприятиях и приносят средства в фонд, мои тексты на интернет-площадках помогают волонтерскому движению« Добрая Дубна» информировать людей о своей деятельности, собирать средства для помощи, привлекать внимание к проблемам.

Анна, волонтер программы« Профилактика социального сиротства »

(помощь кровным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на грани отказа или изъятия ребенка)

Я пришла в фонд полтора года назад. Получила рассылку как слушатель курсов повышения квалификации в Институте перинатальной психологии. Меня пригласили в команду психологов, занимающуюся профилактикой отказов от новорожденных в родильных домах. В течение месяца мы проходили обучение, которое дало мне не только новые знания, но и возможность общения с коллегами-единомышленниками и принесло кучу положительных эмоций. За время моей волонтерской деятельности я выезжала в родильные дома больше 10 раз. В мои дежурства часто случаются вызовы в роддома. Наверное, это действительно« мое». Если даже не удается предотвратить отказ от ребенка, я все равно считаю свою работу не напрасной. Ведь оказать женщинам психологическую поддержку в такой сложный момент — это уже очень важно, а в их окружении обычно нет людей, способных это сделать. Мой самый счастливый случай — это мамочка, которая обратилась за помощью в наш фонд 31 декабря. Ей некуда было идти из роддома с новорожденным, и если бы не помощь фонда, она вынуждена была бы отказаться от ребенка. 1 января мы забирали ее в наш приют:) Сейчас я потихоньку втягиваюсь в еще один вид профессиональной деятельности — начинаю проводить собеседования с волонтерами, поступающими в различные программы нашего фонда. Я очень благодарна за подаренную мне возможность профессионального обучения, роста и развития.

Мария Федулова, проект« Быть рядом »

(поддержка детей в детских домах, наставничество, помощь в учебе и выборе профессии)

Очень трудно однозначно ответить, почему уже шестой год свое свободное время я посвящаю поездкам к детям. Наверное, потому что дети — это моя жизнь, потому что я получаю от них в сотни раз больше, чем отдаю, потому что дети — это наше будущее. При этом я отчетливо представляю, что мои(хоть и регулярные поездки) вряд ли кардинальным образом изменят их жизнь сейчас. Но есть пара« но», которые заставляют меня не опускать руки и ехать в интернат снова и снова, несмотря ни на что. Отношения с детьми выстраивались очень долго, кропотливо, и только по прошествии более трех лет я наконец поняла, что дети по‑настоящему приняли меня и я стала для них близка, стала их другом. За это время я, как волонтер, не прогуляла
ни одной поездки к ним, и дети всегда меня встречали тепло и радостно, но не было чего-то. И вот оно появилось — появилась дружба, доверие. И я просто не могу предать эту дружбу, обмануть их ожидания. Иногда так случается, что чья-то мимолетная фраза, поступок или пример может изменить жизнь или отношение к каким-то вещам. И пока есть вероятность, что мои — пусть и не очень идеальные — пример, совет, мнение да и просто мои слова, поступки могут направить их в жизни, я буду продолжать поездки.

Если ты хочешь помогать детям, но не знаешь, как это сделать — заходи на страницу благотворительного фонда«