Творческий проект "первый полет в космос". Проект а тему: " Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос Проект на тему первый полет в космос

Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом - не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа - герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность; наглядность; взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста; систематичность закрепления знаний и понятий от возраста к возрасту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

II младшая группа (3-4 года)

«Полет в космос».

Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом - не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа - герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность; наглядность; взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста; систематичность закрепления знаний и понятий от возраста к возрасту.

Тема: «Полет в космос».

Тип проекта: познавательно -творческий

Участники проекта: дети (3-4 года), родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность: Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает.

Цель проекта: Сформировать у детей младшего дошкольного возраста первоначальные представления о космосе.

Цель проекта (детская): Помочь жителю далекой планеты вернуться домой.

Задачи проекта:

  • Дать детям представление о космонавтах, космосе, ракете,
  • Познакомить с освоением космоса: спутники, животные – космонавты, человек,
  • Рассказать о первом космонавте,
  • Обогащение словарного запаса.
  • Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление детей.

Предполагаемый результат проекта:

  • Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.
  • Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Итоговое мероприятие: Выставка работ совместной деятельности родителей и детей.

Постановка проблемы:

«Ребята! Мы сегодня шли на работу и встретили очень грустного человечка. Оказалось, что он свалился с неба. Это маленький инопланетянин, зовут его Марсик, играл он на самом краю свое планеты и упал. А упал он к нам на Землю. Теперь он просит нас помочь ему вернуться обратно. Давайте посмотрим откуда же свалился к нам Марсик и подумаем, как нам вернуть его обратно к маме и папе.

Этапы реализации проекта.

1 этап: Подготовительный.

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы для реализации проекта;
  • подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

2 этап: Основной.

  • ознакомление детей с художественной литературой;
  • проведение бесед;
  • рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
  • работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация);
  • проведение занятий;
  • проведение мероприятия;
  • прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
  • рисование с детьми на космическую тематику;
  • создание и презентация.

3 этап: Заключительный.

  • разработка и проведение общего итогового мероприятия.

План работы по проекту.

Этап

Мероприятия

Подготовительный

1.Работа с родителями.

  • Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

  • Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

2. Создание презентаций по темам:

  • «Звездное небо»
  • «Космос»
  • «Кто летал в космос»

3. Оформление книжного уголка литературой и наглядной печатной продукцией о космосе.

и т.д.

4. Создание уголка «Космос».

  • Плакаты на тему космос.
  • Макет солнечной системы.
  • Макет ракеты.
  • Фигурки космонавтов.

и т.д.

Основной

1. Формирование целостной картины мира.

  • Встреча необычного гостя.
  • Просмотр презентации.
  • Рассказы, беседы «Звездное небо», «Солнце и планеты Солнечной системы», «Профессия космонавта»; «Белка и Стрелка в космосе»; «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?».

2. Художественное творчество.

  • Рисование «Звездное небо».
  • Аппликация «Ракета»

3. Конструирование и ФЭМП

  • Конструирование ракеты из счетных палочек.
  • Конструирование ракеты из геометрических фигур.

4. Развитие речи.

  • Рассматривание иллюстраций и чтение книг, представленных в книжном уголке.
  • Загадки, стихотворения о космосе.
  • Чтение «Сказка об одинокой звезде» Виктория Батиева, сборник « Сказки волшебного леса » .
  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

5. Физическое развитие:

  • Беседы о здоровье, питании космонавтов; о физической подготовке космонавтов к полету.
  • Школа космонавтов (физ. упражнения).
  • Космическая гимнастика.

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Приготовление космического обеда»,
  • «Космонавты»,
  • «Лётчики», «Поликлиника для космонавтов».

Работа с родителями:

  • Беседа с родителями «Из чего можно сделать поделку про космос»
  • Консультация «Что и как рассказать ребенку о космосе»
  • Конкурс «Этот загадочный космос»

Заключительный.

1. Совместно с детьми и родителями организовать выставку «Космос».

Результаты проекта

На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.


История освоения космоса началась еще в 19-м веке, задолго до того, как первый летательный аппарат смог преодолеть притяжение Земли. Безусловным лидером в этом процессе во все времена была Россия, которая и сегодня продолжает реализовывать в межзвездном пространстве масштабные научные проекты. Они вызывают огромный интерес во всем мире, как и история освоения космоса, тем более что в 2015 году исполняется 50 лет с момента совершения человеком первого выхода в открытый космос.

Предыстория

Как ни странно, первый проект летательного аппарата для космических перелетов с качающейся камерой сгорания, способной управлять вектором тяги, был разработан в тюремных застенках. Его автором был революционер-народоволец Н. И. Кибальчич, впоследствии казненный за подготовку покушения на Александра Второго. При этом известно, что перед смертью изобретатель обратился в следственную комиссию с просьбой передать чертежи и рукопись. Однако этого не было сделано, и о них стало известно только после опубликования проекта в 1918 году.

Более серьезная работа, подкрепленная соответствующим математическим аппаратом, была предложена К. Циолковским, который предложил оснащать корабли, пригодные для межпланетных полетов, реактивными двигателями. Эти идеи получили дальнейшее развитие и в работах других ученых, таких как Герман Оберт и Роберт Годдард. Причем если первый из них был теоретиком, то второму удалось в 1926 году осуществить запуск первой ракеты на бензине и жидком кислороде.

Противостояние СССР и США в борьбе за первенство в покорении космоса

Работы по созданию ракет боевого назначения были начаты в Германии еще в годы Второй мировой войны. Их руководство было поручено Вернеру фон Брауну, которому удалось добиться существенных успехов. В частности, уже в 1944 году была запущена ракета V-2, ставшая первым искусственным объектом, достигнувшим космоса.

В последние дни войны все разработки нацистов в сфере ракетостроения попали в руки к американским военным и легли в основу космической программы США. Такой благоприятный “старт”, однако, не позволил им победить в космическом противостоянии с СССР, который сначала запустил первый искусственный спутник Земли, а затем послал на орбиту живых существ, доказав тем самым гипотетическую возможность пилотируемых полетов в космическом пространстве.

Гагарин. Первый в космосе: как это было

В апреля 1961 года произошло одно из самых известных событий в истории человечества, которое по своей значимости не сравнимо ни с чем. Ведь в этот день стартовал первый космический корабль, пилотируемый человеком. Полет прошел нормально, и через 108 минут после старта спускаемый аппарат с космонавтом на борту приземлился недалеко от города Энгельса. Таким образом, первый человек в космосе провел всего 1 час и 48 минут. Конечно, на фоне современных полетов, которые могут длиться до года и даже более, он кажется легкой прогулкой. Однако на момент своего совершения он был расценен как подвиг, так как никто не мог знать, как влияет невесомость на умственную деятельность человека, не опасен ли такой полет для здоровья, и вообще удастся ли космонавту вернуться на Землю.

Краткая биографии Ю. А. Гагарина

Как уже было сказано, первый человек в космосе, который смог преодолеть земное притяжение, был гражданином Советского Союза. Он родился в небольшой деревне Клушино в крестьянской семье. В 1955 году юноша поступил в авиационное училище и после его окончания прослужил два года летчиком в истребительном полку. Когда был объявлен набор в только формирующийся первый отряд космонавтов, он написал рапорт о зачислении в его ряды и принял участие в приемных испытаниях. 8 апреля 1961-го, на закрытом заседании госкомиссии, руководящей проектом по запуску космического корабля “Восток”, было решено, что полет совершит Юрий Алексеевич Гагарин, который идеально подходил как с точки зрения физических параметров и подготовки, так и имел соответствующее происхождение. Интересно, что практически сразу после приземления ему вручили медаль "За освоение целинных земель", видимо, имея в виду, что космическое пространство в то время также было в некотором смысле целиной.

Гагарин: триумф

Люди старшего поколения и сегодня помнят, какое ликование охватило страну, когда было объявлено об успешном завершении полета первого в мире пилотируемого космического корабля. Уже через несколько часов после этого у всех на устах было имя и позывной Юрия Гагарина — "Кедр", а на космонавта обрушилась слава в масштабах, в которых она не доставалась ни одному человеку ни до него, ни после. Ведь даже в условиях холодной войны его принимали как триумфатора во "враждебном" СССР лагере.

Первый человек в открытом космосе

Как уже было сказано, 2015 год является юбилейным. Дело в том, что ровно полвека назад произошло знаменательное событие, и мир узнал, что побывал первый человек в открытом космосе. Им стал А. А. Леонов, который 18 марта 1965 года через шлюзовую камеру космического корабля “Восход-2” вышел за его пределы и провел, паря в невесомости, почти 24 минуты. Эта короткая “экспедиция в неизведанное” не прошла гладко и чуть было не стоила жизни космонавту, так как его скафандр раздулся, и он долго не мог вернуться на борт корабля. Неприятности подстерегали экипаж и на “обратном пути”. Тем не менее, все обошлось, и первый человек в космосе, который совершил прогулку в межпланетном пространстве, благополучно вернулся на Землю.

Неизвестные герои

Недавно на суд зрителям был представлен художественный фильм "Гагарин. Первый в космосе". После его просмотра многие заинтересовались историей развития космонавтики в нашей стране и за рубежом. А ведь она таит немало загадок. В частности, лишь в последние два десятилетия жители нашей страны смогли познакомиться с информацией, касающейся катастроф и жертв, ценой которых достигались успехи в освоении космоса. Так, в октябре 1960 года на Байконуре взорвалась беспилотная ракета, в результате чего погибли и скончались от ран 74 человека, а в 1971 году разгерметизация кабины спускаемого аппарата стоила жизни троим советским космонавтам. Немало жертв было и в процессе реализации космической программы Соединенных Штатов, поэтому, рассказывая о героях, следует вспоминать и тех, кто бесстрашно брался за выполнение задания, безусловно, осознавая, какому риску он подвергает свою жизнь.

Космонавтика сегодня

На данный момент можно с гордостью утверждать, что первенство в борьбе за космос выиграла наша страна. Конечно, нельзя умалять роль тех, кто боролся за его освоение на другом полушарии нашей планеты, и никто не станет оспаривать тот факт, что первый человек в космосе, ступивший на Луну, — Нил Амстронг — был американцем. Однако на данный момент единственной страной, способной совершать доставку людей в космос, является Россия. И хотя Международная космическая станция считается совместным проектом, в котором участвуют 16 государств, без участия нашего он не может продолжать свое существование.

Каким будет будущее космонавтики через 100-200 лет, сегодня никто не может сказать. И это неудивительно, ведь точно так же в теперь уже далеком 1915 году вряд ли кто-нибудь мог бы поверить, что через столетие просторы космоса будут бороздить сотни летательных аппаратов различного назначения, а на околоземной орбите будет вращаться вокруг Земли огромный “дом”, где будут постоянно жить и работать люди из разных стран.

Цели проекта: 1. Раскрыть значение первого полёта человека в космос. 2. Рассказать о конструкторе С. П. Королёве и первых космонавтах. 3. Заинтересовать учащихся проблемами развития космонавтики. 4. Привить чувство патриотизма и гордости за героев- соотечественников.


1. Изучить литературу об освоении космоса. 2. Выбрать материал по теме в сети Интернет и создать слайды. 3. Вместе с одноклассниками посетить школьный музей космонавтики имени Ю. А. Гагарина. 4. Провести в классе викторину и конкурс рисунков о космосе. 5. Провести классный час – диспут о проблемах развития космонавтики. Задачи проекта: 1.Чёрный зонт, изображающий звёздное небо 2. Шапка и плащ Звездочёта.


В космической ракете С названием «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог. Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель. В.Степанов 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур в Казахстане впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. В космосе Гагарин провёл 108 минут и совершил один оборот вокруг планеты. С 12 апреля 1962 года этот день был объявлен праздником – Днём космонавтики.


Терешкова Валентина Владимировна – первая в мире женщина-космонавт. Совершила полёт в космос июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Продолжительность полёта составила 2 суток 22 часа 50 минут. Именем Терешковой назван кратер на Луне.




Космос сегодня С 1998 года на орбите Земли находится Международная Космическая Станция, на которой одновременно работают космонавты нескольких стран. Космонавтов и различные грузы на МКС доставляют специальные космические корабли: российские «Союзы» и американские шаттлы.


Зачем же нужен космос? Система спутников обеспечивает возможность общения между самыми удалёнными пунктами планеты Благодаря спутникам возможна работа синоптиков, предсказание природных катастроф (вулканы, землетрясения, цунами) для своевременной борьбы с ними Плотная и непрозрачная атмосфера нашей планеты не позволяет ученым отчетливо рассмотреть звезды с Земли, необходимо наблюдение из безвоздушного пространства Космические съёмки позволяют обнаружить залежи полезных ископаемых Освоение космоса повышает оборонную мощь страны Марс – единственная планета, на которую может переселиться человек с Земли


Как заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, в настоящее время РКК «Энергия» создаётся космический корабль нового поколения для пилотируемых полётов. С 2015 года планируется осуществить ряд грузовых полётов, а в 2018 – полёт с экипажем из 6 человек на орбиту вокруг Луны. В настоящее время полёты осуществляются с космодромов «Байконур», «Плесецк». С 2012 года начнётся строительство нового космодрома «Восточный» в Амурской области. Старт ракеты с космодрома «Байконур»:



Викторина: 1. Как звали собак, побывавших в космосе? (Белка и Стрелка) 2. Когда они побывали в космосе? (1960 г.) 3. Ближайшая к Земле звезда – это..? (Солнце) 4. Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, нужен мощный..? (телескоп) 5. Как долго Гагарин находился в космосе? (108 минут) 6. До Луны не может птица долететь и прилуниться, Но зато умеет это делать быстрая..? (Ракета) 7. У ракеты есть водитель, невесомости любитель. По-английски: «астронавт», а по-русски..? (Космонавт) Выводы, сделанные учащимися 4 А класса на диспуте «Проблемы космоса»: 1. Постепенно из строя выходят десятки спутников, вращающихся вокруг Земли и засоряют околоземное космическое пространство. 2. Иногда случаются неудачные запуски космических кораблей. Они терпят крушение в атмосфере, засоряя её различными химическими веществами. 3.Из-за колебаний солнечной активности многие спутники выходят из строя. Необходимо конструирование более совершенных устройств.



Взлетел в ракете русский парень, всю землю видел с высоты. Был первым в космосе Гагарин… КАКИМ ПО СЧЁТУ БУДЕШЬ ТЫ? Ростовский аэроклуб: путь в космонавты многие начинали в аэроклубе. Несмотря на то, что немалая часть работы в космосе осуществляется роботами, космонавтика не может обойтись без человека. Ведь именно он способен принять правильное решение во внештатной ситуации.


Использованная литература: Энциклопедия для детей. Том 8. «Астрономия». Москва, изд. Дом «Аванта» г. – 684 стр Л. Лебедев и др., Сын голубой планеты, М.: Просвещение, 1973 Ю. Докучаев, Юрий Гагарин, М.: Дет. Литература, 1971 В. А. Шаталов, М. Ф. Ребров, Космонавты СССР, М.: Просвещение, 1987 Советский Энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1987


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области детский сад «Звездочка»
Краткосрочный педагогический проект в подготовительной группе на тему: «Полетели в космос».

Реализация проекта с 7 по 11 апреля.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Рогожникова Г. В.
с.Криводановка, 2016

Проект. Тема: «Полетели в космос»
Тип проекта: Краткосрочный (срок реализации – 1 неделя) Участники: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников. ,специалисты. Актуальность: Выборы темы не случаен. На протяжении нескольких лет прослеживается недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики. Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает. Мечта о космосе Мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом - не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа - герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность; наглядность; взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста; систематичность закрепления знаний и понятий от возраста к возрасту.

Цель проекта: Расширение представлений о космосе, космических профессиях и привлечение внимания детей к космическим достижениям нашей Родины.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у детей уважение к труду людей, которая связана с освоением космоса.
Образовательная: сформировать у детей понятие космос « космическое пространство» , объяснить, что представляет собой солнечная система. Ввести понятие «Вселенная» , Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос. Активировать словарь дошкольников, расширять их кругозор.
Развивающая: развивать навыки творческого рассказывания. Учить чётко, крепко отвечать на вопросы, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. -
Предполагаемый результат.
-Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о космосе; конкретизирует знания о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах, метеоритах; сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса; дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Ожидаемые результаты:
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Воспитание чувств любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности
План проекта:
- Первый этап (беседы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов) - формулировка основополагающего и проблемного вопросов.
- Второй этап – обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов. Индивидуальная работа.
- Третий – сбор материала и его анализ. Воспитанники обсуждают полученную информацию, отражают полученные знания в свободной и совместной художественно-творческой деятельности.
- Четвертый – проведение бесед, дидактических и подвижных игр на данную тему.
- Пятый – оформление результатов с помощью создания рисунков, коллажей, оформление газеты.
- Заключительный этап - подведение итогов работы над проектом, викторина, выставка творческих работ детей.
Осуществление проекта по основным видам деятельности:
Скоролупова О. А. - Ф.Э.М.П. «Большое космическое путешествие». - Развитие речи. «Ракета летит к звёздам». - Окружающий мир. «Земля – наш дом во Вселенной» - Работа с музыкальным руководителям: Прослушивание песен о космонавтах. Игры.
- Аппликация. Скоролупова О. А. «Полёт в космос»
- Рисование. «Путь к звёздам»,«Лунный пейзаж».
- Лепка. «Весёлые инопланетяне».
- Чтение художественной литературы. Скоролупова О. А. «Почему звёзды такие красивые» «Можно ли проткнуть небо?» «Что такое планета?». Н. Носов «Незнайка на луне» главы. В. Бороздин «Первый в космос».
- Заучивание стихотворений. В. Степанов «Ю. Гагарин» А. Хайт «Планеты».
- Игровая деятельность. Дидактические игры «Дверная скважина», «Звук потерялся», «Разведчики», «Что изменилось», «Звёздный путь». Сюжетно ролевые игры «Поликлиника, Медицинский остров», «Космодром», «Путешествие в космическое пространство». Подвижные игры «Космонавты» «Кто быстрее» «Попади в цель».
- Работа с родителями: Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков о космосе.
- физическая разминка: «Космическая утренняя гимнастика», « Космические физ-минутки».
В результате реализации проекта удалось достичь следующих знаний:
- Расширились знания о космосе и космических профессиях;
- Закрепили знания о труде взрослых. Поняли, что нужно ценить и уважать труд людей.
- Узнали много новых загадок, песен, игр; - Повысилась познавательная активность детей;
- Активизировали сотрудничество педагогов, детей и родителей.

Ваняшина Наташа, 11 класс

Проект, продукты. Реферат. Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней

общеобразовательной школы с.Мусорка

Проект на тему:

Гагарин - первый космонавт. Прорыв России в космос

Ваняшина Наталья

Руководитель проекта:

Желнина Татьяна Александровна

2014 год

1.Введение…………………………………………………………………1-2

2.Истоки Российской Космонавтики………………………………….3-7

3.Первые спутники………………………………………………………8-9

4.Гагарин-первый космонавт………………………………………….10

5.Полёт в космос…………………………………………………………11-12

6.Почетные звания и награды…………………………………………13-15

7.Заключение……………………………………………………………..16

8.Список литературы……………………………………………….......17-18

ВВЕДЕНИЕ


Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели... Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства. Еще в начале века русский ученый
К. Э. Циолковский впервые теоретически обосновал возможность исследования космоса с помощью ракет. Позже он написал: "Я буду рад, если моя работа побудит других к дальнейшему труду".
После Октябрьской революции многие ученые и конструкторы, горячо верившие в осуществление идей К. Э. Циолковского, стали работать над их дальнейшим развитием и претворением в жизнь.
Уже в 1931 г. в Москве, Ленинграде, Харькове, Тифлисе, Баку, Архангельске, Новочеркасске и других городах страны появляются группы по изучению реактивного движения, а в 1933 г. по решению правительства был создан впервые в мире Реактивный научно-исследовательский институт.
В эти годы создаются и проходят испытания первые советские жидкостные ракеты. Накапливается опыт их проектирования и изготовления, подготовки и осуществления пусков. Стало очевидно, что дальнейшее развитие ракетной техники потребует проведения обширных научно-исследовательских, конструкторских и экспериментальных работ, многие из которых явились совершенно новыми направлениями в науке и технике.
Были созданы специализированные научные организации и конструкторские бюро. В результате многолетней совместной деятельности этих организаций постоянно улучшались летные характеристики ракет.
В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования. В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат "Луна-1", прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат "Луна-2", а месяц спустя межпланетная станция "Луна-3" передала на Землю фотографии обратной стороны Луны.

Страница 1

В феврале 1961 г. был осуществлен запуск к Венере межпланетной автоматической станции "Венера-1", а в ноябре 1962 г. стартовала к Марсу станция "Марс-1".
В эти же годы готовились первые пилотируемые полеты в космос. Они потребовали решения ряда принципиально новых задач. Надо было заранее убедиться в переносимости человеком факторов космического полета и подготовить к этому будущих космонавтов физически и психологически. Нужно было обеспечить жизнедеятельность космонавта на корабле и дистанционный контроль состояния его здоровья в полете. Предстояло создать средства ручного управления кораблем и средства ведения радиотелефонной связи с космонавтом. Наконец надо было обеспечить безопасное возвращение корабля на Землю. Все эти проблемы были решены в рекордно короткие сроки, и уже весной 1960 г. правильность инженерных решений экспериментально проверялась на первых беспилотных кораблях-спутниках.
И вот 12 апреля 1961 года в Советском Союзе был осуществлен старт первого в истории человечества космического корабля "Восток", пилотируемого Юрием Алексеевичем Гагариным.
Он стал вторым эпохальным событием в освоении космоса. Полет показал принципиальную возможность безопасного пребывания и работы человека в космическом пространстве.
За полетом Ю. А. Гагарина последовали старты других кораблей "Восток". Продолжительность полетов на них увеличивалась и была постепенно доведена до пяти суток.
Во время этих полетов космонавты выполняли все усложняющиеся программы экспериментов и визуальных наблюдений и продемонстрировали высокую эффективность участия человека в космических исследованиях. Результаты первых полетов позволили сделать последующие шаги в освоении космоса.

Страница 2



Глава 1: ИСТОКИ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

Выход человечества в космос - закономерный процесс исторического развития: в нем отражена вечная потребность людей познавать тайны природы, искать новые сферы обитания.
Годы зарождения "ракетного дела" в России еще точно не определены, - одни исследователи относят его к XII, другие - к Х веку. Документально же подтверждается, что в 1516 г. ракеты применяли в ратном деле запорожцы.
Первые описания ракет и пороховых составов для них приведены у Онисима Михайлова в его "Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" (1607-1621). В "Уставе" описаны и способы применения ракет. Первоначально они служили не военному делу - их использовали в качестве "потешных огней".
В 1680 г. в Москве было основано "ракетное заведение", в котором стали изготовлять фейерверочные, а затем и сигнальные пороховые ракеты.
В первом десятилетии XVIII в. в Петербурге открылась специальная лаборатория, занявшаяся поначалу изготовлением фейерверочных ракет. Внимательно изучая "ракетное дело", Петр I увидел в "потешных огнях" нечто большее, чем зрелище, - силу оружия. Появились первые труды о ракетах. В 1762 г. в Москве вышла книга М. В. Данилова - первая оригинальная книга на русском языке, содержащая сведения об изготовлении фейерверочных и сигнальных ракет.
Военно-ученый комитет, занимавшийся в России ракетными делами, сосредоточил свое внимание на разработке конструкции ракет. В
1814 г. член Военно-ученого комитета И. Картмазов изготовил боевые ракеты двух типов - зажигательные и гранатные. Они успешно прошли испытания. Военное министерство России приняло решение ознакомить войска с действием боевых ракет.
Над созданием боевых ракет в те годы успешно работал один из выдающихся отечественных ученых, герой Отечественной войны 1812 г. Александр Дмитриевич Засядко (1779-1837). Изготовив свои первые ракеты, Засядко продемонстрировал их в 1817 г. в Петербурге, а затем под Могилевом, где им была открыта специальная пиротехническая лаборатория. Результаты испытаний превзошли все ожидания: дальность полета ракеты достигла 1670 м. В 1826 г. в Петербурге было создано постоянное ракетное заведение с целью массового производства ракет для русской армии.
Большой вклад в совершенствование боевых пороховых ракет внес видный ученый и конструктор Константин Иванович Константинов (1817-1871). К. И. Константинов заложил основы экспериментальной ракетадинамики.
Новая область техники - ракеты - все больше привлекала внимание ученых и конструкторов.

Страница 3

Появились предложения использовать ракеты на флоте и в воздухе.

Особое внимание ученых и конструкторов было привлечено к созданию летательных аппаратов с ракетным двигателем. Во второй половине XIX в. в России было предложено свыше 20 проектов реактивных летательных аппаратов. Так в 1849 г. военный инженер
И. И. Трететский (1821-1895) высказал идею использования силы струй паров воды или спирта, газов и сжатого воздуха для приведения в действие летательных аппаратов легче воздуха. Адмирал флота Н. М. Соковнин (1811-1895) опубликовал в 1866 г. работу "Воздушный корабль", в которой привел схему конструкции аэростата, способного летать "подобно тому, как летит ракета". В 1867 г. отставной капитан артиллерии Н.А. Телешов (1828-1895) получил патент на реактивный самолет "Дельта". Интересен проект киевского изобретателя Ф. Р. Гешвенда, предложившего построить летательный аппарат - "паролет" - с паровым реактивным двигателем с соплом, снабженным концентрическими насадками для подсоса воздуха. В 1880 г. изобретатель С. С. Неждановский высказал идею создания летательного аппарата с жидкостным реактивным двигателем, использующим в качестве горючего керосин, а в качестве окислителя - азотную кислоту, смешиваемые непосредственно перед взрывом.
Особого внимания заслуживает проект революционера Николая Ивановича Кибальчича (1853-1881). Приговоренный к смертной казни за участие в покушении на царя Александра II, находясь в заключении,
Н. И. Кибальчич начертил схему задуманного им реактивного летательного аппарата. В своем проекте Н. И. Кибальчич разработал устройство воздухоплавательного прибора, основанного на ракетно-динамическом принципе, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания и принцип управления полетом методом изменения наклона двигателя. Около сорока лет пролежал проект Н. И. Кибальчича в секретных архивах жандармского управления. Лишь в 1918 г. он был обнародован в журнале "Былое".
Через два года после казни Н. И. Кибальчича, в 1883 г., никому тогда неизвестный учитель Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) в своей рукописи "Свободное пространство" не только выдвинул смелую идею и возможности использования реактивного принципа реактивного движения для осуществления полета в космос, но и разработал принципиальную схему аппарата, обеспечивающего пребывание человека в космическом пространстве. В юности, занимаясь самообразованием в Москве, К. Э. Циолковский познакомился с Н. Ф. Федоровым, мыслителем-утопистом, захваченным идеей так называемого философского космизма. Интерес к "космическому учению" Н. Ф. Федорова проявляли в свое время Л. Н. Толстой и А. М. Горький. Преодолевая идеалистические основы "космического учения" Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковский все больше становился материалистом.

Страница 3

В 1895 г. увидело свет сочинение
К. Э. Циолковского "Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения",

Идея межпланетных полетов, освоения верхних слоев атмосферы овладевала умами многих ученых и конструкторов. В 1896 г. появилась брошюра Александра Петровича Федорова "Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду", где он описал устройство предложенного им воздухоплавательного аппарата, движение которого основано на реактивном принципе. Работа
А. П. Федорова произвела большое впечатление на К. Э. Циолковского. Осмыслив ее, он сформулировал свою идею создания жидкостной многоступенчатой ракеты, рассчитанной для полета человека вне Земли.
Важнейшим этапом, характеризующимся созданием основ теории межпланетных сообщений, явилась подготовленная К. Э. Циолковским к печати в начале 1903 г. первая часть работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Вторую часть своего труда ученый смог опубликовать лишь в 1911-1912 гг. В этом фундаментальном труде
К. Э. Циолковский установил законы движения ракеты как тела переменной массы, определил коэффициент полезного действия ракеты, исследовал влияние силы сопротивления воздуха на ее движение. К. Э. Циолковский отметил преимущества ракетных двигателей при больших скоростях движения, дал схему межпланетной ракеты, указав при этом на выгодность применения жидкого топлива. Считая ракету единственным практически приемлемым способом осуществления полетов в космос,
К. Э. Циолковский развил идею устройства составной многоступенчатой ракеты. Своими работами К. Э. Циолковский во многом определил рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения.
Идея исследования и освоения космического пространства захватила и одного из пионеров ракетной техники, талантливого отечественного ученого Фридриха Артуровича Цандера (1887-1933). Еще в юношеские годы он познакомился с работой К. Э. Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами", увлекся ракетостроением и космонавтикой и посвятил им всю свою жизнь. Ф. А. Цандер вошел в историю науки как энтузиаст, страстный пропагандист идей космических полетов, начавший практическую работу в области космонавтики.
В 1921 г. Ф. А. Цандер представил московской конференции изобретателей свой проект межпланетного корабля-аэроплана.

Страница 5

Начавшаяся в стране культурная революция, пробуждение народных масс вызвали широкий интерес множества людей к звездным полетам. В их числе был талантливый изобретатель Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942).

Независимо от К. Э. Циолковского Кондратюк оригинальным методом вывел основные уравнения движения ракеты, рассмотрел проблемы энергетически выгодных траекторий космических полетов и теории полета многоступенчатых ракет. Ему принадлежит ряд новаторских идей, в том числе идея создания промежуточных межпланетных заправочных ракетных баз, предложение использовать атмосферу планеты для торможения при посадке ракеты. Ю. В. Кондратюк предложил схему полетов к Луне с выходом на ее орбиты искусственных спутников и последующего отделения взлетно-посадочного корабля. Он также выдвинул идею использования гравитационных полей встречных небесных тел для дополнительного разгона космических кораблей или торможения их при полетах в пределах Солнечной системы.
Популяризацией космонавтики занимался известный советский ученый аэродинамик Владимир Петрович Ветичкин (1883-1950). Первоначально (1921-1925) В. П. Ветичкин выступал с докладами о проблемах реактивного полета в пределах атмосферы и в межпланетном пространстве, позже - с 1925 по 1927 гг. - он разрабатывал основы динамики полета крылатых ракет и реактивных самолетов.
В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал работать в Институте авиационного машиностроения, в 1931 г. приступил к постройке воздушно-реактивного двигателя ОР-1, а затем к постройке жидкостного ракетного двигателя ОР-2.
Двигатель ОР-1 развивал силу тяги до 1,5 Н. Он работал на бензине и сжатом воздухе. Двигатель ОР-2 был более мощным. Развиваемая им сила тяги достигала 500 Н. Топливом был по-прежнему бензин, а окислителем - жидкий кислород.
В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей. Руководителем разработки этих двигателей был талантливый инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.
Важную роль в развитии отечественной ракетной техники сыграла и группа изучения реактивного движения. В ней объединились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветичкин, талантливые инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.
Работой группы руководил технический совет под председательством С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.

Страница 6

Первой экспериментальной советской ракетой с жидкостным ракетным двигателем была ракета ГИРД-10 (двигатель работал на жидком кислороде и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил
С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине.

Хотя в полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места старта, это не омрачило радости ее создателей, ведь был сделан еще один шаг в освоении ракетной техникой.
Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения реактивного движения было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский институт. Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части - С. П. Королев.
В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных достижений. Научные и технические идеи С. П. Королева получили широкое применение в ракетной и космической технике в России.
Выдающимся событием того времени было создание двигателя ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере СК-9 конструкции С. П. Королева.
Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного периода стал Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые баллистические ракеты дальнего действия Р-2. Они послужили основой для разработки геофизических ракет второго поколения.
Первый пуск построенной на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При этом полезный груз массой 2200 кг был поднят на высоту 200 км и успешно возвращен на Землю.
С 1958 г. начинается очередной этап систематических исследований верхней атмосферы до высоты более 500 км при помощи геофизических ракет В-5А, В-5В. Эксперименты с помощью ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.
Подготовка к штурму космоса потребовала создания в стране специальных научных институтов и лабораторий, промышленных предприятий, космодрома, сети наземных станций слежения, подготовки высококвалифицированных кадров, причем все приходилось делать, на имея аналогов в мировой практике.

Страница 7


Глава 2: ПЕРВЫЕ СПУТНИКИ

4 октября 1957 г. вошло в историю человечества как начало космической эры. В этот день - день запуска первого советского искусственного спутника Земли - была осуществлена извечная мечта человечества - выход в космос. Совершены полеты к планетам Солнечной системы. Автоматические аппараты успешно работали в условиях громадных давлений и температур на Венере, в космическом вакууме и холоде на Луне. На орбитальных пилотируемых станциях длительное время живут и работают космонавты.
Впереди - новые космические свершения. Но все началось с того октябрьского дня 1957 г. Первый советский искусственный спутник имел форму шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика спутника, позволявшие изучать условия прохождения радиоволн в ионосфере, дали возможность получить новые сведения об атмосфере. Успешная работа первого спутника подтвердила правильность теоретических расчетов и конструкторских решений, заложенных при создании ракеты-носителя, самого спутника и его бортовых систем.
Второй советский искусственный спутник был запущен 3 ноября 1957 г., так же как и первый, в рамках программы Международного геофизического года. Важнейшие эксперименты, проведенные на втором спутнике, - биологические. На его борту находилась собака Лайка. Он представлял собой последнюю ступень ракеты-носителя общей массой 508,3 кг. В контейнерах размещались научная и измерительная аппаратура, а в герметической кабине подопытное животное. Целью биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических функций животного на различных участках полета. До полета второго спутника животных неоднократно поднимали в ракетах на высоту 500 км, чтобы проверить переносимость ими перегрузок и кратковременной невесомости. Но только орбитальные средства позволили комплексно исследовать воздействие факторов космического полета - стартовых перегрузок, длительной невесомости, радиации - на живой организм. Первый космический полет живого существа показал, что высокоорганизованное животное может удовлетворительно переносить все факторы космического полета, и подтвердил реальную возможность полета в космос человека.
Успешно прошли испытание система кондиционирования воздуха, оборудование для кормления животного и удаления продуктов жизнедеятельности, измерительная аппаратура для исследования физиологических функций, снятия электрокардиограмм. На втором искусственном спутнике впервые проводились прямые исследования космических лучей и излучений Солнца, неосуществимые с Земли.

Страница 8

Третий советский искусственный спутник (запущен 15 мая 1958 г.) стал первой комплексной научной геофизической лабораторией.

Масса спутника составляла 1327 кг, на его борту были установлены двенадцать научных приборов.