Викторина "Летят перелётные птицы" (старший дошкольный возраст). Игра-викторина, посвященная прилету птиц «Эти удивительные птицы» в проекте «Родное Красноярье

Игра-викторина «Знатоки птиц».

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программные задачи:

1.Закреплять знания о птицах, умение обобщать и классифицировать, выделять взаимосвязь в природе.

2.Формировать умение работать в коллективе.

3.Воспитывать заботливое отношение к пернатым; вызвать радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через иллюстрации, художественное слово, игры.

Интеграция образовательных областей : познание, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Ход:

Дети входят в группу под музыку или уже сидят на стульчиках.

На нашей планете живут чудесные создания

Они летают и поют, и землю свято берегут.

Скажите дети можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы на земле все пропадут?

Букашки, жучки, червячки на деревья нападут

И съедят кору, листочки, обглодают ветки, почки.

Вот, что будет, если птицы, если птицы

Все исчезнут-пропадут!

И не будут щебетанья, дивных трелей соловья

И сороки стрекотанья, чик-чирика воробья.

Скучно будет знают дети, жизнь без птиц на белом свете!

Как, вы думаете, дети, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (о птицах)

Мы, много знаем о птицах, и сейчас я предлагаю провести викторину, которую мы так и назовём «Знатоки птиц».

Перед началом игры нам надо разделиться на две команды, выбрать название своей команде и капитана (команды можно сформировать заранее). У меня на столе лежат картинки с изображением птиц: зимующих и перелётных. Каждый из вас подойдёт, возьмёт картинку и определится, в какой команде он будет играть.

(получается две команды, в одной команде у детей картинки на которых зимующие птицы, в другой команде у детей картинки на которых перелётные птицы).

А сейчас надо придумать название команд (например: дети у которых картинки с перелётными птицами-«Грачи», а у которых картинки с зимующими птицами «Синички»).

Итак у нас две команды «Грачи» и Синички», в каждой команде свой капитан.

Команды займите свои места (дети садятся за столы, надевают эмблемы своей команды).

2. Мы начинаем. Перед каждым конкурсом я буду давать задания и вопросы каждой команде, вы их внимательно слушаете и отвечаете, за каждый правильный ответ команда получает фишку. Если команда не знает ответ на вопрос, то может ответить другая команда и заработать дополнительную фишку.

Первый конкурс « Загадочный» (загадки про птиц).

1. Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

2. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока

А зовут её ……..(сорока)

3. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю

Чик-чирик, не робей,

Я бывалый …(воробей)

5.Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой.(дятел)

4. Окраска сероватая

Повадка вороватая

Крикунья хрипловатая,

Известная персона

Это ж я …(ворона)

6. Ну а я, не зная сна

Ловлю мышей до поздна

Даже шорох лёгкий слышу

Не уйти, пожалуй, мышке.(сова)

7. Чернокрылый, красногрудый, 8. На одной стоит ноге,

Не боится он простуды, А другую греет.

И зимой найдет приют - Не купила сапоги,

С первым снегом тут как тут. (Снегирь) А теперь жалеет. (Цапля)

9. Непоседа птица эта, 10.Ты его узнаешь сразу:

Одного с березой цвета. Черноклювый, черноглазый,

Верещунья, белобока, Он по пашне важно ходит,

А зовут ее… (Сорока) Червяков, жуков находит. (Грач)

Второй конкурс «Вопрос – ответ».

Команда «Грачи»:

1.Назовите зимующих птиц.

2.Назовоте птицу, которая не растит своих птенцов.

3.Назовите птицу, которая охотится по ночам.

4.Какие птицы живут в нашем городе круглый год?

5.Как можно помочь зимующим птицам?

Команда «Синички»:

1.Назовите перелётных птиц.

2.Назовите птиц, которые не умеют летать.

3.Какую птицу называют «лесным доктором»?

4.Какую птицу называют «белобока»?

5. От чего птицы страдают больше: от холода или от голода?

(по ходу конкурса, за каждый правильный ответ, дети получают фишку)

Третий конкурс «Правда-неправд а».

Я вам буду по очереди задавать вопросы, вы отвечаете «да» или «нет».

1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да)

2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да)

3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)

4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)

5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да)

6. Правда ли, что птицы , которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)

7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)

8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)

9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)

10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да)

11. Правда ли, что птицы , которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)

12. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да )

Приглашаю играков на разминку. Разминка «Сорока»:

Летела сорока, сорока белобока (бегут на носочках)

Летела, летела, на березу села (полуприсед)

Хвостом повертела (отводят ручки за спину, крутят кистями)

По сторонам поглядела (поворачивают голову вправо-влево)

(по окончании разминки дети занимают свои места)

Итак, мы продолжаем.

Четвёртый конкурс «Знатоки птиц ».

(вопросы задаются каждой команде по очереди)

1.Птичий домик. (гнездо)

2.Руки птицы.(крылья)

3.Ноги утки.(лапы)

4.Лесной доктор.(дятел)

5.Дети птиц.(птенцы)

6.Нос птицы.(клюв)

7.Кудахчующая птица.(курица)

8.Пингвин-это птица?(да)

9.Начальник курятника.(петух)

10.Какая птица может обогнать лошадь.(страус)

Пятый конкурс.Конкурс капитанов.(художественный)

Оба капитана получают незаконченный рисунок птицы и набор цветных фломастеров и дорисовывают птицу.

Пока капитаны работают, приглашаю игроков на подвижную игру «Скворцы и кошка ».

Наши капитаны закончили свою работу, давайте посмотрим, что у них получилось.

(капитаны показывают рисунки и называют птицу).

- Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.

Следующий наш конкурс называется « Птицы в сказках».

(вопросы можно задавать по очереди каждой команде или поделить между командами поровну)

1.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?

2.С какими птицами летала лягушка путешественница?

3.Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота?

4.Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос?

5.С какой птицей дружил, Вини Пух?

6.Какие птицы унесли братца Иванушку у сестрицы Алёнушке?

7.Какая птица кашу варила деток кормила?

8.В каких птиц превратила злая королева осиротевших принцев, братьев Эльзы?.

9.Какая птица, когда стучались в дверь говорила: «Кто там?»

10.В передаче «Спокойной ночи малыши, какую птицу зовут «Каркуша»?

Седьмой конкурс «Кто лишний» (слайды)

(каждой команде на слайде показывается картинка, игроки определяют и называют лишний предмет. Например: грач, скворец, кукушка, синица.)

Восьмой конкурс «Домашнее задание» (музыкальный)

Участникам игры предлагается назвать песню и пропеть несколько строк, в которой упоминаются птицы.

(жюри подводит итоги, команды награждаются грамотами и призами).

Пока жюри подводит итоги давайте скажем, что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки).

Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие.


Викторина по теме «Птицы»

1. Птица, символ чистоты и благородства. (Лебедь.)

2. Птица-непоседа. (Трясогузка.)

3. Глупые красавцы. (Фазаны.)

4. У кого мешок под клювом? (У пеликана.)

5. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь.)

6. Какая птица выше всех летает? (Орел.)

7. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

8. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки.)

9. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

10. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)

11. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла.)

12. Какая птица летним вечером напоминает людям о том, что пора спать? (Перепел.)

13. Какую птицу называют сплетницей? (Сороку.)

14. О каких птицах говорят, что они - «молодой весны гонцы»? (О жаворонках.)

15. Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает (Сова.)

16. Кто раньше прилетает к нам - стрижи или ласточки (Ласточки.)

17. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Потому что птицы тогда бросают гнезда.)

18. Что птицам страшнее - холод или голод зимы? (Голод.)

19. С прилетом каких птиц начинается весна? (С прилетом грачей.)

20. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)

21. Какая птица, возвращаясь с юга, часть пути шагает пешком (Коростель, или дергач.)

Загадки

1. Гребешок на голове

Две ноги и шпоры две

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

2. Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.

3. Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».

(Воробьи)

4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

5. Одежда белая, а ножки –

Обуты в красные сапожки

Из моды выйдут – вот беда!

Ему не снять их никогда

6. На шесте – дворец.

Во дворце – певец.

А зовут его… (Скворец)

7. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …

8. В воде купался, а сух остался. (Гусь)

9. Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

10. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

11. Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.

(Соловей)

12. Я птица самая большая,

В степях, пустынях я живу

На самом жарком континенте.

Летать я больше не могу,

Но если хищника увижу,

Спасаюсь бегом (как экспресс),

Вблизи – ногами защищаюсь,

Смотри, ко мне ты, враг не лезь.

Вопросы

Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Какая птица носит название танца? (Чечетка)

Какая птица имеет в качестве названия фамилия писателя? (Гоголь)

Какой город может парить в воздухе? (Орел)

Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)

Какая птица носит название корабля? (Фрегат)

Какие птицы носят ботанические названия? (Подорожник, чечевица)

Какие птицы открывают весну? (Грачи)

Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

Какими гребешками никто не расчесывается (Петушиными)

Какие птицы не умеют летать (Пингвины, страусы)

Какая птица является символом мира (Голубь)

Какие птицы являются символом верности и любви (Лебедь)

Вопросы на развитие мышления

Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом легче

переносят холод. (Слой воздуха между перьями увеличивается,

вследствие плохой теплопроводности задержав отдачу тепла телом

В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем

это можно объяснить? (При полете оперение птицы сжато и

содержится мало воздуха)

Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?

{Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)

Какие птичьи тайны открывает листопад?

(Хорошо видны гнезда пернатых)

Дышит ли цыпленок в яйце (Да)

Угадай сказку или басню

1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок)

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки

(«Гуси-лебеди»)

3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости

хитрой рыжей плутовки (И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы

послужить неплохим, источником доходов для бабки с дедом

(«Курочка-ряба»)

5. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

6. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть

с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)

Игра – викторина для дошкольников «Знатоки птиц» Цель: обобщение знаний о птицах. Задачи: 1. Закреплять знания детей о птицах. 2. Формировать умение работать в коллективе. 3. Воспитывать доброе, бережное отношение к птицам. Сценка. Роли исполняют заранее подготовленные дети. Действующие лица: Автор, Сорока, Ворона, Дятел, Зяблик. Автор. Встретились однажды Сорока и Ворона. На сцене появляются сорока и Ворона. Сорока: Куда летишь, ворона? Ворона: Хочу гнездо на новом месте обустроить. Сорока: Тебе же хорошо было на старой сосне. Ворона: Да я там нагрязнила. Сорока: Ну ты и на новом месте не уживёшься! Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик. Дятел: Здравствуй, Зяблик старый! Зяблик: Здравствуй, Дятел молодой! Дятел: А ты как узнал, что я молодой? Зяблик: Так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый? Дятел: По носу! Нос у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый! Герои сценки уходят за кулисы. Воспитатель: Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей.) Да, говорить мы будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима не противится, не пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по сто километров – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают. (Звучит запись голосов птиц.) - Сегодня, ребята, мы поиграем в КВН. КВН-соревнование в остроумии и знании. Нужно знания иметь прочные, быть весёлыми и находчивыми. Команды сформированы заранее. - Итак, у нас две команды «Синички» и «Снегири», в каждой команде свой капитан. - Внимательно слушайте правила игры: каждой команде будут даваться задания и вопросы, если команда не знает ответа, то может ответить другая команда и заработать себе фишки. Ваши правильные ответы будет засчитывать жюри. Первый конкурс «Загадочный». Каждой команде будут загадываться загадки. 1. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока А зовут её …….. 2. Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой Всё равно он будет мой. 3. Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. 4. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков В тёплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю Чик-чирик, не робей, Я бывалый … 5. Окраска сероватая Повадка вороватая Крикунья хрипловатая, Известная персона Это ж я … 6. Ну а я, не зная сна Ловлю мышей до поздна Даже шорох лёгкий слышу Не уйти, пожалуй, мышке. Второй конкурс «Вопрос-ответ». 1.Назовите нелетающую птицу, живущую в Антарктиде. 2.Назовите птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом. 3.Назовите птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком. 4.Назовите птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси. 5.Назовите самую большую из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом. 6.Назовите маленькую из всех птиц, размеры которой не больше шмеля. 7.Назовите птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнёзда. 8.Назовите птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучаться произносить человеческие голоса. Третий конкурс «Пословицы и поговорки». Каждая команда называет пословицы и поговорки по очереди. Например: 1.Одна ласточка весны не делает. 2.Грач на горе, весна во дворе. 3.Всяк кулик болото знает. 4.Всякая птичка свои песенки поёт. 5.Ласточка день начинает, а соловей кончает. 6.Синичка невеличка, а птичка. 7.Болтлива, как сорока. 8.Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Четвёртый конкурс «Конкурс капитанов». Капитаны получают картинки с птицами, самостоятельно отбирают, выполняют задания: Задание капитану «Синичек» - отобрать картинки с оседлыми птицами. Задание капитану «Снегирей» - отобрать картинки с перелётными птицами. - А пока капитаны выполняют задания, я расскажу интересную информацию об одной птице…Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами себя назвали,т.е. получили своё название за голос, песню или крик. Например, кукушка. Эту птицу слышали все. А за что она могла получить такое название? Конечно своим криком ку-ку, сама и подсказала людям своё имя. Во многих странах название птицы звучит очень похоже на русское; в Чехии-кукачка, у болгар-куквица, у немцев-кукук, у испанцев-куко. Все эти народы обратили внимание на один и тот признак-крик птицы. Игра «Птичий язык». - А теперь поиграем! Воробей - чирикает, Кукушка -… Сорока - … Ворона - … Голубь - … Курица - … Утка - … Соловей - … - Итак, наши капитаны готовы, проверим их - правильно ли выполнили задание. Пятый конкурс «Птицы в сказках». 1. Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? 2. Какая птица в русских народных сказках горячей огня? 3. В одной из сказок Г.Х.Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Эльзы в птиц. 4. Какая птица помогла Дюймовочке спастись от крота? 5. С какой птицей дружил Винни Пух? 6. В какую птицу превратился гадкий утёнок? 7. Какие птицы рассказали девочке Герде, где найти Кая? 8. Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорождённых? Шестой конкурс «Поменяй букву». Детям даются карточки со словами, выполняют задание - заменить в словах по одной букве, чтобы получились названия птиц. Палка (Г) Корона (В) Капля (Ц) Врач (Г) Седьмой конкурс «Из чего строят птицы гнёзда?» Дети перечисляют по очереди (земля, глина, мох, веточки, пух, перья, шерсть животных, сухие листья). Восьмой конкурс «Охрана птиц». - Что же нужно делать каждому из нас, чтобы было в природе как можно больше птиц, чтобы они радовали нас своими красивыми песнями? (нельзя разорять гнёзда, нельзя трогать яйца, весной вывешивать скворечники, зимой подкармливать, делать кормушки) - Наш КВН подошёл к концу и сейчас подведём итоги.

Цели:

  • проверить и углубить полученные знания учащихся 3 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей;
  • продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 8, грамзаписи с голосами птиц, призы для участников, диплом для победителя, грамоты для участников, жетоны-звёзды, изображения птиц, табло с заданиями, зашифрованное слово, репродукция картины.

Подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи.

Ход игры

Вступительное слово учителя. (включается грамзапись с голосами птиц)

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Красноярского края. Здесь в тайге и тундре, в горах и лесах обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей; разносят семена…)

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(дети называют зимующих и перелётных птиц)

Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур.

Викторина.

Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

Кого называют лесным доктором? (дятла)

Как охотники называют глухарку? (капалуха)

Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)

(лесные вороны живут парами 200 лет)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

Когда отмечается Международный день птиц?

Условия игры “Звездный Час”.

Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура, 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Итак, объявляется начало 1 тура.

1 тур.

На табло изображены птицы.

Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете.

Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.

Вопросы 1 тура.

1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной?

(2 – снегирь)

1 ученик.

Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.

2 ученик.

Ты Север знаешь и Сибирь,
Ты грудь обжёг себе, снегирь.
Каким холодным зимним днём
Ты опалил её огнём?
И стало красное пятно
В твоём роду давным- давно…

(А. А. Прокофьев)

2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)

В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов.

3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)

3 ученик.

Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки.

4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)

4 ученик.

Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам.

Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.

5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)

5 ученик.

Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.

6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)

6 ученик.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей.

Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.

(грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)

7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.

8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)

7 ученик.

Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.

Подводятся итоги 1 тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

2 тур.

На табло изображены птицы.

1 2 3

Вопросы 2 тура.

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст)

Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи)

Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 - 20 гнёзд.

Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих.

Подводятся итоги 2 тура, остаются в игре 4 участника.

3 тур.

(репродукция картины известного художника “Грачи прилетели”)

(звучит тихая мелодия)

Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю.

Вопрос 3 тура.

Кто из перечисленных художников написал эту картину? (2 – Саврасов)

1

Васнецов

2

Саврасов

3

Подводятся итоги 3 тура.

Дополнительные вопросы, если дети набрали одинаковое количество жетонов

Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух)

Самая маленькая птичка хвойных лесов? (королёк)

Какая птица имеет самый длинный язык - 8 – 10 см? (дятел)

Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб)

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

Почему так назвали птицу козодой? (имеют большой рот, но к стаду подлетают, чтобы охотиться на насекомых)

Какая птица кричит кошкой? (иволга)

Какая птица шипит, словно змея? (вертишейка)

Финал игры.

(2 участника будут вести борьбу за звание лучшего знатока природы и птиц)

Загадка.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Задание на финал.

Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов.

(КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…

Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока, слово победителю.

Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники.

До новых встреч, юные любители природы!