А н островский снегурочка читать полностью. Русская народная сказка «Снегурочка. в четырех действиях с прологом

03.03.2020 Виды

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

О сказке

Русская народная сказка «Снегурочка»

Детям и взрослым образ Снегурочки напоминает о зиме, новогодних праздниках и Дедушке Морозе. Но возник этот персонаж безотносительно к привычному для нас типажу девушки в голубой шубке с русыми косами.

Своим появлением этот образ обязан русскому фольклору, который, в свою очередь, позаимствовал его из мифологических представлений о лесных духах. В культуре празднования Нового Года он появился только в 1935 году. До тех пор Снегурочка существовала как персонаж русской народной сказки, пьесы А.Н. Островского и оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Снегурочка в русской народной сказке – это девочка, которую бездетные баба и дед вылепили из снега. К их изумлению снежная фигура ожила и превратилась в живого человека. И все у нее было, как у обыкновенного человеческого ребенка, только вот с наступлением весны, Снегурочка стала все чаще печалиться и плакать. Дед и баба стали замечать, что девушка радуется дождю и граду, а лучи солнца приводят её к огорчению. Родители, пожелав развеселить свою волшебную дочь, отправили ее вместе с другими девушками в лес собирать грибы и ягоды. Снегурочка поддалась на уговоры и отправилась с подружками. Девушки в лесу решили прыгать через костер, прыгнула и Снегурочка. Огонь растопил ее, и превратилась она в маленькое облако. Финал довольно печальный.

Отсутствие счастливой концовки необходимо для того, чтобы донести до читателя основной смысл и назидательную мысль.

Трактовать содержание сказки можно следующим образом: каждый человек особенный и у каждого свой путь, не стоит пытаться быть таким как все и уступать требованиям общества.

История будет поучительна как для детей, так и для их родителей.

Детей она научит отстаивать свои интересы, сохранять собственную независимость и не идти на поводу у окружающих. Бедой может обернуться любой, даже самый безобидный поступок, поэтому нужно думать о последствиях, даже если все вокруг настаивают на этом.

Родителям сказка тоже преподносит урок: не надо пытаться сделать своих детей такими, как все, напротив, нужно видеть в ребенке индивидуальность.

В фольклорном тексте живописно переданы картины русской природы: наступление зимы, приход весны и лета. Из сказки можно почерпнуть информацию о быте крестьянских семей, особенно детворы: зимой они лепят снежных баб и играют в снежки, летом их развлечением становятся салки, сбор грибов и ягод, песни и хороводы, прыжки через костер, плетение венков. Полезным будет узнать и о том, как Снегурочка помогает своим родителям вести домашнее хозяйство.

Читайте русскую народную сказку «Снегурочка» на нашем сайте бесплатно и без регистрации.

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

Давай, - говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь - а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

Что с тобой, дочка? - спрашивает старик. - Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?

Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

Поди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.

Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они - а Снегурочки нет.

Стали они кликать её:

Ау, ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу и откликнулось.

* * *

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Лица

Весна-Красна.

Дед-Мороз.

Девушка-Снегурочка.

Леший.

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула.

Бобылиха, его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея; дворцы, дома, избы, все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами, – Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Леший


Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на землю.
Полночный час настал, сторожку Леший
Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)

Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.

Весна-Красна


В урочный час обычной чередою
Являюсь я на землю берендеев,
Нерадостно и холодно встречает
Весну свою угрюмая страна.
Печальный вид: под снежной пеленою
Лишенные живых, веселых красок,
Лишенные плодотворящей силы,
Лежат поля остылые. В оковах
Игривые ручьи, – в тиши полночи
Не слышно их стеклянного журчанья.
Леса стоят безмолвны, под снегами
Опущены густые лапы елей,
Как старые, нахмуренные брови.
В малинниках, под соснами стеснились
Холодные потемки; ледяными
Сосульками янтарная смола
Висит с прямых стволов. А в ясном небе
Как жар горит луна и звезды блещут
Усиленным сиянием. Земля,
Покрытая пуховою порошей,
В ответ на их привет холодный кажет
Такой же блеск, такие же алмазы
С вершин дерёв и гор, с полей пологих,
Из выбоин дороги прилощенной.
И в воздухе повисли те же искры,
Колеблются, не падая, мерцают.
И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,
И нет тепла. Не так меня встречают
Счастливые долины юга, там
Ковры лугов, акаций ароматы,
И теплый пар возделанных садов,
И млечное, ленивое сиянье
От матовой луны на минаретах,
На тополях и кипарисах черных.
Но я люблю полунощные страны
Мне любо их могучую природу
Будить от сна и звать из недр земных
Родящую, таинственную силу,
Несущую беспечным берендеям
Обилье жит неприхотливых. Любо
Обогревать для радостей любви,
Для частых игр и празднеств убирать
Укромные кустарники и рощи
Шелко́выми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)


Товарищи: сороки-белобоки,
Веселые болтушки-щекотуньи,
Угрюмые грачи, и жаворо́нки,
Певцы полей, глашатаи весны,
И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
Красавицы-лебедушки, и гуси
Крикливые, и утки-хлопотуньи,
И мелкие пичужки, – вы озябли?
Хоть стыдно мне, а надо признаваться
Пред птицами. Сама я виновата,
Что холодно и мне, Весне, и вам.
Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков, немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка -
Снегурочка. В глухих лесных трущобах,
В нетающих лединах возращает
Старик свое дитя. Любя Снегурку,
Жалеючи ее в несчастной доле,
Со старым я поссориться боюсь;
А он и рад тому – знобит, морозит
Меня, Весну, и берендеев. Солнце
Ревнивое, на нас сердито смотрит
И хмурится на всех; и вот причина
Жестоких зим и холодов весенних.
Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,
Согреетесь! Видала я не раз,
Что пляскою отогревались люди.
Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской
Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.

Хор птиц


Сбирались птицы,
Сбирались певчи
Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи
Рядами, рядами.
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Большие, большие?
А кто у вас, птицы,
А кто у вас, певчи,
Меньшие, меньшие?
Орел – воевода,
Перепел – подьячий,
Подьячий, подьячий.
Сова – воеводша,
Желтые сапожки,
Сапожки, сапожки.
Гуси – бояре,
Утята – дворяне,
Дворяне, дворяне,
Чирята – крестьяне,
Воробьи – холопы,
Холопы, холопы.
Журавль у нас – сотник
С долгими ногами,
Ногами, ногами.
Петух – целовальник,
Чечет – гость торговый,
Торговый, торговый
Ласточки-молодки -
Касатки девицы,
Девицы, девицы.
Дятел у нас – плотник,
Рыболов – харчевник,
Харчевник, харчевник.
Блинница цапля,
Кукушка – кликуша.
Кликуша, кликуша.
Красная рожа
Ворона пригожа,
Пригожа, пригожа.
Зимой по дорогам,
Летом по застрехам,
Застрехам, застрехам.
Ворона в рогоже,
Нет ее дороже,
Дороже, дороже.

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, – набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.

Весна-Красна (птицам)


В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал
Старик Мороз. До утра подождите,
А завтра вам растают на полях
Проталинки, на речке полыньи.
Погреетесь на солнышке немного,
И гнездышки начнете завивать.

Птицы уходят в кусты, из леса выходит Мороз .

Явление второе

Весна-Красна, Дед-Мороз.

Мороз


Весна-Красна, здорово ли вернулась?

Весна


И ты здоров ли, Дед-Мороз?

Мороз


Спасибо,
Живется мне не худо. Берендеи
О нынешней зиме не позабудут,
Веселая была; плясало солнце
От холоду на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Повыясню, повысеребрю ночку,
Уж то-то мне раздолье и простор.
По богатым посадским домам
Колотить по углам,
У ворот вереями скрипеть,
Под полозьями петь
Любо мне,
Любо, любо, любо.
Из леску по дорожке за возом воз,
На ночлег поспешает скрипучий обоз.
Я обоз стерегу,
Я вперед забегу,
По край-поля, вдали,
На морозной пыли
Лягу маревом,
Средь полночных небес встану заревом.
Разольюсь я, Мороз,
В девяносто полос,
Разбегуся столбами, лучами несметными,
Разноцветными.
И толкутся столбы и спираются,
А под ними снега загораются.
Море свету-огня, яркого,
Жаркого,
Пышного;
Там синё, там красно, а там вишнево.
Любо мне.
Любо, любо, любо.
Еще злей я о ранней поре,
На румяной заре.
Потянуся к жильям из оврагов полянами,
Подкрадусь, подползу я туманами.
Над деревней дымок завивается,
В одну сторону погибается;
Я туманом седым
Заморожу дым.
Как он тянется,
Так останется,
По-над по́лем, по-над лесом
Перевесом,
Любо мне,
Любо, любо, любо.

Весна


Не дурно ты попировал, пора бы
И в путь тебе, на север.

Мороз


Не гони,
И сам уйду. Не рада старику,
Про старое скоренько забываешь,
Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна


У всякого свой норов и обычай.

Мороз


Уйду, уйду, на утренней заре,
По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
Я соболий треух на уши,
Я оленью доху на плечи,
Побрякушками пояс увешаю;
По чумам, по юртам кочевников,
По зимовкам зверовщиков
Захожу, заброжу, зашаманствую,
Будут мне в пояс кланяться.
Владычество мое в Сибири вечно,
Конца ему не будет. Здесь Ярило
Мешает мне, и ты меня меняешь
На глупую породу празднолюбцев.
Лишь праздники считать да браги парить
Корчажные, да ва́ри ведер в сорок
Заваривать медовые умеют.
Весеннего тепла у солнца просят.
Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмется,
Не лажена соха. Кануны править,
Да бражничать, веснянки петь, кругами
Ходить всю ночь с зари и до зари, -
Одна у них забота.

Весна


На кого же
Снегурочку оставишь?

Мороз


Дочка наша
На возрасте, без нянек обойдется.
Ни пешему, ни конному дороги
И следу нет в ее терём. Медведи
Овсянники и волки матерые
Кругом двора дозором ходят; филин
На маковке сосны столетней ночью,
А днем глухарь вытягивают шеи,
Прохожего, захожего блюдут.

Весна


Тоска возьмет меж филинов и леших
Одной сидеть.

Мороз


А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком; грызут орехи белки,
На корточках усевшись; горностайки
В приспешницах сенных у ней на службе.

Весна


Да все ж тоска, подумай, дед!

Мороз


Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай.
Строчи пестрей оленьи рукавички.
Грибы суши, бруснику да морошку
Про зимнюю бесхлебицу готовь;
От скуки пой, пляши, коль есть охота,
Чего еще?

Весна


Эх, старый! Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точеный,
Ни соболи, бобры, ни рукавички
Строченые не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Веселые, да игры до полночи,
Весенние гулянки да горелки
С ребятами, покуда…

Мороз

Весна


Покуда ей забавно, что ребята
Наперебой за ней до драки рвутся.

Мороз

Весна


А там полюбится один.

Мороз


Вот то-то мне и нелюбо.

Весна


Безумный
И злой старик! На свете все живое
Должно любить. Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.

Мороз


Вот то-то ты некстати горяча,
Без разума болтлива. Ты послушай!
Возьми на миг рассудка! Злой Ярило,
Палящий бог ленивых берендеев,
В угоду им поклялся страшной клятвой
Губить меня, где встретит. Топит, плавит
Дворцы мои, киоски, галереи,
Изящную работу украшений,
Подробностей мельчайшую резьбу,
Плоды трудов и замыслов. Поверишь,
Слеза проймет. Трудись, корпи художник,
Над лепкою едва заметных звезд -
И прахом все пойдет. А вот вчера
Из-за моря вернулась птица-баба,
Уселася на полынье широкой
И плачется на холод диким уткам,
Ругательски бранит меня. А разве
Моя вина, что больно тороплива,
Что с теплых вод, не заглянувши в святцы,
Без времени пускается на север.
Плела-плела, а утки гоготали,
Ни дать ни взять в торговых банях бабы;
И что же я подслушал? Между сплетень
Такую речь сболтнула птица-баба, -
Что плавая в заливе Ленкоранском,
В Гилянских ли озерах, уж не помню,
У пьяного оборвыша факира
И солнышка горячий разговор
Услышала о том, что будто Солнце
Сбирается сгубить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит. Доколе ж
Младенчески чиста ее душа,
Не властен он вредить Снегурке.

Весна


Полно!
Поверил ты рассказам глупой птицы!
Не даром же ей кличка – баба.

Мороз


Знаю
Без бабы я, что зло Ярило мыслит.

Весна


Отдай мою Снегурочку!

Мороз


Не дам!
С чего взяла, чтоб я такой вертушке
Поверил дочь?

Весна


Да что ж ты, красноносый,
Ругаешься!

Мороз


Послушай, помиримся!
Для девушки присмотр всего нужнее
И строгий глаз, да не один, а десять.
И некогда тебе и неохота
За дочерью приглядывать, так лучше
Отдать ее в слободку Бобылю,
Бездетному, на место дочки. Будет
Заботы ей по горло, да и парням
Корысти нет на бобылеву дочку
Закидывать глаза. Согласна ты?

Весна


Согласна, пусть живет в семье бобыльской;
Лишь только бы на воле.

Мороз


Дочь не знает
Любви совсем, в ее холодном сердце
Ни искры нет губительного чувства;
И знать любви не будет, если ты
Весеннего тепла томящей неги,
Ласкающей, разымчивой…

Весна


Довольно!
Покличь ко мне Снегурочку!

Мороз


Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!

Снегурочка (выглядывает из лесу)

(Подходит к отцу.)

Явление третье

Весна, Мороз, Снегурочка , потом Леший .

Весна


Ах, бедная Снегурочка, дикарка,
Поди ко мне, тебя я приголублю.

(Ласкает Снегурочку.)


Красавица, не хочешь ли на волю?
С людьми пожить?

Снегурочка


Хочу, хочу, пустите!

Мороз


А что манит тебя покинуть терем
Родительский, и что у берендеев
Завидного нашла?

Снегурочка


Людские песни.
Бывало, я, прижавшись за кустами
Колючими, гляжу не нагляжуся
На девичьи забавы. Одинокой
Взгрустнется мне, и плачу. Ах, отец,
С подружками по алую малину,
По черную смородину ходить,
Аукаться; а зорькою вечерней
Круги водить под песни, – вот что мило
Снегурочке. Без песен жизнь не в радость.
Пусти, отец! Когда, зимой холодной,
Вернешься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу, песню
Под наигрыш метели запою
Веселую. У Леля перейму
И выучусь скорехонько.

Мороз


А Леля
Узнала ты откуда?

Снегурочка


Из кусточка
Ракитова; пасет в лесу коровок
Да песенки поет.

Мороз


Почем же знаешь,
Что это Лель?

Снегурочка


К нему девицы ходят,
Красавицы, и по головке гладят,
В глаза глядят, ласкают и целуют,
И Лелюшком и Лелем называют,
Пригоженьким и миленьким.

Весна


А разве
Пригожий Лель горазд на песни?

Снегурочка


Мама,
Слыхала я и жаворонков пенье,
Дрожащее над нивами, лебяжий
Печальный клич над тихими водами,
И громкие раскаты соловьев,
Певцов твоих любимых; песни Леля
Милее мне. И дни и ночи слушать
Готова я его пастушьи песни.
И слушаешь, и таешь…

Мороз (Весне)


Слышишь: таешь!
Ужасный смысл таится в этом слове.
Из разных слов, придуманных людьми,
Страшней всего Морозу слово: таять.
Снегурочка, беги от Леля, бойся
Речей его и песен. Ярым солнцем
Пронизан он насквозь. В полдневный зной,
Когда бежит от Солнца все живое
В тени искать прохлады, гордо, нагло
На при́пеке лежит пастух ленивый,
В истоме чувств дремотной подбирает
Лукавые заманчивые речи,
Коварные обманы замышляет
Для девушек невинных. Песни Леля
И речь его – обман, личина, правды
И чувства нет под ними, то лишь в звуки
Одетые палящие лучи.
Снегурочка, беги от Леля! Солнца
Любимый сын-пастух, и так же ясно,
Во все глаза, бесстыдно, прямо смотрит,
И так же зол, как Солнце.

Снегурочка


Я, отец,
Послушное дитя; но ты уж очень
Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.

Весна


Снегурочка, когда тебе взгрустнется,
Иль нужда в чем, – девицы прихотливы,
О ленточке, о перстенечке плакать
Серебряном готовы, – ты приди
На озеро, в Ярилину долину,
Покличь меня. Чего б ни попросила,
Отказу нет тебе.

Снегурочка


Спасибо, мама,
Красавица.

Мороз


Вечернею порой
Гуляючи, держися ближе к лесу,
А я отдам приказ тебя беречь.
Ау, дружки! Лепетушки, Лесовые!
Заснули, что ль? Проснитесь, отзовитесь
На голос мой!

Из сухого дупла вылезает Леший , лениво потягиваясь и зевая.

Леший

Мороз


Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,
Чужой ли кто, иль Лель-пастух пристанет
Без отступа, аль силой взять захочет,
Чего умом не может; заступись,
Мани его, толкай его, запутай
В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,
Иль по пояс в болото втисни.

Леший

(Складывает над головой руки и проваливается в дупло.)

Весна


Валит толпа веселых берендеев.
Пойдем, Мороз! Снегурочка, прощай!
Живи, дитя, счастливо!

Снегурочка


Мама, счастья
Найду иль нет, а поищу.

Мороз


Прощай,
Снегурочка, дочурка! Не успеют
С полей убрать снопов, а я вернусь.
Увидимся.

Весна


Пора бы гнев на милость
Переменить. Уйми метель! Народом
Везут ее, толпами провожают
Широкую…

(Уходит.)

Вдали крики: «честная Масленица!» Мороз, уходя, машет рукой; метель унимается, тучи убегают. Ясно, как в начале действия. Толпы берендеев : одни подвигают к лесу сани с чучелой Масленицы , другие стоят поодаль.

Явление четвертое

Снегурочка, Бобыль, Бобылиха и берендеи .

1-й хор берендеев

(везущих Масленицу)


Раным-рано куры запели,
Про весну обвестили.
Прощай, Масленица!
Сладко, во́ложно нас кормила,
Суслом, бражкой поила.
Прощай, Масленица!
Пито, гуляно было вволю,
Пролито́ того боле.
Прощай, Масленица!
Мы зато тебя обрядили
Рогозиной, рединой.
Прощай, Масленица!
Мы честно тебя проводили,
На дровнях волочили.
Прощай, Масленица!
Завезем тебя в лес подале,
Чтоб глаза не видали.
Прощай, Масленица!

(Подвинув санки в лес, отходят.)

2-й хор


Честна́я Масленица!
Веселенько тебя встречать, привечать,
Трудно-нудно со двора провожать.
Уж и как нам тебя вертать, ворочать?
Воротись, Масленица, воротися!
Честна́я Масленица!
Воротися хоть на три денёчка!
Не воротишься на три денёчка,
Воротися к нам на денёчек!
На денёчек, на малый часочек!
Честна́я Масленица!

1-й хор


Масленица-мокрохвостка!
Поезжай долой с двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна-Красна́,
Наша ладушка пришла!
Масленица-мокрохвостка!
Поезжай долой со двора,
Отошла твоя пора!
Телеги с повети,
Улья из клети.
На поветь санки!
Запоем веснянки!
Весна-Красна́,
Наша ладушка пришла!

2-й хор


Прощай, честна́я Маслена!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать, да ведать-знать,
Что Маслена придет опять.

Чучело Масленицы


Минует лето красное,
Сгорят огни купальные.
Пройдет и осень желтая
С снопом, с скирдо́м и с бра́тчиной.
Потемки, ночи темные,
Карачуна проводите.
Тогда зима изломится,
Медведь переворотится.
Придет пора морозная,
Морозная-Колядная:
Овсе́нь-коляду кликати.
Мороз пройдет, метель нашлет.
Во вьюгах с перевеями
Прибудет день, убудет ночь.
Под крышами, застрехами
Воробки зашевелятся.
Из лужицы, из наледи
Напьется кочет с курами.
К пригреву, на завалинки
С ледяными сосульками
Из изб ребята высыпят.
На солнышке, на при́пеке,
Коровий бок нагреется.
Тогда и ждать меня опять.

(Исчезает.)

Бобыль хватается за пустые сани, Бобылиха - за Бобыля.

Бобылиха

Бобыль


Постойте! Как же это?
Неужто вся она? Кажись бы, мало
Погуляно и попито чужого.
Чуть только я маленько разгулялся,
Голодная утробишка чуть-чуть
Заправилась соседскими блинами,
Она и вся, – прикончилась. Печаль
Великая, несносная. Как хочешь
Живи теперь да впроголодь и майся
Без Масленой. А можно ль бобылю?
Никак нельзя. Куда тебе деваться,
Бобыльская хмельная голова?

(Поет и пляшет.)


У Бакула бобыля
Ни кола, ни двора,
Ни кола, ни двора,
Ни скота, ни живота.

Бобылиха


Домой пора, бесстыжий, люди смотрят.

Берендеи

Бобылиха


Шатался всю неделю;
С чужих дворов нейдет, – своя избенка
Нетоплена стоит.

Бобыль


Аль дров не стало?

Бобылиха


Да где ж им быть? Они не ходят сами
Из лесу-то.

Бобыль


Давно бы ты сказала.
Не скажет, ведь такая, право… Я бы…
Топор со мной, охапки две нарубим
Березовых, и ладно. Подожди!

(Идет в лес и видит Снегурочку, кланяется и смотрит несколько времени с удивлением. Потом возвращается к жене и манит ее в лес.)

В это время Снегурочка отходит и из-за куста смотрит на берендеев, на ее место у дупла садится Леший .

Бобыль (Бобылихе)


Смотри, смотри! Боярышня.

Бобылиха

(Увидав Лешего.)


Ах, чтоб тебя! Вот невидаль какая.

(Возвращаясь.)


У! пьяница! Убила бы, кажись.

Снегурочка опять возвращается на свое место, Леший уходит в лес.

Один берендей


Да что у вас за споры?

Бобыль


Поглядите!
Диковина, честные берендеи.

Все подходят к дуплу.

Берендеи (с удивлением)


Боярышня! Живая ли? Живая.
В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Бобыль (Снегурочке)


Дозволь спросить, далеко ль держишь путь,
И как зовут тебя и величают?

Снегурочка


Снегурочкой. Куда итти, не знаю.
Коль будете добры, с собой возьмите.

Бобыль


К царю отвесть прикажешь, к Берендею
Премудрому в палаты?

Снегурочка


Нет, у вас
В слободке я пожить хочу.

Бобыль


Спасибо
На милости! А у кого ж?

Снегурочка


Кто первый
Нашел меня, тому и буду дочкой.

Бобыль


Да точно ль так, да в правду ли ко мне?

Снегурочка кивает головою.


Ну, чем же я, Бакула, не боярин!
Вались, народ, на мой широкий двор,
На трех столбах да на семи подпорках!
Пожалуйте, князья, бояре, просим.
Несите мне подарки дорогие
И кланяйтесь, а я ломаться буду.

Бобылиха


И как это, живешь-живешь на свете,
А все себе цены не знаешь, право.
Возьмем, Бобыль, Снегурочку, пойдем!
Дорогу нам, народ! Посторонитесь.

Снегурочка


Прощай, отец! Прощай и мама! Лес,
И ты прощай!

Прощай, прощай, прощай!

Деревья и кусты кланяются Снегурочке. Берендеи в ужасе убегают.

Бобыль и Бобылиха уводят Снегурочку.

Действие первое

Лица:

Девушка-Снегурочка .

Бобыль Бакула .

Бобылиха .

Лель , пастух.

Мураш , богатый слобожанин.

Купава , молодая девушка, дочь Мураша.

Мизгирь , торговый гость из посада Берендеева.

Радушка, Малуша – слободские девушки.

Брусило, Малыш – парни.

Курилка

Бирюч.

Слуги Мизгиря.

Слобожане: старики, старухи, парни и девки.

Заречная слободка Берендеевка; с правой стороны бедная изба Бобыля, с пошатнувшимся крыльцом, перед избой скамья; с левой стороны большая, раскрашенная изба Мураша; в глубине улица, через улицу хмельник и пчельник Мураша, между ними тропинка к реке.

Явление первое

Снегурочка сидит на скамье перед домом Бобыля и прядет. Из улицы идет Бирюч , надевает шапку на длинный шест и поднимает высоко; со всех сторон сходятся слобожане . Бобыль и Бобылиха выходят из дому.

Бирюч


Слушайте, послушайте,
Государевые люди,
Слободские берендеи!
По царскому наказу,
Государеву приказанью,
Старому, исконному обычью,
Собиратися вам на завтрее
На вечерней на зорюшке,
Теплой, тихой, погодливой,
В государев заповедный лес,
На гульбище, на игрище, на позорище
Венки завивать,
Круги водить, играть-тешиться
До ранней зорьки, до утренней.
Напасены про вас, наготовлены
Пива́-браги ячные, ́
Старые меды стоялые.
А на ранней зоре утренней
Караулить, встречать солнце восхожее,
Кланяться Яриле светлому.

(Снимает шапку с шеста, кланяется на все четыре стороны и уходит.)

Слобожане расходятся. Бобыль и Бобылиха подходят к Снегурочке и смотрят на нее, качая головой.

Бобыль

Бобылиха


Ахти, Бобыль Бакула!

Бобыль

Бобылиха


На радость взяли дочку,
Все ждем-пождем, что счастье поплывет.
Поверил ты чужому разговору,
Что бедному приемыши на счастье,
Да вот и плачь – достался курам на смех
Под старость лет.

Бобыль


Скудаться нам до веку,
Таскать кошель на плечах на роду
Написано. За что Бобыль Бакула
Ни хватится, ничто ему не впрок.
Нашел в лесу девичку, мол, подспорье
В сиротский дом беру, – не тут-то было:
Ни на волос не легче.

Снегурочка


Сам ленив,
Так нечего пенять на бедность. Бродишь
Без дела день-деньской, а я работы
Не бегаю.

Бобыль


Да что твоя работа!
Кому нужна! От ней богат не будешь,
А только сыт; так можно, без работы,
Кусочками мирскими прокормиться.

Бобылиха


Помаялись, нужда потерла плечи,
Пора бы нам пожить и в холе.

Снегурочка


Кто же
Мешает вам? Живите.

Бобыль

Снегурочка


Так я уйду от вас. Прощайте!

Бобылиха


Полно!
Живи себе! Да помни и об нас,
Родителях названых! Мы не хуже
Соседей бы пожить умели. Дай-ко
Мошну набить потолще, так увидишь:
Такую-то взбодрю с рогами кику,
Что только ах, да прочь поди.

Снегурочка


Откуда ж
Богатству быть у девушки-сиротки?

Бобылиха


Краса твоя девичья то ж богатство.

Бобыль


Богатства нет, за ум возьмись. Недаром
Пословица, что ум дороже денег.
С огнем ищи по свету, не найдешь
Счастливее тебя: от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.
Житье-то бы, жена!

Бобылиха


Ну, что уж! Было,
Да мимо рта прошло.

Бобыль


А парни наши
С ума сошли; оравами, стадами
Без памяти кидались за тобой,
Покинули невест, перебранились,
Передрались из-за тебя. Жена,
Житье-то бы!

Бобылиха


Не говори, Бакула,
Не огорчай! В руках богатство было.
А хва́ть-похва́ть, меж пальцами ушло.

Бобыль


И всех-то ты отвадила суровым,
Неласковым обычаем своим.

Снегурочка


Зачем они гонялись вслед за мною,
За что меня покинули, не знаю.
Напрасно ты зовешь меня суровой.
Стыдлива я, смирна, а не сурова.

Бобыль


Стыдлива ты? Стыдливость-то к лицу
Богатенькой. Вот так всегда у бедных:
Что надо – нет, чего не надо – много.
Иной богач готов купить за деньги
Для дочери стыдливости хоть малость,
А нам она не ко двору́ пришла.

Снегурочка


Чего же вы, завистливые люди,
От девочки Снегурочки хотите?

Пьеса «Снегурочка» была написана А.Н.Островским «по случаю» и очень выделяется на фоне характерных для него сатирических произведений. Предыстория ее создания такова: в 1873 году Малый театр переехал в Большой из-за ремонта, и комиссия, которая занималась всеми императорскими театрами в Москве, решила поставить особый спектакль, который задействовал бы одновременно балетную, оперную и драматургическую труппы. Взяться за воплощение этой идеи попросили не только Островского, но и Чайковского, который отвечал за музыкальную часть. Оба увлеклись своей работой настолько, что феерия была готова очень быстро.

В основе «Снегурочки» Островского лежит народная сказка, в которой сочетаются славянские обряды и песни, а также добавлена мифологическая составляющая. Благодаря этому произведение, которое долго считали легкомысленным для такого серьезного драматурга, становится многослойным и многозначным. Так, природа у него напоминает не столько пейзаж, сколько портрет. Если скачать бесплатно это произведение или прочесть его онлайн, то можно легко заметить, что природное и человеческое начала в нем смешаны. Двоякость пьесы легко заметить, если «Снегурочку» читать полностью для урока литературы. С одной стороны перед зрителем предстает утопическое берендеево царство, где даже царь считает, что все живое нужно любить, с другой же выступает человеческая жадность Бобыля и Бобылихи, которые видят в приемной дочке только средство для собственного обогащения. Любовь, которую так жаждет сердце Снегурочки, она находит в Мизгире, который, даже будучи женихом Купавы, все же не смог устоять и тоже полюбил красавицу. Рассказ об этом оканчивается печально – Снегурочка тает, поддавшись человеческим чувствам, а ее жених топится в озере.

Вместе с тем автор хоть и грустит, но грустит светло. Он показывает зрителю, что на самом деле его произведение рассказывает о бесстрашии и свободе, которые есть в каждом человеке, о любви и настоящем свете, которые побеждают страх смерти. Пьеса показывает, что верность, любовь и красота души важнее материальных ценностей, стремление к которым воплощено в образах приемных родителей Снегурочки и которые все равно не получают своего сомнительного «счастья». Таким образом, драматург демонстрирует победу духовного начала над физическим, торжество истинных чувств.

В лесном краю Костромской области среди чудесной природы расположено «Щелыково», бывшая усадьба, а теперь музей-заповедник великого русского драматурга А. Н. Островского.

Островский впервые попал в эти места еще молодым человеком. Ему было двадцать пять лет.

С тех пор у писателя появилась заветная мечта – поселиться в Щелыкове. Эту мечту он смог осуществить только спустя 19 лет, когда вместе с братом выкупил имение у своей мачехи. Став совладельцем усадьбы, Островский каждый год приезжал туда в начале мая и уезжал только поздней осенью.

Природа представала перед ним в ярком разнообразии, меняя свои одежды. Он наблюдал ее возрождение, пышное цветение и увядание.

Были у него здесь и свои излюбленные места.

Островский с ранних лет отличался страстью к рыбной ловле. На плотине извилистой речушки Куекши он проводил долгие часы с удочками. Около крутых берегов реки Сендеги его можно было видеть с острогой . На широкую реку Меру, впадающую в Волгу, он выезжал с неводом.

Большое удовольствие составляли для писателя прогулки по окрестным деревушкам, лесным урочищам и полянам.

Он часто ходил в рощу со странным названием «Свинкин лес». В этой роще росли вековые березы.

Александр Николаевич спускался с горы, на которой расположена усадьба, к старому руслу реки Куекши и расхаживал по широкой долине, служившей для окрестной молодежи местом праздничных игр и развлечений. В верхней части этой покатой долины бьет ключик. Во времена Островского здесь каждой весной устраивалась ярмарка, которая собирала толпы народа.

Писатель посещал и круглую поляну около деревни Лобаново. Окруженная лесом, она также являлась местом воскресного отдыха крестьянской молодежи. Тут драматург наблюдал хороводы и слушал песни.

Островский нередко бывал в селении Бережки у своего приятеля И. В. Соболева, искусного резчика по дереву. Необычайная тишина этого лесного уголка, малолюдность (там было всего несколько домов) и своеобразная северная архитектура высоких, с острым верхом амбаров, принадлежавших жителям этого селения, создавали впечатление какой-то отрешенности от мира, сказочности.

Были у Островского и другие нравившиеся ему места.

Его привязанность к Щелыкову с годами лишь крепла. Свое восхищение красотами щелыковской природы он не раз высказывал в письмах к друзьям. Так, 29 апреля 1876 года он писал художнику М. О. Микешину: «Жалко, что ты не пейзажист, а то побывал бы у меня в деревне; подобного русского пейзажа едва ли где найдешь».

Наблюдения Островского за людьми и природой щелыковских окрестностей отразились во многих его произведениях.

Наиболее ярко сказались они в весенней сказке «Снегурочка» (1873). Основу этого поэтического произведения составили народные сказки, предания и легенды, обряды и обычаи, присказки и песни, с которыми писатель знакомился с детских лет. Он расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла, насытил произведение тонким юмором и вставил образы своей сказки в раму живописной щелыковской природы.

«Снегурочка» – сказка о красоте могучей, вечно обновляющейся природы и в то же время о человеческих чувствах, о народе, его стремлениях и мечтах.

В этом жизнеутверждающем произведении Островский рисует свой идеал общественной жизни, определяющий справедливые красивые человеческие взаимоотношения.

Драматург начинает свою сказку встречей Мороза и Весны на Красной горке.

Строитель ледяных дворцов, хозяин и повелитель вьюг и метелей Мороз – поэтическое воплощение зимы, холода, леденящего природу. Весна-Красна, появляющаяся в сопровождении птиц, – это теплое дуновение и свет, проникающие в царство зимы, олицетворение все оплодотворяющей силы, символ пробуждающейся жизни.

Девочка Снегурочка – прекрасное дитя Мороза и Весны. В ее душе есть холод – суровое наследие отца, но в ней заложены и живительные силы, сближающие ее с матерью Весной.

Мороз и Весна отдали Снегурочку, когда ей исполнилось 15 лет, в заречную слободу Берендеева посада, столицы царя Берендея. И вот Островский рисует перед нами царство счастливых берендеев.

Что натолкнуло поэта на мысль создать образ сказочного Берендеева царства?

Островский слышал, очевидно, о том, что во Владимирской губернии существует Берендеево болото. С ним связывали предание о древнем граде берендеев. Это предание и могло подсказать Островскому фантастический образ Берендеева царства.

Русский деревенский быт, старинные обряды и обычаи, народные типы, которыми Островский любовался в Щелыкове, помогли ему воссоздать облик веселых берендеев.

Замечательная особенность сказки Островского в том, что она фантастична и одновременно истинна, что в ее условных, причудливых образах явственно видится глубокая правда человеческих чувств.

Островский воплотил в Берендеевом царстве народную мечту о сказочной стране, где властвуют мирный труд, справедливость, искусство и красота, где люди свободны, счастливы и веселы.

Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «за всех сирот заступник», «блюститель мира», уверенный, что свет «правдой и совестью только и держится». Берендею чужды кровавые дела войны. Держава его славна своей трудовой, мирной и радостной жизнью. Он – философ, труженик и художник. Искусной кистью расписывает Берендей свои палаты, наслаждается роскошными красками природы.

Берендей и веселье любит. Его ближний боярин Бермята – шутник и остроумец, которому царь поручает устройство народных забав и игрищ.

Островский восхищается в своей сказке простым народом – благородным, гуманным, жизнерадостным, неутомимым в труде и веселье.

Царь Берендей, обращаясь к поющим и пляшущим берендеям, говорит:

Народ великодушный

Во всем велик: мешать с бездельем дело

Не станет он – трудиться так трудиться,

Плясать и петь – так вдоволь, до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый, ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Внутренний мир берендеев ярко раскрывается в их влечении к искусству. Они любят песни, пляски, музыку. Их дома расписаны разноцветными красками, украшены причудливой резьбой.

Берендеи отличаются крепкими нравственными устоями. Высоко чтут они любовь. Для них любовь – выражение самых лучших чувств человека, его служение красоте.