Броненосец андрей первозванный. Рафаил Михайлович Мельников Линейный корабль "Андрей Первозванный" (1906–1925) Апостол андрей первозванный корабль 1914 года

31.03.2024 Виды
Страны под флагом которых служил: Российская Империя
Год списания с флота: 1924
Водоизмещение (надводное/подводное): 18 590 тонн
Размеры:
длина - 140,2 м
ширина - 24,4 м
осадка - 8,5 м
Скорость хода: 18,5 узлов
Дальность плавания:
над водой - 2 100 миль
Силовая установка: 2 вертикальных машины тройного расширения, 25 котлов системы Бельвиля
Вооружение: 4 x 305 мм, 14 x 203 мм, 12 x 120 мм, 2 x 63 мм, 4 x 37 мм орудий;4 торпедных аппарата 457 мм
Экипаж: 957 офицеров и матросов
7 октября 1906 года в Санкт-Петербурге был спущен на воду броненосец "Андрей Первозванный". Это был один из первых дредноутов российского флота, представлявшим собой развитие предыдущей серии "Бородино". Отличительной особенностью этого броненосца и его близнеца "Император Павел Первый" было разделение главной артиллерии на два калибра 4 пушки 305 мм в двух башнях и 14 пушек 203 мм в четырех башнях и казематах. Последующие корабли серии имели только один калибр главной артиллерии - 305 мм.
Корабли строились в соответствии с концепцией эскадренных броненосцев, которые должны были действовать в составе отрядов и вести артиллерийский огонь из каждого орудия независимо от других, поскольку систем единого артиллерийского наведения/корректировки в то время еще не было.
В начале 1911 года оба броненосца вошли в состав Балтийского флота. Относительно длительный срок от спуска на воду до входа в состав флота был вызван, прежде всего, появлением английского броненосца нового поколения HMS Dreadnought, вооруженного 10 орудиями калибра 305 мм, масса залпа которого была выше чем у всех броненосцев того времени. Однако, в конце концов строительство было решено закончить, внеся некоторые конструктивные изменения. Тем не менее, в строй корабли вошли уже будучи устаревшими.
Начало первой мировой войны "Андрей Первозванный" застал доке. После окончания ремонта корабль был включен в Бригаду Броненосцев, которая обеспечивала артиллерийское прикрытие для крейсеров и эсминцев, устанавливающих минные заграждения. Отсутствие сколь-нибудь осмысленной тактики боевого применения корабля в 1915-1917 годах привело к тому, что большую часть времени броненосец провел на базе. Во время февральской революции матросы Бригады взбунтовались против офицеров и перешли на сторону большевиков.
В апреле 1918 года броненосец участвовал в ледовом походе Балтийского флота. 16 мая 1918 года "Андрей Первозванный" вместе с четырьмя броненосцами был включен в состав морских сил Кронштадта. Участвовал в защите крепости от атак британского флота. В ночь с 17 на 18 августа 1918 года был торпедирован британским торпедным катером. Повреждения оказались серьезными и корабль был направлен в док для ремонта. Экипаж был переведен в сухопутные подразделения Красной Армии.
Ремонт продолжался почти год, после его завершения "Андрей Первозванный" в состав флота возвращен не был, по причинам устаревшей конструкции, износа механизмов и отсутствия экипажа. В 1921-1923 году был пущен на слом.

Хорошего времени дней, коллеги. Нужно бы для разнообразия обновиться с Орлами Отечества, в противном случае еще поразмыслю, что совсем закинул эту тему. Вариантов судов в действительности масса для публикации, но выбрать я решил один-единственный, и я бы сообщил – неповторимый корабль.

Обращение отправится об других (но не весьма) броненосцах типа Андрей Первозванный.

Вступление

Меня тут последнее время колбасило по-различному. Были созданы и опубликованы космические их эскорт и линкоры, опубликовал я и собственные ветхие черновики на одну древнюю полуфэнтезийную тему. И вот последнее меня что-то зацепило. Нет, сама полуфэнтезийная тема была, не обращая внимания на отдельные моменты, которыми я доволен, шлаком, к тому же не соответствующим тематике сайта. Но сама античность – в ней что-то имеется. И меня поперло.

И не смотря на то, что древняя тема на сайте не популярна (но, как и многие чисто исторические альтернативы – чем больше технички в альт. теме, тем на нее больше реагируют в плане комментариев), я все же решил заморочиться на эту тему и выдать что-то наподобие хронологий Phoenix Purpura, лишь значительно более детализованных, более похожих по содержанию на Мир погибшего Чингиз-хана коллеги boroda. Да, вероятнее большая часть сотрудников эту мою новую альтернативу проигнорируют, но вот хочется мне, и будь что будет.

Осталось лишь подтянуть матчасть да карту нарисовать (куда ж без нее!). А в том месте возможно и альтернативу оформить, и по большому счету может таки что-то написать (в противном случае я все ною да музу ожидаю в мечтах о том, что что-то я таки напишу в ближайшие лет 5).

Но все это совсем не означает, что я закрываю собственные ветхие альтернативы. Правильнее, пока все печально с Dixieland-ом – его тащить дальше до тех пор пока что не получается. А вот с Орлами Отечества все медлено начинается.

Если бы не потребность перепиливать половину военной техники (нашёл оооогромный косяк масштабирования, почему большая часть нарисованных образцов военной техники на 15-20 процентов меньше, чем должны быть – сами осознаёте, какой это п-ц), то я бы ее уже опубликовал – по сути, у меня готова вся БТТ до 1920 года, и танки 1920–1930 годов. Опубликовал бы я и авиацию, если бы набрался хватает храбрости – потому что предвижу срач и раскрытие полной туфтовости собственных наработок на эту тему.

Когда-то я это все дело опубликую, но в то время, когда – без понятия. Да и добрая половина самолетов в том месте на базе настоящих…

А кого я собираюсь показать сейчас? Да имеется один корабль. Вот вы ни при каких обстоятельствах не задавались вопросом – как бы смотрелся Андрей Первозванный, если бы на нем не переборщили с бронированием бортов? Да и эстетически кормовая башня в громадном отрыве от надстройки выглядит не весьма.

Я этими вопросами задавался неизменно, и таки сподобился, в итоге, отрисовать эдакого онормаленного Андрея Первозванного, больше похожего на современников наподобие Радецкого и Лорда Нельсона, чем на цельный точеный кусок чугуния с пушками, кинутый в воду на погибель и страх неприятелей. Само собой, была подкорректирована и техническая часть – потому что у меня в альтернативе и котлы другие, и пушки новые подоспеют, и по большому счету расклад второй – соответственно и Андрей обязан оказаться вторым. И как он оказался – делать выводы вам.

На этот раз я буду немногословен. В смысле, не так дабы весьма, но многословить на тему истории судов что-то не шибко хочется до тех пор пока. Тем более что имеется у меня одна неприятность, позванная моей не самой хорошей памятью – по окончании перерыва с Орлами Отечества я начисто позабывал кое-какие моменты, почему каждая подробная детализация сказания до тех пор пока что чревата громадными косяками. Так что информации будет чуть-чуть.

Основное – как выглядит Андрейка в альтернативе…

Мертворожденное величие

Жёсток и красив был этот броненосец, хоть и не довелось ему покрыть себя славой в сражении.

Уже при закладке второй тройки эскадренных броненосцев типа Бородино в МГШ был выдан заказ на проектирование нового эскадренного броненосца для Русского Императорского флота. Наряду с этим появился достаточно важный вопрос – а куда дальше развиваться-то?

Броненосцы типа Потемкин смотрелись верхом совершенства башенно-казематных судов, а тип Бородино являлся прекрасной (согласно точки зрения МТК и МГШ) вариацией на тему, с уменьшенным числом орудий СК, но лучшими углами их обстрела и теоретически лучшей живучестью. Самым несложным и естественным методом развития казалось предстоящее наращивание числа орудий СК – до 16 у Бородино и 18–20 у Потемкина.

Фактически, такие проекты судов были представлены к конкурсу. Кроме этого, все новые суда имели вместо 87-мм калибра противоминной артиллерии 107-мм числом 12-20 штук. Имелся и один проект концепции all-big-guns, в котором 12 254/45-мм орудий размешались в шести башнях шестиугольником.

Но в конкурсе одержал победу совсем другой проект Балтийского завода, сочетающий в себе умеренный консерватизм и достаточно высокую долю инноваций. Балтийцы решили не идти по пути наращивания количества орудий, а решили расширить сам калибр СК до 203 мм, сохранив наряду с этим большое количество орудий – 14 штук. Наряду с этим 8 орудий размешались в четырех башнях, и вдобавок 6 – в казематах (для места и экономии веса под замечательную ЭУ).

При выборе противоминного калибра балтийцы перескочили через 107-мм орудия и решили установить сходу 130-мм артиллерию, отталкиваясь от того, что личные проекты новых эскадренных миноносцев уже несли 107-мм пушки, и было бы уместным вооружить броненосцы более замечательным оружием против вражеских эсминцев. В качестве орудий ГК должны были выступить 4 305/45-мм пушки Обуховского завода, каковые в тот момент уже проходили опробования.

Наряду с этим броненосец имел хорошую защиту громадной площади и толщины. Все это стало причиной рост размеров, общей полноты и водоизмещения корпуса – в следствии для сохранения скорости в 18 узлов было нужно разместить заметно более замечательную ЭУ, чем на предшественниках. Совместно все характеристики составляли достаточно современный и замечательный броненосец, что теоретически превосходил все, что имели возможность ему противопоставить зарубежные государства.

Было решено выстроить три таких корабля. Головной стал называться Андрей Первозванный.

Схема бронезащиты Андрея Первозванного. Не смотря на то, что весьма возможно, что где-то я с ней накосячил.

Но у истории был собственный расчет по поводу этих судов. Заложенные перед самым началом русско-японской войны, броненосцы имели возможность бы стать неоспоримым аргументом России на море, но из-за затяжного производства и организационных затруднений 305/45-мм орудий было решено не форсировать их постройку. В следствии тройка последних русских броненосцев вступила в строй в 1908 году – в то время, когда уже началась эра дредноутов, и Андреи успели морально устареть.

Однако, тройка этих броненосцев вместе с тройкой первых русских дредноутов составила ядро Балтфлота в годы ПМВ, в следствии чего устаревшие броненосцы стали одними из самых активных судов высшего ранга в русском флоте. Им неоднократно довелось стрелять по неприятелю, среди них и по германским сотрудникам – броненосцам Балтийской эскадры Германии.

Не обошлось без утрат – Император Александр I подорвался на мине в 1916 году, а на обратном пути в порт еще и распорол дне о неотмеченную гора. В следствии по окончании постановки в освидетельствования и док рабочей группы решение суда был неутешительным – продолжительный и дорогостоящий ремонт, либо большое понижение боеготовности. Броненосец перевоплотили в плавбатарею.

Но, финиш у него был таким же, как и у двух вторых его собратьев – Императора Павла I и Андрея Первозванного: все три корабля в соответствии с условиям Вашингтонского морского контракта 1922 года были выведены из состава флота и со временем разрешены войти на слом. Однако, часть их сохранилась – орудия и модернизированные башни этих трех судов стреляли по ветхому неприятелю уже в новой всемирный войне в составе батарей береговой обороны Моонзунда и Риги.

Вот где-то таким и оказался мой Андрей Первозванный

«Андрей Первозванный» (БФ), Адмиралтейский завод, Петербург – 08.01.1904/14.05.1906/ 13.09.1908

«Император Павел I» (БФ), Балтийский завод, Петербург – 08.01.1904/23.04.1906/09.09.1908

«Император Александр I» (БФ), Путиловская верфь, Петербург – 08.01.1904/12.05.1906/ 15.07.1908

Водоизмещение: обычное 17 850 тысячь киллограм, полное 18 880 тысячь киллограм

Размерения: 140,7?23,5?8,8 м

Механизмы: 2 вала, 2 ПМ ВТР, 18 котлов Нормана-Макферсона, 18 000 л.с. = 18 узлов

Запас горючего: 500/1400 тысячь киллограм угля

Дальность: 3600 миль (10 узлов)

Броня (крупп): основной пояс 102–229 мм, траверзы и верхний пояс 152 мм, казематы СК 152 мм, казематы ПМК 76 мм, кожухи КО 76 мм, башни ГК 203–254 мм, крыши башен ГК 64 мм, башни СК 152–178 мм, крыши башен СК 51 мм, барбеты ГК 254 мм, барбеты СК 203 мм, боевая рубка 305 мм, крыша боевой рубки 76 мм, комм. труба 102 мм, нижняя палуба 38–51 мм, верхняя палуба 38 мм

Оружие: 4 305/45-мм, 14 203/45-мм, 12 130/45-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата

Экипаж: 957 человек

В 1915 году установлены 2 87/30-мм зенитные пушки.

Примечания

1) О них еще будет статья. Не смотря на то, что в том месте альтернативы снова же не шибко большое количество…

2) Имеется подозрения, что водоизмещение занижено.

P.S. Не могу не проспойлерить:

Небесный покровитель Святой Руси: Апостол Андрей Первозванный и его крестный путь

Последующий тип нет Годы постройки 1904-1912 Запланировано 2 Построено 2 В строю Разобраны на металл Отправлено на слом 2 Основные характеристики Водоизмещение нормальное - 17320 тонн, полное - 18 590 тонн Длина 140,2 м Ширина 24,4 м Осадка 8,5 м Бронирование Пояс крупповской брони - 79…216 мм,
казематы противоминной артиллерии - 127 мм,
башни главного калибра 63,5…254 мм,
башни среднего калибра 50,8…177,8 мм,
боевая рубка 102…203 мм,
нижняя броневая палуба - 39,6 мм,
скосы - 38,1 мм,
верхняя палуба - 31,7 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 25 котлов Бельвиля Мощность 17 635 л. с. (13 МВт) Скорость хода 18,5 узла (34,3 км/ч) Дальность плавания 432 морских миль при 18 узлах, 2100 морских миль при 12 узлах. Экипаж 957 матросов (31 офицер, 26 кондукторов). Вооружение Радиоэлектронное вооружение 2 радиостанции (“Telefunken” и "Морского ведомства"). Артиллерия 2 × 2 × 305-мм
14 × 203-мм
12 × 120-мм/45
2 × 63-мм
4 × 37-мм Минно-торпедное вооружение Четыре 457-мм торпедных аппарата Изображения на Викискладе

Броненосцы типа Андрей Первозванный - эскадренные броненосцы (ЭБ) , с 10.10.1907 г. зачислены в класс линейных кораблей («преддредноутного типа» ) русского флота. Разработаны и построены с учётом опыта Русско-японской войны . Первоначальный проект завершённый разработкой в 1903 году, под руководством корабельного инженера Скворцова, являлся дальнейшим развитием проекта ЭБ типа «Бородино», но с увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. Эти корабли отличались хорошим бронированием и мощным вооружением. Водоизмещение кораблей выросло на четыре тысячи тонн по сравнению с предыдущими типами. Броненосцы типа Андрей Первозванный стали последними построенными броненосцами Русского флота . Опыт проектирования и постройки ЛК этого типа, в последующем позволил русским кораблестроителям и судостроительной промышленности перейти к созданию ЛК типа «Севастополь», не уступавших лучшим образцам мирового судостроения.

История создания

В ходе русско-японской войны, вдали от её театров боевых действий в России продолжалось строительство новых кораблей… Не дожидаясь утверждения 10-летней кораблестроительной программы, представленной Николаю II Морским министром в 1904 г., на освободившихся стапелях Галерного островка Адмиралтейского завода и Балтийского завода были заложены новые однотипные эскадренные броненосцы (ЭБ) «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Уроки войны заставили внести коррективы в конструкцию и вооружение этих кораблей, первоначально задуманных как дальнейшее развитие ЭБ типа «Бородино», но с увеличенным водоизмещением и усиленным вооружением. С 10.10.1907 года, оба ЭБ были зачислены в класс линейных кораблей (ЛК). Морской технический комитет (МТК) учёл результаты предварительно обобщённого опыта русско-японской войны в проектах этих кораблей, насколько позволяла их готовность. Этим в основном объясняется затянувшаяся их постройка. Благодаря внесённым в проект изменениям значительно улучшились тактико-технические характеристики (ТТХ) этих ЛК, что позволило отнести их к переходному типу ЛК в развитии линейного флота от ЭБ до ЛК дредноутного типа. В ходе переработки первоначального проекта был изменён состав вооружения: вместо малоэффективной на увеличившихся дистанциях боя 152-мм артиллерии были установлены 14×203-мм/50 орудий в 4-х двух-орудийных башнях и в 6-ти казематах; противоминная 47-мм и 75-мм артиллерия была заменена на 12×120-мм орудий, установленных на верхней палубе в верхнем каземате. Артиллерия главного калибра осталась такой же. как на ЭБ типа «Бородино», но был увеличен угол возвышения орудий, за счёт применения откидного козырька в орудийных башнях. Была значительно упрощена система электрооборудования башенных установок, за счёт сокращения количества контактных соединений, повышения надёжности электроэлементов. Металлический завод - изготовитель башенных установок главного калибра, впервые гарантировал скорость заряжания не более 40 сек, вместо 66÷70 сек на ЭБ типа «Бородино». Корпус башни главного калибра, со всеми механизмами, орудиями и вращающейся бронёй удалось полностью уравновесить относительно оси вращения. Жёсткие барабаны, служившие основанием для башен главного калибра, для увеличения жёсткости конструкции были скреплены с броневой палубой. Металлические мамеринцы, вызывающие при повреждении заклинение башен, были заменены на кожаные. Система бронирования, на основе принципа обеспечения боевой остойчивости (выдвинут А. Н. Крыловым: «при повреждениях корпуса корабль должен тонуть, а не опрокидываться» ) подверглась значительным изменениям: броневой пояс продлён до штевней в горизонтальном направлении и до верхней палубы по вертикали; наибольшая толщина нижнего пояса увеличена до 216 мм, верхнего - до 127 мм; полностью забронированы палубы, верхний и нижний казематы, включая кышу; надводный борт лишён каких либо иллюминаторов. Общая проектная масса брони доведена до 35 % от водоизмещения корабля; значительно улучшена конструкция крепления броневых плит, с отказом от деревянных прокладок; полностью пересмотрена система бронирования боевых рубок. Для повышения боевой остойчивости были оборудованы междудонные отсеки, обеспечивающие быстрое спрямление корабля при крене, вызванном затоплением через пробоину одного из машинных отделений. Таким образом, предполагалось, что ЛК типа «Андрей Первозванный», сохранивший конструктивные решения характерные для «додредноутов» : таранное образование форштевня; разнокалиберность артиллерийского вооружения; ромбическое расположение башен 203-мм артиллерии, а так же поршневые двигатели - будет малоуязвим для 305 -мм артиллерии того времени на всех боевых дистанциях.

Представители серии

Строительство двух броненосцев затянулось почти на девять лет. В итоге, несмотря на все новшества, когда корабли вошли в состав флота, они были морально устаревшими и не могли конкурировать с новыми броненосцами и линейными кораблями. Проект броненосца типа «Андрей Первозванный» был очень совершенным для 1904 года, но не для 1912 года, поскольку технология проектирования и постройки больших артиллерийских кораблей за эти годы ушла далеко вперед.

Конструкция

Непотопляемость корабля обеспечивали семнадцать главных поперечных водонепроницаемых переборок делившими корабль на 11 основных отсеков:

  • Таранный отсек;
  • Отсек провизии и носовых минных аппаратов;
  • Отсек мокрой провизии и якорных цепей;
  • Носовой отсек главного калибра;
  • Отсек боезапаса;
  • Носовой кочегарный отсек;
  • Кормовой кочегарный отсек;
  • Отсек боезапаса;
  • Машинный отсек;
  • Кормовой отсек главного калибра;
  • Румпельный отсек.

На броненосце имелось второе дно и противоминная переборка.

Вооружение

Артиллерия

  • Главный калибр состоял из 4-х улучшенных 305-мм (12-дюймовых, длина ствола 40 калибров) орудий изготовленных на Обуховском заводе. Располагались в 2-х поворотных двуорудийных башнях в носу и в корме.
  • Промежуточный калибр был представлен 8-ю 203-мм (8-дюймовых) орудий Виккерса в 4-х двуорудийных поворотных башнях и 6-ю 203-мм орудиями Виккерса в нижнем каземате.
  • Противоминный калибр 12 х 120-мм пушек Канэ.
  • Зенитное вооружение: 6 х 10,67-мм пулемётов системы «Максима»

Минно-торпедное вооружение

  • Минно-торпедное вооружение состояло из 2-х однотрубных 450-мм подводных торпедных аппаратов системы Данильченко.

Силовая установка

2 вертикальные паровые четырехцилиндровых машины (Паровая машина Франко-русского завода и паровая машина Балтийского завода) по 8816 л. с. каждая и 25 водотрубных котлов системы Бельвиля без экономайзеров. Они располагались в котельных и в 2-х машинных отделениях. Два вала вращали трёх­лопастные гребные винты . Винты были изготовлены из бронзы и имели диаметр 5,6 м. Запас топлива (угля) - 1000 тонн. Что позволяло броненосцу пройти на экономичной скорости в 10 узлов - 2100 миль или 1300 миль при полной скорости хода в 16 узлов.

Представители класса

Название Место постройки Закладка Спуск на воду Вступление в строй Выведен Судьба
«Андрей Первозванный» Новое Адмиралтейство 28 апреля 7 октября 1906 года 30 апреля 1912 года 1924 год Разобран на металл
«Император Павел I»

Проект Корабли (2) (16) (1) (5)

Заказаны в рамках судостроительной программы на 1903-1920гг. Начаты постройкой на кредиты, выделенные для поддержания деятельности "частных судостроительных заводов и казенных верфей". Достраивались по программе "Распределение ассигнований на судостроение" на 1907- 1911гг.

Заложены как улучшенные броненосцы типа Бородино с увеличенным (до 203мм) калибром средней артиллерии, усиленными бронированием и противоминной защитой. По опыту Русско-Японской войны проект был переработан. Число орудий увеличили до 14; ввели единый противоминный калибр и усилили противоминную защиту, при отсутствии каких либо отверстий в броне ниже верхней палубы.

Из-за многочисленных переработок достройка затянулась и к моменту вступления в строй морально устарели. Последние из построенных русских броненосцев.

Андрей Первозванный1912 /1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; в числе первых восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. 5-10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту "Красная Горка" 13-15 июля 1919 года); входил в состав ДОТ (действующий отряд кораблей).

18 августа 1919 года был поврежден в Кронштадте торпедой, выпущенной английским торпедным катером, после чего был поставлен на восстановительный ремонт. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

С 1 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении, 15 декабря 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 8 февраля 1924 года исключен из списков судов Морских сил Балтийского моря. Впоследствии 203-мм башни корабля были установлены на фортах "Краснофлотский" и "Первомайский", а дальномеры и приборы управления артиллерийской стрельбой - на мониторах Амурской флотилии.

Император Павел I1912 /1923

Участвовал в 1-ой мировой войне (прикрытие набеговых действий легких сил флота) и Февральской революции; первым на флоте восстал 16 марта 1917 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота и 21 апреля 1921 года в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовал в гражданской войне (Ледовый переход из Гельсингфорса в Кронштадт 5-10 апреля 1918 года, оборона форта Ино в апреле 1918 года).

С 22 сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. В годы гражданской войны 120-мм орудия корабля частично использовались на сухопутных фронтах, судах речных и озерных флотилий.

22 ноября 1923 года сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

65 Kb
76 Kb

80 Kb
85 Kb
86 Kb
90 Kb
91 Kb
93 Kb


93 Kb
97 Kb
107 Kb
111 Kb
112 Kb
137 Kb
138 Kb
229 Kb

Рафаил Михайлович Мельников

Линейный корабль "Андрей Первозванный" (1906–1925)

Боевые корабли мира

Издание альманаха «Корабли и сражения» Санкт-Петербург 2003


На 1–4 страницах обложки даны фотографии броненосца "Андрей Первозванный" в различные периоды службы.

Тех. редактор В.В. Арбузов

Лит. редактор СВ. Смирнова

Корректор B.C. Волкова

1. Проект Великого Князя


В январе 1900 г. Главный Корабельный инженер Санкт-Петербургского порта Д.В. Скворцов представил в МТК проект броненосца, во многом опрокидывавший прежние представления об этом классе боевых кораблей. По водоизмещению -14 000 т - новый корабль существенно превосходил строившиеся тогда эскадренные броненосцы типа "Бородино", выше (на 1 узел) была и 19-узловая скорость, и совсем иное (16 203-мм пушек в восьми башнях) предлагалось вооружение. Проект был составлен по заданию великого князя Александра Михайловича. В чине капитана 2 ранга он командовал на Черном море броненосцем "Ростислав" и по своему великокняжескому положению мог позволить себе любую, даже экстравагантную инициативу.

Проект воплощал общепризнанный, хотя и слишком поспешный вывод из опыта японо-китайской войны 1894–1895 гг. о преимуществе скорострельной артиллерии. Теперь вместо 152-мм патронных орудий предусматривались более эффективные и уже не столь разительно, как прежде, уступавшие им в скорострельности (2,54 выстрела в минуту против 3,97 для 152-мм) 203-мм пушки. Составлявшие для корабля единый и главный калибр (еще предусматривалось 4 152-мм, 16 75-мм, 14 47-мм пушки и 4 пулемета), эти орудия напоминали о прежних опытах и применении единого калибра. Так было в осуществленных проектах русских трехбашенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" (1867 г.), трехбашенных эскадренных броненосцев семейства "Екатерина II" (1882 г.), германских трехбашенных эскадренных броненосцев типа "Бранденбург" (1891 г.).

Существовали еще два, оставшиеся неосуществленными, отечественных проектов четырехбашенных эскадренных броненосцев. В 1883 г. лейтенант Л.А. Рассказов безуспешно убеждал Управляющего И. А. Шестакова добавить в проект броненосца "Екатерина П" четвертую парную установку 305-мм орудий и превратить корабль в четырехбашенный (с двумя установками на каждом борту). Адмирал отложил проект лейтенанта. Еще более смелое решение - уже вполне дредноутную схему расположения по диаметральной плоскости четырех парных 305-мм барбетных установок в своем проекте 1884 г. - предложил лейтенант В.А. Степанов (1858–1904).

Такова предыстория первых кораблей условно дредноутного класса, о которой, казалось бы, не могли не знать русские офицеры и корабельные инженеры. Но то, что сегодня так просто и ясно, совсем иначе выглядело в глазах людей того времени. О похороненных в архивах предложениях Л.А. Рассказова и В.А. Степанова люди просто могли и не знать. В лучшем случае названия оригинальных проектов должны были казаться лишь одиночными, давно забытыми проявлениями экзотики в кораблестроении. Именно к такому образцу мышления приучали корабельных инженеров повсеместно царившие в тогдашнем кораблестроении рутина и косность. И неспроста, видимо, смелые проекты предлагали тогда не корабельные инженеры, привыкшие к подчиненному и подручному положению, а более творчески раскованные флотские офицеры.

И хотя время заряжания 305-мм пушки, составлявшее в 80-е гг. до 15–20 мин, к началу XX в. уменьшилось почти до 1 мин, мировая рутина - и отечественная, и зарубежная - продолжала 305-мм пушки считать чуть ли не вспомогательным калибром, призванным лишь довершить успех, достигаемый во множестве устанавливавшихся на броненосцах скорострельных 152-мм орудий.

Этой концепции следовало подавляющее большинство эскадренных броненосцев мира, и, хотя некоторые из них уже несли на себе печать "реабилитации" орудий крупного калибра (к 4 305-343-мм орудиям добавляли по два-четыре 234-274-мм), в неприкосновенности оставался самый модный калибр - 150-164-мм пушек. Шагом вперед в этом направлении был проект броненосцев типа "Витторио Эмануэле", в котором выдающийся корабельный инженер В. Куниберти (1854–1913) предусмотрел 12 203-мм орудий в шести бортовых башнях. В оконечностях устанавливались две одноорудийных (305-мм) башни. Орудия этих башен должны были завершить успех победы, достигнутой массированным огнем 203-мм орудий. Эти броненосцы-крейсеры типа "Витторио Эмануэле" были заложены в сентябре 1901 г.

Иной оказалась судьба проекта Д.В. Скворцова. Его обсуждения в МТК в январе и апреле 1900 г. выявили удручающий разнобой взглядов ведущих адмиралов. Так, председатель МТК вице-адмирал Ф.В. Дубасов признал, что однородная артиллерия в боевом отношении лучше разнородной, принятой на современных эскадренных броненосцах. Начальник ГУКиС вице-адмирал В.П. Верховский настаивал на преимущественном применении 152-мм орудий. По мнению адмирала главное - достижение высокого процента попаданий, а по этому показателю 152-мм орудия намного превзойдут традиционные четыре 305-мм орудия. Различия в мощи разрыва между 305-мм и 152-мм снарядами адмирал почему-то не сравнивал.

Находясь во власти моды на скорострельные орудия, В.П. Верховский, видимо, не был знаком с изречением адмирала А.А. Попова: "Корабли строятся для пушек". И пушки эти предполагались возможно наибольшего калибра. Запамятовал он и признание другого известного адмирала Г.И. Бутакова, сделанное еще в 1855 г. на страницах "Морского сборника" (№ 10): "Трудно попасть с большого расстояния, но попавши можно нанести огромный вред". При голосовании за единый 203-мм калибр по проекту высказались великий князь Алексей Михайлович, вице-адмиралы В.П. Верховский, И.М. Диков, К.К. Де Ливрон, Н.И. Скрыдлов.

За 305-мм и 152-мм пушки высказались контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам и артиллерийский отдел МТК, вице-адмиралы Ф.В. Дубасов, И.Н. Ломен, контр-адмирал Ф.И. Амосов. Контр-адмиралы Н.Н. Ломен, К.С. Остецкий, капитан 1 ранга А.А. Вирениус полагали более полезным вооружение из 305-мм концевых и 203-мм бортовых орудий. Сторонников единого 305-мм калибра среди собравшихся не оказалось. Сомнение вызывала и целесообразность постройки по предлагаемому проекту только одного корабля, хотя для эскадренного боя один лучший ходок не имеет значения, так как эскадренный ход зависит от худшего ходока. Согласия не оказалось даже в сравнении весовых характеристик корабельных котлов.

Таков был мыслительный интеллектуальный потенциал русского адмиралитета в преддверии войны с Японией. Никто из собравшихся не сумел проявить того просветления сознания и чувства предвидения, которые в проекте великого князя могли бы заставить увидеть идеи дредноута. А потому и судьбу проекта решили с обезоруживающей простотой. Для этого оказалось достаточно сообщения ГУКиС в МТК о том, что финансовые средства Морского министерства весьма ограничены и броненосец водоизмещением 14000 т может быть построен взамен одного из броненосцев типа "Бородино", заказанных Балтийскому заводу. Между тем, вся артиллерия для этих броненосцев, в том числе и башни 12-дм. и 6-дм. орудий уже заказаны. В случае осуществления нового проекта все эти заказы пришлось бы отменить.

Понятно, что ущерб для казны, вызванный изменением заказов, не мог идти ни в какое сравнение с тем огромным преимуществом, которые давал флоту проект (случись такое чудо) корабля с вооружением только из 305-мм орудий. Более того, заводам такая перемена была бы даже выгоднее. Ведь трудоемкость работ по изготовлению ограниченного числа 305-мм орудий и их башен в сравнении с множеством 152-мм или 203-мм башен существенно уменьшалась. Но и заводы не были готовы к столь большому подвигу, как перепроектирование нескольких уже строившихся и предполагаемых к постройке броненосцев типа "Бородино" под три или четыре башни 305-мм орудий. Не исключалось и кардинальное изменение проекта для броненосцев № 7 и 8, для чего очень кстати был накопленный Балтийским заводом огромный опыт проектирования крейсеров семейства "Рюрик", броненосцев типа "Ослябя" и только недавно одобренный императором инициативный проект башенного крейсера. Надо было лишь продолжить путь инициативы и творчества. Это был бы великий инженерный подвиг.

Но косное ведомство оказалось к нему совсем не готово. Постройка броненосцев типа "Бородино" продолжалась по первоначальному проекту. Великий князь Алексей Александрович оказался далеко не столь решительным, чем его предшественник великий князь Константин Николаевич. Он в свое время для улучшения характеристик башенных фрегатов типа "Адмирал Лазарев" был готов удлинить их с применением вставки корпуса. В 1900 г. невозможно было представить подобное. Шанс смелого, опережавшего свое время решения, которое весомо могло проявить себя в предстоящей войне, было упущено. Это было похоже на приговор истории.