Что писать в резюме в графе личные качества. Исключения из правил. Резюме на собеседовании

29.09.2019 Виды

Важны ли личные сто р оны при приёме на какую-либо работу? Или же профессиональные навыки первостепенны априори? На самом деле - зависит всегда от специфики предполагаемого труда в первую очередь. Но руководителю предприятия важно не только то, что работник справляется с заданиями, но и то, как действует и живёт коллектив фирмы целиком. Поэтому стоит пристальнее рассматривать человека при выборе кандидатуры и относится ко всем его сторонам рассудительно.

Деловые и личные качества

К деловым относят в первую очередь возможности и способности человека по определённым профессиональным критериям и конкретным задачам. Немаловажную роль играет и уровень общего образования, а также и опыт работы на схожей должности. При оценке деловых качеств всегда внимание обращают на то, какую пользу они могут принести самой фирме.

Личные качества важнее при оценке поведения сотрудника внутри фирмы. Либо же, если работодатель выбирает между двумя претендентами, профессиональные качества которых не дают преимущества ни первому, ни второму. К тому же само отношение к рабочему процессу, умение подчиняться, или же наоборот вести за собой коллектив - всё это личные стороны человека, которые в определённых видах работы играют не менее важную роль. Например, самостоятельность. Если работник будет знать дело, не будет его делать без постоянного надзора и подсказок, то возможно стоит принять вон того парня с меньшим уровнем знаний, но большей самостоятельностью.

Выбор качеств

Как ни странно, но ещё если в резюме возможный сотрудник ставит слишком большое количество своих положительных качеств, то это может говорить об одном отрицательном - о том, что ему сложно сделать выбрать (стандартом признаётся 5 характеристик).

В то же время, банальные фразы по типу «высокая работоспособность» может ни о чём не сказать. Поэтому уточняйте, что человек имел в виду - работать с большим количеством задач, информации, либо же работать больше стандартного рабочего дня.

Или, например, «мотивация к труду», «самоконтроль» - слишком невнятные определения. Всё это при желании можно описать подробно, раскрывая суть своих качеств, а не лениво перебирая варианты, которые встречаются в каждом резюме.

Если вы собеседуйте претендента, всегда просите приводить примеры того, как он сам понимает то, что написал, это во многом поможет раскрыть личные качества. Ну, и естественно, обращайте внимание на то, что некоторые стороны могут быть просто не совместимы между собой, но человек, отражая в резюме себя, просто не задумался об этом.

Отрицательные стороны

Иногда, человек вписывает в резюме не только свои лучшие качества, но также и минусы. Такая честность подкупает. Поэтому делайте выводы по ситуации. Качества могут быть какими угодно:

  • Гиперактивность (некоторые, кстати, не понимают, что это не положительная сторона).
  • Эмоциональность (также почти всегда не лучшее качество).
  • Наглость (А вот тут претендент скорее всего хотел показать отрицательную сторону как свой плюс, потому что в некоторых сферах той же торговли качество может быть применено с пользой).
  • Неумение врать (Увы, но во многих сферах излишняя открытость и честно признаётся минусом).
  • Неумение работать в команде.
  • Отсутствие опыта или образования (это не минус, но критично для части вакансий).
  • Вредные привычки (уточняйте какие).
  • Самоуверенность.
  • Скромность.

Опять же, повторимся, если вы видите в резюме отражённые отрицательные качества, то это может говорить как о честности претендента, так и о его недалёкой опрометчивости. Так что действуйте аккуратнее и по ситуации.

Также полезно просить перечислить свои минусы на устном собеседовании. И будьте готовы оценить отрицательные стороны адекватно. Если человек признаёт, что у него с чем-либо есть проблемы, значит, скорее всего, он готов над этим работать. Да и не все плохие стороны являют собой только лишь проблему. Из них можно выявить плюсы в другой сфере. Так, например, неусидчивость будет скорее плюсом в определённых режимах, потому что позволит быстро переключиться на другую задачу.

Качества для разных профессий

Почти каждая профессия подразумевает необходимость в каких-либо профессиональных качествах или навыках. Чтобы не путать людей, вы можете сами обозначить нужные навыки в информации об открытой вакансии. Однако, если пишите также банальные и размытые определения, ждите, что откликаться будут люди, у которых в резюме также всё размыто и по-общему. Либо же, сконцентрируйтесь на том, чтобы раскрывать эти навыки непосредственно на собеседовании.

  • Если вы заняты в области продвижения товара, или развлекательной ниши, то и головными навыками станут коммуникабельность, командная работа, располагающие к себе качества.
  • В распространённой более остальных сфере торговли нужно найти человека с навыками общения, обаяния и умением знакомиться с людьми. Реакция, вежливость и стрессоустойчивость конечно также скажутся.
  • Если цель - нанять человека на руководящие должности, то и проф качества должны этому отвечать. В первую очередь - это способность руководить, находить общий язык и понимание, быстрота реакции и принятия решений.
  • На бухгалтерские места следует искать человека, который спокойно будет относиться к большому количеству информации, документов и будет обладать аккуратностью и ответственностью.
  • Позиции секретарей подразумевают деловое общение, грамотность, многозадачность. Хорошие внешние данные, хоть они и не относятся к профессиональным значениям, также имеют большую роль. Потому что человек будет взаимодействовать напрямую с важными людьми и представлять вас.

Но помните, чтобы не было написано в резюме, при составлении его человек мог не относиться серьёзно к определяемым навыкам. Поэтому, как уже говорилось, делайте упор на личное общение.

Оценка профессиональных качеств

Многие фирмы сосредоточены на том, чтобы ещё до испытательного срока понять, какими качествами профессионального характера обладает человек. Такой подход позволяет экономить средства и время. Хотя и не подразумевает, что можно будет определить абсолютно всё.

Для того, чтобы выявить эти стороны будущего сотрудника, фирмы устраивают один из этапов приёма на работу в виде тестирования. А вообще, способов оценить пригодность претендента существует множество. Вот некоторые из них:

  1. Письма с рекомендациями от прошлых работодателей.
  2. Тестирование. К нему может относиться не только тест на проф знания, но и личностные тесты.
  3. Собеседование. Грамотно выстроенная беседа также может дать понять, что представляет собой человек как в личном, так и профессиональном плане.
  4. Экзамен по умениям.
  5. Кейсы и ролевые проигрыши ситуаций.

Последний вариант часто позволяет увидеть, на что способен сотрудник в разных рабочих ситуациях. В первую очередь такая тактика применяется при устройстве на работу в сфере взаимодействия с клиентами. Можно устанавливать конкретную цель для участвующего, либо просто пронаблюдать со стороны и оценить.

Для того чтобы наиболее эффективно провести оценку, вам потребуется определиться какие качества играют первостепенную роль для должности.

И помните, что профессиональные качества в отрыве от личных в большинстве случаев не дадут вам представления о том, с кем потом придётся работать на протяжении долгого времени.

Искать и оценивать претендентов может как сам руководитель, или кадровый отдел, так и специализированные кадровые агентства, берущиеся за поиск по договору.

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?

Почему работодатели такое большое внимание уделяют деловым качествам соискателей? Потому что профессионализм в деловой сфере решает все: будет ли работа выполнена в должном качестве и завершена в срок, появятся ли у организации новые клиенты и партнеры, и т. д. Деловые и нравственные качества каждого человека, работающего в компании, - это важнейшее условие роста и развития любого предприятия.

Что представляют собой деловые качества? Это синтез профессиональных знаний, навыков и умений, помноженный на самодисциплину. Так, например, профессиональное умение организовывать людей будет мало эффективным, если вы не научитесь организовывать самих себя и приходить вовремя на встречи или станете забывать о запланированных делах.

Какие бывают деловые качества?

Перечень деловых качеств личности достаточно велик. Однако, он включает в себя такие пункты, которые могут пригодиться одной категории работников и быть совершенно ненужными для другой. Так, например, руководителю пригодятся хорошие ораторские способности для того, чтобы мотивировать рядовых сотрудников на новые свершения или увлекать партнеров и инвесторов своими идеями. Зато системному администратору подобный вид деловых качеств, скорее всего, не пригодится.

В целом, если говорить о наиболее популярных видах деловых качеств, список будет таким:

  • умение работать в команде;
  • организаторские способности;
  • навыки самостоятельной работы, без контроля со стороны;
  • умение четко излагать свои мысли устно и письменно;
  • умение убеждать;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение находить язык с другими людьми;
  • профессиональная честность;
  • аккуратность в работе с документацией;
  • быстрота реакции;
  • умение вести деловую переписку;
  • умение планировать рабочий день, выделять главные и второстепенные задачи;
  • умение принимать решение;
  • умение четко выполнять инструкции;
  • вежливость и тактичность;
  • максимализм.

Понятно, что профессионалами не рождаются. Развитие деловых качеств происходит у работников в ходе трудовой деятельности, но и не только. Владельцы крупных компаний вкладывают сегодня гигантское количество средств в образование своих сотрудников. Тренинги делового общения, коммуникативной компетенции, креативности, уверенности в себе и т. д. - все это помогает работникам компании развить положительные деловые качества и стать профессионалами. Любой компании нужны именно такие люди, поэтому в некоторых организациях даже вводится в штат должность бизнес-тренера - человека, который будет «подтягивать» руководителя и других работников в плане развития деловых качеств.

Деловые качества человека напрямую влияют на его карьеру. Добиться повышения, не имея определенных профессиональных знаний и навыков управления, сегодня практически невозможно. Именно поэтому для деловых людей так важно учиться, посещать специализированные тренинги, читать профильные книги и развивать деловые качества.

Характеристика ваших деловых качеств - неотъемлемая часть любого резюме. Решив попробоваться на должность в той или иной компании, не забудьте составить список своих сильных профессиональных сторон и описать их в резюме. При этом решив включить в документ даже самые стандартные: «обучаемость», «исполнительность», «ответственность» и т.д., не забудьте, что все это придется продемонстрировать работодателю, когда вас примут на работу.

Одним из важнейших составляющих успешного поиска работы является грамотно написанное резюме. Этот небольшой документ призван выделить соискателя среди прочих претендентов на должность и заинтересовать потенциального работодателя. Важно не только достоверно указать возраст, образование и опыт работы, но и личные качества в резюме. Примеры из жизни показывают, что именно на эту информацию в последнее время серьезно обращают внимание рекрутеры и руководители. Можно обратиться за помощью к специалистам или попробовать сделать это самостоятельно.

Важные нюансы

Прежде чем выбирать, какие указать личные качества в резюме, примеры и образцы нужно изучить, ознакомиться с основными правилами заполнения этого раздела.

  • Любая информация должна быть достоверной и правдивой. Обман рано или поздно все равно раскроется, так что не стоит водить за нос ни окружающих, ни себя самого.
  • Личные качества должны быть изложены коротко и понятно. Однако не стоит использовать только заезженные общие фразы, которые не несут для потенциального работодателя никакой конкретной информации.
  • Этот раздел, как и всё резюме в целом, должен быть написан грамотно, без ошибок и просторечной лексики.
  • Как правило, просят указать пять самых важных личных качеств, поэтому не нужно переусердствовать и указывать все подряд. Необходимо внимательно проанализировать, какие именно черты характера или поведения могут быть полезными для конкретной профессии или должности. Например, экономисту вовсе необязательно быть креативным, а вот продавцу очень пригодиться умение выходить из конфликтных ситуаций.

Группы и шаблоны

Личные качества для резюме условно могут быть разделены на несколько групп, каждая из которых имеет свои шаблонные фразы.

  • Работа и должностные обязанности. Сюда можно отнести: высокая работоспособность и трудолюбие, целеустремленность или нацеленность на результат, аналитические способности, решительность, ответственность, умение адаптироваться, дисциплинированность.
  • Взаимоотношения с людьми. Шаблоны: коммуникабельность, дружелюбие, стрессоустойчивость и неконфликтность, умение убеждать, умение работать в команде, справедливость, вежливость, грамотная речь.
  • Творческое мышление и развитие. Возможные варианты: легкая обучаемость, стремление к развитию, желание самосовершенствоваться, креативность, творческий подход, находчивость.
  • Особенности характера. Типовые выражения: усидчивость, внимательность, аккуратность, активность, пунктуальность, порядочность, жизнерадостность.

Личные качества в резюме: примеры написания для некоторых профессий и должностей

Имеется много шаблонных фраз, которые можно использовать при составлении анкеты. Работодатель внимательно изучает личные качества в резюме.

Пример руководителя:

  • нацеленность на результат работы всей команды;
  • умение убеждать и направлять; наличие навыков быстрого анализа ситуации и принятия решений;
  • стрессоустойчивость;
  • повышенная работоспособность.

Бухгалтер: внимательность к деталям, скрупулезность при работе с документами, умение легко обучаться и адаптироваться при смене законодательных требований, усидчивость, порядочность.

Юрист: грамотность, умение находить, запоминать и анализировать объемы информации, усидчивость при работе с документами, умение оперативно принимать решения, контактность.

Секретарь: приятный и ухоженный внешний вид, грамотная речь и хорошая дикция, умение общаться, способность сглаживать конфликтные ситуации, расторопность, аккуратность.

Очень важно правильно расписать личные качества для профессий, предполагающих работу с людьми (менеджеры, продавцы, консультанты и т.д.). Можно использовать для составления резюме образец.

Личные качества (пример): коммуникабельность, умение легко устанавливать контакт, умение убеждать, стрессоустойчивость, неконфликтность.

Первая работа

Если резюме составляется впервые, и графу о трудовой деятельности заполнить пока нечем, то в разделе о личных качествах специалиста лучше указывать следующее:

  • желание развиваться и совершенствоваться;
  • быстрая обучаемость;
  • хорошая память;
  • активность;
  • креативность и творческий подход к работе;
  • желание работать в команде.

Однако не стоит забывать об уместности качеств для конкретного места работы.

Никто не идеален

Из изложенной в предыдущих пунктах информации понятно, как написать личные качества в резюме. Примеры, приведенные выше, помогут разобраться и грамотно заполнить этот раздел. Но что делать, если работодатель просит изложить свои недостатки?

Игнорировать этот пункт и оставлять пустым ни в коем случае нельзя. Поскольку идеальных людей просто не существует. Нежелание указать свои слабые стороны может насторожить потенциального работодателя. В этом вопросе следует помнить, что некоторые отрицательные черты характера или особенности поведения для одних профессий являются просто недопустимыми, но для других не имеют никакого значения или, наоборот, очень даже могут пригодиться.

Итак, рассмотрим личные качества в резюме: примеры, слабые стороны в выгодном свете:

  • Излишняя скрупулезность или перфекционизм. Организатору праздников или аниматору такой недостаток, скорее всего, очень сильно будет мешать в работе. А вот такой бухгалтер или финансист станет просто находкой для руководителя.
  • Чрезмерная активность. Для профессий, требующих усидчивости (аналитики, расчетчики, экономисты, бухгалтера, швеи, телефонисты и т.д.), это большой недостаток, но для тех, от кого ждут "свернутых гор" (менеджеры, продавцы, журналисты и т.д.), это отрицательное качество на самом деле просто незаменимо.
  • Неумение обманывать или хитрить. Для продавца, скорее всего, такой недостаток будет существенным, а вот помощник руководителя с такой слабой стороной устроит потенциального работодателя.
  • Наличие вредных привычек. Сегодня многие фирмы и предприятия отказывают в трудоустройстве людям, ведущим нездоровый образ жизни, но человек, курящий сигареты, вполне гармонично впишется на должность менеджера по продажам в табачную компанию.
  • Внешний вид. К примеру, лишний вес может быть огромным минусом для многих профессий, но для диспетчера службы поддержки или телефониста, принимающего заказы такси, такой недостаток не имеет никакого значения, поскольку его никто не увидит.

Резюме на собеседовании

При написании своей характеристики следует учесть вероятность того, что на собеседовании соискателя попросят подтвердить написанное конкретными действиями. Поэтому стоит серьезно обдумывать, какие личные качества указать в резюме.

Пример: человек, претендующий на место аналитика, написал о своем умении быстро находить любую информацию. На собеседовании его могут попросить это сделать, чтобы на практике убедиться в наличии этого навыка.

Или другой пример: соискателя на должность менеджера по продажам, который легко находит подход к людям, могут попросить познакомиться и взять номер телефона у первого встречного.

Такие проверки сейчас очень популярны и используются при приемах на работу во многих крупных компаниях.

17 янв 2018 Рекрутёры часто просят кандидатов перечислить их недостатки. Цель данного вопроса заключается в том, чтобы HR -специалист понял, насколько потенциальный работник самокритичен, правильно ли он оценивает себя и способен ли воспринимать критику. Соискатель может самостоятельно указать свои отрицательные стороны в резюме, однако, не забывая делать акценты на своих навыках и умениях. В этой статье мы расскажем, как правильно преподнести свои отрицательные качества в резюме и приведем наглядные примеры, но обо всем по порядку. Для начала учтите основные правила заполнения раздела о недостатках.
Если работодатель отравляет вам на почту или предлагает заполнить перед встречей анкету-резюме от компании, то там вероятней всего там будет вопрос о слабых сторонах. Ни в коем случае не стоит ставить прочерк. Если данный раздел присутствует в анкете, то этот пункт интересует работодателя однозначно. Прочерк в данном случае будет расцениваться, как неумение себя трезво оценить и завышенную самооценку.Также, не стоит сильно увлекаться, заполняя данный раздел. Помните, что недостатки могут стать вашим преимуществом. Например, необщительность для бухгалтера является, несомненно, плюсом. А вот для менеджера по продажам очевидно минусом.Помните, что оценивается ваша адекватность, самокритичность и правдивость, а не то, сколько недостатков у вас в наличии.Примеры нежелательных личных качеств в резюме –недостатки которые указывать точно не стоит Часто опаздываю;Увлекаюсь азартными играми;Наличие вредных привычек (алкоголь, курение и т.д.);Часто отвлекаюсь;Работаю только ради зарплаты;Люблю заводить служебные романы;Ленюсь;Жадничаю;Вспыльчив;Пассивен;Завистлив;Небрежен;Часто испытываю безразличие к происходящему вокруг, люблю жить в своем мире.Недостатки, которые могут сыграть не в вашу пользу: Педантичность;Индивидуализм;Самокритичность;Чувство собственного достоинства;Гиперреактивность;Скромность;Недоверчивость;Самомнение;Прямолинейность;Тщеславие;Самоуверенность;Излишняя требовательность;Кропотливость.Перед тем указывать те или иные недостатки ознакомьтесь с требованиями в вакансии, и составьте примерный портрет идеального работника. После этого выдели черты характера, которые вам не помешают или будут помогать в вашей будущей работе.Удачные недостатки для резюме: Неумение отвечать хамством на хамство;Повышенная требовательность к окружающим;Склонность принимать решение, ориентируясь на свое собственное мнение;Нежелание поступать в угоду другим;Не всегда могу точно излагать свои мысли;Склонен к рефлексии;Доверяю людям, порой слишком;Затрачиваю много времени на оценку своих поступков и действий;Могу увлечься работой и забыть про перерыв;Пропускаю все ситуации через себя;Не умею ругаться;Не умею врать.Нейтральные качества: Боязнь насекомых, змей, мышей и прочей живности;Боязнь самолетов;Отсутствие опыта работы (для тех, кто начинает карьеру или меняет сферу деятельности);Возраст (для людей старше 40 лет);Любовь совершать покупки.Список отрицательных качеств человека в резюме не должен противоречить вашему роду деятельности или ставить под сомнение ваш профессионализм.Так, например, чтобы получить работу продавца консультанта можно указать:безотказность (является плюсом при работе с клиентами);излишняя скрупулёзность (станет плюсом при работе с деньгами);завышенное чувство ответственности(как правило продавцы являются материально ответственными за товар, и данный «недостаток» просто необходим хорошему продажнику;излишняя любовь к общению (важный момент в работе к клиентами, который является также положительным «недостатком» для ритейла.)Отрицательные качества для бухгалтера могут быть следующими:Недоверие к людям и любовь к фактам (а точнее к цифрам);Разряжение от беспорядка (все должно быть на своих местах и только так);Медлительность (при работе с большими суммами спешить точно не стоит);Излишнее внимание к мелочам или педантичность.