Что такое основная мысль. Основная мысль текста. Как определить основную мысль текста

22.09.2019 Виды

Как определить основную мысль текста?

Как выделить основную мысль текста?

    Просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. Определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.

    При чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. Большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.

    Определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. Желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. Основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. В ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.

Алгоритм определения основной мысли текста

    Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.

    Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.

Постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? Какова аргументация автора? Какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку?

Найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. Возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, - это его тема .

Главная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Озаглавь текст. Определи основную мысль текста.

……………………………………………………………….

Из леса вышла на берег реки медведица с двумя медвежатами. Она схватила одного медвежонка и стала окунать его в речку. Медвежонок визжал и барахтался. Мать искупала его. Другой медвежонок испугался холодной воды и побежал в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков и искупала.

Довольные купанием медведи ушли в чащу леса.

(По. В. Бианки.)

…………………………………………………………………..

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.

Только клесты без забот прыгают по деревьям.

Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов.

Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов - это еловые шишки. Они созревают только к концу года.

(Сказка)………………………………………………….

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.

Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.

Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.

Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

………………………………………………………………………………..

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?

Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.

Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.

Подровнял мужик землю- и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

………………………………………………………………….

В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски.

Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь.

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.

Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.

Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.

Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека.

…………………………………………………………………………………

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим - наперсток. Здесь - пряник, там - яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

……………………………………………………………………………………

Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег, с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей.

Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку, если она бросится на его детей.

Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду. Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.

Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми словами: лебедушка, лебедка.

……………………………………………………………………………….

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.

………………………………………………………………………………

Серая звездочка- это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так потому, что спереди у нее было пятнышко, как звездочка, а сама она была серая. Много поедала слизняков с клубники.

Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду ужинать, жаба появлялась на дорожке. В жаркие дни она тоже приходила, и мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.

…………………………………………………………………………….

Как-то я шел по опушке березовой рощицы. Вдруг близко раздался журавлиный крик. Я остановился. Из небольшой рощицы по зеленой озими быстро бежал журавль. Крылья его были распущены, весь он вытянулся. Журавля догоняла лиса. Журавль взмыл в воздух, пролетел метров двадцать и сел. Лиса подкрадывалась к нему.

Птица близко подпустила ее и побежала в сторону. Лиса проскочила мимо. Потом началось все сначала. Я закричал на лису, но она не прекращала погони. Я резко захлопал в ладоши и побежал в ее сторону. Лиса испугалась и кинулась со всех ног в рощу. Журавль был спасен.

На уроках литературы учителя часто просят определять главные мысли текста. Многим это откровенно не нравится. Но это полезный навык. С его помощью вы сможете быстро прочитывать статьи и заметки. При помощи правильного определения главной мысли можно справляться даже со студенческой программой. И как определить главную мысль текста правильно, вы узнаете далее.

Определяем главную мысль текста

Для начала, просто прочитайте заголовок. Именно в нем и кроется главная мысль текста, только она существенно сжата. Именно с заголовком связано то, что хотел сказать автор. Особенно это касается научных и публицистических статей.

Также в названии может быть скрыт смысл. Например, если текст называется «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», то он не про рыбалку. Такое повествование связано с вопросом работы и лени.

Также вы можете бегло просмотреть текст. Посмотрите, где именно ставятся акценты. Это позволит уже за несколько минут определить то, о чем необходимая вам статья.

Как определить главную мысль художественного текста?

Вам необходимо уметь отделять эмоциональный фон от основного сюжета. В такой фон входят:

  • Описания природы (если речь во всем тексте, конечно, идет не о природе);
  • Рассуждения;
  • Описания обстановки;
  • Уходы от сюжета;
  • Описания лиц.

А вот основа текста более четкая и более понятная. Как правило, автор четко выражает свою позицию. Вам остается только отделить ее от описаний и повествований.

Определяем основную мысль в большом тексте

Чтобы разобрать большой текст вам необходимо понять, как автор относится к событиям, которые в нем происходят. Чем больше он придает чему-то значение, тем ближе это что-то к основной мысли.

Часто основные мысли высказываются в конце текста. Загляните в самый конец. Последние пару абзацев — это своеобразный итог. Но это не всегда так. Значит, читать текст все равно придется.

Когда вы определили основную мысль, нужно понять, насколько она правильная. Автор может и ошибаться. И если вы так считаете, то можете это аргументировать. Именно так написано в заданиях ЕГЭ.

А вообще, для качественного определения основ текса вам потребуется хорошая эрудиция. И если вы постоянно читаете и пытаетесь само развиваться, то для вас такие проблемы не будут серьезными.

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Есть и более «сложная» формулировка данного определения. Текст – это последовательное объединение предложений, которое представляет собой смысловую, содержательную и структурную целостность.

Текст обла дает определенным набором признаков . Так, к основным признакам текста относятся:

1) тема и основная мысль.

Тему и основную мысль часто путают, а иногда и вовсе считают, что это одно и то же понятие. Тема более абстрактное явление , попросту говоря, тема текста – это то, о чем говорится в тексте . Основная мысль – это авторское видение темы, т.е. то, как именно автор интерпретирует тему . Основная мысль – это более индивидуализированная категория.

Вспомните тургеневское стихотворение в прозе «Воробей» . Уже в самом заглавии мы «читаем» тему – рассказ пойдет о воробье . Но как видит своего маленького героя И. Тургенев? В каких словах заключается основная мысль текста? «Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Посмотрите, как героический поступок воробья трансформировался в рассуждение о вечном, о глобальном, о сути человеческой жизни.

Тема текста раскрывается через подтемы . Чтобы безошибочно определить подтемы одной темы, можно представить структуру нашего теста . Например, текст с темой «Осень» может содержать подтемы «Осенний лес», «Осеннее озеро», «Осенние хлопоты человека», «Перелет птиц» и др. Условно говоря, подтемы – это маленькие кирпичики, из которых строится большой дом «Тема».

Отбор подтем обеспечивает полноту раскрытия темы.

Тему текста чаще всего мы можем найти в заглавии , основную же мысль текста лучше искать в самом тексте – определить те слова, где автор раскрывает собственную – уникальную – точку зрения на вопрос.

2) тематическое единство (все предложения, раскрывающие тему и основную мысль);

3) смысловая цельность (все предложения от начала до конца подчинены одной теме);

4) связность (все предложения в тексте связаны друг с другом последовательной или параллельной связью).

Средствами связи предложений и частей предложений в тексте являются однокоренные слова, синонимы, антонимы, повторяющиеся слова, местоимения, союзы и др.

Важный признак текста – его последовательность . Последовательность предложений в тексте обусловлена авторским видением вопроса: как автор представляет себе раскрытие придуманного им сюжета?

Но это не значит, что все действия во всех текстах мира происходят последовательно, т.е. следую друг за другом. Например, в текстах-повествованиях чаще всего события излагаются именно так – последовательно ; в текстах-описаниях свойства описываемого предмета или живого существа могут подаваться как последовательно , так и одновременно ; в текстах-рассуждениях мысль излагается последовательно . А современные модернистические и постмодернистические тексты и вовсе ломают все правила – как в области смысла, так и в области формы.

Последовательность как признак текста реализуется в композиции . Традиционно в тексте выделяется вступление, основная часть и заключение. Основную часть мы можем разделить на начало действия, кульминацию и конец действия. Эта схема – стандарт, но это не значит, что каждый текст будет иметь именно такую структуру – ведь нам известны произведения с двумя кульминациями и даже вовсе без них.

Важно, чтобы текст был завершенным . Завершенность текста обеспечивается наличием в тексте зачина, средней части и концовки .

Еще один значимый признак текста – это его развернутость . Развернутость текста обеспечивает наиболее объемную, наиболее полную передачу задуманного. Снова-таки отметим, что развернутость – это характерный признак текста. В некоторых современных произведениях текст состоит из одного предложения или даже одного слова: развернутость мысли в ее традиционном понимании здесь сомнительна, но это вовсе не значит, что этот текст заведомо ущербен.

Остались вопросы? Не знаете, какими признаками обладает текст?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

§ 1 Выделение темы в тексте

Текст представляет собой высказывание, которое состоит из двух или более предложений, связанных между собой по смыслу. Определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Научимся выделять в тексте его основную мысль как главную, ради которой он написан.

Прочитайте текст.

Весна в лесу

Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны усыпанные смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.

О чем говорится в этом тексте? О весне. Значит тема текста - весна или, если точнее, весна в лесу.

Какую общую мысль развивают все предложения текста? Самая важная, основная мысль данного текста выражена в первом предложении: Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. А остальные предложения её развивают, т.е. пробуждение видно в таянии снега, появлении почек, пении птиц.

§ 2 Основная мысль текста

Основная мысль может быть заявлена в начале текста (в таком случае последующие предложения её развивают), а также может являться выводом из всего текста.

Прочитайте следующий текст.

Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать».

(по И. Соколову-Микитову)

О ком этот текст? Правильно, о старой лосихе и её лосёнке.

Какую основную мысль хочет донести до нас автор, для чего он рассказывает эту историю? Автор повествует нам о том, что лосиха всегда защитит своего лосёнка. Эта мысль выражена в последнем предложении и является выводом из всего текста: Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

Итак, чтобы найти тему текста нужно задать вопрос: о ком или о чём данный текст?

А чтобы узнать его основную мысль нужно задать вопрос: для чего написан текст?

Название произведения может соответствовать его теме, а может выражать основную мысль.

Текст может быть написан как для выражения какой-то основной мысли, так и для передачи какого-то главного переживания, впечатления.

Прочитайте отрывок из сказки Сергея Козлова, который называется «Зимняя сказка»:

«С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса, на пеньке, задрав голову и считал и слизывал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали сладкие, пушистые, и прежде чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!»

Из текста понятно, что настроение у Медвежонка было радостное, веселое. Это видно из последнего предложения: Ах, как это было весело! Оно восклицательное по интонации.

В данном предложении выражается не основная мысль, а главное переживание текста. Кто же так воспринимает зимнее утро: автор, Медвежонок или снежинки? Конечно Медвежонок, ведь это именно он рассматривает, пробует снежинки на вкус, радуется. И название соответствует не теме, а главному переживанию.

§ 3 Пример выделения темы и основной мысли

Рассмотрим ещё один отрывок из сказки Сергея Козлова, найдем его тему и главное переживание.

«Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Сначала цвели голубые подснежники. Потом зацвели одуванчики. Даже старый пень выпустил зеленые побеги».

Тема этого текста: красота весенней природы. Главное в нем - чувство восхищения весной, переживание красоты пробуждающегося леса. Об этом говорится в первом предложении: Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Передается главное переживание героя сказки - Ёжика. Следовательно, отрывок можно озаглавить Необыкновенная весна, что будет соответствовать переживанию Ёжика.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч. / Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч. /М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
  3. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/ М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Секреты орфографии: Кн.для учащихся 5-7 кл./Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991

Использованные изображения:

Тема и основная мысль сочинения.

Прежде чем начать писать,

я задаю себе три вопроса:

что хочу написать, как

написать и для чего написать.

М.Горький

В сочинении ставятся и решаются определенные вопросы (проблемы),в какой-то мере значительные, интересные как для самого автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его работой. Поэтому любой автор, прежде чем приступить к сочинению, должен ясно себе представить, о чем он хочет писать, для чего он должен об этом писать, как он будет это делать. Иными словами, автор сочинения должен определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

Тема сочинения - это вопрос, который разрешает автор в своем сочинении, это то, о чем в сочинении говорится.

Основная мысль сочинения - это ответ на поставленный темой вопрос. Отвечая на поставленный вопрос, автор отбором материала, речевых средств, последовательностью и формой изложения выражает основную мысль сочинения.

Сочинение может быть построено в форме повествования, описания и рассуждения или представлять собой различные сочетания этих форм.

Сочинение может быть снабжено эпиграфом.

Эпиграф обращает внимание читателя на основную мысль сочинения, на то, как подходит автор к раскрытию темы, каково его отношение к вопросу, поднятому темой. Поэтому к одной и той же теме у каждого из пишущих может быть найден свой эпиграф.

Эпиграфы обычно не выделяются кавычками. Указание источника, откуда взят эпиграф, нередко заключается в скобки. Скобки становятся обязательными, если указание источника помещается в той же строке, что и эпиграф.

Эпиграфы в сочинениях учащихся оформляются следующим образом:

Береги честь смолоду.

Пословица

Задания для учащихся.

1 .Сопоставьте приведенные ниже темы. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая - сочинение-рассуждение, а какая - сочинение-описание?

Портрет Пугачева.

Жизнь Гринева в Белогорской крепости.

Низость, жестокость и двоедушие Швабрина.

2. Определите основную мысль сочинения ученицы. Дайте письменный ответ на вопрос:"Чем объяснить симпатию Пугачева к Гриневу?"

Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме - это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями.

Какими же умениями должен овладеть ученик? Анализ процесса работы над сочинениями, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что основными из этих умений являются следующие:

1.Умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, умение раскрывать тему сочинения.

Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Например, если тема сочинения -- "Золотая осень",то нужно писать только о той поре осени, которую можно назвать "золотой",но нельзя писать вообще об осени, о том, что небо заволокло тучами, моросит дождик, листья облетели и т.п.В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.

2.Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли.

Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, её надо найти. Например, тема "Унылая пора, очей очарованье" требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3.Умение собрать материал для сочинения.

Умение отбирать и собирать материал к сочинению теснейшим образом связаны между собой. Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или её отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4.Умение систематизировать материал.

Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей.

5.Умение строить сочинение в определенной композиционной форме.

Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму.

6.Умение правильно и "хорошо" выражать свои мысли.

Правильно - значит в соответствии с нормами литературного языка,"хорошо"(по выражению В.Г.Белинского),т.е.точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

О работе над совершенствованием рукописи.

Памятка.

1. Читая рукопись первый раз, основное внимание уделите содержанию написанного.Определите:

1)соответствует ли сочинение теме;

2)высказана ли основная мысль;

3)соответствует ли сочинение составленному плану;

4)соразмерны ли его части;

5)не нарушена ли связь между частями сочинения;

6)удачно ли подобраны цитаты.

2. При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.

3 .В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить не замеченные прежде недостатки.

4. Перепишите рукопись, выправив все недочеты.

5. Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

Написать хорошее сочинение нелегко. В любом классе немало учеников, которые нуждаются в доброжелательной помощи, консультации учителя с учетом индивидуальности школьника.

Педагогика сотрудничества помогает учителю находить разнообразные пути помощи начинающим авторам, проявлять уважение к сочинительскому труду.

Хорошее владение литературной речью, жанром высказывания дает большую свободу творческой мысли, рождает раскованность изложения, способность использовать нестандартные изобразительно-выразительные средства.

Постановка в сочинении интересных и посильных задач способствует литературному и общему развитию, нравственному воспитанию учащихся, формированию навыков самостоятельной литературно-творческой работы."Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его сознательного отношения к жизни",- писала М.А.Рыбникова.

В.А.Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирование интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов.

Использованная литература.

1 .Теория и практика сочинений разных жанров (составитель Т. А. Ладыженская, Т.С.

Зепалова). - М., 1990 .

2 .Методические указания к курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/

Сост. Т.А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990

3 .Поиск новых путей: Из опыта работы./Сост.С.Н.Громцева. - М., 1990

4 .Развивайте дар слова. Пособие для учащихся./ Сост. Т. А. Ладыженская, Т.С.