Косарева А.Н. Возможность определения оптимального объема общественных благ. Определение эффективного объема производства общественных благ

07.09.2019 Виды

В зависимости от характера потребления средства удовлетворения человеческих потребностей в экономике делятся на чисто частные и чисто общественные блага.

Чистое частное благо - это благо, каждая единица которого может быть оценена и продана. Покупка такого блага на рынке принесет полезность только покупателю и не приведет к отрицательным или положительным эффектам для кого-либо еще. Например, человек, купивший буханку хлеба, получает исключительное право на использование данного блага. Чистое общественное благо - это благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет (например, национальная оборона, свет маяка и т.д.), т.е. это благо, приводящее к положительным внешним эффектам для всех, как только его делают доступным для кого-либо .

Общественные блага обладают следующими признаками:

  • признак неисключения - практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага (если один гражданин общества защищен, то равным образом защищены все прочие граждане);
  • признак неконкурентное™ в потреблении - потребление блага одним человеком не уменьшает возможностей потребления его другим (использование света маяка одним судном не ограничивает возможностей такого же его использования другими кораблями);
  • признак неделимости - благо нельзя разложить на отдельные единицы. Будучи гражданином страны и находясь на ее территории, вы потребляете полный набор блага «оборона». Вы не можете потреблять данное благо «по частям» .

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ. Блага, сочетающие низкую и нулевую конкурентность с достаточно высокой исключаемостью, называют исключаемыми общественными. К ним относятся услуги коммерческих учебных заведений, муниципальных пляжей, городских парков, спортивных сооружений и других общественных помещений с установленным и контролируемым режимом совместного использования. Блага, сочетающие высокую конкурентность с низкой исключаемостью и даже направленностью на максимально возможный охват потребителей, именуются общими или совместно потребляемыми (благоустроенные пешеходные пути и освещение городских территорий, городские очистные сооружения и уборка мусора, муниципальный транспорт, эфирное радиовещание и телевидение И Т.Д.).

Существуют также квазиобщественные блага. Они отличаются от общественных благ тем, что люди, не оплатившие эти блага, могут быть исключены из процесса их потребления (образование, библиотеки, музеи, автострады, пожарная охрана, канализация, медицина).

Общественные блага совсем не похожи на частные, практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника). Эффект безбилетника - экономический феномен, который проявляется в том, что потребитель общественного блага старается уклониться от его оплаты (безбилетник на транспорте). К этой же проблеме относится и уклонение от уплаты налогов. Недобор налогов из-за уклонения налогоплательщиков от их уплаты ослабляет возможности государственного бюджета, в том числе по финансированию науки и образования, повышению зарплаты бюджетникам и т.д. .

Таким образом, потребность в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии «безбилетников»? Определение совокупного спроса на общественное и частное блага существенно различаются (рис. 18.8) .

Рис. 18.8. Совокупный спрос: а - на чистое частное благо; б- на чистое общественное благо

Предположим, что существует три потребителя некого общественного блага: А, Б и В. На рисунке 18.8, а представлены их кривые индивидуального спроса на данное благо: 0 А, Л Б, ?> в. На горизонтальной оси показано количество общественного блага, на вертикальной - возможные расходы на его потребление. Линию индивидуального спроса удобно интерпретировать как линию предельной выгоды от потребления блага. На рисунке 18.8, б кривая совокупного спроса трех субъектов на общественное благо, или предельной общественной выгоды от его наличия, обозначена линией Лсов = 2х7ь

Величину рыночного спроса на какой-либо частный товар при определенной его цене можно представить как сумму соответствующих значений индивидуальных функций спроса:

где п - общее число потребителей данного товара.

Для общественного же блага, скажем для национальной обороны, величина совокупного спроса со стороны п граждан есть в то же время и величина индивидуального спроса: ведь каждый индивид пользуется ею в одной и той же степени. Поэтому величина совокупного спроса на какое-либо общественное благо будет в то же время характеризовать и величину индивидуального спроса на него, т.е.

Поэтому при графическом построении кривой рыночного спроса на частные блага объемы индивидуального спроса при каждом возможном уровне цены суммируются по горизонтали. Напротив, в ситуации с общественными благами, когда каждый индивид потребляет одно и то же их количество, но оценивает его по-разному, кривая совокупного спроса строится посредством суммирования индивидуальных кривых спроса (или предельной выгоды) по вертикали .

Оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов, можно определить следующим образом:

где МБВ{0з) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве

МС(- предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs (рис. 18.9).

Рис. 18.9.

Для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равна предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага .

Основная трудность определения оптимального объема производства общественных благ заключается в том, что предельные выгоды от их использования на рынке никак не проявляются. В отличие от спроса на частные товары спрос на общественное благо непосредственно выявить невозможно .

Для определения оптимального объема нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага.

Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

ОТВЕТ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.

Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. Однако кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не является переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, ибо ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему экономическому положению. Для чистого общественного блага это невозможно, поскольку на единицу этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рис. 49.1

Частное благо

Рис. 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:

где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3).

Рис. 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по своим свойствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно лишь до определенного уровня потребления. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, которую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к которым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – это такие блага, на которые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

Однако если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В этом случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента). Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – это более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.

Из книги Экономическая теория автора

Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 31 Монополистическая конкуренция: определение объема и цен. ОТВЕТМОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с

автора Кошелев Антон Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

4. Теория оптимального объема выпуска продукции 1. Определение оптимального объема производства и реализации продукции методом сопоставления валовых показателей.Предприятие, как правило, стремится получить максимальную прибыль.При прочих равных условиях наибольшее

автора

10.4. Определение объема производства и цен в условиях монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.1. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на рынке факторов и товаров Конкурентный рынок факторов производства – это рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей фактора производства, причем

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.2. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся совершенным конкурентом на товарном рынке и монопсонистом – на факторном Монопсония – рыночная структура, при которой множеству продавцов противостоит один, не имеющий потенциальных

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.3. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном рынке и совершенным конкурентом на рынке факторов Построение рыночной кривой спроса на труд со стороны предприятий, обладающих монопольной властью на товарном рынке, в

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными

автора Кошелев Антон Николаевич

23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

24. Классификация общественных благ По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;2) индивидуальные, отличающиеся

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

25. Виды общественных благ Основной особенностью общественных благ выступает граница, в рамках которой они потребляются. От этого зависит специфика производства, распределения и потребления благ.На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 36 Обоснование объема производства и оценка эффективности ассортиментных программ Анализ эффективности ассортиментных программ проводится по показателям: уровень выполнения плана по ассортименту, коэффициент обновления ассортимента, процент снижения

Рынки идеально подходят для обращения на них частных благ. Покупка частного блага дает покупателю исключительное право на его использование и получение связанных с ним выгод. Те блага, которые люди потребляют в одинаковых количествах независимо от того, оплачивают они их или нет, не будут поставляться на рынок в эффективных объемах. Полезность таких благ достается большому числу граждан, которые не могут быть исключены из числа потребителей, даже если они отказываются платить. Например, если воздух очищают, чтобы принести пользу только одному человеку, то невозможно воспрепятствовать потреблять чистый воздух и другим людям. Обеспечение такими общественными благами (иначе, товарами и услугами общественного пользования) часто осуществляется правительством, а затраты финансируются за счет налогов, а не из доходов от продажи этих благ на рынке.

Следует различать чистые общественные и смешанные общественные блага. Чистое общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Чистые общественные блага имеют две основные особенности:

1. Чистые общественные блага обладают неизбирательностью (неконкурентностью) в потреблении . Это означает, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Положение ни одного из потребителей не ухудшается, когда появляется еще один человек, потребляющий данный объем чистого общественного блага. Дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями.

2. Чистые общественные блага обладают неисключительностью в потреблении . Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Такие блага не могут быть оценены, и лица, решившие не уплачивать цену, не могут быть удержаны от их потребления.

Производство чистых общественных благ связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов. Когда чистое общественное благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды. Чистые общественные блага потребляются коллективно всеми экономическими субъектами и потому не могут иметь денежной оценки. Обычно предполагается, что чистые общественные блага предоставляются или производятся государством. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, уличное освещение, защита окружающей среды. Оптимальный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равняется предельным общественным издержкам. Общая кривая спроса на общественное благо будет отражать сумму индивидуальных предельных полезностей этого блага для всех потребителей при каждой возможной цене. Для ее получения кривые индивидуального спроса суммируются по вертикали (рис. 9.3.). Так, координата кривой D при объеме выпуска 2 единицы получается сложением соответствующих координат по оси У кривой D1 и D2: 4 ед. + 11 ед. = 15 ед. Аналогично получаем координату по оси У для объема выпуска 4 единицы: 2 ед. + 10 ед. = 12 ед.


Рис. 9.3. Совокупный спрос на общественное благо

Следует учитывать, что отдельный потребитель не может корректировать объем спроса на общественное благо, приспосабливая его к своему экономическому положению. Все потребители должны использовать объем выпуска чистого общественного блага целиком.

Альтернативным вариантом производства чистого общественного блага является добровольное соглашение некоторого сообщества людей о его поставке и оплате. Однако определение оптимального объема общественного блага в этом случае должно основываться на точной информации об общественных предпочтениях такого блага. Вместе с тем, поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, какой вносят вклад в финансирование его издержек, некоторые из них могут скрывать свою истинную оценку блага с целью уклонения от оплаты. Данная проблема получила название проблемы «безбилетника» .

Смешанные общественные блага - это такие, которые по своим характеристикам располагаются между чистыми общественными и чистыми частными благами. На эти блага легко назначить цену, но они производятся в государственном секторе при условии, что приносят существенные выгоды обществу. Эти блага могут производиться и частным сектором, однако удовлетворить полную потребность общества в них частный сектор не в состоянии.

К смешанным благам относятся исключаемые общественные блага и перегружаемые общественные блага. Исключаемые общественные блага (общественные блага с ограниченным доступом )– это такие, выгоды от потребления которых не могут быть ограничены одним индивидом, но они и не в равной степени доступны любому. Примером таких благ являются услуги общественного образования и здравоохранения. Так, школьное обучение приносит пользу и индивиду, который непосредственно посещает школу, и обществу в целом. В этой ситуации частное потребление создает положительный эффект для всех остальных. Поэтому практически во всех странах школьное обучение является бесплатным.

Перегружаемые общественные блага – это такие, потребление которых неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Перегружаемых общественных благ может не хватать на всех потребителей. Существует предел количества потребителей, которые могут быть обслужены при нулевых предельных издержках. Иначе говоря, появление дополнительных потребителей уменьшает полезность, получаемую уже имеющимися потребителями. После достижения «точки перегрузки» для достижения эффективности следует взимать цену, равную предельным издержкам. Например, общественный парк может заполниться таким количеством людей, что вход каждого дополнительного индивида будет снижать полезность, получаемую остальными.

Смешанные блага являются более распространенными, чем чистые общественные блага.

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

А. И. Клишин*

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Россия, 614070 г. Пермь, ул. Студенческая, 38 * email: [email protected]

В статье исследуется проблема определения оптимального объема общественных благ. Автор статьи рассматривает различные модели и подходы к определению оптимального объема общественных благ. Производство общественных благ - актуальная проблема, стоящая перед государством. Как, в каком количестве и за сколько производить блага, которые доступны для пользования всем, а также, кто должен отвечать за их содержание? На все эти вопросы долгое время пытаются ответить классики экономической теории, однако при подробном анализе моделей, проведенного автором, становится ясно, что ни одна из них не является достаточно полной и точной.

Ключевые слова: оптимальный объем, общественные блага, производство общественных благ.

PROBLEMS OF PUBLIC GOODS OPTIMUM SIZE DETERMINATION A. I. Klishin*

National Research University Higher School of Economics (HSE) 38 Studencheskaya St., 614070, Perm, Russia * email: [email protected]

The problem of public goods optimum size determination is examined in the article. The author examines several models and approaches for optimum size determination. Production of public goods is an actual problem that government faces. How, in what quantity and for what price should goods that can be used by everybody be produced? And what"s more, who must be responsible for its maintenance? A lot of economists for a long time are trying to answer these questions, but after the analyses made by the author, it"s getting clear that none of the models can be called sufficiently full and precise.

Keywords: optimum volume, public goods, production of public goods.

В современном мире множество товаров и услуг, которыми пользуются индивиды и даже те, кто не сильно знаком с экономической теорией, понимают, что все потребляемые блага можно разделить на два вида: частные и общественные. Так, например, к частным можно отнести продукты питания, одежду и т.д., а к общественным - дороги, сады и парки, ведь ими, в отличие от купленной определенным человеком еды и одежды, пользуются многие люди.

Однако индивиды редко задумываются о вопросе производства и содержания подобных общественных благ. С частными благами все понятно: заплатил-получил, и производят их в соответствии с предъявляемым спросом, а каким образом измерить спрос на общественное благо? С кого взимать плату за его использование, если оно доступно всем? И самое главное, какой оптимальный объем общественного блага должен производиться?

Модель оптимального объема производства частных и общественных благ была предложена П. Самуэльсоном в середине 1950-х годов. Примерно в тоже время концепции принятия коллективных решений были разработаны такими исследователями как Г. Бауэн, Д. Блэк, К. Эрроу и т.д. Наравне с ними К. Виксель и Э. Линдаль также изучали данную проблематику. Большое количество ученых, изучавших данную проблему, предполагает значительное количество моделей, некоторые из которых будут рассмотрены ниже.

Если посмотреть на вопросы, касающиеся производства общественных благ со стороны государства, то становится понятным, в чем суть проблемы. Как уже было сказано выше, одна из проблем - затруднения в определении спроса на общественные блага, так как трудно посчитать, какое количество людей пользуются дорогой, и какую индивидуальную выгоду они получа-

ют от нее. Вторая проблема связана с отсутствием рыночных цен на общественные блага. Вследствие этого трудно говорить о рациональности производства того или иного объема данного блага.

Тем не менее, государство финансирует производство общественных благ за счет средств, которые оно получает от сбора налогов. Можно сказать, что это те средства, на которые индивиды могли бы приобрести частные блага, а, соответственно, это и средства отвлеченные от производства частных благ. Поэтому важно понять, какой объем общественных благ должен быть произведен для того, чтобы как можно меньше средств было отвлечено от производства благ частного сектора, а также, чтобы удовлетворить потребности и индивидов, и государства. Здесь речь идет о нахождении Парето-оптимального состояния, когда ситуация не может быть изменена таким образом, чтобы одному индивиду стало лучше, а остальным не хуже.

Чтобы рассмотреть данную проблему коснемся теоретической составляющей вопроса.

Чистыми частными благами называются товары или услуги, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Получается, что покупка индивидом товара, подразумевает невозможность приобретения купленного товара другим индивидом. Также, полезность от использования блага у собственника снижается, если этот товар используется другим. Чистые общественные блага это блага, которое не делимы на отдельные порции в процессе потребления и потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того, платят они или нет. В результате, потребление общественных благ, не препятствует потреблению этих благ другими людьми. .

Общественные блага имеют отличительные черты и призна-

ECONOMICS AND MANAGEMENT | Juvenis scientia 2016 № 2

ки. Основными различиями между частными и общественными благами являются исключительные свойства вторых, а именно:

«Несоперничество, т.е. прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Данное свойство, очевидно, не будет выполняться для частного блага;

Неделимость блага в потреблении, означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага;

Неисключаемость - невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара».

Также существует промежуточный тип блага между чистыми общественными и чистыми частными - смешенное общественное благо. Смешенные общественные блага делятся на перегружаемые и исключаемые. Перегружаемые блага, это те, потребление которых не избирательно, только пока число лиц, потребляющих его, не превысит определенный уровень. К исключаемым смешенным общественным благам относят, те блага, к которым можно ограничить доступ, для того чтобы у третьих лиц не возникал положительный внешний эффект. .

Производство и потребление чистых общественных благ тесно связано с понятием внешний эффект. От потребления общественного блага одним индивидом, непременно получают пользу и другие индивиды, это называется положительный внешний эффект. Но общественные блага потребляются всеми, без исключения, индивидами, поэтому и стоимость потребления данного блага должна распределяться между всеми людьми.

На рынке частных товаров и услуг Парето-эффективное распределение характеризуется точкой пересечения кривых суммарного спроса и предложения. В данной точке достигается оптимум, т.е оптимальная для всего рынка цена и объем. Спрос в данном случае, представляет собой сумму всех индивидуальных кривых спроса. А кривые индивидуального спроса получаются после анализа бюджетного ограничения и кривых безразличия. Стоит заметить, что суммарный спрос является результатом горизонтального суммирования, а именно фиксируется цена и складывается объем спроса каждого индивида на данный товар, при этой цене.

При определении оптимального объема общественных благ, схожим методом, под суммарным спросом подразумевается сумма индивидуальных кривых спроса всех индивидов. Индивидуальные кривые спроса это кривые предельных частных выгод каждого индивида, так же как и обычные кривые спроса, они имеют отрицательный наклон. Для того, чтобы получить предельные общественные выгоды, используется вертикальное сложение, а именно фиксируется объем товара и складываются цены, за которые индивиды готовы приобрести данный объем. Причина этого заключается в основных свойствах общественных благ. Так, например, индивиды, потребляя один и тот же объем, нисколько не уменьшают полезности друг друга, но так как выгоды от потребления данного объема они получают разные, то соответственно и платить за данный объем они будут неодинаково. Такую суммарную кривую спроса, часто называют кривой псевдо-спроса, так как она не учитывает проблемы «безбилетника». Проблема безбилетника заключается в том, что некоторые индивиды стремятся получить общественное благо не заплатив.

Парето-эффективный объем общественных благ, в данном случае достигается при пересечении кривой предельных общественных выгод и кривой предельных общественных затрат. Вторая кривая играет роль предложения. Линия предельных

общественных затрат, это сумма предельных частных затрат, связанных с производством, также учитываются положительные и отрицательные внешние эффекты.

Впоследствии ведущим экономистом П. Самуэльсоном была предложена модель оптимального размещения ресурсов в экономике при наличии двух типов благ (частного и общественного) . Данная модель была разработана в середине 1950 годов и на сегодняшний день представляет собой универсальный и базовый подход к изучению данного явления.

Данная модель основана на том, что производство общественных и частных благ представляет собой полную группу событий, т.е. увеличение производства одного блага, ведет к сокращению производства другого. Парето-оптимальность, определятся как производство дополнительной единицы общественных благ, за счет сокращения производства частных благ, в случае, если хотя бы один индивид повысит свой уровень полезности, а у остальных уровень благосостояния не уменьшится.

Графически данная модель выглядит как несколько взаимосвязанных графиков отражающих зависимость между частными и общественными благами (горизонтальная ось - общественные блага, вертикальная ось - частные блага). При нахождении оптимума используются: кривая производственных возможностей, которая представляет собой линию, точки на которой - это различные наборы благ (частные и общественные) при полном использовании всех ресурсов; кривые безразличия, благодаря которым можно определить предельные нормы замещения. Таким образом, в модели с двумя индивидами (А и В), строится кривая безразличия, приносящая индивиду максимальную полезность, при заданных потребительских возможностях. Результатом данного действия, является уравнение связывающие предельную норму замещения частного блага общественным для индивида В, представленное в уравнении (1):

МЙ5&; - МКТ$С - МЯБ^ (1)

Из данного уравнения выражается предельная норма трансформации, а предельные нормы замещения у двух индивидуумов складываются. Условие Парето-оптимального распределения общественных благ для двух индивидуумов представлено в уравнении (2):

мтрс = МИБ^а + МЯБ^д (2)

Из данного уравнения, в свою очередь, можно получить главное условие Парето-оптимального объема общественных благ для экономики (для п индивидов), выведенное П. Самуэльсоном, которое имеет вид согласно уравнению (3):

МЯТрс = ^ МЕБрс (з)

Однако, несмотря на то, что данный подход является одним из лучших для определения оптимального объема общественных благ, проблема состоит в том, что на практике данная модель трудно применима и по большей части является чисто теоретической. Это связано с тем, что для того чтобы построить индивидуальные кривые безразличия и вычислить предельные нормы замещения и трансформации нужно обладать достаточно большой информацией об индивидах. Если на рынке частных благ индивиды сами предъявляют спрос на товар, и что самое главное их желание купить данный товар выражается в денежном эквиваленте, то в ситуации с общественными благами та-

кой индикатор отсутствует. По этой и другим схожим причинам в реальной жизни воспользоваться подходом П. Самуэльсона не представляется возможным.

Несовершенства модели П. Самуэльсона приводят к появлению новых моделей, претендующих на устранение ее недостатков. Как уже было сказано выше, П. Самуэльсон определял оптимальный объем в точке, где выполняется равенство (4)

Тем не менее, данная формула предполагает, что все расходы, необходимые для финансирования общественного блага могут быть получены путем сбора паушального налога. Однако это не представляется возможным, и поэтому данная формула требует модификации. Подходящей модификацией может являться домножение правой части уравнения на величину предельных издержек государственных фондов, так называемою marginal cost of public funds (MCF), что показано в уравнении (5).

^ MRS = MRT * MCF (5)

В случае модели П. Самуэльсона, государство финансирует общественное благо полностью за счет паушального налога, а, соответственно, величина MCF будет равна 1. Однако множество ученых считают, что искажающие налоги изменяют величину MCF, делая ее неравной единице, а, следовательно, увеличивая стоимость производства общественных благ.

Одной из таких идей, является метод, разработанный Д. Стиглицом, Э. Аткинсоном, П. Дазгуптой и Н. Штерном. Они предположили, что группа потребителей получает полезность, как от частных, так и от общественных благ, и что цена производителя за вычетом налогов является константой. Они разработали уравнение для определения оптимального объема общественных благ, соотносящееся с уравнением, указанным выше. Данные ученые, утверждают, что величина MCF (будет ли она больше или меньше 1) зависит от наклона кривой предложения труда.

Эта модель является одним из подтверждений того, что величина MCF должна быть больше 1. Однако если эффект дохода велик настолько, что некомпенсированная эластичность предложения труда отрицательна, MCF может быть меньше 1.

Таким образом, величина MCF не должна быть равна 1, а, значит, уравнение П. Самуэльсона действительно требует модификации, подобной вышеописанной.

Выше была представлена базовая модель нахождения оптимального объема производства общественных благ, а также ее модификация. Однако проблему до сих пор можно считать неразрешенной. Именно поэтому необходимы иные пути для нахождения данного оптимума. Так, в ХХ веке Эрик Линдаль предложил идею нахождения Парето-оптимального.

Его идея, получившая название финансовый механизм Э. Линдаля, основывается на использовании механизма цен для координации действий потребителя и производителя, а также для рационального распределения ресурсов.

Напомним, что для индивида при рыночном равновесии цена определенного блага равна его предельной полезности. В данной модификации происходит отказ от подобной единой цены и введение индивидуализированных цен. В условиях финансового механизма Э. Линдаля каждый экономический агент платит часть предельных издержек на производство общественного блага пропорциональную его предельной готовности платить за данное благо. Таким образом, каждый

индивид сталкивается с индивидуализированной ценой на данное общественное благо, а, соответственно, цена самого общественного блага равна сумме индивидуализированных цен каждого потребителя. В данной модели цены являются определенной долей от общей величины налогового сбора на финансирование производства и предоставления общественного блага, поэтому их еще называют налоговыми.

Э. Линдаль считает, что подобный финансовый механизм можно применить в том случае, когда население возможно поделить на небольшое количество групп, и спрос для каждой из таких групп может быть адекватно оценен. Примером подобной ситуации может являться вход в парк, где всех посетителей можно поделить на две группы: «профессиональные» путешественники и обычные туристы. Готовность платить за вход у путешественников выше, чем у туристов, поэтому с них можно взимать более высокую цену. Цены, в свою очередь, устанавливаются таким образом, что все индивиды предъявляют спрос на равное количество общественного блага, которое и является оптимальным объемом его предоставления.

Однако существуют некоторые изъяны данной модели. Во-первых, разделение населения на группы исходя из их готовности платить может стать очень затратным и трудновыполнимым. Так, например, бизнесмены готовы заплатить за проезд по платной дороге значительно больше простых туристов, так как им необходимо быстрее добраться до нужного места. Соответственно, цена за пользование дорогой бизнесменами будет выше, чем такая цена для туристов. Но ведь контролеру будет достаточно трудно определить готовность платить каждого водителя. Во-вторых, агенты могут без труда исказить свои предпочтения для того, чтобы быть отнесенными к другой группе. В этом случае реальная готовность платить не определена и механизм не работает.

Таким образом, несмотря на существование различных подходов к решению проблемы определения оптимального объема общественных благ, достаточно точного и полного метода решения данной проблемы не существует, так как каждый из подходов имеет свои плюсы и минусы.

Необходимость определения оптимального объема является необходимой для общества, ведь в противном случае, как можно наблюдать и в современном обществе, происходит ситуация недопроизводства общественных благ, что означает Па-рето-неэффективное производство подобных благ, из-за чего снижается благосостояние всего общества в целом. Поэтому необходим такой метод определения оптимального объема общественных благ, который позволил бы государству и обществу максимизировать выгоды и полезность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер Е.Г. Микроэкономические аспекты проблемы уклонения от налогов // диссертация, 2006. С. 277.

2. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов / Пер, с англ, под ред. НЛ. Фроловой. - М.:ЮНИТИ, 1997. С. 767.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по микроэкономике / «Экономическая школа», 2000. С. 860.

4. Козлова Е.И. Экономическая теория: Микроэкономический аспект / Липецк: ЛГТУ, 2007. С.136.

5. Ballard C. L., Don Fullerton Distortionary Taxes and the Provision of Public Goods // C. Ballard, Don Fullerton, The Journal of Economic Perspectives. Vol. 6, No. 3, 1992. P. 117-131.

6. Stiglitz J. E., Dasgupta P. S., Differential Taxation, Public Goods and Economic Efficiency // Review of Economic Studies, 1971. P. 15 1-174.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования кᴏᴛᴏᴩыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать ϶ᴛᴏ благо.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

Заметим, что кроме общественных благ существуют еще и общественные «антиблага» – общественные блага, равномерно налагающие издержки на группу людей. Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при кᴏᴛᴏᴩом сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.

Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.

Чистое общественное благо – благо, кᴏᴛᴏᴩое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Стоит сказать - получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.

Чистое частное благо – благо, кᴏᴛᴏᴩое можно разделить среди людей так, что другим от ϶ᴛᴏго не будет никакой выгоды или затрат.

В случае если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок.

Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.

Целый ряд благ не будут ни чисто общественными, ни чисто частными. К примеру, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.

Чистые общественные блага имеют две основные особенности.

1. Чистые общественные блага обладают ϲʙᴏйством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.

2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не будет исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», кᴏᴛᴏᴩые можно было бы распродать через кассовый автомат.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения его индивидуальных предельных полезностей для всех потребителей при каждой возможной цене, что предполагает суммирование по вертикали индивидуальных кривых спроса.

Кривая спроса на чистое общественное благо, как и кривая спроса на чистое частное благо, имеет нисходящий наклон. При этом кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо двумя моментами. Первый – цена не будет переменной величиной на вертикальной оси, поскольку нельзя назначить цену за отдельную единицу, так как ее потребление не выступает исключительным правом. Второе отличие состоит по сути в том, что в случае чистого частного блага люди корректируют объем спроса таким образом, ɥᴛᴏбы приспособить его к ϲʙᴏим вкусам и ϲʙᴏему экономическому положению. Для чистого общественного блага ϶ᴛᴏ невозможно, поскольку на единицу ϶ᴛᴏго блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.

На рис. 49.1 и 49.2 изображены отличия между кривыми спроса на общественное и частное благо.

Рисунок № 49.1

Частное благо


Рисунок № 49.2

Общественное благо

Для чистого частного блага совокупный объем спроса при каждой возможной цене равен сумме индивидуальных объемов спроса:


где i = 1,...N.

Кривая спроса на чистое частное благо получается посредством сложения объемов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

Кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных полезностей для каждого объема вдоль вертикальной оси. Стоит сказать, что каждый из потребителей всегда потребляет одинаковые объемы блага.

Определение оптимального объема производства общественных благ

Существует некᴏᴛᴏᴩый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Может быть определен следующим образом:

MSB (Q s) = МС (Q s),

где MSB (Q, s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Q s ; MC(Q s) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Q s (рис. 49.3)


Рисунок № 49.3. Оптимальный объем общественного блага

Таким образом, для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при кᴏᴛᴏᴩом предельная общественная полезность – выгода от потребления данного объема – равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Выделяют перегружаемые и исключаемые общественные блага.

Целый ряд товаров и услуг по ϲʙᴏим ϲʙᴏйствам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Во многих случаях потребление блага неизбирательно исключительно до определенного уровня потребления. Нужно помнить, такие блага называют перегружаемыми общественными благами, кᴏᴛᴏᴩых может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного количества потребителей появление дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, кᴏᴛᴏᴩую уже получали существующие пользователи.

В других случаях потребление благ неизбирательно, однако затраты на элиминацию дополнительных потребителей незначительны. Нужно помнить, такие блага называются исключаемыми общественными благами, доступ к кᴏᴛᴏᴩым ограничен. Эти блага могут предлагаться фирмами, действующими с целью извлечения прибыли.

Примером перегружаемых благ может служить дорога. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным. Примером исключаемого блага может служить телевещание. Использование платежей и сборов за установку телевизоров помешает получению полезности теми, кто отказываются платить.

Исключаемые общественные блага – ϶ᴛᴏ такие блага, на кᴏᴛᴏᴩые легко назначить цену.

Чистые общественные блага, отличающиеся очень невысокой исключительностью, могут изготовляться и реализовываться в частном секторе посредством пакетирования (пакета) – объединения чистого общественного блага с другим благом, характеризующимся достаточным уровнем исключаемости, с целью участия всего пакета в операциях на рынке. Так, факт пакетирования был проиллюстрирован английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 1991 г. Рональдом Гарри Коузом на частном владении маяками в Англии в XVII–XIX вв. при сборе маячных пошлин в портах за портовые услуги судам.

При этом если уровень исключаемости общественных благ невысокий для их изготовления в частном секторе экономики, то они могут выпускаться в государственном секторе. В ϶ᴛᴏм случае издержки производства возмещаются за счет налогов, что дает возможность решить проблемы «безбилетника» (неплательщика за выгоду одного экономического агента за счет другого агента) Выпуск благ в государственном секторе отнюдь не предполагает обеспечения экономически эффективного количества их производства, но вместе с тем – ϶ᴛᴏ более оптимальное средство удовлетворения ими покупателей.