Наблюдение за полетом птиц цель. Полевые наблюдения за перелетом птиц. Снегирь — вестник зимы

24.06.2020 Виды

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


https://pandia.ru/text/79/150/images/image002_104.jpg" width="84" height="84">

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕСНА ИДЁТ!»

Наблюдение за прилётом птиц

Составитель: , по материалам проекта «Весна идёт» (www.)

© Лаборатория экологии КОДЦЭОиТ, март 2007

Миграции птиц

Одна из самых поразительных и интереснейших способностей птиц – это перелет или миграции. Каждый год они собираются в стаи и преодолевают тысячи километров для того, чтобы переждать зиму в более теплом и благоприятном климате.

Основная причина птичьих миграций – недостаток корма. Зимой в Европейских странах птицам трудно добывать в достаточном количестве насекомых, фрукты или семена, зато на других континентах, где климат более благоприятный, пищу можно найти е избытке. Хотя, часть птиц не выдерживает длительных перелетов и погибает, большинство выживает, и миграции позволяют перелетным птицам сохранить свой вид.

Для того чтобы выдержать это испытание, к его началу птицы должны быть здоровыми, с хорошими жировыми запасами и новым оперением. После окончания периода размножения и до того, как отправиться в путь, птицы проходят «полное обновление». Почти по всему телу птицы накапливается подкожный жир. При перелете, особенно когда не будет необходимого корма, подкожный жир будет единственным источником энергии. В этот же период полностью меняется оперение птицы, проходит так называемая линька. Перья, на которые ложится особая ответственность, меняются: старые изношенные выпадают, а на их месте вырастают новые.

Во время перелета птицы получают много информации из окружающей среды. Существуют три основных источника информации для них – солнце, звезды и магнитное поле земли. Они помогают птицам определять свое местонахождение и выбирать правильное направление. Во время своего полета птицы наблюдают за расположением солнца и звезд, а изменение магнитного поля земли они улавливают с помощью специального рецептора, расположенного сразу за клювом птицы. Молодые птицы обучаются ориентированию во время своих первых перелетов.

Как принять участие в проекте

Участвовать в проекте "Весна идет!" легко и интересно!

Проект «Весна идет!» – это первый шаг к появлению в нашей стране такого широко распространенного в Европе явления, как «бедвотчеры» или наблюдатели за птицами. Благодаря помощи детей и взрослых, ежегодно мы можем отмечать приход весны. Участвовать в проекте легко и интересно. Самое главное – каждый год отмечать в ваши первые встречи перелетных птиц.

Благодаря вашим наблюдениям сотрудники международной организации BirdLife и Союза охраны птиц России смогут ежегодно анализировать данные о первых встречах птиц, получать информацию о весенних явлениях и определять, в какую из недель больше всего людей увидели первых перелетных птиц. Это совершенствует наши знания о миграциях птиц в Европе.

Как вносить данные?

Собрать и передать данные совсем нетрудно, особенно, следуя приведенным ниже пунктам:

1) Изучите виды, выбранные проектом «Весна идет!» – обыкновенную кукушку, деревенскую ласточку, черного стрижа и белого аиста (для этого обратитесь к разделу «Птицы» - «Познакомьтесь поближе с видами птиц») – и найдите информацию о том, когда они прилетают в нашу страну.

2) В этот период внимательно наблюдайте за окружающей вас природой и, как только вы увидите или услышите кого-то из них (кукушку очень трудно увидеть, и вы должны быть готовы только слышать ее), отметьте дату наблюдения. Помните, в форму нужно вносить данные только о первой встрече вида!

3) Затем возьмите анкету и аккуратно внесите в неё свои данные. Для этого вам необходимо помнить дату встречи и где вы встретили птицу. После того, как вы заполните все пункты анкеты, отошлите её нам.

4) Расскажите своим друзьям о своем участии в проекте «Весна идет!».

Свои наблюдения вы проводите рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Всё, что вам нужно сделать – это наблюдать за приходом весны, внимательно вслушиваться и всматриваться в окружающую природу, уделяя особое внимание четырем видам птиц, которых мы выбрали для наблюдения за приходом весны.

Когда вы увидите или услышите птицу одного из описанных видов, запомните или запиши дату и район, где вы ее увидели. Считать птиц не обязательно.

Вы можете проводить наблюдения рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Лучше всего наблюдать за птицами за городом, так как три из четырех видов редко встречаются в городе. Если вы городской житель, то можете сосредоточить свое внимание на стрижах.

Но что действительно важно – это не забыть внести свою информацию в предложенную анкету.

Какова цель проекта?

Основная цель нашего проекта – сбор информации о том, когда перелетные птицы возвращаются к местам своего гнездования. Даже отрывочные наблюдения, сделанные большой группой людей, дают ценные сведения о миграциях птиц, о том, какие изменения проходят в их путешествиях от года к году. Основное достоинство проекта «Весна идет!» заключается в ширине географического покрытия, а это достигается, благодаря огромному количеству участников, собирающих информацию по всей Европе.

По прошествии некоторого периода, когда будет собрано достаточно данных, можно будет уловить изменения в датах прилета, и, возможно, определить, как зависят ежегодные изменения даты прилета от изменений климата.

Как посмотреть результаты?

Полученные анкеты будут незамедлительно отправлены в Москву в Координационный центр Союза охраны птиц России. Там ваши наблюдения будут перенесены на сайт международного проекта «Весна идет!» (адрес сайта: www.). На этом сайте вы сможете посмотреть результаты двумя способами: на карте или в таблицах. Картина прихода весны, постоянно дополняемая информацией все новых и новых участников проекта, изменяется ежедневно. Результаты, приводимые в таблицах, обновляются в режиме реального времени. В них вы можете найти самую первую дату встречи птиц на всей территории Европы, а, выбрав свою страну, вы сможете увидеть дату первого прилета в нашей стране или в своем регионе. Войдя в раздел «Результаты», и выбрав «Таблицы», вы сможете увидеть, сколько сообщений о встречах этих птиц уже пришло из нашей страны или вашего региона.

Где и как мы собираемся использовать ваши данные?

Благодаря информации, которую вы собираете, BirdLife International может получить представление о численности птиц, возвращающихся с зимовок в Европу, датах их прилета и путях пролета. Мы не ставим перед собой задачи учесть всех птиц (она неразрешима), но учитывать часть популяции вернувшихся птиц одним и тем же методом реально и возможно.

Собранные данные можно использовать для анализа сроков прилета и путей пролета птиц. Результаты можно проанализировать отдельно в разных географических масштабах: для Европы в целом, для европейской части России или отдельного ее региона. Кроме того, ежегодное картирование встреч отдельных видов птиц поможет составить детальную картину их прибытия.

Изготовьте гнездовой домик для черного стрижа

Главным делом, которым мы можем помочь птицам – это развешивание гнездовых домиков. Обычно их называют скворечниками, что не совсем правильно. Кроме домиков для скворцов можно сделать жилища для многих других дуплогнездников, даже для черных стрижей. Вы имеете возможность изготовить такое искусственное гнездовье для стрижа сами. Для его изготовления потребуются плотницкие инструменты, карандаш, линейка, гвозди и сухие доски из любой породы дерева. Вполне пригодны и старые доски, лишь бы они не были гнилыми. Сначала заготовьте, по приведенным рисункам и чертежам, основные части (стены, дно, крышку, прикрепительную планку) домика и только после этого начинайте сколачивать гнездовье. Изготовленные конструкции подвешиваются как на здания, так и на деревья (но тоже вблизи жилья человека) на высоте не менее 7 метров над землей (рис.).


Попытайтесь разгадать некоторые тайны перелетных птиц

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вам вопросы.

На все вопросы отвечать не обязательно. Выберите вопросы, которые больше всех интересны вам.

Белый аист

· Как отличить молодую птицу от взрослой?

· Чем питаются аисты?

· Гнездо белого аиста (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда белые аисты улетают на зимовку?

Деревенская ласточка

· Как отличить молодых птиц от взрослых?

· Чем питаются ласточки?

· Гнездо ласточки (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое? Чем отличается гнездо деревенской ласточки от городской?)

· Куда деревенские ласточки улетают на зимовку?

Обыкновенная кукушка

· Чем питаются кукушка и какая её роль в природе?

· Как у кукушки проходит гнездовой сезон?

Черный стриж

· Чем питаются стрижи?

· Гнездо стрижа (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Где собирают строительный материал? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда кукушки улетают на зимовку?

Помогите птицам: вопросы-ответы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УГРОЖАЕТ ЛИ КАКАЯ-ТО ОПАСНОСТЬ ПТИЦАМ, ВЫБРАННЫМ ДЛЯ ПРОЕКТА «ВЕСНА ИДЕТ!»?

Хотя все описанные виды – это обычные для Европы птицы, а их популяции многочисленны и широко распространенные, все же в некоторых случаях им может угрожать опасность. Например, популяция белого аиста претерпела значительные сокращения во второй половине 20 столетия. Основными причинами этого было осушение заболоченных участков, использование пестицидов в сельском хозяйстве и глобальное изменение климата.

ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТО ОДНАЖДЫ ВСЕ ЭТИ ПТИЦЫ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ЕВРОПЫ?

Если люди не будут должным образом заботиться об этих легко узнаваемых и интересных птицах и местах их обитания, в один прекрасный день они могут исчезнуть из наших городов и поселков. Расширение сельскохозяйственных угодий, осушение заболоченных участков и изменение климата также могут серьезно повлиять на широко распространенные виды птиц Европы. Если мы и в будущем хотим любоваться красотой и неповторимостью диких птиц, их необходимо охранять и помогать им в настоящее время.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ ЭТИМ ВИДАМ ПТИЦ?

Каждый человек, в соответствии с его возрастом и навыками, может помочь птицам. Можно принимать участие в специальных программах, направленных на сохранение отдельных видов птиц, можно строить искусственные гнездовья или подкармливать птиц в тяжелые для них периоды жизни.

Архив новостей проекта «Весна идет!»

Итоги проекта "Весна идет!" за 2006 год

Завершился первый этап нового для России проекта «Весна идет!». В период его проведения дети, а также их родители и учителя всей Европы и европейской части России наблюдали за прилетом мигрирующих птиц, а с ними и приходом весны в их страны. Все четыре вида, выбранных для проекта, а именно белый аист, кукушка, стриж и деревенская ласточка, проводят зимние месяцы на африканском континенте, и только с наступлением периода миграции возвращаются в Европу. Первыми их встречали жители Испании и Португалии, а затем продвигающихся все севернее и севернее птиц отмечали жители средней и северной Европы и, наконец, их встретили жители России.

Из 47 приглашенных участвовать в проекте стран наиболее активными участниками стали жигосударства. Среди них Испания, Болгария, Турция, Ирландия, а также наши соседи Республика Беларусь, Литва и Латвия. Из этих стран пришло от 150 до 300 и более сообщений. Немного отстаем от них мы, жители России. Тем не менее, радует широкий географический охват присланных сообщений. В наблюдении за прилетом птиц участвовали жители от Республики Дагестан и Брянской области до Мурманской области и Ненецкого автономного округа. Очень активными оказались школьники Республики Карелия.

В итоге мы имеем следующее. В учете мигрирующих птиц приняли участие жиобластей, республик и автономных округов европейской части России. Всего они прислали около 170 сообщений, большая часть которых пришлись на кукушку и деревенскую ласточку – наиболее узнаваемых птиц нашего региона.

Итоги проекта "Весна идет!" за 2007 год

В этом году перелетных птиц встречали дети и взрослые уже 37 стран Европы. Всего они прислали более, чем в 4 раза больше сообщений, чем в предыдущий год. Если в 2006 г. их число равнялось 3987, то в 2007 г. их количество достигло 16277 сообщений. В целом по Европе в лидерах по количеству присланных сообщений оказались Ирландия, Польша и Италия. Долгое время третье место занимала Россия, но потом мы передвинулись на четвертую позицию. На долю трех первых стран пришлось основное количество сообщений – более 11000. Более полутысячи сообщений прислали Россия, Болгария и Украина. Больше всего сообщений пришлось на деревенскую ласточку – 5747 встреч. Погодные условия были очень теплыми, и по результатам проекта в среднем по Европе птицы прилетели на 13 дней раньше, чем в предыдущий год.

Общее количество сообщений, присланных российскими участниками проекта в этом году, достигло 897, а в его осуществлении приняли участие 21 область и республика России. Самыми активными российскими участниками проекта оказались жители Калининградской области , которые прислали 663 сообщения (или 74 % всех российских сообщений). Приятно отметить присоединение к проекту таких республик, как Дагестан, Татарстан , Марий-Эл, Удмуртия .

Самыми ранними были сообщения о встречах аистов – в Калининградской области их впервые отметили 1 марта . Несмотря на казалось бы всеобщую узнаваемость кукушки по голосу, по широте географического охвата первыми оказались ласточка и стриж. По количеству присланных сообщений лидировал аист, а за ним – по убывающей шли ласточка, кукушка и стриж.

Проект "Весна идет!" открыл сезон 2008

Мы открываем новый сезон проекта "Весна идет!". Несмотря на то, что в большинстве стран Европы еще стоят зимние холода, первых ласточек уже видели в Испании, Португалии и на Кипре. А это верный признак того, что весна уже не за горами! Давайте встречать ее все вместе!

Познакомьтесь поближе с видами

Белый аист

Белый аист – это высокая черно-белая птица с длинной шеей, высокими красными ногами и большим прямым красным клювом. Белое оперение головы, шеи и тела контрастирует с черным оперением крыльев, отливающим красным и зеленым цветом. Его коричневые глаза окружены окологлазничным кольцом черного цвета.

Аистов легко заметить по очень характерному для них звуку: пара одновременно стучит клювами, как будто стучат двумя толстыми деревянными палочками.

Легче всего увидеть этих птиц на гнезде, кроме того, их можно встретить на влажных лугах или недавно убранных полях.

Гнезда аистов очень большие, построены они высоко над землей, откуда открывается хороший обзор окружающей местности.

В европейской части России, так же как и в Европе, аистов можно видеть с марта по август. Отдельных птиц можно увидеть еще и в октябре, но, чаще всего, это ослабленные птицы.

К сожалению, белых аистов можно увидеть не в каждой европейской стране. На протяжении последнего столетия число возвращающихся с зимовки птиц год от года сокращается. Основными причинами этого явления считаются изменение климата и сокращение водно-болотных угодий – мест обитания белых аистов.

Деревенская ласточка

Деревенская ласточка – это маленькая птица с иссиня-черной спинкой, охристым горлышком, белым брюшком и длинным раздвоенным хвостиком, напоминающим двузубую вилку. На фоне неба она выглядит почти полностью черной. Но все равно ее легко узнать по раздвоенному хвосту и легкому скользящему полету.

Сидя на проводах, ласточки щебечут, поворачиваясь в разные стороны. Ранним утром их громкое щебетание может даже разбудить вас. На европейский континент они возвращаются весной для того, чтобы свить гнездо, вывести и выкормить своих птенцов. В России вы можете их встретить с мая по сентябрь.

Как отличить деревенскую ласточку от стрижа?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от стрижа, ласточка при движении сгибает крылья, а ее хвост имеет длинные косицы. Запомните, что деревенские ласточки встречаются, в основном, в сельской местности, а стрижи – в городах.

Хотя ласточки – птицы обычные, и их численность в Европе стабильна, тем не менее, помните, что вред, наносимый окружающей среде и местам их обитания, может привести к их исчезновению с нашего континента.

Обыкновенная кукушка

Обыкновенная кукушка – это птица величиной с голубя с пепельно-серой верхней частью и брюшком, покрытым грязно-белыми пятнами. Они очень пугливы и скрытны, и увидеть их удается немногим. Если вам повезло, и вы встретили в лесу кукушку, то, вероятнее всего, она покажется вам темной птицей обтекаемой формы, быстро летящей над лесной поляной. Гораздо легче услышать кукушку. И если вы услышали характерное «ку-ку, ку-ку», это означает, что самец кукушки извещает о своем прилете и зовет самку присоединиться к нему.

Кукушка достаточно обычна повсюду: в лесу, на открытых пространствах и на склонах гор. Знаете ли вы, что кукушки не строят своих собственных гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? Обычно кукушонок вылупляется первым и выбрасывает из гнезда остальные яйца и птенцов.

Численность кукушек в Европе большая, и их популяция достаточно стабильна, тем не менее, следует отметить, что численность птиц в странах западной Европы сокращается, особенно заметно – во Франции.

Черный стриж

Черный стриж – это темно-коричневая птица, но на фоне неба он кажется почти черним. У него длинные серповидные крылья и короткий раздвоенный хвост. В полете вы можете спутать его с ласточкой, но стриж, в отличие от ласточки, на лету никогда не складывает крылья. Его невозможно увидеть сидящим. Гнезда стрижей, как правило, спрятаны под крышами, и они стремительно влетают туда и вылетают. Среди всех птиц стрижи выделяются как по своей способностью выживать в неблагоприятных условиях, так и по продолжительности жизни, они могут доживать до 21 года, для такт маленьких птиц это очень много!

Летним днем посмотрите высоко в небо, там вы сможете увидеть группы птиц, с резким криком стремительно летающих над крышами домов – это стрижи. В отличие от ласточек, они никогда не присаживаются для отдыха. Стрижи великолепно летают и проводят в воздухе почти все свое время, они даже спят на лету! Садятся они только у своего гнезда.

Проще всего стрижей наблюдать в городской черте, где они сооружают свои гнезда в щелях и вентиляционных отверстиях, а иногда – в специально вывешенных для них гнездовых ящичках.

Как отличить стрижа от ласточки?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от ласточки, он никогда не складывает их в полете. Хвост стрижа более широкий и более короткий. Помните, что стрижа проще всего увидеть в городе, а ласточку – в сельской местности.

Популяция стрижей в Европе очень большая и стабильная.

Пожалуйста, пришлите свой отчёт до 5 мая в Лабораторию экологии КОДЦЭОиТ (, каб.18, Калининград, 236006). Консультацию Вы можете получить по тел./, электронной почте *****@***ru (, методист).

Издано

при поддержке:


Форма отчёта

Отчёт о проведении проекта «Весна идёт!»

Пожалуйста, добавьте ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (см. форму в пособии)

ОЧЕРК

Пожалуйста, дайте развёрнутое описание вашей работы со школьниками по проекту «Весна идёт!» в форме статьи в газету.

v Очерк должен составлять 1-3 стр. печатного текста.

v При составлении очерка Вам могут помочь вопросы и таблицы, приведённые ниже, но не ограничивайтесь ими. Если Вы не использовали какие-либо задания, просто пропустите соответствующие вопросы отчёта.

v Помните, что Ваш очерк должен быть интересным и занимательным, вдохновлять других людей последовать вашему примеру! Постарайтесь приложить иллюстративные материалы – рисунки, фотографии и любые творческие результаты работы.

v Какие классы и сколько человек принимало участие в акции?

2. Что вы сделали для изучения и сохранения перелетных птиц?

* Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

* Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

Кроме письменных наблюдений принимаются любые творческие результаты пропаганды (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

1. Что Вы сделали для изучения прилёта птиц?

v Где проводили наблюдения? Укажите населенный пункт.

v Как долго Вы наблюдали за прилётом птиц (укажите даты)?

v Каков ваш главный вывод и впечатления о проведенных наблюдениях?

v Какие виды из встреченных вами наиболее обычны и многочисленны? Какие виды птиц и почему нуждаются в помощи?

Приложите любые творческие результаты (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

2. Что Вы сделали для охраны птиц весной?

v Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

v Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

В своём отчёте не забудьте поблагодарить тех людей, которые помогали Вам.

Пожалуйста, ПРИЛОЖИТЕ анкеты по наблюдениям за перелетными птицами

«Наблюдение за поведением птиц осенью»

Педагогическая цель: Продолжать формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах; учить различать птиц по способу их питания; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодное время года; упражнять в правильном употреблений наречий и времени; развивать ловкость, быстроту реакций; умение действовать по сигналу.

Целевые ориентиры образовани я: проявляет интерес к птицам, особенностям их жизни; различает птиц по внешнему виду; правильно произносит слова и звуки; инициативен в разговоре; способен к целенаправленному наблюдению за объектами; проявляет интерес к трудовым поручениям; творчество в самостоятельной игровой и двигательной деятельности.

Осваиваемые образовательные области :

Социально - коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Средства реализации : спортивное оборудование; атрибуты для игр; грабельки.

Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за поведением птиц.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Беседа с детьми

Обратить внимание детей на то, что птиц становится всё меньше и меньше. Отметить, какие птицы чаще встречаются, а каких совсем не видно. Назвать перелётных и зимующих птиц, рассказать о причинах их отлёта. Продолжая рассказ о птицах, пояснить, что вечером голоса птиц становятся всё тише и тише, потому что готовятся ко сну (одни находят укромные места для ночёвки, другие прячутся в гнёздах или на ветвях деревьев).

Вопросы

Как изменилась жизнь птиц с приходом осени ? (Корма для птиц становится всё меньше, начинает холодать – птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлёту)

Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. Летом для птиц достаточно корма, они выводят и выкармливают птенцов. Осенью птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Что происходит осенью с кормом для птиц? Корма для птиц становится всё меньше и меньше: сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

С чем связаны сроки отлёта насекомоядных и зерноядных птиц осенью? Насекомоядные улетают раньше. Так как исчезают насекомые, и птицам нечем питаться. Затем улетают зерноядные. Птицы, которые едят плоды, семена, зёрна.

Почему осенью птиц становится мало? С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и начинают исчезать насекомые.

Как птицы готовятся к отлёту? Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полётом.

Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц? Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.

Какие птицы позже всех улетают на юг? Утки, гуси – водоплавающие птицы, улетают последними, пока не замёрзли водоёмы им есть чем питаться.

Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелёте на юг? Журавли летят клином - углом. Цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом.) некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие – насекомоядные птицы – летят скученной стаей.

Предложить детям собраться вместе для «перелёта»; построиться клином, прямой линией и т. д.

Рассказать об отлёте журавлей осенью. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удаётся увидеть как передовой журавль - вожак - меняется местами со своим соседом. Один из них полетает под другого и занимает его место.

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край

Исследовательская деятельность.

Предложить детям рассмотреть карточки - схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, косяк, хаотично, скученно расположенные птицы. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка - схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель : воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь»

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч одному из игроков, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде. На слово «огонь» - отбросить. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Подвижные игры

«Гуси – лебеди»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием, в ловле. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. Согласовывать слова с игровыми действиями. Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.

«Затейники»

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

Подвижные игры по выбору детей.

Самостоятельные игры детей.

В наше время многие горожане могут прожить жизнь, так и не заметив ежегодных перелетов птиц. Но еще в недавнем прошлом, когда связь человека с природой была более тесной, перелеты птиц не оставались незамеченными. Были люди, которые регулярно следили за странствиями птиц и пытались понять их причины. Долгое время наблюдения ограничивались подсчетом пролетающих птиц. Выбрав удобное место, наблюдатель определял, какие птицы летят и сколько их. Обычно удается просматривать полосу шириной 60-500 м, в небе мелких птиц можно видеть на высоте до 150-250 м. Способ подсчета видимых пролетающих птиц (визуальные наблюдения) широко применяется и ныне. Существуют национальные и международные комиссии, координирующие эту работу.

Последуем за одним из наблюдателей. Первая задача - выбрать место наблюдения, где пролет птиц наиболее велик. Как правило, это берег водоема, ущелье, цепь островов, мыс, коса - место, где рассеянно летящие стаи птиц концентрируются в узкий поток. На территории СССР есть много таких мест, но, пожалуй, самое интересное - Куршская коса. В хороший пролетный день за первые четыре часа после восхода солнца над ней проносится около миллиона птиц!

Наблюдения начинают с рассвета. Еще в сумерках слышны в небе крики дроздов, в кустах пощелкивают зарянки - кончается ночной пролет, которого мы не видим. Иногда можно услышать шум летящей стаи гусей. Чуть рассветет, и вокруг начинают взлетать отдельные птицы - сойки, голуби, вороны, несколько позже - мелкие воробьиные птицы. Они перекликаются и собираются в стайки, которые куда-то перелетают. Вооружившись биноклем, наблюдатель следит за ними, определяет вид, подсчитывает, записывает.

Вскоре в небе проносятся первые стаи голубей - вяхирей и клинтухов. Сначала пролетают группы по 5-15 птиц, а потом стаи в 100-1000 птиц. Над самыми деревьями и кустами стремительно проносятся, рассыпавшись широким веером, стаи скворцов. Сойки, издавая резкие крики, проскакивают поодиночке открытые пространства между деревьями. Галки, вороны и грачи появляются сначала маленькими группами, а затем рыхлыми, беспорядочными стаями. Изредка проносятся группами гагары, узкие и стремительные, словно реактивные самолеты. Утки пролетают вдоль берега косыми, неровными шеренгами, а чайки тянутся разорванной лентой.

После восхода солнца появляются первые стаи юрков. Зяблики летят еще позднее. Лишь после их появления пролет приобретает свой обычный вид. Отдельные стаи зябликов постепенно сливаются в непрерывный поток, он становится многоярусным, уже невозможно сосчитать летящих птиц, и наблюдатель оценивает их количество на глаз. В пролет включаются стремительные стаи чижей, кусты и деревья переполняются синицами, под ногами проскакивают бесчисленные корольки, наполняя уши тончайшим звоном. Хищники, не спеша, кружат в этой сумятице, перепелятники изредка молнией прошивают кусты, хватая зазевавшихся птиц. До сотни видов птиц летит одновременно, образуя мощный поток. Пролет длится до полудня, а иногда и до самого вечера.

Конечно, наблюдать захватывающую картину пролета птиц очень увлекательно, но все же визуальный метод наблюдения очень несовершенен. Достаточно трассе пролета переместиться немного в сторону, и над наблюдателем за весь день пролетит всего несколько десятков птиц. Очень уж мал обзор, да и подсчет птиц - далеко не легкое занятие. Точность подсчета тоже невелика, многое зависит от способностей наблюдателя.

И в высоту наблюдатель видит очень недалеко. Большинство птиц летит днем на высоте 30-300 м, но некоторые гораздо выше - до 5 км, а в отдельных случаях еще выше. Летчики встречали гусей, грифов, веретенников на высоте 6,5 км. Гусям принадлежит своеобразный рекорд высоты: над Гималаями их видели на высоте 9 км! Человек на высоте более 4 км с трудом переводит дыхание и страдает от сильного холода, а птицы, видимо, не ощущают особых неудобств.

Мелких птиц, летящих выше 250 м, человек не видит, а их довольно много. При попутном ветре птицы летят очень высоко, а при встречном - низко. Человеку кажется, что при попутном ветре летит меньше птиц.

Птицы разных видов летят с неодинаковой скоростью. Некоторые виды птиц летят со скоростью всего 25-30 км в час, а стрижи - до 100 км. Крупные птицы летают не быстрее мелких. Например, ястреб-перепелятник пролетает за час 41 км, ласточка-касатка - 44, ворона - 50, чайка (клуша) - 50, чиж - 51, зяблик - 52, луговой конек - 53, клест - 60, галка - 62, скворец - 74 км.

Несмотря на несовершенство визуальных наблюдений, до начала 50-х годов нашего столетия они были незаменимы, да и сейчас в комплексе с другими способами изучения перелетов приносят пользу. Но теперь есть еще один очень важный метод - наблюдения с помощью радара (рис. 2).

Данных о начальном этапе ночного ритма миграционной активности птиц в литературе встречается мало. Парслоу (Parslow 1962, 1969) на основании радарных наблюдений в Южной Англии показал, что старт мелких насекомоядных видов птиц (славки, мухоловки, пеночки и др.) отмечался через 35-45 мин после захода солнца. Те же сроки начала ночной активности были отмечены и рядом других исследователей (Nisbet et al. 1963; Casement 1966). Применение метода радиотелеметрии позволило довольно точно определить сроки старта одиночных дроздов (Cochran et al. 1967). Наконец, Хэбард (Herbard 1971) наблюдал взлетающих птиц с помощью бинокля в луче прожектора, освещающего слой воздуха над вершинами деревьев. Полученные данные о сроках начала ночной миграции полностью совпадают с результатами радарных наблюдений.
По другим аспектам стартового поведения данные фактически отсутствуют. Лишь в нескольких работах обсуждается влияние погодных факторов на начальный период ночного полёта (Drury, Keith 1962; Drury, Nisbet 1964; Evans 1966; Nisbet, Drury 1967; Bellrose 1967; Большаков, Резвый 1971).
Настоящее исследование проводилось с целью более детального изучения рассматриваемого вопроса. Работа велась весной 1971 года на стационаре, расположенном на южном берегу Финского залива в районе станции Старый Петергоф.

Методика и материал

Наблюдения проводились в течение 49 дней (17 апреля – 3 июня 1971) в двух постоянных точках. Один наблюдательный пункт находился на небольшом поле площадью около 0.5 км2, расположенном посредине старого парка, а другой – на берегу залива. Топографические и кормовые особенности этой местности способствовали повышенной концентрации на ней ночных мигрантов и создавали благоприятные условия для регистрации их поведения. Наблюдения велись визуально в течение 2.0-2.5 ч и начинались обычно до захода солнца.
В результате проведённой нами работы был собран материал по начальному периоду ночной миграции у 18 видов птиц: Cuculus canorus, Caprimulgus europaeus, Crex crex, Muscicapa striata, Phylloscopus trochilus, Phylloscopus collybita, Ficedula hypoleuca, Turdus pilaris, Turdus viscivorus, Turdus merula, Turdus iliacus, Turdus philomelos, Erithacus rubecula, Luscinia luscinia, Oenanthe oenanthe, Lanius collurio, Sylvia curruca, Sylvia atricapilla. Однако приводимый ниже анализ поведения относится в основном к 4 видам ночных мигрантов, данные по которым наиболее многочисленны: Ph. trochilus, E. rubecula, T. philomelos, T. iliacus.

Результаты наблюдений

На основании полученных данных в начальном периоде ночной миграции можно выделить два основных этапа – предстартовый и стартовый: первый отражает поведение мигрантов на земле, а второй – после взлёта. Начало предстартового периода связано с прекращением двигательной и кормовой активности в период захода солнца. Вскоре после этого подвижность птиц резко усиливается, и они вылетают на наиболее открытые места (опушки леса, окраины полей, одиночно стоящие деревья и группы кустов). Происходит перераспределение мигрантов по территории (вторая фаза предстартового поведения). Примечательно то, что эти перемещения носят не случайный характер, а ориентированы приблизительно в направлении предстоящего полёта.
При изрезанности линии побережья это особенно хорошо заметно. Последняя фаза предстартового поведения характеризуется двумя новыми особенностями. Во-первых, птицы часто взлетают на вершины деревьев и кустов и некоторое время (10-15 с) сидят там неподвижно. При этом они часто принимают характерную позу, так что создаётся впечатление, что птицы осматривают определённый сектор неба в направлении их миграции. Такие «осмотры» проводятся одной и той же особью по нескольку раз, причём птица часто может менять место наблюдения. Во-вторых, в это время иногда наблюдаются своего рода «ложные старты», когда птицы взлетают с деревьев, пролетают некоторое расстояние над водой (до 100-150 м) и вновь возвращаются на берег. Кроме того, у целого ряда видов птиц в это время наблюдается сильно выраженная голосовая «перекличка» (Muscicapa striata, Erithacus rubecula, Phylloscopus trochilus, Ph. collybita, Turdus pilaris, T. iliacus, T. philomelos).
Формы стартового поведения мигрантов очень разнообразны: одни особи исчезают из поля зрения, перемещаясь низко над водой, другие сразу начинают двигаться под разными углами к горизонту, третьи некоторое время кружатся над берегом и лишь после этого начинают лететь в определённом направлении.
Для большинства стартующих особей Phylloscopus spp. отмечена своеобразная форма стартового полёта («бабочка»), когда птица, кроме поступательного движения вперёд, колеблется в горизонтальной плоскости относительно главной линии полёта посредством постоянных, но кратковременных изменений ориентации оси тела. В некоторых случаях наблюдается явление набора высоты и только после этого птицы «ложатся» на определённый курс. Большинство рассматриваемых видов птиц стартует в одиночку и только некоторые общественные ночные мигранты (Turdus pilaris, Turdus iliacus, Muscicapa striata) взлетают группами разной величины.
В случае, если старт не имел места, можно говорить о послестартовом периоде, характеризующемся перемещениями птиц в поисках места ночёвки.

Все фазы предстартового и стартового периодов приурочены к определённому времени после захода солнца. Однако промежуток времени между моментом местного захода солнца и той или иной фазой поведения постепенно изменяется от начала к концу сезона (см. рисунок). Среднее время старта увеличивается от 45±2.51 мин во второй декаде апреля до 85±5.47 мин в третьей декаде мая. Подобная закономерность не является результатом видовых различий в сроках стартового поведения, а отражает сходство реакций разных видов птиц (и отдельных особей) на изменяющиеся внешние условия. В большинстве работ других авторов отмечается, что время старта зафиксировано и составляло в среднем 35-45 мин после захода солнца (Nisbet et al. 1963; Parslow 1962, 1969; Casement 1966; Herbard 1971). На наш взгляд, такое различие в результатах вполне закономерно. Наблюдения показали, что стартовое поведение птиц приурочено к определённому уровню освещённости. Все указанные работы проводились южнее 50° северной широты, где продолжительность вечерних сумерек в течение года не изменяется. В условиях же Ленинградской области с увеличением длины дня весной удлиняется и сумеречный период, так что критическая граница уровня освещённости постепенно сдвигается. В соответствии с этим сдвигаются и сроки старта. Колебания в сроках протекания различных фаз поведения в течение нескольких последовательных дней определяются разными условиями облачности, вызывающими заметные изменения в уровне освещённости для одного и того же времени суток.
У видов рода Turdus наблюдается сильная стимуляция поведения посредством развитого звукового общения. Имитация поведения у дроздов настолько велика, что можно говорить о «психическом аспекте» стартового поведения, который в большинстве случаев необходим, а иногда и достаточен для начала ночного полёта. По этой причине некоторые стаи дроздов могут взлетать несколько раньше средних сроков, а одиночные особи стартуют обычно позже или вообще не начинают ночной полёт.
Стартовое поведение не имеет места при сплошной облачности, плохой видимости, в дождливую и туманную погоду, сильно ограничивается скоростью ветра в приземном слое более 6-8 м/с (см. рисунок). Переменная облачность даже при отсутствии других ограничительных факторов значительно снижает число стартующих птиц. Кроме того, как показали специальные наблюдения за ночной миграцией птиц, улучшение погоды в более позднее время ночи не вызывает стартового поведения ни у одного из обсуждаемых видов птиц. С этим согласуются и данные, имеющиеся в литературе (Herbard 1971).

Заключение

Наблюдения за начальным периодом ночного полёта показали, что предстартовое перераспределение птиц по территории, а также «ложные старты» в большинстве случаев ориентированы в правильном миграционном направлении. Подобного рода поведение имеет место до появления в поле зрения наблюдателя первых звёзд. Таким образом можно предполагать, что ночные мигранты получают информацию о положении стран света ещё в светлое время суток.
Проведённые нами наблюдения подтвердили также, что стартовое поведение полностью подавляется сплошной облачностью (Большаков, Резвый 1971). Во всех случаях при полной облачности стартующие птицы не отмечались, несмотря на высокую численность мигрантов на побережье Финского залива.
Полученные данные свидетельствуют о функционировании у птиц во время старта только астрономической системы ориентации. Неясной остаётся способность мигрантов к ориентированным перемещениям в предстартовый период. Предполагается участие солнца в системе ориентационного поведения ночных мигрантов на данном этапе суточного ритма активности.

Литература

Большаков К.В., Резвый С.П. 1971. Влияние облачности и ветра на ночную миграцию птиц // Материалы симп. «Анализаторные системы и ориентационное поведение птиц». М.
Веllгоsе F. 1967. Radar in orientation research // Proc. 14th Intern. Ornithol. Conf. Oxford.
Casement M.B. 1966. Migrations across the Mediterranean observed by radar // Ibis 108, 4: 461-491.
Cochran W.W., Montgomery G.G., Graber R.R. 1967. Migratory flights of Hylocichla thrushes in spring: a radiotelemetry study // Living Bird 6: 213-225.
Drury W.H., Keith J.A. 1962. Radar studies of song-bird migration in coastal New England // Ibis 104, 4: 449-489.
Drury W.H. Jr., Nisbet I.С.Т. 1964. Radar studies of orientation of song-bird migrants in southeastern New England // Bird-Banding 35, 2: 69-119.
Evans P.R. 1966. Migration and orientation of passerine night migrants in North-East England // J. Zool. (London) 150, 3: 319-348.
Herbard J.J. 1971. The nightly initiation of passerine migration in spring: a direct visual study // Ibis 113, 1: 8-18.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr., Baird I. 1963. Weight-loss during migration // Bird-Banding 34, 3: 107-138.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr. 1967. Orientation of spring migrants studied by radar // Bird-Banding 38, 3: 173-186.
Parslоw I.L.F. 1962. Immigration of night migrants into southern England in spring 1962 // Bird Migration 2: 160-175.
Parslow I.L.F. 1969. The migration of passerine night migrants across the English Channel studied by radar // Ibis 111, 1: 48-79.

К.В. Большаков, С.П. Резвый.

Второе издание. Первая публикация в 1975 г . Большаков К.В., Резвый С.П. 1975. Наблюдения за поведением птиц в начальный период ночного миграционного полёта // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 9: 123-129.

Источник
Русский орнитологический журнал 2017, Экспресс-выпуск 1515. стр. 4431-4435.

Larvivora akahige (Temminck, 1835). Японская зарянка похожа на обыкновенную малиновку, но массивнее, тяжелее, хвост шире и короче. Передняя часть и бока груди, а также бока тела аспидного цвета. Селится в темных участках смешанных лесов, с кустарнико...

Muscicapa dauurica (Pallas, 1811). Средних и небольших размеров мухоловка, буроватой или рыжеватой окраски, без продольных пестрин, снизу преобладает белый цвет. Только у этой мухоловки из всех «серых» мухоловок не развиты пестрины на брюшной стороне...

Spinus spinus (Linnaeus, 1758). Чиж - мелкая птица, немного крупнее пеночки. Окраска самца состо­ит из сочетаний черного, зеленого и желтого. У самки окраска менее контрастна, и в первую очередь заметно отсутствие сплошной черной шапочки, верх головы...

Saxicola caprata (Linnaeus, 1766). Черный чекан обращает на себя внимание как своей контрастной окраской. Преобладающая окраска самца блестяще-черная. Пятна на крыльях вдоль предплечья, надхвостье, подхвостье и брюшко белые. В свежем оперении довольн...

Melanocorypha yeltoniensis (Forster,JR, 1768). Черный жаворонок по размерам крупнее скворца. Плотного телосложения, с длинными крыльями, не достигающими конца довольно длинного хвоста. По окраске черный жаворонок резко отклоняется от обычного типа «ж...

Oenanthe finschii (von Heuglin, 1869). Черношейная каменка - довольно крупная, плотного телосложения каменка, с относительно короткими крыльями и толстым клювом, приспособленная к обитанию в условиях пустынь. Среди прочих каменок выбирает едва ли не...

Oenanthe hispanica (Linnaeus, 1758). Черноухая каменка - небольшая, стройная каменка. Самец чернопегий, самка серо-бурая. Хвост на большем протяжении белый, с неровным черным концом. Населяет каменистые места с выходами скал, живет у лёссовых обрывов...

Calliope pectoralis (Gould, 1837). Черногрудая красношейка ведет довольно скрытный образ жизни, только в брачный период самцы, теряя осторожность, поют совершенно открыто и благодаря громкой песне и бросающейся в глаза окраске становятся особенно зам...