Найди в тексте описание ледохода. Запиши. Кто звонко запел: «Пить - пойдём! Пить!»

10.08.2019 Виды

Вариант 2

Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Собирал я на болоте клюкву. Набрал полкорзинки, а солнце уже низ­ко: из-за леса выглядывает, вот-вот скроется.

Спина устала немножко, распрямился я, смотрю - пролетела цапля. Наверное, спать. Она на болоте давно живет, я ее всегда вижу, когда она пролетает.

Солнце уже зашло, а светло еще, небо на том месте красное-красное. Тихо вокруг, только кто-то кричит в камышах, не очень громко, а слыш­но далеко: «Ук!» Подождет немножко, и опять «Ук!».

Кто же это такой? Я этот крик и раньше слышал, только не обращал внимания. А сейчас мне как-то любопытно стало: может, это цапля так кричит?

Стал я ходить около этого места, где крик слышен. Близко совсем кричит, а никого нет.

Темно скоро будет. Пора домой.

Только немного прошел - и вдруг кричать перестало, не слышно больше.

Ага, - думаю, - значит, здесь! Притаился я, стою тихо-тихо, чтоб не спугнуть. Долго стоял, наконец, на кочке совсем рядом откликнулось: «Ук!» - и опять тишина.

Присел я, чтоб получше разглядеть, смотрю - лягушечка сидит и не шевелится. Маленькая совсем, а кричит так громко.

Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце.

Посадил я ее в карман, корзиночку с клюквой взял - и домой.

Г. Снегирев

Вопросы и задания

1. Где происходит действие? Подчеркните.

а) в лесу;

б) в поле;

в) на болоте.

2. Как бы вы озаглавили текст?

3. Определите жанр этого произведения. Подчеркните.

а) повесть; в) сказка;

б) рассказ;г) пьеса.

4. Разделите текст на части. Озаглавьте их.

5. Сформулируйте главную мысль текста.

6. Найдите сравнение в описании лягушки. Подчеркните.

7. Объясните значение выражений. Притаился - ...

. Солнце уже зашло - …..

За II полугодие

Поставьте точку в том месте, до которого вы дочитали через одну минуту.

Л. Н. Толстой

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.

Он вернулся только поздно вечером; он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была большая рыба. Когда он подлетал к дереву, он оглянулся,-нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

1.О ком или о чём рассказывается в данном тексте?

2.Какова тема произведения:

Об орлятах?

3.Как орёл накормил своих детей?

4.Разделите текст на части. Сколько частей будет в данном тексте?

5.Напишите, какими качествами характера обладал орёл.

6.Озаглавьте текст.

7.Перечислите другие произведения Л. Толстого.

Контрольная работа по литературному чтению

За II полугодие

М. Горький

Самое лучшее в мире-смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца-ночная тьма тихонько прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, а вершины гор улыбаются ласковой улыбкой-точно говорят мягким теням ночи:

Не бойтесь-это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

Приветствуем вас, владыка мира!

Доброе солнце смеётся: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрёпанные, их зелёные одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

Добрый день!-говорит солнце, поднимаясь над морем.-Добрый день, красавицы! Но-довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Дочитайте текст до конца. Ответьте на вопросы по тексту.

1.Определите тему произведения (о ком или о чём говорится в тексте). _

О начинающемся утре.

О природе.

О солнце.

2.Объясните выражение «вершины гор улыбаются ласковой улыбкой».

3.Объясните выражение «волны моря кланяются солнцу».

4.Выпишите сравнения из текста. Допишите своё сравнение.

5.Выпишите олицетворения. Допишите своё олицетворение.

6.Озаглавьте текст.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

В далёкие-далёкие времена ученики повсюду, в том числе и в России, писали на восковых «тетрадках». Воск же от жары, как известно, тает, растекается.

Правда, тетрадями их никто не называл. Это были просто деревянные дощечки, связанные шнурком в книжицу. Каждый деревянный «листок» напоминал маленькое корытце, залитое коричневым

или чёрным воском. Бедные, бедные тогдашние школьники! Каково им было готовить

уроки! К счастью, со временем дети стали писать в удобных бумажныхтетрадях из сложенных вчетверо и покрытых обложкой листов. Из-залистов, сложенных именно вчетверо, тетрадь и получила название«тетрадос», что как раз и значит «четвёртая часть».

Вот с бумажной фабрики на тетрадную прибыли рулоны бумаги. Такие громадные, что и с места не сдвинешь. Да и как на них писать? Чтобы на бумаге можно было писать, надо её разрезать на листочки, разлиновать, сшить, в обложку вложить.

Печатают тетради в клетку и в линейку на специальных тетрадных машинах. Мастера-линовщики устанавливают на них металлические ролики с выпуклыми линиями. Потом заливают в аппарат краску, и пошла работа.

Умные тетрадные машины не только разлинуют бумагу, но и разрежут на равные части, аккуратно сложат их и сошьют - скрепят листы и обложку.

Каждая машина работает так быстро, что рабочие успевают за смену изготовить на ней десятки тысяч тетрадей.

Вот какая долгая история у обыкновенной тетрадки, вот сколько ушло времени и труда, чтобы ты и миллионы таких, как ты, могли писать, считать - словом, учиться.

(А. Дитрих, Г. Юрмин)

1.О чём рассказывается в данном тексте? Отметьте правильный ответ знаком «+».

□ О том, почему тетрадку называют тетрадкой.

□ О том, как делают тетради.

□ О том, как работают машины, делающие тетради.

□ О том, какой путь проходит тетрадь.

2.Придумайте заголовок к этому тексту. ____________________________________

3.Запишите три вопроса к данному тексту. ___________________________________

________________________________________________________________________

4.Тетрадь не всегда выглядела так, как сейчас. Как она выглядела? Запишите.

5.Если к тексту добавить ещё один абзац, о чём бы вы в нём рассказали? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Из какой книги мог быть взят этот текст? Запишите.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Определите, какое из заданий показалось вам самым

Сложным ___________________________________________________________

самым лёгким____________________________________________________________

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Итоговая диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом). 4 класс.

Цель: определить уровень сформированности навыка осознанного чтения; выяснить уровень понимания содержания литературного текста; скорость умения читать текст «про себя»; умение ориентироваться в тексте; выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.

Работа выполняется в индивидуальном порядке одновременно всеми учащимися класса по вариантам.

На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок.

Проверка чтения «про себя»: по сигналу учителя дети начинают читать текст с заглавия в течение 1 минуты, по истечению времени учитель даёт сигнал «Стоп!» и учащиеся ставят галочку в тексте на месте остановки, после чего продолжают чтение текста до конца.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Замер чтения «про себя»:

менее 90 слов оценка «2»;

от 100 до 110 слов оценка «3»;

от 110 до120 слов оценка «4»;

от 120 и более слов оценка «5».

Тест

задания

Максимальное кол-во баллов

Кол-во баллов

1 - 6

1 - 2

Кол-во баллов

1 - 6

1 - 2

Каждый верный ответ - 1 балл.

Задание №11 в 1 варианте и №7 во2 варианте: 1 балл за каждый верный ответ. Максимальное кол-во баллов - 6.

Задание №13: 1 балл - ответ представлен не в полном объёме. 2 балла -

18-19 баллов оценка «5»;

11-17 баллов оценка «4»;

6 - 10 баллов оценка «3»;

менее 6 баллов оценка «2».

Примечание: наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.

Инструкция по проверке

задания

Ответы

1 вариант

С.Т. Аксаков

«Река Белая»

2 вариант

В.В. Путилина

«Тёплый хлеб»

рассказ

рассказ

о ледоходе, произведение о природе

перепёлка

весной

Между Колокольцами и Верхними Колокольцами

На реке начнёт таять и ломаться лёд.

Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками. А круглый, румяный, пышный.

на реке

маленькая, но рослая

желанный день и час

летом

корове

Песня перепёлки.

Дорога в Верхние Колокольцы.

Встреча со стариком.

Свежий хлеб.

Воспоминания о войне.

Запах тёплого хлеба.

3 1 4 2 6 5

разливом

Человек должен помнить добро (вариант ответа)

Лёд всё ещё шёл крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. …Лёд трескался, ломался...

запах тёплого хлеба

почти до верхушек деревьев

Мы - односельчане (вариант ответа)

Потоки весенней воды.

«Белая тронулась!»

Корова на льду.

Две собаки.

Ледоход.

Разлив.

5 3 1 2 4 6

Нужно любит и уважать людей (вариант ответа)

«Белая тронулась!»

Б Г

Не великое дело - великая помощь.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Свободные ответы детей.

Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя.

Свободные ответы детей.

Ответ представлен не в полном объёме.

Ответ содержит интересные мысли и оформлены полными предложениями, приведены аргументы или доказательства, иллюстрирующие выбор читателя. С помощью света и тени передавал Леонардо на картине всё многообразие реального мира.

Ученик __________________________________________________________

1 вариант

С.Т.Аксаков

Река Белая

Великим моим удовольствием было смотреть, как бегут по косогору мутные и шумные потоки

весенней воды мимо нашего высокого крыльца, а еще большим наслаждением, которое мне не

часто дозволялось, прочищать палочкой весенние ручейки. С крыльца нашего была видна река

Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: "Когда

же мы поедем в Сергеевку?" обыкновенно отвечали: "А вот как река пройдет".

И наконец пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно-радостным голосом сказал: "Белая тронулась!" Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда. Далеко уже уплыла поперечная дорога, и какая-то несчастная черная корова бегала по ней как безумная от одного берега до другого. Стоявшие около меня женщины и девушки сопровождали жалобными восклицаниями каждое неудачное движение бегающего животного, которого рев долетал до ушей моих, и мне стало очень его жалко. Река на повороте загибалась за крутой утес, и скрылись за ним дорога и бегающая по ней черная корова.

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а перепрыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и, позабыв бедную корову, сам смеялся вместе с другими. Собаки не замедлили оправдать общее ожидание и скоро перебрались на берег.

Лед всё еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: "Пойдем, соколик, в горницу, река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться". Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня. В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей.

С этого дня Белая сделалась постоянным предметом моих наблюдений. Река начала выступать из берегов и затоплять луговую сторону. Каждый день картина изменялась; и наконец разлив воды, простиравшийся с лишком на восемь верст, слился с облаками. Налево виднелась необозримая водяная поверхность, чистая и гладкая, как стекло, а прямо против нашего дома вся она была точно усеяна иногда верхушками дерев, а иногда до половины затопленными огромными дубами, вязами и осокорями, вышина которых только тогда вполне обозначалась; они были похожи на маленькие, как будто плавающие островки.

1 вариант

Прочитай текст «Река Белая». Выполни задания.

А рассказ

Д легенда

О чём зто произведение? Запиши ответ.

_____________________________________________________________________________________________

3. Когда происходили описанные события?

4. Как ты понимаешь слова река вскроется ? Запиши ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Где происходили описанные события?

А на поле

В на огороде

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какому животному сочувствовали люди?

8. Чем сменился ледоход?

Б разливом

В снегопадом

9. Найди в тексте описание ледохода. Запиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. На какую высоту поднялась вода? Найди ответ в тексте. Запиши.

___________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

Ледоход.

Корова на льду.

1 Потоки весенней воды.

__ «Белая тронулась!»

Две собаки.

Разлив.

12. Какой заголовок может подойти к этому рассказу?

__ «Желанный день»

__ «Весенний ледоход»

__ «Белая тронулась!»

Ученик ___________________________________________________________________

2 вариант

В.В.Путилина

ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ

Под окошком звонко и настойчиво звали: «Пить-пойдем! Пить-пойдем! Пить!» Я спросила свою

хозяйку Марусю про птицу. Маруся ответила:

Да как же вы не знаете? Это перепёлка приглашала вас чай пить, - и засмеялась.

А Марусина дочка Оля строго посмотрела на меня. Взгляд у Оли пристальный и внимательный. Я ни разу не видела, чтобы Оля улыбнулась за всю неделю, что живу у них в Колокольцах. Маруся снова засмеялась:

Приглашала вас перепёлка чай пить. Приглашала, да не знала: хлеба-то у нас нет. А как же без хлеба за стол садиться?

И послала Олю в магазин в Верхние Колокольцы. Я тоже пошла с Олей за хлебом. Мы долго шли с Олей по лугу. И вдруг дорога оборвалась. С одной стороны речка, с другой - длинный и глубокий ров.

Надо прыгать, - сказала Оля. Лет Оле хотя и немного, но она рослая. И ноги у неё длинные, послушные. Мигом перенесли её через ров и крепко поставили на землю. Я перепрыгнула вслед за ней. Навстречу нам шёл старик. Высокий, чуть сгорбленный. На голове соломенная шляпа с огромными полями от солнца. Шёл он медленно, опираясь на палку.

Здравствуйте! - сказали мы с Олей старику, когда поравнялись с ним.

Моё почтение! - ответил он. Снял шляпу и раскланялся с нами.

Скоро мы с Олей добрались до Верхних Колокольцев и купили хлеба. Здешний хлеб не был похож на городской. Не маленькими твёрдыми кирпичиками, а круглый, румяный, пышный. Я несла его в закрытой сумке, а тёплый хлебный запах вырывался наружу.

Ух, как пахнет! - радовалась Оля. И отщипнула кусочек.

Ей захотелось есть. Да и мне тоже. И мы пошли быстрей, хотя было жарко. Мы перепрыгнули через ров. За высоким земляным валом мы увидели нашего знакомого старика. Он сидел у стёжки, опустив голову.

Отдыхаете, дедушка? - спросила я.

А, - махнул он огорчённо рукой. - Забыл хлеба купить. Теперь возвращаться надо.

Вот беда, - посочувствовала я вслух и пошла следом за Олей. Она торопилась домой. Там ждёт нас затенённый двор, где не палит солнце.

Погоди, Оля, - остановила я её. - Давай вернёмся. Отдадим старику свой хлеб. А себе сходим ещё купим.

Отдадим? - испугалась Оля. - Это же наш хлеб. А дедушка - чужой. Разве чужим отдают своё?

Отдают, - сказала я. - В войну меня чужие люди кормили. Я тогда была такой маленькой, как ты.

А когда жалеешь человека, он уже не чужой.

Возьмите, дедушка, - вдруг проговорила она. - Вы не чужой, вы свой.

И она улыбнулась неожиданно, как-то неумело.

Старик взял круглый хлеб, полюбовался им и сказал:

Тёплый хлебушка. Спасибо вам, люди добрые!

Ешьте на здоровье, - сказала я.

На здоровье, - повторила и Оля.

А по лугу разносился запах тёплого хлеба. Самый драгоценный запах на земле.

2 вариант

Школа __________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________

Фамилия _______________________________ Имя _________________________

Прочитай текст «Тёплый хлеб». Выполни задания.

Определи жанр этого произведения и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А рассказ

Д легенда

2. Кто звонко запел: «Пить - пойдём! Пить!»?

А хозяйка

В перепёлка

Д жаворонок

3. Где происходила описанная история?

А в Колокольцах

Б в Верхних Колокольцах

В между Колокольцами и Верхними Колокольцами

4. Какой был хлеб? Найди описание и запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.. Какой была девочка Оля? Как о ней говорится в рассказе?

А маленькая и весёлая

Б маленькая, но рослая

В маленькая и грустная

6. Когда происходили описанные события?

7. Восстанови план рассказа. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

Встреча со стариком.

1 Песня перепёлки.

Свежий хлеб.

Дорога в Верхние Колокольцы.

Запах тёплого хлеба.

Воспоминания о войне.

_______________________________________________________________________________________________________

9. Какой самый драгоценный запах на земле?

А запах цветов

Б запах мёда

В запах тёплого хлеба

Г запах дорогих духов

10. Объясни слова Оли: «Вы не чужой, вы свой». Запиши.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какая главная мысль этого рассказа? Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Прочитай. Какие пословицы подходят к этому рассказу?

А Хлеб - всему голова.

Б Не великое дело - великая помощь.

В Великое слово: спасибо.

Г Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Д Всякий хлопочет, себе добра хочет.

13. Понравился ли тебе текст? Объясни почему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2 им. А. А. Араканцева

г. Семикаракорска»

Итоговая контрольная работа

по литературному чтению для 1 класса

Подготовила:

учитель начальных классов

Божко Анна Анатольевна

Вариант 1

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита лапа. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!

– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!

Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.

– Моя! Моя! – кричали оба.

Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:

– Спасайся!

Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.

– Чья собака? – сердито закричал он.

– Моя, – сказал Коля.

Ваня молчал. ( В. Осеева)

(152 слова)

Часть I А1 .

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как звали собаку.

    Трезор 2) Бобик 3) Жук

А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, какого окраса была собака.

    рыжая 2) чёрная 3) белая

А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где мальчики нашли собаку.

А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где происходили действия, описанные в тексте.

    в лесу 2) во дворе 3) на улице

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, собаки какой породы выскочили из двора лесника.

    боксёр 2) овчарка 3) терьер

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, куда вскарабкался Ваня.

    на забор 2) на крышу 3) на дерево

А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что схватил Коля, когда бросился на помощь Жуку.

    палку 2) ветку 3) ремень

Часть II В1. Напиши, что было перебито у Жука, когда мальчики его нашли. Напиши, почему Коля считал, что он должен быть хозяином Жука. В3. Напиши, как Ваня ухаживал за больным Жуком. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, кто помог спасти Жука. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III C 1. Напиши, почему спорили Коля и Ваня. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ C 2. Подумай и напиши, почему молчал Ваня. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 3. Предложи свой способ, как можно было разрешить спор мальчикам. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я справился с заданиями.

Испытываю затруднения.

Часть 1

Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания. При возникновении затруднений перечитай текст.

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой – боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

– Я скажу, – говорит первый, – будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

– Я скажу, – говорит второй, – что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

– А я правду скажу, – говорит третий. – Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка – глядь, лесной сторож идёт.

– Нет, – говорит, – в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину наказал, а за ложь вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину наказала, а за ложь – вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила. (В. Осеева)

165 слов

Часть I А1 . Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, к какому литературному жанру относится текст.

    рассказ 2) сказка 3) стихотворение

А2. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, где гуляли мальчики.

    во дворе 2) в лесу 3) на улице

А3. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, что видели мальчики в лесу.

    грибы 2) цветы 3) овощи
А4. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, когда мальчики возвращались домой.
    утром 2) в полдень 3) вечером

А5. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал отцу первый мальчик.

    про собаку 2) про тигра 3) про волка

А6. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, про кого рассказал матери второй мальчик.

    про дедушку 2) про бабушку 3) про отца

А7. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как повёл себя третий мальчик.

    соврал 2) сказал правду 3) повинился

А8. Отметь «галочкой» в пустом квадрате справа, как поступила тётка с третьим мальчиком.

    поругала 2) наказала 3) простила

Часть II В1. Напиши, что сказать всегда легче. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________В2. Напиши, что придумал первый мальчик в своё оправдание. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ В3. Напиши, что придумал второй мальчик в своё оправдание. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

В4. Напиши, что придумал третий мальчик в своё оправдание. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III C 1. Напиши, почему были наказаны два мальчика. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ C 2. Подумай и напиши, почему тётка простила третьего мальчика. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

C 3. Как ты считаешь нужно вести себя в подобных случаях, напиши. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполни цветовую самооценку работы. - Я справился с заданиями.

Испытываю затруднения.

Было трудно. Мне нужна помощь.

Часть 1

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

(итоговая таблица сформированности предметных умений и универсальных учебных действий)

Критерии оценивания предметных результатов

№ задания

Высокий уровень- 13-15 баллов.

Средний уровень- 9-12 баллов.

Низкий уровень – менее 9 баллов.

Критерии оценивания познавательных результатов

№ задания

Высокий уровень- 15-16 баллов.

Критерии оценивания регулятивных результатов

№ задания

Высокий уровень- 15 баллов.

Средний уровень- 8-14 баллов.

Низкий уровень – менее 7 баллов.

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

3 класса.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3-го класса.

К концу обучения в 3 классе учащиеся умеют:

    знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

    определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;

    пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

    пользоваться библиотечным фондом;

    отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

    пользоваться справочной литературой.

Навык чтения . Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения. (желательно: темп чтения вслух – не менее 60 слов в минуту и про себя – не менее 80 слов в минуту).

Работа с текстом . Осознание последовательности и смысла событий. Вычисление главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

    самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

    Самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Структура теста.

Тест состоит из 14 заданий.

Задания №1, №2, №3, №4, №5, – предусматривают выбор единственно правильного ответа из трёх предложенных.

Задания №6 и №7 - предусматривают запись краткого ответа

Задание №8 и №10 –предусматривает развернутый ответ.

Задание № 11 и №14 – творческое задание, в котором требуется сформулировать и записать полный ответ, состоящий из трех – четырёх предложений.

Оценивание тестов.

Ставится отметка «5» - за все правильно выполненные (задания 1- 10).

Ставится отметка «4» - за 7 - 9 верных ответов.

Ставится отметка «3» - за 5 – 6 верных ответов.

Задания 11 – 14 оцениваются отдельно, только отметкой «5» за правильное его выполнение.

Если ребенок сделал сам исправление – это ошибкой не считается.

Тест выполняется учащимися самостоятельно. Помощь учителя не предусматривается

Инструкция для учащегося.

    Внимательно прочитай весь текст.

    Просмотри все тестовые задания и ответы к нему.

    Выполняй тестовые задания последовательно, ответы некоторых заданий могут быть связа­ны между собой, заключая в себе в связи с
    этим некоторые подсказки.

    При выполнении задания можно карандашом делать пометки в тексте, пользоваться черновиками­

5. Задания, предлагающие выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных,­ содержат, как правило, один верный ответ. Определив правильный ответ, обведи в кружок.

\ 6. Ответы на вопросы второй и третьей частей впиши в предназначенные для этого строки.

Прочитай текст.

В.А. Осеева

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу.

    Основная мысль текста это –

    Женщины похваляются сыновьями.

    А где же сыновья?

    Уважительное отношение к матери.

    Что делал старичок рядом с женщинами у колодца?

    Набирал воды.

    Слушал их разговор.

    Присел на камушек отдохнуть.

    Кто из герое произведения сказал эти слова?

А мой поёт как соловей. Ни у кого такого голоса нет.

1) Третья женщина.

2)Старичок.

3) Вторая женщина.

    Что ответила третья женщина на вопрос?

Что же ты про своего сына не скажешь?

1) Мой сын добрый и отзывчивый.

2) Мой сын заботливый и внимательный.

3) Ничего в нём особенного нету.

    Определи основной стиль речи .

    Разговорный.

    Художественный.

    Где происходили события, описанные в тексте?

____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

    Сколько мальчик выбежало навстречу женщинам?

    Как похвалялась своим сыном первая женщина?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Установи последовательность событий.

А. Встреча женщин у колодца.

Б. Спрашивают женщины старичка.

В. Встреча с мальчиками.

_________________________________________________________________________________

. 10. Закончи предложение.

А третий к матери подбежал,__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

11. Напиши, как тяжело было женщинам нести ведра с водой.

_

__

12. Сколько сыновей увидел старичок?

_____________________________________________________________________________

13. Как ты думаешь, прав ли старичок? Почему?

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

14. Понравилось ли тебе это произведение? Чем?

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Прочитай сказку.

Новая шубейка

Жил заяц, не тужил. Весной родился, лето проскакал, а к осени беда случилась. Начала его серая шубка клоками лезть.

Скачет по лесу невесел. Навстречу ему ёжик.

Эй, Косой, ты чего нос повесил?

Помирать собрался. Шерсть уж клоками вылезает.

Расхохотался Ёжик.

Экий ты, брат, глупый. Ты же линяешь. Шубейку зимнюю надеваешь. Так в лесу многие делают.

Приободрился Заяц.

Мне зимой гулять надобности нету. Припасов в нору натаскаю да на боковую.

С того дня стал заяц к своей шубе присматриваться. Глядит, а у него новая шёрстка растёт. Белая, густая – всем на загляденье.

Захолодало, а снега всё нет. И зайцу в белой шубке не спрятаться от волка и лисы.

Но однажды проснулся он в норке и увидел, что земля белой шубой укрыта. Белого на белом не видно. Обрадовался и давай скакать по лесу.

Присел отдохнуть да про Ёжика вспомнил:

Жалко такую красоту проспит!

Хотел было разбудить его, да одумался. “Мне-то хорошо, у меня шубейка хоть куда, а каково будет ему без новой шубки?”

Каждому своё!

(По сказке Т.Ш.Крюковой “Новая шубейка” 167 слов)

После прочтения сказки “Новая шубейка” ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать сказку.

1. О чём рассказывается в этой сказке? Отметь ответ.

  • О том, как Заяц разбудил Медведя и Ёжика.
  • О том, как Заяц меняет шубку.
  • О том, как Ёжик меняет шубку.
  • О том, как Лиса набросилась на зайца.

2. На что был похож выпавший снег? Отметь ответ.

  • На новую шубу.
  • На белый ковёр.
  • На белую шубу.
  • На белое покрывало.

3. Почему заяц стал невесел? Отметь ответ.

  • Заяц захворал.
  • Встретился с Волком.
  • Заяц поранился.
  • Начала его серая шубка клоками лезть.

4. Найди в тексте предложение. Впиши пропущенные слова.

Густая – всем на загляденье.

5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже поставлена, поставь цифры 2, 3, 4.

  • Встреча с Ёжиком.
  • 1 Начала шубка клоками лезть.
  • Каждому своё.
  • Новая шубка.

6. Найди в тексте предложение. Допиши его.

Хотел было разбудить его, _________________________.

7. Какое предложение лучше других помогает понять главную мысль текста? Отметь ответ.

  • Жил, заяц не тужил.
  • В ту пору зима случилась поздняя.
  • Каждому своё.
  • Приободрился заяц.

8. Почему зайцу в белой шубке сначала нельзя было спрятаться от волка и лисы? Найди и напиши два примера из текста.

9. Как ты думаешь, почему заяц на зиму не собирает припасов? Приведи две причины.

___________________________________

10. Почему Ёжик не может увидеть красоту зимы? Приведи две причины?

___________________________________

№ задания Система оценивания
Ответ:

1 балл: выбран 2 вариант ответа

Ответ:

0 баллов: во всех остальных случаях

Ответ:

1 балл: выбран 4 вариант ответа

0 баллов: во всех остальных случаях

Ответ:

1 балл: запись соответствует вопросу написано: Белая

Ответ:

2 балла: 2, 1, 4, 3

1 балл: 2, 1, 3, 4

0 баллов: во всех остальных случаях

Ответ:

1 балл: запись соответствует вопросу, написано: да одумался

0 баллов: запись не соответствует вопросу

Ответ:

1 балл: выбран 3 вариант ответа

0 баллов: во всех остальных случаях

Ответ:

В ту пору зима случилась поздняя. Захолодало, а снега всё нет.

1 балл: дан один ответ, например,

В ту пору зима случилась поздняя.

или Захолодало, а снега всё нет.

Ответ:

2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками зайца.

Заяц меняет шубку.

или Заяц может зимой спрятаться от врагов.

Или Белый заяц не заметен на снегу.

Заяц может найти пищу зимой.

1 балл: дан один ответ.

0 баллов: ответ, который свидетельствует о непонимании смысла сказки

Ответ:

2 балла: даны два ответа, свидетельствующие о высоком уровне понимания авторского замысла: в ответе есть указание на связь особенностей природных изменений и повадками Ёжика.

Ёжик не меняет зимой шубку. Ёжик спит зимой. Ёж зимой не сможет спрятаться от врагов.

1 балл : приведено одно объяснение.

0 баллов: приведенные объяснения совсем не логичны и не

соответствуют содержанию сказки.

Оценка образовательных достижений учащихся по чтению

Характеристика итоговой работы

Работа составлена для проведения мониторинга осознанности чтения учащихся начальной школы. Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 1-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.

Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:

1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.

2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.

3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста.

Работа содержит текст сказки и 10 заданий к тексту. Все задания можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.

1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.

2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.

3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста.

4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев.

При выборе заданий в силу специфики первого класса предпочтение было отдано заданиям первой группы, так как именно нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде, находится в центре внимания в первом классе. (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Распределение заданий в соответствии с выделенными группами

Группа заданий № заданий Общее количество заданий
1 группа заданий 1,2,3,4,6 5
2 группа заданий 7,9 2
3 группа заданий 5 1
4 группа заданий 8,10 2

1.2 Структура работы

В работе 2 части: первая часть включает 8 заданий, которые являются обязательными для выполнения; вторая часть включает 2 задания, которые являются дополнительными.

В работе использованы три типа заданий:

с выбором ответа (№№ 1, 2, 3, 7),

с кратким ответом, в том числе и задание на установление последовательности (№ 4, 5, 6),

с развернутым ответом (№ 8, 9, 10).

В приведенной ниже таблице 2 в сжатом виде представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в работе.

Таблица 2

Структура итоговой работы по чтению для 1-го класса

Группа 1

Обязательные задания

Группа 2

Дополнительные задания

Число заданий (10) 8 2
Уровень сложности Базовый Повышенный
Тип заданий и форма ответа №№ 1, 2, 3, 7 с выбором ответа (из предложенных вариантов).

№ 4, 5, 6 с кратким ответом.

№ 8 с развернутым ответом.

№ 9, 10 с развернутым ответом.

В приведенной ниже таблице 3 представлена информация о структуре, общем количестве, и типах заданий в работе.

Таблица 3

Группа заданий Проверяемое умение № Заданий Тип заданий Общее количество заданий
ВО КО РО
1 группа Умение определять тему текста 1 1 5
Умение находить средства выразительности: сравнение 2 2
Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) 3, 4, 6 3 4, 6
2 группа Умение определять главную мысль 7 7 2
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде , устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую 9 9
3 группа Умение делить текст на части, составлять простой план 5 5 1
4 группа Находить в тексте информацию о героях произведений. 8 8 2
Формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод 10 10

1.3 Система оценки выполнения работы

4, 67 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 5, 8 обязательной обязательной

За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 14 баллов. При получении от 11 до 14 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.

1.4 Система оценки выполнения работы

За правильное выполнение заданий №№ 14, 57 выставляется 1 балл. За полное и правильное выполнение заданий №№ 810 выставляется 2 балла, за частичное выполнение этих заданий выставляется 1 балл. Таким образом, за выполнение обязательной части работы максимально возможное количество баллов, которое может получить учащийся, равно 10. Если учащийся за выполнение заданий обязательной части набрал не менее 7 баллов, то считается, что он достиг уровня обязательной подготовки по чтению. При получении 8-10 баллов можно констатировать, что учащийся имеет достаточно прочный уровень осознанности чтения.

За выполнение дополнительной части работы можно набрать 4 балла. Таким образом, за выполнение всех заданий работы можно получить максимально 13 баллов. При получении от 11 до 13 баллов можно говорить о высоком уровне осознанности чтения.

1.5 Условия проведения работы

Работа проводится в 1-ом классе в конце учебного года.

Первоклассникам предлагается самостоятельно прочитать предложенный им текст и ответить на десять заданий к этому тексту. Задания работы составлены в различной форме. Часть заданий с выбором ответа из четырех предложенных, два задания предполагают запись краткого ответа (учащиеся записывают 2-3 слова), в одном задании учащиеся должны установить последовательность событий, три задания предполагают развернутый ответ (учащиеся записывают 1-2 предложения).

На выполнение работы отводится 1 урок – 45 минут.

Ниже приведен план работы, в котором представлены проверяемые базовые умения и примерное время выполнения каждого задания (см. Таблицу 4).

Таблица 4

План работы

№ задания Контролируемые умения Уровень сложности задания Тип задания Примерное время выполнения
Основная часть работы – обязательные задания
Чтение текста про себя 10 мин.
№1 Общее понимание содержания текста базовый с выборомответа 1 мин.
№2 базовый с выбором ответа 1 мин.
№3 Умение находить информацию, заданную в явном виде базовый с выбором ответа 1 мин.
№4 Умение находить информацию, заданную в явном виде базовый с кратким ответом 3 мин.
№5 Умение выделить последовательность событий, описанных в сказке базовый с кратким ответом 4 мин.
№6 Умение находить информацию, заданную в явном виде базовый с кратким ответом 3 мин
№7 Умение сформулировать на основе прочитанного несложный вывод базовый с выбором ответа 1 мин.
№8 Умение интерпретировать содержание прочитанного базовый с развернутым ответом 3 мин.
Дополнительная часть работы
№9 Умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде, сделать на основе прочитанного несложный вывод повышенный с развернутым 4 мин.
№10 Умение определить авторский замысел, понять общий смысл текста повышенный с развернутым 4 мин.

Список литературы

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.)

Планируемые результаты начального общего образования по предмету “Литературное чтение” (Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.; с. 37–46)

Примерная программа начального общего образования по предмету “Литературное чтение” (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.125–129)

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Формирование универсальных учебных действий. Чтение. Работа с текстом. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.; с.36-44)

Т.Ш.Крюкова сказка “Новая шубейка”; Сказки Дремучего леса Издательство: Аквилегия-М, 2011 г.