Оставаться «на плаву»: как застройщики переживают кризис. Оставаться на плаву. Как получать удовольствие от регулярной связи с налоговиками

05.09.2020 Виды

Экономика

В конце 2008 года шок испытали практически все. Напрямую от первой волны кризиса выиграли только представители весьма ограниченного круга специальностей. Это коллекторы и юристы, специализирующиеся на банкротствах, производители продуктов питания, и особенно сладостей: ведь в такие непростые времена их потребление возрастает. А вот малые предприятия пострадали весьма серьезно. Можно ли застраховаться от очередного экономического спада, который прогнозируют финансовые аналитики? Что делать, если все-таки «гром грянет?»

Кто выиграл, кто проиграл?
Почти три года назад, по мнению экспертов, ситуация складывалась неоднозначно. С одной стороны, «жирок» у малых компаний существенно тоньше, чем у «монстров». Следовательно, возможностей для того, чтобы пережить тяжелые времена у фирм-«малышей» было меньше. С другой стороны, они менее формализованы и могут быстрее проводить необходимые изменения, подстраиваясь под ситуацию. Крупные компании, например, в 2008-2009 годах, сокращая персонал, попадали под пристальный контроль прокуратуры. Сокращение же 5-10 сотрудников малого предприятия мало кого волновало.
«Но был один момент, который облегчил малому бизнесу жизнь – замедление экспансии федеральных компаний в регионы в кризисной ситуации, – объясняет бизнес-консультант Сергей Озоль. – Это привело к некоторому снижению конкуренции. Но в целом однозначно оценить последствия кризиса для малого бизнеса невозможно. Те, кто оказался наиболее гибким и адаптивным – выиграли, расширили свою рыночную долю. Те, кто не сумел адекватно среагировать – покинули рынок». Стоит отметить, что многое делать нужно было заранее или предпринимать шаги теперь, а не ждать пока финансовые показатели станут ухудшаться.

Кто первый в очереди на выбывание?
«Можно ли подготовиться к экономическому спаду?» – часто задают вопросы предприниматели, когда слышат о надвигающей второй волне кризиса. «Есть несколько рекомендаций», – отвечают эксперты. «Во-первых, подумайте о своей конкурентоспособности. Многие предприниматели, говоря о своих проблемах, называют главную: «У меня все то же самое, а цены выше, чем у конкурентов. Как мне продавать?» «Такие компании – первые в очереди на выбывание, – говорит бизнес-консультант Сергей Озоль. – Если вы ничем не отличаетесь, если вы сами не можете сформулировать, почему ваши клиенты должны платить вам деньги, то чего же вы хотите? И здесь нужно серьезно задуматься о своей бизнес-модели, искать способы повышения ценности своего предложения для клиентов. В условиях сужающегося рынка и обострения конкуренции думать приходится очень много».Во-вторых, нужно сфокусироваться на сбыте. Какие шаги вы можете предпринять, чтобы увеличить ваши продажи? Ищите нетривиальные решения. Помните, что разные клиенты реагируют на кризис по-разному. Так, например, спрос в VIP-сегментах практически не падает, а в самых низких – может заметно возрасти. Ищите новые рыночные возможности, и этим стоит заниматься уже сейчас. Ведь даже если кризис пройдет стороной, лишний миллион никогда не помешает.
В-третьих, стоит провести ревизию всех долгосрочных проектов. Финансировать большое количество инициатив при падающем спросе крайне сложно. Какие ваши начинания потребуют существенных инвестиций и не принесут отдачу за полгода-год? Сможете ли вы их финансировать, если спрос упадет на 20 %? В ситуации неопределенности важно очень точно расставить приоритеты и «не размывать» ресурсы.
В-четвертых, уделите внимание своей финансовой устойчивости. В тяжелые времена лучше входить с резервами, а не с долгами. И последнее: держите нос по ветру! Перемены на рынке требуют быстрой реакции. Тот, кто сможет лучше других к ним адаптироваться, выйдет победителем и получит рыночную долю проигравших!

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Сергей ОЗОЛЬ, бизнес-консультант, управляющий партнер компании «Интеллект Сервис»:
– Представьте себе реку, вы плывете в лодке. Впереди – поворот. Есть три сценария, по которым может развиваться ситуация. Первый – ничего не менять: нас это не касается, мы плывем и плывем... Что в результате? Ваша лодка врежется в берег. Паника! Спасайся, кто может! Второй – выбросить часть команды за борт, схватить самое ценное из того, что есть, «прижать поближе» свои активы и надеяться, что пронесет. Не факт, что так произойдет. Третий вариант – понять, что происходит, точно рассчитать свои действия, приложить больше необходимых четко выверенных усилий для того, чтобы пройти поворот, по дороге собирая лодки и барахтающихся людей, если вы настолько организованы, что можете себе это позволить. Тогда из поворота вы выйдете в новом качестве, с Большой Победой и целой флотилией. Примерно такую ситуацию можно наблюдать на сегодняшнем рынке. Многие предприниматели говорят о продолжающемся снижении спроса, хотя цена нефти пока заметно выше $100 за баррель, а вероятность снижения нефтяных цен, а, следовательно, и валютных поступлений в российскую экономику очень высока. В такой ситуации не замечать поворота – не самая лучшая стратегия.

Александр АСАФОВ, руководитель направления оценки персонала Центра подбора и оценки персонала «Смарт Персонал Сервис»:
– Сегодня клиенты, которые планировали крупномасштабные акции – например, открытие филиалов – пока не отказываются от своих планов, но к их реализации подходят уже более осторожно и обдуманно. И это заметно: они начинают сдвигать сроки. Я не финансовый аналитик, но мое мнение такое: вторая волна кризиса случится в следующем году. Можно ли к ней подготовиться? Сделать это очень сложно. Думаю, нужно иметь несколько направлений бизнеса, несколько продуктов: если на один из них спрос упадет, может существовать за счет другого – и это как минимум. Как максимум – надо иметь как можно больше сильных партнеров. Чем серьезнее компания, тем меньше на ней скажется нестабильность на рынке. Но если ваши клиенты – представители исключительно малого бизнеса, то удержаться на плаву в критический момент будет сложно.
Кстати, в первую волну кризиса я работал в штате компании – тогда своего бизнеса еще не было – и все его последствия ощутил на себе. Одно из главных – сокращение штата: под него попали те отделы, которые не были связаны с основной деятельностью предприятия и напрямую не влияли на производство. Например, это касается отделов персонала. Одних уволили, другие ушли сами и искали новую работу, не дожидаясь, когда их попросят.

По данным международного анкетирования , сегодня значительное число малых компаний опасается, что у них не хватит резервов наличности, чтобы пережить еще один экономический спад. В опросе приняло участие более 1750 малых и средних предприятий из разных стран мира, из них в 30 % организаций численность персонала не превышает 10 человек, в 39 % – работает от 10 до 49 сотрудников, 31 % фирм представляет средний бизнес (50-250 работников).

В 2009 году, число зарегистрированных малых предприятий в России сократилось на 20 %. Таковы последствия кризиса, разразившегося в России годом ранее – в 2008, констатируют эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Больше всего компаний закрылось в таких сферах, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Также пострадала и сфера операций с недвижимостью и ее арендой.

ВАШЕ МНЕНИЕ
Вы открыли собственное дело или только собираетесь это сделать? У вас есть вопросы, связанные со стартапом, развитием бизнеса или проблемами при его становлении? Вы хотите больше узнать о программах поддержки предпринимательства? Задавайте вопросы нам. Вы получите квалифицированный ответ от наших экспертов. Ждем ваших отзывов и комментариев по телефону 261-99-99 или по электронной почте [email protected].

Можно ли повысить эффективность бизнеса и заработать больше за счет обязательного внедрения онлайн-касс? Предприниматель из Москвы попытался извлечь из новых технологий выгоду

В закладки

Два года назад в России началась так называемая «кассовая реформа». Ее цель - «вывести из тени» доходы частного бизнеса, чтобы ни одна операция не прошла в обход ФНС. Сведения о каждом чеке в режиме реального времени налоговым службам теперь должны отправлять специальные онлайн-кассы. Техникой нового образца предписано обзавестись всем организациям и индивидуальным предпринимателям. На практике нововведение до сих пор освоили далеко не все. Вместе с тем встречаются бизнес-новаторы, которые не только сделали это по собственной инициативе и с опережением сроков, но и получили от «неудобного» на первый взгляд решения неплохие дивиденды. Один из таких предпринимателей - Василий Медведев.

Теплоход «Егорий»

Имя собственное

Наша основная бизнес-единица - это теплоход «Егорий» , осуществляющий прогулки по Москве-реке, один из первых советских речных трамвайчиков, который получил имя собственное «С. Т. Аксаков» в честь великого русского писателя. Изначально теплоход «Москвич» (проект 544) был назван М-270. Позднее, когда работал на паромной переправе на Вологодчине, переименован в «С.Т. Аксаков». Потом для удобства радиосвязи инициалы из названия судна убрали и теплоход стал называться просто «Аксаков». Мы же его приобрели в 2012 году. Поскольку работать собирались в Москве, то и теплоход решили назвать именем Егория Храброго - так древние славяне называли Георгия Победоносца, небесного покровителя столицы. Изначально «Егорий» работал только под заказные мероприятия: банкеты, свадьбы, юбилеи, корпоративные мероприятия. Заказчики по договору переводили деньги на счет компании, и мы осуществляли речные прогулки.

Потом, в связи с кризисом 2014 года, наступили не самые лучшие времена - корпоративы практически исчезли. И мы, помимо редких заказных мероприятий, начали в выходные дни катать пассажиров по билетам, которые продавали на борту. Это позволило нам в прямом и переносном смысле оставаться на плаву.

Василий Медведев

Управляющий ООО «Речная судоходная компания»

Сейчас мы работаем ежедневно в самом центре Москвы: курсируем между двумя причалами - «Патриарший» возле Храма Христа Спасителя и Малым причалом у Парка Горького.

Судоремонтники до сих пор удивляются отличному состоянию «Егория»

Билетики в стиле ретро

В этом году наш теплоход - юбиляр: формально ему исполняется 60 лет (судно 1958 года постройки). Но я всегда говорю, что теплоходов старше пяти лет не бывает. Потому что каждые пять лет судовладельцы обязаны пройти проверку и испытание судна на судоремонтном предприятии. Там есть такие специальные устройства - «слипы»: тележки по рельсам уходят под воду и поднимают теплоход на берег, где осуществляется его полная диагностика. Делается дефектация корпуса судна, всех механизмов и оборудования, а при необходимости - замена изношенных узлов и деталей. Все происходит под надзором Российского речного регистра, который отвечает за техническое состояние судов. После такой процедуры можно считать, что теплоход становится практически новым. Да, это серьезные вложения, достигающие порой 1,5 млн рублей, но безопасность пассажиров и репутация компании дороже денег.

Отдельно хочу сказать спасибо предыдущему судовладельцу, который, перед тем как продать нам этот теплоход, почти на 100% поменял подводную часть корпуса. В результате судоремонтники до сих пор удивляются его отличному состоянию.

«Пережиток прошлого»

Так что сегодня о возрасте «Егория» напоминают только выпущенные нами билетики в стиле ретро, которые мы планируем сохранять и впредь. Хотя со следующего лета необходимо заказывать в типографиях бланки строгой отчетности, как раз благодаря «кассовой реформе» и ее дополнительным опциям на теплоходе «Егорий» этот «пережиток прошлого» останется. Мы даже нашли раритетную кассу-копилку, которая раньше в общественном транспорте выдавала билетики, напечатанные на тоненькой бумажке. Помните, со «счастливыми» номерами? Точнее пассажиры их сами откручивали. Скоро такой «аттракцион» появится и у нас на борту. Такие билеты останутся исключительно в качестве сувениров, а билеты для налоговой отчетности будут продаваться через онлайн-кассу.

Впереди теплохода

С переходом на новое оборудование получилось так: наши потенциальные клиенты, которых в центре, конечно, стало значительно больше, начали спрашивать: «А есть на вашем теплоходе буфет?» Как только мы отвечали «Нет», люди оставались на берегу ждать следующий теплоход, на котором они гарантированно могли приобрести хотя бы воду и снеки, а мы таким образом теряли часть пассажиров.

Мы не только повысили привлекательность нашего теплохода, но и расширили собственные возможности

То есть само время продиктовало нам необходимость обзавестись современным кассовым аппаратом. Выбор его был одновременно и сложным, и простым. Сначала мы зашли на сайт ФНС , чтобы изучить сертифицированные продукты, коих там оказалось свыше сотни, а потом ко мне в гости на борт теплохода приехал бывший однокурсник, который рассказал, что его знакомый стоял у истоков создания программного обеспечения для контрольно-кассовой техники нового образца. Мы пообщались, и мой товарищ порекомендовал купить не простейшее устройство, так называемую «автономку» (модернизированный аналог привычных старых касс, дополненный фискальным накопителем и модулем связи, способный только печатать чеки и передавать данные в ФНС), а сразу брать «умную» онлайн-кассу. Пусть она стоит немного дороже, зато подобный смарт-терминал, по его словам, откроет перед нами такие технологические возможности, которые раньше были доступны только большому, серьезному бизнесу.

Вместо «ретро-касс» выбор сделал в пользу «умных» новинок

О том, что с 2017 года весь отечественный бизнес, в соответствии с новым федеральным законодательством, переводится на онлайн-кассы, известно, пожалуй, уже всем. В прошлом году весь крупный бизнес был переведен на онлайн-кассы. К июлю текущего года на новые ККТ перешли индивидуальные предприниматели из сферы общепита и розничной торговли. В следующем году наступит черед сферы услуг, в которой мы и работаем.

Вот только нам этого делать уже не придется, поскольку мы, как говорится, убежали вперед паровоза, точнее, теплохода. Онлайн-касса у нас уже есть. Получилось, что мы сами облегчили себе жизнь.

Василий Медведев

Управляющий ООО «Речная судоходная компания»

Более того, мы не только повысили привлекательность нашего теплохода, но и расширили собственные возможности. Особенно приятно, что мы пришли к этому решению самостоятельно, никто нас к нему не подталкивал.

Новые горизонты

Помимо своих непосредственных функций, новый кассовый аппарат открыл нам дополнительные возможности, что выводит наш бизнес на совершенно другой уровень. Это, к примеру, автоматизированный учет товаров и остатков, аналитика продаж, выход к различным приложениям, кошелькам, платежным инструментам и т.д. Весь этот функционал мы освоили и внедрили буквально за неделю. Безусловно, существуют варианты онлайн-касс и посложнее, но для нашего небольшого теплохода этой более чем достаточно. К тому же мы дополнительно приобрели аппарат для эквайринга, позволяющий пассажирам рассчитываться с помощью платежных карт. Сейчас я отдаю себе отчет в том, что надо было сделать это значительно раньше. Скольких клиентов мы упустили из-за пресловутой фразы: «Карты к оплате не принимаются». Что мне еще понравилось во всей этой «кассовой революции», так это то, что онлайн-касса через оператора фискальных данных самостоятельно передает данные в налоговую инспекцию. Это значительно упрощает жизнь. Раньше мы очень боялись всякой бухгалтерии, боялись потеряться во всех этих бумажках, а сейчас налоговые службы информируют нас о том, какую сумму налогов нам необходимо уплатить. Это очень удобно, надежно и правильно. Мы не просто «платим налоги и спим спокойно», мы даже не задумываемся, как это сделать.

«Егорий» курсирует между двумя причалами - «Патриарший» возле Храма Христа Спасителя и Малым причалом у Парка Горького

Кроме того, у нас довольно много расходов, и с появлением терминала для эквайринга нам гораздо удобнее, что деньги теперь будут поступать на счет, а не в виде наличных. Так и зарплаты перечислять проще, и производить отчисления в различные инстанции. К тому же выяснилось, что фирмы, зарегистрировавшие онлайн-кассы до 1 июля, имеют право на налоговый вычет в размере 18 тысяч рублей за каждый терминал. Учитывая, что касса вместе с фискальным накопителем обошлась нам в общей сложности в сумму около 25 тысяч рублей и еще порядка 8 тысяч мы отдали за банковский терминал, получается, что за счет государства мы можем вернуть больше половины вложенных денег. Ну и, конечно, планируем теперь организовать торговлю на борту. Ассортимент нашего буфета будет постоянно расширяться, поэтому я уверен, что в ближайшее время мы не только окупим затраты, но и начнем получать прибыль.

Начавшийся в конце 2014 года экономический кризис существенно ударил по строительной отрасли и на текущий момент «подкосил» немало девелоперов. Количество банкротств среди застройщиков растет.

Только за последний год, с августа 2017 по август 2018 года, по данным единого реестра застройщиков, их количество выросло со 147 до 342. Тем не менее, среди девелоперов достаточно много и тех, кто справляется с кризисом.

Генеральный директор ГК «Атлант» Роман Лябихов рассказал о том, какие решения помогают его компании «выстоять» в кризис, продолжая строить и выполнять свои обязательства перед дольщиками.

Роман Михайлович, ваша компания, как и многие другие, оказалась в эпицентре кризиса на рынке недвижимости. Но кризис - понятие глобальное. Что именно, на ваш взгляд, повлияло на деятельность вашей компании?

На мой взгляд, наша ситуация характерна для многих застройщиков, работающих на рынке недвижимости. С началом кризиса в конце 2014 года продажи новостроек в целом стали снижаться. Безусловно, это негативно сказалось и на динамике строительства, ведь большинство компаний сегодня реализует проекты в основном за счет собственных средств и денег, полученных от дольщиков.

Значительные трудности для нас как застройщика создало и существенное повышение себестоимости строительства в связи с ростом курсов валют. Та финансовая модель проектов, которая была создана еще до кризиса, предусматривала совсем другие затраты. В итоге получалось, что на те деньги, которые мы получали от продажи недвижимости после 2014 года, мы могли строить меньше квадратных метров.

Еще один фактор связан с ситуацией непосредственно в нашей компании. До кризиса, когда конъюнктура рынка была позитивной, мы начали реализацию сразу нескольких крупных проектов комплексного освоения территории. Соответственно, в период общего экономического кризиса мы вошли на этапе строительства первых очередей. А именно на этом этапе осуществляется подведение коммуникаций на весь участок планируемого строительства, что предполагает значительные затраты.

В совокупности из-за всех этих факторов мы были вынуждены перенести сроки ввода в эксплуатацию ряда наших объектов, и к началу 2017 года у нас образовалась задолженность перед дольщиками по передаче квартир.

В этот момент мы приняли решение изменить нашу стратегию, и пошли на ряд «антикризисных» мер, которые в итоге разрешить нам данную ситуацию. С января прошлого года ГК «Атлант» успешно достроила семь жилых домов, сроки сдачи в эксплуатацию которых ранее вынуждены были переноситься: три корпуса в ЖК «Лидер Парк» в городе Мытищи, два дома в новом лобненском микрорайоне «Лобня Сити», жилой дом в микрорайоне «Город Счастья» в Домодедово, а также второй корпус ЖК «Внуково Парк» в Новой Москве. Общая площадь завершенных домов составляет более 190 000 кв. м, а количество дольщиков в них - без малого 3000.

И какие меры вы предприняли для решения возникших проблем?

В первую очередь, ключевая задача для девелопера - не бросать стройку. Даже если у компании существенно снизилось финансирование, возведение жилого комплекса необходимо продолжать, пусть и гораздо меньшими темпами, чем планировалось изначально. Подобного правила придерживались и мы.

Фактически, те или иные работы на наших стройплощадках шли почти каждый день. В данном случае это важно, как и для самого застройщика, так как он пусть понемногу, но двигается к завершению проекта, так и для дольщиков. Наблюдая постоянную активность на стройке, они понимают, что застройщик никуда не делся, стройка идет. Кроме того, стабильная стройка отчасти и является индикатором порядочности компании и ее намерений, в том числе для людей, которые рассматривают «покупку квартиры» в новостройках, а также для партнеров.

А как реагировали дольщики на задержку строительства?

С одной стороны, дольщики, конечно, были недовольны, и тем, что сдача домов в эксплуатацию задерживается и тем, что, строительство идет не так быстро как им этого хотелось бы. Но с другой стороны, тот факт, что работы шли регулярно, на фоне примеров, когда другие компании, сталкиваясь с проблемами, «замораживали» стройку, либо - еще хуже - банкротились, отчасти сдерживал поток негативных эмоций. Многие понимали, что мы пытаемся решить сложившуюся ситуацию и проявляли достаточно конструктивную позицию.

В данном случае важно наладить конструктивный диалог с дольщиками. Во-первых, это необходимо для того, чтобы снизить общий нервозный фон и по возможности уменьшить опасения в отношении их попадания в разряд «обманутых дольщиков». Во-вторых, информационный вакуум, отсутствие диалога с застройщиком в конечном счете приведут к тому, что люди пойдут на поводу у «потребительских террористов», которые наживаются на сложившейся сегодня на первичном рынке недвижимости ситуации.

Ведь не секрет, что сейчас на рынке активно действуют так называемые «юридические» компании, которые призывают дольщиков просроченных объектов подавать многочисленные иски. А итогом подобных действий нередко становится банкротство застройщика, замораживание строительства на неопределенный срок, в результате чего в том числе дольщики могут остаться и без денег, и без квартир. И только те самые «юристы» оказываются в выигрыше, получив свои гонорары с сотен людей.

То есть диалог с дольщиками - это одна из составляющих работы профессионального девелопера?

Да, безусловно. И эта работа ведется у нас постоянно. Прежде всего, мы наладили информирование о ходе строительных работ. Веб-камеры, трансляция с которых ведется на сайте, показывают лишь часть строительной площадки. Так что если работы ведутся с другой стороны или внутри дома, создается полное впечатление, что стройка стоит.

Поэтому мы организовали сбор и публикацию «строительных новостей», а также размещаем в наших группах в соцсетях короткие видео со стройки. Причем стараемся сообщать конкретные вещи: привезли стройматериалы для такого-то дома, уложили столько-то асфальта, завершили фасадные работы на таком-то уровне. Все это позволяет дольщикам знать о реальном состоянии дел. При этом периодичность такого информирования может быть разная, вплоть до ежедневной.

Еще одна мера по информированию дольщиков - «экскурсии» по стройплощадке, на которой несколько представителей дольщиков могут лично убедиться в том, как идут работы, сделать фотографии и предоставить отчет остальным. Конечно, такое мероприятие требует подготовки с точки зрения техники безопасности, выделения специального сопровождающего сотрудника и т.д. Однако, мы идем на это, поскольку понимаем, что для дольщиков важно не только получить информацию от застройщика, но и убедиться в ее справедливости собственными глазами.

Помимо этого, мы проводим регулярные встречи, в том числе - трехсторонние, с участием местной администрации. Суть этих встреч - не только ответить на вопросы дольщиков, рассказать о результатах за прошедший период и планах, но и выслушать мнение дольщиков о тех или иных путях решения возникающих задач. Например, будут ли желающие получить ключи до постановки дома на кадастровый учет.

А сказался ли существовавший негативный фон в связи с просрочками на реализации других, например, новых проектов?

В 2017 году мы отказались от запуска новых проектов, это было еще одним пунктом нашей «антикризисной» стратегии. Мы трезво оценили наши возможности и решили сосредоточить все наши ресурсы - как материальные, так и человеческие - исключительно на достройке уже начатых проектов. В целом, на наш взгляд, подобная стратегия является наиболее правильной.

Поскольку как показывает практика, некоторые, даже крупные компании, которые в таких случаях запускали новые проекты, возможно с целью получения дополнительного финансирования, в итоге не справлялись ни с одним из жилых комплексов и вынуждены были завершить свою работу на рынке.

То есть вам хватало денег на достройку с продаж в уже «просроченных» домах? Или вы привлекали финансирование со стороны?

Напротив, мы отказались от продаж в проектах с просрочками до момента их завершения. Мы не стали брать на себя обязательства перед новыми дольщиками для того, чтобы не увеличивать число возможных судебных исков и негативный фон со стороны наших покупателей в целом. Достройку данных проектов мы вели за счет собственных средств и привлеченных денег инвесторов.

Насколько сильно затруднила достройку выплата неустоек, ведь подобные иски от дольщиков, насколько нам известно, были поданы в суд?

Конечно, требование неустоек еще больше усугубляет ситуацию. Безусловно, желание дольщика получить компенсацию за просрочку объекта это вполне логичное и законное требование и мы, конечно, готовы этому подчинятся.

Однако в ситуации, когда стройка идет невысокими темпами, в том числе из-за невысоких продаж в целом, удовлетворяя требования одного дольщика, застройщик, по сути, еще больше затягивает проект.

А учитывая, что, как правило, таких исков много, кроме того среди них в том числе есть так называемые профессиональные обманутые дольщики - специализированные юридические фирмы, которые выкупают у собственников права и стараются получить от застройщика по-максимуму. Выплатив компенсации всем желающим, застройщик может просто остаться без денег и в лучшем случая стройка будет заморожена на неопределенный срок, в худшем застройщик станет банкротом. Выполнить требования всех дольщиков одновременно невозможно. Поэтому мы просили наших дольщиков предъявлять материальные претензии после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию. Некоторые из них соглашались, кто-то не хотел идти на уступки и подавал в суд.

То есть на текущий момент, как я понимаю, проблемы с этими 7 просроченными домами у вас полностью решены?

Да все семь домов введены в эксплуатацию, некоторые из них уже практически полностью заселены, в других идет выдача ключей. В целом хотел бы подытожить, что, несмотря на ряд сложностей и неблагоприятную конъюнктуру рынка, принятые меры позволили нам без сторонней помощи успешно завершить строительство семи домов, ни один из которых за это время не был признан проблемным.

И если уж проблемы по большей части решены, думаю, уместно будет спросить о планах на будущее?

Прежде всего, мы продолжаем завершать те проекты, по которым у нас имеются разрешения на строительство. Сегодня компания ведет строительство 9 домов в пяти проектах - «Лобня Сити», «Город Счастья», ЖК «Лидер Парк», ЖК «Большие Мытищи Тайнинская», ЖК «Внуково Парк».

При этом у нас достаточно большой земельный банк в Московском регионе, поэтому в наших планах также вывод на рынок новых проектов. Однако, в связи с существующей конъюнктурой рынка, это уже не будут столь масштабные проекты как, например, Лобня сити или Город Счастья.

Кроме того, мы провели все необходимые подготовительные мероприятия для работы в соответствии с последними законодательными изменениями. Также мы готовы и к грядущей отмене долевого строительства. Так что в будущее мы смотрим с оптимизмом. Безусловно, те или иные сложности будут возникать. Однако, последние полтора года показали, что компания ГК «Атлант» умеет с ними справляться, оставаясь полноценным игроком рынка и надежным застройщиком.

ул. Заставская, д. 31, корпус 2 196084 Санкт-Петербург ,
Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это

Сергей и Виктор уже третий год проводят летние выходные не совсем привычно - пока остальные отдыхают на побережье в бухтах, заливах и на турбазах, двое браконьеров погружаются на морское дно в поисках гребешка, которого в приморских водах, судя по их словам, огромное количество. Корреспондент сайт пообщался с ними и выяснил, много ли получается на этом заработать, какие проблемы могут возникнуть с полицией, и как часто ловцы выходят на подводную охоту.

Расскажите, с чего все началось и почему вы решили заняться выловом краснокнижных морских обитателей?

Несколько лет назад, ныряя в маске и ластах на острове Русском, нас с приятелем занесло в укромную бухту, где на самом дне мы заметили целые огороды гребешка, причем концентрация этих моллюсков была какая-то бешеная - на одном валуне могло быть сосредоточено до 20-30 особей. Мы вручную выловили несколько штук, попробовали и сырыми, и жаренными, и даже вареными. Во всех трех вариациях мясо не имеет каких-то ярких вкусовых оттенков, но при этом оно очень нежное и мягкое. Плюс ко всему, пятаки (основная съедобная масса, содержащаяся в раковине гребешка) - это чистый белок, который очень полезен для мужского организма. Спустя неделю мы вернулись обратно, но уже более подготовленными - в перчатках, с самодельными сетями, сделанными в форме рюкзаков, и в гидрокостюмах.

Как происходит процесс добычи и отделение от раковины?

Гребешок довольно незаметно маскируется на твердых поверхностях. Как правило, он покрыт небольшими водорослями или органическими остатками подводных растений и прикрепляется нитями бисуса к камням или мертвым раковинам. Поначалу неопытному ловцу тяжело отодрать даже одного моллюска, особенно на глубине 2-2,5 метров - нити крепко держат раковину и параллельно на тебя действует выталкивающая сила. Еще один любопытный факт - раковина под водой находится в приоткрытом состоянии, и как только ощущает опасность, захлопывается - в этот момент надо быть аккуратным, чтобы она не укусила за палец. Чтобы этого избежать, мы и стали надевать перчатки.

За один заплыв удается собрать полный мешок, после чего весь улов сбрасывается на лодку, где мой товарищ начинает вырезать пятаки из раковин, а я дальше продолжаю нырять. Ловить гораздо интереснее, чем чистить. В самой раковине есть несколько съедобных элементов, самый ценный из которых - это пятак - мышца, которая позволят гребешку открываться и захлопываться. Раковина раскрывается охотничьим ножом, оттуда вырезается пятак, помещается в холодильник, все остальное идет за борт.

Сколько килограммов чистых пятаков вы собираете за один день?

Мы это делаем все-таки не в промышленных масштабах - ловим вручную без использования каких-то специальных инструментов, да еще и таким ограниченным человеческим ресурсом. В стандартную сетку-рюкзак помещается 50-80 раковин, из них чистого мяса в итоге получается грамм 400-450. Рекордным уловом у нас однажды вышло чуть меньше 5 килограмм за день, обычно же 3,5 - 4 кило. Но даже за такой улов по законодательству светит уголовная отвественность.

Что грозит за такое преступление?

Вряд ли вы ловите столько пятаков только для себя и семьи. Неужели много можно заработать на продаже этого деликатеса?

Само собой, это не основной вид нашего заработка, скорее, дополнительный доход, плюс бесплатные морепродукты, которые всегда можно положить на стол во время каких-то торжеств. За один присест много все равно съесть не получается, 5-7 кусочков хватает, чтобы насытиться. Арифметика простая - в магазинах и на рынках приморский гребешок продается по цене 1200-1500 рублей за кило, мы просим тысячу. Если честно, то все разлетается по знакомым еще в день вылова. За выходные получается 7-8 тысяч на двоих, за месяц 25-30 тысяч, но это только в летние месяцы и, может быть, первые недели сентября. Денег немного, но больше нам и не надо. А что касается этической стороны вопроса, то нам не близка теория о том, что, если все вот так приедут и наловят сколько им нужно, то морского деликатеса вообще не останется в акватории. Вы попробуйте за целый день насобирать несколько мешков этого моллюска и поймете, что далеко не каждый согласится так проводить свой досуг.