От специалиста к бакалавру: в чем разница. Разница между специалистом и менеджером. Специалитет - что это

11.09.2019 Виды

Работающий персонал подразделяется согласно выполняемым функциям. Каковы факторы, влияющие на определение категорийности персонала, какие должности относятся к , а какие к служащим, расскажет эта статья.

Всего существует две категории работников: рабочие и служащие. Ко второй категории относятся:

  • административный персонал;
  • управленцы;
  • инженеры;
  • кадровики.
  • воспитатели всех учреждений;
  • дежурные по предприятиям или организациям;
  • работники кассовых аппаратов или кассиры;
  • медицинские сотрудники;
  • полицейские;
  • работники детективных агентств;
  • секретариат;
  • логисты;
  • таксисты;
  • работники сферы контроля.

Все перечисленные профессии, а также производные от этих должностей, должны иметь соответствующее образование.

О профессиях «государственный и муниципальный служащий»

Госслужащий — кто это?

Рабочий и служащий — эти две профессии отличаются друг от друга, так как одни производит продукцию собственноручно, а второй решает умственные задачи. Служащие часто встречаются в муниципальных образованиях и в иных государственных структурах, они исполняют роль за общим процессом, а не реализовывают свои услуги и не выполняют работу. В своей деятельности они руководствуются государственными нормативами.

В трудовом дне государственного служащего содержится несколько последовательных этапов:

  1. Изучение достоверной информации.
  2. Ведение переписки с организационными структурами.
  3. Способность принимать важные решения.
  4. Обеспечение контроля за работой подчиненных.
  5. Участие в общественных и иного характера мероприятиях.

Для трудовой деятельности в муниципальных образованиях принимаются граждане со специальным образованием, но если позволяет штатное расписание, то можно задействовать лиц с более узкой специализацией. Это могут быть бухгалтеры, юристы, специалисты по ОТ, медики, архитекторы и иные сотрудники. Довольно часто были и остаются востребованными секретари и делопроизводители.

В чем разница между служащим и специалистом

Оказывается, между служащим и специалистом имеется небольшая разница, поэтому эти категории сотрудников не нужно путать:

В самом определении «специалист» заложено довольно емкое понятие. Этот сотрудник должен уметь разбираться в своей сфере деятельности очень хорошо и знать все тонкости, так как за его плечами существует большой опыт работы или его образование позволяет обладать такими знаниями.

После прохождения обучения в вузе, как правило, присваивается «специалист». На должностях специалистов работают многие, а деятельность их по профессиям может быть разной. В структурах организаций существуют разные оценки этим категориям работников: от простого специалиста до ведущего.

Служащий - это сотрудник, трудовая деятельность которого связана с решением умственных задач. Главное его отличие - чтобы он работал на кого-либо, например, был торговым представителем или оказывал услуги по разработке проектно-сметной документации.

Однако в большинстве случаев разницу между специалистом и служащим обнаружить не представляется возможным. К примеру, финансист будет считаться не только специалистом, но и служащим одновременно.

У специалиста имеется социальный статус, и он также выполняет работу в профессиональной сфере. Специалист означает, что сотрудник трудиться по своей профессиональной сфере, а служащим считается работник социальной сферы.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Более чем в 50 странах мира и прежде всего в Европе действует двухуровневая система высшего образования. Вузы ежегодно выпускают из своих стен в «профессиональную» жизнь бакалавров и магистров. Правомочен вопрос – откуда же, в таком случае, берутся специалисты? Тоже из вузов и даже могут потом стать магистрами, как и бакалавры. Чтобы окончательно не запутаться, чем отличается бакалавр от специалиста, заглянем в историю.

Происхождение понятий «специалист» и «бакалавр»

Бакалавры появились еще в средние века в Восточной Европе, уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства, степени. Одна из версий происхождения слова «бакалавр» сводится к тому, что достигшим этой степени, вручали плод лавра, и звучало это как «bacca lauri». Термин «специалист» в свою очередь относится исключительно к советскому пространству. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности. В большинстве стран постсоветского пространства, в том числе в России и на Украине степень «специалист» уже отменена. Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр – это ученая степень, специалист – квалификация.

Отличия подготовки бакалавров и специалистов

  1. Чем отличается бакалавриат от специалитета, так это сроками обучения. Бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности.
  2. Первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.
  3. Разница между бакалавром и специалистом по окончании вуза состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании.
  4. Бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать , а для специалиста – это второе образование, в любом случае платное.
Плюсы и минусы

Получается, что ответить на вопрос, что выше бакалавр или специалист практически невозможно. И тот и другой получили высшее образование, и тот и другой могут работать по профессии. К плюсам выбора в пользу бакалавра можно отнести возможность обдумать выбор специализации. К примеру, окончив ВУЗ можно начать работать и уже в зависимости от сферы деятельности сделать выбор в магистратуре. Специалист рискует, получив специальность, так и не найти ей применение на практике.

Очевидным плюсом степень бакалавра будет для студента, собирающегося уезжать заграницу, поскольку диплом бакалавра – унифицированный стандарт. В то же время при приеме на работу в России или на Украине степень бакалавра оценивается неоднозначно – это минус. Многие работодатели воспринимают такое образование как незавершенное, вроде обо всем и ни о чем одновременно. В свою очередь европейские и американские работодатели с энтузиазмом принимают бакалавров в сотрудники с перспективой обучения «под себя».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбирая высшее образование – специалист или бакалавр, нужно в первую очередь ориентироваться на свои личные планы. Мечтаете о или о скорейшей экономической самостоятельности, тогда бакалавриат, еще в старших классах определились со специальностью – очевидно, специалитет.

Ответить на вопрос кем лучше выйти из стен ВУЗа - специалистом или бакалавром, поднимается уже не первый год. С тех пор как Россия присоединилась к Болонскому процессу (а это уже 12 лет назад!) бакалавриат прочно вошел в нашу жизнь. Но ведь остаются ВУЗы, которые до сих пор готовят специалистов в различных областях. Так в чем же различие этих двух форм высшего образования? Редакция "сайт" попыталась в этом разобраться.

Бакалавры появились еще в средние века в странах Европы. Уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства в своем обучении. В частности, есть версия, что сам термин возник в связи с вручением бакалавру лаврового венка. В свою очередь специалист как термин появился и активно развивался на территории советского и постсоветского пространства. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности.

Разница между бакалавриатом испециалистом

Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр - это ученая степень , специалист - это квалификация .

В России бакалавры стали появляться лишь после 2003 года. Именно тогда наша страна присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в ВУЗах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Различия между бакалавриатом и специалистом

Кроме того, между специалитетом и бакалавриатом есть и вполне реальные различия. Так, например, бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности . Дело в том, что первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.

Кроме того, разница между бакалавром и специалистом по окончании ВУЗа состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании. При этом, бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать на бюджетной основе, а для специалиста - это второе образование, в любом случае платное.

Плюсы и минусы

Как мы видим, плюсы есть как у бакалавра, так и у специалиста. Так что делать выбор нужно так: если Вы точно уверены в своей будущей специальностью, то уверенно учитесь на специалиста. Если же хотите получить время для "подумать", либо планируете продолжить обучение за границей - смело шагайте в бакалавры, поскольку диплом бакалавра - унифицированный стандарт.

Редакция "сайт"

Вопрос: Добрый день! Я знаю, что похожие вопросы задавались, однако у меня очень спорная ситуация - очень надеюсь на ответ.
Я поступала в МГУ в 2007, когда ВУЗ еще не перешел на программу Болонской системы. Выпускаюсь в 2013 (специалитет). Хотела бы продолжать образование в магистратуре СПбГУ, но никак не могу понять, имею ли я право на бюджетное обучение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
"дипломированный специалист" имеет право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение им второго высшего профессионального образования. Получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра рассматривается как получение второго высшего профессионального образования, если иное не установлено федеральными законами.
В октябре 2007 вступил в силу закон № 232-ФЗ, которым введены уровни ВПО. Таким образом, все принятые студенты до этого закона в принципе не могли быть приняты на уровневые программы специалиста. Я была принята в МГУ летом 2007-го, то есть ДО принятия этого закона. Поэтому, если я правильно понимаю, я имею право на бесплатное обучение в магистратуре. Это же мне подтверждает и наш ректорат. НО! С 2011 года МГУ выдаёт новые образцы дипломов, там слова "дипломированный" нет. При этом сам же МГУ по таким дипломам принимает в магистратуру на бюджет.
Значит ли это, что меня возьмут на бюджет только в МГУ, а СПбГУ меня с таким дипломом не примет?

Ответ проректора по учебной работе Лавриковой Марины Юрьевны:

Обращаем Ваше внимание на то, что прием на обучение в СПбГУ осуществляется не на факультеты, а на образовательные программы. В настоящее время СПбГУ не осуществляется прием на обучение по заочной форме. В соответствии с п.15 ст.108 «Закона об образовании в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» имеют запись вида «Астроном» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Астрономия»), «Химик» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Химия»), «Географ» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «География») и т.д.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» будут иметь запись «Специалист».

Поступление в вуз лиц, имеющих диплом, подтверждающий присвоение квалификации «специалист», для обучения по основной образовательнойпрограмме магистратуры на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. При этом они могут получать образование на местах по договарам с оплатой стоимости обучения.

Прием заявлений об участии в конкурсе на основные образовательные программы магистратуры направления «Юриспруденция» и иных документов от поступающих, предоставляющих документы лично или через операторов почтовой связи общего пользования, начинается 20 июня 2014 года и завершается (для всех форм предоставления документов) 10 июля 2014 года. (п. 7.8 Правил приема в 2014 году, см. ссылку) Также, поступающие с 01 марта 2014 года до дня окончания срока приема документов на основные образовательные программы магистратуры в 2014 году (10 июля 2014 года) при подаче заявления об участии в конкурсе могут предоставить документы, в электронно-цифровой форме через официальный сайт СПбГУ. (см. ссылку)

Информация о стоимости обучения на 2014/2015 год будет опубликована на официальном сайте Приемной комиссии СПбГУ к 1 апреля 2014 года. С информацией о стоимости обучения по основным образовательным программам магистратуры в 2013/2014 учебном году Вы можете ознакомиться, перейдя по

Определимся с терминами. «Руководитель – это лицо, которое управляет кем/чем-нибудь». (Толковый словарь русского языка Сергея Ожегова ). То есть у человека есть определенная власть (по использованию ресурсов) для достижения целей, и ответственность за результаты работы и использования этой власти (ресурсов). В нашем контексте будем рассматривать в первую очередь человеческие ресурсы – сотрудников.

  • планированием,
  • организацией,
  • контролем,
  • подбором персонала и его мотивацией,
  • обучением и развитием.

Руководитель отвечает уже не только за себя, но и за свою команду, а самое главное – за ее результат ! И именно этим он должен заниматься. Но этому его никто не учит, а времени в сутках больше не становится. И вместо того, чтобы управлять, новоиспеченный руководитель начинает латать дыры и тушить пожары, заниматься тем делом, к которому он привык – продавать сам! Чем больше руководитель занимается продажами (делом ТП), тем меньше времени у него остается на управление: это называется функциональной ямой. То есть не выполняются, попадают в яму, задачи, связанные с управлением: на них просто не остается времени. Отсюда и перегруз на работе, и нехватка времени, и постоянные пожары.

И чем выше пост занимает руководитель , тем меньше времени он должен тратить на задачи исполнителя, но больше времени уделять задачам управления.

Что делать?

Все очень просто:

  • Любому руководителю необходимо помнить, что он отвечает за результат команды. Это и есть его личный результат.
  • Достичь командного результата в одиночку невозможно, необходимо сделать так, чтобы нужных показателей достигал каждый сотрудник. Эффективность руководителя – это сумма эффективности его сотрудников .
  • Достичь этого можно только с помощью функций руководителя. Планирование и постановка задач, организация и контроль, подбор персонала, его мотивация и обучение, – вот чем должен заниматься Руководитель, управленец с большой буквы.

Когда вы едете на своей машине, вы не крутите сами ее колеса, не работаете двигателем и коробкой передач. Вы жмете на педали и крутите руль. А отлаженный механизм работает, как бы сам по себе. Отладьте механизм своей компании, настройте работу и наслаждайтесь дорогой!

Ну а если вы не доверяете своим сотрудникам, вам самому нравится продавать или крутить колеса – займитесь тем, что вам нравится… Скорее всего, в вас еще не родился руководитель.