Почему некоторым все а другим ничего. Доска бедности: почему одним все, а другим ничего? Вернуть себе адекватную самооценку

23.09.2021 Виды

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Louis Smith/Unsplash.com

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего , который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Toa Heftiba/Unsplash.com

Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.


Roman Mager/Unsplash.com

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.

Почему Бог даёт одним всё, а другим ничего? Почему у одних есть всё, а у других - ничего? Хотя бы маломальский достаток. У жадных ненавистных людей есть всё, что им нужно: деньги, дом, машина, и всё в доме. Почему же Бог не дает всё это тем, кто нуждается в этом?

В этом вопросе столько зависти! А может быть это просто усталость от нужды?
В таком случае наши советы вам могут помочь. «Новый русский», у которого всё есть, как-то сказал: «мы хорошо живём, но недолго. У нас столько завистников! Один вот такой же спросил бедного соседа:

Ты так мало имеешь, а поёшь за работой.

Потому и пою, что сплю спокойно и не боюсь, что что-то украдут
у меня.

При ответе на этот вопрос я учитываю: кто его задаёт. В нашей стране ничего нет у бомжей и горьких пьяниц. У них обязательно что-то было, но всё продано, пропито, проиграно до последних штанов. И причём здесь Бог? Я не раз слышал: - У тебя дом, машина и всё в доме. Наверное, американцы пожертвованиями помогают? Я ответил: Но вопрос нашей темы беспокоит и некоторых верующих, хотя среди них я не встречал тех, кому Бог ничего не дал. Может быть не столько, как хотелось, но необходимое всегда есть, таковым предлагаю прочесть 72 псалом.

«Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам… Язык их расхаживает по земле… Нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце моё, и омывал в невинности руки мои… И думал я, как бы уразуметь это; но это было трудно в очах моих, доколе не вошёл я во святилище Божие и не уразумел конца их».

У вас, верующие, счастливая вечность впереди; пусть они хотя бы здесь порадуются.

Почему же среди верующих бывают очень бедные?

а) Есть просто ленивые люди. О них размышлял Соломон:

  • «Ленивая рука делает бедным» (Прит. 10:4).
  • «Ленивый не жарит своей добычи» (Прит. 12:27).
  • «Душа ленивого желает, но тщетно» (Прит. 13:4).
  • «От лености обвиснет потолок» (Екк. 10:18).
  • Притчи 24:30-34 (полностью)

б) А есть такие, что прячут свою лень за этакие словесные декорации.

Да ещё и дивиденды хотят получить духовные: Большая, христианская семья. Отец не старый, крепкий, сдобный на вид. Все они ютятся в длинной хибаре. Отец - проповедник. Вот его соображения: «Мы не собираем себе богатства. Нам земные блага не нужны. Есть по одной рубашке, и - слава Богу». Где-то в ссылке эти слова могли бы быть оправданием. Но в благополучное время в теплом южном крае ив этой хибары, взрослея, будут выходить сыновья и дочери? Они не раз вспомнят своего отца, который развел нищету, прикрывая обычную лень духовными лозунгами, и забывая 2 Кор. 12 гл. 14 ст.: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Хоть что-то, должны получить, хоть с чем-то должны выйти дети из родительского дома. Я лично придерживаюсь этого правила.

в) А есть ещё больная религиозная философия.

Молодой, здоровый не женатый человек; всё время жалующийся на нищету, на то, что нет хорошей работы, порой нечего есть. Я посетил их жилье по его просьбе. Город рядом, сельская местность, большой, мо- жет быть неуклюжий, дом, усадьба 12-15 соток, запущенный сад и огород. Живут двое: он и его тетя - не старая крепкая женщина. Дом настолько захламлён: узлы, коробки, мешки с чем-то, пучки трав везде, где только можно их подвесить. Видимо, от нужды тащат всё в дом - пригодится. Говорю им: «На вашем участке в вашей местности можно такое хозяйство развести! Куры, гуси, овцы, корова, нутрии. За год станете богачами». Они долго невнятно оправдывались. Кое-как уловил суть: они не едят мяса. Вегетарианцы. Пусть тогда жуют травку и не жалуются.

г) А есть ещё одна причина нищеты - пренебрежение десятиной.

Послушайте, что Сам Господь говорит о ней. «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете меня… десятиною и приношениями. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в Доме Моем была пища, и хотя в этом испытывайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли не вас благословений до избытка?» (Мал. 3:8-10). Это ветхозаветное обетование прекрасно работает и в Новом Завете. Но есть люди с неудачной судьбой, со слабым здоровьем или же не вполне развитые умственно, а может быть, ради евангелия потерявшие многое или всё. Они - экзамен для тех, у кого есть всё. «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 6ыл странником, и не приняли Меня; был наг и не одели Меня». «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную» (Мтф. 25.4 Л-46). Так что не Бог не дает кому-то ничего. Люди сами не берут или лишаются чего-то, пренебрегая советами Священного Писания. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного сложа руки полежишь, и придет, как прохожий бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник»

Иногда в жизни людей странным образом повторяются одни и те же события: кто-то на протяжении жизни упорно повторяет одни и те же ошибки, а кто-то, напротив, использует одни и те же успешные стратегии. Как правило, такие повторяющиеся события - знак присутствия в жизни человека сценария. Сценарий - это существующий в подсознании жизненный план, который формируется в раннем детстве и постепенно разворачивается на протяжении многих лет. Это может быть сценарий победителя, неудачника или просто хорошего исполнителя, «второго номера».

Сценарный анализ предложил известный психолог Эрик Берн. Он пришел к выводу, что судьба любого человека программируется в дошкольном возрасте. Это хорошо знали священники и учителя Средневековья, говорившие: «Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно». Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или неудачником. Эрик Берн выделяет три основные группы сценариев:

1) победитель;
2) непобедитель;
3) неудачник.

Как же получить сценарий победителя?

Победителем Эрик Берн называет человека, который решил в своей жизни достичь определенной цели и в конечном счете добился своего. И здесь очень важно то, какие цели сам человек для себя формулирует. Тут надо учитывать следующее: человек, поставивший себе цель пробежать, например, стометровку за десять секунд и сделавший это, - победитель, а тот, кто хотел добиться, например, результата 9,5, а пробежал за 9,6 секунды - это непобедитель.

Кто же это такие - непобедители? Это не полные неудачники. Им сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне. Hепобедители чаще всего прекрасные сограждане, сотрудники, потому что всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Проблем они никому не создают. Это люди, о которых говорят, что они приятны в общении. Победители же создают окружающим массу проблем, так как в жизни они борются, вовлекая в борьбу других людей. Однако большинство неприятностей причиняют себе и окружающим неудачники. Они остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь за собой всех находящихся рядом.

Как понять, какому сценарию - победителя или неудачника - следует человек? Берн пишет, что это легко выяснить, ознакомившись с манерой человека говорить. Победитель обычно выражается так: «В другой раз не промахнусь» или «Теперь знаю, как это делать». Hеудачник же скажет: «Если бы только…», «Я бы, конечно…», «Да, но…». Непобедители говорят так: «Да, я поступил так, но по крайней мере я не…» или «Во всяком случае, спасибо и за это». Скоро в нашей Библиотеке «Главная мысль» появится книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», где он подробно рассказывает, как определить свой сценарий, и что с этим делать.

Как изменить свой сценарий

Если человека не устраивает его сценарий, то можно попытаться изменить его. Известный психолог Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» предлагает человеку, решившему переписать свой сценарий, предпринять несколько шагов.

Шаг 1. Осознать свой сценарий
Следует проанализировать повторяющиеся события в своей жизни. Возможно, это даст ключ к пониманию жизненного сценария. Порой одного только понимания бывает достаточно, чтобы освободиться от действия «сценарного проклятия».

Шаг 2. Расстаться с однозначными установками
Обратите внимание на то, какие слова и обороты вы употребляете в разговоре с близкими и подчиненными. Например, слова «У тебя ничего не получится до тех пор, пока…» несут в себе сильный негативный заряд, сомнение в возможности успеха. Сами по себе подобные высказывания достаточно спорны. Понять, что на самом деле эти установки вовсе не однозначны, - уже нащупать путь к свободе.

Шаг 3. Разобраться со своими «провокаторами»
Постарайтесь разобраться, какие ваши собственные действия провоцируют неудачные повторяющиеся повороты судьбы. Кто выступает в роли провокаторов - какие слова, поступки? Вычислив «провокаторов», можно попытаться изменить ситуацию и сделать что-то принципиально новое, не то, что вы обычно делали в таких ситуациях.

Шаг 4. Составить личный свод ограничений
Если сценарий тяготит, важно избегать любых ситуаций, которые могут обернуться повторением негативной программы: запретить себе участвовать в определенных ситуациях, ограничить общение с людьми определенного типа и т.д.

Шаг 5. Вступить в диалог и получить «разрешение»
Снять сценарную программу может кто-то из значимых для вас людей в окружении. Например, тренер, сказав неопытному спортсмену: «Ты сможешь!» Но если человек готов к трансформации, на него могут подействовать даже слова случайного попутчика. Иногда одна фраза или встреча оказываются судьбоносными и меняют жизнь.

Tak ...

Станислав Лем: «Люди не хотят жить вечно, люди просто не хотят умирать »

Станислав Лем (1921-2006) - польский философ, футуролог и писатель. Его книги переведены на 41 язык, продано более 30 млн экземпляров. Автор фундаментального философского труда «Сумма технологии», в котором предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, а также развил идеи автоэволюции человека, сотворения искусственных миров и многие другие. Ниже размещена беседа писателя с корреспондентом журнала «Огонек» Владимиром Тихомировым.

Пан Станислав, ученые обещают вот-вот приблизиться к разгадке бессмертия человека. Возможно ли это?

Нет, в земное бессмертие я не верю. Мы не созданы для бессмертия. Новорожденный, который появляется на свет, уже закодирован так, что должен умереть. Жизненные процессы необратимы, они приводятся в движение обменом веществ, который, по сути дела, является процессом холодного сжигания, а каждое сожжение всегда оставляет пепел, сажу и в конце всегда ведет к выгоранию. Поэтому очень трудно представить себе бессмертие как поворот вспять течения нормальных метаболических процессов и нарушение основополагающего закона эволюции - непрерывной «смены» организмов, служащих для передачи генов. Да, мы можем сгорать медленнее, можем менять себе сердце, почки, другие органы, но не поменяем себе сосудов мозга.
Даже если бы мы справились с этой проблемой, то мы никогда не изменим того, что человеческий мозг нельзя без конца наполнять новой информацией. Если же его вычистить, то это будет уже не человек, а кочан капусты. К тому же следует помнить, что смерть, будучи гибелью индивидуума каждого вида, одновременно является мотором, приводящим в движение развитие природы. Если бы не было смерти, никто, а скорей ничто, кроме бактерий, не мог бы населять Землю.

Вы как-то заметили: «Люди не хотят жить вечно, люди просто не хотят умирать». Пан Станислав, можно ли надеяться, что в ближайшее время будут найдены механизмы продления человеческой жизни хотя бы в два раза?

Ну почему бы и нет? Мой отец умер в 74 года, потому что тогда не было необходимых лекарств. Мне уже почти 84 года. Так что, думаю, теоретически продолжительность жизни скоро дойдет и до ста лет. Однако если можно замедлить процесс старения организма, то говорить об омоложении или о каком-либо существенном увеличении продолжительности жизни нельзя. В основе подобных фантазий лежит ложное и совершенно необоснованное представление, что так называемое омоложение находится в границах нашей науки, а конкретно биотехнологии. Однако, я думаю, если не произойдет резкого перелома в исследованиях, то нет никаких оснований полагать, что человек сможет обеспечить себе значительное продление индивидуальной жизни.

Почему?

Я не раз знакомился с различными научными отчетами, согласно которым медицина между 2050 и 2100 годом достигнет такого прогресса, что люди смогут через, скажем, каждые десять лет получать порцию материнских клеток, способных восстанавливать различные органы. Эти клетки находятся в оплодотворенной яйцеклетке, и из них формируется человеческий организм. То есть предполагается, что если ученые уже научились заменять изношенные коленные или бедренные суставы, то в XXI веке станет возможным производство копий человеческих органов с использованием материалов, формирующих органы с точностью до атомной совместимости. Перечень таких микропротезных приспособлений будет вестись от искусственных вен до сетчатки глаза и даже до искусственной памяти, хранящейся в чипах, построенных аналогично нейронам мозга. Я даже читал об исследованиях в американском городе Роквилл, где биотехнологические компании размножаются со скоростью колоний бактерий, а роботизированные лаборатории превращены в нечто, напоминающее автомобильный завод.

В этих лабораториях машины занимаются «расшифровкой» нуклеотидных спиралей человеческого генома. К сегодняшнему дню уже изучено два миллиона генных фрагментов и из них выделено сто двадцать тысяч различных генов, хранящихся в морозильниках. Двенадцать тысяч из них представляют собой «сигнальные молекулы», стимулирующие рост, обмен или смерть других клеток и, следовательно, обладающие особыми свойствами. На их основе, как я слышал, создали лекарства нового типа, которые, впрочем, еще не прошли клинические испытания. Одно лекарство защищает костный мозг от вредного воздействия химиотерапии, другое помогает коже и расположенным под ней тканям быстро восстанавливаться после ожогов, а третье способствует восстановлению кровеносных сосудов. Однако все эти процессы можно свести лишь к замене изношенных элементов ор ганизма новыми. Но чтобы существенно продлить человеческую жизнь, следовало бы изменить биологическую динамику таким образом, чтобы она стала обратимой.

Позволю себе указать только на один несовершенный элемент конструкции человеческого организма. Упругость огромному количеству тканей нашего тела, в том числе и коже, придают эластичные нити коллагена. По мере его исчезновения появляются кожные морщинки, складки, обвислость щек, подкожных тканей. Но эти процессы старения сопровождаются и ослаблением всего костно-мышечного аппарата, состояние которого уже не зависит от сохранения коллагена. Как остановить хотя бы на время эти естественные процессы? Думаю, это возможно только при замедлении обмена веществ на молекулярном, атомном и даже квантовом уровне. В этом случае человек и в пятьдесят лет обладал бы организмом двадцатилетнего. Но как можно остановить обмен веществ, мы сегодня не знаем. Простой тканево-органовой «заплатки» здесь явно недостаточно. Думаю, что исследователям биотехнологий стоило бы обратиться за помощью к квантовой физике, хотя даже и в этой области далеко не все процессы являются обратимыми во времени.
Однако даже если получится обратить вспять обмен веществ, появятся все новые и новые препятствия. Например, искусственно поворачиваемый «против течения» времени мозг должен понемногу терять память. И человек просто исчезнет как личность, хотя как биологический организм уцелеет.

Тем не менее, пан Станислав, можно предположить, что технологии продления жизни будут в первое время стоить очень дорого - примерно столько же, как сейчас туристические полеты в космос. Как вы считаете, сможет ли омоложение стать новой причиной конфликтов между богатыми и бедными?

При помощи достижений современной медицины можно уже сегодня значительно продлить жизнь избранных и, прежде всего, богатых персон. Однако сейчас общество на этот факт не обращает никакого внимания - слишком уж много других проблем. Какие угрозы встанут перед человечеством в будущем? Самая главная проблема - это появление нового оружия. В будущем люди не смогут отличить естественные несчастья от искусственных имитаций, вызванных враждебными действиями какой-то страны. Предположим, у американцев или у кого-то еще появится возможность вызвать где-нибудь землетрясение. Пока для этого недостаточно даже термоядерных бомб. А что будет через десять лет, я не знаю. Бритвой можно побриться, но можно и горло перерезать. Все зависит от руки, которая держит лезвие.

В вашей повести «Возвращение со звезд» вы описали, как людей искусственно лишили чувства агрессии и права быть несчастными. Пан Станислав, не хотелось бы вам, чтобы ученые уже сейчас освоили такую технологию?

Увы, людей нельзя принудить быть моральными. Или счастливыми. Вот в Польше сегодня все католики. Церковь призывает всех руководствоваться христианскими ценностями, но главная ценность сейчас - это деньги, в том числе и для самой церкви. Поэтому у нас огромное количество бродяг, нищих. Люди крадут, совершают преступления. Раньше, полвека назад, когда я только начинал писать книги, мне представлялось, что человечество будет двигаться вперед столбовой дорогой. Со временем все будет лучше и лучше. Однако теперь вижу, что это не так. Когда кончается полоса каких-либо преград, внезапно появляются новые и новые препятствия. И так без конца. Наверное, это еще одна причина, по которой мы не рождены быть бессмертными. Но если люди очень хотят во что-то верить, разве и...

В одной из своих самых известных книг «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?» канадский журналист Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) подвергает сомнению популярную идею о том, что успех - это личная заслуга. Мы делимся важными выводами Гладуэлла о природе успеха и гениях, которые вынуждены оставаться аутсайдерами.

Все темы, которые затрагивает книга «Гении и аутсайдеры», связывает одна основная идея: причины успеха людей мы сводим исключительно к их личным качествам, упуская из виду множество не столь очевидных, но не менее значимых факторов. Это достаточно необычный взгляд на успех, отличающийся от того, что продвигают популярные книги по саморазвитию и мотивации, основной посыл которых можно свести к фразе: «Верьте в себя, старайтесь, никогда не сдавайтесь, и всё у вас получится».

Итак, давайте разберём ключевые идеи книги «Гении и аутсайдеры».

1. Нельзя объяснять чей-то успех только личными заслугами. Не менее важную роль играют благоприятные возможности и удача

Объясняя успех человека исключительно его собственными заслугами, мы сбрасываем со счетов людей, которых считаем бесперспективными. А это всё равно что думать, что самый высокий дуб в лесу стал таким только потому, что вырос из самого живучего жёлудя, не принимая во внимание другие не менее значимые факторы:

  • то, что этот жёлудь должен был попасть в плодородное место,
  • то, что другие деревья не скрывали от него солнце,
  • и то, что до него не добрались ни дровосеки, ни животные.

Огромное значение благоприятных возможностей в достижении успеха подтверждает проведённый анализ дней рождения канадских хоккеистов. Случайно было обнаружено, что большинство из них, в том числе члены национальной лиги, родились в январе, феврале и марте, а наименьшее - в конце года.

Этот феномен не был связан с мистикой или астрологией. Объяснение было простым. Дело в том, что в Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчивается 1 января. Ребёнок попадёт в группу для девятилетних, даже если 2 января ему стукнет десять. И он будет играть в одной группе с ребёнком, который отпразднует десятый день рождения аж в декабре. А в этом возрасте разница в 12 месяцев означает заметные различия в физической форме, что, соответственно, даёт существенные преимущества детям, родившимся в начале года.

Более рослые и сильные дети попадают в команды лучших тренеров, им приходится больше тренироваться и проводить больше матчей, и в итоге они становятся прекрасными хоккеистами.

Однако большинство людей убеждено, что успех обусловлен исключительно талантом и личными заслугами, а следовательно, никто не хочет пытаться присмотреться к тем, кого посчитали недостаточно способным.

2. Чтобы стать профессионалом, требуется 10 000 часов практики, что эквивалентно 3 часам практики в день на протяжении 10 лет

Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» было популяризовано исследование, проведённое в начале 90-х годов под руководством психолога Андерса Эриксона (Anders Ericsson) в Академии музыки в Берлине. Это исследование показало, что лучшие студенты академии упражнялись больше других:

  • к девяти годам - по шесть часов в неделю,
  • к двенадцати - по восемь часов,
  • к четырнадцати - по шестнадцать…

И так до 20 лет, когда они начинали заниматься более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а у отстающих - 4 000.

Затем Эриксон и его коллеги нашли аналогичную закономерность в среде профессиональных пианистов, каждый из которых к 20 годам имел по 10 000 часов практики, и пианистов-любителей, которые никогда не занимались более трёх часов в неделю.

Исследование Эриксона интересно ещё и тем, что ему не удалось найти ни одного человека, достигшего высокого уровня мастерства, который бы не прилагал серьёзных усилий и упражнялся меньше сверстников. С другой стороны, не нашлось и тех, кто, вкалывая изо всех сил, так и не вырвался вперёд.

Опираясь и на другие исследования профессиональной компетентности, учёные вывели количество часов, ведущее к мастерству в любой сфере (музыке, спорте, программировании и так далее).

Чтобы стать мастером, нужно 10 000 часов, что эквивалентно примерно трём часам практики в день или 20 часам в неделю на протяжении 10 лет.

Однако важно отметить: для того чтобы наработать такое количество часов, молодым людям нужна поддержка окружения, участие в специальных программах или же какое-то счастливое стечение обстоятельств, которое позволило бы полностью отдаваться обучению.

3. Высокий уровень интеллекта не гарантирует успеха в жизни

В 20-х годах ХХ века профессор психологии Стэнфордского университета Льюис Термен начал исследование жизненного пути около полутора тысяч детей с выдающимися интеллектуальными способностями, которые он измерял с помощью доработанных тестов Альфреда Бине. Коэффициент интеллекта каждого из отобранных детей составлял от 140 до 200. Термен отслеживал жизненный путь своих подопечных и документировал все значимые события их жизни. Своим исследованием он хотел доказать, что коэффициент интеллекта играет главную роль в успехе человека.

Несмотря на то, что некоторые из его гениев добились определённых успехов в бизнесе, науке, писательстве, юриспруденции, мало кто стал фигурой национального масштаба.

Некоторые имели приличный доход, но не баснословные прибыли, а некоторых вообще можно было назвать неудачниками. Никто из тщательно отобранных вундеркиндов не стал лауреатом Нобелевской премии. И напротив, Уильям Шокли и Луис Альварес, которых коллеги Термена не включили в выборку, посчитав недостаточно интеллектуальными, этими лауреатами стали.

Выходит, для достижения успеха достаточно обладать высоким, но не феноменальным IQ, равным примерно 120 баллам, а все последующие баллы не приносят особого преимущества. Также огромную роль играет благоприятная среда, в которой должен расти и развиваться человек.

4. Практический интеллект намного важнее IQ


Но что же отличает успешных людей от неуспешных, если у них одинаковый IQ? Дело в так называемом практическом интеллекте - понимании того, что, когда и кому сказать, и знании того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов. Такая бытовая сообразительность должна сформироваться под внешним влиянием. В первую очередь - под влиянием семьи.

В качестве иллюстрации важности роли практического интеллекта в достижении успеха Малкольм Гладуэлл противопоставляет истории двух людей: известнейшего физика Роберта Оппенгеймера, под руководством которого была создана атомная бомба, и одного из умнейших людей на Земле - Криса Лангана, оценка IQ которого варьируется в пределах 195–210.

Обстановка, в которой рос Роберт Оппенгеймер, сын художницы и успешного предпринимателя, способствовала развитию умения налаживать связи, договариваться с другими людьми и разрешать сложные ситуации. Уникален случай, когда за попытку отравить (!) своего университетского преподавателя Роберт Оппенгеймер не получил серьёзного наказания. Руководство университета дало ему испытательный срок и направило на лечение к психиатру. И даже наличие такого факта в биографии не помешало Оппенгеймеру стать руководителем важнейшего военного проекта по разработке атомной бомбы.

Напротив, история жизни такого умнейшего человека, как Крис Ланган, показывает, что интеллект без необходимых социальных навыков не поможет достичь успеха. Крис рос в бедной многодетной семье и часто подвергался нападкам пьяного отчима. Он был обделён вниманием и заботой, и с детства жизнь учила его держать дистанцию, никому не доверять и быть независимым. Несмотря на то, что во многих предметах он разбирался лучше своих преподавателей, ни с кем из них он не смог наладить контакт. И это привело к тому, что ему пришлось бросить университет и работать на низкооплачиваемых работах. Когда Гладуэлл писал книгу, Крис Ланган жил на ферме и занимался собственными исследованиями. Его работы почти не публиковались.

5. Культура, к которой мы принадлежим, во многом определяет наше поведение

Культура может оказывать огромное влияние на судьбы людей: вести к неправильному пониманию друг друга или давать определённые преимущества.

Большой интерес представляет индекс дистанции власти. Он показывает, как та или иная культура относится к иерархии, в какой степени люди согласны с неравным наделением властью, испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям, есть ли у власть имущих особые привилегии.

К странам с высоким значением индекса дистанции власти относятся, например, Индия, Китай, Россия, Франция, Корея, Бразилия. К странам с низким - Германия, Великобритания, Португалия, Австралия.

Также культуры различаются по уровню обособленности по шкале «коллективизм - индивидуализм». Крайнее положение на стороне индивидуализма занимают США. И не удивительно, что США являются единственной в мире промышленно развитой страной, не имеющей системы всеобщего здравоохранения.

Культурное наследие проявляется и в таких неожиданных областях, как математические способности.

Почему представители азиатских стран зачастую опережают других в математических тестах? По мнению Малкольма Гладуэлла, объясняется это просто. Логика азиатских языков и более лёгкий, по сравнению с другими языками, способ обозначения цифр изначально способствуют лучшему обучению счёту азиатских детей.

Все эти незначительные на первый взгляд факторы влияют на наше восприятие, поведение и способы взаимодействия. Они могут и дать нам преимущества, и лишить возможностей, имеющихся в других культурах.

Однако, как отмечает Малкольм Гладуэлл, культура - это не тюрьма, из которой нельзя выбраться. Как показывают эксперименты, человек способен примерять новые варианты поведения и менять свою личность, что освобождает от фаталистического взгляда на жизнь. Но прежде чем решить, куда двигаться, нужно осознать, откуда мы пришли.

Заключительные комментарии

Книга «Гении и аутсайдеры» стала бестселлером сразу после выхода. И вполне заслуженно. Малкольм Гладуэлл - талантливый журналист, он излагает свою теорию не сухо и абстрактно, а через истории, каждая из которых по-своему интересна.

С одной стороны, книга предлагает несколько пессимистичный взгляд на природу успеха. Но с другой стороны, её выводы вполне можно использовать на практике:

  1. Заниматься 10 000 часов тем, в чём хотите преуспеть.
  2. Не расстраиваться из-за не самых высоких результатов IQ-теста.
  3. Развивать практический интеллект в себе и в своих детях.
  4. Понимать свои слабости и особенности культурной среды.

Книга, определённо, даст полезную пищу для размышлений, а раскрытие идей через интересные истории сделает её прочтение захватывающим.