Сколько людей посещают курсы этикета. Тренинг обучения этикету. Все секреты светского этикета

01.09.2019 Виды

Оксана Бугрименко:
Редактор журналов Forbes Life и Forbes Woman, входящих в группу изданий Forbes.

Закончила философский факультет МГУ им. Ломоносова как специалист по истории и теории мировой культуры, получила образование музыкального критика в Российской Академии музыки им. Гнесиных. Работала в известных бизнес-изданиях («Эксперт», «Профиль», «Секрет фирмы», «Ведомости»), где вела разделы «Стиль жизни». В 2005 году стала лауреатом национальной премии в области индустрии моды «Аналитическая журналистика».

Полная стоимость 6500

Лена шеф-редактор на телевидении У меня всегда была легкая зависть к девушкам, которые раньше имели возможность учиться в Институте благородных девиц. Эти знания необходимы в жизни, их надо срочно возрождать. Нам сегодня во взрослом возрасте приходится набирать их по крупицам, потому что было несколько «потерянных» поколений мам и бабушек, которых тоже этому не учили. Это уже второй курс, который я прошла в Академии и совершенно очевидно, что есть накопительный эффект. Уже хочется занятия по речи, актерское мастерство, курс по вину и ювелирный… Думаю, если мы будем продолжать в том же духе, через полгода-год нас уже никто не узнает. Вера Финансовый аналитик Самое важное открытые - что от скучного, как я раньше думала, светского этикета можно получать удовольствие. Очень понравилась теория психотипов. Радует, что преподаватель уделяет внимание каждой участнице. Вероника бухгалтер Очень понравился формат занятий, легкость подачи информации. Получила ответы на многие свои вопросы, а какие-то вещи услышала впервые. Раньше, например, было непонятно, как проявить интерес к собеседнику, если не задавать личные вопросы? Спасибо преподавателю, очень познавательно и актуально.

ВЕДЕТ: Оксана Бугрименко

Вы будете свободно общаться и комфортно себя чувствовать с людьми любого статуса! Автор и ведущая курса - редактор Forbes Оксана Бугрименко.

Зачем нужен этикет - система принятых в обществе правил вежливости.

Что такое светское общение, каковы его цели и как их достичь.

С чего начать разговор и как вовремя уйти.

Как чувствовать себя комфортно в незнакомом обществе.

Внешний вид: умение выглядеть в соответствии с ситуацией.

Изучение дресс-кодов. Система обозначений в приглашениях.

Как выгодно преподнести достоинства своего психотипа.

Ресторанный этикет. Как грамотно выбрать ресторан.

Правила поведения - от гардероба до места за столом.

Сервировка и приборы - что зачем и после чего.

Типичные женские ошибки.

Навигация по меню и винной карте.

Основы классификации вин. Правила употребления крепких напитков. Топ-10 шампанских и коньячных домов.

Элитные бренды и подделки: как не попасть в неловкую ситуацию, уроки этикета.

Правила подбора аксессуаров.

Формат 6 часов

Светский этикет

Понятие светский этикет подразумевает владение навыками поведения в обществе, умение выгодно преподнести себя, заинтересовать собеседника, пробудив в нем желание общаться с вами в дальнейшем. Такие знания, безусловно, являются ключом к успеху, поскольку выгодные связи позволяют добиться значительных высот.

Авторский курс светского этикета Оксаны Бургименко (редактора журналов Forbes Life и Forbes Woman) поможет вам освоить систему принятых в социуме правил вежливости. Постижение нового материала происходит в процессе проигрывания типичных жизненных ситуаций, выявления классических женских ошибок и изучение путей их возможного исправления.

Наши занятия помогут вам:

  • понять, в чем заключаются основные цели светского общения;
  • освоить умение выглядеть в соответствии с ситуацией (дресс-код);
  • научиться выгодно преподносить себя;
  • изучить ресторанный этикет (выбор заведения, правила поведения, сервировка, навигация по меню и винной карте и т. д.).

В традиционных школах детей обучают точным наукам и умению логически мыслить. Однако навыкам правильного поведения в обществе, тому, как вести себя за столом или общаться, учит чаще всего сама жизнь, и не всегда удачно. Желание превратить подрастающее поколение в настоящих дам и джентльменов стало главным мотивом для открытия в Казани школы хороших манер «Лица». Ее соосновательница Дарья Канануха после участия в шоу «Холостяк» смогла успешно воспользоваться своей популярностью для развития собственного проекта.

Манерная идея

Во время учебы на 3-м курсе экономического факультета Казанского государственного университета Дарья решила сделать первый шаг к финансовой независимости. На лето девушка устроилась работать в отдел продаж глянцевого журнала, но поняла, что это не ее стезя и связывать жизнь с продажами она точно не станет. Потом была работа в Фонде социального страхования – должность помощника руководителя нашей героине показалась интересной, но она была не готова отказаться от учебы и окунуться с головой в новую деятельность. Осознание того, что работать по найму – не для нее, пришло к Дарье после победы в известном телевизионном проекте.

Дарья Канануха: «После участия в шоу «Холостяк» на ТНТ моя жизнь кардинально изменилась. Я четко осознавала, что нужно использовать свою популярность и открывать свое дело. Рассматривала идеи открытия салона красоты, шоу-рума, но это все казалось слишком банальным. Я очень люблю детей и хотела создать нечто такое, что принесет им пользу. Так родилась мысль открыть студию этикета, где дети могут обучаться тем предметам, которые больше нигде не преподают: этикет, ораторское искусство, культура речи и прочее. Захотелось вырастить настоящее поколение интеллигентов и возродить эпоху школ благородных девиц».

Ниша оказалось малоконкурентной, что подтолкнуло основательницу проекта к старту. Дарья поняла, что справиться одной будет очень сложно, и предложила своей подруге – Любови Куликовой – стать соучредителем. Долгие раздумья над названием для студии этикета и личностного развития привели девушек к слову «Лица» – они уверены, что будущие выпускники школы станут первыми лицами города, республики и всей страны. ООО с двумя учредителями было зарегистрировано 4 ноября 2015 года. А уже совсем скоро откроются первые представительства школы по франшизе.

Дарья Канануха: «После года работы мы стали получать предложения о партнерстве из разных городов России. Люди спрашивали про возможность стать нашими франчайзи и открыть представительства школы хороших манер «Лица», а многие мамочки просили создать подобную студию в их городе. Так спрос родил предложение. Мы начали усиленно упаковывать бизнес во франшизу, и уже в сентябре этого года откроем школы в Екатеринбурге и Новосибирске».

Успех благодаря известности

Запуск проекта ожидался фееричным, ведь имя Дарьи Кананухи для многих было и остается знакомым – девушка полностью положилась на это обстоятельство. Однако вложения в рекламную кампанию оказались недостаточными. В день открытия школу посетило огромное количество людей, желающих лишь пообщаться с известной участницей телевизионного шоу. Цели стать клиентами они не имели, именно поэтому большого размаха на старте у учредителей школы не получилось.

Дарья Канануха: «Мы несколько раз пересматривали формы и сроки обучения, наполняемость курсов. На данный момент запущено 3 пакета обучения, каждый из которых по-своему интересен. Однако популярность нашей школы, конечно, напрямую связана с моим именем. Поэтому, чтобы поддерживать это, я стараюсь сделать школу партнером всевозможных мероприятий, куда меня приглашают просто как Дарью Канануха».

Проблема с наполняемостью курсов была решена – сейчас с каждого курса обучения выпускается в среднем по 50-60 учеников. Но одной из сложностей так или иначе остается сезонность бизнеса. В летнее время количество учеников значительно меньше, чем в рамках стандартного учебного года. Чтобы исправить ситуацию, основательницы разработали несколько проектов для повышения посещаемости в теплый сезон.

Еще одна трудность – проведение рекламных кампаний на территории государственных школ, являющихся самой многочисленной площадкой по концентрации целевой аудитории. Руководство учреждений зачастую отказывает в размещении афиш на своих стендах.

Уроки для подрастающей интеллигенции

Школа хороших манер «Лица» предоставляет услуги по дополнительному образованию детей и организации их досуга. Учениками становятся ребята из благополучных семей, чьи родители осознают необходимость в получении ребенком дополнительных навыков и знаний. На занятиях дети знакомятся с основами делового, светского и столового этикета, занимаются техникой речи, готовят речи и интервью. Кроме того, ученики выезжают совместно на различные мероприятия.

Дарья Канануха: «В рамках программы «Знакомство с элитными видами спорта» наши воспитанники выезжают на ипподром и учатся держать осанку в седле на чистокровных скакунах, играют в большой теннис. В летний период они катаются на парусных яхтах, познают азы фехтования и гольфа. Также одно из любимых мероприятий – фотосессия, в которой тщательно продумываются образы детей, локация и идея съемки. Съемки бывают как семейные, так и индивидуальные. Дети учатся держать себя перед камерой и не стесняться позировать».

В школе есть 3 вида программы, которую каждый подбирает индивидуально:

  1. «Стандарт». Занятия 1 раз в неделю, 1 выезд в театр и 1 фотосессия. Курс длится 4 месяца.
  2. «Premium». Занятия 2 раза в неделю, 1 выезд на игру в большой теннис, 1 посещение ипподрома, 2 фотосессии. Курс длится 2 месяца.
  3. «VIP». Занятия 2 раза в неделю на протяжении 2 месяцев, выезды на гольф и катание на яхте. В курс включено практическое обучение этикету в ресторане.

На данный момент разработаны 3 ступени обучения в школе: окончив первый курс, воспитанник может остаться на второй, а затем и на третий, продолжив получать новые навыки. Уровень знаний по этикету на последующих курсах шире и сложнее, он включает международный этикет, протокол, усложняются блюда в столовом этикете и количество приборов.

Поскольку школу посещают дети разных возрастов, для них разработаны программы согласно возрасту. Например, для малышей обучение этикету проходит в форме игры – они лишь учатся держать правильно нож и вилку. Для старших детей преподается усложненный вариант этикета – требования к ним повышаются. Выезды для всех ребят проходят совместные, без разделения по возрасту. Родителям всегда предлагается поехать на очередное мероприятие вместе с детьми.

Основным инструментом привлечения клиентов Дарья Канануха и Любовь Куликова считают социальные сети. Родители, увидев объявление о наборе в школу, подают заявку на посещение бесплатного пробного занятия. Полученные заявки обрабатываются, администратор созванивается с потенциальными клиентами и приглашает посетить студию. В ходе первого мастер-класса педагог рассказывает, почему важно знать азы этикета и как он пригодится в жизни, после чего происходит презентация школы. Родителям дается время на раздумье, пока их дети выберут, какую из групп хотят посещать.

Дарья Канануха: «Бизнес и работа школы приносят мне огромное удовольствие, потому что видеть горящие глаза детей, их результаты, слышать отзывы родителей – всегда волнительно и радостно. В планах открыть школы примерно в 40 городах по всей России и самим расшириться в Казани».

Школа хороших манер «Лица» в цифрах и фактах

Организационно-правовая форма

Общество с ограниченной ответственностью, 2 учредителя.

Дата открытия

Конкуренция

Подобных школ в Татарстане больше нет.

Стартовый капитал

Около 500 тысяч рублей. Из этих средств примерно 250 тысяч рублей были потрачены на аренду и ремонт, остальное – на сайт и рекламную кампанию.

Окупаемость вложений

Стартовые вложения окупились за 6-7 месяцев.

Инструменты продвижения

Ежемесячная прибыль

Около 700 тысяч рублей.

Основные статьи затрат

Аренда, фонд оплаты труда и налоги.

Цены

3 программы обучения стоимостью 5000, 7000 и 15000 рублей в месяц, в зависимости от наполняемости курса обучения выездами, фотосессиями и продолжительности срока обучения.

Количество учеников

На момент публикации в школе занимаются 8 групп по 10 человек в каждой. В среднем за один курс выпускается 50-60 учеников.

Режим работы

В выходные школа работает с утра до вечера, в будни – в основном вечером, поскольку дети заняты основной учебой и имеют много дополнительных секций и кружков.

Сезонность

Лето – не сезон. Однако учредители разработали несколько проектов по минимизации сезонности.

Персонал

Помимо двух учредителей, в штате находится один менеджер по развитию и 12 педагогов. На аутсорсинге работают юрист и бухгалтер.

Целевая аудитория

Женщины от 30 лет с достатком выше среднего, имеющие детей.

Дарья Канануха: «Наши клиентки много путешествуют, посещают рестораны, ходят на светские мероприятия. Для таких мам очень важно, чтобы их ребенок знал тонкости этикета и имел красивую грамотную речь».

Школа изнутри

Общая площадь – 140 кв. м. В школе есть два зала для занятий: один площадью 50 кв. м – для проведения занятий по йоге, танцам и вокалу; второй с партами – для уроков этикета, английского языка и культуры речи. В каждом из залов есть зеркала. В большом зале также стоит пианино, которые основательницы школы сами отреставрировали и покрасили в белый цвет с золотыми элементами, – теперь это гордость студии.

ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР.

Цель:

Задачи:

Оборудование: книжная выставка, словарьВежливости, «

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово .

Озвучивание цели и задач занятия: «Школа хороших манер».

Чем мы будем заниматься на занятии?

Мы поведём деловой разговор о культуре поведения и соблюдении норм этикета. Познакомимся с историей этикета.

Ребята, вы окончите школу, выберите себе профессию, но кем бы вы не были, прежде всего вы должны вырасти хорошими людьми: добрыми, смелыми отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже нужно учиться. Вот этим мы и займёмся сегодня на занятии.

Что такое этикет?

– Слово “этикет” означает воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Это слово произошло от слова “этика” – французское название карточек, которые вручались при дворе Людовика. Карточки знакомили гостей с основными правилами поведения.

Как же вырабатывались правила этикета?

По словам знатока этикета В. В. Бушелева в книге «Этика и этикет общения» практика многих времён и народов постепенно отбирала, шлифовала, обкатывала такие правила поведения, которые имеют не конкретно-исторический, не национальный, не сословный или классовый характер, а несут в себе зерно общечеловеческого. Без соблюдения этих правил невозможны были бы общение, понимание, взаимодействие людей, их совместная жизнь.

Именно эти простые и общие для всех людей принципы и правила составляют сердцевину современного этикета, в нём сконденсирована мудрость народных обычаев, спрессован опыт гуманных отношений между людьми, их стремлением к добру, красоте».

Этикет - волшебная шкатулка общества.

Он хранит самые дорогие, самые важные ценности человечества - нравственные. И эта шкатулка наполнялась постепенно.

Первый сборник правил поведения появился ещё в древнем Египте. В Китае тоже был свод законов о том, как должен вести себя человек за столом, в гостях, дома.

В нашей стране первые элементы этических норм поведения появились при киевском князе Владимире Мономахе и назывались «Поучение своим детям».

Позже написанные правила вежливости появились во времена

Петра I , русского царя. Они назывались «Юности честное зерцало». В них было написано, как должен вести себя человек в гостях, как здороваться со знакомыми людьми, как пользоваться вилкой и ножом.

Вот некоторые из них.

-Не сопи, когда ешь.

-Не хватай первым блюда из общей миски. Жди, когда тебе предложат.

-Не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

- Когда тебе что-то предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над едой не чавкай как животное и головы не чеши. (Кушаем с закрытым ртом).

- Не проглотив куска, не говори.

Работа над пословицей: «Когда я ем - то глух и нем».

Около своей тарелки не делай забора из корок, хлеба. (Не будь жадным, а будь воспитанным).

Ребята, какие из этих правил сохранились по сегодняшний день?

3. «Заморочки из бочки».

А сейчас мы проверим ваши знания, как вы умеете применять эти правила на практике.

1. Воскресенье. По телевизору должна идти твоя любимая передача, но тебя просят срочно сходить в магазин. Как ты поступишь?

2. Воспитатель объявила ребятам, что на их класс выделили 6 билетов в цирк и при этом сказала: « Вас в классе 7 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кто из вас не получит билета. Сделайте это сами.

3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго, так как…..

4. Мальчик в столовой во время полдника выбрал себе самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что о мальчике можно сказать?

5. Рассказывая о чем-то интересном, не размахивай изо всех сил руками, так как при этом можешь……

6. В магазине продавец ответил мне грубо… Как я должен поступить?

4. Сюжетно – ролевая игра.

Класс делится на 2 команды. Первой команде предстоит продемонстрировать ситуацию.

Ситуация 1. «К вам пришли гости». Ваши действия.

Как должна вести себя хозяйка, и какие правила должна соблюдать, чтобы гостям в её доме было хорошо и уютно.

Задание второй команде. «Какие советы вы можете дать человеку, идущему в гости, при этом соблюдая все правила этикета?»

5.. Практическое занятие. От теории к практике.

Сервировка стола.

Приглашается участник, он должен установить на столе тарелку, слева от неё вилку, справа нож и ложку, причём ложка и вилка кладутся вогнутой стороной вниз.

6.Физминутка.

7. Задачи на уважение

Итак, задачи не на сложение-

Задачи на уважение!

1.Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? (спросить спокойно, извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?).

2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (обычно дорогу уступает первым тот, кто вежливее).

8.Коррекционно-развивающее упражнение «Восстанови пословицу».

Доброе слово человеку - но слово и ранит.

Худое слово и сладким что дождь в засуху.

Слово лечит, а молчание- золото.

Слово- серебро, мёдом не зальёшь.

8. Викторина – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором «да» или «нет».

“Правильно ли это?”

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. После еды оставлять ложку в тарелке?

3. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Печенье и пирожки брать с подноса руками?

5. Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

6. Входить в общественный транспорт в грязной, пачкающей одежде.

9. Итоги занятия

Подходит к концу наше занятие. Мне хочется спросить вас, что вы извлекли из нашего занятия? А чтобы быть уверенным в этом, давайте закрепим слова на деле. Произнесём клятву:

    Клянёмся вежливыми быть!

Всегда спасибо говорить,

«Добрый день», «До свидания»-

Нет в мире выше звания!

    Клянёмся вежливыми быть

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету-

Науку помнить эту.

    Клянёмся вежливыми быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежду разить мечом волшебным,

И строгим словом, и целебным.

Все (хором): Клянёмся вежливыми быть!

Уходя из стен школы, мы должны оставить память о себе.

Я предлагаю составить «Словарь Вежливости», куда будем записывать пословицы, поговорки, стихи, высказывания выдающихся людей. Начало этому положила я. В течение учебного года мы его оформляем, а 25 мая на последнем звонке вручим самым юным ученикам нашей школы воспитанникам нашего класса.

Самоанализ внеклассного мероприятия

«ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР».

Цель: способствовать формированию и проявлению нравственных качеств воспитанников.

Задачи:

Активизировать знания учащихся по правилам этикета и культуры поведения.

Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

Воспитывать потребность неформального соблюдения правил вежливости и этикета.

Оборудование: книжная выставка, словарьВежливости, « бочонок для заморочек», посуда для сервировки стола.

Форма проведения : беседа с элементами игровой и практической деятельности, решением проблемных ситуаций.

Мероприятие проводилось согласно календарно - тематическому планированию, соответствовало направлениям Рабочей программы, возрастным и индивидуальным особенностям классного коллектива.

Уместно и целесообразно применяла наглядность, дидактический материал, ИКТ. Всё это соответствовало современным требованиям и мотивации воспитанников на занятие.

Использовала наглядные, словесные методы: рассказ,

беседа, разъяснение;

практические: сервировка праздничного стола;

общедидактический метод:

а)поисковый

б)проблемный.

В ходе занятия использовала индивидуально – групповой и дифференцированный подход. Групповая форма при проведении игры «К вам пришли гости». Индивидуальные способности воспитанники показали при проведении практического занятия - от теории практике « Сервировка стола».

Функция данного мероприятия – просвещение учащихся по правилам этикета и культуры поведения.

Коррекционные, занимательные и творческие задания: «Восстанови пословицу», «Заморочки из бочки», задачи на уважение, викторин, все это способствовало обогащению словарного запаса, развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, коррекции речи.

Материал преподносила интересно, грамотно, научно, эмоционально. Это способствовало активизации воспитанников на протяжении всего занятия.

По моему мнению, мероприятие имеет завершённую мысль, практическую направленность, реализованы цели и задачи с помощью правильно подобранных форм, методов, приёмов и средств.

Вместо того, чтобы каждый раз объяснять ребенку, почему-то или иное поведение считается недопустимым, дайте ему возможность раз и навсегда усвоить волшебные правила этикета для детей в игровой форме. Если крохе доступно и интересно объяснят, как вести себя за столом, в гостях, на улице, в театре и т. д., вы не раз услышите слова благодарности за такое воспитание от окружающих и будете гордиться своим малышом.

У родителей не всегда хватает времени и фантазии, чтобы объяснить правила этикета для детей. В таком деле простого рассказа или наставления недостаточно. Тем более, что нужно учесть все основные правила:

    поведения в общественных местах;

    вербального общения по телефону;

    поведения в гостях;

    столового этикета;

    поведения в учебных заведениях, транспорте;

    общения с незнакомыми людьми.

Естественно, важнейшим условием для усвоения всех правил и норм этикета для детей дошкольного и школьного возраста, станет пример родителей и окружения, но базовые знания лучше всего усваиваются в формате игры.

Стоимость занятий

Абонемент
на 4 занятия
Разовое
посещение
3 400 руб. 900 руб.

Записаться на
бесплатное
пробное занятие

Когда начинать обучение этикету

Многие удивятся, что первый этап обучения этикету начинается в самом раннем возрасте. Интонация, фразы, взгляд помогут родителям показать ребенку, когда он ведет себя хорошо, а когда не очень. Сказать «спасибо» за игрушку, которую дает другой малыш или пожелать ему приятного аппетита перед едой – вот с чего все начинается.

Наши курсы этикета для детей от 3 до 7 лет – веселые и познавательные. Дети становятся участниками историй, в которых мальчик Вася и девочка Ариша, собачка Тобик и кошка Мурка, король Этикета и воробей Чижик учат правила вместе с ними. На простых примерах, жизненных ситуациях, малышам объясняют важные правила поведения. Каждое занятие длится 45 минут, поэтому ребенок не успевает устать. В группе не более 8 детей, чтобы педагог мог каждому уделить достаточно внимания.

Приходите на первое бесплатное занятие в школу этикета для детей!

В отличие от других форм образования, обучение этикету не являются чем-то определенным и регламентированным. У каждого потенциального ученика свое понимание этикета и способов его изучения, что дает широкие возможности предприимчивым деятелям педагогической индустрии. Достаточно ввести в состав предметов технологию владения ложкой и вилкой на званом обеде, обозвать сей процесс «Этикетом», и можно включать это слово в название учебного учреждения.

Что же такое этикет? По некоторым определениям, этикет представляет собой правила и нормы поведения людей в обществе. В советские времена это назвали бы «правилами социалистического общежития», интуитивно понятными в городских условиях, когда сосуществование в многоквартирных домах устанавливает нормы поведения по типу «не мешай соседям жить спокойно». Однако понятие этикета в форме, какой мы его понимаем, берет начало с приемов при дворе Людовика XIV. Гостям раздавались карточки - этикетки - с изложением порядка поведения в покоях короля. Тогдашний этикет для каждого конкретного человека зависел от уровня иерархии и строился на правах и привилегиях, причем важна была любая малость, отличавшая от остальных. Вспомните Майлса Гендона из повести Марка Твена «Принц и нищий», попросившего привилегию для себя и своей семьи «сидеть в присутствии короля» и как он этой привилегией воспользовался.

Находясь за рубежом, будь то деловая поездка, экскурсия или отдых очень важно знать особенности местного этикета и соблюдать все его предписания. Кое-что иностранцу простят, но некоторые вещи, с нашей точки зрения безобидные, могут быть расценены как вопиющая бестактность и закроют перед незадачливым путешественником двери в приличное общество.

В Англии к этикету относятся более серьезно, чем в других странах. Недалеко ушли те времена, когда за неподобающее поведение в присутствии других людей могли подать в суд. У Голсуорси одна из частей «Саги о Форсайтах» основана судебном разбирательстве, возникшем из-за замечания, которое отец хозяйки позволил себе в адрес гостьи.

Отсюда берут корни и постоянный контроль за поведением, и внимательное отношение к мелочам и формальностям. Обращают внимание главным образом на соблюдение правил этикета при знакомстве и общении, этикет одежды (предпочтительно простой и строгий стиль), гостевой и обеденный этикет. Деловые вопросы в Англии решаются за чаем, который подают после полудня.

Считается некорректным:

Обращаться по имени, не получив на то разрешения;

Делать публично комплименты наподобие: «У Вас красивое платье, во сколько Вам оно обошлось?»;

Называть шотландцев и ирландцев «англичанами» (только «британцами»!);

Опаздывать на деловой ленч.

Во Франции правила этикета менее строги, однако следует учитывать, что французам присущ крайний национализм. Собираясь в эту страну, необходимо выучить хотя бы минимальный набор фраз по-французски, поскольку даже в самолетах компании Аэр Франсе стюардессы делают вид, что не понимают другие языки, включая общепринятый английский.

Деловой этикет допускает обсуждение вопросов бизнеса во время обеда, но не раньше, чем принесут кофе или чай. Вино за любой едой в порядке вещей, при этом обращается внимание, чтобы вино соответствовало блюду (например, белое вино к рыбе, красное вино к мясу и др.). К мужчинам принято обращаться «месье», к женщинам «мадам» или «мадемуазель», но по правилам офисного этикета на работе все «мадам» независимо от возраста.

Правила этикета Германии, Швейцарии, Голландии, Норвегии и других европейских стран отличаются большей свободой в одежде и поведении. Кажущаяся строгость делового этикета немцев ограничивается соблюдением иерархических принципов при знакомстве и общении. Отсюда правило делового этикета: обращаясь к партнеру-германцу, его следует назвать по титулу. Если титул выяснить не удалось, некоторые специалисты советуют обращаться «герр доктор», поскольку в деловом мире немцев со званием «доктор» примерно процентов семьдесят, а остальным это обращение может только польстить.

Следует учесть, что в Германии рано встают и рано ложатся, поэтому весь день расписан по минутам. Пунктуальность здесь ценится выше, чем в других европейских странах.

США это молодая страна, в которой смешались культурные традиции различных национальностей и народов. Свобода личности - вот основополагающий принцип Америки. Однако отцы-основатели этой страны-микс понимали, что цивилизованное общество формирует именно общие правила поведения. Поэтому первый президент Америки Джордж Вашингтон еще в юные годы составил свод «Правил приличного поведения», основываясь на книге французского монаха, изданной в середине пятнадцатого века. Элементарные правила: «Не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, не чешись за столом…» были весьма актуальны для страны, где, по воспоминаниям современников, полы в присутственных местах были покрыты полудюймовым слоем пережеванного табака.

Особенности этикета Японии определяются тем, что многие столетия страна была изолирована от всего цивилизованного мира. Фактически взаимный обмен культурами начался лишь в середине 19 века. Считая себя центром цивилизации, японцы презрительно назвали зарубежных пришельцев «гайдзин», что деликатно переводилось как «иностранец», а означало на самом деле «варвар». Полного соответствия всем требованиям японского этикета добиться очень сложно: сами японцы в них путаются. Как правильно давать чаевые, чтобы официант не побежал следом возвращать оставленные на столике деньги; кого послать на деловые переговоры, не опасаясь их провалить; как реагировать, когда сосед по столику шумно прихлебывает лапшу и чавкает? Все эти детали японского этикета, а также милая привычка потакать во всех шалостях детям до семи лет несколько осложняет жизнь иностранца в Японии, если у него нет проверенного и доброжелательного консультанта.

Особенности этикета в странах Средней Азии, Индокитае, большей части Африки и на Мальдивских островах регулируются мусульманскими религиозными правилами. Безусловное соблюдение этикета в одежде (у женщин руки, ноги и волосы должны быть прикрыты), общественные моления 4 раза в день, табу на некоторые виды пищи не должны вызывать удивление и чрезмерное любопытство у приезжих. Деловую беседу следует начинать со вступительных фраз о погоде, здоровье или общего характера, не касаясь при этом близких людей собеседника.

Современные школы этикета весьма разнообразны и берутся снабдить необходимыми познаниями любого: детей дошкольного возраста и подростков, предпринимателей и домохозяек, актеров и начинающих дипломатов. На передний план выходит деловой этикет, потеснив этикет светский. Зачастую при приеме на работу в имиджинговые учреждения значимую роль играют сертификаты об окончании курса делового этикета. Такие сертификаты можно получить, к примеру, в Институте репутационных технологий Art & image после прохождения курса «Деловой этикет».

В рамках государственного образования довольно интересна авторская программа «Школа этикета», разработанная М.В. Коробицыной и предназначенная для детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Отдельный пласт представляют экзотические школы этикета такие, как японские и китайские клубы чайных церемоний.

Оригинальные курсы по этикету питания проводятся при ресторане «Ландринъ». За пять занятий по полтора часа дети в возрасте от семи до 16 лет освоят правила поведения за столом, научатся кушать сложные блюда (например, суп с курицей на косточке), в игровой форме узнают, как вести себя в пикантных ситуациях. Курсы «Этикет в ресторане» очень популярны, запись на них проводится только по четвергам по телефону 8-499-978-21-00 при составе группы не более 8-ми человек.

Что интересно: помимо большой заинтересованности и востребованности преподавания этикета в Москве при не самой маленькой оплате за обучение, мне не удалось найти в Интернете ни одного отрицательно отзыва на предлагаемые школы.

Наименование

Продолжительность

Стоимость

Школа «Светский этикет» от Art Club

3 месяца (25 занятий)

Программы обучения этикету от Агентства ФрансКомм

6 дней (Монпелье, Франция)

43 000 руб. без оплаты проезда и визы

Школа этикета и всестороннего развития (ШЭВР)

Средняя общеобразовательная школа с 1 по 11 классы

33 000 рублей в месяц

Этикет в детском клубе «Метр с кепкой»

1 занятие