Челябинская атомная станция. На ПО «Маяк» прибыл эшелон с отработавшим ядерным топливом реакторов АМБ с Белоярской АЭС. Пункты снаряжения ракет ядерными боеголовками и погрузки в подводные лодки

22 года назад - 9 сентября 1990 года был убит Александр Мень. 11 сентября его похоронил Организацию его убийства приписывают КГБ, но у этой организации всегда есть заказчики. Кто ими был? История пока умалчивает, но смотря на его деятельность как вы думаете остался бы он в живых сейчас? Чем бы характеризовалась его деятельность?

Прочитав интервью брата священника, Павла Меня, и смотря на сегодняшнюю религиозную и политическую обстановку в стране как бы вы ответили на вышепоставленные вопросы?


— Мы снимали дачу недалеко от церкви в Новой Деревне, где служил Александр, чтобы чаще видеться и бывать на богослужении. В тот воскресный день мы с ребятами, как всегда, пришли на литургию в храм Сретения, Александр задерживался. Разнеся слух, что батюшка опаздывает, но я-то знал, что он никогда в жизни не опаздывал на службы. Я понял, что случилось что-то ужасное. Литургию отслужил другой священник. И сразу после этого в 11 часов утра мы узнали об убийстве Александра…

— Помните ли вы, как отреагировали на эту страшную новость?

— Мы — близкие Александра — просто растерялись, не зная, что и делать. Нам сложно было не то что осмыслить, вместить произошедшее. Ведь жизнь отца Александра оборвалась на самом взлете. Его назначили настоятелем, было образовано общество «Культурное возрождение», возобновлено «Российское Библейское Общество», он собрал редакцию журнала «Мир Библии», организовал группу милосердия в больнице, открыл воскресную школу в Новой Деревне. За день до убийства, 8 сентября, Александр прочитал первую лекцию в Общедоступном православном университете...

Последние годы жизни он очень часто выступал. У нас сохранилось примерно двести записей его выступлений, хотя на самом деле их гораздо больше. Его пригласили в РГГУ, он прочел курс «Введение в Ветхий Завет». Отдал в печать две свои книги, еще несколько находились в работе. Александр окончил работу над Библиологическим словарем — это семь
машинописных томов. Он планировал организовать издательство «Путь», даже подобрал директора, который после гибели
отца Александра издал несколько книг. Но работа была очень большая, начались трудности. Многие люди еще до 1992 года предлагали нам, семье отца Александра Меня, свою помощь. Чтобы осуществлять координацию уже начатой работы был создан Гуманитарно-благотворительный фонд имени Александра Меня.

— Как происходило расследование убийства отца Александра?

— Следствие по этому делу меня поразило. Я даже не представлял, что в гибели брата может быть замешано КГБ.

В первый раз меня вызывали, как понятого, при мне просматривали все вещи в кабинете Александра при храме. И в дальнейшем я все время присутствовал при расследовании. Разговаривая с простыми милиционерами, пытался им сочувствовать, мол, как вам трудно расследовать, на что они мне отвечали, что «мы здесь отдыхаем, ничего не расследуем, все решается наверху».

Когда меня в очередной раз вызвал следователь и начал задавать какие-то вопросы, совершенно не относящиеся к
делу, я не удержался, спросил его: «Почему вы ничего не ищите, ведь уже месяц прошел?» На что он цинично улыбнулся
и ответил: «Что вы, мы уже девять томов дела ""нашили""».

Через полгода я встретился с человеком, бывшим милиционером, из первого частного сыскного агентства «Алекс». Это агентство нанял Заславский — председатель исполкома Октябрьского района города Москвы. Он рассказал мне, что когда они пришли в милицию для расследования убийства Александра, им ясно объяснили, что никаких материалов дела не дадут. Хотя раскрываемость преступлений для милиции всегда была важной составляющей, как правило, от помощи специалистов органы не отказывались.

Однако в этот раз представители следствия сказали, что не могут ничего рассказать частным сыщикам. Те дошли до заместителя министра МВД, который также не разрешил выдать им никаких документов. Таким образом, милиционеры еще
тогда намекали, что убийство Александра Меня — дело рук КГБ.

— Отец Александр вел очень активный образ жизни, может, кому-то это не нравилось. Возможно, ему угрожали. Делился ли он свами подобной информацией?

— 1990-ые годы были неспокойным временем. Мы видели, как националисты тогда уже поднимали свои знамена. Бывали какие-то недовольства, высказанные в адрес Александра, но не угрозы. Люди на его лекциях писали записки несколько агрессивного содержания. О прямых угрозах он не говорил.

Два добровольных водителя из числа прихожан возили его только по Москве. Мы тогда думали, как бы организовать, чтобы Александра привозили домой и забирали из дома, но это желание так и осталось желанием. Александр ездил, как и все, до дома на электричке, где он, как и при езде в машине, продолжал работать, читать, писать.

— Как газеты отнеслись к убийству Александра Меня?

— Эта было очень громкое дело. Два президента, Горбачев и Ельцин, пообещали взять расследование под личный контроль. Я тогда всё думал, что вот-вот найдут убийцу. Пресса сообщила, что якобы и нашли подозреваемого, потом оказалось без всяких оснований.

При жизни Александр пробивал каждую свою статью в журналах, газетах. После смерти вдруг все издания захотели напечатать Меня. На момент смерти Александра Меня в России не была издана ни одна его книга. На сегодняшний день
разошлось уже около семи миллионов экземпляров. Книги Александра Меня востребованы, множество людей, читая их, меняются, обретают другое измерение в жизни.

— В чем особенность богословия отца Александра, о которой говорил патриарх Алексий?

— Православие — это большая конфессия, где существует несколько направлений.

Это связано с двумя традициями.
Одна традиция — охранительная, а другая призывает к открытости по отношению к миру и к необходимости дать современный ответ, как говорит апостол Павел, «в своем уповании». То есть мы должны внятно и на понятном языке объяснить миру, во что мы верим. У Александра в этом отношении были необыкновенные способности — сотни людей собирались на его лекции, большие залы были переполнены, все хотели услышать о Боге на понятном им языке.

Внутри православия есть христоцентричное направление, которое фокусируется не столько на традициях, сколько на Евангелии. Именно его и представлял Александр. После его смерти это направление в православии потеряло потенциального лидера и замедлило развитие.

В своих книгах он никогда ничего не утверждал, а просто предлагал идти вместе. Помню такой случай, когда из саратовской психиатрической больницы приехали врачи, чтобы купить большое количество экземпляров книги «Сын Человеческий». Они объяснили, что это как духовная терапия для больных. Мне даже в голову не приходило, что на людей с такой психодинамикой положительно может действовать эта книга. Александр всегда ценил свободу и говорил, что Евангелие — это самая анти-советская книга.

Мы часто видим и сегодня, как паства стремится отдать свою волю священнику, мол, «как батюшка скажет, так и будем
делать». Такая школа очень привлекательна, потому что так проще и прихожанам, и какой-то части священников. Немногие
призывают людей стать свободными через евангельский дух, который предлагает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». До сих пор у Александра есть много оппонентов, которые считают, что такая свобода — не церковная. Он же говорил: «Если люди развернутся к моей личности, то значит я, как священник, полностью потерпел фиаско. Они должны развернуться к Богу, и я им только помогаю в этом».

— Когда отец Александр писал книгу «Сын Человеческий», что он хотел донести человечеству?

— Книга «Сын Человеческий» претерпела пять редакций. Он написал эту книгу в двадцать один год. Самая главная задача этой книги, чтобы наш современник, не имеющий специального духовного и исторического образования, после ее чтения смог открыть Евангелие и понять его. И эта задача была выполнена. «Сын Человеческий» переведен на многие европейские языки. Александр сумел достучаться до сердца человека, чтобы тот понял евангельскую Радостную Весть!

— Как вас с отцом Александром воспитывали родители?

— Нас, детей, в семье было двое. Верующей была только мама Елена Семеновна. Еще девятилетней девочкой она прочла Евангелие и уверовала. Только в 28 лет мама крестилась. Ее вера была необыкновенной, живой. Наше окружение с детства — это люди Катакомбной православной церкви, многие из которых прошли лагеря, ссылки. Мама, конечно, повлияла на Александра. Она учила, что «если к тебе кто-то приходит и просит что-то, знай, что это просит Христос».

Александр с детства мечтал стать священником, он был знаком с прекрасными священниками, которые являлись лучшими примерами служения Богу и людям. В 14 лет брат сознательно решил пойти учиться в духовную семинарию, которая только что открылась в Москве. Еще с детства у него были удивительные способности общения. Он очень много читал и любил всем рассказывать, в том числе и мне. Александр был очень щедрым в этом плане, если он что-то знал, то сразу делился этим знанием с другими. Я, в отличие от брата, никогда не чувствовал в себе такого терпения и любви к людям. До 9 сентября 1990 года я общался только с теми людьми, которые мне были приятны, а с другими — по необходимости. Но чтобы служить ближним в церкви, надо отказаться от себя. После убийства брата я по-другому начал смотреть на мир.

— Значит, дело отца Александра не умерло?

— Нет, конечно. Христоцентричное направление в Православной церкви никогда не умрет. Священник должен быть самоотверженным, показывать людям пример служения, как Иисус, когда омывал ноги своим ученикам. Но таких людей
всегда было немного, а Александр всегда был готов помочь людям.

Он разумно планировал свое время и многое успевал. Он нес многие тяжелые проблемы людей на себе, у него на нервной почве развился псориаз. Александр сильно переживал, когда один из его близких прихожан под давлением КГБ рассказал о работе в приходе. Такой случай, к сожалению, не был единичным.

В 1985 году Александра хотели арестовать после подслушивания его общения с иностранцами.

По свидетельству митрополита Филарета, с которым мы дружили с детства, от тюрьмы Александра спас митрополит Ювеналий. КГБ, убив брата, таким образом, отомстило ему за то, что он им не подчинился, за то, что его книги за рубежом печатались и тайно ввозились в СССР.

Первое издание «Сына Человеческого» вышло под псевдонимом Андрей Боголюбов.

Другие книги Меня выходили под псевдонимами Эммануил Светлов, А. Павлов. Когда отца Александра не стало, ему было всего 55 лет. За эти два десятилетия он смог бы столько всего сделать! Фонд его имени старается как-то восполнить его проповедь, издавая книги отца Александра. Совсем недавно мы напечатали его лекции «Введение в Ветхий Завет», которые не утратили актуальности. Один студент записал лекции на магнитофон и передал кассеты нам. Мы даже не знаем его имени. Эту книгу решили назвать «От рабства к свободе».

— Жить, как велит Господь, трудно?

— Безусловно, трудно. Но это наша задача! Каемся, говорим о том, что будем стараться жить лучше. Жить, как велит Господь — для Александра это было главным, проповедуя Евангелие, помогая людям. Он искренне радовался, когда
видел, что человек повернулся к Богу. Для него это было плодом его труда. Если человек отворачивался от Бога, Александр безутешно горевал. Он считал, что каждый человек имеет право на свой путь к Богу, главное, чтобы он к этому стремился.

XX в. был тяжелым временем для русского православия. Последовательная богоборческая политика большевиков загнала Церковь чуть ли не в подполье.

Но даже в это трудное время были люди, готовые усердно нести Слово Божье.

Таким человеком был Александр Владимирович Мень.

Будущий миссионер родился в Москве в еврейской семье

в этот год родился Александр Мень

Биография у Меня, как и других значимых людей, весьма интересна.

Отец Александра, Владимир Григорьевич Мень, был инженером на фабрике в Орехове-Зуеве. Его жена, Елена Семеновна Цуперфейн, была чертежницей. Они поженились в 1934 г., а 22 января 1935 г. у них родился первенец, которого назвали Александром.

Крестил Сашу настоятель храма св. Кира и Иоанна на Солянке, архимандрит Серафим. Он стал духовником и наставником маленького Александра. Перед смертью в 1942 г. он предсказал, что Александр станет великим человеком в православной церкви.

В школе Александр увлекался природой и живописью

Марк Твен

Писатель

Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию

Энтузиазма к учебе в школе Саша не проявлял. Вместо этого он много занимался сам. Читал труды Отцов церкви, занимался астрономией и биологией. Постоянно ходил в походы. Занимался в кружке рисования у художника-анималиста В.А. Ватагина в Зоологическом музее. Рисовал животных, писал иконы.


Активно интересовался литературой. С 8 лет писал стихи, позже начал писать очерки о природе и истории.

Любовь к природе Мень сохранил на всю жизнь. «Бог дал нам две книги: Библию и природу», ‒ позже говорил он.

В конце 40-х Мень решил стать священником

1943 г. стал переломным годом для всех советских людей. Фашистские войска были разгромлены под Сталинградом и на Курской дуге.

Для православных случилось другое важное для них событие. Сталин разрешил выбрать патриарха. Верующие воспряли духом.

В этот год Александр Мень приобщился к церкви

В 40-х годах в Москве тайный Борис Александрович Васильев организовал подпольный кружок. В своей квартире он устраивал лекции по культуре и религии, обсуждал вместе с единомышленниками Священное Писание. В кружок входила мать Александра, Елена Семеновна. Она привела к Васильеву и сына.

В 1948 г. Александр решил стать священником. Он начал прислуживать в алтаре церкви Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.

В институте Александр готовится к служению Богу

год поступления Александра на охотоведческий факультет Московского Пушно-мехового института

Несмотря на подготовку и желание поступить в Духовную академию, Александр решил получить мирскую специальность. В 1953 г. он поступил на охотоведческий факультет Московского Пушно-мехового института.

Годы учебы в университете Мень вспоминал с удовольствием. В процессе учебы он плотно осваивал философию, читал Спинозу, Декарта, Лейбница. Читал православных философов: Флоренского, Булгакова, Бердяева, Лосского. Главным авторитетом для Александра стал философ Владимир Соловьев.

В это же время Мень начинает свою сознательную писательскую деятельность. Он пишет две книги по истории церкви: первый том ‒ «Древнюю церковь» он закончит в 1956 г., второй ‒ «Средние века» ‒ в 1957 г.

В институте Мень женился на Наталье Федоровне Григоренко.

Увлечение студента православием не осталось незамеченным, тем более, что в конце 50-х начался новый виток богоборчества. В 1958 г. Александра прямо перед госэкзаменами отчислили из университета.

После рукоположения Мень продолжил писать книги

год когда Александр Мень начинает священническую жизнь

Отчисление из университета вернуло Александра на предназначенный ему путь. 1 июня 1958 г. его посвятили в дьяконы, а 1 сентября 1960 г., после окончания заочного отделения Ленинградской духовной семинарии епископ Стефан рукоположил Меня в священники.

После рукоположения взгляды Меня окончательно сформировались. Он встал на позиции экуменизма и придерживался этих взглядов всю свою жизнь.

Экуменизм

учение о единстве христианских церквей, которого придерживался Александр Мень

1959 г. стал знаменательным как для самого Александра, так и для теоретического богословия. Он дописал один из своих важнейших трудов, книгу о Христе «Сын человеческий». В марте 1959 г. ее начали публиковать в «Журнале Московской патриархии».

После рукоположения Александра отправляют в село Алабино, в 50 км от Москвы. Здесь он пробудет до 1964 г.


В 1960 г. он начинает писать «Историю религий». Написал тома «Истоки Религии», «Магизм и единобожие» «У врат молчания». При этом не прекращает и публицистическую деятельность, активно пишет статьи для «Журнала».

В 1964 г. его переводят в Тарасовку, где он пишет 4-й том и перерабатывает три первых. Пишет книгу о православном богослужении, получившую название «Таинство, слово и образ». В это же время он попал под колпак КГБ.

С 1969 г. в Брюсселе началась публикация «Истории религий». По СССР его книги издавались самостоятельно.

В 60-е годы организует подпольные кружки

Покорение космоса дало новый толчок антирелигиозной пропаганде. Верующим запретили собрания. В ответ Мень начал организовывать кружки христиан, где они могли бы изучать Писание, молиться, укрепляться в вере. Кружки получили название «малых групп».


В Новой деревне Александр сложился как пастырь

В 1970 г. Меня переводят в Сретенский храм г. Пушкина. Здесь он продолжает дописывать «Историю религий», пишет учебник для Духовной академии: «Опыт изложения основ ветхозаветной исагогики в свете работ русской библейско-исторической школы и новейших исследований», составляет «Словарь по библиологии» ‒ труд о людях, посвятивших себя изучению Священного Писания.

Ведет просветительскую работу: к нему на службы ходят с соседних приходов, послушать его проповеди приезжают из разных городов.

К середине 1980-х годов Александр Мень имел широкую славу автора книг, проповедника и богослова. Его книги разбирали на цитаты.

Вместе с этим росли опасения, что за него всерьез примутся работники «органов». Напряжение росло. Неизвестно, чем бы все закончилось, но в 1985 г. грянула перестройка.

Первая публичная лекция по христианству принадлежит Александру Меню

1988 ‒ Мень прочитал лекцию в Московском институте стали и сплавов

Горбачев ослабил контроль за церковью. Проповедовать стало можно открыто. Иерархи православной церкви выдали Меню карт-бланш на любую миссионерскую деятельность.

Мень прочитал первую публичную лекцию. Стена, отгораживающая людей от православия, была пробита

До своей смерти, за два года он прочитал более двухсот лекций на самые разные темы. Отец Александр умел найти язык с любой аудиторией.

Священника убили на пути в храм. Убийц так и не нашли


Активная миссионерская деятельность вызвала недовольство в разных кругах. На отца Александра посыпались угрозы.

Утром 9 сентября 1990 г. отец Александр спешил на службу в храм в поселке Семхоз. Но прихожане не дождались своего пастыря.

На пути на Александра напали сзади и несколько раз ударили топором. Истекая кровью, он смог дойти до дома. Около калитки упал и больше не поднялся.

Александр Мень был убит неизвестными

Убийство видного деятеля Православной церкви наделало много шуму. Следствие по делу было взято под самый высокий контроль, однако убийц так и не нашли.