Изготовление манекенов на заказ для выставки. Как реализуется в отрасли импортозамещение? Типы манекенов, или Что можно производить

Изготовление манекенов - достаточно сложная и трудоемкая процедура. Создание персонального манекена отнимает не только много времени, но и требует немалых затрат на материалы. Да и сама технология не может считаться простой. Отсюда и стоимость готового манекена – зачастую проще манекен заказать, чем пытаться сделать его самому, даже если это единичный разовый заказ.

Многие люди воспринимают создание манекена как исключительно творческий акт. На самом же деле, производство манекенов – это во многом далекий от творчества процесс, который требует к тому же современного оборудования с установленным на нем специализированным ПО.

Изготовление манекенов по индивидуальным требованиям

Процесс создания манекенов возможен и в «потоковом режиме», то есть когда речь идет о заказе манекена в специализированной компании. «Российский центр производства макетов и моделей» - одна из таких компаний. Однако создаваемые манекены все равно нельзя назвать штампованными, типичными. Это связано с тем, что при создании каждого манекена, вне зависимости от сложности, используется индивидуальный подход. Особенно это важно при создании так называемых персональных манекенов, то есть тех, которые призваны копировать самого клиента или определенную историческую персону. Самые качественные, дорогие образцы, используемые для выставок, создаются практически полностью вручную, включая каркас. Однако над созданием манекена, вне зависимости от его сложности, трудится целый штат специалистов:

  1. одни отвечают за корпус,
  2. другие – за одежду будущей «исторической персоны»,
  3. третьи – за натуралистичность лица и макияж и так далее.

Кому сегодня нужны манекены?

Изготовление манекенов на заказ остается востребованной услугой. Среди основных клиентов – крупные музеи, выставочные центры, галереи. Не обходятся без качественно сделанных манекенов и тематические парки – манекены помогают создать атмосферу, подчеркнуть направленность парка или развлекательного центра, улучшить общий вид. Кроме того, услугой «манекен под заказ» пользуются и рестораны, кафе, бары – словом, любые заведения, где имеет значение концепция оформления. Дизайн интерьера при помощи манекенов выходит на первый план, превращая обычную точку питания в концептуальное заведение со своим особенным, неповторимым стилем.

Процесс изготовления манекена можно разделить на несколько этапов.
1. Пленка пищевая или строительная . Надеваем то белье, на которое в дальнейшем будем надевать будущие швейные шедевры. Напоминаю, что форма и размер бюстгальтера разных фирм значительно отличаются друг от друга. И это, несомненно, влияет на посадку изделия. Поверх белья обматываемся (естественно с помощью помощника) пищевой или строительной пленкой. Строительная более плотная, зато пищевая меньше по ширине и удобнее в обращении. Обматываем пленку вокруг тела в несколько слоев, соблюдая некоторую свободу облегания (в дальнейшем скотч сильно утянет тело). Тело заматываем от середины бедра до подбородка, руки до локтя, особое внимание уделяя подмышкам (прилипший скотч с этого нежного места отдирается очень болезненно).
2. Скотч армированный и строительный. После того, как на тело нанесена защитная пленка, начинаем обматывать тело двумя слоями армированного (серого) скотча и сверху один слой коричневого строительного скотча. Этого количества достаточно для того чтобы ваш кокон держал форму.

Начните это процесс с утра, не откладывайте на вечер (за один раз нужно намотать скотч, сделать кокон и загипсовать его, для того, чтобы он не потерял первоначальной формы). Слои скотча клеим, не затягивая тела: от талии вниз, затем вверх до области груди, спину полностью и руки до середины предплечья. Область груди заклеиваем в предпоследнюю очередь (дышать будет тяжело), а шею в последнюю очередь. Перед заклеиванием шеи уберите волосы.

Скотч отрезаем небольшими кусочками и тщательно формируем все изгибы вашего тела. Чем лучше вы сформируете кокон, тем правдоподобнее будет ваш манекен. Мы несколько раз разрезали и расставляли область между грудей и прогиб спины в области талии, т.к. скотч натягивался и имеющийся изгиб не сразу получился. Скотч для области груди нарезаем на очень маленькие кусочки и клеим в виде лепестков ромашки, то краев к центру. Не перетяните грудь. В мягком бюстгальтере это очень легко происходит, что приводит в дальнейшем к деформации формы груди в коконе (особенно у девушек с размером от 4 и выше). Девушки с большим размером груди не клейте скотч крест-накрест - это создает неправильную форму. У меня во время намотки одна грудь сплющилась - «первый блин комом», зато вторая получилась правдоподобная. По ней в дальнейшем я выравнивала несимметричную грудь с помощью папье-маше.
Предупреждение: процесс формирования кокона очень трудоемкий и тяжелый для всех участников процесса. Наберитесь терпения. У меня процесс намотки занял 4 часа. У некоторых это занимает от 1,5 до 3 часов. Наверное, это зависит от особенностей фигуры (чем больше изгибов, тем длиннее этот этап), качества намотки и расторопности помощника. За это время присесть не получится, не говоря уже о других естественных нуждах. Приготовьте несколько пар ножниц (в процессе они залипают в скотч и перестают резать), тряпочки (очищать лезвия ножниц), щетку или длинную палочку, чтобы почесываться (в это время обязательно что-нибудь зачешется), стул или табуретку (вы сможете на нее стать коленями, становится немного легче), воду (с соломинкой), и валидол. На форумах некоторые пишут, что не выдерживают этот этап и приводят себя в чувство с помощью нашатыря. До этого у меня не дошло, но валидол рассасывала не один раз.
После того как скотч наклеен необходимо «отбить уровень». Отмеряем одинаковое расстояние от пола до линии низа кокона и рисуем линию (как в шитье, когда выравниваем линию низа изделия). Затем с помощью отвеса от седьмого шейного позвонка отмеряем и рисуем линию середины спинки. Намечаем несколько поперечных линий (по ним будем совмещать и склеивать форму). Разрезаем по линии середины спинки (резать зигзагом нет никакой необходимости), и склеиваем разрезанное место несколькими слоями скотча. Отрезаем по намеченной линии низ манекена (после этого он должен ровно стоять на столе). Подкладываем под низ манекена плотный картон и рисуем эту же линию. Это будет ориентир объема и формы ваших бедер и низа манекена. По этой форме вы будете выставлять позже центр манекена для установки стойки под манекен. Внутреннюю пищевую пленку не вынимаем.





3. Гипс. После того как кокон из пленки готов, начинаем процесс гипсования. Для этого используем гипсовые бинты. В Москве это страшный дефицит. Обойдя 11 аптек я нашла только 2 бинта!!! Поэтому в первый день я гипсовала снизу вверх гипсовыми бинтами, а выше уже обычными бинтами с алебастром. Работать с алебастром мне не понравилось. Не удобно, долго, да и потом при снятии гипса пыль от него страшная. На следующий день мне повезло гораздо больше, в аптеке «Не болей» я купила еще 9 бинтов. Этого достаточно для гипсования всего кокона в два, а в области груди и спины - три слоя. Процесс гипсования необходимо вести снизу вверх, и внутрь манекена вставить распорки в области груди, рук и бедер (чтобы сохранить первоначальную форму). Чтобы кокон из скотча не падал, я внутрь вдела вешалку и укрепила ее на растяжках из проволоки, которые привязала к карнизу и крючку на стене. Низ кокона приклеила скотчем к столу, чтобы не двигался и не менял форму. Развернула его таким образом, чтобы было удобно подойти с гипсом с каждой стороны. На кокон одела мокрую марлю в один слой и зафиксировала его нитками. Сохнет гипс лучше всего при температуре +28 градусов. Обычной температуры в квартире + 24 градуса недостаточно. Я включила на ночь на кухне обогреватель и закрыла дверь. К утру там было уже +31. Зато гипс высох за сутки. Я для верности подождала еще двое суток.







4. Пена монтажная. После того как гипс высох можно начинать главный этап в создании манекена - заливание пеной изнутри. Я делала этот этап сама и одна. На своем опыте убедилась, что лучше доверить запенивание мужчине с руками и опытом работы в этой области.
Начитавшись рекомендаций на форумах я купила баллон монтажной зимней пены Титан, к нему пистолет, ацетон, перчатки и маску. Очки у меня уже были. Заливать манекен нужно в несколько этапов, т.к. пена должна высохнуть. Первую порцию пены заливала в область груди и живота (предварительно сбрызнув внутри водой из пульверизатора). По объему приблизительно 1/3 от ширины манекена, помня, что пена расширяется в течении часа и увеличивается в размере. В моем случае пистолет оказался бракованным, и пена полезла не из носика пистолета, а из соединения пистолета с баллоном. Волосы стали дыбом, но т.к. другого выхода не было, я начала ее собирать и руками закладывать в нужные мне места (тем более, что залезть в манекен с пистолетом и накрученным на него баллоном невозможно, если только вы не 60 размера). Пена была достаточно плотная и легко укладывалась. Пена из двух следующих баллонов этой же фирмы почему-то распределяться не хотела и опадала, как только я до нее дотрагивалась рукой. В пену (для того чтобы уменьшить ее расход) я добавила кусочки пенопласта (он хорошо режется кухонным ножом).
Затем вставила, отцентровала и зафиксировала внутри палку от метлы, обернутую целлофаном (стойки для манекена на тот момент у меня еще не было). Оставила сохнуть на сутки.
На следующий день пена высохла. Я, как опытная барышня, купила еще два баллона с пеной, но той, которой можно работать без пистолета (к ней трубочка прикручивается), они меньше в объеме, но мне пены хватило на весь манекен. Одним баллоном заполнила полностью верх манекена (через шею и руки), вторым - низ манекена (добавляя кусочки пенопласта). Пена лезла со всех сторон еще часа три, даже выталкивая пенопласт. На этих местах впоследствии образовались небольшие пустоты, и не засохшие места. В последний момент нужно вставить и зафиксировать то, на чем будет стоять ваш манекен, или хотя бы оставить дырку для стойки. Я вставила обернутую в целофан палку от метлы. У меня это не очень получилось. Зафиксировала правильно, но, видимо, недостаточно, и палку перекосило. Когда это обнаружилось, было уже поздно, все засохло и пришлось делать новую дырку.
Перед работой с пеной наденьте то, чего не жалко, на руки перчатки, выше закрутите пленкой до плеча, на нос очки. Маска понадобилась, когда я оттирала кухню и себя от пены ацетоном. Пена в манекене сохла еще три дня. После застывания, обрезаем пену ровно по краю низа манекена.





5. Снимаем гипс. Самый волнующий и торжественный момент во всем процессе. Строительным ножом сначала разрезала гипс по боковым и плечевым линиям на две половинки. Затем кокон из скотча. Сняла пленку. И вот она ваша Галатея. Моя Барышня (такое имя у моего манекена) - вышла на редкость ладненькая. В нескольких местах не засохшие дырочки (область спины, ягодицы и плечи) я заполнила пенопластом, и сверху закрыла кусочками высохшей пены. Объемы получились на несколько сантиметров меньше чем мои, что позже я откорректировала папье-маше. Обрезала манекен по плечу примерно 19 см от точки соединения плеча и шеи. На манекене из пены неровности подрезаются строительным ножом, а недостающие объемы в несколько слоев наращиваются с помощью папье-маше.








6. Папье-маше. Довести внешний вид манекена до идеального можно с помощью папье-маше. Для этого покупаем самую дешевую серую туалетную бумагу. Срезаем ее с рулона и заливаем горячей водой. Через 10 минут сливаем воду и немного отжимаем и разминаем бумагу. Добавляем клей ПВА до нужной консистенции. Все готово. Начинаем клеить папье-маше на манекен. Сохнет бумага не очень быстро. Даже повышение окружающей температуры никак не сказалось на скорости высыхания. Тонкий слой сохнет 2 дня, а более толстый может и 4. За неделю я полностью откорректировала манекен и подготовила его к завершающему этапу.






7. Стойка манекена. Стойку я заказывала в магазине. Очень хотелось деревянную треногу и непременно цвета натурального дерева. Ждала ее 2,5 недели. За это время все работы по формированию манекена были закончены, и пришлось корректировать недочеты. Предусмотренное мной отверстие для стойки манекена оказалось гораздо меньше в диаметре, чем сама стойка манекена (в магазине дали неверную информацию). Пришлось разогревать металлическую часть стойки и проделывать новое отверстие. Мой манекен оказался гораздо длиннее стандартного магазинного (он заканчивается на середине бедра). Для того чтобы опустить манекен и приблизить к моему росту, внутри зафиксировала не только металлическую палку, но и часть деревянной подставки. На этом этапе деревянная часть стойки треснула. Пришлось ехать в магазин покупать новую полностью металлическую стойку. Стойку зафиксировала в уже готовом отверстии. Закрепила с помощью металлического кольца для стойки.


8. Чехол из ватина. Форма из папье-маше достаточно твердая, а местами и шершавая. Для того чтобы добавить манекену мягкий слой, в котором можно фиксировать булавки я купила тонкий ватин. Вариант с синтепоном мне не очень подошел, т.к. на форуме были не очень лестные отзывы о нем. Из ватина я сшила чехол. Он сам отлично укладывался на манекен. Части ватина лучше сшивать встык, для того чтобы небыло видно швов. Сверху на шее манекена я сделала подушечку для булавок, сшив между собой 5 слоев ватина.



9. Чехол их бифлекса. Верхний слой шьется из бифлекса. Шьем так же, как и приталенное платье. Вытачки закладываем там, где они просятся. Них чехла собираем на резинку.







10. Стоимость материалов.
- монтажная пена Titan - 3 баллона - 200 + 200 + 250 = 650 р.
- перчатки резиновые - 2 пары - 40 + 40 = 80 р.
- скотч армированный - 2 рулона - 150 +150 = 300 р.
- скотч коричневый - 2 рулона - 40 + 40 = 80 р.
- ацетон - 1 шт. - 50 р.
- клей ПВА - 3 банки - 140 + 140 + 140 = 420 р.
- нож строительный OLFA - 1 шт. - 250 р.
- лезвия к ножу строительному - 1 шт. - 200р.
- маркер - 1 шт. - 15 р.
- марля - 1 шт. - 55 р.
- бинты гипсовые - (6 шт.- по 32 р., 1 шт. - по 55 р., 4 шт. - по 22 р.) = 337 р.
- бумага туалетная - 10 рулонов - по 5 р. =50 р.
- ватин - 1, 20 = 60 р.
- бифлекс - 1, 10 =550 р.

Итого: 3097 р. + стойка для манекена - 1400 р.
11. Затраченное время: 1 неделя (не включая время на высыхание всех слоев манекена).
12. Заключение: Работа над манекеном мне понравилась. Результатом осталась довольна. Манекен полностью соответствует моим параметрам и индивидуальным особенностям. Я даже уже успела использовать его по назначению - сшила куртку с капюшоном для йоги. То, что раньше я бы корректировала часа два, или пришлось бы звать подругу - забирать спинку и бока. На манекене я сделала за 5 минут. Такой идеальной спинки у меня никогда не было.

Манекены за последние сто пятьдесят лет эволюционировали от простой «вешалки» для одежды в эффектные фигуры для её демонстрации. Каждый уважающий себя владелец крупной сети магазинов заказывает индивидуальных манекенов, которые будут отражать концепцию фирмы. И делают они это не зря, ведь, по данным исследований, наличие такой презентации товара увеличивает продажи до четырёх раз. Спрос на манекены обусловлен не только стремлением показать свой бренд, но также малым сроком годности, который составляет всего год.

Бизнес по изготовлению манекенов считают затратным и трудоёмким хотя бы потому, что качественные образцы делаются вручную. Следовательно, требуется большое количество сотрудников. Но, тем не менее, такое дело привлекает российских бизнесменов: рынок насыщен манекенами иностранного производства, что позволяет найти свою нишу хотя бы на местном уровне.

Виды манекенов

Все манекены делать на две большие группы: мужские и женские. Но существует также множество типов, отличающихся назначением, внешним видом и формой.

1. Человекообразные манекены:

  • натуралистичные – полностью имитируют фигуру и внешний вид человека, его цвет кожи, лицо, волосы. Иногда им даже делают ногти с маникюром и надевают парик. Макияж и прическа делаются вручную. Они имеют цельную фигуру с частями тела, которые могут вращаться. Обычно рост у женских манекенов составляет 175-185 см, у мужских – 185-195 см. Для фигуры берут модельные параметры (90-60-90). Вес манекена 15-18 кг.
  • стилизованные – часто имеют достаточно экстравагантный вид, окраску, позу, бывают без каких-либо частей тела. К ним относится подтип абстрактных манекенов, которые могут иметь искажённые части тела в виде квадратов, конусов и т. д. Призваны подчеркнуть стиль магазина, их обычно делают под заказ.
  • профилированные. Сюда относятся спортивные манекены, которые обычно имеют более динамичные позы и живые лица, манекены беременных, домашних животных и детские. Манекены для демонстрации нижнего белья тоже являются профильными, они производятся без швов, имеют светлое покрытие очень высокого качества.

2. Демонстрационные формы – используют для демонстрации отдельных видов товаров: часов, шляп, перчаток, украшений. Для этого изготавливают фрагменты человеческого тела: руки, голову, ногу, торс.

3. Портновские манекены – используются для примерки одежды при пошиве. Их делают из твёрдых материалов, а потом покрывают обивкой.

4. Краш-манекены – используют при тестировании безопасности автомобиля.

Технология производства

Сначала определяют вид будущего манекена и проецируют фигуру человека в 3D формате. Дизайнер моделирует будущий манекен и создает прототип матрицы. Следующим этапом является изготовление форм (матриц) для отдельных частей манекена из гипса, стекловолокна или специального пластилина. Скульптор лепит торс, руки, ноги, голову. Матрицу из стекловолокна делают как папье-маше: материал выкладывают в семь слоёв, смазывая специальной смолой. Из одной матрицы делают до ста манекенов, на её изготовление может уйти от 4 до 15 месяцев.

После подготовительных операций приступают к изготовлению манекена. Используют различные виды материалов: гипс, пластик, полиэстер, фиберглас (полимерная смола, армированная стекломатом, с добавками минерального порошка). Наиболее часто применяют полиэстер и стекловолокно: из них манекены долговечные, прочные и недорого стоят.

Изготавливают манекен следующим образом: в матрицы, состоящие из двух частей, в несколько слоёв закладывают какой-либо основной и склеивающий материал. Матрицу соединяют и оставляют сушиться. После просушки части манекенов извлекают, убирают излишки материала, шлифуют, собирают, подвергают шпаклёвке и повторно шлифуют. Заключительным этапом является покраска: она производится распылением, применяют качественные виды покрытий, например, автомобильную краску. Сушатся манекены около часа. Далее рисуют глаза, губы, делают волосы, если это требуется. Чтобы сделать манекен подвижным его комплектуют шарнирами, имитирующими суставы. В среднем на изготовление одного стандартного манекена у профессионалов уходит до 3 часов.

Манекенов из полиэтилена производят методом экструзии (выдавливание) с помощью экструдера. Для этого изготавливают металлическую пресс-форму. Полиэтиленовые манекены являются самыми дешёвыми (торс стоит около 300 рублей), но и служат недолго. Такой метод можно использовать для изготовления демонстрационных форм.

Оборудование и сырьё

Для изготовления качественных манекенов из стекловолокна понадобится:

Для изготовления частей манекенов среднего качества:

  • экструдер (машина для литья) от 150 тыс. рублей за подержанный, от 1 до 2 млн. рублей за новый;
  • прессформы (от 200 тыс/ руб.);
  • полиэтилен - от 32 руб/кг.

Затраты и окупаемость

Самыми затратным для бизнеса по производству манекенов является создание формы (матрицы). Её проектирование и изготовление занять несколько месяцев и до $10-15 тыс. Также много денег уйдёт и на оплату труда: для выпуска больших партий заказных манекенов нужно много мастеров.

Цены на манекены высокого качества зависят от материала и его вида: средняя цена анатомических манекенов составляет $350-650, стилизованных - от $100-350. Демонстрационные торсы стоят от $40 до $150, бюсты - от $10 до $100, руки, ноги и головы $10-25. Рентабельность бизнеса составляет от 100 до 300%, и при активных продажах он может окупиться за 4-6 месяцев.

Черухина Кристина
- портал бизнес-планов и руководств

Наиболее эффективным способом демонстрации одежды является использование манекенов. Как показывает практика, это помогает увеличить объёмы продаж в несколько раз, поэтому каждый уважающий себя предприниматель заказывает подобные изделия. Однако производство манекенов – это не только затратное занятие, но и довольно трудоёмкое. Давайте посмотрим, как наладить собственное дело по производству таких изделий.

Немного общей информации

Вся суть заключается в том, что большинство качественных манекенов изготавливается вручную, следовательно, для начала вам потребуется достаточно много персонала. Но и это еще не все нюансы, ведь вас ждут большие капиталовложения, которые окупятся в зависимости от того, как у вас пойдут продажи. В настоящее время рынок уже насыщен подобными предложениями, но большинство компаний - иностранные, поэтому на местном уровне открыть подобный бизнес вполне реально, и это принесёт неплохие деньги.

Что касается непосредственно манекенов, то их принято разделять на две группы: мужские и женские. Хорошо продаются и те и другие. Давайте разберёмся с каждым пунктом по порядку, ведь в этом деле присутствует множество подводных камней, с которыми вам предстоит столкнуться.

Типы манекенов, или Что можно производить?

Как было отмечено выше, подобные изделия делятся на две большие группы. Но, помимо этого, их принято разделять по форме, назначению и другим параметрам. Наиболее распространённые – это человекообразные. Манекены бывают натуралистические, стилизованные и профилированные. Первые считаются достаточно дорогими и сложными в изготовлении. Дело в том, что они полностью создают впечатление живого человека. Причёски, макияж, цвет ногтей - всё это делается дизайнером вручную.

Профилированные манекены примечательны тем, что имеют самые разнообразные позы. Это могут быть как беременные женщины и дети, так и домашние животные и другие. Отличаются они высоким качеством и, как правило, сложной технологией изготовления (бесшовное производство).

Также вы можете продавать и так называемые краш-манекены, которые используют для проверки безопасности транспортного средства (имитация ДТП). Еще существуют демонстрационные формы, которые используются для показов часов, шляп и других аксессуаров.

Изготовление манекенов: часть 1

Перед тем как начать изготовление манекена, нужно сделать эскизы на компьютере при помощи специального софта. Другими словами, создаётся 3D модель манекена. На этом этапе определяется его внешний вид, размеры и т. п. Дизайнером проецируется прототип матрицы, а после этого изготавливаются формы для отдельных частей будущего изделия. В качестве сырья могут быть использованы гипс, стекловолокно или же специальный пластилин.

К работе приступает скульптор, который вручную лепит руки, торс, ноги и другие части тела. Как правило, из одной матрицы получается порядка сотни готовых манекенов, правда, их изготовление может длиться около года. По окончании операции приступают к практической части.

Чтобы получить готовый продукт, используют пластик, полиэстер, а также другие материалы, такие как фиберглас и гипс. Самое главное - это получить долговечное и прочное изделие, поэтому чаще всего используются стекловолокно и полиэстер. Также данная конструкция получается относительно недорогой и доступной для потребителя.

Производство манекенов: часть 2

Теперь мы имеем подготовленную матрицу, а точнее - несколько её частей. Для соединения двух частей используется высокопрочный склеивающий материал (жидкие гвозди и др.). Далее идёт процесс сушки изделия в течение 60-80 минут. После этого убираются излишки материала и клея, так как следующим этапом является шлифовка, а затем - шпаклёвка. В заключение проводится окончательная шлифовка. В принципе, манекен готов к покраске.

Желательно использовать специальный распылитель или автомобильную краску, так как это позволяет получить качественную поверхность. Рисуются глаза, делаются ресницы, волосы и другие детали. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что вы можете производить шарнирные манекены, которые имитируют движения человека. В среднем на изготовление одной единицы продукции у профессионала уходит около 3-4-х часов.

Покупка необходимого оборудования и сырья

В качестве примера возьмём производство манекенов из стекловолокна. В этом случае производственная линия будет состоять из нескольких основных агрегатов и вспомогательных.

К наиболее дорогостоящему оборудованию относится экструдер, который используется для отливки частей манекена. В среднем такая машина может стоить порядка 1 000 000 рублей. Также не обойтись и без пресс-формы, с помощью которой получаются разные части изделия. Такое устройство обойдётся в 200 000 - 250 000 рублей.

Что касается вспомогательного оборудования, то это компрессор объёмом 100 литров, его примерная стоимость 30 000 рублей. Расходные материалы также потребуются. Во-первых, желательно купить новый инструмент - это молотки, пилы, ножи и многое другое.

Нужно купить и автомобильную краску, её цена изменяется в широком диапазоне, в среднем 500-1000 рублей за пол-литра. Чтобы наладить производство манекенов, нам понадобится и полимерная смола, по 60 рублей за литр, а также собственно стекловолокно по 400 рублей за метр. Также не забываем приобретать полиэтилен по 30-40 руб/кг.

Окупаемость бизнеса и еще немного о затратах

Помимо того, что вам нужно приобрести вышеперечисленное оборудование, так как без него просто невозможно наладить производство, необходимо вложить порядка 100 000 рублей в разработку матрицы. Стоит заметить, что проектирование изготовления качественной матрицы – это процесс трудоёмкий, и по времени занимает около четырех месяцев.

О том, как с помощью 3D-технологий создаются современные качественные портновские манекены, о проблемах и перспективах развития данного сегмента легкой промышленности в связи с цифровизацией бизнеса рассказала РБК Светлана Творогова , генеральный директор компании «РДФ Групп».

Расскажите об инновациях и технологиях, которые применяются в вашей индустрии.

О том, что производство портновских манекенов - это отдельная сфера бизнеса, большинство людей не знает. И когда я рассказываю новым знакомым о нашем семейном предприятии, то обычно слышу в ответ: «А, это те манекены, которые в магазинах на витринах?» А когда добавляю подробностей, все очень удивляются тому, что и такая индустрия существует. На мой взгляд, до появления нашей компании никто в России не задумывался, что манекен как инструмент для текстильного производства или индивидуального пошива одежды может быть технологичным, качественным, инновационным. И не только может, а должен быть именно таким.


Уникальность наших манекенов складывается из двух составляющих.

Первая - это современные формы манекенов, к которым мы пришли, обработав данные масштабного 3D-сканирования современных мужчин и женщин. Фигуры наших манекенов похожи на реальных людей, а не на представления модельеров о том, какими должны быть люди, как это часто бывает в модной индустрии. Второй компонент успеха нашей продукции - это использование эластичного материала. Технологию литья манекенов из пенополиуретана придумали мои родители много лет назад. Просто им в голову пришла мысль: а почему манекен, в отличие от реального человека, должен быть твердым на ощупь? В 2014 году мы с сестрой преобразовали эту идею в работающую бизнес-модель. Благодаря применению этого материала, который также используется при производстве автомобильных сидений и ортопедических матрасов, на наших манекенах можно отпаривать одежду, втыкать в них иголки, ронять. Они сжимаемые и мягкие. Исторически манекены всегда производились из дешевых материалов, пластика или папье-маше, поэтому многие из них не выдерживали и одного падения. Торс же нашего манекена практически «неубиваемый». В этом году мы по-настоящему проверили его на прочность: проехали по манекену бронетранспортером более двадцати раз. Ткань на манекене, конечно, немного порвалась, но сама конструкция оказалась совершенно целой. Даже просмотр видео этого «краш-теста» приводит наших клиентов и партнеров в восторг, а в реальности, на полигоне я сама была очень приятно удивлена успехом этого эксперимента.

Материал материалом, но мы очень трепетно относимся также ко всем комплектующим наших манекенов, будь то обтяжка, подставка или фиксатор высоты манекена. К примеру, обтяжка: мы используем только плотный хлопок с тефлоновой пропиткой, обладающей грязе- и водоотталкивающими свойствами. На чехол мы наносим прострочкой все основные конструктивные линии, необходимые для работы портных. Каждый чехол для манекена - это произведение искусства, и, похоже, во всём мире никто так не заморачивается с этим, как мы. Ситуация не меняется и со всеми остальными приспособлениями, относящимся к манекенам. Мы очень быстро реагируем на запросы покупателей, так, мы начали производство рук и голов к манекенам, разрабатываем специальные накладки для увеличения размера манекена в нужных местах. Это нужно, например, для пошива одежды для беременных. Не останавливаемся и на этом - производим всё, что придет нам или нашему клиенту в голову и что нам под силу: из новинок - удобный фартук для портного с множеством кармашков для ножниц, булавок, карандашей и всего необходимого подручного инструмента.


Помимо серийного производства мягких портновских манекенов, мы также изготавливаем индивидуальные манекены. Это вообще наша уникальная разработка. Сначала мы сканируем фигуру заказчика 3D-сканером, обрабатываем данные с инженером-конструктором, согласовываем полученную 3D-модель и на высокоточном фрезерном станке вытачиваем манекен. Получается стопроцентная копия фигуры заказчика, практически клон, который затем можно отправить, например, в миланское ателье. И заказчику более не нужно приезжать на пять примерок, чтобы сшить костюм или платье, потому что у портного есть его фигура для работы.

Насколько важен ваш рынок для легпрома в целом? Какую роль играет?

До 2014 года я занималась исследованием рынка портновских манекенов и пришла к выводу, что в России этот сегмент легкой промышленности совершенно не развит. Сейчас в России отсутствуют какие-либо производственные стандарты, поэтому все производители копируют друг у друга старые советские фигуры манекенов, разработанные в 1980-х годах ЦНИИШПом (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности), которые давно не актуальны, сутулы, несимметричны и т. д. И до сих пор никто серьезно не занимался ни исследованием типологии фигур населения России, ни тем более разработкой новых форм манекенов. Результат - невысокое качество посадки готовой одежды российских производителей. Вывод, к которому я пришла три года назад: чтобы выйти на конкурентоспособный уровень, российские производители одежды нуждаются в новых манекенах. Мы сами разрабатывали фигуры наших манекенов, проводя исследования, и это позволило нам сделать действительно актуальные формы, а не копировать чужие ошибки, уходящие корнями в прошлый век. Да, фигура среднестатистического человека меняется каждые пятнадцать лет, ведь идет непрерывный процесс акселерации населения, поэтому формы манекенов, разработанные до 2000 года, а, поверьте, это 99% манекенов в мире, уже устарели и не актуальны на данный момент. Получив достойный инструмент для работы - качественные манекены, - производители одежды смогут создавать качественные товары для продажи внутри страны и на экспорт.


Нам удалось создать манекен, который по форме и качеству подходит и мэтрам российской моды, и студентам профильных вузов, и швейным фабрикам, и тем, для кого шитье - это просто хобби. Сотрудничество с ведущими российскими домами моды позволяет нам совершенствовать продукцию и удовлетворять потребности самых взыскательных потребителей.

Мы верим, что делаем хорошее дело для всей легкой промышленности нашей страны. И хотим подготовить всю необходимую производственную базу для российских швейных предприятий: от производства профессионального оборудования для шитья до воплощения научно-исследовательских проектов и разработки межгосударственных стандартов. Через какое-то время, лет через пять, хотелось бы заняться еще более инновационной деятельностью. Нам снится днем и ночью доступный по цене роботизированный раздвижной манекен, управляемый со смартфона. Всё это для того, чтобы любой клиент, будь то швейное производство или частная швея-надомница, смогли позволить себе манекен для шитья необходимого им размера, подстраивающийся под конкретные характеристики пользователя.

Расскажите о вашей импортно-экспортной деятельности на рынке.

Все привозят манекены из-за рубежа, а мы, наоборот, стремимся на внешние рынки. Отлично идут продажи в странах СНГ. Что же касается дальнего зарубежья, то мы постепенно приобретаем опыт на различных международных электронных площадках. Сейчас мы представлены на трех онлайн площадках: Amazon, eBay, Etsy. У каждой из них есть свои особенности, мы только учимся там работать. Но каждая из этих площадок уже принесла нам большое количество довольных клиентов со всех уголков мира, и это, конечно, очень вдохновляет, когда клиент из Австралии пишет: «Почему ваших манекенов нет у нас в магазинах? Они же просто потрясающие!»

Наш самый востребованный за рубежом проект - это индивидуальные манекены. Мы выезжаем в разные страны проводить 3D-сканирование и создавать манекены для занятых деловых людей: бизнесменов, высокопоставленных политиков и даже первых лиц государства. Буквально пару недель назад мы сканировали короля одной страны. Помимо того, что это очень интересная работа, безумно интересно общаться с такими людьми.

Как реализуется в отрасли импортозамещение?

В нашей микроотрасли мы совершили настоящий прорыв: до нас были только Китай, Польша, Турция, Великобритания и совсем немного российских производителей со своим кустарным производством. Мы не соревновались с конкурентами по ценам, а решили взять качеством, и эта стратегия оказалась выигрышной. Время, когда с полок магазинов сметали всё подряд, невзирая на качество и страну-производителя, давно прошло. Сейчас наступила эпоха персонификации: клиенты ценят индивидуальный подход, качественные консультации, сервисное сопровождение после совершения покупки. Ценятся клиентом и сильные российские бренды, поэтому значительная часть наших инвестиций ушла на продвижение Royal Dress Forms. Мы регулярно принимаем участие в Московской неделе моды и образовательных проектах, ведем блог, в котором много полезной информации о нашей продукции и пошиве одежды в целом. Royal Dress Forms, наверное, первый и единственный бренд на российском рынке портновских манекенов, с продукцией которого счастливые обладатели постят селфи в «Инстаграм». У нас получился своего рода айфон среди манекенов. Поэтому, безусловно, в премиальном и просто дорогом сегменте мы считаем наш проект отличным «кейсовым» вариантом, ничуть не уступающим импортным аналогам.


Как изменились тенденции в отрасли сегодня, если сравнивать с тем, что было два-три года назад?

Когда мы запускали свое производство, текстильная промышленность находилась в печальном состоянии, поэтому строить планы и делать какие-либо прогнозы относительно будущих продаж было не то что невозможно, а просто страшно. Однако мы решили, что качественная продукция - вне кризисов и рецессий, взяли кредит в Сбербанке, приобрели свой 3D-сканер, вложили боюсь озвучить сколько миллионов рублей личных средств и начали работать. Мы начинали с двадцати метров площади офиса и четырех метров склада, поначалу сами принимали и развозили заказы. Сейчас, три года спустя, мы занимаем более четырехсот метров, на нас работает команда сотрудников и фрилансеров, отгрузки уже измеряются не в штуках, а в сотнях и тысячах единиц товара. Сегодня мы понимаем, что негативные экономические и политические процессы только помогли нам: рост цен на зарубежные манекены из-за скачков курса валют переориентировал даже обеспеченных российских покупателей на продукцию отечественного производства. Благодаря политическим настроениям импортозамещение стало актуальным, а российский продукт - модным. Помимо этого, из-за инфляции растут цены на готовую одежду, и самостоятельный пошив дома, рукоделие становятся популярными трендами. Соответственно, растут и объемы продаж нашей продукции.

Еще одна тенденция, которую мы отметили в этом году, - поддержка со стороны государственных органов. Это и субсидии для малого бизнеса, и консультационная поддержка, и обучение. Мы, к примеру, активно работаем с Российским экспортным центром, получили информационную помощь от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, отправляем сотрудников на обучение в ГБУ «Малый бизнес Москвы». Наступило то время, когда можно прийти с хорошим продуктом в кабинет к чиновнику и рассказать о нем простым человеческим языком, без бюрократии и многомесячных переписок по почте. И мы тоже стараемся не оставаться в долгу. Мы постоянно участвуем в качестве спонсоров в различных конкурсах молодых дизайнеров, поддерживаем молодые таланты, обеспечивая их профессиональным оборудованием для шитья. Спонсируем также благотворительные фонды и специализированные детские учреждения, чтобы дать шанс каждому ребенку найти себе занятие по душе: дети, оказывается, очень увлекаются творческим процессом муляжного метода (метод наколки) на манекенах.

Если говорить о тенденциях именно в отрасли пошива одежды, то мне кажется, она начинает наконец возрождаться. К примеру, мы сейчас арендуем помещения в технопарке «Кунцево», специализирующемся на швейной промышленности, и наши соседи - успешно работающие бизнес-проекты с очень интересными продуктами. Однако, если дела с готовой одеждой всё лучше и лучше, то на сырьевом рынке по-прежнему беда. Увы, большая часть сырья продолжает оставаться импортной, и это то, над чем нам всем надо работать.